В целях совершенствования управления средствами государственного бюджета, усиления контроля за их целевым использованием в Республике Беларусь осуществлен переход на казначейскую систему его исполнения (республиканского бюджета с 1 января 1999 г.; местных бюджетов областей и Минска - начиная с 1 января 2001 г. в соответствии с графиками, согласованными с Министерством финансов).
Финансирование расходов распорядителей (получателей) средств бюджета производится в соответствии с утвержденными Министерством финансов правилами с использованием автоматизированной системы государственного казначейства (АСГК).
Нормативные документы, регламентирующие порядок финансирования и отражения в бухгалтерском учете расходов распорядителей (получателей) средств бюджета:
■ Указания о порядке финансирования органов государственного управления, учреждений, организаций, а также иных юридических лиц, получающих средства из республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства. Утверждены Приказом Министерства финансов № 282 от 30 ноября 1998 г.
■ Положение о порядке исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства. Утверждено Постановлением Министерства финансов № 72 от 6 июля 2000 г.
■ Положение о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств. Утверждено Постановлением Министерства финансов № 66 от 29 июня 2000 г. (в редакции Постановления Министерства финансов № 112 от 26 ноября 2001 г.).
С введением казначейской системы принципиально изменились порядок финансирования распорядителей (получателей) средств бюджета и направление потоков денежных средств. Финансирование осуществляется со счетов в банке территориальныхорганов казначейства, открытых им для осуществления расходов соответствующего бюджета.
К территориальным органам государственного казначейства относятся Управления государственного казначейства по областям и Минску, отделения и представительства государственного казначейства в городах и районах. Территориальные органы государственного казначейства подчиняются Министерству финансов.
Денежные средства со счетов органов казначейства перечисляются непосредственно на счета организаций-поставщиков, оказывающих услуги, выполняющих работы, поставляющих материальные ценности бюджетному сектору экономики, и других получателей средств.
Схема движения денежных потоков такая: "Министерство финансов (или соответствующий местный финансовый орган) - территориальный орган государственного казначейства - конечный получатель бюджетных средств".
Если раньше средства бюджета находились на счетах тысяч организаций в банковской системе, то сегодня хранителями средств становятся органы государственного казначейства. Это позволяет более рационально управлять государственными финансами, сократить потребность в заимствовании средств у банковской системы для финансирования государственных расходов, ускорить сроки прохождения средств до конечных их получателей.
Казначейская система дает возможность осуществлять предварительный контроль за целевым использованием бюджетных средств каждой организации, получающей финансирование из бюджета.
Кроме того, казначейская система является важнейшей информационной базой при принятии управленческих решений министерствами, а также Минфином при составлении проектов бюджетов.
Все распорядители средств бюджета должны быть зарегистрированы в соответствующем территориальном органе государственного казначейства. Зарегистрированному распорядителю средств присваивается Учетный номер казначейства (УНК)и открывается Лицевой счет распорядителей бюджетных средств и кассовых расходов.
Основанием для получения средств из бюджета через территориальные органы государственного казначейства является Роспись расходов по главному распорядителю средств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ и мероприятий, зарегистрированная в АСГК. Изменения, вносимые в сметы распорядителями средств, должны быть утверждены в установленном порядке и зарегистрированы в АСГК. Распорядители средств обязаны обеспечить идентичность сметных назначений с информационной базой АСГК.
Перечисление средств с текущего счета территориального органа государственного казначейства осуществляется, как правило, минуя счета распорядителей средств. В этом случае в бухгалтерском учете распорядителей средств отражается одновременно получение сумм бюджетного финансирования и погашение задолженности перед поставщиками материальных ценностей, работ, услуг, по платежам в бюджет, фонд социальной защиты населения и т. д.
В отдельных случаях бюджетные средства зачисляются на счета распорядителей, в частности, при получении наличных денежных средств на заработную плату, стипендии, командировки; при оплате с использованием безакцептной формы инкассо платежных требований, оформленных взыскателями на основании исполнительных документов, предусмотренных актами законодательства.
Оплата расходов на закупку товаров, работ и услуг производится, как правило, по факту их поставки (выполнения), но допускаются предварительная оплата и авансовые платежи. Перечень обязательств распорядителя средств, по которым возможны предварительная оплата и авансовые платежи, а также ответственность за исполнение оплаченных обязательств определены Положением о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств.
Перечисления средств со счета территориального органа казначейства производятся при наличии у распорядителя средств остатка плановых назначений по соответствующей статье, подстатье, элементу с учетом установленных в текущем периоде лимитов объемов финансирования на основании следующих предъявленных распорядителем средств документов:
■ заявок (в двух экземплярах) на перечисление средств Из бюджета, оформленных на бланках платежных поручений;
■ первичных документов, подтверждающих обоснованность заявок (счета, накладные, акты выполненных работ, денежные чеки, приказы на командировки и др.), которые после проверки и принятия к исполнению возвращаются распорядителю средств;
■ договоров на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств, заключенных с поставщиками (подрядчиками), прошедшими конкурсный отбор посредством применения определенных процедур (тендерной системы закупок), в соответствии с требованиями Положения о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств. В договоре должны быть предусмотрены расчеты платежными поручениями. К договору, заключенному с поставщиком, осуществляющим торговую посредническую деятельность, должна быть приложена копия лицензии на осуществление этой деятельности. Конкурсный отбор поставщиков производится в соответствии с Положением о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе, утвержденным Постановлением Совета Министров № 652 от 19 мая 2003 г. Положением определено пять видов процедур закупок: открытая, ограниченная, упрощенная, переговоров и прямая процедура закупки;
■ заявления о проведении процедуры закупки (за исключением закупок, осуществляемых по прямой процедуре). Форма и порядок заполнения заявления установлены Постановлением Министерства финансов № 21 от 20 марта 2000 г. (с изменениями и дополнениями);
■ паспорта сделки, завизированного в обслуживающем банке, грузовой таможенной декларации и др. документов (при осуществлении расчетов по внешнеторговым договорам). Платежные поручения оформляются распорядителем средств отимени территориального органа казначейства в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка № 66 от 29 марта 4)01 г.
Кроме этого, по строке "Назначение платежа", указываются V11К и наименование распорядителя средств, чьи расходы оплачиваются, сумма расходов разбивается по подразделениям бюджетной классификации.
Пример записи в платежном поручении по строке "Назначение платежа"
УНК 75037 Гомельский строительный техникум
Аванс за выполненные работы по договору № 98 от 1 марта 2003 г. за изготовление проектной документации
Подраздел 2.1405, параграф 206, элемент 101001
При получении наличных денежных средств вместе с платежным поручением представляется оформленный чека при получении денежных средств на выплату командировочных расходов вместе с чеком представляется копия приказа о направлении работников в командировку. В строке платежного поручения "Назначение платежа" указывается номер и дата чека.
Пример записи в платежном поручении по строке "Назначение платежа"
УНК 13075 БГЭУ
Для получения денежных средств по чеку № 50790 от 21 июля 2003 г. Подраздел 2.1406, параграф 213, подстатья 100100
После регистрации в автоматизированной системе государственного казначейства данного платежного поручения денежный чек со штампом органов казначейства на оборотной его стороне (внизу после данных получателя) представляется распорядителем средств в обслуживающий его банк для заявки наличных денежных средств.
Получение денежных средств на выплату заработной платы и стипендии должно осуществляться распорядителем средств в установленные по согласованию с банком сроки выплаты.
Первый экземпляр заявки (платежного поручения) должен быть заверен оттиском печати и подписями должностных лиц распорядителей средств и остается на хранении в органах казначейства в качестве документа, подтверждающего обоснованность перечисления средств со счетов органов казначейства. Проверенные и принятые к исполнению платежные поручения по мере их представления вводятся работниками органов казначейства в АСГК, где они регистрируются под уникальными номерами. При этом второй экземпляр платежных поручений с отметкой органа казначейства "Принято _(дата)_(подпись)" возвращается распорядителям средств.
На основании зарегистрированных в АСГК платежных поручений органы казначейства формируют Реестр принятых от распорядителей средств платежных поручений, который передается соответствующему финансовому органу для принятия решения об оплате. Реестр является основанием для получения средств на счет органа казначейства для исполнения принятых от распорядителей средств платежных поручений. В случае недостатка средств для оплаты расходов распорядителей средств финансирование осуществляется с соблюдением установленных законодательством приоритетов.
Решение финансового органа об оплате платежных поручений передается органу казначейства в АСГК в форме уведомления о финансировании расходов распорядителей средств с указанием номеров оплачиваемых платежных поручений.
После получения уведомления финансового органа и денежных средств на оплату подтвержденных обязательств орган казначейства передает платежные поручения по системе "Клиент -банк" в обслуживающее учреждение банка для исполнения.
Платежные поручения, по которым не принято решение об их оплате, хранятся в базе данных АСГК до момента принятия решения с учетом сроков, в течение которых они считаются действительными. Не исполненные по истечении указанного срока платежные поручения возвращаются распорядителям средств с указанием причин их неисполнения за подписью руководителя органа казначейства.
После оплаты обязательств распорядителя средств со счета территориального казначейства распорядителю средств выдается выписка из его лицевого счетав привязке к дате движения по банку, подписанная главным бухгалтером казначейства, а также приложения к ней (копии исполненных платежных поручений).
По окончании отчетного периода либо по мере обращения органы казначейства представляют распорядителям средств следующие отчетные формы:
■ отчет о финансировании и остатках бюджетных средств по распорядителям средств;
■ копию лицевого счета распорядителя средств и кассовых расходов;
■ карточку учета ассигнований и финансирования.
Данные указанных выше форм после сверки с данными бухгалтерского учета операций со средствами, полученными из бюджета, распорядитель средств использует при составлении отчетности об исполнении сметы расходов.
При обслуживании распорядителей средств централизованной бухгалтерией (ЦБ)территориальный орган казначейства оплачивает расходы, осуществляет контроль за плановыминазначениями и представляет отчет в целом по ЦП в разрезе параграфов. Учет расходов по каждому распорядителю средств осуществляет ЦБ. Распорядители средств могут получать финансирование из бюджета в иностранной валюте, но оплата расходов бюджета в иностранной валюте через территориальные органы казначейства нормативными документами по казначейской системе не предусмотрена. Распорядители средств могут приобретать иностранную валюту за счет бюджетных средств на валютно-фондовой бирже или внебиржевом рынке. Порядок финансирования расходов бюджета в иностранной валюте регламентируется отдельными документами.