Реферат по предмету "История"


Отдел истории западноевропейского искусства

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. История создания Эрмитажа 2. Отделы и выставки Эрмитажа 2.1. Отдел истории культуры и искусства античного мира
2.1.1. Культура и искусство Древнего Рима 2.1.2. Культура и искусство Древней Греции 2.2. Отдел истории западноевропейского искусства 2.2.1. Искусство Италии XIV-XVIII вв 2.2.2. Искусство Испании XVI-XVIII вв 2.2.3. Выставка западноевропейского оружия XV-XVII вв 2.2.4. Искусство Фландрии XVII в 2.2.5. Искусство Голландии XVII в 2.2.6. Искусство Франции XV-XVIII вв 2.2.7. Искусство Англии XVII-XIX вв 2.3. Отдел истории первобытной культуры 2.3.1. Памятники первобытной культуры на территории бывшего СССР 2.3.2. Культура и искусство ранних кочевников Алтая 2.4. Отдел истории культуры и искусства стран Востока 2.4.1. Культура и искусство народов средней Азии 2.4.2. Культура и искусство Византии 2.4.3. Культура и искусство Ирана 2.5. Отдел истории русской культуры 2.5.1. Выставка «Материалы по истории русской культуры XVIII в 2.5.2. Русская культура конца XVII – первой четверти XVIIIв 2.6. Выставка «Искусство Германии XV-XVIIвв 3. Значение Эрмитажа как сокровищницы мировой культуры Заключение Список литературы Введение В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей – Государственный ордена Ленина Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней. По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Большой многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в Эрмитаже. «В одном ряду культурных ценностей здесь оказываются полотна гениальных живописцев и уникальный фрагмент древней ткани, монументальная скульптура и филигранно тонкие ювелирные изделия, неолитические наскальные изображения и графические листы ХХ столетия, памятники древности и современности»[1]. Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций – все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа. 1. История создания Эрмитажа 1764 год принято считать датой основания Эрмитажа. Тогда в собственность императрицы Екатерины II из Берлина поступила коллекция крупного негоцианта Гоцковского. Желая погасить свою задолженность русской казне, он предложил вместо денег богатейшее собрание западноевропейской живописи, включавшее 225 картин. Коллекция Гоцковского положила начало систематическому собирательству художественных ценностей и составила ядро будущего музейного собрания, хотя еще в начале 60-х годов XVIII века много художественных ценностей – картин, скульптуры, разных камней, гобеленов, принадлежащих императорской семье, - находилось в Зимнем дворце. В настоящее время Зимний дворец у нас, прежде всего, ассоциируется с Эрмитажем. Он доминирует в ансамбле из пяти музейных зданий. «…парадный и величественный вид так соответствует масштабам и значению музея, что невольно кажется, будто дворец предназначался для размещения музейных коллекций».[2] Однако, Зимний дворец, возведенный в 1754-1762 гг. известным русским архитектором Б. Растрелли, до февраля 1917 года был резиденцией царя и лишь в 1920-1930-х годах был передан музею. А зданием, – основоположником Эрмитажа можно считать Малый Эрмитаж, выстроенный в 1755-1764 годах по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и Ж.-Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом. Здание Малого Эрмитажа, как и все остальные здания этого музейного комплекса, само является уникальным явлением. «С присущей ему сдержанностью и простотой архитектурного решения оно является выдающимся произведением раннего классицизма»[3]. Создавая Малый Эрмитаж, архитекторы стремились удачнее соотнести фасад этого павильона с фасадом Зимнего дворца. В дальнейшем и все соседние здания строились с тем же расчетом. Высота крыш, расположение окон, сильно выступающие карнизы над бельэтажем должны были создать единые линии, которые связывали разные по протяженности и оформлению здания в стройный ансамбль. Название этого здания связано с его первоначальным назначением. Здесь проходили дворцовые приемы. Екатерина II приглашала сюда избранный, узкий круг друзей и приближенных, всячески подчеркивая непринужденный, неофициальный характер этих приемов. От французского слова l’hermitage, то есть «приют отшельника», здание, а позже и весь музей получили название «Эрмитаж». На месте Зимнего дворца Петра I в 1783-1787 годах выстроен Эрмитажный театр. Его творцом является архитектор Джакомо Кваренги. Фасад Эрмитажного театра выдержан в духе строгого русского классицизма конца XVIII века. В первое время здесь ставились спектакли для императорской семьи. Позже, в XIX и XX веках, на подмостках этого театра выступали многие крупные мастера русской сцены. Сейчас в Эрмитажном театре работает лекторий музея. С начала XIX века, очень медленно, Эрмитаж обретает самые начальные, еще непрочные формы музейной организации. Создается несколько отделений, вверенных хранителям. Но при этом Эрмитаж по-прежнему остается чисто дворцовым музеем, находящимся в ведении придворной конторы. Неудовлетворенность положения, в котором находился Эрмитаж, особенно ощущалась по сравнению с европейскими музеями. Некоторые из них уже были открыты для публики: Лувр, Дрезденская галерея, Прадо. Необходимость реорганизации Эрмитажа, превращения его в публичный музей для России становилась все более очевидной. Необходимо было построить специальное музейное помещение. В 1839 году архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов приступают к возведению Нового Эрмитажа. Масштаб залов, конструкция перекрытий с особыми застекленными окнами на потолке, одноцветная, равномерная окраска плоских стен, удобных для развешивания больших картин, - все создавалось с учетом специфических требований музея. В 1852 году состоялось открытие публичного музея, т.е. музея, доступного для публики. Тем не менее, еще долгое время выдавалось крайне мало входных билетов, и продолжали существовать разного рода ограничительные правила. Учет посетителей был строжайший. Лишь в 1863 году был открыт свободный доступ в музей. С этого времени посещаемость стала быстро расти, и достигла в канун первой мировой войны внушительной по тем временам цифры – 180 000 человек в год.
2. ОТДЕЛЫ И ВЫСТАВКИ ЭРМИТАЖА. Знакомиться с Эрмитажем можно по-разному. Можно изучать залы всех пяти зданий Эрмитажа, можно изучать искусство по странам. Я предлагаю познакомиться с этим замечательным музеем, исходя из перечня отделов и выставок. Можно сказать, что в Эрмитаже находятся 7 больших отделов истории культуры разных стран, а также целый ряд постоянно действующих выставок. Однако, наряду с постоянными, Эрмитаж предлагает вниманию посетителей временные выставки, периодически организуемые в музее.
2.1. ОТДЕЛ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АНТИЧНОГО МИРА Отдел истории культуры и искусства античного мира располагает коллекцией, насчитывающей свыше ста шести тысяч памятников культуры и искусства Древней Греции и Рима, античных колоний Северного Причерноморья и Древней Италии. Большинство из них найдено во время археологических раскопок в XIX—XX веках на северном побережье Черного моря на месте античных городов-колоний Пантикапея, Нимфея, Феодосии, Херсонеса (Крым), Ольвии (Николаевская область), Фанагории (Таманский полуостров) и др., а также приобретено в Италии и других странах для эрмитажного собрания. 2.1.1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА На выставке „Культура и искусство Древнего Рима" богато представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, портретная пластика, рельефы, декоративная скульптура. Среди статуй выделяются статуи Юпитера, мрамор, выполненная в I веке н.э. и найденная в XIX веке во время раскопок древнего храма в окрестностях Рима, статуя Венеры Таврической – парковой скульптуры эллинистического периода, Римская декоративная скульптура. Представляют большой интерес Римские скульптурные портреты – одна из лучших в мире коллекций, позволяющая проследить развитие портретной пластики с I века до н.э. вплоть до IV века н.э., а также мраморные римские саркофаги. 2.1.2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Эрмитаж располагает богатейшим собранием древнегреческих ваз, позволяющим проследить развитие гончарного искусства, начиная с IX-VIII веков до н.э. по III век до н.э. Одним из лучших образцов может служить краснофигурная пелика (сосуд для вина) В отделе представлены скульптуры, связанные с творчеством величайших мастеров Греции: Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Из работ Лисиппа наибольший интерес представляет скульптура «Геракл, борющийся со львом». До наших дней сохранилась лишь небольшая часть памятников античности. Большинство из них погибло во время крушения античного мира от рук варваров и в средние века, когда языческая культура Древней Греции и Рима подверглась гонениям со стороны церкви. Античное искусство, с отдельными, наиболее выдающимися памятниками которого в экспозиции Эрмитажа можно познакомиться, оказало большое влияние на последующее развитие европейской культуры. 2.2. ОТДЕЛ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА. Отдел истории западноевропейского искусства существует в Эрмитаже с момента основания музея. Его коллекции пользуются мировой славой и насчитывают около шестисот тридцати тысяч экспонатов – произведений живописи и скульптуры, гравюр и рисунков, предметов прикладного искусства. 2.2.1. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XIV-XVIII вв. Кризис феодализма и зарождение на юге Европы, в Италии, капиталистических отношений ознаменовали начало нового этапа в истории человечества, открыли новые пути для развития искусства. В борьбе с религиозным мировоззрением, господствовавшим в средние века, утверждалось передовое, светское, гуманистическое мировоззрение, новая культура. Постепенно преодолевая нормы и каноны церковного искусства прошлого, передовые художники Италии обратились к изображению человека и окружающего его мира. Творчество наиболее значительных и прогрессивных мастеров раннего Возрождения – Джотто (1276 – 1337), Донателло (1386 – 1466), Мазаччо (1401 – 1428) – в Эрмитаже не представлено. Однако ряд работ известных художников и скульпторов XIII—XV веков позволяет в известной мере представить себе характер итальянского искусства в этот период и основные пути его развития. Наивысшего расцвета искусство Италии достигло в конце XV – первой половине XVI века, в период Высокого Возрождения, когда творили такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающих подлинными работами величайшего художника, ученого и мыслителя эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи (1452 – 1519). В зале №214 находятся два (примерно из десяти сохранившихся до наших дней) живописных произведения Леонардо – «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта». Отдельный зал посвящен итальянскому искусству XVII-XVIII вв. Из выдающихся работ можно упомянуть декоративную скульптуру Джузеппе Маццуолы «Гибель Адониса», картину Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами», замечательные картины Тьеполо – «Триумф императора» и другие с сюжетами из истории Древнего Рима. 2.2.2. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI—XVIII вв. В Эрмитаже — одно из лучших и мире собраний испанской живописи. Во второй половине XVI—начале XVII века в Испании работал один из величайших европейских живописцев Доменико Теотокопули (1541—1614). Грек по национальности, родившийся на острове Крит, он получил в Италии прозвище Эль Греко. Талант художника формировался под воздействием итальянских образцов (Эль Греко работал в мастерской Тициана, изучал картины старых мастеров). Но в не меньшей степени повлияли на него условия, в которых он работал в Испании. Атмосфера религиозного фанатизма и мистики окружала его в Толедо—бывшей столице страны и оказывала большое влияние на чуткую и впечатлительную натуру художника. Во многих, обычно религиозных, композициях он изображает странные, неестественно вытянутые фигуры, в фантастическом окружении, что создаст настроение таинственности и некоторой тревоги. 2.2.3. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ОРУЖИЯ XV-XVII вв. В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках. Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественного оформления. Таковы, например, пушка работы итальянского оружейника XVII века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом, а также другое турнирное и охотничье оружие. 2.2.4. ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ XVII в. Выставка произведений фламандской живописи является одной из богатейших и лучших в Эрмитаже. Художники Фландрии и Голландии сыграли выдающуюся роль в развитии европейской живописи XVII века. Культура и искусство этих двух государств, образовавшихся в конце XVI века в ходе Нидерландской буржуазной революции и последующего разделения Нидерландов, переживали период наивысшего расцвета. Сравнительно высокий для того времени уровень развития экономики, природные богатства, торговые связи с соседними странами обеспечили маленькой Фландрии видное положение среди крупнейших государств Европы, способствовали развитию ее культуры. Огромное влияние на развитие фламандского искусства оказали события Нидерландской революции XVI века, а также последующая борьба, которую приходилось вести Фландрии. Все это пробудило в народе чувство национального самосознания, готовность бороться, отстаивая интересы своей родины, свою свободу и право на лучшую жизнь. Глубокий оптимизм, вера в торжество человека над силами зла, прославление красоты мира, его богатства и изобилия ярко и своеобразно выражены в искусстве целой плеяды выдающихся художников Фландрии.
На выставке представлены первоклассные произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван-Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снейдерса и других всемирно известных фламандских художников. 2.2.5. искусство голландии xvii в. В ходе Нидерландской буржуазной революции семи северным провинциям Нидерландов в упорной борьбе удалось завоевать победу и создать передовое для того времени государство — буржуазную республику Соединенных провинций (Голландия).
Бурное экономическое и политическое развитие страны в начале XVII века сопровождалось подлинным расцветом искусства. Сотни художников, среди которых было немало всемирно известных мастеров, создавали обычно небольшие картины для продажи на рынке, в расчете на вкусы купцов и ремесленников, бюргеров и крестьян. Каждый из них работал, как правило, в одном или двух жанрах. Произведения этих художников экспонированы в Шатровом зале. Особый интерес в этом отделе представляют картины Рембрандта – «Снятие с креста», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына», «Даная». 2.2.6. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV—XVIII вв. Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже по праву считается богатейшим. За исключением самой Франции, ни одна страна в мире не обладает столь обширной и разнообразной коллекцией, позволяющей по первоклассным образцам проследить развитие всех основных направлений французского искусства с XV по XX век – лиможские эмали XV – XVI веков, фаянсы Бернара Палисси, работы Пуссена, Ватто, Шардена, пейзажи Лоррена, многочисленные изделия из серебра, гобелены, скульптуры Фальконе, и многое-многое другое. 2.2.7. ИСКУССТВО АНГЛИИ XVII—XIX вВ. На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена в основном портретная и пейзажная живопись XVIII века — периода расцвета английского искусства. Произведений крупнейшего английского живописца XVIII века Джошуа Рейнолдса (1723—1792) в бывшем Советском Союзе сравнительно немного. А между тем это необычайно плодовитый мастер, создавший около двух тысяч картин, преимущественно портретов своих современников. Например, в Эрмитаже представлена его работа: «Младенец Геракл, удушающий змей». Здесь мы также можем познакомиться с работами современника Рейнолдса, знаменитого английского художника – портретиста Томаса Гейнсборо. 2.3. ОТДЕЛ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ. Отдел истории первобытной культуры, организованный в Эрмитаже в 1931 году, располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше четырехсот тринадцати тысяч памятников. Выставки отдела показывают развитие первобытной культуры на территории бывшего СССР на протяжении огромного отрезка времени—триста-четыреста тысяч лет—от начала эпохи древнего камня (палеолит) до времени, когда складываются первые государства. Подлинные материалы, добытые археологическими экспедициями, главным образом за годы Советской власти, позволяют ознакомиться с культурой древнейшего населения различных районов нашей страны в эпохи палеолита и неолита, в период бронзы и раннего железа. Особенно важны разделы, посвященные культуре скифов (населения Северного Причерноморья второй половины первого тысячелетия до н. э.) и культуре кочевого населения горного Алтая той же поры. 2.3.1. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ СССР. Из памятников первобытной культуры нашей страны в экспозиции представлены орудия труда древнего человека, найденные в Армении на холме Сатани-дар, отдельные монолитные глыбы с восточного берега Онежского озера с письменами и наскальными рисунками, памятники кобанско-колхидской культуры (бронзовые изделия), скифские памятники, вещи из курганов скифских царей, керамика Немировского городища и многие другие замечательные памятники древних цивилизаций и народов. 2.3.2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РАННИХ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ. Выставка, знакомящая с культурой и искусством ранних кочевников Алтая, содержит богатейшие и уникальные материалы, обнаруженные при раскопках группы курганов в урочище Пазырык на реке Ян-Улаган (Восточный Алтай), производившихся советскими археологами в 1927—1949 годах. В двух залах (N 25 и 26) сосредоточены вещи из Пятого Пазырыкского кургана (раскопок в 1949 г.), относящиеся к V—IV векам до н.э. 2.4. отдел истории культуры и искусства СТРАН ВОСТОКА Уже в дореволюционное время в Эрмитаже имелись ценнейшие памятники культуры Востока, но количество их было невелико, коллекция не носила систематического характера и не давала полного представления об огромном вкладе, внесенном народами этих стран в сокровищницу мировой культуры. Лишь в советское время, в 1920 году, в Эрмитаже создается отдел истории культуры и искусства народов советского и зарубежного Востока, собрание которого постоянно пополняется и включает ныне около ста пятидесяти тысяч памятников. 2.4.1. культура и искусство народов средней азии. Эту выставку, вероятно, можно назвать одной из самых больших и интересных в отделе Востока. Здесь можно познакомиться с образцами стенных росписей и фризами, парадная и бытовая керамика и приспособления, использовавшиеся при ее изготовлении, изразца из мечети Биби-Ханым, туркменские ковры, образцы ювелирных работ XIX века. Любопытным экспонатом является камень-памятник с надписью Тимура. 2.4.2. культура и искусство византии. На небольшой выставке культуры и искусства Византии, занимающей всего три зала, представлены памятники великого государства, просуществовавшего более тысячи лет, с IV по XV век, и занимавшего гигантскую территорию на трех континентах: в Азии, Европе и Африке (Египет и южное побережье Средиземного моря). Коллекция византийских икон, наряду с собранием серебра, изделиями из резной кости, эмалями и др, представляет огромную художественную и научную ценность, так как позволяет на первоклассных образцах изучать важный этап развития культуры человечества в обширном районе. 2.4.3. кУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ИРАНА. Знакомясь с этой выставкой, можно увидеть прекрасные серебряные, бронзовые изделия, которыми славился Иран, а также его керамику. 2.5. ОТДЕЛ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Отдел истории русской культуры создан в Эрмитаже сравнительно недавно, в 1941 году. Однако многие памятники, входящие в состав его собрания, находились здесь с давних пор. Свыше двухсот пятнадцати тысяч экспонатов, составляющих ныне фонды отдела, с большой полнотой характеризуют важные этапы истории, культуры и быта России, а также отдельные стороны развития ее искусства (главным образом прикладного). 2.5.1. ВЫСТАВКА „МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОй КУЛЬТУРЫ XVIII в." В богатейшем собрании памятников русской культуры, хранящихся в Эрмитаже, значительное место занимают разнообразные по характеру произведения прикладного искусства работы выдающихся изобретателей, народных мастеров – художественная резная кость, изделия мастера О.Х. Дудина, две пары ваз Н.С. Верещагина, часы работы И.П. Кулибина, дрожки работы Е.Г. Кузнецова, фарфор Д.И. Виноградова, мозаика мастерской М.В. Ломоносова.
2.5.2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА конца XVII—первой четверти XVIII в. Основу этой коллекции составили вещи из „Кабинета Петра Великого", организованного при Кунсткамере вскоре после смерти Петра I, а также ряд других материалов, дающих представление о различных сторонах жизни русского общества в петровский период, о большом подъеме экономики и культуры страны, о развитии науки, техники и искусства.
Многие экспонаты выставки непосредственно принадлежали Петру I, иногда это вещи, изготовленные самим Петром I или при его участии, изображения царя и его сподвижников. 2.6. выставка ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ XV—XVII вв. Основное место на выставке „Искусство Германии XV—XVII вв." занимают произведения крупнейших мастеров немецкого Возрождения: А. Дюрера, Л. Кранаха Старшего, Г. Гольбейна Младшего. Творчество Альбрехта Дюрера (1471—1528)—величайшего из этих художников, представлено в Эрмитаже лишь рядом графических работ („Четыре всадника", „Вавилонская блудница", „Михаил-архангел, поражающий дьявола" из серии „Апокалипсис", гравюры из серий „Большие страсти" и „Жизнь Марии", а также поздние произведения—так называемые „Мастерские гравюры": „Рыцарь, смерть и дьявол", „Святой Иероним в келье" и „Меланхолия"). Настоящим описанием далеко не заканчивается весь перечень выставок, залов и отделов Эрмитажа. Полное ознакомление со всеми богатствами Эрмитажа требует написания отдельной работы. Многими авторами написаны целые книги, путеводители. Однако, даже такое краткое описание дает представление о разнообразии и богатстве сокровищ нашего главного музея. 3. ЗНАЧЕНИЕ ЭРМИТАЖА КАК СОКРОВИЩНИЦЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Нет необходимости доказывать, что значение Эрмитажа велико. Однако, необходимо рассмотреть, в чем именно заключается его значение. Прежде всего, это - богатство коллекций Эрмитажа. В Эрмитаже сосредоточены произведения различного происхождения. Этим одним в музей вносятся новые измерения, рождается потребность мыслить категориями мирового искусства. Видеть рядом произведения разных стран и времен – это уже значит быть свидетелем, как соревновались на олимпиаде искусств народы мира. Это толкает мысль на сравнение, рождает догадки об общих закономерностях развития мирового искусства. Многообразие коллекций наглядно показывает, сколь сложны, не похожи друг на друга могут быть пути развития человеческой культуры. Огромный хронологический диапазон эрмитажных коллекций, возможности сопоставления творений, создававшихся в разных странах, помогают человеку ощутить движение истории и осознать себя в ее потоке, подводят к пониманию культуры и искусства сегодняшнего дня. Не покидая пределы Эрмитажа, пользуясь только его памятниками, можно наглядно представить себе всю художественную историю человечества, начиная с древнего каменного века и до наших дней. В настоящее время на наших глазах происходят пересмотр и переоценка тех взглядов на историю мирового искусства, многие из которых несколько десятков лет назад считались аксиомами. Горизонты современной истории искусства все более расширяются, европейское преобладание все более сдает свои позиции. Эрмитаж со своими богатствами сможет и должен сыграть в этом деле большую, активную роль. Перед ним открывается обширное поле деятельности, на котором выступают все преимущества нового понимания и истолкования искусства. Велико значение Эрмитажа как научно-исследовательского центра. Такая работа представляется чрезвычайно важной, особенно в настоящее время. Так, в руках работников Эрмитажа находится все для того, чтобы пролить свет на важнейший раздел мирового искусства, который до сих пор является «белым пятном», - на искусство народов, проживающих на территории нашей страны. Чтобы выявить вклад русского народа в мировую культуру, нужно провести еще много исследовательской и, что очень важно, просветительской работы. «Необходимо избавиться от предубеждений, мешающих признать Андрея Рублева таким же великим художником, как Рафаэль.»[4] Сейчас, когда изучение древнерусского искусства несколько недооценивается, нельзя не радоваться тому, что Эрмитаж включил русскую культуру в свою программу. Где же, как не в Эрмитаже, может быть наглядно показано и национальное своеобразие русского искусства и его место в мировом искусстве? Очень важным является то, что музей не стоит на месте – он постоянно совершенствует, расширяет свои экспозиции. В прошлом он был школой западноевропейского вкуса. Теперь он стал музеем евразийского мира. Не за горами время, когда потребуется включить в его программу и огромный мир Африки, чтобы познакомить зрителей с искусством негров и народов Африки. Ведь отсутствие знаний о культуре не означает отсутствия самой культуры. Повышает мировую значимость Эрмитажа и его просветительская работа. Ежегодно более 3-х с половиной миллионов посетителей музея знакомятся с высокими достижениями духовной культуры человечества, получая радость от общения с творениями мастеров прошлого. Занятия для детей, экскурсии для взрослых, группы для иностранцев, лекции, читаемые в лекториях музея, на предприятиях Санкт-Петербурга, в других городах и даже странах, помогают людям приобщиться к миру прекрасного. Пропаганда искусства в музее – это не только отдача накопленных ценностей, раздача их страждущим искусства. Это общение музея с тем, что в мире самое живое, - с человеком. Очень важно , какими глазами посетители Эрмитажа смотрят на его богатства. Это должны быть глаза не любопытствующие, а глаза знающие. Наверное, исходя из этого, можно сформулировать основную цель существования музея, - помочь людям вступить в мир искусства не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящей работе была совершена попытка охватить такие аспекты темы, как история и настоящее существование Эрмитажа. Работа лишь обозначила вехи и штрихи в богатом и многозначном мире музея. Однако, даже это позволяет нам с полным правом сделать вывод о том, что наряду с крупнейшими музеями мира, Эрмитаж в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляет собой явление общечеловеческой значимости. Эрмитаж – это не музей, вернее, это не просто музей. Это сама история, сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском масштабе. «Музей – это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения.»[5] На вопрос, сколько времени понадобится для ознакомления с коллекциями музея, можно ответить так: - на это понадобится вся жизнь, потому что каждая новая встреча даже с уже знакомым памятником всегда открывает в нем нечто новое, незнакомое. Таково свойство настоящего, истинного искусства. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории искусств, 1998. 2. Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж, 1985 3. Шапиро Ю. Эрмитаж. По выставкам и залам, 1983
4. Шапиро Ю. По Эрмитажу без экскурсовода., 1987 5. Молдавский Д. Мы идем по Эрмитажу, 1970. 6. Суслов А. Эрмитаж, 1989 7. Соколова Т.М.Эрмитаж. История и архитектура зданий, 1996 8. Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа, 1999
9. Персианова О.М. Сокровища мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа, 2001. 10. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917), 2001 [1] Воронихина Л.Н. «Государственный Эрмитаж», Искусство, 1985 г. С.5 [2] Шапиро Ю, Эрмитаж и его шедевры, Л, 1989, стр.4. [3] Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа, 1999, стр.9. [4] Алпатов М. Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории искусств, М., 1998 [5] Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре., стр 188.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.