Реферат по предмету "История"


СССР в 20-30 гг.

Введение В СССР на рубеже 20-30-х гг. сложилась тоталитарная система власти. Предпосылки ее возникновения получили своё развитие в 1918 г когда РКП (б) ВКП (б) стала единственной правящей партией в стране. После ликвидации оппозиции власть партии стала бесконтрольной. Партийная линия превратилась в догму. В 30-е гг. сложился культ личности


Сталина. К 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве. Органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел. Усилились политические репрессивные меры. В результате политики произвола и беззакония пострадали миллионы невиновных людей. Сложилась административно-командная система управления. Государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов.


30-е гг. называют годами великого перелома, свя¬зывая с этим названием решительный перелом в ходе инду¬стриализации, коллективизации и успехи в культурном развитии страны. В эти годы страна столк¬нулась также и с большими трудностями. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире ост¬ро ставили вопрос об источниках, темпах и методах инду¬стриализации. Важ¬нейшее значение приобретали вопросы повышения произ¬водительности


труда и строжайший режим экономии. Одной из важнейших задач партийно-государственного руководства на рубеже 20-30-х гг. стало вовлечение в процесс индустриализации сельского населения страны. Принята новая Конституция. Произошли большие изменения в государственном устройстве СССР. Перемены были нескольких типов и связаны с образованием новых союзных республик, с изменением государственно-правовых форм различных автономных образований и с усилением роли центра, союзных органов


власти в результате расширения и укрепления административно-командной системы управления. 1. Характеристика советского общества К середине 30-х годов в СССР завершилось формирование административно-командной системы. ЕЁ важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой , сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью.


Сужение демократических прав и свобод граждан и общественных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И.В. Сталина. [5, с.509] Самой распространенной концепцией интерпретации общественного строя, возникшего в СССР, стал тоталитаризм, т.е. государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми сферами общественной жизни. Сталинский режим был разновидностью государственного тоталитаризма, в условиях которого оформилась общественная система мобилизационного типа. [1, с.503]


Одной из главных форм в управлении и функционировании советского общества в 1930-е гг. были репрессии. Для оправдания репрессий Сталин в июне 1928 г. выдвинул тезис об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к социализму. [1, с.504] Интенсивное промышленное строительство привело к рождению новых городов. Численность городского населения в 1929 – 1931 гг. увеличивалась ежегодно на 1,6 млн человек, в 1931 – 1933 гг. – на 2,04 млн . К 1939 г. в городах насчитывалось 56,1 млн жителей (32,9%


общего числа населения).Значительно выросла численность рабочего класса: с 8,7 млн в 1928 г. до 20,6 млн в 1937 г. Была ликвидирована безработица. Главным источником пополнения рабочего класса являлись крестьяне, покинувшие деревню бывшие единоличники. [5, с.502] К началу 30-х гг. в области национальных отношений произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской


России получили государственность. Впервые на основе добровольности и равноправия было создано многонациональное государство – СССР. Делались первые шаги по преодолению неравенства – ликвидации разрыва в экономическом, культурном отношении и т.д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей. [3, с.335-336] 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию


СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся административно-командной системы. Однако в тот период считалось, что Конституция законодательно закрепляла построение в СССР социалистического общества. В Основном законе были отражены перемены в национально государственном устройстве СССР, появление новых союзных и автономных республик и областей Подтверждалась добровольность государственного объединения советских социалистических республик. [5,


с.504-505] Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся. Высшим законодательным органом становился Верховный совет, состоявший из двух палат ( Совета Союза и Совета Национальностей). Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. (На практике это выражалось в диктатуре ВКП(б), её аппарата.) Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия


и средства производства объявлялись экономической основой СССР. Отменялись ограничения избирательного права для сельского населения. Конституция законодательно зафиксировала всеобщие, тайные, равные и прямые выборы в Советы всех уровней. Гражданам СССР гарантировались права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Провозглашалась свобода отправления религиозных культов.


Одновременно вводилась свобода антирелигиозной программы. [5, с.505] 2. Политическая система 30-х гг. В 1930–е гг. серьезные изменения претерпела политическая система советского общества. В конце 20 – 30-х гг. в СССР сформировался сталинизм как особая разновидность тоталитарного режима. [2, с. 464] Важной особенностью развития страны являлось то, что она длительное время развивалась в экстремальных условиях капиталистического окружения.


В общественном сознании стал утверждаться «образ врага», который десятки лет формировал психологию «осаждённой крепости». Немалую роль в тверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти.


Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим. [3, с.331] Итогом политического развития страны в эти годы стало формирование тоталитарного государства. Следует отметить, что подобная система государства была характерна не только для нашей страны. В 30-е гг. во всём мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. В определенной мере это была реакция на мировой экономический кризис 1929-1933 гг рост влияния социалистических


и коммунистических партий и т.д. [3, с.332] Централистическая модель советской политической системы проявилась в складывании однопартийности, когда ВКП (б) всё больше врастала в государственные структуры и интенсивно огосударствлялась. Происходило слияние государственного и партийного аппаратов. К концу 20-х гг. партийные органы практически подменили Советы в решении не только политических вопросов, но и в выполнении административно-хозяйственных функций.


Ни одно решение, принимаемое государственными органами, не обходилось без предварительного обсуждения в партийных комитетах того или иного уровня. О том, что подобные явления захватили правящую партию (олицетворявшую государство), наиболее смелые и сознательные рабочие страны отмечали в своих письмах в ЦК ВКП (б) ещё в 1928 г.: «Партия стала на путь касты и оградила себя дворянскими привилегиями». Перестал действовать противовес этому в виде внутрипартийной демократии, т.к. в соответствии с резолюцией


Х съезда «О единстве партии» произошла полная ликвидация прав меньшинства по отношению к большинству. Партия фактически превратилась в послушную марионетку партийного аппарата. [2, с 465] Произошло это в связи с тем, что состав рядов партии во второй половине 20-х гг. серьёзно ухудшился. Сталинские репрессии выбили поколение старых большевиков из политической жизни. В этот период 60-70 % рядовых членов партии составляли молодые кадры, люди с очень невысоким уровнем


образования, легко поддающиеся любым приказам и распоряжением «сверху». Позиции старых коммунистов были ослаблены в ходе внутрипартийной борьбы. И.В.Сталин с неприязнью относились к партийной интеллигенции и оттеснили её в ходе борьбы за власть от руководящих постов. Диктатура пролетариата была трансформирована в диктатуру партии, затем вместо диктатуры партии установилась диктатура ЦК, от которой оставался один шаг к диктатуре вождя. [2, с 465]


Идеология сталинизма была абсолютно непримирима к любым отклонениям от официально выраженной точки зрения. Система государственной цензуры пресекала любую оригинальную мысль в области теории обществоведения, тем более критическую. Несмотря на свою непримиримость, сталинская идеология претендовала на универсальность. Одним из постулатов сталинизма являлось признание непрерывного обострения классовой борьбы в области политики, идеологии, международных отношений. Это позволяло поддерживать постоянную идеологическую напряжённость,


направленную против любых проявлений инакомыслия, плюрализма мнений, самостоятельных суждений, которые квалифицировались как идеологические диверсии. [2, с.466] Неотъемлемой чертой идеологии сталинизма являлось создание и поддержание «образа врага», поощрение доносительства. Власть бюрократии выдавалась за власть народа, воля вождя – за волю партии, формальное единогласие – за морально-политическое единство общества. [2, с.466]


Из воспоминаний Г.П.Смидовича о репрессиях 1937-1938гг.: … 1937-1938 годы. Волна репрессий сталинской инквизиции поднялась до шторма. В народе эти годы почему-то получили название «ежовщины». (Ежов был до середины 1938 г.нач[альником] КГБ, когда был устранен и уничтожен, как чрезмерно осведомленный. Его высокий пост занял нач[альник] КГБ Грузии Лаврентий


Берия).<…> В 1937 г. в Москве появилось новое внесудебное ведомство для ускоренного принятия карающих решений в отношении многих тысяч «врагов народа», не заслуживающих рассмотрения в высоких судебных инстанциях, с участием Вышинского и пр[очих] высокопоставленных «Деятелей правосудия». Этот карающий меч для «мелкой сошки» назывался «Особым совещанием» (и не только для мелкой), куда входили: представитель ЦК, представители Верховной прокуратуры и


КГБ. «Дела» стряпались стремительными темпами. Без этих темпов невозможно было в сжатые сроки превратить многие тысячи заключённых хотя бы по вместимости тюрем Москвы, республиканских, краевых и районных центров страны. В Москве была, например, известная всем, подследственная внутренняя тюрьма «Лубянка» на пл. Дзержинского, военная – Люфертово, ещё какая-то тюряга за пределами города.


Пересыльная «Бутырка» была переполнена до краёв, с трёхъярусными нарами. «Таганка» обслуживала друзей народа – уголовников. Вот и все возможности тюремного фонда столицы.<…> «Особым совещанием» была разработана совершенно новая, «прогрессивная» форма внесудебного разбирательства по каждому «делу». Скоростной допрос или лучше «дознание» (как при Малюте Скуратове) и скоростное заочное, без свидетельских показаний, решение «совещания» укладывались, в общей


сложности, в две-три, максимум в месяц, и осуждённый был «готов» для пересыльной тюрьмы и лагеря. На отправке в пересылку роль «совещания завершалась.<…>[4, с.468-469] Государство, где продолжал усиливаться режим личной власти вождя, где усиливался юридический нигилизм и на каждом шагу проявлялось пренебрежение к закону, неизбежно приводило к девальвации права.[2, c469] Волна террора в этот период захватила не только членов партии.


Из Ленинграда и Москвы началось выселение так называемого чуждого элемента – уцелевших представителей дворянства, буржуазии и т.д. Повсеместно раскрывались всевозможные «контрреволюционные» и «террористические» заговоры. .[2, c469] Посредством террора на общественно-политической и культурной жизни страны устранялась лучшая, свободомыслящая часть населения, способная критически оценивать действительность и происходящие в ней процессы. [2, c.471] Огромный урон нанесли сталинские «чистки» боеспособности


Красной армии. Огромные потери понесли научная, техническая и художественная интеллигенция, а также духовенство. [2, c.471] До сих пор неизвестны истинные масштабы репрессий. Точных данных, основывающихся на документах, нет. Приводятся разные цифры репрессированных в период сталинского правления – от 3,7 до 19,8 млн человек. [1, с.505] Следует отметить ещё одно важное обстоятельство, стимулировавшее репрессивную политику:


советская экономика всё в большей степени опиралась на использование «дешёвой» рабочей силы заключённых, которая начала широко использоваться с конца 20-х гг. [2, c.472] В 30-е гг. на труде заключённых держались многие важнейшие отрасли народного хозяйства: лесозаготовки, добыча золота и цветных металлов, строительство в районах Севера и Дальнего Востока. [2, c.472] Признавая драматизм и противоречивость процессов, происходивших


в советском обществе, следует отметить, что в это время были заложены многие позитивные идеи, сформированы высокие гуманистические идеалы. Для 30-х гг. характерны и подлинный трудовой героизм, и истинное служение Отечеству, и искренняя вера в светлое будущее. [2, c.477] 3. Индустриализация Большевики уже в первые годы советской власти столкнулись с необходимостью преодоления технико-экономической отсталости и многоукладности народного хозяйства.


Индустриализация, как процесс создания крупного машинного производства в промышленности, а затем и в других отраслях народного хозяйства на определенной ступени истории являлась всеобщей закономерностью общественного развития. Впервые вопрос о курсе на индустриализацию был поставлен Сталиным наXIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Главной задачей индустриализации ставилось превращение СССР, в страну, производящую машины и оборудование.[2, c.447]


С конца 20-х гг. государство приступило к планированию, начали разрабатываться пятилетние планы. Было определено три главных направления мобилизации капиталов: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения. Особое значение приобретали вопросы повышения производительности труда и строгий режим экономии. [2, c.449] В основу пятилетнего плана была положена идея оптимального сочетания тяжелой и лёгкой промышленности,


сельского хозяйства, повышение жизненного уровня населения. Намечалось промышленное строительство в национальных районах страны, что должно было способствовать их развитию. При опережающем росте промышленности наивысшие темпы предусматривались для отраслей группы «А», сюда направлялось 78% всех капиталовложений. [2, c.449-450] Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную.


Руководство страны выдвинуло лозунг – в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировали выбор плана форсированного развития тяжелой промышленности.[5, с.495-496] Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону


их увеличения. Обоснование этому давалось в статье И. Сталина «Год великого перелома»(1929г.), в которой такая политика объяснялась необходимостью быстрого развития экономики, и особенно её оборонных отраслей. «Подхлёстывание» развития экономики подогревалось ещё и тем, что во второй половине 1929г. разразился мировой экономический кризис, охвативший все капиталистические страны. [3, с.323] Призывы досрочно выполнить намеченную на пять лет программу заняли центральное место


в средствах массовой информации. И здесь следует отметить ещё один источник ресурсов для проведения индустриализации, который кажется нам сегодня удивительным и непостижимым духовную энергию трудящихся. Большевики сумели вызвать небывалую волну трудового энтузиазма, что нашло отражение в массовом социалистическом соревновании, в ударничестве, в стахановском движении. [2, c.450] [6] Стахановское движение охватило все отрасли промышленности, транспорт, строительство, сельское хозяйство.


Стахановское движение, как отметил, посетив СССР летом 1936 г французский писатель А. Жид, было "замечательным изобретением, чтобы встряхнуть народ от спячки (когда-то для этой цели был кнут). В стране, где рабочие привыкли работать, стахановское движение было бы ненужным. Но здесь, оставленные без присмотра, они тотчас же расслабляются. И кажется чудом, что, несмотря на это, дело идет".


Ряд зарубежных наблюдателей в 30-е гг. рассматривал стахановское движение как один из хитроумных способов повышения жалованья. Действительно, зарплата стахановцев была значительно выше средней заработной платы. Сам А. Стаханов отмечал, что его заработок вырос с 600 руб. до 2 тыс. руб. В 3-4 раза увеличили свои доходы и другие передовики производства. Однако все они считали, что работают не за деньги, а на благо социалистической


Родины. Мысль о том, что их труд укрепляет мощь страны, преобладала в сознании рабочих. Кроме того, стахановцы снабжались специальными книжками, которые назывались "заборными", по ним позволяли приобретать продовольствие и промтовары в особых магазинах. Для ударников открывались специальные столовые, где существовало дифференцированное питание. Обеды там должны были стоить дешевле при более высокой калорийности.


Полагалось обслуживать ударников вне очереди, отводить для них особые "ударные комнаты" (с белыми скатертями, цветами и музыкой) или отдельные столы. [9] Приток вчерашних крестьян на стройки пятилеток пополнял ряды неквалифицированной рабочей силы, что приводило к текучести кадров, падению дисциплины, производственному травматизму, выпуску бракованной продукции, многим негативным нравственно-социальным последствиям. [5, с502]


Вырванные из привычной среды, став «новыми рабочими», они чувствовали себя в городе неуверенно, были не защищены социально. В определенной мере и они стали социальной основой административно-командной системы и культа личности Сталина. Любой администратор (мастер, начальник цеха и т.д.) был в представлении этих рабочих человеком, от которого во многом зависела их судьба. Это рождало психологию сильной личности, привычку к действию на основе командных методов, делало их


управляемыми. [3,с330] Однако часть квалифицированных рабочих в связи с переходом на сдельную оплату достигла высоких показателей в результатах своего труда. Появились рабочие-выдвиженцы, которых направляли на учёбу или на руководящие хозяйственно-управленческие посты. [5, с502] В период первых пятилеток развернулось грандиозное строительство по всей стране. За это время созданы домны Магнитогорского и Кузнецкого угольных бассейнов; нефтяные базы в


Башкирии, Днепрогэс и другие гидро- и ] тепловые электростанции; развиваются новые отрасли: цветная металлургия, авиационная, автомобильная, химическая промышленность; строятся новые линии железных дорог. Но произвольно изменённые в сторону увеличения планы не соответствовали реальным возможностям производства. Многие объекты строительства из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочих ресурсов так и не были введены в строй. К концу 1930г. Почти половина капиталовложений была заморожена в незавершённых


проектах. Правительство снова перешло к командно-административному стилю управления, присущего эпохе «военного коммунизма». Формировалась централизованная система распределения имеющихся ресурсов и жесткой регламентации деятельности предприятий сверху. [2, c.451] [6] Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, по углю, по чугуну. Существенные изменения произошли лишь к концу второй пятилетки, когда страна прекратила


ввоз сельхозмашин и тракторов, а торговый баланс стал активным и приносил прибыль. [2, c.451] За 1929-1937 гг. страна совершила беспрецедентный скачок в росте промышленной продукции. За годы первых пятилеток вступили в строй около 6 тыс. крупных предприятий, т.е. 600-700 ежегодно. Появились новые города, исчезла безработица. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после


США. [2, c.451] Ускорение индустриализации в условиях разбалансированности рыночных отношений, растущих бюджетного дефицита и инфляции вело к усилению административного руководства. Ускоренное развитие промышленности группы «А», шло за счёт ущемления группы «Б». Промышленность с тех пор перестала ориентироваться на человека и его потребности, а больше – на самовоспроизводство. Оснащение лёгкой пищевой промышленности стало зависеть от зарубежных поставок. [2, c.451-452]


Для периода первых пятилеток становится характерной нормой партийного и государственного руководства искажение информации, её подгонка под «нужды политики». Искажение действительности рассматривалось как средство агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на поддержание высокого морального настроя у трудящихся и поддержание высокого авторитета руководства. Все реальные показатели свидетельствовали о том, что индустриализация проводилась экстенсивными


методами и с огромными издержками. [2, c.452] Недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику порой приводили к её порче и к дезорганизации производства. [5, c.498] Третья пятилетка (1938-1942 гг.) осталась незавершённой из-за нападения Германии на СССР. Вместе с тем удалось стимулировать развитие промышленности, и прежде всего оборонной, в преддверии надвигавшейся военной угрозы. В восточных регионах страны создавались заводы-дублёры,


формировались стратегические запасы. [1, с.499] В целом за 13 неполных лет индустриализации наша страна сумела осуществить форсированную модернизацию, создав прочную промышленную базу, обеспечив обороноспособность и экономическую неуязвимость. [1, с. 499] Таким образом, следует признать, что сталинский промышленный рывок – это стремительный процесс насильственного преобразования экономики, установления жёсткого политического режима и рождения новой – сталинской – модели развития общества. [2, c.452-453]


Сталинская индустриализация представляла собой советский тип некапиталистической модернизации, которая была подчинена задачам укрепления обороны страны и поддержке статуса великой державы. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. В силу этого главным результатом коллективизации можно считать индустриальный скачок


СССР. Феномен первых пятилеток заключался в непримиримом противоречии между созидательным трудом людей, сознательно строивших социализм, и утверждавшимся сталинским самовластием. Ради светлого будущего люди проявляли колоссальный трудовой энтузиазм и были готовы терпеть деспотизм индустриального производства. Процесс форсированной индустриализации, осуществлявшийся под социалистическими лозунгами, привел к сильнейшим деформациям: культу личности, господству системы внеэкономического принуждения,


раскрестьяниванию деревни.[8.] 4. Коллективизация сх Показатели сельского хозяйства в 1928 – 1929 гг. были катастрофическими. Несмотря на целый ряд репрессивных мер по отношению не только к зажиточным крестьянам, но и, в основном, к середнякам(конфискация хлеба в случае отказа продавать продукцию государству по закупочным ценам, в три раза меньшим, чем рыночные), зимой 1928 – 1929 гг.страна получила хлеба меньше, чем год назад.


Обстановка в деревне стала крайне напряженной. Поголовье скота уменьшилось. После закрытия большинства частных лавочек и кустарных мастерских как «капиталистических предприятий» дефицит продовольствия стал тотальным. [1, с.495] В глазах большинства руководителей, и в первую очередь И.В. Сталина, сельское хозяйство несло ответственность за экономические трудности ещё и потому, что в промышленности показатели роста были вполне удовлетворительные (началась индустриализация и большая


часть материальных средств вкладывалась именно в промышленность). [1, с.495] Практическое проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании новых колхозов. Из госбюджета выделялись значительные суммы на финансирование коллективных хозяйств. Им предоставлялись льготы в области кредита, налогообложения, снабжения сельхоз техникой. [5, c.499] [6] С середины 1928 г. колхозы стали укрупняться. В это время


Сталин выступил с призывом создавать крупные совхозы, «фабрики зерна», работающие как промышленное производство. [2, c.454] В конце 1929 г. ЦК партии создал комиссию по колхозному строительству, которая разработала проект постановления о темпах коллективизации. Проект был скорректирован Сталиным в сторону сокращения сроков его реализации. Постановление от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»


предписывало закончить коллективизацию в зерновых районах к осени 1931 г. или к весне 1932 г. Главным лозунгом коллективизации было: «Кто не идёт в колхоз, тот враг советской власти». В деревне вновь усилилась политическая напряжённость, начались антиколхозные выступления. В Средней Азии вновь активизировалось басмачество. [2 c.454-455] Для того, чтобы разрядить ситуацию в деревне, 2 марта 1930 г была опубликована статья


И.В.Сталина «Головокружение от успехов», в которой он обвинил местные парторганизации в «перегибах» и сделал крестьянству незначительные уступки. [2, c.455] Из информационной сводки колхозцентра СССР и РСФСР о перегибах в раскулачивании: 1.Северный край. В Чебоксарском районе «сгоряча» раскулачили несколько середняков и даже бедняков. Раскулачивание происходило без участия бедняцко-середняцкого схода и при игнорировании сельсовета.


Это раскулачивание кончилось тем, что один из раскулаченных середняков в Чебоксарском районе наложил на себя руки. В Грязовецком районе некоторые сельсоветы допустили раскулачивание середняков. Герцемский сельсовет отбирал имущество, скот и дома у тех, например, кто продал воз своих лаптей или несколько пар руковиц. 2.Московская область. В Тверском округе, где раскулачивание происходит правильно, есть отдельные случаи, когда при раскулачивании


задели середняка, а некоторые кулаки остались нетронутыми. У рабочих, имеющих в деревне имущество, отбирали дома и сено. У кулаков отбирали мелочи домашнего обихода: часы-ходики, лампы, одеяло и другое «барахло». В Кимрском округе в Фоминском и Перловском районах отбирали у кулаков все мелочи, вплоть до грибов; всё делили среди колхозов и отдельных хозяйств, а в то же время кулаков на учёт не взяли и куда они


ушли – никому не известно. Нераскулаченные кулаки под шумок распродали своё имущество. 3.Иваново-Вознесенская область. Нерехта. Местные партийные и советские организации района извращают линию партии в отношении ликвидации кулачества. Вместе с кулаками страдают и середняцкие хозяйства. В дер. Власове вынесено постановление взять на учёт имущество не только кулаков, но и середняков. В четырёх сельсоветах проводились опись, обыск и конфискация имущества у крестьян имеющих только по


одной лошади и по одной корове, никогда не пользовавшихся наёмным трудом и не лишённых избирательных прав.<…>[4,с.463-464] [6] К осени 1930 г. нажим на деревню вновь усилился. Декабрьский (1930г.) Пленум ЦК партии, отметив перевыполнение вдвое всей пятилетней программы коллективизации, поставил задачу: решить зерновую проблему через ускорение коллективизации. Эта установка успешно претворялась в жизнь – к июню 1931 г. по всей стране в колхозах было 52,7%крестьянских


хозяйств, а 1932 г. был объявлен годом завершения коллективизации. [2, c.456] Сплошная коллективизация выдвинула проблему ликвидации кулачества как класса. Установка Сталина о «ликвидации кулачества как класса» была с воодушевлением воспринята на местах партийно-советским аппаратом при активной поддержке сельской бедноты. Политбюро утвердило постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной


коллективизации», в котором предусматривалась конфискация основных средств производства, скота, хозяйственных и жилых построек, семенных запасов. Всё конфискованное передавалось в фонд колхозов в качестве взносов батраков и бедняков. [2, c.456] Репрессивные меры вызвали рост крестьянского недовольства, и руководство страны было вынуждено притормозить процесс раскулачивания. По данным специальной проверки комиссии ВЦИК ВКП(б) за 1930-1931 гг. была выселена 381 тыс. кулацких


семей. Раскулачено в ходе коллективизации было гораздо больше, по оценке В.Данилова, 1 – 1,1 млн хозяйств, объединявших 4 – 5 млн человек. В.Тихонов пишет: «Это значит, не менее 15 млн душ остались без крова. Около 2 млн «пристроились» на индустриальных стройках. Остальные в лучшем случае переводились на сибирский лесоповал, а около 1 млн взрослых трудоспособных


людей отправились торить дорогу в лагеря». [2, c.457-458] Введённый в 1932 г. паспортный режим ограничивал права крестьян на передвижение. Административно-командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены на сельхозпродукцию тормозили экономическое развитие хозяйств. [5, с.501] Ещё одним печальным итогом коллективизационной кампании стал голод 1932-1933 гг.


В это время хлеб принудительно изымается из колхозов – нужна была валюта для покупки оборудования для строящихся заводов. На полях появились так называемые парикмахеры – крестьяне, пытавшиеся срезать несколько колосков с колхозного поля для того, чтобы прокормить себя и свою семью. В ответ последовал «Закон о пяти колосках», подписанный лично Сталиным 7 августа 1932 г. и предусматривавший за хищение расстрел с конфискацией или 10 лет лагерей


без амнистии. [2, c.458] Голодало, как в последствии признавал сам Сталин, 25-30 млн человек. Такая ситуация сложилась из-за принудительного изъятия хлеба в деревне для экспорта и обеспечения нужд индустриализации. Сложившаяся обстановка тщательно скрывалась сталинским руководством как от всего народа, так и от всего мира. [1, с.502] см. прилож.1 Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства


стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в возможно более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получение валютных средств и импортного промышленного оборудования. [3, с.326] Во вторую пятилетку сельское хозяйство входило в тяжелейшем состоянии. Сбор зерна 1933-1934 гг. составлял около 680 млн центнеров – самый низкий урожай после 1921 г. Но планы по хлебозаготовкам оставались крайневысокими.


Резко сократилось поголовье и продуктивность животноводства. Деревня была полуголодной. [2, c.459] Оживление сельскохозяйственного производства началось в 1935-1937 гг. Но прирост сельхозпродукции за это время не покрыл потери предыдущих лет. [2, c.459] Постепенно деревня смирилась с колхозным строем. К 1937 г. индивидуальное хозяйство сошло на нет. [1, с.502] Коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93


% крестьянских хозяйств. Этот факт был объявлен победой социалистического уклада в деревне. Особо следует отметить «цену» коллективизации: от «чрезвычаек», борьбы с кулачеством, холода, нехватки продовольствия, непосильного труда погибли миллионы крестьян. [2, c.460] Коллективизация, по оценкам большинства историков, имела тяжёлые последствия для страны. Был уничтожен слой зажиточных крестьян – кулаков, которые умели успешно работать на земле, ликвидировано


до 15% хозяйств, признаных кулацкими, хотя по данным переписи 1929 г. их было всего 3%.[1, с.503] Колхозы были лишены самостоятельности и являлись бесправным придатком административно-бюрократического аппарата власти. А обострённая продовольственная проблема при советской власти стала постоянным атрибутом существования наших людей. 5. Советская культура "Культурная революция" изначально являлась важнейшим условием построения социализма в


СССР. Необходимо было поднять как общеобразовательный уровень населения, обеспечивающий выполнение задач индустриализации, так и уровень восприятия марксистско-ленинских концепций в обществе. Главная цель партийного руководства состояла в том, чтобы придать культурному прогрессу коммунистическую направленность. [9] Форсированными методами в эти годы решались и социальные проблемы, включая проблемы культурного строительства. Строительство нового общества требовало изменения не только в экономике и


политической сфере, но и в мировоззрении советских людей. Важнейшая задача партийного руководства заключалась в том, чтобы придать культурному прогрессу коммунистическую направленность, т.е. совершить «культурную революцию». [2, c.460] Одной из важнейших составных культурной революции большевистское правительство считало борьбу с безграмотностью и малограмотностью населения. Если в 1926 г. 43% людей в возрасте от 9 до 49 лет и большинство людей


старших возрастов были неграмотны, то к 1939 г. процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигал 81,2 %. Подобные успехи были достигнуты в результате серьёзной реформы образования. Начиная с 1930/31 учебного года повсеместно вводилось всеобщее обязательное начальное обучение детей. Быстро развивалась система среднего специального и высшего образования. Государство открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических.


За период 1928-1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Существенно изменился классовый состав студентов, среди которых 51,4 % были выходцами из рабочих, а 16,5 % - из крестьян. [2, c.461] Из постановления ЦИК и СНК Союза ССР о всеобщем обязательном начальном обучении: Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую


отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения.<…> Призывая профессиональные, комсомольские, кооперативные, и другие общественные организации, а также всех рабочих, трудящихся крестьян, особенно колхозников, и советскую интеллигенцию проявить наибольшую самостоятельность и энергию и добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения, Центральный Исполнительный Комитет и Совет


Народных Комиссаров Союза ССР п о с т а н о в л я ю т: 1.Ввести с 1930/31 года повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8,9 и 10 лет в объёме не менеее четырёхлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 года в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до этого времени не обучаются в школе. Установить с 1930/31 года обязательное прохождение всего курса


школ I степени (первых четырёх групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста. 2.Ввести с 1930/31 года обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырёх групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы, курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки). 3. Ввести с 1930/31 года всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков


и девочек) в объёме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, окончивших школу I ступени (первые четыре года трудовой школы), начиная с окончивших в 1929/30 году. Установить в тех же местностях с 1930/31 года обязательное прохождение всего курса школы-семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на


развёртывание сети фабрично-заводских школ-семилеток.[4, с.464-465] Во всех вузах СССР в обязательном порядке вводились курсы «Истории ВКП(б)» и «Марксистско-ленинской философии». Но обязательное изучение основ марксизма-ленинизма не ограничивалось рамками учебных заведений. Население было охвачено широкой сетью разнообразных кружков, групп, семинаров и т.п. [2, c.462] Атмосфера тоталитарного государства подавляла свободу творчества, тормозила развитие


культуры. Перспективные научные направления – генетика, кибернетика и др. – подвергались гонениям. [2, c.462] Наука была ориентирована на обеспечение потребностей социалистического строительства. К середине 1930-х гг. завершился процесс советизации Академии наук. Над работой учёных был установлен идеологический контроль, вводился новый устав, восстанавливались ученые степени и звания, отменённые в 1918 г и сама


Академия была переведена из Ленинграда в Москву. [1, с.507-508] В соответствии с партийными решениями были ликвидированы многие творческие объединения, вместо которых появились централизованные организации: Союз композиторов, Союз архитекторов. «Социалистический реализм» провозглашался основополагающим принципом советской культуры. [2, c.463] Крайне драматично складывалась ситуация в области литературы.


Многие неугодные режиму писатели были репрессированы. Но и в эти годы целый ряд замечательных произведений. [2, c.463] Вместе с тем в области науки, особенно в её приоритетных направлениях, были достигнуты значительные успехи. Особенностью рассматриваемого периода было то, что развитие науки и техники носило преимущественно прикладной характер. [2, c.463] Но, в целом, официально насаждаемая идеология, развиваемая в период


культурной революции во всех сферах жизни, фактически формировала в массах ложное, извращенное понимание общественных законов развития, вела к разрыву и несоответствию слова и дела, теории и практики, способствовала появлению и распространению лицемерия, раздвоению сознания. Таким образом, можно сделать вывод, что «культурная революция» была политическим лозунгом и служила идеологическим целям партийно-государственной элиты. [2, c.464] 6.


Заключение В ходе массовых репрессий укоренилась политическая система, называемая режимом личной власти Сталина - сталинский тоталитаризм. В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Пришло новое поколение руководителей - «выдвиженцы террора», всецело преданные Сталину. Принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б). В конце 30-х гг. Советский


Союз оказался на 2 месте после США по многим показателям. В стране было построено около 9000 заводов и фабрик. Ускоренный промышленный рост СССР в 30-е гг. обеспечил создание к началу второй мировой войны ключевых отраслей современного индустриального производства, на основе которых создавалась военная экономика сороковых годов. Рабочий класс увеличился при этом на 18 млн. человек.


Цена индустриального скачка была чрезвычайно высокой. Из-за насильственного характера сталинской коллективизации сократилась численность крестьян на одну треть, разрушались устои крестьянского быта, терялся производственный опыт и страна понесла неисчислимые жертвы (по разным оценкам от 7 до 10 млн. человек). Социально-культурная сфера отошла на второй план.


Легкая промышленность и аграрный сектор заметно отставали. На фоне массового энтузиазма люди 30-х гг. столкнулись с собственным бесправием, с проявлением полной зависимости от органов власти и хозяйственной администрации. Культ личности, господство системы внеэкономического принуждения, раскрестьянивание деревни – сильнейшие деформации, вызванные процессом форсированной индустриализации и коллективизации.


Но несмотря ни на что СССР создал передовую индустрию, коллективизация радикально изменила сельское хозяйство. Список литературы 1. Кирилов В.В. История России. Учебное пособие. Москва. Юрайт 2010 661стр. 2. Козлова Н.Д. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Проспект. Москва 2010. 695 стр. 3. Мунчаев


Ш.М Устинов В.М. История России.Учебник для ВУЗов. Норма. Москва 2009 г. 757 стр. 4. Орлов А.С Георгиев В.А Георгиева Н.Г Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. Проспект. Москва 2001 г. 592 стр. 5. Орлов А.С Георгиев В.А Георгиева Н.Г Сивохина Т.


А.История России. Учебник. Проспект. Москва 2010 г. 672 стр. 6. http://www.home-edu.ru/user/uatml/0754/h istbibil/ist_otech/20vek/ekonom.htm 16.11.10 7. http://www.bibliotekar.ru/golodomor/inde x.htm 16.11.10 8. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1993 5 16.11.10 9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/His tory/Rat/12.php 18.11.10 10. http://krotov.info/history/Solovyou/lich man3.html 18.11.10 11. Шикман А.П. Деятели отечественной истории.


Биографический справочник. Москва, 1997 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.