Реферат по предмету "История"


Культурная революция в СССР и "русское зарубежье"

1. Определитехронологические рамки, задачи культурной революции и способы их реализации
Культурная революциясоциалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества,составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры— высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся кдостижениям культуры.
Культурная революциянаправлена на превращение всех трудящихся в социально активных участниковкультурно-исторического процесса, на формирование нового человека. К. р.является одной из важнейших закономерностей построения социализма. Учение окультурной революции как «целой полосе общественного развития» разработано В.И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин «культурнаяреволюция» введён Лениным в 1923 в работе «О кооперации»). Отбросивсоциал-демократические догматические схемы об обязательной очерёдностисоциальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» культурыкак предпосылки социального переворота, В. И. Ленин после Октябрьскойсоциалистической революции выдвинул программу культурной революции
Культурная революция обусловленареволюционными преобразованиями в экономике и политике (установление диктатурыпролетариата, обобществление средств производства, социалистическаяиндустриализация, коллективизация сельского хозяйства).
Культурная революция начинаетсяпосле завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися подруководством коммунистической партии. Она является необходимым условиемпостроения социализма. Культурная революция уничтожает духовное господство и культурнуюмонополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условияхкапитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полнуювозможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии(см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 94). Все орудиякультурной деятельности становятся средством распространения новой,социалистической культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное,устарелое в культуре, культурная революция сохраняет для нового общества всё то ценное, чтобыло накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивноекультурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции,результаты мировой цивилизации «… с точки зрения миросозерцания марксизма иусловий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» (там же, т. 41, с.462). Культурная революциязнаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистическогообщества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господствореакционной культуры, новыми закономерностями духовного развития. На основеэтих закономерностей происходит становление и утверждение социалистической и коммунистическойкультуры.
Культурная революция включаетсоздание социалистической системы народного образования и просвещения,перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции,создание социалистической литературы и искусства, подъем науки, формированиеновой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку бытаи т. д. Важнейшей целью культурной революции является превращение принципов марксистско-ленинскойидеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципыв практической деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережиткамипрошлого, с буржуазными и ревизионистскими взглядами.
Социалистическиекультурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различныхстранах и видоизменяются в соответствии с национальными и историческимиособенностями данного народа, нации, страны, с уровнем их экономического икультурного развития, достигнутым до начала культурнойреволюции В СССР, где впервые в истории былаосуществлена культурная революция.,её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старогостроя, неравномерностью экономического и культурного развития наций инародностей России, 73% населения в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным(перепись 1897).
В переходный период откапитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена системанародного образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкаясеть школ, вузов, культурно-просветительских учреждений. Культурная революция внациональных республиках по темпам развития опережала центральные районыстраны. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции,вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литературыи искусства. В Программе КПСС (1961) оценивается значение культурной революции: «В странеосуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовногорабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленнымчеловечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным,совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры».
Культурная революция охватила всесоциальные, национальные, этнические группы, способствуя развитию ихсотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения.Опирающаяся на принципы интернационализма, культурнаяреволюция привела к всестороннему развитию всехнациональных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в областикультуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литератураиздаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более чем на 60 языках народовСССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культурусиливаются общие черты единой интернациональной культуры. Принципиально чуждаябуржуазной установке на стандартизацию и нивелировку духовной жизни, К. р.создаёт предпосылки для свободного развития всех трудящихся.
Культурная революция способствовалапреодолению противоположности между городом и деревней, между людьмифизического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщениютрудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительностиобщественного труда.
2. Объясните,что означает авторитарно-бюрократический стиль руководства партии в областинауки, искусства и культуры. Когда он появляется и в какие периоды усиливается
С середины 20-х годовособое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития.Cущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культомличности Сталина. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и вхудожественной жизни страны.
Усилилсяавторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством.Были созданы органы отраслевого управления культурой — Союзкино (1930),Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет поделам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусства (1936) и др.
Проводилась унификация ирегламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим, а подчас итворческим принципам. Унификация распространялась на национальные особенностикультуры народов СССР. Так, главным достижением русской культуры былпровозглашен ленинизм.
В 1939 г. было объявлено о завершении культурной революции, о чем должно было свидетельствоватьвыполнение такой задачи, как ликвидация неграмотности.
Вся культурная иидеологическая работа в этот период была направлена на утверждениемарксистско-ленинской идеологии и превращение ее в мировоззрение всех советскихлюдей. На культурное строительство распространялось общегосударственноепятилетнее планирование.
Россию покинул цветрусской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников быливысланы из страны или эмигрировали. За пределами родины оказались религиозныефилософы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантамистали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин,звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов иИ.Стравинский.
3. Определите понятие «Русское зарубежье». Какие города сталицентрами русского зарубежья в Западной Европе? Назовите имена выдающихсядеятелей русского зарубежья. Каково историческое значение этого явления
Понятие «русскоезарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россиюмассово начали покидать беженцы. После 1917 из России выехало около 2-хмиллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – быласформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. Зарубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты,действовала Русская Православная Церковь. Но несмотря на сохранение первойволной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества,положение беженцев было трагическим. В прошлом у них была потеря семьи, родины,социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем – жестокаянеобходимость вживаться в чуждую действительность. Надежда на скороевозвращение не оправдалась, к середине 1920-х стало очевидно, что России невернуть и в Россию не вернуться. Боль ностальгии сопровождалась необходимостьютяжелого физического труда, бытовой неустроенностью; большинство эмигрантоввынуждено было завербоваться на заводы «Рено» или, что считалось болеепривилегированным, освоить профессию таксиста.
Россию покинул цветрусской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников быливысланы из страны или эмигрировали. За пределами родины оказались религиозныефилософы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантамистали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин,звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов иИ.Стравинский.
Из числа известных писателейэмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус,Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев,Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М.Цветаева, М.Алданов, Г.Адамович,Г.Иванов, В.Ходасевич. Русская литература, откликнувшаяся на события революциии гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад,оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальнымпраздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина.
В то же время, вэмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: отсутствиемассового читателя, крушение социально-психологических устоев, бесприютность,нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русскойкультуры. Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежнойлитературы, на русском языке создаются великие книги. В 1930 Бунин писал:«Упадка за последнее десятилетие, на мой взгляд, не произошло. Из видныхписателей, как зарубежных, так и «советских», ни один, кажется, не утратилсвоего таланта, напротив, почти все окрепли, выросли. А, кроме того, здесь, зарубежом, появилось и несколько новых талантов, бесспорных по своимхудожественным качествам и весьма интересных в смысле влияния на нихсовременности».
Утратив близких, родину,всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из Россииполучили взамен право творческой свободы. Это не свело литературный процесс кидеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла неполитическая или гражданская неподотчетность писателей, а многообразиесвободных творческих поисков.
В новых непривычныхусловиях («Здесь нет ни стихии живого быта, ни океана живого языка, питающихработу художника», – определял Б.Зайцев) писатели сохранили не толькополитическую, но и внутреннюю свободу, творческое богатство в противостояниигорьким реалиям эмигрантского существования.
Развитие русскойлитературы в изгнании шло по разным направлениям: писатели старшего поколенияисповедовали позицию «сохранения заветов», самоценность трагического опытаэмиграции признавалась младшим поколением (поэзия Г.Иванова, «парижской ноты»),появились писатели, ориентированные на западную традицию (В.Набоков, Г.Газданов).«Мы не в изгнаньи, мы в посланьи», – формулировал «мессианскую» позицию«старших» Д.Мережковский. «Отдать себе отчет в том, что в России или вэмиграции, в Берлине или на Монпарнасе, человеческая жизнь продолжается, жизньс большой буквы, по-западному, с искренним уважением к ней, как средоточиювсего содержания, всей глубины жизни вообще…», – такой представлялась задачалитератора писателю младшего поколения Б.Поплавскому. «Следует ли напоминатьеще один раз, что культура и искусство суть понятия динамические», – подвергалсомнению ностальгическую традицию Г.Газданов.

Списокиспользованной литературы
1.        История России иеё ближайших соседей. Том 5. Москва.1997.
2.        Смирнов А.Н.,Древние славяне. Москва, 1990.
3.        Рыбаков Б.А. "Мир истории ". Москва,1991.
4.        История России сдревнейших времен до конца XXвека. Москва, 1996.
5.        Мунчаев Ш.М.,Устинов Е.М. История России: Учебник/ /Москва,1997.
6.        Скрынников Р.Г.Русь X – XVII в. Учеб пособие. СПб.,1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.