Реферат по предмету "Мировая экономика"


Региональные особенности развития малого предпринимательства на примере Саратовской и Самарской области 2

--PAGE_BREAK--Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
§      государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
§      государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
§      государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации.
Имеются и другие формы государственной поддержки малого предпринимательства: обеспечение госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемые в отсталых областях со слаборазвитой промышленностью, и другие.[12]
Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.[13]
В 80-х гг. ХХ века к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 24 июля 2007 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008 г.). К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.[14]
1.2 Этапы развития малого предпринимательства в России Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы.
Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:[15]
1) первый этап (1992-1994гг.)
2) второй этап (1995-1998гг.)
3) третий этап (1999-2001гг.)
4) современный этап
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г. Постановление СМ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией.[16]
Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс.[17] В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг.
Этот период совпал с массовой ваучерной приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 – 1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела.
Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства.[18]
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке механизма привлечения этих средств. Фонды поддержки призваны создавать инфраструктуру — благоприятные условия для развития малого предпринимательства, такие условия, при которых оно будет доходным, выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных внешних факторов и условий. В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой отчисляется 0,5% средств федерального бюджета, направляемого на науку, а с 1996 года — 1,0%. Деятельность этого Фонда направляется на «содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки, создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов».[19]
В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП).
В 1994 году, то есть по завершению первого этапа, приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Острой общероссийской проблемой остается проблема возвратности кредитов.
Картина будет не полной, если не отметить, что наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны.
Второй этап: 1995-1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.
В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой.[20]
Тем не менее с учетом временно занятых и членов семей почти 15—18% населения России было связано с деятельностью малых предприятий.
Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256).
Цель этой Программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики. Эта Программа выдвигает следующие задачи:
·                   создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
·                   целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства;
·                   создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами;
·                   поддержка деловой и инновационной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
·                   инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего, за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий;
·                   широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных разработок в 1994—1995 годах.
Исходя из цели и основных задач, в Программе предусматривались основные мероприятия, направленные на выполнение всей Программы. Общий объем финансирования на 1996 г. был определен в размере 883,35 млрд. руб., в том числе 707 млрд. руб. — средства от приватизации объектов федеральной собственности должны были поступить в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, чего на практике в полном объеме не произошло.[21]
Предпринимались попытки по поддержке малого предпринимательства в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области. По оценкам экспертов, в инновационной сфере функционирует около 120 тыс. малых предприятий с численностью занятых 2,3 млн. чел. Как и во всем мире, часть из них распадается, другие возникают вновь. Однако появились и устойчиво функционирующие 3-4 года малые предприятия. Тем не менее предпринимаемые меры коренным образом не изменили состояние инновационной деятельности. По-прежнему оставляет желать лучшего ее результативность. Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность на малых промышленных предприятиях, являются недостаток ее собственных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия инвестиций и кредитования. Наметилось некоторое ухудшение положения и в строительстве, причем здесь основными проблемами становятся, во-первых, неплатежеспособность заказчиков, необеспеченность финансированием, недостатком заказов на работы, а, во-вторых, недостаточное внимание к жилищному и промышленному строительству.
В этот период определенные усилия предпринимались и по формированию инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства. На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний. 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.[22]
    продолжение
--PAGE_BREAK--После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий в феврале 1996 года выходит Программа «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно для развития малого предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса законодательно гарантирует поступление государственных средств. Указ называл конкретные меры реальной поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить следующие:
·               упрощение процедуры регистрации;
·               введение налоговых льгот для банков, лизинговых и страховых компаний, обслуживающих малый бизнес;
·               перечисление на создание новых рабочих мест 40% бюджета Государственного фонда занятости (начиная с 1997 года);
·               создание гарантийного фонда, в который ежегодно будет отчисляться не менее 200 млн. долларов для инвестиций в российский малый бизнес со стороны иностранных кредитных организаций.
Большие надежды возлагались и на Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 года № 222-ФЗ, принятого в развитии Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в общем числе МП равна 20%. В столице была принята Московская Программа развития малого предпринимательства на 1996—1997 годы, в которой определены следующие приоритеты:
·               производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
·               производство товаров народного потребления;
·               производство лекарственных препаратов и медтехники;
·               оказание различных видов услуг;
·               общественное питание;
·               строительство;
·               инновационная и природоохранительная деятельность.
В 1996 году на поддержку предпринимательства выделено 235 млрд. руб. Доля налоговых поступлений от малых предприятий в некоторых префектурах достигает 80%. Правительство Москвы принимает решение создать специальный гарантийный фонд в размере 20 млрд. руб., который компенсировал бы разницу процентов по кредитам, выдаваемым начинающим предпринимателям.
В этот период продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции и развития. Так, в орбиту его деятельности по поддержке малого предпринимательства включается осенью 1996 года банк «Российский кредит». Этот банк подписал кредитное соглашение по программе «Малый бизнес в России». Соглашение дает возможность всем, кто работает в сфере малого бизнеса, получить кредит по ставкам ниже рыночных.[23]
Результативна была деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. К середине 1997 года этот Фонд профинансировал 625 инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся малых предприятий.
На финансирование инновационных проектов, выполняемых малыми предприятиями, расходуется около 80% бюджета Фонда содействия. Остальные средства направляются на финансирование следующих программ: создание сети инновационно-технологических центров — 9%, участие в выставках, рекламе товаров и услуг малых инновационных предприятий — 1%, финансирование поисковых исследований в интересах малых предприятий — 2%, развитие инфраструктуры трансферта технологий — 0,5%, вовлечение студенчества в инновационное предпринимательство — 0,5%, поддержка консультационно-учебной деятельности.
Бюджетный голод сказался и на финансировании Фонда содействия. Из запланированных 115 млрд. руб. бюджетных средств Фонд в 1996 году получил 49 млрд. руб., а это, конечно, сказалось на эффективности деятельности Фонда, что выразилось в падении числа финансируемых проектов с 30—35 из 100 до 20.[24]
Однако второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Во многом это — не его вина, а его беда. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.
Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.
О вкладе малых предприятий в экономический потенциал страны в предкризисный 1998 год говорят следующие показатели. Они в 1996 году произвели продукции и услуг более чем на 300 триллионов рублей (7% от всего объема, а с учетом предоставляемых услуг и выполняемых работ предпринимателями без образования юридического лица — почти 10%). В 1996 г. бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет — 15,4 трлн. руб. Высок процент (86%) собираемости налогов у малых предприятий. Доля малых предприятий в ВВП составляет около 12%. По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 года именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности за последние годы произошел рост производства на 0,8%.[25]
Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности. Государство все еще находится на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого предпринимательства.
Третий этап: 1999-2001 гг.
В эти годы правительство нашей страны обратило пристальное внимание на малый бизнес, провозгласив целью Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.[26]
Как считают рабочая группа по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, третий период становления малого бизнеса стал периодом изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности — принимаются безусловно прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».
Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
В тот период в Российской Федерации имелись все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 — «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при финансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе Соглашений между Федеральным фондом. Администрациями регионов и региональными фондами. Данные Соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников. Такие Соглашения подписаны с 66 регионами.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их — более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды — органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.
Современный этап.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.[27]
В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.[28] По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей — 3,4 млн. человек.
Для современной экономике характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупные, с тенденцией к образованию монопольных структур, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
Возможность эффективного функционирования малого предпринимательства определяется рядом его преимуществ по сравнению с крупным: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертыванию его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
·                   выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
·                   выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
·                   создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий;
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, и, во-вторых, – на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и созданию рыночной инфраструктуры оптимален.[29]
За последние годы выявился заметный рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием различного вида услуг, а также в наукоемких видах производств.
Однако указанные ранее положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:[30]
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса.
В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию — отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.
В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы.
Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленно развитых стран. Но в нашей стране имеются большие резервы дальнейшего роста малого бизнеса.
Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития малого предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

Глава 2. Особенности развития малого предпринимательства в регионах 2.1 Стратегии развития малого предпринимательства в Саратовской и Самарской областях За последние годы малое предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы экономики Саратовской области. Малое предпринимательство способствует социальной стабильности в обществе, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечению занятости населения путем создания новых рабочих мест.
На 1 апреля 2004 года в Саратовской области действовало 12 500 малых предприятий, на которых занято 104,0 тыс. человек. Из них в промышленности — 11 процентов малых предприятий (1 375 предприятий), в строительстве — 12 процентов (1 500 предприятий), в торговле и общественном питании — 36 процентов (4 500), сельском хозяйстве — 12,8 процентов (1 600).[31] При оценке показателя численности работающих на малых предприятиях нужно учитывать, что число реально занятых на малых предприятиях превышает число официально зарегистрированных работников.
Количество предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, увеличилось за 2005 год на 7 процентов и составило 79 068 человек. Число субъектов малого предпринимательства на 1 тысячу жителей области составило 34 (из них: юридических лиц — 6, предпринимателей без образования юридического лица — 28).[32]
Значительную роль играет малое предпринимательство в аграрном секторе региона, что заметно выделяет область среди субъектов Российской Федерации. В области насчитывается 8121 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ), объем производства которых составляет 15,5 процента от общего объема сельскохозяйственного производства. В 2003 году КФХ производили 44,9 процента зерна, 39,2 процента подсолнечника.
В 2004 году выручка от реализации продукции (работ, услуг) малых предприятий составила 32,8 млрд. рублей, что на 4 процента больше, чем в 2002 году (за первый квартал 2005 года этот показатель составил более 7 млрд.рублей). Объем производства продукции, работ и услуг, осуществляемых малыми предприятиями, в 2005 году составил 14,3 млрд. рублей, что на 30 процентов больше по сравнению с 2004 годом. Общий вклад малого бизнеса в ВРП оценивается на уровне 7-8 процентов.[33]
По данным областной налоговой инспекции доля поступлений от субъектов малого предпринимательства в территориальный бюджет составляет 10 процентов.
В областном бюджете в предыдущие годы предусматривались средства на поддержку малого предпринимательства в следующих размерах: 2001 год — 1,5 млн. рублей, 2002 год — 2,0 млн.рублей, 2003 года — 1,0 млн.рублей. В 2004 году на реализацию мероприятий по поддержке предпринимательства бюджетом предусмотрены средства в размере 3,985 млн.рублей.
Мероприятия, осуществляемые в рамках областной государственной политики по развитию и поддержке малого предпринимательства, были направлены на:
·               создание базовой инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства (созданы территориальные отделения консультативного Совета по вопросам предпринимательства во всех районах области);
·               формирование единого информационного пространства для малого предпринимательства (сегодня на постоянной основе задействовано 4 областных еженедельника, 18 районных газет, выпускается специализированный журнал «Рынок. Предприниматель», осуществляется работа по публикации информационных материалов в сети Интернет, функционирует телефонная «горячая линия» для субъектов малого предпринимательства);
·               реализацию программ подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства (только за период 2003 — первый квартал 2004 года было осуществлено более двадцати пяти выездов специалистов-преподавателей в районы области, проведен ряд обучающих семинаров для начинающих предпринимателей);
·               сокращение административных барьеров (подготовлены и публикуются письма контролирующих органов, регламентирующих порядок и полномочия по осуществлению мероприятий по контролю. В контролирующих органах назначены ответственные за работу с обращениями предпринимателей в случае нарушения их прав);
·               развитие кооперации крупного бизнеса и малого предпринимательства;
Разработку механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства (совместно с представителями банковских организаций разработан проект создания гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства; проводятся мероприятия, стимулирующие развитие кредитной кооперации в области, — всего в Саратовской области действуют 32 кредитных кооператива).
Однако до настоящего момента малое предпринимательство не реализовало своего потенциала. Более того, данные статистики позволяют говорить об определенном застое в развитии, доминировании отрицательных факторов (преобладание малого предпринимательства в сфере торговли, наличие «теневого» сектора, официально низкая рентабельность, и, следовательно, эффективность).
Реализация государственной политики развития малого предпринимательства в области позволили выявить следующие основные проблемы, сдерживающие положительную динамику:[34]
Неблагоприятное состояние внешней среды, в которой осуществляет деятельность малое предпринимательство, это несовершенство законодательной базы, неустойчивая система налогообложения, бюрократические барьеры, произвол естественных монополий, широкое распространение элементов нерыночной конкуренции, разобщенность предпринимательства и т.д.;
Отсутствие свободного доступа к источникам важнейших ресурсов, необходимых для развития малого предпринимательства. Под этим понимается: отсутствие стартового капитала и знаний для успешного начала предпринимательской деятельности, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов, ограниченность деловой информационной среды, недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, в особенности в некоторых муниципальных образованиях области, низкий профессиональный уровень.
Программные мероприятия ориентированы на преодоление этих негативных факторов.
Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в области.
Цель программы достигается путем решения следующих задач:[35]
1.                совершенствование нормативной правовой базы в сфере регулирования развития малого предпринимательства;
2.                создание условий для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам, необходимым для их эффективного развития, защита интересов малого предпринимательства в части устранения бюрократических барьеров и урегулирования взаимоотношений с естественными монополиями, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий;
3.                развитие информационной, консультационной и кадровой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание условий для территориально равномерного развития малого предпринимательства по районам области;
4.                содействие развитию малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики области.
Основными группами субъектов малого предпринимательства, на которые направлены мероприятия Программы по оказанию образовательных и информационно-консультационных услуг, являются начинающие и работающие 1-3 года предприниматели как наиболее нуждающиеся в государственной поддержке.
Программой определены следующие приоритеты: это малое предпринимательство в промышленности, в том числе инновационная, импортозамещающая, производство товаров народного потребления, пищевая (молочная, мясная, консервная, производство минеральной воды), ремесленничество, в сфере услуг (бытовые, в сфере строительства, ЖКХ) и развитие малого предпринимательства на селе, как важнейшего фактора, способствующего обеспечению занятости сельского населения.
Особое значение придается вовлечению органов местного самоуправления в развитие различных форм поддержки малого предпринимательства на уровне муниципальных образований области.
В рамках Программы осуществляется подготовка нормативных правовых актов области, направленных на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, законодательных инициатив о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования поддержки малого предпринимательства.
Создание условий для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам, необходимым для их эффективного развития, защита интересов малого предпринимательства в части устранения бюрократических барьеров и урегулирования взаимоотношений с естественными монополиями, препятствующими развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий.
Отсутствие доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным и имущественным ресурсам представляется наиболее значительным фактором, сдерживающим рост малого предпринимательства.
В Программу включены мероприятия по развитию кредитной и сбытовой кооперации среди сельхозпроизводителей и субъектов малого предпринимательства в городах, обеспечению доступа субъектов малого предпринимательства к имущественным ресурсам. Большое внимание уделяется формированию и продвижению базы данных инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства, позволяющей систематизировать усилия по привлечению инвестиций в область.
Реализация указанных мероприятий должна обеспечить приток инвестиций в малое предпринимательство из различных источников в сумме не менее 100 млн. рублей.[36]
Особого внимания требует проблема сокращения бюрократических барьеров на пути развития малого предпринимательства. В настоящее время необоснованное административное вмешательство является одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих развитию предпринимательства, как в Саратовской области, так и по России в целом. Именно бюрократические барьеры в различных формах препятствуют созданию новых и развитию существующих предприятий, их уходу в «тень». Кроме того, значительной проблемой является произвол естественных монополий, зачастую навязывающих субъектам малого предпринимательства собственные, невыгодные для последних условия сотрудничества.
Мероприятия Программы направлены на выявление существующих бюрократических барьеров и разработку предложений по их устранению, урегулирование взаимоотношений с естественными монополиями, организацию работы по обеспечению субъектов малого предпринимательства информацией об их правах и обязанностях по отношению к контролирующим органам и естественным монополиям.
Цель мероприятий — снижение социального напряжения в среде предпринимателей, рост доверия к власти, снижение доли «теневого» сектора экономики области.
Развитие информационной, консультационной и кадровой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, создание условий для территориально равномерного развития малого предпринимательства по районам области.
В настоящее время в области сформирована базовая система инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающая в себя специализированные организации в различных сферах: информационной, обучающей, научно-технической, финансовой и т.д.
В то же время подавляющее число этих организаций сосредоточено в областном центре, что непосредственно влияет на неравномерное развитие малого предпринимательства на уровне муниципальных образований. Существует проблема слабой насыщенности информационной среды малого предпринимательства. Значительное число субъектов малого предпринимательства испытывает нехватку профессиональных знаний, а также нуждается в повышении квалификации персонала своих предприятий.
Мероприятия Программы по этому разделу направлены на организацию взаимодействия и развитие уже существующих организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также развитие сети информационно-консультационных пунктов, охватывающих всю область и способных предоставить предпринимателям качественные консультации по правовым и экономическим вопросам, а также доступ к информационным базам данных, развитие бизнес-инкубатора.
В соответствии с Программой проводятся мероприятия по расширению информационного пространства малого предпринимательства с привлечением областных и районных СМИ, сети Интернет, организации информационных кампаний, направленных на формирование положительного имиджа малого предпринимательства в обществе.
В рамках мероприятий по подготовке кадров (управленцев и специалистов) для малого предпринимательства будет осуществляться разработка региональных учебных программ, востребованных субъектами малого предпринимательства, содействие в их организационном и финансовом обеспечении. Специализация обучения, ориентация его на целевые, приоритетные направления (в частности, подготовка специалистов для инновационного предпринимательства), организация практик на лучших предприятиях и последующее консультационное сопровождение позволит значительно увеличить качество и отдачу от обучения.
Целевой ориентир Программы — формирование системы информационно-консультационной поддержки, охватывающей всю область (не менее 20-25 консультационных пунктов), открывающей свободный доступ предпринимателей области к массивам необходимой информации, позволяющей осуществлять продвижение продукции и услуг малых предприятий внутри и за пределы региона, создать условия для равномерного развития малого предпринимательства во всех районах области. Сокращение территориальных различий в уровне доходов граждан, повышение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области за счет роста доли доходов от малого предпринимательства.
В рамках Программы планируется создание финансово доступной специализированной системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства области. Обучение в рамках этой системы за время реализации пройдут 5 000 предпринимателей.
Содействие развитию малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики области.
Сложившаяся в настоящее время отраслевая структура малого предпринимательства со значительным преобладанием предприятий в сфере торговли (доля предпринимателей без образования юридического лица в торговле достигает 80 процентов) является следствием тех проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия. Производственная деятельность предполагает большие вложения и довольно длительный срок окупаемости. Значительное число малых строительных организаций (в особенности отделочников) работают, нигде не регистрируясь. Невысокий уровень востребованности бытовых услуг обусловлен довольно низким покупательским спросом, особенно в районах области.
Мероприятия Программы нацелены на:
·               проведение мониторинга и маркетинговых исследований с целью выявления тенденций развития местных рынков (на уровне муниципальных образований), состояния малого предпринимательства в приоритетных отраслях, выработки мер для их дальнейшего развития;
    продолжение
--PAGE_BREAK--·               развитие центров и общественных организаций, оказывающих профессиональную помощь малым предприятиям, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях (в сфере инноваций, бытовых услуг, пищевой промышленности, ремесленничества, сфере ЖКХ и т.д.);
·               разработку и реализацию мероприятий направленных на создание механизма вовлечения в малое предпринимательство различных категорий населения (оказание первичной консультационной и организационной помощи, дальнейшее сопровождение).
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Всего по Программе предусматриваются расходы в размере 34 000,0 млн.руб. Из средств областного бюджета — 27 700,0 млн. руб., в том числе: в 2005 году — 8 600,0 млн. руб., в 2006 году — 9 450,0 млн. руб., в 2007 году — 9 650,0 млн. руб. Внебюджетные источники — 6 300,0 млн.рублей.[37]
Предполагается дополнительное привлечение:
·                     средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ;
·                     средств, выделяемых в рамках международных проектов;
·                     других внебюджетных финансовых поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
Исполнители обеспечивают привлечение внебюджетных ресурсов и целевое использование финансовых средств.
Распределение бюджетных средств внутри разделов Программы осуществляется государственным заказчиком в соответствии с планами финансирования основных мероприятий Программы на очередной финансовый год.
В настоящее время министерством экономического развития и торговли области ведется работа по внесению изменений в областную целевую программу «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы». Необходимость данных изменений вызвана принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым впервые введено понятие субъекта среднего предпринимательства.[38]
Предлагается расширить круг участников реализации Программы за счет привлечения представителей среднего бизнеса области.
Кроме того, Программа будет дополнена рядом мероприятий по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего бизнеса области, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям сетевых организаций, газопроводам, тепловым и водоканальным сетям, по предоставлению грантов начинающим предпринимателям, по поддержке микрофинансовых организаций, предоставляющих займы субъектам микро- и малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства является фактором экономической и социальной стабильности региона. Экономика такого региона становится менее восприимчивой к циклическим кризисам, легче приспосабливается к изменению спроса, эффективнее внедряет инновации, повышает свою устойчивость за счет перераспределения рисков.
В Самарской области всегда придавалось приоритетное значение решению задач развития свободного предпринимательства, формированию класса независимых производителей, созданию конкурентной среды на рынке товаров и услуг.
Малое предпринимательство в Самарской области, как неотъемлемая часть современного рыночного хозяйства, по уровню развития превышает средние показатели по Российской Федерации, а в Приволжском Федеральном округе занимает первые позиции.
По состоянию на 1 октября 2006 г. в Самарской области насчитывалось 81,5 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 29,9 тыс. малых предприятий — юридических лиц (80% от общего числа действующих организаций области) и 51,6 тыс. предпринимателей без образования юридического лица.
Общепризнанным показателем развития сектора малого бизнеса является плотность малого предпринимательства, рассчитанная как число субъектов бизнеса в расчете на 1000 жителей. В Самарской области данный показатель составляет 25 субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей, в том числе 9 малых предприятий на 1000 жителей и 16 предпринимателей без образования юридического лица на 1000 жителей. Самарская область среди других регионов по этому показателю лидирует по Приволжскому федеральному округу и превышает средние показатели по Российской Федерации. В Приволжском федеральном округе и Российской Федерации данный показатель составляет, соответственно, 5,2 малых предприятий и 6,8 малых предприятий.
Доля малых предприятий в основных экономических показателях Самарской области составила: в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) 17,9%; в фонде начисленной заработной платы работникам всех категорий предприятий и организаций всех видов экономической деятельности – 11,4%; в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами – 11%; в обороте организаций – 32,8%; в инвестициях в основной капитал – 3,6%.[39]
Анализируя деятельность малых предприятий — юридических лиц в январе-сентябре 2006 г. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области), следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. произошло увеличение числа малых предприятий на 3,2% или на 929 единиц. В 2006 г. намечается улучшение ситуации по основным показателям сферы малого предпринимательства по сравнению с 2005 г., когда отмечалось сокращение малых предприятий на 10,8% или на 3505 единиц.[40]
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности представлена следующими данными (см. рисунок 1):
·                     в оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,9 тыс. малых предприятий (46,6% от общего числа малых предприятий области);
·                     в отрасли обрабатывающих производств – 3,5 тыс. малых предприятий (11,8%);
·                     в строительстве – 3,7 тыс. малых предприятий (12,3%);
·                     в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 4,6 тыс. малых предприятий (15,5%);
·                     в сельском и лесном хозяйстве — 432 малых предприятий, что составляет 1,5% от общего количества малых предприятий области;
·                     в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 679 малых предприятий (2,3%);
·                     в гостиничном и ресторанном бизнесе – 554 малых предприятия (1,9%);
·                     в транспорте и связи – 1415 малых предприятий (4,7%);
·                     в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг — 362 малых предприятия (1,2%);
·                     в сфере финансовой деятельности — 457 малых предприятий (1,5%).
В остальных отраслях удельный вес малых предприятий от общего их числа не превышает 1%.[41]
\s
Рисунок  SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности (%) (2006г.).
Источник: «Портал Малого Бизнеса Состояние малого предпринимательства в Самарской области по итогам 9 месяцев 2006 года» — www.sme.samregion.ru/information/analytics
Доля малых предприятий в полном круге предприятий области по видам экономической деятельности в январе-сентябре 2006 г. составила:
·                     в сельском и лесном хозяйстве 38,1% (против 1,5% от доли среди малых предприятий),
·                     в рыболовстве и рыбоводстве – 72,2% (доля среди малых предприятий (МП) – 0,0%),
·                     в добыче полезных ископаемых 74,6% (доля среди МП — 0,3%),
·                     в обрабатывающих производствах – 85,6% (доля среди МП – 11,8%),
·                     производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 50,0% (доля среди МП – 0,3%),
·                     в строительстве 93,9% (доля среди МП — 12,3%),
·                     в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 95,8% (доля среди МП — 46,6%),
·                     в гостиничном и ресторанном бизнесе – 87,0% (доля среди 1,9%),
·                     в транспорте и связи – 78,3% (доля среди МП — 4,7%),
·                     в сфере финансовой деятельности – 68,8% (доля среди МП – 1,5%),
·                     в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 84,4% (доля среди МП – 15,5%),
·                     в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг – 41,7% (доля среди МП — 1,2%),
·                     в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 56,7% (доля среди МП — 2,3%).
Рассматривая динамику количества малых предприятий по отраслям экономики Самарской области за 9 месяцев 2006 г., следует отметить, что количество малых предприятий увеличилось в отрасли обрабатывающих производств на 2,7 % (на 93 малых предприятий), в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве на 14% (на 53 МП), строительстве на 7,3% (на 249 МП), в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг на 3,7% (на 24 МП), в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг на 13,7% (560 МП).[42]
По итогам 9 месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность всех категорий работников малых предприятий увеличилась на 2,2 тыс. чел. или на 1%, численность постоянно занятых на малых предприятиях области осталась на прежнем уровне (см. рисунок 2).[43]
\s
Рисунок  SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Доля занятых на предприятиях в общей среднесписочной численности занятых по регионам ПФО (%) (2006г.).
Источник: «Портал Малого Бизнеса Состояние малого предпринимательства в Самарской области по итогам 9 месяцев 2006 года» — www.sme.samregion.ru/information/analytics

На сегодня в Самарской области наибольшее количество малых предприятий аналогично с российской тенденцией насчитывается в оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 46,8% от общего числа малых предприятий. В последующие годы продолжится постепенное сокращение субъектов малого предпринимательства в этой сфере, что связано с приходом на рынок крупных торговых компаний и государственной политики в области малого предпринимательства, направленной на поддержку инновационных и производственных малых предприятий.
Правительство Самарской области разработало программу. Название программы – «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства». Дата принятия решения о разработке программы – поручение Губернатора Самарской области от 25 октября 2002 года. Сроки реализации программы – 2004-2010 годы (начало финансирования Программы с момента принятия поправок к Закону Самарской области «Об областном бюджете на 2004 год»).[44]
Малое предпринимательство возродилось в России около пятнадцати лет назад. В Самарской области развитию этой отрасли экономики традиционно придается большое значение. В области создана развитая инфраструктура государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, основу которой составляют департамент развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее – департамент) и муниципальные центры развития предпринимательства. Поддержка предпринимательства реализуется исключительно на программной основе.
В ходе реализации Комплексной программы развития и государственной поддержки предпринимательства в Самарской области на 2001 -2003 годы выявлены следующие основные проблемы, стоящие на пути развития предпринимательства в Самарской области:[45]
·               ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к важнейшим ресурсным рынкам, выражающаяся в отсутствии информационной базы данных о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных помещений, мощностей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот, об условиях их использования и приобретения малыми предприятиями;
·               слабая развитость предпринимательства в сельских районах области, особенно в отдаленных районах и на депрессивных территориях, количество субъектов предпринимательской деятельности там явно недостаточно, доступ к финансовым ресурсам чрезвычайно ограничен, затруднительным является выход на региональные рынки;
·               отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющей начинающему предпринимателю, с одной стороны, получить свободный доступ к имеющимся ресурсам, с другой – получить основополагающие (базовые) знания и застраховать себя от грубых ошибок;
·               недостаточная развитость рынка финансовых услуг, недостаточно эффективные механизмы предоставления гарантий по возврату займов, скудность предложений на рынке кредитных услуг;
·               отсутствие механизмов мониторинга по принятым законодательным актам;
·               слабое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в качестве важного рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения.
Настоящая Программа представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Самарской области, опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства, создает условия для ее дальнейшего развития. При этом учитывается имеющийся положительный опыт предшествующих программ. В то же время Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов реализации политики Правительства Самарской области в части развития и поддержки малого предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами областной экономической политики на долгосрочную перспективу.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Основной целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства в Самарской области путем:[46]
·               развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создания районных и межрайонных бизнес-инкубаторов;
·               совершенствования системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, активного внедрения Интернет-технологий, создания системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, создания системы постояннодействующего мониторинга эффективности действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, выработки конкретных предложений;
·               развития методов и способов финансовой поддержки малых предприятий и предпринимателей, формирования новых механизмов предоставления гарантий по возврату при микрофинансировании с использованием потенциала страховых компаний и обществ взаимного страхования, создания условий для распространения лизинга;
·               создания рабочих мест на малых предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений;
·               развития малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях;
·               создания системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки.
Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Важным принципом системы мероприятий является преемственность в отношении предыдущих программ и учет целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства. Система мероприятий Программы (прилагается) состоит из следующих основных разделов:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
2. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.
3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности.
4. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
5. Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства.
6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях.
7. Разработка и реализация мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями для достижения ими материальной независимости.
8. Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации.
Ключевыми составляющими инфраструктуры являются:
·               департамент развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области;
·               муниципальные центры развития предпринимательства;
·               муниципальные и межмуниципальный фонды поддержки малого предпринимательства;
·               Самарское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса;
·               территориальные агентства поддержки малого и среднего бизнеса;
·               Торгово-промышленная палата Самарской области и ее территориальные филиалы;
·               бизнес-центры, бизнес-инкубаторы;
·               общественные организации предпринимателей «Развитие предпринимательства», «ОПОРА России», районные и городские советы предпринимателей и другие общественные объединения.
Система построения инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Самарской области, основанная на создании муниципальных центров, являлась оптимальной на организационном этапе. В настоящий момент развитие негосударственной системы поддержки предпринимательства позволяет передавать многие функции центров системе негосударственных агентств, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Это позволит, с одной стороны, привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые, самих предпринимателей путем оказания им платных консультационных услуг, с другой стороны, за счет компенсации части затрат на эти услуги из средств Программы снизить стоимость этих услуг для самих предпринимателей. Компенсация затрат осуществляется в виде предоставления субсидий организациям, оказывающим такие услуги субъектам малого предпринимательства.
Субвенции направляются на осуществление следующих целевых расходов:[47]
·               организацию и проведение переоборудования и ремонта помещения;
·               приобретение, монтаж и наладку оргтехники и оборудования (в том числе используемого в производственной деятельности инкубируемых субъектов малого предпринимательства);
·               подключение к сети Интернет;
·               приобретение прикладных компьютерных программ, методическое обеспечение деятельности бизнес-инкубатора.
Основными направлениями системы программных мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях являются:
·               стимулирование создания дополнительных рабочих мест;
·               преференции фондам, финансирующим предпринимательские проекты, реализующиеся в сельских районах и на депрессивных территориях;
·               помощь в обеспечении сбыта выпускаемой продукции.
Настоящей Программой предусматривается:
·               предоставление субвенций фондам для финансирования предпринимательских проектов, предусматривающих создание дополнительных рабочих мест в сельских районах и на депрессивных территориях, по результатам конкурса предпринимательских проектов, при этом размер субвенции не должен превышать годового размера оплаты труда на создающихся рабочих местах, а срок, на который создаются рабочие места, не может быть менее двух лет;
·               выделение субсидий фондам для финансирования субъектов малого предпринимательства, занимающихся реализацией продукции, произведенной в сельских районах и на депрессивных территориях (субсидии предоставляются по результатам конкурса предпринимательских проектов и только для приобретения основных средств победителями конкурсов, размер субсидии не может превышать половины от всего размера финансирования конкретного предпринимательского проекта).
Одной из важнейших задач, которую можно решить при помощи субъектов малого предпринимательства, является создание рабочих мест для молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения. Субъекты малого предпринимательства более мобильны, их работники, как правило, совмещают несколько профессий (или видов деятельности), поэтому они могут стать первоначальной базой деятельности для выпускников специальных и средних специальных учебных заведений. С другой стороны, субъекты малого предпринимательства могут дать благоприятные вакансии для безработных граждан или инвалидов. В рамках настоящей Программы предполагается реализация этой социальной задачи через предоставление субвенций фондам для финансирования проектов, инициируемых субъектами малого предпринимательства, в которых предусматривается создание дополнительных рабочих для указанных слоев населения. Проекты, предлагаемые фондами к финансированию должны пройти конкурсный отбор. Срок, на который создаются рабочие места, должен быть не менее двух лет. Размер средств, направляемых в рамках Программы на создание одного рабочего места, не должен превышать годового фонда оплаты труда создаваемого рабочего места.
Всего по Программе предусматриваются расходы в размере 328 480 тыс. рублей, в том числе: в 2004 году – 32 000 тыс. рублей, в 2005 году – 36 190 тыс. рублей, в 2006 году – 40 730 тыс. рублей, в 2007 году – 45 680 тыс. рублей, в 2008 году – 51 060 тыс. рублей, в 2009 году – 57 570 тыс. рублей, в 2010 году – 65 250 тыс. рублей.[48]
При определении расходов бюджета Самарской области на выполнение Программы в 2005 — 2010 годах возможна корректировка с учетом возможностей областного бюджета в порядке, установленном законодательством области.
По каждому из мероприятий Программы предполагается дополнительное привлечение:
·                   средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ;
·                   средств местных бюджетов, направляемых на реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства;
·                   средств, выделяемых в рамках международных проектов;
·                   других внебюджетных финансовых поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
Реализация мероприятий Программы должна обеспечить среднегодовое увеличение субъектов малого предпринимательства на уровне 5 — 8 %. При этом основное увеличение количества субъектов малого предпринимательства должно произойти в сельских районах области. Ожидается активизация деловой активности в удаленных сельских районах и на депрессивных территориях. Количество работающих на малых предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей) должно составить 65 – 70 % всех занятых в экономике Самарской области. Программа позволит проводить эффективную региональную политику по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства, увеличения выпуска продукции субъектами малого предпринимательства, повышения технического уровня производства на малых предприятиях и эффективности взаимодействия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами, обеспечить развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого предпринимательства.
2.2 Сравнительный анализ малого предпринимательства Саратовской и Самарской области Были проанализировано 14 показателей социально-экономического развития крупнейших российских городов с населением более 200 000 человек. Из исследования были исключены Москва, Санкт-Петербург и города республик Северного Кавказа; последние из-за объективной невозможности определить уровень безопасности в регионе, где еще несколько лет назад велись боевые действия. Города отранжировались по суммарному количеству баллов, полученных по четырем основным группам показателей: деловой климат, инфраструктура, социальные характеристики, комфортность ведения бизнеса. В расчет показателей принимались:
·                   Деловой климат: уровень развития малого бизнеса (количество субъектов малого бизнеса на душу населения), активность инвесторов в регионе (объем инвестиций в собственный капитал расположенных в городе предприятий), наличие местных и региональных льгот.
·                   Социальные характеристики: количество зарегистрированных тяжких преступлений на душу населений, уровень образованности и наличие вузов, динамика численности населения.
·                   Инфраструктура: наличие удобного железнодорожного, авиационного и автомобильного сообщения, размер тарифов на подключение к электросетям и уровень газификации, наличие и качество офисов.
·                   Комфортность: наличие и класс гостиниц, присутствие федеральных сетей фастфуда, время в пути до Москвы.[49]
Наибольший вес в расчете итогового показателя имели характеристики делового климата, наименьший – личного комфорта.
Веса групп показателей установлены по итогам опроса владельцев и топ-менеджеров компаний, имеющих разветвленную филиальную сеть в российских регионах.
В ходе работы над рейтингом использовали информацию Росстата, МЭРТ, местных и региональных органов власти, региональных энергокомпаний, материалы Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, Jones Lang LaSalle, Knight Frank, London Consulting & Management Company, фонда «Институт экономики города», консалтинговой компании Strategy Partners и других.
В рейтинг регионов вошли города Самарской области (Самара и Тольятти) и Саратовской области (Саратов и Энгельс).
Все города рейтинга.[50]
·                   Деловой климат (место)
·                   Инфраструктура (место)
·                   Социальные характеристики (место)
·                   Комфортность ведения бизнеса (место)
* Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.