Реферат по предмету "Право"


История избирательного права

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 I ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ) 6 ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В 1905-1917 ГГ. 10 ГЛАВА III РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В 1917 Г. (ПЕРИОД ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА) 24

ГЛАВА IV ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 ЛИТЕРАТУРА. 43 Введение Среди достижений цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают особое место. Каждая страна по-своему проделала исторический путь к политической свободе и демократии. Россия не была исключением. На протяжении столетий она накапливала опыт демократического государст-венного устройства. В своей работе я оцениваю выборы как социокультурный феномен, проходящий

красной нитью через историю человечества. Среди политических институтов Древней Руси особое место занимают вечевые собрания. Они не только решали вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. На вече, на мой взгляд, и зародились первые выборные традиции, заложились основы представительной и

непосредственной демократии. Особенно ярко этот процесс происходил в Новгородской земле, где к XII в сложилась феодальная республика. Здесь были созданы выборные органы власти, просуществовавшие по XV столетие – XV в – начало XVII в – это вторая ступень в развитии избирательного права. Судебник 1497 ню установил полномочия выборных органов самоуправления.

В частности, должностные лица от местного населения получили гражданское право контроля над судебной деятельность кормленцев. В период правления Ивана Грозного учреждаются губные и земские избы. Первые осуществляют судебные и карательные функции по отношению к «лихим людям», вторые регламентировали финансово-хозяйственную, судебную и полицейскую деятельность выборной земской администрации. Среди органов государственной власти особое место занимают земские соборы – сословно-представительные

органы власти. Но, по мнению иссле-дователя А.И.Заозерского, они были больше похожи на «парламент чинов-ников», чем на представительные учреждения в обычном понимании. Выбоные люди не были делегатами с мест, а это был особый должностной чин на государственной службе. В период смутного времени вообще были утрачены даже эти ростки из-бирательности. Наиболее многолюдным и представительным стал собор 1613 г избравший «на царство»

Михаила Федоровича Романова. Земские соборы собирались периодически для решения наиболее важных вопросов. Во II половине XVII в. институты сословного представительства теряют свое значение, а земские соборы перестали созываться. Очевидно, что в условиях абсолютной монархии XVII – XIX вв не могло быть и речи о становлении избирательного права. В этот период Екатерина II, Александр I, Николай I пытались ввести элементы конституционализма, но

сопротивление в среде крепостников-консерваторов оказались решающими. Да и сами императоры не готовы были к этим переменам. Краткая историческая справка показывает, что до середины XIX в. по-нятие «выборное право» в основном относилось лишь к институтам сослов-ного и местного самоуправления. Эти органы формировались исключительно на основе цензового представительства.

В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» императ-рицы Екатерины II (1785 г.) дворяне получили право объединяться в общества и собрания. Для членов дворянских собраний вводились возрастной, имущественный и социальный цензы: в «дворянское общество» допускались лишь лица благородного происхождения, владеющие поместьем, достигшие 25 лет, в чине не ниже обер-офицерского. До середины 40-х годов

XIX в при выборах органов городского самоуправления действовали правила, установленные в 1785 г. Екатериной II в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи». Раз в три года «городские обыватели» избирали Думу в составе гласных и городского главу. К участию в выборах допускались жители, владевшие капиталом и достигшие 25 лет. Среди них могли быть дворяне-землевладельцы и даже иностранные купцы.

В середине 40-х годов XIX в. правительство изменило принципы организации городского самоуправления столиц Москвы и Санкт-Петербурга. Отныне избиратели городской думы делились на 5 разрядов: потомственные дворяне – владельцы недвижимости; личные дворяне, почетные граждане и разночинцы, владевшие недвижимостью; купцы всех гильдий; цеховые ре-месленники; мещане, на записанные в цехи. Условия получения избирательных прав оставались прежними.

Это лишало избирательных прав прочие категории населения. Таким образом, выборное право в дореформенной России носило сословный характер и имело узкую область применения. Поэтому лично у меня возник интерес к пореформенной эпохе XIX в, когда активно пошел процесс формирования избирательного права. Эта тема тем более актуальна, так как 2003-2004 г. ознаменовались выборам депутатов в

Государственную Думу, выборами Президента России, выборами многих губернаторов и депутатов Законодательных собраний. Работая над этой темой я изучила ряд документов: Конституция Российской Федерации 1993 г.; Высочайшее утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждения от 1 января 1864 г.; Высочайшие утвержденные основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.;  Учреждение Государственной

Думы. Закон от 20 февраля 1906 г.;  Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г.;  Положение о выборах в Учредительное Собрание. Кроме этого, я изучила целый ряд документов о деятельности Думы, включенных в сборник, воспоминания Милюкова П.Н. переизданные в 1999 г.; документы из хрестоматии «Политическая история

России» и т.д. Работа над темой потребовала и изучения монографий ученых-историков, таких как Демина В.А Ерошкина Н.П Леонтовича В.А. и др. В этих трудах представлены проблемы формирования думской монархии в России. К со-жалению, историография темы реферата имеет такой существенный недостаток, как роль личностей в формировании парламентаризма. Целью моей работы является доказательство прямой связи между избирательным правом и функционирование государства.

Задачами работы является:  изучение документов Российского государства II половины XIX – начала XX вв.;  изучение Российской Конституции 1993 г. и ее сопоставление с различными факторами: человеческим, политическим, культур-ными и т.д. Глава I Основные черты избирательного права второй половины XIX - начала XX века (земская и городская реформы)

Крестьянская реформа 1861 года и последовавшие за ней земская, судебная, военная реформы стали крупнейшими событиями отечественной истории и во многом определили последующее развитие страны. Они дали мощный импульс формированию системы избирательного права в России и наделению избирательными правами широких слоев населения. Освобождение громадной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян,

разрушение важнейших институтов феодального права - все это потребовало перемен в системе местного само-управления. Эти предпосылки вызывали к жизни земскую (1864 г. ) и го-родскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском из-бирательном праве. Начало земской ре¬форме положил указ Александра II от 1 ян¬варя 1864 года и «По¬ложение о губернских и уездных земских учреж¬дениях». Импе-ратор предписывал: « при¬звать к ближайшему участию в заведывании

делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их на¬селение, посредством избираемых от онаго лиц » (Политическая история России. Хрестоматия. Сост. В.И. Коваленко и др. М 1996. С. 488). В 34 губерниях Рос¬сии предстояло сформировать органы земского самоуправления сроком на три года. В выборах участвовали все сословия тогдашнего российского общества.

В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сосло-виям. Избиратели делились на три курии: мест¬ные землевладельцы, крестьянские общества и горожане - владель¬цы недвижимости, а также торговых и промышленных предприя¬тий. В крестьянскую курию входили представители крестьянского сословия, другие же деревенские жители (землевладельцы) и горо¬жане объединялись на основании имущественного ценза.

Выборы уездных земских гласных проходили отдельно на трех избира-тельных съездах курии в каждом уезде. Первую курию составляли землевла-дельцы (независимо от сословий), владевшие имениями размером от 200 до 800 десятин. Земельный ценз в разных уездах был различен. Горожане для участия в выборах должны были иметь недвижимое имущество стоимостью от 500 рублей в уездных городах до 3 тысяч в столице или владеть тор¬гово-промышленными заведениями с годовым оборотом не ниже 6000

рублей, или принадлежать к купеческим гильдиям. За сель¬ских жителей и горожан, не обладавших требуемым цензом, голо¬совали избранные ими представители. Крестьяне на волостных сходах делегировали выборных на съезд крестьян-ской курии из расчета не менее одного выборщика на 300 домохозяев. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные зем¬ские собрания из-бирали гласных губернского земского собрания.

Число представителей одной курии не могло превышать общего числа представителей двух других. На практике это приводило к тому, что на долю помещиков и зажиточных горо-жан приходи¬лось от 50 до 80 процентов общего числа земских гласных. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы, лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. Избиратели могли голосовать по доверенности или уполномочию.

Гласными не могли быть избраны губернские чины (губернаторы и вице-губернаторы), члены губернских прав-лений, губернские и уездные прокуроры, судебные чиновники, чины местной поли¬ции. В «Положении» оговаривалось, что гласные не наделяются широкими служебными преимуществами и им не полагается денежного содержания. Законодательство о выборах земских учреждений было достаточно сложным. Вскоре после его издания последовали разъяснения министерства внутренних дел о практике применения

закона. Особенно это касалось опре-деления цензов. Организация первых земских выборов потребовала длительной и серь-езной подготовки. В докладе одного из губернаторов правительству отмеча-лось, что «предмет этот по новости и обширности его, как видно, достаточно еще не уяснился в сознании будущих двигателей дела». Выборы 1865 года не отличались активностью избирателей.

Особенно слабую заинтересованность проявили представители первых двух курий. Причины этого исследователи объясняют тем, что многие крупные землевладельцы и купцы не проживали постоянно в губерниях, а также равнодушием населения к общественной деятельности. Сказывалось и отсутствие социального опыта. Не была высокой и активность крестьян, однако многочисленные факты свидетельствуют об их явном небезразличии к избранию земских гласных из своей среды.

Вслед ли созданием земских учреждений правительство в 1870 г. пробрело реформу городского самоуправления, которое к этому времени фактически перестало функционировать. В соответствии с новым «Городовым положением» учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы - думы- получали значительные права в решении многих вопросов юродской жизни. Гласные дум избирались на четырехгодичный срок плательщиками налогов. «Городовое положение» определяло

следующий круг избирателей: владельцы торговых и промышленных заведений; держатели купеческих, промысловых и приказчичьих свидетельств, вносившие налоги в городскую казну. Различные ведомства, учреждения, общества, това¬рищества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, также пользовались правом голоса в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское подданство и возраст не менее 25 лет.

Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимо¬сти, лишался избирательных прав. Кроме них, к выборам не до¬пускались осужденные за ряд преступлений и проступков, отре¬шенные от должности (в течение трех лет со времени отреше¬ния), находившиеся под следствием или судом, объявленные не¬состоятельными, а также лишенные духовного сана или звания за пороки или исключенные из среды сословных корпораций (например, дворянских собраний) по решению сословных су¬дов.

Также не участвовали в выборах губернаторы, члены гу¬бернских правлений и присутствий, чины местной полиции. Все избиратели в соответствии с размером уплачиваемых ими городских налогов, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплатель-щиков; каждая курия платила треть го¬родских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным, каждый отдавал свой шар за того или иного кандидата. Допускалось и голосование по доверенности. Гласным городской думы мог быть избран любой горожанин,

имевший право голоса, если он изъявлял на то желание или был предложен кем-либо из избирателей. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов, при этом число избирателей, присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных. В 1892 году правительство пошло на изменение системы вы¬боров в ор-ганы городского самоуправления: состав избирателей был ограничен повы-шением имущественного ценза, ликвидиро¬вана куриальная система

выборов. Несмотря на неравный и цензовый характер, а также ограни¬чения, вносившиеся правительством в избирательное законода¬тельство, выборы органов земского и городского самоуправле¬ния сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие в стране в результате реформ 60-70-х гг. XIX века способствовали зарождению в России эле¬ментов гражданского общества и складыванию правового само¬сознания. Участие в выборах значительной части населения стра¬ны способствовало его приобщению

к общественной деятельнос¬ти, участию в местном управлении. Сама избирательная практи¬ка, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обы¬вателя. Земские и городские выборы, дея-тельность гласных - все это в немалой степени подготовило население России к последу¬ющему участию в думских выборах. Глава II. Избирательное право в 1905-1917 гг. а) Законодательство о выборах и его эволюция в 1905-1907

гг. В начале XX века в государственном устройстве и политиче¬ской жизни России произошли значительные перемены. Рево¬люционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впер¬вые в истории России был создан общегосударственный пред¬ставительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система.

Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок фор¬мирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее зако¬нодательство о вы-борах ор¬ганов земского и городского самоуправления не претерпе¬ло изменений. Требование созыва пред¬ставительного органа и вве¬дения политических и граж¬данских свобод

приобрело особую актуальность в кон¬це XIX - начале XX века од¬новременно с активизацией антиправительственного дви¬жения. Эти идеи широко про¬пагандировались издаваемым с 1902 г. органом либераль¬ной оппозиции - журналом «Освобождение». Несмотря на заявления властей о «бес¬смысленных мечтаниях об участии представителей зем¬ства в делах внутреннего уп¬равления», требования поли¬тических реформ звучали все на-стойчивее.

Особенно это продемонстрировала так на¬зываемая «банкетная кампа¬ния», организованная «Сою¬зом освобождения» в честь сорокалетней годовщины судебной реформы 1864 г. В резолюциях, принятых во время кампании, отстаивалась необходимость введения в стране всеобщего избирательного права. Аналогичные требования появляются и в программах левых партий: социалдемократов и социалистов-революционеров. Так, партия эссеров включала в свою программу требование «всеобщего избирательного права

для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальностей, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов». (Программа партии социалистов- революционеров// Вопросы истории КПСС. 1991. № 6. С. 108). Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступ



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.