Реферат по предмету "Журналистика"


Синтаксис. Композиционные приемы выразительности

Содержание
1. Раздел. Синтаксис простого предложения 1.1 Главная мысль текста 1.2 Контраст между описанием природы и местом человека в ней 1.3 Слова, передающие эмоциональное состояние героя. Эффект шпильки. 1.4 Эффект обманутого ожидания
1.5 «Из окна автобуса» 1.6 Разбор простого предложения. 2. Раздел. Синтаксис сложного предложения. 2.1 Текс для анализа Раздел 3. Речевые погрешности 3.1 Нормы нарушения – управления, согласования, смысловая сочетаемость 3.2 Нарушение деепричастного оборота Список литературы 1. Раздел 1. 1.1 Главная мысль текста Главная мысль в тексте, высказано словами знаменитого ученого: «Вы мне помогли ответить на самый важный вопрос. Ведь и я экскурсовод вот в этом автобусе, - и он показал на небо и землю. Мы, экскурсоводы, не очень нужны. Мне даже показалось, что мы мешаем. Душа ощущает самое себя, видит себя в этом мире с пустынным морем, с садами, с горным ущельем, с пятнами солнца; этот мир - она и не она, - она его видит, то ли не видит, она полна сама в себе покоя, мыслит и не мыслит, прозревает глубины жизни и близоруко, слепо дремлет». 1.2 Контраст между описанием природы и местом человека в ней Справа пустынное море - не то, оставшееся за спиной, море купальщиков и прогулочных катеров, а море без берега, море беды и войны, море рыбаков, боцманов и адмиралов. Слева, среди пальм, бананов, среди мушмулы и магнолий, домики, обвитые виноградом, каменные заборы, огородики, и вдруг пустынные холмы, кусты, осыпанные красными ягодами шиповника, дикий хмель в голубоватом, туманном пуху, библейские кроткие овцы и дьяволы - козлы на желтых афро-азиатских осыпях - и снова сады, домики, чинары, хурма. Можно ли передать огромный размах земной высоты и земной глубины, это соединение: рвущийся вверх мертвый гранит и мутный, зеленоватый сумрак в ущелье, застывшая тишина и рядом звон, плеск горной реки. Дивное состояние, подобное счастью ящерицы, дремлющей на горячем камне вблизи моря, кожей познающей соленое тепло воздуха, тень облаков. Мудрость, равная счастью паучка, застывшего на нити, протянутой между двумя травинками. Чувство познания жизненного чуда теми, кто ползает и летает. 1.3 Слова, передающие эмоциональное состояние героя. Эффект шпильки. Слова, передающие эмоциональное состояние героя – стоял поодаль от всех, пожилой неряшливый человек, он счастлив в этой поездки, как никогда в жизни. Во время остановок великий мыслитель стоял поодаль от всех и не слушал объяснений (возникает вопрос - почему он не слушал объяснений?). Создатель нового взгляда на происхождение вселенной, участвует в его экскурсионной группе (почему он решил участвовать в данной экскурсии?). В тоже время экскурсоводу было обидно: знаменитый ученый, в одной статье его называли великим мыслителем, не задал Ивану Петровичу вопросов (почему?). Ученый подошел к экскурсоводу и сказал: - Я вас всей душой благодарю. Вы мне помогли ответить на самый важный вопрос. Ведь и я экскурсовод вот в этом автобусе, - и он показал на небо и землю (почему именно в этой экскурсии он пришел к такому выводу). Когда экскурсия вернулась в курортный городок, одна ученая женщина сказала: - Поездка чудесно удалась, и в этом немалая заслуга нашего замечательного экскурсовода. Все поддержали ее. - Нужно написать отзыв, и все мы подпишем его! - предложил кто-то. Эффект напряжения формируется за счет вопроса который возникает в ходе поездки у экскурсовода, почему же великий мыслитель не задал ни единого вопроса и даже не слушал его объяснений. 1.4 Эффект обманутого ожидания Иван Петрович, экскурсовод, негромко, словно боясь помешать кому-то в горах, рассказывал о геологической истории абхазской земли, о первых древнейших поселениях людей. Участники экскурсии спрашивали Ивана Петровича о множестве вещей – он рассказывал и о нравах горной форели, и о храмах шестого века, и о проекте горной электростанции, и о партизанах времен гражданской войны, об альпийской растительности, о бортничестве и овцеводстве. ЭКСКУРСОВОД. -а, м. Специалист, дающий пояснения экскурсантам. К ж. экс" курсоводка, -и (разг.). || прил. экскурсоводческий, -ая,-ое (Словарь Ожегова). - Вы мне помогли ответить на самый важный вопрос. Ведь и я экскурсовод вот в этом автобусе, - и он показал на небо и землю, - и я был очень счастлив в этой поездке, как никогда в жизни. Мы, экскурсоводы, не очень нужны. Мне даже показалось, что мы мешаем. Анализируя весь текст с самого начало, мы видим, что ученому важен не сам экскурсовод с рассказами, а его новое восприятие к окружающему миру, глядя, из окна автобуса и текст заканчивается - ученый говорит - Мы, экскурсоводы, не очень нужны. Мне даже показалось, что мы мешаем. Где мгновенно раскрывается авторский замысел и заставляет по - новому осмыслить ранее сказанное. 1.5 «Из окна автобуса» Ученый мыслитель, участвуя в экскурсии, ответил себе на важный вопрос, что ведь и он экскурсовод в этом автобусе - и он показал на небо и землю. Каждый новый виток дороги открывает по-новому красоту мира. Благодаря экскурсии, ученый увидел всю красоту природы именно из окна автобуса, придя к выводу, что мы экскурсоводы не очень нужны, даже показалось, что мы мешаем. 1.6 Разбор простого предложения. Автобус подали после завтрака к подъезду дома отдыха Академии наук. Простое предложение, одна грамматическая основа – автобус подали, автобус – подлежащее, выражено существительным, подали - простое глагольное сказуемое в форме изъявительного наклонения, наст. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, распространенное, согласованное. На турбазе для поездки ученых выделили лучшего работника - образованного и умного человека. Простое предложение, одна грамматическая основа – работника выделили. Работника – подлежащее, выражено существительным, выделили - простое глагольное сказуемое в форме изъявительного наклонения, наст. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Его коричневые руки лежат на баранке. Простое предложение, одна грамматическая основа – руки лежат, руки – подлежащее, выражено существительным, лежат - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., мн. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Ну, поехали. Простое предложение, одна грамматическая основа, включает один главный член – сказуемое поехали, бесподлежащее, безличное. И вот мир открыт перед людьми: справа пустынное море - не то, оставшееся за спиной, море купальщиков и прогулочных катеров, а море без берега, море беды и войны, море рыбаков, боцманов и адмиралов. Простое предложение, одна грамматическая основа – мир открыт, мир – подлежащее, выражено существительным, открыт - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. А справа есть одно лишь море . Простое предложение, одна грамматическая основа море есть, море – подлежащее, выражено существительным, есть – глагол – связка + именная часть.
Как хороша эта дорога. Простое предложение, одна грамматическая основа, включает один главный член - подлежащее дорога, односоставное, бессказуемостное, назывное. Каждый новый виток дороги открывает по-новому красоту мира. Простое предложение, одна грамматическая основа - виток дороги открывает, виток дороги – подлежащее, выражено существительным, открывает - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, согласованное.
Нежный солнечный свет легко лежит на голубоватом асфальте, на полукруглой воде, скользящей по круглым камням. Простое предложение, одна грамматическая основа – свет лежит, свет – подлежащее, выражено существительным, лежит - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, согласованное, осложнено предложение однородными членами – на -. У каждого пятна света своя отдельная жизнь, со своим теплом, смыслом, формой. Простое предложение, одна грамматическая основа, включает один главный член - подлежащее пятна, односоставное, бессказуемостное, осложнено предложение однородными членами. Дивное состояние, подобное счастью ящерицы, дремлющей на горячем камне вблизи моря, кожей познающей соленое тепло воздуха, тень облаков. Простое предложение, одна грамматическая основа, включает один главный член – подлежащее состояние, односоставное, бессказуемостное, осложнено деепричастным оборотом. Чувство познания жизненного чуда теми, кто ползает и летает. Простое предложение, одна грамматическая основа, включает один главный член - подлежащее чувство, односоставное, бессказуемостное. Ему шепотом назвали знаменитое имя. Простое предложение, одна грамматическая основа – ему назвали, ему – подлежащее, выражено местоимением, назвали - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., мн. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Наверное, не узнает меня. Простое предложение, одна грамматическая основа – меня не узнает, меня – подлежащее, выражено местоимением, не узнает - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Все поддержали ее. Простое предложение, одна грамматическая основа – все поддержали, все – подлежащее, выражено существительным, поддержали - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., мн. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Через несколько дней Иван Петрович столкнулся на улице со знаменитым ученым. Простое предложение, одна грамматическая основа – Иван Петрович столкнулся, Иван Петрович – подлежащее, выражено существительным, столкнулся - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Вы не задали мне ни единого вопроса и даже не слушали моих объяснений. Простое предложение, одна грамматическая основа – вы не задали, вы – подлежащее, выражено местоимением, не задали - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., мн. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Вы мне помогли ответить на самый важный вопрос. Простое предложение, одна грамматическая основа – вы помогли ответить, вы – подлежащее, выражено местоимением, помогли ответить - составное глагольное сказуемое (вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола) в форме изъяв. накл., наст. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Но я не слушал ваших объяснений. Простое предложение, одна грамматическая основа – я не слушал, я – подлежащее, выражено местоимением, не слушал - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Мы, экскурсоводы, не очень нужны. Простое предложение, одна грамматическая основа – мы не нужны, мы – подлежащее, выражено местоимением, не нужны - простое глагольное сказуемое в форме изъяв. накл., наст. вр., мн. ч., полное двусоставное предложение, согласованное. Раздел 2 Синтаксис сложного предложения. 2.1 Текс для анализа Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано и сделал губами: «брр…» - что всегда он делал, когда просыпался, хотя сам не мог растолковать, по какой причине. Ковалев потянулся, приказал себе подать небольшое, стоявшее на столе зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место! Испугавшись, Ковалев велел подать воды и протер полотенцем глаза: точно, нет носа! Он начал щупать рукою, чтобы узнать: не спит ли он? Кажется, не спит. Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа! Он велел тотчас себе одеться и полетел прямо к обер – полицмейстеру. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением: растолковать – толк, потянулся – тянет, вскочил - вскок, встряхнулся – встряхнет, довольно – вдоволь. В приставках, оканчивающихся на з(с), перед гласными и звонкими согласными пишется – з, а перед глухими – с в соответствии с произношением: растолковать, испугавшись. Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: сделать – списать. Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то нужно писать – ться: одеться. В кратких прилагательных, образованных от полных, имеющих два н: место совершенное – месть совершенно, в наречиях но – о(-е)пишется столько н, сколько их в прилагательном от которого данное наречие образовано: совершенно – совершенный. Если слово с не можно заменить близким по значению словом без не: небольшое – маленькое. Пишутся через дефис: слова, первой составной частью которых являются иноязычные элементы обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс- обер-полицмейстер Проснулся – уснул (про - приставка) Протер – тер, тереться (про - приставка) Тотчас - слова с различными наречными значениями, если между предлогом (приставкой) и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос Коллежский – (слово, которое надо запомнить), первая часть названий некоторых гражданских чинов в царской России (Словарь Ожегова). Асессор – (слово, которое надо запомнить), коллежский асессор – в Царской России: гражданский чин 8 класса, а также лицо, имеющее этот чин (Словарь Ожегова). При двух рядом стоящих союзах (подчинительный союз или относительное слово и другой подчинительный союз; сочинительный союз и подчинительный союз или относительное слово) запятая между союзами ставится только в том случае, когда опущение придаточного предложения не требует перестройки главного предложения: Всегда он делал, когда просыпался, хотя сам не мог растолковать, по какой причине. Запятыми выделяются: Деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, которые примыкают непосредственно к сказуемому и по своему значению приближаются к наречию. Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединенными посредством союзов. Два или несколько прилагательных, согласованных с одним и тем же существительным и не соединенных между собой посредством союзов, являются однородными только в том случае, когда каждое из них непосредственно относится к этому существительному: Ковалев потянулся, приказал себе подать небольшое, стоявшее на столе зеркало.
Запятая ставится между однородными членами перед противительными союзами. Перед союзами когда, что, чтобы…ставится запятая. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место! Он делал, когда просыпался, хотя сам… Он начал щупать рукою, чтобы узнать…
Запятыми выделяются: Причастия и прилагательные, как с пояснительными словами, так и без них, поставленные перед определяемым существительным, если они имеют, кроме значения определения, также обстоятельственный оттенок: Испугавшись, Ковалев велел подать воды… Междометие – особая часть речи, которая выражает чувства или побуждение к действию, но не показывает их: Проснулся довольно рано и сделал губами: «брр…»… В сложных бессоюзных предложениях с пояснением (вторая часть поясняет содержание первой) ставится двоеточие. В некоторых случаях первое предложение можно вставить слова – и увидел (и вижу): Протер полотенцем глаза: точно, нет носа. Протер полотенцем глаза и вижу точно, нет носа. Предложения с указанием причины во второй части ставится двоеточие: Он начал щупать рукою, чтобы узнать: не спит ли он? Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано и сделал губами: «брр…» - что всегда он делал, когда просыпался, хотя сам не мог растолковать, по какой причине. Предложение сложное, сложноподчиненное с двумя придаточными, с параллельными (неоднородными) подчинением. Главное предложение - Асессор Ковалев проснулся довольно рано и сделал губами: «брр…», первое придаточное - что всегда он делал, когда просыпался, относится к сказуемому – глаголу сделал и прикрепляется к главному союзу - что, стоит в середине главного предложения и выделяется запятой. Второе придаточное - сам не мог растолковать, по какой причине, относится к дополнению – глаголу просыпался и прикрепляется к главному союзному слову - когда, стоит после главного и отделяется от него запятой. Первое придаточное – дополнительное, второе – определительное. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место! Предложение сложное, сложноподчиненное с двумя придаточными с параллельным (неоднородным) подчинением. Главное предложение – Он хотел взглянуть на прыщик, первое придаточное - который вскочил у него на носу – относится к сказуемому – глаголу вскочил и прикрепляется к главному союзом который, стоит в середине главного предложения и выделяется запятыми. Второе придаточное - что у него вместо носа совершенно гладкое место – относится к дополнению – существительному он и прикрепляется к главному союзу – что, стоит после главного и отделяется от него запятой. Первое придаточное – дополнительное, второе – определительное. Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа! Предложение сложное, бессоюзное, сложносочиненное, состоит из двух простых предложений. Первое – Ковалев вскочил, встряхнулся. Второе – нет носа. Осложняется тем, что второе предложение содержит следствие той причины, о которой говорится в первом – Ковалев вскочил, встряхнулся, т.к нет носа. Раздел 3. Речевые погрешности
3.1 Нормы нарушения – управления, согласования, смысловая сочетаемость. Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием (словарь Ожегова). Управления - вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого слова (напр., глагол "желать" управляет винительным и дательным падежами: "желать счастья молодым"). (Словарь Ожегова). Я не стыжусь ни одного своего поступка - управление. Согласования – подчинительная связь, при которой грамматически зависимое слово уподобляется грамматически главенствующему слову в роде, числе и падеже. (Словарь Ожегова). Корреспондент пообщался о музее с нашим земляком Степаном Меньшиковым - согласование. Смысловая сочетаемость - нормы употребления слов в соответствии с их значением и лексической сочетаемостью (Словарь Ожегова). Создание Фонда делает возможным на постоянной основе развивать и реализовать цели социального проекта «Вместе сможем все». Создание фонда на постоянной основе развивает и реализует цели социального проекта «Вместе сможем все» – смысловая сочетаемость. 3.2 Нарушение деепричастного оборота В практической части, основываясь на теоретическую базу, интервью подвергнуто анализу. Деепричастие с зависимым от него словами называется деепричастным оборотом. Деепричастные обороты обозначают добавочные действия. Запятыми выделяются: деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, которые примыкают непосредственно к сказуемому и по своему значению приближаются к наречию. Список литературы 1. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому языку: Для студентов- журналистов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967. 3. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. – М.: Высшая школа, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.