Реферат по предмету "История"


Люмпенство

«Низший класс» включает в себя представителей различных социальных групп. Их объедипягот преждс всего невысокий уровень квалификации, образования и низкие доходы, престижная работа. Это вполне могут быть честные труженники по тем или иным причинам остановившиеся на этой ступени социальной днфференциации общества. К низшему классу относятся также безработные и люди, по определенным стоятелытвам переместившиеся сюда из других классов, - среднего и даже всшего.
Частью «низшего» класса является люмnенство. Это десоциализированная и дезориентированная часrь обшества, которая утратила свое устойчивое социально-экономическое, политтическое и духовное положение в обществе. В результате разрушается ценностная структура личности и формируется специфическое люмпенское сознание. Оно может существовать как в открытой форме когда его носителямиг являются, деклассирванные, босяцкие элементы, так и в скрытой, когда его устраивают те, кто по формальным признакам к люмпенам не относится: часть рабочих, крестьян, интеллегенции и даже высшего класса. Происходггть это может под воздействием значительного и длительного ухудшения социально-экономического полложения, когда утрачивают духовные и социальные связи с прежней социальной средой, собственная социальнаяидентификация, нормы и ценности исходной культуры, образа жизни. Сущестует и так называемое интеллектуальное люмпенство, характерное главным образом для интеллегенции. Его причиной является резкий разрыв с традиционой народной культурой, с ее фольклерными истоками и нормами,тнародными традициями, обычаями и обрядами. Причиной может служить и определенное идеологическое воздействие. Люмпенство - это понятие скорее отражающее социально -психологическое состояиие общества. Именно наличие люмпенского сознания является решающей чертой этой группы. Оно отличает люмпенов от маргиналов. Маргиналы находятся на периферии любоrо класа, либо вытесняясь в более низкий, либо перемещаясъ в более высокий. Это переходное состояние сопровождается утратои субъективной индентификации себя с определенной социальной группой, размыванйем норм и ценностей прежнего образа жизни без соответствущгего приобщения к новому. Маргиналы могут быть социаль­ным резервом люмпенов и становятся ими по мере усвоения люмпенского сознания. Специфическое положение люмпенства в обществе отводит к тому, что основной интерес оказывается не в сфере производства, а в сфере распределения. Этот социальный тип известен давно. Еще городская беднота Древнего Рнма требовала не работы, а «хлеба и зрелищ». Характерными чертами люмпенского сознания являются: презрительное, а то и враждебное отношение к труженику, личности и таланту, к любым формам сооственности, ценно­стям кулыуры, нравственности и патриотизма. Для него характерно также отождествление свободы с произволом, разрушения с созиданием. Социальным идеалом люмпенства является казарменный коммунизм с его жестокой и мелочной регламентацией со всех старон жизнедеятельности и уравнительным распределением, доводящим потребности человека до примитивного уровня. Здесь стремятся не бедных сделать богатыми, а богатых превратить в бедных, уравнять всех в материальной и духовной нищите. Отрицается все, что могло бы нарушить уравнитель­скую идиллию, способствовать развитию состязательности между людьми, раскрытию человеческих сил и способностей. Люмпенство - это слабая, не надеющаяся на свой созидательные силы, часть общества. Ее поведение колеблется в диапазоне от рабской покорности до крайних форм агрессив­ности. Покорность сохраняется до тех пор, пока государство осуществляет опекунство над ним. Когда по тем или иным причинам государственная опека ослабевает, или прекраща­ется вообще, агрессивность люмпенов нарастает и приобретает антигосударственный характер. Антиобщественные формы поведения люмпенов нарастают также в условиях ослабленыя государственной власти или ёе демократизации. Люмпенство является самой активной социальной базой разрушительных процессов в обществе, социальных потрясений и революций. Политицеским идеалом люмпенства я мощное тоталитарное государство с всесильной армией бюрократов - надсмотрщиков, с помощью которого осуществляется опекунство, реализация идей казарменного коммунизма. С его помощью люмпены стремятся стать у истоков распределения и установить свое господство над тружениками. Социально-классовые интересы лежат в основе общественно-политических. движений, партий и государства, определяют ее цели, задачи, пути и методы их достижения и решения. Марксизм и люмпенство Противоречие между тружениками и люмпенами лежит в основе глубокого противоречия теории и практики марксизма. Коммунизм здесь расематривался как реальный гуманизм утверждающий подлинную гармонию общественных отношений и свободу лиичности. При этом коммунизм рассматривался не в виде какого-то законченного состояния, а каг постепенное и неуклонное движение, устраняющее препятствия на пути утверждения гуманизма. Характеристика нового общества была дана в самом общем виде. Она как бы высвечивала основные ориентиры необходимых, по мнению Маркса и Энгельса, социальных преобразоватний. Кроме того, они не рассматривались пригодными на все случаи жизни. Но самое главное заключается в том, что коммунизм Маркс рассматривал как результат естественноисторической эволюции капитализма, естественные фазы развития которого нельзя перескочить, ни отменить декретами. Выступая за социальное равенство, они понимали, что фактического. равенства людей нет и быть не может. Речь шла лишь о равенстве возможностей развития далеко не равных задатков и способностей каждого индивида. Коммунизм не сделает из каждого Рафаэля, подчеркивал Маркс, но каждый, в ком «сидит» Рафаэль, получит возможность беспрепятственно развивать и раскрывать свои дарования. Маркс и Энгельс видели в люмпенстве антисоциальную разрушительную силу. Энгельс считал, например, что всякий рабочий вождь, опирающийся на люмпенство, уже одним этим оказывает, что он предатель рабочего движения. Перспективу коммунистических преобразований они связывали с высоко­развитым промышленным пролетариатом, которого тогда eще не было либо его численость была крайне незначительна. В силу этого, и сами преобразования общества на коммунистических началах отодвигались на неопределенное будущее. В превращении промышленного пролетариата в большинство населения вмдели последователи Маркса критерий зрелости капитализма, готовности его для социализма. Вместе с тем, в явном противоречии с собственными гуманистическими идеями, Маркс и Энгельс призывали критиковать, старый мир с помощью оружия. Насилие рассматривалось ими как повивальная бабка истории с помощью которого не только сводятся счеты со старым, но и созидается новое. Революции, при которых «часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков и пушек», объявлялось «локомотивами истории». Считалось, что рево­люционеры могут и должны «сократить и смягчить муки ро­дов» нового. Демонстируя свое революционное нетерпение, Маркс и Энгельс неодноскратно, начиная с революцни 1848 года, говорили о готовности капитализма для социалистических преобразований.
Такой подход потребовал более конкретно определигь об­щественные структуры и формы, которые надлежало иасаждать при помощи диктатуры пролетариата. Ряд первоочеред­ных шагов к новому обществу, намеченных в «Манифесте коммунистической партии», осязаемо возрождал идеи казарменного коммунизма. К числу таких шагов можно отнести отмену права наследования, учреждение промышленных ар­мий, упразднение семейного воспитания. Что касается собст­венно нового общества, то целый ряд его черт также сомнительны с точки зрения интересов труженика. Скажем, отрицание товарно-денежных отношений и рынка делает невозможным оценить качество труда, что уравнивает всех с точки зрения искусности труда и трудовых навыков, хотя в жизни этого равенства быть не может. Исключает оно и возможность определить общественно необходимое рабочее время, без лего невозможна оплата по труду. В результате чего уравн­иваются высокопроизводительный и малопронзводительный труд, труженик и бездельник. Получается, что уравниловка активно выгонявшаяся в дверь, настойчиво лезет в окно.
Любопытно стремление Маркса чрезвычайио упростить новое общество, которое тем не менее объявляется высшим этапом исторического развития. Так, для обоснования ненужности товарно-денежных отношений, он говорил о том, что установятся непосредственно общественные, «прозраные» «разумно-ясные» отношения как в крестьянской патриархальной семье, где нет места для денег, где все расчеты кристально просты, так как они имеют натуральную, вещественную форму. Маркс иллюстрировал будущую коммунистическую организацию общественного производства еще и на примере робинзоновской практики хозяйствования. В новом обществе не будет классов, наций, политики, государства. Управление таким обществом станет настолько прастым, что для этого, говоря уже словами Ленина, достаточно знать четыре действия арифметики. Исторический опыт и данные науки свидетельствуют об обратном. Поступательное развитие каждой системы ведет, не к упрощению, а к усложнению ее строения. Стремление упрощенно рассматривать все процессы и явления общественной жизни является характерной чертой люмпенского сознания. Это позволяет ему найти хотя и ложные, но понятные ориентиры в мире чуждой и непонятной действительности и тем самым найти иллюзию социальной устойчивости. Противоречивые представления марксизма о путях утверждения коммунистического общестза и о самом обществе обусловлен пртиворечивостью социальных сил, интересы которых он пытался отражать. Отказав в позитивной роли и истоторических перспективах всем иным социальным образованиям, Маркс сосредоточил csoe внимание на пролетариате. Он сумел разглядеть интересы совсем в то время малочисленой его части, формирующейся под воздействием развития крупной промышленности. С этим связаны гуманистические и эволюционные идеи его теории. С другой стороны, положение основной массы пролетариата было бедственным и харатеризовалось процессом абсолюrного обнищания, что вело его люмпенизации. Это обусловило сильные революционные, уравнительские и упрощенческие мотивы марксистского учения Маркс не увидел, что для гуманизма, справедливого общественного переустройства большую опастность представляют, не явные формы люмпенства, - босяка с рабочим не спутаешь, - а его скрытые формы. Они оказались вне сферы его рассмотрения. Показав в целом ряде своих работ историческую несостоятельность люмпенства. Маркс в тоже время неожиданно оказался его пленником. В марксисткой концепции причудливо и даже противоестественно переплелись интересы тружеников и люмпенов. В последующем это привело к расколу в среде сторонников Маркса. Европейская социал-демократия, опираясь на реальное изменение социального положения рабочего класса, отмеже­валась от революционньых сторон марксистскоro учения. Оня взяла курс на постепенный процесс эволюциокных преобразо­ваний.на основе согласия основных социально-политических сил. Начало этому курсу было положеено крылатой фразоа Э. Бернштейна; движение - все, конечная цель – ничто. С другой стороны, большевики в России взяли революци­онную часть марксизма за непосредственное руководство к действию. Выбор русских большевиков не был случайным, но не был и неизбежным. Социальная структура общестна предоставляла в то время возможность выбора исторических путей развития России. Условия постоянной нищеты, бесправного положения и многовековая практика внеэкономического принуждения так или иначе способствовали, формированию люмпенского созна­ния у значительной части трудящихся России. Этому же спо­собствовали разрушение устоявшегося образа жизни, связан­ное с переходом страны на промышленную стадию развития, и низкий уровень культуры, образования у значительной массы народа. Тяготы I Мировой войны усилили процесс люмпенизации общественного сознания. Расчеты, опираются на косвенные данные, позволяют утверждать, что в 1917 году. В России было не более 10-15 млн. люмпенски ориен­тированного населения, что составляло 5-10% населения страны. Это сравнительно немного, но следует учесть, что в условиях обществениоrо кризиса, люмпенство становится самой активной силой социальной базой революционных пре­образований. Главную роль в теоретическом выражении и организации люмпенства, придали ему определенной политической на­правленности сыграла русская революционная интеллигенция. По самому своему положению она представляла собою интеллектуальное люмпенство. За оторванность ее от народа, его традиций и культуры, потребностей и интересов П. Струве характеризовал ее понятием «отщепенство». Русский философ С. Булгаков подчеркивал, что если интеллигенция не переориентируется на учет специфических особенностей России Ее национальных проблем и интересов, не станет нужным ей образованным классом и русской душой, то тогда она погубит Россию. Социальные интересы люмпенства прослеживаются в политике многих социально-экономических преобразований в годы советской власти: национализация, продразверстка, коллективизация, борьба с нетрудовыми доходами, ликвидация подсобного хозяйства даже у сельских жителей, ликвидация не перспективных деревень и т. д. Все эти акции наносили удар по труженикам и способствовали люмпенизации общества. В этом же направлении: действовали несовершенство хозяйственного механизма, подрывавшее экономические стимулы - труду; жесткие ограничения на хозяйственную, экономическую деятельность, лишавшие человека инициативы; борьба с лигией и т. д. Одновременно действовала и другая тенденция, которая противостояла люмпенизации и отвечала интересам труженика. Она проявлялась в атмосфере высокого созидательногот - ­труда, превратившего СССР в величайшую державу мира. Эта тенденция поддерживалась широким хозяйственным строительством в стране, высоким уровнем народного образования, его бесплатностью и общедоступностью; развиrие науки и культуры; мощным идеологическим обеспечением; утверждавшем в общественном сознании ценности труда и пат­риотизма; оптимально возможным в условиях административио-комадной системы материальным и в значительно большей степени моральным стимулированием; реалиями борьбы и соревнования на международной арене.
В истории советского государства можно-отметить попытки в большей мере переориентировать политику на интересы трудящихся. Первой такой попыткой была лененская новая экономическая политика, которая основное внимание перенрсила на экономические методы управления. На селе главной фигурой становился крестьянин-труженик, «справный» кре­стьянин. А само понятие «рабочий» Ленин предлагал опреде­лить так, чтобы ограничить его от носителей люмпенской психологии. Это позволило советской экономике успешню раз­виваться. К 1928 тоду пациональный доход на душу населе­нип возрос на 10% в сравнении с 1913 г., что даже превышало увеличение аналогичного показателя в США. Но после Ленина политика эта была свернута люмпенизированной пар­тийной верхушкой, опиравшейся на люмпенизированную часть страны.
В шестидесятые годы была разработана еще одна новая экономическая политика. Она была направлена на расшире­ние экономической самостоятельности государетвенных пред­приятий и повышение роли трудовых коллективов в управле­нии производством, в распределении полученной прибыли. По сути это были робкие попытки продвижения к регулируемои рыночной экономике на базе государственной собственности. Реформа была сорвана главным обраpзом из-за опасения высшего руководства КПСС потерять контроль над экономи­кой и тем самым утратить экономические основы своего гос­подства. На протяжении десятилетий государственная политика СССР была глубоко противоречивой. Она опиралась на ин­тересы противоположных социальных групп - труженнков, люмпенов и портийных и государственных бюрократов. В ко­нечном счете это никого не устроило. Произошло чрезмерное ослабление социальной базы государственной власти и существовавшей общественно-экономической системы в целом. Это и явилось источником ее крушения. Теория и практика марксизма оказалась перегруженной социальными противоречиями. Ориентация на люмпенов оказалась гибельной для него. История всех революций и с неизбежностью следующих за ними контрреволюций свидетельствует, что интересы люмпенства надо учитывать не для того, чтобы их реализовать, а чтобы выработать необходимые меры по социализации люмпенов, эволюции их в тружепников. Используемая литература Дробышев А.А. Политическая социология/ А.А. Дробышев – Омск, 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.