Содержание:
Введение
Часть I
Часть II
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
«Шекспир был яркою зарею и торжественным рассветом эры нового, истинного искусства», - так писал В.Т.Белинский о Вильяме Шекспире.
Творчество этого гения вот уже четыре века привлекает различных критиков и ученых, есть даже целая наука – шекспироведение. Существует две разные точки зрения на творчество великого писателя: Пушкин, Белинский, Гете боготворили Шекспира, а Л. Толстой, например, не признавал авторитета его. Исследователь А. Аникст принадлежит к первому лагерю, рассмотрением его монографии мы и займемся в данной работе.
Часть I
Общая характеристика книги
Предо мной лежит исследовательский труд А. Аникста «Творчество Шекспира». Эта книга 1963 года выпуска. В ней автор очень подробно рассматривает биографию Шекспира, отношение к нему современников, место Шекспира в наше время, структуру его произведений (композицию, стиль, жанр, проблематику). Книга довольно объемная (614 страниц), состоит из пяти частей, в самом начале – предисловие, в конце – заключение и избранная библиография. Первая часть – общие сведения о Шекспире и его творчестве, об эпохе, в которой он жил (конспект этой части вы прочтете далее в работе). Последующие четыре части, рассказывают о каждом этапе его творчества отдельно, о произведениях, которые Шекспир на данном этапе писал.
На мой взгляд, книга построена очень грамотно, автор пишет предельно ясно, то есть у него все разложено по полочкам, и мысль потерять невозможно. Читать было очень интересно и познавательно.
Часть II
Предисловие
В наше сознание прочно вошло представление о реалистической сущности творчества великого английского драматурга. Именно потому декадентские, символистические трактовки Шекспира не имели у нас почвы и не получили распространения.
Белинский назвал Шекспира «Новым Протеем, который умел вдыхать душу живую в мертвую действительность».
Шекспира хорошо знают и любят в нашей стране. Миллионные тиражи его произведений в различных переводах, многочисленные театральные постановки и, наконец, экранизация некоторых пьес делали у нас творчество Шекспира подлинно народным достоянием.
Часть первая. Шекспир и его время
Глава 1. Контуры жизненного и творческого пути
Молодость Шекспира в Стратфорде
Фамилия Шекспир представляет собой сочетание слов, которое в переводе означает: «Потрясающий копьем».
Предки Шекспира были землевладельцами, а отец – ремесленником и торговцем.
Принято считать датой рождения писателя 23 апреля 1564 г.
В Стратфорде существовала грамматическая школа, где Шекспир учился до 13 лет.
В 21 год он оказался главой семейства, об обеспечении которого было необходимо заботиться.
Вскоре после 1585 года Шекспир по-видимому покинул Стратфорд и через некоторое время оказался в Лондоне.
Начало работы в театре
Шекспир начал работу в театре как актер. В 1590-1592г.г. он уже выдвинулся как драматург и его произведения привлекли внимание.
За первые четыре-пять лет драматургической деятельности Шекспир написал трилогию «Генрих VI», «Тита Андроника», «Ричарда III», «Комедию ошибок», «Укрощение строптивой».
Первые издания поэм и драм
1593г. – Издается поэма «Венера и Адонис»
1594г. – Издается поэма «Лукреция», трагедия «Тит Андроник».
Вступление в труппу «слуг лорда – камергера»
В 1594 г. Шекспир вступает в труппу Бербеджей. Материальное положение значительно улучшается, как следствие – покупка большого дома и дворянского звания.
Признание Шекспира современниками
Начиная с 1594 г. Шекспир становится центральной фигурой среди лондонских драматургов.
Постройка театра «Глобус»
В 1599 г. труппа Бербеджей переехала в новое здание. Новому театру было дано название «The Globe», что в переводе означает «Земной шар», хотя принято переводить «Глобус». После смерти Елизаветы на престол взошел Иаков I, который удостоил театр «Глобус» высшей чести – он стал театром короля. В 1612 г. ставится последняя пьеса Шекспира «Генрих VIII».
Около 1610 г. Шекспир опять селится в Статфорде.
Он скончался 23 апреля 1616 г. (т.е. в день своего рождения).
Бен Джонсон о Шекспире
Мы узнаем из его отзыва, что Шекспир был человеком честной, открытой и «свободной», то есть широкой натуры. Джонсон называет его «душой века».
История знает мало примеров таких верных и пророческих оценок гения современниками, тем более писателем, который был соперником того, о ком он так вдохновенно писал.
Глава 2. Шекспировский канон
Прижизненные издания пьес Шекспира неравноценны. Они делятся на две группы – доброкачественные и «пиратские». Доброкачественные издавались с согласия автора и с его помощью, «пиратские» же, как и в наше время, без его ведома, соответственно и качество их оставляло желать лучшего.
«Пираты» 16 века, как и «пираты» ХХI века, не думали о художественной ценности произведения, они стремились лишь удовлетворять потребительский спрос и заработать на этом денег. Интересная получается картина: пиратские копии существуют уже аж с 16 века.
После смерти Шекспира в 1623 г. выпустили его друзья фолио с 36-ю пьесами гения. В предисловии к фолио друзья написали, что это все пьесы Шекспира, но позднее выявился еще ряд произведений, которые можно отнести к творчеству Шекспира (хроника «Эдуард III», пьесы «Томас Мор», «Карденио», «Два благородных родственника»).
Кстати, можно вспомнить целый ряд известных писателей, художников, после смерти которых велись (да и до сих пор ведутся) споры о принадлежности того или иного произведения их перу. Например, в русской литературе споры ведутся вокруг литературной деятельности Н.Новикова (некоторых исследователей почитать – так он вообще ничего не написал, а был плагиатом чистой воды).
Глава 3. Эпоха Возрождения
После «золотого века», пережитого древней Грецией, это была вторая эпоха в истории европейской цивилизации, когда человечество совершило грандиозный скачок вперед в своем культурном развитии. Сокровищница цивилизации и культуры обогатилась новыми ценностями неувядающего значения.
Ренессанс начался со второй половины 15 века. Пала духовная диктатура церкви, и вместе с ней стали рушиться многие прежние иллюзорные представления.
Первой капиталистической нацией Европы была Италия, но в Англии развитие капитализма совершилось в самой классической форме. Выросла и превратилась в могущественную силу буржуазия.
Из ученых естествоиспытателей следует особо выделить Уильяма Харви, открывшего кровообращение у человека. Величайшим философом эпохи был родоначальник материализма нового времени Франсис Бэкон.
Большого развития достигла новая гуманистическая литература. В начале 16в гуманисты начали преобразование народной драмы, постепенно изгнав из нее религиозные мотивы и придав театру совершенно светский характер.
Философия гуманизма составила идейную основу творчества Шекспира.
Для гуманистов природа стала основой всех благ человечества. Жажда знаний становится великой страстью эпохи.
Если средневековая философия считала человека существом жалким и ничтожным, то гуманисты провозгласили его центром мироздания.
Идеалом гуманистов стал «универсальный человек»: человек должен уметь все, испытать все, должен проявить самые разнообразные задатки, заложенные в нем природой, и развить их до высокой степени совершенства (Гамлет у Шекспира). Большинство идеалов гуманизма принимало существующий сословный строй (абсолютную монархию).
Здесь еще необходимо упомянуть о положении крестьян. Их положение в эпоху Возрождения было плачевным. Развитие капитализма оставило их без земли, а, следовательно, и без средств к существованию. Феодалы прямо выгоняли крестьян с их земель и устраивали там овечьи пастбища. Это было жестокое и кровавое время.
Глава 4. Поэт, драматург, мыслитель
Шекспир–человек жил, как все люди: занимался всевозможными житейскими делами, радовался, страдал. Шекспир–художник холодным и пристальным взором наблюдал, изучал, сопоставлял характеры, поведение, переживания. Только так, а не посредством одного только воображения, мог он дойти до того знания человеческой натуры, которым мы так восхищаемся в нем. Можно сказать, что работа над произведением – филигранная работа. И действительно, вспомним Тургенева, Толстого, Чехова, у которых каждый эпитет, каждый знак препинания обоснован и о чем-то говорит.
Творчество Шекспира собрало в себя все излучения эпохи. Не было ни одной стороны английской жизни, которая не получила бы отражения в его произведениях.
Язык Шекспира насчитывает до четырнадцати тысяч слов, что уже является ярким показателем универсальности его гения. Конкуренцию ему могут составить разве что Ленин и Пушкин (к сожалению, точную цифру я не смогла вспомнить).
У Шекспира нет разделения на частную и общественную жизнь, характерного для уклада и всей культуры буржуазного общества. В пьесах Шекспира перед нами всегда вся жизнь, единая, неделимая, многообразная, и человек в его драмах живет связанный тысячами нитей со всеми остальными людьми, с установлениями общества и государства. Мы видим не только любовь Ромео и Джульетты, но и всю жизнь общества, государства.
У Шекспира человек создает обстоятельства. Шекспировский герой – многогранный характер, обладающий безусловными рефлексами на действительность.
Шекспир признает человечность всякого человека: короля и плебея, дворянина и буржуа, протестанта и католика, христианина и еврея, белого и темнокожего. У Шекспира и чернейшим душам доступны естественные человеческие чувства, правда искажаемые нравственными пороками, присущими данной личности. Но злодеи Шекспира лишены извращенности. Им свойственно своего рода прямодушие. Наедине с собой они не хитрят. Шекспир не только драматург, но и поэт. Однако поэтом он является не потому, что писал свои драмы стихами ( как Гоголь, ведь он тоже выступил как поэт в «Мертвых душах»). Шекспир окружает ореолом поэтичности самые повседневные явления жизни.
В пьесах Шекспира немало неправдоподобного. У него встречаются духи и призраки. Сюжетосложение драм Шекспира подчинялось законам поэтического мышления, характерного для народного сознания на ранних ступенях его развития, когда еще были живы поэтические легенды, складывавшиеся веками.
Книжная литература обогатила Шекспира широким кругозором, способностью анализа, тонким чувством слова, умением обдуманно стоить речь, арсеналом средств риторики, новыми гибкими формами стиха, указала ему путь к виртуозному мастерству поэтического языка.
Шекспировская драма свои эффекты строит не на подражании действительности, а на силе поэтического выражения ее. Именно поэтому сцена шекспировского театра была почти лишена декораций.
В шекспировских пьесах очень много анахронизмов и несообразностей, которым объяснение – расчет на сценический эффект. Шекспир вообще вряд ли задумывался, что когда-то люди будут читать его произведения и сопоставлять факты.
В исторических драмах Шекспира реальность изображенных в них событий засвидетельствована историей. Фантазия Шекспира здесь скована. Зато в комедиях Шекспир дает волю своему воображению.
Великие трагедии в этом отношении занимают среднее положение между историческими драмами и комедиями.
Шекспир многообразно связан с духовной культурой масс. Он разделяет ее наивные поверья, ему близка мудрость народных поговорок, их задорный или горький юмор, он относится к природе, как человек, связанный с землей, в нравственных оценках и в отношении к государственным установлениям он обнаруживает черты, типичные для народного сознания.
Шекспир не стал выразителем какого-либо одного сословия общества своего времени в противовес другим.
Заключение
Шекспир прожил всего 52 года, но зато сколько он успел сделать за это время! Шекспир был чрезвычайно плодовитым писателем, у него что ни произведение, то жемчужина мировой литературы.
Он умер от тяжелой болезни в сравнительно молодом возрасте. История знает немало примеров, когда смерть уносила жизни великих писателей слишком рано, не дав им возможности еще пополнить сокровищницу мировой литературы (Чехов, Маяковский, Пушкин, Сумароков, Лермонтов).
Я никогда не была поклонницей Шекспира, но готовясь к экзамену прочла рад его произведений: трагедии не произвели на меня никакого впечатления, а вот комедии…у Шекспира было отменное чувство юмора!