План
Введение
1. Дворцы и особняки.
2. Мосты.
3. Культовые учреждения.
4. Доходные дома.
Заключение
Введение
На протяжении второй половины XIX века в Петербурге и его окрестностях были построены сотни зданий. Многие из них сохранились и по сей день. Они играли и продолжают играть важную градообразующую роль, в одних случаях формируя облик целых кварталов, в других - вкрапливаясь в застройку иных исторических периодов.
Во второй половине XIX века в Петербурге трудилась плеяда талантливых архитекторов и инженеров, таких, как Штакеншнейдер, Боссе, Желязевич, Месмахер, Шретер, Киттер. Их мастерство предопределило высокие инженерные и архитектурные достоинства построек тех лет. Многие из них считаются памятниками зодчества и взяты под государственную охрану. Однако есть немало зданий того периода, интересных в архитектурном и историческом отношении, которые требуют тщательного изучения.
В последние годы историческая и эстетическая ценность наследия второй половины XIX века осознается все более отчетливо. Данная работа ставит целью охарактеризовать типологию архитектуры того времени: формирование и развитие разнообразных типов зданий и сооружений.
IДворцы и особняки
1. Николаевский дворец, находящийся на Благовещенской площади (ныне площадь Труда) был построен по проекту архитектора Штакеншнейдера для великого князя Николая Николаевича, сына Николая I. Строительство было завершено в 1861 году.
Фасады дворца являют собой яркий пример неоренессансного стиля. Повторяя композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер насытил фасад лепниной, орнаментальными скульптурными вставками, поэтажно размещенными колоннами и пилястрами.
Из-за измельченности масштаба ордер утрачивает мощь и героичность, присущие постройкам классицизма. Портик из четырех гранитных колонн, в отличие от классицизма, не играет роль эмоционального и смыслового центра, он превратился в простое оформление парадного подъезда.
Вместе с тем Николаевский дворец кажется больше своих истинных размеров. Причина этого - характер ордерной обработки фасада. Первый этаж украшен широкими ионическими пилястрами, второй - коринфскими колоннами, третий - короткими узкими пилястрами, что создает иллюзию перспективного сокращения. Также облегчается скульптурный декор, что дает ощущение большей высоты здания.
Предпочтение в отделке было отдано ренессансу и барокко. Одним из интереснейших произведений мировой архитектуры XIX века является парадная лестница.
Комплекс строений Николаевского дворца представляет собой своеобразный микроансамбль, в котором монументальному и нарядному дворцу противостоят скромные фасады служебных зданий в восточной части квартала. В дифференцированности архитектурных приемов проявилось стремление отразить функцию здания в его облике и вместе с тем подчеркнуть разницу в социальном положении обитателей дворца и служебных зданий.
2. Ново-Михайловский дворец был также построен по проекту Штакеншнейдера в 1857-1861 гг. Он находится между Дворцовой площадью и Миллионной улицей. Главный корпус дворца, выходящий на Дворцовую набережную, оформлен наиболее пышно, облик же «шталмейстерского корпуса», где находились квартиры придворных и служащих решен очень скромно и напоминает многоквартирный доходный дом. В этом различии проявляется свойственной эклектике стремление создавать взаимосвязи между функцией здания и его архитектурным обликом.
Необарокко.
Первым зданием, созданным в необарочном стиле, стала собственная дача наследника-цесаревича (будущего Александра II) в Старом Петергофе, в 50 х гг. стиль этот вошел в моду.
Особняки и дворцы, строившиеся в Петербурге в середине 19 века, отличаются большим разнообразием размеров, планировок и художественных решений фасадов: от пышных палаццо, до скромных одноэтажных домиков.
В планировке особняков в середине 19 века использовались сложившиеся в предшествовавшие десятилетия приемы. В главном лицевом корпусе размещались апартаменты, расположенные традиционной анфиладой: обычно они занимали второй этаж и выделялись увеличенными размерами окон и более нарядной отделкой наличников. Часто в центре бельэтажа делали балкон, подъезд оформлялся навесом «зонтиком» на тонких чугунных колоннах или металлических кронштейнах. В глубине участка размещались служебные постройки.
1. Здание особняка княгини Юсуповой (ныне центральный лекторий на Литейном, 42). Особняк был построен в 1852-1858 годах архитектором Бонштедтом. Немец по происхождению, он долгое время работал в России. Фасад является стилизацией на темы немецкого и австрийского барокко первой половины XVIII века и облицован специально доставленным из Германии бременским песчаником. Произведения такого рода призваны были демонстрировать высокий имущественный статус их владельца и считались шедевром вкуса и великолепия.
2. Особняк гвардии полковника Трофимова на Дворцовой набережной, 24. Используя стены особняка, Барч надстроил здание на один этаж и оформил его в стиле позднего барокко. Позднее, в 1901 году, особняк был перестроен в доходный дом и надстроен еще одним этажом, однако характер необарочной отделки фасада был сохранен.
3. Фасады Фрейлинских корпусов в Петергофе выполнены архитектором Бенуа в1853-1858.
4. Дворец Великого князя Николая Николаевича в Знаменке. Перестроенный в 1835-1839 гг. в неоготическом стиле, он был еще раз перестроен в 1856 г. в необарочном стиле архитектором Боссе. Знаменский дворец представляет собой очень длинное здание со строго симметричной композицией, центр которой выделен увеличенной высотой и одинаковыми выдвинутыми вперед объемами. Высокое профессиональное мастерство архитектора сказалось в изяществе тонко выполненных лепных деталей и последовательности стилизации под барокко. Дворец можно назвать апофеозом необарокко, вдохновленного «Стилем Растрелли».
Неоренессанс.
1. Особняк Г.А. Кушелева-Безбородко, расположенный на наб. Кутузова, 24/1. Современный облик он приобрел благодаря перестройке, осуществленной в 1857-1858 гг. архитектором Г.А.Генрихсеном. Первый этаж был обработан рустом, второй и третий - размещенными поэтажно пилястрами. Второй этаж выделяется увеличенной высотой стен и барельефами с танцующими путти. Ренессансная система поэтажных пилястр и ренессансные барельефы сочетаются со строгой, классицистической формой наличников. Пропорции нарушают несколько грузные фронтоны, предназначенные для установки герба и эмблем владельца.
В середине XIX века стал складываться новый тип особняка - особняк делового человека. Такие особняки строили для себя коммерсанты, дельцы, процветающие врачи, архитекторы, имеющие большие доходы. Характерной особенностью подобных зданий был довольно развитый комплекс помещений, предназначенных для работы хозяина и его сотрудников.
Последняя треть XIX века - исчезновение особняков и строительство доходных домов в центре. Особняки строили на окраинах, где земля стоила в 5-10 раз дешевле. Их композиция зависела от многих факторов: доходов, вкусов, занятий владельцев. Особняки были призваны подчеркнуть статус их владельца и изначально строились по традиционной схеме дворянских: анфилады парадных гостиных, залы для танцев и т.д.
В середине XIX века последний подъем испытало строительство великокняжеских особняков. В 1862-1872 строился великокняжеский дворец (Дворцовая наб., 26) для великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. В строительстве принимали участие многие видные архитекторы, такие, как Шретер, А.Л.Гун, И.С.Киттер. В 1880 годы М.Е.Месмахер дополнил здание несколькими новыми помещениями. Дворец и примыкающие к нему здания занимают участок между набережной Невы и Миллионной улицей.
Бельэтаж здания представляет собой анфиладу парадных комнат. Три внутренних корпуса, охватывающие двор, вмещают парадные залы и служебные помещения. Южная половина участка была обстроена по периметру многоэтажными корпусами, в которых размещались квартиры для придворных и прислуги. Барские покои были решены в традициях дворянской архитектуры, общая застройка участка использовала приемы, сложившиеся в архитектуре доходных домов. Главный фасад обработан сплошь рустом и подражает флорентийским палаццо XV века.
2. Дворец Великого князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, 8 был построен в 1880 году по проекту архитектора Месмахера. Стесненность участка не позволила разместить традиционный парадный двор-курдонер. Месмахер развернул его в боковой переулок, ограничив минимальными размерами. Дворец был выполнен в стиле неоренессанса и облицован темно-розовым песчаником.
Княжеские дворцы 70-х - 80-х годов XIX века утрачивают градообразующую роль, которую они играли в прежние десятилетия. Происходит общий процесс нивелирования композиционных приемов.
Купленные особняки переделываются. Ярким примером того может служить трехэтажный дом, построенный Растрелли в 1720 году и переделанный в начале XIX века в стиле классицизма Луиджи Руска. В 1875 году Громов, новый владелец особняка, позже - им стал Ратьков-Рожнов. Были перестроены внутренние и лицевые флигели, архитектор Рахау изменил декор фасадов и ввел два эркера, поддерживающиеся кариатидами. Внутренняя отделка была выполнена во многих стилях - от готики до рококо.
В зодчестве второй половины XIX века существовал тип дворцового особняка, в котором система парадных комнат представляла собой кольцевую анфиладу.
Примеры: 1. Особняк Спиридонова на Фурштадтской улице. Построен он был в 1895-1896 по проекту архитектора Померанцева.
2. Особняк Н.П.фон Дервиза - Английская набережная, д.28. Здание отличают симметрия и размеренный ритм окон.
Этот тип постепенно изменялся, и примером тому может служить особняк военного министра Бернгарда. Он стремился избежать излишних проходных комнат и сгруппировать парадные апартаменты в одной части. В особняке встречаются круглые, овальные комнаты. Фасад выполнен в духе раннего классицизма.
Часто большие особняки делились на самостоятельные комплексы квартир. Также приобретали все большее распространение дома смешанного типа.
2. Мосты.
2.1.Металлические мосты
Смелый взлет инженерной мысли, достижения науки и техники второй половины XIX века особенно ярко воплотились в мостостроении. Появились первые металлические мосты на каменных опорах.
Вторым из построенных мостов и первым во второй половине XIX века является Литейный. Он был построен в 1874-1879 гг. по проекту инженера А.Е. Струве. Пять пролетов моста были перекрыты стальными арками, а у левого берега был устроен разводной пролет с вращающимся крылом. Мост прослужил без каких-либо реконструкций до 1965 года, когда он был перестроен для пропуска современных крупнотоннажных судов. При реконструкции сохранены перила, спроектированные архитектором К.К.Рахау.
В 1897 году началось строительство Троицкого моста. Он был открыт уже в начале 1903 года. Проект, предложенный французской строительной фирмой «Батиньоль», был выбран в результате двукратного международного конкурса. Главная часть моста состоит из пяти пролетов, размеры которых нарастают в середине реки, образуя красивый ритм линий. Применение оригинальной, новаторской системы, состоящей из стальных пятишарнирных ферм, позволило сделать конструкцию моста наиболее экономичной и в то же время создать выразительный, стройный силуэт, словно летящий над рекой. Смелость и изящество стальных конструкций моста удачно оттенила трехпролетная каменная аркада, размещенная у правого берега. Ее проект разработал архитектор Г.Г.Кривошеин.
Мост был сооружен из отечественных материалов и при участии российских специалистов.
В мостах проявились черты "железного стиля".
2.2.Деревянные мосты.
Биржевой мост. Был сооружен в 1894 году по проекту архитектора Н.М.Мазурова. Он имел 25 пролетов, в том числе средний разводной, отверстием 14 м. Планировали построить металлический мост, но этому помешала Первая Мировая. Деревянный мост ремонтировался в 1930 и 1947 году, пока не был заменен в 1958 на металлический.
Лермонтовский мост (бывший Ново-Петергофский) был построен в 1857 году. Трехпролетный, деревянный, подкосный, он в 1932 был заменен металлическим.
3. Культовые учреждения.
Православные храмы
Выдвинутая еще во времена Николая I доктрина "самодержавие, православие, народность" во многом определила размах строительства культовых зданий, их размещение в городском пространстве и стилистику их архитектуры. Более весомой стала и градообразующая роль церковных зданий: они размещались в узловых точках городского пространства: на площадях, перекрестках улиц, магистралях, становятся активными доминантами архитектурного ландшафта столицы. Многочисленные колокольни и маковки церквей внесли определенный диссонанс в европейский архитектурный облик города. Однако сказанное относится к периферийным районам столицы, ибо в центре города одной из главных доминант стал Исаакиевский собор.
Строительство, начатое в 1818 году, было окончено только в 1858. Собор был возведен по проекту и под руководством Монферрана. Величественный образ создают огромные размеры, дорогая отделка, великолепные интерьеры с многочисленными росписями и мозаиками, созданными по эскизам выдающихся художников: К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, В.К.Шебуева. обильное скульптурное убранство фасадов. Архитектурные нормы Исаакиевского собора, спроектированного в период классицизма, соответствуют нормам этого стиля. Однако определенная гигантомания, вызвавшая ряд технических трудностей и несоответствий, может рассматриваться как один из признаков кризиса классицизма. В последний период строительства классицизм уступил место эклектике, и в интерьере появились мотивы "внеклассицистического" характера, заимствованные из барокко и ренессанса.
Стилистика культовых зданий, построенных позднее, была иной. Выдвинутый эклектикой принцип соответствия фасада функции здания воплотился в архитектуре культовых построек.
Архитектор К.А.Тон был зачинателем "русско-византийского" стиля, в 50х годах XIX по его проектам велось строительство полковых церквей. На Обводном канале в 1854 году построили церковь святого Мирония - для лейб-гвардии Егерского полка. Церковь располагалась в свободном пространстве на северном берегу Обводного канала. В разработке ее общего силуэта и трактовке отдельных деталей Тон сумел ближе подойти к историческим прототипам, но разница ощущается, например, в несогласованности соотношений отдельных объемов, в сухой, жесткой прорисовке самого силуэта и усугубляется механической повторяемостью деталей.
К мотивам "русского" и русско-византийского стилей вслед за Тоном обратились и другие архитекторы.
А.И.Штакеншнейдер в 1851-1854 годах построил вблизи Петергофа, на Бабигонских высотах, церковь Святой Царицы Александры - одно из наиболее примечательных произведений "русского стиля" в архитектуре второй половины XIX века. Архитектор сумел не только довольно удачно повторить силуэтное построение и детали, характерные для московских церквей XVII столетия, но и очень органично вписать постройку в живописный холмистый ландшафт, проявив при этом тонкое понимание композиционных приемов русских зодчих.
Новодевичий монастырь на Царскосельском проспекте, завершенный в 1861 году, был построен по проекту архитектора Н.Е.Ефимова. В центре стоял пятиглавый монастырский собор, увенчанный большим золоченым куполом и четырьмя малыми. Горизонтали двухэтажных корпусов, в которых размещались кельи монахинь, прерывались вертикалями двух домовых церквей. Проектируя монастырь, Ефимов старался опереться на традиции древнерусского зодчества. Однако симметричность композиции, разномасштабность собора и боковых церквей делают постройку Ефимова типичным стилизаторским произведением. В конце XIX века ансамбль Новодевичьего монастыря был дополнен высокой колокольней, спроектированной архитектором Л.Н.Бенуа при участии В.П. Цейдлера. Колокольня сделала силуэт монастыря более живописным, приблизив его к традиционным силуэтам древних русских монастырей.
Часовня Спаса Нерукотворного на Невском проспекте была построена по проекту архитектора А.М.Горностаева и до наших дней не сохранилась.
В 1863 году была создана по проекту архитектора В.А.Болотова колокольня церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. Она скомпонована в традициях классицизма, благодаря чему она удачно сочетается с объемом церкви, возведенной в 1811-1823 гг.
Стремление к созданию ансамблевой композиции предопределило новое художественное решение фасадов двух лицевых корпусов Смольного монастыря, переделанных в 1860 году архитектором П.И.Таманским. Фасады корпусов были переделаны "во вкусе Растрелли" и обработаны барочной лепниной.
Но самым значительным из построенных в русском стиле, был православный храм Воскресения Христова. За основу был взят храм Василия Блаженного. Решение принадлежало архитекторам Малышеву и Парланду. Определенная программность памятника стала причиной едких нападок в либеральной и советской историографии. Строительство этого храма было делом весьма сложным даже для такой технически оснащенной эпохи, как XIX век. Колокольня опиралась на фундамент, смонтированный на дне Екатерининского канала. Основной трехэтажный объем был на речном берегу, что потребовало фундамента на бетонной подушке. Главная роль в строительстве принадлежала Александру III. Купола изготавливались в мастерских Постникова.
Церкви иных конфессий
1. Финская церковь, построенная в 1859-1860 годах по проекту архитектора Боссе в романском стиле. Располагается она на проспекте Декабристов, 54
2. В 1863 году на пересечении Екатерининского канала и Малой Морской улицы была построена немецкая реформатская церковь по проекту Боссе. После пожара в 1875 году она была восстановлена архитектором Рахау. Внешне церковь напоминала северонемецкие средневековые соборы. Фасады здания, выполненные кирпичной кладкой высокого качества, были оставлены неоштукатуренными. Для того времени это был новаторский прием, который хорошо гармонировал с лаконичными нормами романского стиля, выбранными Боссе. В начале 1930-х годов здание было полностью перестроено.
3. В 1864 г. Р.И.Кузьмин построил храм св. Дмитрия Солунского для греков. Храм был рассчитан на 1000 прихожан. За основу был взят Константинопольский собор святой Софии. Архитектор повторил эффект парящего купола, поддерживавшегося четырьмя гигантскими арками, что способствовало беспрепятственному обзору купола, сводов, парусов. В зените, в световом куполе реял образ Христа-Пантократора. Хотя привезенный из Афин иконостас не произвел особого впечатления на современников, их поразили две выполненные на кипарисовом дереве иконы: «Благовещение Богородицы» и «Св. Параскева». Вскоре эти иконы стали считаться чудотворными.
4. Шведская реформатская церковь Святой Екатерины была возведена на Малой Конюшенной улице, около Шведского переулка. Проект церкви разработал в 1863 году архитектор К.К.Андерсон. Фасад церкви был решен в формах романского стиля, однако формы, воспроизведенные в штукатурке, утратили величавость и монументальность.
5. В 1885 году была построена хоральная синагога. Проектировали ее архитекторы Бахман и Шапошников в мавританском или арабском стиле. Строилась она в расчете на 850 мужчин и 500 женщин. В синагогу вели три подъезда: центральный для мужчин и два боковых для женщин.
В большом зале выделяется алтарное место, к алтарной части примыкают комнаты для раввина и кантора. На втором этаже, рядом с хорами, размещались комната секретаря и библиотека, вскоре получившая известность благодаря редким рукописям.
IV. Доходные дома
4.1.Внутренняя планировка
Рост населения Петербурга стимулировал строительство новых домов «под жильцов» с квартирами, сдаваемыми внаем. Оно шло нарастающими темпами, охватывая все новые районы, и стало одной из характернейших особенностей столицы России в XIX веке. Тем не менее, рост темпов строительства отставал от темпов роста населения.
Увеличивающиеся темпы строительства доходных домов вели к сокращению числа особняков: предприимчивые люди скупали участки, занятые особняками, и застраивали их многоэтажными домами «под жильцов». Процесс этот мог проходить и по-другому: лицевой флигель, выходящий на улицу, оставался особняком владельца, в глубине участка возводили многоэтажные флигеля с квартирами, сдаваемыми внаем, либо надстраивали этажи над служебными постройками. Затем надстройки и перестройки продолжались, пока внутренняя часть владения не превращалась в типичный доходный дом.
Жилищный кризис охватил и мелких торговцев, служащих, беднейшую интеллигенцию.
В 1858 году было создано "Общество для улучшения в Санкт-Петербурге помещений рабочего и нуждающегося населения" Строили многоквартирные дома для уменьшения расходов на строительство зданий. Действовавший в то время строительный устав разрешал плотную застройку. Главный двор должен быть не меньше тридцати квадратных сажен, остальные дворы могли быть меньше. Максимальной плотность застройки была в центре.
Лицевой корпус охватывал участок вдоль улицы. Внутренние флигели размещались параллельно лицевому. При ширине участка, позволяющего разместить перпендикулярно лицевому корпусу два внутренних, участок обстраивали по периметру, оставляя в центре двор. Позже внутренние флигели строили не по периметру, а в центре участка. Процесс уплотнения застройки шел нарастающими темпами, во второй половине века относительно просторные дворы стали исчезать, вытесняемые громадами внутренних флигелей.
Комнаты редко были квадратными. Часто они были вытянутыми в глубину, что ухудшало освещенность и воздухообмен. Люди селились в подвалах, мансардах. К 1890 году в подвалах жили 49570 человек. Квартиры для бедных приносили владельцам в расчете на квадратный метр площади в несколько раз больше дохода, чем «барские» квартиры. Сложившаяся в Петербурге специфика застройки привела к тому, что рядом с роскошными особняками находилось много жилищ, представлявших собой настоящие трущобы, чему способствовала система двойного и тройного найма. В лицевых корпусах располагались большие многокомнатные квартиры с двумя лестницами: парадной и "черной". Рядом с черной лестницей размещались комнаты прислуги. Таким образом, квартира разделялась на барскую и служебную части. Барская же часть, в свою очередь, делилась на парадные комнаты, рассчитанные на прием гостей, и жилые.
Во внутренних флигелях размещались 4-6-комнатные квартиры для среднего класса. Здесь была только одна лестница. Вблизи входов размещались кухни, санузлы и кладовые.
На левом берегу и на Васильевском острове функционировал водопровод, стимулируя конструирование зданий в виде секций. (Секция - это комплекс квартир, расположенных одна над другой и выходящих на одну лестничную клетку). Планы помещений стали повторяться. Квартиры отделялись друг от друга капитальными кирпичными стенами, помещения в пределах одной квартиры - дешевыми перегородками.
В середине XIX века в Петербурге начали формироваться настоящие трущобные районы. Они располагались между Фонтанкой и набережной Елизаветинского канала (ныне канал Грибоедова), постепенно распространяясь в сторону Обводного канала.
4.2.Фасады доходных домов.
Свойственный XIX веку «дух практицизма» стал все более влиять на архитектуру «доходных домов», вызывая появление и распространение ряда новых композиционных приемов.
С середины XIX века началась волна перестроек первых этажей домов, расположенных в центральных районах города, особенно на таких оживленных торговых улицах, как Невский проспект, Малая и Большая Морские улицы, Гороховая улица и других. На первом этаже размещались магазины и лавки, и оконные проемы увеличивались. Традиционные небольшие окна, прорезанные в стенах первых этажей в соответствии со строительными правилами и нормами классицизма, оказались недостаточными для освещения торговых помещений и рекламы товаров. Окна стали растесывать. Перемычками служили железные балки. Таким был дом по адресу Невский пр., 11, перестроенный в 1890 году архитектором Бенуа.
При строительстве новых жилых зданий на главной улице предусматривались окна-витрины с отделкой фасада. Таким был дом Воронина, построенный в 1867-1869 годах по проекту архитектора Гедике.
В качестве общей тенденции можно выделить намечавшийся переход от классицизма к эклектике, который мы можем увидеть на фасаде дома №16 по улице Герцена, принадлежавшего жене титулярного советника Руадзе. Здание было спроектировано в 1851-1852 годах архитектором Желязкевичем. Идентичность декоративной обработки окон отразила функциональную сущность здания «под жильцов», но механическое повторение отдельных деталей создает эффект монотонности. Пытаясь ослабить эту монотонность, Желязкевич ввел невысокие пилястры коринфского ордера, однако их масштаб иной, нежели в произведениях классицизма: они размещены в два яруса, причем каждый ярус охватывает только один этаж. Из художественного лейтмотива композиции ордер превратился в простой декор и перестал быть носителем героического начала, отличавшего архитектуру классицизма.
В случаях, когда домовладелец требовал более простой и дешевой отделки, появлялись дома с простыми и лаконичными фасадами, в оформлении которых использовались упрощенные варианты того или иного исторического стиля. В такой переаранжировке стилевых прототипов петербургские архитекторы XIX века проявили определенную профессиональную гибкость, а иногда и подлинное мастерство. Вплоть до 1860-х годов имели распространение мотивы неоренессанса. Дом Фитингофа, построенный по проекту архитектора Андерсена (наб.Мойки, 100) был оформлен в мотивах венецианского ренессанса.
Дома с «барскими» квартирами, строившиеся в центре города, нередко походили на особняки, особенно если они имели всего три этажа. Сходство с особняком усиливалось отделкой: такой дом походил на «палаццо» аристократа. Характерный пример - дом на ул. Чайковского, 55, принадлежавший академику А.К.Кольману. Центральный фасад дома оформлен в ренессансном стиле. В центре - обработанный рустом портал, ведущий на парадную лестницу. Дворовые фасады оформлены очень скупо, но в их компоновке выразилась структура многоквартирного дома.
В 1850-х годах вслед за особняками в барочном стиле стали оформляться и доходные дома, подчеркивавшие высокое социальное положение обитателей лицевых корпусов. Один из лучших образцов подобного стиля - доходный дом Н.П.Жеребцовой, занимавший большой участок между Дворцовой набережной и улицей Миллионной, разработанный в 1860 году по проекту архитектора Л.Ф.Фонтана. Владелица, расширив свое внутреннее владение приобретением соседних участков, распорядилась возвести обширный доходный дом, в лицевых корпусах которого располагались барские квартиры, а во внутренних флигелях - квартиры для среднего класса. Фасад, выходящий на Дворцовую набережную, был стилизацией «во вкусе Растрелли», фасад, выходивший на Миллионную, сделан в «стиле Людовика XV“.
Увеличивались размеры домов. В ряде случаев скупались несколько участков, и перестраивались соседние здания. Таким был дом на улице Восстания, 35 (архитектор Д. Сюзор), или занимающий целый квартал доходный дом Ратькова-Рожнова по адресу канал Грибоедова, 71 (архитектор Д. Сюзор)
Вводились эркеры. В доме по адресу Театральная, 2, построенном по проекту архитектора А.Гуна было два треугольных эркера. В доме на Невском пр., 64, построенном по проекту архитектора Пруссакова, был треугольный эркер.
Нижний этаж домов обрабатывался рустом, обработка окон и простенков носила единичный характер. В ряде случаев уровни междуэтажных перекрытий выделялись горизонтальными тягами (Миллионная ул., 18). В четырехэтажных домах компоновка фасада строилась на противопоставлении первого и вышележащих этажей, единственным украшением которых были лепные наличники.
В пятиэтажных домах верхний этаж отделяли тягой и трактовали как завершающий ярус. Комфортабельные квартиры размещались на 2-3 этажах лицевого корпуса, и эти этажи декорировались наиболее обильно (Пушкинская ул., 5). В большинстве домов композиция фасадов не отражала внутренней секционной структуры. Архитекторы второй половины XIX века рассматривали фасад как самостоятельный объект творчества и компоновали его в соответствии с законами, почерпнутыми из архитектурных стилей. Многие из этих приемов противоречили особенностям многоэтажного жилого дома.
Начиная с 70-х гг. стали проявляться тенденции рациональной архитектуры. Появился так называемый "кирпичный стиль": дома облицовывали высококачественным кирпичом или керамическими плитками, применяли полихромный кирпич, терракоту. Нередки излишние пестрота и дробность декора. Инициаторами кирпичного стиля были И.С.Китнер и В.А.Шретер.
Примерами кирпичного стиля могут служить доходный дом, принадлежавший небольшой фабрике А.И.Ниссена, построенный на Фонтанке, 83 по проекту архитектора Шретера, дом В.Ф.Штрауса, построенный по проекту Китнера.
С 1890 года у Шретера обнаруживается стремление преодолеть дробность отделки (Мойка, 12). В архитекторы второй половины XIX века занимаются рациональной разработкой архитектуры многоквартирного дома.
Во второй половине XIX века тип «доходного дома» был сравнительно молодым, не имел прямых исторических прототипов в те отдаленные времена, к наследию которых обращались архитекторы-эклектики. Своеобразное художественное «равноправие» мотивов исторических архитектурных стилей по отношению к новой функции и к новой пространственной структуре жилого дома в известной мере «раскрепощало» архитектуру, создавало широкую свободу в выборе стилей.
Заключение
Итоги градостроительного развития Петербурга во второй половине XIX века далеко не однозначны.
Рост города ускорился, темпы строительства возросли, и больше стали проявляться контрасты и противоречия, выразившиеся в резком различии благоустройства и общего характера застройки центра и окраин.
Размеры зданий, их объемно-пространственная структура, их соотношение с окружающей средой оказываются иными, чем в прошлые эпохи. Поэтому архитекторы-эклектики, заимствуя те или иные мотивы, вынуждены были переосмысливать их применительно к новым задачам. Это достигалось изменением масштабного соотношения стильных деталей с общей структурой здания, их иной пластической трактовкой.
До конца 50-х годов еще сохранялся ансамблевый фасад, унаследованный от классицизма.
Постройки, возведенные в центре Петербурга А.П.Брюлловым, О.Монферраном, И.Д.Черником, И.И.Штакеншнейдером дополнили сложившиеся ранее ансамбли и сформировали некоторые новые - например, ансамбль Исаакиевской площади.
Черты архитектурного единства приобретали и некоторые новые кварталы в центре города, застраивавшиеся многоэтажными жилыми домами, но это единство было вызвано сходством конструкций многоэтажных зданий, разделенных на внутренние ячейки-квартиры, одинаковостью их высоты, лимитированной строительным законодательством, близостью масштабных характеристик их фасадов. Все более активную роль в компоновке зданий стали играть элементы, непосредственно связанные с их функциональными особенностями. Так, стали использоваться эркер и широкие окна-витрины. Все чаще включались в композиции башнеобразные объемы.
С середины XIX века начался процесс уплотнения застройки городских кварталов, вызвавший справедливые нарекания современников. Отдельные небольшие скверы и бульвары не моги ослабить нарастающий дефицит зелени.
Еще сохранялись и в значительной мере стимулировались официальным правительственным заказом архитектурно-строительные решения в духе классицизма.
Привнесение в идеологическую доктрину третьего элемента "народности" привело к изменению стилевых характеристик церковных зданий. Так стала формироваться новая тенденция, которая привела в последних десятилетиях XIX века целой системы церковных зданий "в древнем вкусе".
Стала формироваться и панорама Обводного канала, Выборгской стороны, районов за Невской заставой, создававших социальную и архитектурную антитезу репрезентативному и импозантному облику центра столицы. Облик города становился все более противоречивым.
Список литературы:
1. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Спб, 1994
2. Памятники архитектуры Ленинграда. Л, 1969
3. Пунин А. Архитектурные памятники Петербурга 2-я половина XIX в. Л, 1981
4. Тумилович Е.В, Алтунин С.Е. Мосты и набережные Ленинграда. М, 1963.
5. Пунин А. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л, 1990
6. Очерки истории Ленинграда. Т. IV. Л, 1964