Реферат по предмету "История"


Салават Юлаев

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: “Салават Юлаев” Выполнил: . Проверила: Д.Ф. Биография Салават Юлаев родился в 1754 году в деревне Тикеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Тикеево до наших дней не сохранилась. В ходе подавления крестьянского восстания, деревню


Тикеево, как и многие другие деревни, население которых участвовало в восстании, сожгли карательные отряды императрицы Екатерины. Салават Юлаев происходил из потомственных тархан рода Шайтан-Кудей, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания. Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного


отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюрки[3],


владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами. В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции[4]. Но вскоре у Юлая купцом Твердышевым, пожалованным в коллежские асессоры, незаконно была отнята земля под


Симский завод и деревни, поэтому Юлай Азналин и его девятнадцатилетний сын Салават 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев и встали под знамена Емельяна Пугачёва, подхватив его обещания исполнить многовековые чаяния башкирского народа — вернуть захваченные земли, сохранить религию и возможность жить по своим обычаям.


Война Когда Салават Юлаев в Бердской крепости предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны. Салават руководил многими ключевыми событиями этой войны. Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии


Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, был разбит под Челябинской крепостью, участвовал в осаде Оренбурга, однако был разбит, сжёг Красноуфимскую крепость. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе


Главного войска Емельяна Пугачёва. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались победой Салавата. Были и поражения, но, в отличие от других предводителей Крестьянской войны, Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях. Салават Юлаев руководил восстанием в


Башкортостане до ноября 1774 года. 18 января 1774 со своим отрядом присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Емельяна Пугачева, и они совместными усилиями штурмуют г. Кунгур. 3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров (генералов). В конце марта — начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьёзное поражение основным


повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. После поражений, которые нанёс Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требованиям прекратить сопротивление и сдаться, Салават Юлаев продолжил восстание на территории Башкортостана. 25 ноября 1774 года команда поручика В.Лесковского из корпуса генерала


Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику И. Л. Тимашеву и был взят под стражу. Ещё до ареста, жёны и дети


Салавата Юлаева были схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. Одна жена с сыном находилась под караулом у городского коменданта полковника С. С. Мясоедова. Второго сына взял генерал Ф. Ю. Фрейман. Салават Юлаев протестовал против незаконного ареста семьи: «Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семейства отбирать, действительно нет». В связи с этим он просил родственников и друзей обратиться с


ходатайством об освобождении жен и детей в губернскую канцелярию, а если и это не поможет, то и в Сенат, «чтоб государевые рабы у подчиненных во услужении не были». На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал, пытаясь облегчить свою участь. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 15 июля 1775 года


Салават Юлаев вместе с отцом Юлаем Азналиным был подвергнут наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайшим государственным преступникам». Каторга Ты далёко, отчизна моя! Я б вернулся в родные края, В кандалах я, башкиры! Мне пути заметают снега, Но весною растают снега, Я не умер, башкиры![6] 2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам


Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Обоз с каторжниками миновал Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москву, 14 ноября достигли Твери. Затем были Новгород, Псков, Ревель и 29 ноября они добрались до


Рогервика. Балтийский порт, он же Рогервик был основан Петром I. Однако, к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачёвского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других.


Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни. Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе двадцать пять лет: «В Эстляндское губернское правление от находящегося при Балтийской инвалидной команды майора Дитмара. Находящиеся в моем ведении каторжные невольники 12-ти


человек, которые и состоят благополучно. Против прежде поданной таковой же ведомости убыло: Сего месяца 26-го числа помре каторжный неволник Салават Юлаев, о чем сим донесть честь имею». Салават Юлаев умер 8 октября 1800 года, пробыв на каторге почти четверть века. Творчество Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю, И, вбирая их простор, Божью милость познаю. Песней небо раскололось, соловей поёт в долу,


Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу! Не зовёт ли на молитву верных мусульман? Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан![7] Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Соединение в нем таланта поэта и певца с воинской доблестью и даром полководца олицетворяло


собой идеальный духовный облик башкирского народа. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец. Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились, имеется лишь его личная подпись на Пугачевском манифесте, написанном на татарском языке.


О Салавате Юлаеве, как башкирском поэте и борце за свободу своего народа, сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.[8] Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате, как герое и певце-импровизаторе, сохранилась среди башкир до настоящего времени;


с его именем связано несколько песен, многие из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»). В настоящее время Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа, является символом современного Башкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.


Память Именем Салавата Юлаева названы: • город Салават в Башкортостане • Салаватский район в Башкортостане • хоккейный клуб «Салават Юлаев» • улица и проспект в Уфе • улица в Челябинске • улица в Кургане • улица в Казани • улица в Белебее • улица в Оренбурге • улица в Стерлитамаке • улица в Лянторе (Ханты-


Мансийский Автономный Округ) • улица в Бузулуке Оренбургская область • улица на Украине в г.Донецк (на карте) • улица Салавата Батыра в Октябрьском Салавату Юлаеву посвящены: • опера Загира Исмагилова в 4 актах «Салават Юлаев» («Салауат Юлаев») • балет «Горный орел» («Урал бөркөтө», 1959 г либретто и музыка Х. Ф.


Ахметова и Н. Г. Сабитова, хореография К. Д. Карпинской) • фильм «Салават Юлаев», снятый в 1941 году в СССР режиссёром Яковом Протазановым. В Республике Башкортостан учреждены: • орден «Салавата Юлаева», • Государственная премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1967 года). Памятники: •


Первый в республике па¬мятник-бюст Салавату работы Т. П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах — в Салаватском районе в 1952 году. • В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди был ус¬тановлен в эстонском городе Палдиски.[10] • В Уфе 17 ноября 1967 открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С. Д.


Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана. • Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году[11][12]. Другое: • В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-артиллерийский дивизион, бронепоезд и другие подразделения. •


Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей. • На родине Салавата, в селе Малояз (районный центр Салаватского района) и в селе Алькино работает музей Салавата Юлаева. • Ежегодно проводится республиканский фольклорный праздник Салауат йыйыны.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Как организуется неотложная медицинская помощь населению при чрезвычайных ситуациях
Реферат Сочинение на тему:”Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого”
Реферат "Баланс власти" и его анализ на предприятии
Реферат Применение замкнутых систем водопользования на промывочно-пропарочных станциях сети железных дорог
Реферат Применение сегнетоэлектриков в приборостроении
Реферат Antigone Essay Research Paper
Реферат Феномен благотворительности как социально-педагогическое явление
Реферат Daycares Essay Research Paper Choosing what
Реферат Социокультурные основы развития воспитательной системы образовательного учреждения
Реферат Occupation Truck Driver Essay Research Paper My
Реферат Болгария во внешней политике РФ
Реферат Отчет по производственной преддипломной практике в ОАО ОТП Банк
Реферат "Політична влада"
Реферат Санитарно-гигиенические требования к предприятиям в гостиничной индустрии на примере гостиницы "Эрмитаж"
Реферат Организация баз данных и выбор систем управления базами данных