Реферат по предмету "Философия"


Философские воззрения Платона

--PAGE_BREAK--После смерти Сократа


В 28 лет (399г до н.э.), Платон вместе с другими учениками великого философа на 12 лет покинул Афины и переехал в Мегары, где жил один из известных учеников Сократа – Эвклид. В 40 лет он посетил Италию, где познакомился с пифагорейцем Архитом. Ранее он побывал в Египте и в Кирене. Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе – центре египетской религии и жреческой организации.

Он знакомится с Дионисием, тираном Сиракуз, и мечтает воплотить в жизнь свой идеал правителя-философа. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном Дионисием Старшим, зато завязалась дружба с Дионом, племянником тирана. В Дионе Платон надеялся найти достойного ученика и в будущем — философа на троне. Платон оскорбил правителя своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью. За это Платон был продан в рабство на Эгину, из которого его выкупил и освободил Анникерид, философ мегарской школы. Из Египта Платон прибыл на Криены. Здесь он встретился с видным греческим астрономом и математиком Федром.

Из Криен последовал переезд в Южную Италию. Одной из задач путешествия было ознакомление с учением пифагорийцев и с результатами их математических исследований. После пребывания в Южной Италии последовал переезд Платона в Сицилию.
Академия


В 387 (386)г. до н. э., в сорокалетнем возрасте Платон вернулся в Афины.Он открывает философскую школу, Академию, названную так по имени героя Академа, которому был посвящен гимназий, где происходили занятия. «Примечательно, что эта знаменитая платоновская Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т. е. в течение почти 1000 лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 г.»[6] Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона, даже его литературная деятельность в течение двух последующих десятилетий отошла на второй план; «он желал даже, чтобы она, по существу, являлась лишь художественным отголоском работы и успехов общения преподавания и совместного исследования. По некоторым литературным сведениям Академия напоминала современные высшие учебные заведения: она располагала научным оборудованием, библиотекой, там читались лекции и проводились семинары. Покупку гимназиума и принадлежащего к нему парка Платон совершил на собственные средства, вероятно при поддержке друзей. В Академию принимались ученики вне зависимости от внешних обстоятельств, само обучение было бесплатным. Известно, что некоторые лица делали пожертвования в пользу Академии.  Одним из самых первых студентов Академии был Аристотель, он учился там в течение двадцати лет и именно от него дошли сведения, что Платон читал лекции без подготовленных записей. О способе преподавания в Академии имеется не так много фактов. Известно, что Платон применял сократовский метод, который заключался в том, чтобы рядом вопросов привести ученика к истине. Когда число учеников возросло, Платон перешел к настоящим лекциям. Свидетельствуют об этом изданные Аристотелем и другими учениками некоторые лекции Платона. Каким образом Платон систематизировал преподавание по предметам — не известно. Исходя из самих произведений Платона, можно предположить, что его не отличало методическое распределение предметов, и его ученик Аристотель превзошел его в этом отношении. Научные труды Аристотеля основываются на строгом разделении наук и систематизации. У Платона же в диалогах мотивы и проблемы из разных областей благодаря воображению философа,  зачастую переплетаются друг с другом.

Академия заменяла Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от которой он отказался. В основу платоновского обучения был положен метод математики. «Перед входом в Академию каждого встречала надпись:‹‹Негеометр да не войдёт››.Она указывала на глубокое уважение Платона к математике вообще и геометрии в частности, как ‹‹науке о самых прекрасных мысленных фигурах››.[7]

Двадцать лет жизни Платона были посвящены Академии. Новая школа привлекла многих греческих юношей, и среди них оказался Дион, шурин Дионисия Младшего, наследника сицилийского тирана. В 367г. до н.э. – Дионисий наследует престол своего отца, и Дион, увлекшийся мечтой Платона о просвещенной политической власти, приглашает философа в Сиракузы для наблюдения за воспитанием молодого правителя. Спустя некоторое время Дионисий поссорился с Дионом и он был изгнан. Платон возвращается в Афины, но продолжает следить за развитием событий, безуспешно пытаясь примирить двух своих учеников. 361г. до н.э. – Платон отваживается на последнее путешествие в Сиракузы, однако убеждается в полном бессилии что-либо изменить. В какой-то момент в опасности оказывается его собственная жизнь, и лишь с огромным трудом в 360г. до н.э. ему удается вернуться в Афины. Теперь Платон всецело посвящает себя преподаванию и чтению лекций в Академии. С 367г. до н.э. его учеником становится Аристотель.

В кругу Академии заканчивается жизнь Платона. Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Погребение свершили в Академии. После смерти Платона его ученики разделились на две группы. Одна, называемая академиками, продолжала встречаться в Академии, а другая, называемая перипатетиками, в 384-322 годах до н.э. отправилась в Ликей под руководством Аристотеля.

Учение об идеях


Греческое слово «идея»(eidos) означает «вид», «картина» или «образец». Идеи Платона — не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия».[8]

Понятие идеи является ключевым понятием в философии Платона. Идеи, по его словам существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны.  «Идeя» пpoтивoпocтaвляeтcя  y  Плaтoнa  вceм ee чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй.  Чyвcтвeнныe вeщи измeнчивы и пepexoдящи, в ниx нeт ничeгo пpoчнoгo, ycтoйчивoгo, пocтoяннoгo.«Всякая вещь, чтобы быть чем-то, должна чем-нибудь отличаться от всего другого. Сумма всех отличий данной вещи от всех прочих вещей есть ее идея, или ее смысл».[9]

Согласно учению Платона, материальный мир является лишь копией, тенью мира идеального. Материальный мир находится между миром идей, понимаемых, как реальное бытие (мир подлинный, который порождает мир вещей), и небытием (материей как таковой). Сама же область идей не представлялась Платону однородной, она образовывала иерархию. Так, по Платону, существуют идеи высшего порядка — это идеи прекрасного, справедливого. Затем идеи, выражающие физические явления и процессы- идеи огня, движения, цвета, звука. Третий ряд идей — отдельные разряды существ (животные, человек). Далее — идеи предметов. Все количество эйдосов восходит к идее Блага — к единому первоначалу. Эта идея «единого» близка к идее о Боге.  «Бог — не только существо живое, он — совершенство благ».[10]«Бог и есть само благо. Желая, чтобы все было наилучшим, он создает мир по собственному подобию, т. е. согласно «идее» совершеннейшего живого существа». [11]

Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создает миф о пещере. В этом мифе говорится следующее: В одной пещере с самого рождения томятся узники. Они сидят спиной к огню и их головы не могут поворачиваться, поэтому они постоянно смотрят только в одну сторону — на стену пещеры. Позади них ходят люди, которые проносят различные предметы. Заключенные могут видеть лишь тени этих предметов и людей.  И если хотя бы одному узнику удалось бы освободиться и увидеть людей, огонь и предметы, он бы наверняка решил, что это воображаемые объекты, т.к. всю жизнь он привык верить, что реальные вещи — это тени. Кроме того- свет бы ослепил его.

Интерпретация мифа
Можно предположить, смысл этого мифа заключается в том, что познать идеальную реальность довольно сложно.  Узники пещеры — это мы. Тени на стене представляют собой образы знакомых нам вещей. Солнце символизирует верховную идею Блага, поэтому так сложно смотреть на него, хотя оно дает жизнь и делает все остальное видимым. Миф повествует о том, что если мы чужды философии, то мы видим только тени, видимость предметов.

Платон разработал еще один способ понимания идеального мира – через интуицию. Он пишет, что все мы родились с врожденным пониманием идеального мира, но забываем это знание. Платон вводит понятие «анамнезис»- воспоминание идеального мира, который мы знали до рождения. Анамнезис объясняет то, почему мы знаем некоторые вещи, хотя никогда не сталкивались с ними на опыте. Анамнезис указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Известен случай, когда  Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию.

Учение Платона об идеях — «идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение — объективный идеализм, так как, по Платону, «идея» существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных чувственных предметов, существует как общее для всех этих предметов.»[12] Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.


  «Идея» прекрасного

Платон разъясняет, что предметом исследования явля­ется не то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, а то, что по истине есть пре­красное, т. е. прекрасное само по себе, сущность пре­красного, не зависящая от случайных, временных, из­менчивых и относительных его проявлений.

После дальнейших препирательств выясняется, что вопрос поставлен не о вещах прекрасных в относитель­ном смысле, а о том безусловно прекрасном, которое одно только и сообщает отдельным вещам качество или свойство красоты.

Наиболее полная характеристика «вида», или «идеи», была развита Платоном при исследовании сущности прекрасного.

По Платону, кто последовательно поднимается по ступеням созерца­ния прекрасного, тот увидит нечто прекрасное, удиви­тельное по своей природе. Прекрасное не предстанет перед созерцающим его «идею» в виде какого-либо облика, либо рук, либо какой иной части тела. Платоновское прекрасное есть «вид», или «идея», в специфически платоновском смысле этого понятия, т. е. истинно-сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом; иными словами, прекрасное — сверхчувственная причина и образец всех вещей, называемых прекрас­ными в чувственном мире, безусловный источник их реальности в той мере, в какой она для них воз­можна.

В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем ее чувственным подобиям и отображе­ниям в мире воспринимаемых нами вещей. Напротив, «вид», или «идея», прекрасного, т. е. пре­красное само по себе, истинно-сущее прекрасное не под­лежит никакому изменению или превращению, совер­шенно тождественно и есть вечная сущность, всегда равная самой себе.

Как «идея» прекрасное есть сущность, чувственно не воспринимаемая и даже безобразная, бесформенная.

Таким образом, только в несобственном и притом чрезвычайно неточном смысле к «идеям» Платона могут быть прилагаемы определения пространства, времени и числа. В строгом смысле слова, «идеи», как их пони­мает Платон, совершенно запредельны, невыразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в каких поня­тиях и категориях числа, пространства и времени.

Вот как это описал сам Платон: «Тот, кто познает саму «идею» прекрасного, «увидит вдруг нечто удивительно прекрасное по природе , нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-либо речи или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что-нибудь, а сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая; все же другие разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий она не испытывает» (Пир).



--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.