Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Стандарт-Кост

Содержание 1. Введение 2. Первый этап - анализ отклонения по материалам 3. Второй этап – анализ отклонения фактической з/платы от стандартной 4. Третий этап – анализ отклонения от норм фактических ОПР
5. Рисунок 1 – схема отражения на счетах учетных записей при калькулировании с/ст по системе «стандарт –кост» 6. Рисунок 2 – Анализ отклонений фактических расходов и доходов от сметных 7. Задача 8. Литература Введение Система «стандарт - кост» для отечественного учета является новым методом, хотя ее зарождение связано с началом ХХ в. Первые упоминания о ней встречаются в книге Г. Эмерсона «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». Он считал, что традиционная бухгалтерия «имеет тот недостаток, что никакого отношения между тем, что есть, и тем, что должно было бы быть, не устанавливает». Это, по мнению Эмерсона, весьма существенный дефект традиционной бухгалтерии. Но есть и еще один, связанный с тем, что бухгалтерия игнорирует качественную сторону объектов. «Мы знаем их цену, но не ценность». Это значит, что если какие-либо ценности, например уголь, имеют одну и ту же цену, то независимо от качества этого угля, его калорийности, он будет учитываться по цене, качественно обезличенно. Эмерсон писал, что «подлинная цель учета состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предостережений». Эти предостережения нужны для нахождения правильного курса хозяйственной деятельности предприятия. Суть их – в фиксации всех отклонений от нормы. Учет должен быть обращен в будущее, ибо «предвидеть – значит предупреждать». Следовательно, весь хозяйственный процесс должен быть строго проконтролирован еще до его реального начала. Однако «никаких норм, кроме норм, уже достигнутых в прошлом, бухгалтерия выставить не может», а без норм хозяйственная деятельность лишается цели и, что еще хуже, администрация не может судить о производительности работы предприятия. Г. Эмерсоном вводится новая для учета категория производительность. Основываясь на данных учета, она рассчитывается как частное: Зф/Зн, где ЗФ – фактический расход какого-либо производственного ресурса, руб.; Зн – нормативный расход этого ресурса, руб. При этом Зн не могут быть больше Зф. Чем меньше разность Зф-Зн, тем выше производительность. Однако среди специалистов счетной профессии идеи Г. Эмерсона не сразу нашли должную поддержку. Лишь в конце 1918 г. в США появляется ряд статей Д.Ч. Гаррисона на тему «Учет себестоимости в помощь производству». В них не только обращалось внимание на неувязки системы учета «исторической» себестоимости – они содержали многочисленные описания вариантов системы «стандарт - кост», которые Гаррисон ввел в практику на предприятиях различного профиля и размеров. Идеи, высказанные Эмерсоном, трансформировались Гаррисоном в два положения: - все понесенные расходы должны быть соотнесены в учете со стандартными (нормативными); - увеличение и уменьшение при сравнении действительных расходов со стандартными должно быть дифференцированно по причинам. Другим важным обстоятельством, способствовавшим признанию системы «стандарт – кост», было учреждение национальной ассоциации бухгалтеров – производственников, возникшей в США в 1919 г., которая сыграла большую роль в подготовке и переподготовке бухгалтерских кадров. Понятие «стандарт – кост» (Standard Costs) приобрело, однако, наибольшее распространение и в широком смысле подразумевает себестоимость, установленную заранее ( в противоположность себестоимости, данные о которой собираются). Советские экономисты ознакомились с идеями американского ученого Д.Ч. Гаррисона в 1933 г., когда в СССР был опубликован перевод книги «стандарт – кост». В вышедшем годом позже книге другого американского экономиста, Т. Дауни, рассматривался упрощенный «стандарт – кост», излагались методы и техника бухгалтерских проводок в стабильной оценке и с последующей корректировкой их для приведения результатов учета к фактическому уровню, т.е. предлагалась бухгалтерская система учета производственных издержек, использующая принцип отклонений и поправочных коэффициентов лишь в итоговых цифрах, чтобы отчетливее отделить затраты, обусловленные производственной деятельностью предприятия, от всех прочих. Реализация системы, предложенная Т. Дауни, предполагала наличие предварительного калькулирования, но не нуждалась в решении детальных вопросов организации производства, которые поднимались Д.Ч. Гаррисоном. Таким образом, исторически «стандарт – кост» явился прообразом отечественной системы нормативного учета. В 1931г. Институт техники управления предпринял детальное изучение возможных путей реализации и практического применения системы «стандарт - кост». Большой вклад в решение этого вопроса внес профессор М.Х. Жебрак, представив данную систему в виде нормативного метода учета затрат. Смысл системы «стандарт – кост» заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, заработной платы и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышение нормы означает, что она была установлена ошибочно. Пример. Необходимо установить норму трудозатрат на выполнение конкретной операции. Проведен хронометраж выполнения этой операции пятью рабочими. При этом установлено, что первый рабочий затратил на ее выполнение 610 с, второй – 575 с, третий – 590 с, четвертый – 675 с, пятый – 689 с. Казалось бы, что можно отобрать три наименьших показателя трех рабочих и рассчитать из них среднюю арифметическую (592 с). Однако такой подход неверен. Ф. Тейлор – основоположник научной организации труда в промышленности – показал, что время обработки детали на станке складывается из двух слагаемых: времени подготовительно- заключительной работы и времени непосредственной работы на оборудовании. Подготовительно-заключительное время включает затраты времени на наладку оборудования, установку съемных приспособлений (например, резцов), затраты времени на подачу к станку предмета труда и т.д. Это ручные операции, продолжительность которых зависит от сноровки и умения рабочего. Второе слагаемое – время работы станка – зависит от других факторов: скорости работы рабочих органов оборудования (скорости резания), скорости подачи предмета труда, качества применяемых резцов и т.п. Отсюда следует, что при установлении нормы трудозатрат должен быть учтен каждый из названных факторов (табл. 1) Таблица 1 Рабочие Продолжительность подготовительно-заключительного времени, с Продолжительность работы на станке, с Итого, с Первый Второй Третий 230 205 285 380 370 305 610 575 590 При рассмотрении этих данных становится ясно, что третий рабочий сравнительно медленно справляется с выполнением подготовительно-заключительных операций, но что его машинное время – наиболее короткое из всех учтенных. Просуммировав минимальную продолжительность подготовительно-заключительного времени второго рабочего (205 с) и продолжительность работы на станке третьего рабочего (305 с), за норму можно принять 510 с.
Отсюда видно, что, приняв за норму трудозатрат 592 с, был совершен серьезный просчет. Подобное нормирование в условиях системы «стандарт – кост» осуществляется в отношении всех затрат, связанных с производством и реализацией продукцией. В конечном счете рассчитывается стандартная (нормативная) себестоимость. Для ее расчета все затраты, связанные с изготовлением продукции, предварительно классифицируются по статьям расходов. На практике в некоторых случаях бывает трудно определить, к какой группе относятся те или иные затраты. И тогда управляющий должен решить этот вопрос самостоятельно. Расчет стандартной себестоимости имеет определенный алгоритм. Так, все операции, связанные с изготовлением изделия, нумеруются. Определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие. Расходы на повременные работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения операции, на стандартную часовую ставку. Стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной цены на стандартный расход. В качестве стандартных цен, как правило, используются рыночные. Они рассчитываются из условий франко – станция назначения. Самостоятельным расчетом является определение ставки распределения косвенных расходов. Как уже отмечалось, наиболее распространенной базой для их распределения между отдельными изделиями являются затраты на основную заработную плату производственных рабочих. Если на предприятии несколько цехов и их трудозатраты приблизительно одинаковы для всех выпускаемых изделий, то можно избежать сложных вычислений по распределению накладных расходов по цехам, воспользовавшись одной общей (унифицированной) ставкой косвенных расходов. Если структура предприятия сложнее и оно пользуется цеховыми ставками распределения накладных расходов, то стандартную себестоимость также приходится дифференцировать по цехам. Обобщая сказанное, можно назвать три возможных метода включения косвенных расходов в стандартную себестоимость. Они предполагают использование: 1. ставки распределения на каждый станок цеха; 2. ставки, установленной для каждого цеха; 3. общей (унифицированной) ставки. Более точные результаты, бесспорно, дает первый метод, являющийся наиболее трудоемким. Им пользуются в тех случаях, когда требуется особая точность в расчетах стандартной себестоимости. В условиях системы «стандарт – кост» стандарты рассчитываются не только для производственной себестоимости, но также для всех прочих факторов, влияющих на доходность, например для объемов продаж, для коммерческих и административных расходов и т.д. Рассмотрев общие принципы системы «стандарт – кост», обратимся к конкретному примеру, иллюстрирующему методику расчета и анализа отклонений. Пример. Основным видом деятельности предприятия является производство лицензионных видеокассет. Перед выпуском фильма отделом продаж проводится исследование рынка, по результатам которого планируется объем тиража. Далее следует заказ на необходимые материалы: видеокассеты с магнитной лентой (так называемые балки) и полиграфические упаковки для видеокассет (с предоставлением готового образца). В связи с тем, что предприятием используется изношенное оборудование, оно вынуждено закупать балки с запасом. После получения необходимых материалов производится запись видеокассет, затем они вставляются в упаковку и полученный тираж, помещенный в специальную пленку, поступает на склад для реализации. Смета затрат предприятия на предстоящий период, исходя из производства 5000 видеокассет, представлена в табл. 2 По истечении планового периода в системе бухгалтерского управленческого учета подводятся итоги выполнения сметы. Оказалось, что вместо запланированного тиража в 5000 видеокассет реально произведено 4500 ед. продукции. Таблица 2
Смета затрат на предстоящий плановый период Статьи затрат Сумма, руб. Основные материалы: - балки (5500 ед.х 13 руб./ед.) - полиграфическая упаковка (5000 х 0,4 руб./ед.) Итого: Заработная плата производственных рабочих (9000ч х 10 руб. за час) Общепроизводственные расходы: - переменные (по 4 руб. за 1 ч труда основных производственных рабочих) - постоянные (по 7 руб. за 1 ч труда основных производственных рабочих) 71 500 2 000 73 500 90 000 36 000 63 000 Всего: 262 500 Таблица 3
Отчет об исполнении сметы Статьи затрат Сумма, руб. Основные материалы: - балки (5000 ед. х 13,5 руб./ед) - полиграфическая упаковка (5000 х 0,5 руб./ед.) Итого: Заработная плата производственных рабочих (8500 ч х 11 руб. за 1 ч) Общепроизводственные расходы: - переменные - постоянные 67 500 2 500 70 000 93 500 32 000 59 500 255 000 В таблице 3 представлены данные о фактических затратах анализируемого предприятия на производство 4500 видеокассет. Сравнение данных этих таблиц позволяет сделать вывод о том, что производственным отделом допущены отклонения от стандартных затрат по: 1. использованию материалов; 2. начислению заработной платы основным производственным рабочим; 3. общепроизводственным расходам. Цель системы «стандарт – кост» - правильно и своевременно рассчитать эти отклонения и записать их на счетах бухгалтерского учета. На первом этапе анализируют отклонения по материалам. Как отмечалось выше, стандартная стоимость потребленных материалов зависит от двух факторов – стандартного расхода материала на единицу продукции и стандартной цены на него. Определим отклонение фактических затрат от стандартных под влиянием первого фактора – цен на материалы. Формула расчета этого отклонения DЦм может быть представлена в виде: DЦм = (Фактическая цена за единицу – Стандартная цена за единицу) х Количество закупленного материала. Исходя из данных таблиц 2 и3, определим размер отклонений фактических затрат от стандартных по ценам на балки и полиграфическую упаковку.
Балки: DЦм б = (13,5 – 13) х 5000 = + 2500 руб. Полиграфическая упаковка: DЦм у = (0,5 – 0,4) х 5000 = + 500 руб. Отклонения фактических материальных затрат от стандартных – неблагоприятные (Н), допущен перерасход средств.
Расчет отклонений – не самоцель. Бухгалтер-аналитик обязан вскрыть причины возникающих неблагоприятных отклонений, с тем чтобы в дальнейшем ответственность за них была возложена на руководителя соответствующего центра ответственности. В данном случае возникшее неблагоприятное отклонение является для начальника производства неконтролируемым, т.к. в связи с инфляцией цены на балки выросли. Увеличение стоимости полиграфической упаковки связано с ростом курса доллара: полиграфические услуги получены по внешнеторговому контракту, и предприятием уплачена большая сумма таможенных пошлин и сборов, чем было запланировано. Вторым фактором, влияющим на размер материальных затрат, является удельный расход материалов, т.е. их затраты на единицу продукции. Сравним стандартный расход балок с фактическим: согласно смете затрат, стандартный расход на одну видеокассету должен составить 1,1 (5500 : 5000) шт. Фактический удельный расход составил 1,11 (5000 : 4500) (см. табл. 3). С учетом того, что фактически произведено 4500 видеокассет, стандартный расход балок равен: 1,1 х 4500 = 4950 ед. Аналогичные расчеты можно выполнить и по полиграфической упаковке. Формула расчета отклонения фактических затрат от стандартных по использованию материалов DИм: DИм = (Фактический расход материалов – Стандартный расход материалов) х Стандартная цена материалов. Тогда по балкам имеем: DИм б = (5000 – 4950) х 13 руб. = +650 руб. (Н) По полиграфической упаковке: DИм у = (5000 – 4500) х 0,4 руб. = +200 руб. (Н) Перерасход связан с низким качеством закупленного материала. Ответственность за выявленные отклонения должна быть возложена на отдел закупок. Далее рассчитаем совокупное отклонение расхода балок от стандартного с учетом обоих факторов. Совокупное отклонение по материалам (Dсов.) – это разница между фактическими затратами на материал и стандартными затратами с учетом фактического выпуска продукции. Стандартные удельные затраты балок: 14,3 руб./ед. (71 500 руб. : 5000 ед.). С учетом фактического объема производства (4500 ед.) общая сумма стандартных затрат по балкам составит: 14,3 руб. х 4500 = 64 350 руб. Фактические затраты балок (см. табл. 3) составляют 67 500 руб, следовательно, совокупное отклонение по балкам Dсов.б равно: Dсов.б = 67 500 – 64 350 = +3150 руб. (Н). Оно складывается под действием двух факторов: отклонение по цене (DЦм б) +2 500 (Н) отклонение по использованию материала (DЦм б) +650 (Н) +3 150 (Н) Аналогичные расчеты выполним по полиграфической упаковке. Сумма совокупного отклонения Dсов.у в этом случае составит: Dсов.у = 2 500 – 2 000 : 5000 х 4500 = +700 руб. (Н) Оно складывается из: отклонения по цене (DЦм у) +500 (Н) отклонения по использованию материала (DИм у) +200 (Н) +700 (Н) Прежде чем перейти к расчету следующих отклонений, обратимся к технике бухгалтерского учета. Как отмечалось выше, особенностью системы «стандарт – кост» является учет стандартных издержек и отдельно – возникших отклонений фактических затрат от стандартных. Порядок учетных записей в системе «стандарт – кост» отражен на рис. 1. Задолженность поставщику за приобретенные материалы (Д10 «Материалы» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») учтена по стандартным (учетным) ценам: за балки – 65 000 руб., за полиграфическую упаковку – 2000 руб. Списание материалов на основное производство (Д20 «Основное производство» К10 «Материалы») производится по стандартным затратам, скорректированным на фактический объем производства. Стоимость потребленных балок списана в сумме 64 350 руб., полиграфической упаковки – в размере 1 800 руб. Отдельно в бухгалтерском учете отражаются возникшие отклонения. С этой целью на схеме (см. рис. 1) использован балансовый счет 16. Отечественным планом счетов он предназначен для учета отклонений в стоимости материалов. В данном случае по этому счету отражаются все возникшие отклонения от стандартных издержек – по материалам, трудозатратам, накладным (косвенным) расходам. При этом благоприятные отклонения записываются по кредиту счета, неблагоприятные – по дебету. На схеме видно, что счет 10 «Материалы» регулируются счетом 16/10, к которому открыто два субсчета – субсчет «Отклонение по ценам» и субсчет «Отклонение по использованию материалов». С учетом записей по счету 16/10 «Отклонение по ценам» задолженность поставщику возросла на 2 500 руб. (Н) по стоимости балок и на 500 руб. (Н) по полиграфической упаковке. Итак, фактическая сумма задолженности поставщикам материалов, формируемая по кредиту сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и представляющая собой алгебраическую сумму двух показателей – слагаемого, рассчитанного по установленным нормам, и возникшего отклонения, составит: за приобретенные балки – 65 000 + 2 500 = 67 500 руб. за полиграфическую упаковку – 2 000 + 500 = 2 500 руб. В результате записей по сч.16/10 «Отклонение по использованию материалов» фактический расход материалов в производстве (кредитовый оборот сч.10 «Материалы») возрос на 850 руб. Он вызван перерасходом материалов обоих видов против установленных стандартов. Вторым этапом расчетов является выявление отклонений фактической заработной платы основных производственных рабочих от стандартной и установление причин их возникновения. Общая сумма начисленной заработной платы при почасовой форме оплаты труда зависит от количества фактически отработанного времени и от ставки оплаты труда. Соответственно и размер отклонения фактически начисленной заработной платы основных рабочих от ее стандартной величины определяется двумя факторами: отклонением по ставке заработной платы и отклонением по количеству отработанных часов, т.е. по производительности труда. Отклонение по ставке заработной платы (DЗПст) определяется как разница между фактической и стандартной ставками заработной платы, умноженная на фактическое число отработанных часов: DЗПст = (Фактическая ставка заработной платы – Стандартная ставка заработной платы) х Фактически отработанное время. Исходя из данных таблиц 2 и 3, имеем: DЗПст = (11-10) х 8500 = +8500 руб. (Н) Зависит ли это неблагоприятное отклонение от руководителя производственного подразделения? Если неквалифицированная работа выполняется в цехе высококвалифицированным рабочим, а потому и оплачивается по повышенной ставке, то зависит. Если администрация предприятия была вынуждена повысить уровень заработной платы персоналу цеха вследствие забастовки профсоюзов рабочих, инфляции или по другим объективным причинам, то не зависит. Отклонение по производительности (DЗПпт) труда определяется следующим образом: DЗПпт = (Фактически отработанное время в часах – Стандартное время на фактический выпуск продукции) х Стандартная почасовая ставка заработной платы.
Фактически отработанное время составило 8500ч (см. табл. 3). Стандартная трудоемкость рассчитывается по данным таблицы 2 на основании следующей информации: ожидаемый объем производства – 5000 ед., стандартные трудозатраты на этот объем – 9000 ч. Следовательно, стандартная трудоемкость равна 1,8 ч (9000 : 5000).
Отсюда отклонение по производительности труда составит: DЗПпт = (8500-1,8х4500) х 10 = +4000 руб. (Н) Причины этих отклонений могут носить как объективный (не зависящий от работы цеха), так и субъективный (зависящий от деятельности начальника цеха) характер. Объективные факторы – низкое качество основных материалов, в результате чего резко возрастают трудозатраты основных рабочих. В этом случае ответственность ложится на начальника отдела снабжения. В числе других объективных причин – отсутствие квалифицированных рабочих кадров, низкое качество работ по ремонту оборудования, его физический и моральный износ, недостатки в организации труда. За все эти изъяны в производстве отвечает администрация предприятия. В нашем случае причиной этого неблагоприятного отклонения являются простои оборудования вследствие его физического и морального износа. Примерами субъективных причин могут быть нарушения трудовой дисциплины в цехе, неудовлетворительная организация рабочих мест и др. Наконец, определяется совокупное отклонение фактически начисленной заработной платы от ее стандартной величины (DЗП). Для этого пользуются формулой: DЗП = Фактически начисленная заработная плата основных рабочих – Стандартные затраты по заработной плате с учетом фактического объема производства. Сумма фактически начисленной заработной платы – 93 500 руб. (см. табл. 3). Стандартную заработную плату рассчитаем следующим образом. Исходя из сметы затрат (см. табл. 2), сумма стандартной заработной платы составляет 90 000 руб. Она рассчитана на выпуск 5 000 видеокассет. Следовательно, стандартная заработная плата в расчете на единицу продукции равна: (90 000 : 5 000) = 18 руб. Пересчитанная на фактически достигнутый объем производства, стандартная заработная плата составит: 18 х 4 500 = 81 000 руб. Тогда совокупное отклонение по трудозатратам (DЗП) определится следующим образом: DЗП = 93 500 – 81 000 = +12 500 руб. (Н) Как показали расчеты, оно сформировалось под воздействием двух факторов: отклонения по ставке заработной платы (DЗПст) +8 500 (Н) отклонения по производительности труда (DЗПпт) +4 000 (Н) +12 500 (Н) В схеме учетных записей (см. рис. 1) списание заработной платы, начисленной основным производственным рабочим, отражается по стандартным затратам как произведение фактического выпуска продукции в нормо-часах и нормативной ставки заработной платы. Нормо-час – это время, которое необходимо затратить на производство единицы продукции в условиях наиболее эффективной работы предприятия. Производство в нормо-часах рассчитано следующим образом. Из сметы видно, что производство 5 000 видеокассет требует 9 000ч трудозатрат, т.е. норма времени на выпуск одного изделия составляет 1,8 ч (9 000 : 5 000). Фактический выпуск продукции – 4 500 видеокассет, что составляет 8 100 нормо-часов (1,8 х 4 500). Таким образом, бухгалтерская проводка Д20 «Основное производство» К70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» исходя из приведенного примера, сделана на 81 000 руб. Неблагоприятные отклонения обособлены на дебете счета 16, причем каждый фактор учитывается на отдельном субсчете. По дебету счета 16 субсчет «Отклонение по ставке заработной платы» в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учтена сумма 8 500 руб. По дебету счета 16 субсчет «Отклонение по производительности труда» в корреспонденции с кредитом счета 70 записано 4 000 руб. В конечном счете кредитовый оборот по сч.70 характеризует общую сумму начисленной заработной платы (81 000 + 8 500 + 4 000 = 93 500 руб.) и представляет собой алгебраическую сумму начислений по норме и возникших отклонений фактических начислений от норм. На третьем этапе рассчитываются отклонения от норм фактических общепроизводственных расходов (ОПР). С этой целью рассчитывается нормативная ставка распределения общепроизводственных расходов. Таблица 4 Сметные и фактические ОПР, руб. № строки Показатели По смете Фактически 1 2 3 4 5 Постоянные ОПР Переменные ОПР Производство в нормо-часах Нормативная ставка распределения пост. ОПР на нормо-час (стр.1 : стр.3) Нормативная ставка распределения перем. ОПР на нормо-час (стр.2 :стр.3) 63 000 36 000 9 000 7 4 59 500 32 000 8 100 - - ОПР разделим на постоянную и переменную части (см. табл. 2 и 3). Нормативная ставка распределения постоянных расходов – это частное от деления сметных постоянных накладных расходов на производство в нормо-часах: 63 000 : 9 000 = 7 руб. Это означает, что на один нормо-час приходится 7 руб. постоянных ОПР. Аналогично рассчитывается нормативная ставка распределения переменных ОПР: 36 000 : 9 000 = 4 руб., т.е. одному нормо-часу соответствует 4 руб. переменных ОПР. Эти ставки нужны для того, чтобы в дальнейшем скорректировать сметные ОПР с учетом фактически достигнутого объема производства. Отклонение по общепроизводственным постоянным расходам (DОПРп) определяется аналогично предыдущим расчетам – как разница между фактическими ОПР и их сметной величиной, скорректированной на фактический выпуск. Фактическое значение постоянных ОПР – 59 500 руб. Далее вычисляют то значение постоянных ОПР, которое по норме должно было соответствовать фактически достигнутому объему производства. Для этого фактический объем производства в нормо-часах умножают на ставку распределения накладных расходов: 8 100 х 7 = 56 700 руб. Отсюда отклонение фактических постоянных накладных расходов от сметных составляет: DОПРп = 59 500 – 56 700 = +2 800 руб. (Н) Это отклонение формируется под воздействием двух факторов: 1. за счет отклонений в объеме производства (Dq); 2. за счет отклонений фактических постоянных расходов от сметных (Ds). Влияние первого фактора оценивается по формуле: Dq = (Сметный выпуск продукции в нормо-часах – Фактический выпуск продукции в нормо-часах) х Нормативная ставка распределения постоянных ОПР. В цифровом выражении это составит: Dq = (9 000 – 8 100) х 4 = +6 300 руб. (Н) Второй фактор оценивается как разность между фактическими и сметными постоянными ОПР: Ds = 59 500 – 63 000 = -3 500 (Б) На схеме (см. рис. 1) к сч.25 «ОПР» открыты два субсчета: 25-А и 25-В. Постоянные ОПР учитываются по сч.25-В. Списание их на основное производство в учете осуществляется по нормам, т.е. бухгалтерская проводка:
Д20 «Основное производство» К25-В «Постоянные накладные расходы» составляется на сумму 56 700 руб. Отдельно на сч.16 «Отклонение постоянных ОПР» учтены благоприятное отклонение (-3 500руб.) и неблагоприятное отклонение (+6 300руб.). Аналогичные расчеты выполняются по переменным общепроизводственным расходам (DОПРпер). Для этого используется следующая информация (см. табл. 4):
фактический выпуск в нормо-часах - 8 100; ставка распределения переменных ОПР - 4; фактические переменные ОПР - 32 000. Следовательно, отклонение составит: DОПРпер = 32 000 – 8 100 х 4 = - 400 руб. (Б) Установлено, что переменные ОПР находятся в зависимости от времени труда основных производственных рабочих. Таким образом, первой причиной может явиться отклонение фактического времени труда основных рабочих от сметного (DВт). Размер данного отклонения определяется по формуле: DВт = Фактические переменные общепроизводственные расходы – Сметные переменные ОПР, скорректированные на фактический выпуск продукции. Фактические переменные накладные расходы – 32 000 руб., фактическое время труда основных производственных рабочих – 8 500 ч (см. табл. 3). Согласно смете, одному часу труда основных производственных рабочих соответствует 4 руб. переменных накладных расходов. Следовательно, размер отклонения составит: DВт = 32 000 – 4 х 8 500 = - 2 000 руб. (Б) Для выяснения причин возникшего отклонения необходим анализ по каждой статье переменных расходов. Второй причиной отклонения является то, что фактические общепроизводственные расходы отличаются от сметных. Это отклонение называют отклонением переменных ОПР расходов по эффективности (DОПРэ) и рассчитывают по формуле: DОПРэ = (Фактическое время труда – Время труда по норме, скорректированное на фактический выпуск продукции) х Нормативная ставка переменных ОПР В рассматриваемом примере отклонение переменных ОПР по эффективности составит: DОПРэ = (8 500 – 8 100) х 4 = +1 600 руб. (Н) Таким образом, рассчитанное выше неблагоприятное совокупное отклонение фактических переменных накладных расходов от сметных (DОПРпер) сложилось под воздействием двух факторов: отклонения по переменным накладным расходам (DВт) -2 000 (Б) отклонения по эффективности накладных расходов (DНрэ) +1 600 (Н) -400 (Б) Возвращаясь к технике учетных записей (см. рис.1), отметим, что переменные ОПР учитываются на счете 25-А «Переменные ОПР». Списание их на основное производство осуществляется с учетом нормативной ставки (4 руб.) и фактического выпуска продукции, рассчитанного в нормо-часах (8 100 нормо-часов), т.е. бухгалтерская проводка: Д20 «Основное производство» К25-А «Переменные ОПР» составлена на сумму 4 х 8 100 = 32 400 руб. Для учета отклонений к счету 16 открыто два субсчета: 16/25 «Отклонения по переменным ОПР» и 16/25 «Отклонения переменных ОПР по эффективности». Благоприятное отклонение отражено записью: Д25-А – 16/25 2 000 руб. Неблагоприятное отклонение зафиксировано отдельно: Д16/25 – 25-А 1 600 руб. Целью расчетов, выполненных выше, были анализ и контроль работы цеха, ответственного за выпуск продукции. Однако фактическая прибыль отклоняется от сметной не только в связи с изменениями запланированных (стандартных) затрат. Фактическая прибыль зависит и от успехов работы другого центра ответственности – отдела продаж. Продать можно больше запланированных сметой объемов продукции (первый фактор, влияющий на прибыль) и по более высоким ценам (второй фактор). Поэтому расчеты заканчиваются анализом отклонений фактической прибыли от сметной, явившихся следствием двух этих факторов. Совокупное отклонение этого показателя (DП) рассчитывается как разность между фактической прибылью, определенной на базе нормативных издержек (ФП), и сметной прибылью, также рассчитанной на основе нормативных издержек (СП). Пусть цена реализации одной видеокассеты по смете составляла 60 руб. Удачно проведенная рекламная кампания позволила предприятию повысить отпускную цену до 70 руб., тогда с учетом данных таблицы 2 вычитаемая СП будет равна: 60 х 5 000 – (73 500 + 90 000 + 36 000 + 63 000) = 37 500 руб. Остается определить размер фактической прибыли, пересчитанной с учетом нормативных издержек. Эта процедура выполняется потому, что отдел продаж отвечает лишь за количество реализованной продукции и ее цену, но не за производственные затраты. Фактическая выручка от реализации продукции составила: 4 500 х 70 = 315 000 руб. Затем по данным сметы (см. табл. 2) рассчитывается нормативная себестоимость единицы продукции. Для этого все запланированные затраты делят на ожидаемое количество продукции в натуральном выражении: 262 500 : 5 000 = 52,5 руб. Фактически произведено и реализовано 4 500 видеокассет, следовательно, нормативная себестоимость фактического объема реализации составляет: 52,5 х 4 500 = 236 250 руб. Отсюда ФП равна: 315 000 – 236 250 = 78 750 руб. Отклонение показателя прибыли от его сметного значения составляет: DП = 78 750 – 37 500 = +41 250 руб. (Б) Это отклонение является благоприятным, так как речь уже идет о доходной, а не о расходной части сметы. Вычисленное совокупное отклонение может вызываться двумя причинами. От сметы могут отклоняться: 1. фактическая цена реализации (DПц); 2. фактический объем реализации (DПр). Отклонение по цене реализации DПц рассчитывается по формуле: DПц = (Фактическая прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции – Нормативная прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции) х Фактический объем реализации. В цифровом выражении это составит: DПц = [(70-52,5)-(60-52,5)] х 4 500 = +45 000 руб. (Б), где 70 руб. – фактическая цена одной видеокассеты; 52,5 руб. – нормативная себестоимость одной видеокассеты; 60 руб. – нормативная цена одной видеокассеты. Отклонение по объему реализации DПр вычисляется по формуле: DПр = (Фактический объем реализации – Сметный объем реализации) х Нормативная прибыль на единицу продукции. Нормативная прибыль на единицу продукции рассчитывается как разность между нормативной ценой и нормативной себестоимостью одной видеокассеты: 60 – 52,5 = 7,5 руб. Тогда отклонение по объему реализации составит: DПр = (4 500 – 5 000) х 7,5 = -3 750 руб. (Н) Итак, благоприятное совокупное отклонение прибыли (DП), составившее 41 250 руб., сформировалось под воздействием двух факторов: цены за единицу продукции (DПц) + 45 000 (Б) объема реализации (DПр) -3 750 (Н) +41 250 (Б) Обращаясь к схеме учетных записей, отметим, что списание затрат на готовую продукцию (Д40-К20) и себестоимость реализованной продукции (Д46-К40) отражаются по нормативным издержкам. Выполненные выше расчеты показали, что исходя из фактического объема реализации 5 000 ед. совокупные нормативные затраты составили 236 250 руб. (5 000 х 52,5). Выручка от реализации продукции достигла 315 000 руб.
Следовательно, прибыль, рассчитанная исходя из нормативных затрат, составляет: 315 000 – 236 250 = 78 750 руб. В виде самостоятельного фрагмента на схеме (см. рис. 1) представлен счет 16 «Отклонения». Конечное сальдо этого счета (18 750 руб.) списывается в конце отчетного периода заключительным оборотом на счет прибылей и убытков. В результате выходим на конечный финансовый результат (прибыль) в размере:
78 750 – 18 750 = 60 000 руб. Цикл выполненных расчетов иллюстрируется на рис. 2. Полученную информацию бухгалтер-аналитик может представить руководству в виде итоговой таблицы (таблица 5). Она наглядна для восприятия и легко читается любым менеджером, не владеющим бухгалтерским учетом. Данная информация позволяет увязать ожидаемую прибыль с фактически достигнутой, оперативно устранять причины и компенсировать последствия неблагоприятных отклонений, т.е. эффективно управлять издержками. Следовательно, система «стандарт – кост» позволяет оптимизировать запасы материальных ценностей. Таблица 5 Взаимосвязь сметной и фактической прибыли № строки Показатели Сумма, руб. 1 Сметная прибыль 37 500 2 2а Отклонения по реализации: по цене (DПц) по объему (DПр) Итого отклонение по реализации (DП) 45 000 (Б) 3 750 (Н) 41 250 (Б) 3 3а 3б Отклонения по прямым материальным затратам: по цене материала А (DЦмА) по цене материала Б (DЦмБ) Итого отклонение по цене материалов (DЦм) по использованию материала А (DИмА) по использованию материала Б (DИмБ) Итого отклонение по использованию материалов (Dсов) 2 500 (Н) 500 (Н) 3 000 (Н) 650 (Н) 200 (Н) 850 (Н) 4 4а Отклонения по прямой заработной плате: по ставке (DЗПст) по производительности труда (DЗПпт) Итого отклонение по прямым трудозатратам (DЗП) 8 500 (Н) 4 000 (Н) 12 500 (Н) 5 5а Отклонения по постоянным ОПР: за счет отклонения фактических накладных расходов от сметных (Ds) за счет отклонения в объеме производства (Dq) Итого отклонение по постоянным по общепроизводственным накладным расходам (DОПРп) 3 500 (Б) 6 300 (Н) 2 800 (Н) 6 6а Отклонения по переменным производственным накладным расходам: за счет отклонения фактического времени труда от сметного (DВт) за счет отклонения по эффективности ОПР (DОПРэ) Итого отклонение по переменным ОПР (DОПРпер) 2 000 (Б) 1 600 (Н) 400 (Б) 7 Фактическая прибыль (стр.1 + стр.2 + стр.6а - стр.3а - стр.3б - стр.4а - стр.5а) 60 000 Одно из основных преимуществ данной системы состоит в том, что при правильной ее постановке требуется меньший бухгалтерский штат, чем при учете прошлых затрат, ведь в рамках этой системы учет ведется по принципу исключений, т.е. учитываются лишь отклонения от стандартов. Чем стабильнее работает предприятие и чем более стандартизированы производственные процессы, тем менее трудоемким становится учет и калькулирование. Если предприятие имеет массовое или крупносерийное производство, спецификации на материалы для всех деталей, использует сдельную оплату труда и стандартизацию всех производственных процессов, то в условиях системы «стандарт – кост» бухгалтерская работа сводится к учету и выявлению незначительных отклонений от стандартов. Предприятие, где все производственные операции оплачиваются по сдельной форме, а все материалы отпускаются исключительно по спецификациям, наиболее приспособлено для практического применения системы «стандарт – кост». При этом необходимость учета заработной платы основных производственных рабочих утрачивается, поскольку сдельная работа сама по себе уже стандартизирована. Процедура учета затрат и калькулирования в этом случае сводится к: - записи отклонений от стандартных цен на поступающие материалы; - определению стоимости брака; - сопоставлению действительных ОПР со стандартными. При этом все расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц и никогда не включаются в счета, отражающие затраты. На идеальном предприятии (не имеющем отклонений) трудозатраты по учету и калькулированию будут близки к нулю. Таким образом, можно утверждать, что учет «исторической» (ретроспективной) себестоимости на предприятии со сложной и стандартизированной продукцией не может дать такой эффект, какой достигается при применении системы «стандарт – кост». Система учета себестоимости может влиять на повышение доходности предприятия по таким трем направлениям, как: 1. выявление устранимых потерь (неблагоприятных отклонений), снижающих прибыль предприятия; 2. предоставление менеджерам точных данных о себестоимости производства, на основании которых отдел сбыта может планировать объем продаж и устанавливать оптимальные цены; 3. минимизация учетной работы, связанной с калькулированием. С решением всех трех задач система «стандарт – кост» справляется успешнее, чем система учета прошлых затрат. В конечном счете эта система стимулирует работу всего коллектива организации. Наиболее существенные различия между традиционными для отечественного учета нормативным методом и системой «стандарт – кост» представлены в таблице 6. Сравнение данных методов позволяет сделать следующие выводы: 1. Оба метода учитывают затраты в пределах норм. 2. Оба метода предполагают учет полных затрат. 3. В учете по методу «стандарт – кост» расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц или на результаты финансово – хозяйственной деятельности и не включаются в затраты на производство, как при нормативном методе. Таблица 6 Основные отличия нормативного метода учета от системы «стандарт – кост» Область сравнения «Стандарт – кост» Нормативный метод Учет изменений норм Текущий учет изменений норм не ведется Ведется в разрезе причин и инициаторов Учет отклонений от норм прямых расходов Отклонения документируются и относятся на виновных лиц и финансовые результаты Отклонения документируются и относятся на виновных лиц и финансовые результаты Учет отклонений от норм косвенных расходов Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятельности Косвенные расходы относятся на себестоимость в сумме фактически произведенных затрат, отклонения относятся на издержки производства Степень регламентации Нерегламентирован, не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров Регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы Варианты ведения учета Учет затрат, выпуска продукции и незавершенного производства ведется по нормативам. Затраты на производство учитываются по фактическим расходам, выпуск продукции – по нормативным, остаток НЗП – по стандартам с учетом отклонений НЗП и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года, в текущем учете выделяются отклонения от норм. НЗП и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года, в текущем учете выявляются отклонения от плана. Все издержки учитываются как алгебраическая сумма двух слагаемых – нормы и отклонения В условиях «стандарт- кост» изменение норм в текущем порядке не предполагается. При нормативном методе это возможно. В отличие от «стандарт – кост» система нормативного учета не ориентирована на процесс реализации (сосредоточена на производстве), а потому не позволяет обосновывать цены.
При нормативном методе учета в общем объеме отклонений на учтенные приходится 5–10%, не учтенные – 90-95%. Анализ себестоимости проводится по сконструированным показателям, не подтвержденным данным бухгалтерского учета. Он лишен какого бы то ни было оперативного значения и носит характер последующего исторического обзора. Метод документации затрат и доходов не позволяет детально и оперативно анализировать финансовые результаты. Для раскрытия причин изменения какого-либо интегрального показателя необходимо знать причины изменений частных показателей. Это возможно только тогда, когда документация, оформляющая, к примеру, все произведенные затраты, прямо отвечает на вопрос о причинно-следственных связях и факторах, определяющих произведенные затраты. Информационная база бухгалтерского учета и по сей день не обеспечивает надлежащее выполнение аналитической функции системы бухгалтерского учета. На практике рассмотренные выше методы учета затрат и калькулирования используются в различных сочетаниях, что позволяет говорить о существовании различных вариантов учета затрат и калькулирования. Например, применяя позаказный метод, можно рассчитывать как полную, так и «усеченную» себестоимость заказа, а попередельное калькулирование – осуществлять с использованием информации как о фактических, так и о нормативных затратах. Возможен также синтез двух учетных методов – «директ – костинга» со «стандарт – костом», следствием которого является вариант под названием «директ – стандарт». Основным видом деятельности предприятия является производство видеокассет. Перед выпуском фильма отделом продаж проводится исследование рынка, по результатам которого планируется объем тиража. Затем следует заказ на необходимые материалы: 1. Видеокассеты с магнитной лентой. 2. Полиграфические упаковки. В связи с тем, что предприятие использует изношенное оборудование, видеокассеты закупаются с запасом. После получения необходимого материала производится запись фильма. После упаковки они поступают на склад для реализации. Смета доходов и расходов предприятия на предстоящий период сформирована исходя из производства 11700 в/кассет.
Таблица доходов и расходов, фактическое ее исполнение.
№ п/п
Показатели
Сумма план.,
руб.
Сумма факт.,
руб.
1 Выручка от продаж 11700шт*62р 11200шт*70р
725000

784000
2 Основные материалы: а) Видеокассеты 12700шт*15р 12200шт*15,5р б) Полиграфическая упаковка 11700шт*0,6р 11200шт*0,7р

190500

7020

189100

7840
3 Итого прямые мат. затраты
197520
196940
4 З/плата основных производственных рабочих 16500ч*23р 16300ч*24р
379500

391200
5 ОПР: а) переменные расходы 5р/ч для производственных рабочих 16500ч*5р 16300ч*5р б) постоянные расходы 8р/ч для производственных рабочих 16500ч*8р 16300ч*8р

82500

132000

81500

130400
6 Всего расходов
791520
800040
7 Прибыль
-66120
-16040 В качестве базы распределения ОПР здесь взято количество отработанных часов производственными рабочими. Сравнивая данные в таблице видно, что допущены отклонения от стандартных затрат по статьям: 1. По использованию материалов; 2. По з/плате основных производственных рабочих; 3. ОПР. 1. Анализ отклонения по материалам. а) Изменение цены материала (DЦм) определяется следующим образом: DЦм = (Фактич. цена за ед. матер. – станд.цена за ед. матер.)*кол-во закуп. матер. по факту DЦм (К) = (15,5-15)*12200 = +6100 (Н) DЦм (У) = (0,7-0,6)*11200 = +1120 (Н) б) Затраты на ед. продукции (удельные расходы): Станд. расход кассет = 12700 : 11700 = 1,08547 Фактич. расход = 12200 : 11200 = 1,08929 С учетом того, что фактически для продажи производимых 11200 кассет, стандартный расход в нашем случае равен 1,08547*11200 = 12157,26 кас. Формула расчета отклонения фактических затрат от стандартных по использованию затрат: DИмкас = (факт.расход матер. – ст.расход матер.)*ст.цена матер.= = (12200-12157,26)*15р = +641 (Н) DИмуп = (11200-11200)*0,6 = 0 Стандартные затраты на 1 кассету равны: 190500 : 11700 = 16,28205р С учетом фактического объема производства общая сумма стандартных затрат по кассетам составляет: 16,28205*11200 = 182359р Фактические затраты по кассетам сост. 189100р => Общее откл. (Dобщ) = факт.затраты – ст.затраты с учетом факт.объема = = 189100-182359 = +6741 (Н) Общее откл. складывается из двух факторов: откл.по ценам (DЦм) = +6100 откл. по использ. материала (DИм) = +641 + 6741 Общее откл. по упаковке равно + 1120 (Н) Порядок записи в фин. учете : - задолженность за матер. поставщику учитываются по ст. ценам: 10кас – 60 (12200*15) = 183000р
10уп – 60 (11200*0,6) = 6720р - списание матер. на осн. производство произв. по ст. затратам, скоррект. на факт. объем производства: 20 – 10кас (16,28205*11200) = 182359р 20 – 10уп – (0,6*11200) = 6720р
Отсюда фактическая сумма задолженности поставщикам материалов, формируемая по кр.60 представляет собой сумму двух показателей: стандарт + откл. 10кас – 60 (183000+6100) = 189100р 10уп – 60 (6720+1120) = 7840р Фактические расходы в производстве возросли на 641р. Это связано с перерасходом кассет против уст. стандартов. 2. Анализ отклонения по з/плате. а) откл. по тарифной ставке з/платы (DЗПст) DЗПст = (24-23)*16300ч = +16300 (Н) б) откл. по произв. труда (DЗПпт) DЗПпт = (факт.отраб.время – ст.время скоррект.на факт.выпуск продукции)*ст.почасовая ставка Фактически отработанное время – 16300ч. Ст. трудоемкость рассчитывается по следующей схеме: ожидаемый объем производства 11700 кас., ст. трудозатраты на этот объем равны 16500ч => Ст.трудоемк. на ед. изд. = 16500 : 11700 = 1,41026 ч/кас => Откл. по произв. труда сотавят: DЗПпт = (16300-1,41026*11200)*23р = +11617р (Н) в) Общее откл. факт. начисленной з/платы от стандартной рассчитывается по следующей форме: DЗПобщ = факт.начисл з/плата – ст.затраты по з/п с учетом факт. объема произв. Фактическая з/п – 391200р Стандартная з/п – 379500р – она рассчитана на 11700 кас. Ст. з/п в расчете на ед. продукции будет равна: 379500 : 11700 = 32,43589 р/кас => Факт.объем пересчит. на ст.з/п = 32,43589*11200 = 363282р DЗПобщ = 391200-363282 = +27918 (Н) Общее откл. з/п зависит от двух факторов: DЗПст = +16300р DЗПпт = +11618р + 27918р В фин. учете затраты по з/п отражаются по стандарту как производство факт. выпуска продукции в н/ч и нормативной ставки з/п. Производство в н/ч рассчитывается следующим образом: по смете производство 11700 кас. Требует 16500ч, т.е. норма времени на выпуск сост. 1,41026*11200 = =15794,9*23 = 363282р Начисление з/п: 20 – 70 – 363282р В конечном итоге кр. оборот 70сч. будет представлять собой сумму ст. з/п + откл. по ставке и произв. труда: 20 – 70 - 363282+16300+11618 = 391200р 3. Анализ ОПР.
Сметные и фактические ОПР в рублях
№ п/п
Показатели
По плану
Фактически
1
2
3
4
5 Постоянные ОПР Переменные ОПР Производство в н/ч Нормативная ставка распред. пост. ОПР в н/ч 132000/16500 ----«---- перем. ОПР в н/ч 82500/16500
132000
82500
16500
8
5
130400
81500
15794,9 Ставки нужны для того, чтобы скорректировать сметные ОПР с учетом фактически достигнутого объема производства. Фактически пост. ОПР равны 130400р. Вычисляем то значение пост. ОПР, которое по норме должно соот. фактически достигнутому объему производства; для этого факт. объем произв. в н/ч умножаем на ставку распред. накладных расходов: 15794,9*8р = =126359,2р DОПРпост = 130400 – 126359,2 = +4040,8 (Н) Общее отклонение формируется за счет двух факторов: 1. за счет откл. в объеме производства 2. за счет откл. факт. пост. расходов по сметной хар-ке. Влияние 1го фактора: Dq = (смет. н/ч – факт. н/ч)*ставка распред. ОПРпост = (16500-15794,9)*8 = +5640,8 (Н) 2й фактор: разность между фактическими и сметными ОПР Ds = 130400 – 132 000 = - 1600 (Б) Баланс факторов: 5640,8 + (-1600) = +4040,8 (Н) В фин. учете к сч25 открыв. 2 субсчета – 25А и 25Б Пост. ОПР учитываются на сч25Б. Списание их на счет 20 произв. по нормам Д20 – К25Б - 126359,2р Отдельно на 16сч учитыв. откл. Аналогичные расчеты по перем. ОПР DОПРпер = факт. ОПРпер – смет.н/ч*норм.ставку распред. = 81500 –15794,9*5 = +2525,5 (Н) Откл. зависит от двух факторов: откл. факт. времени труда от сметного (DВi); откл. факт. ОПРпер от плановых (DЭ). DВi = факт.ОПРпер – смет.ОПРпер*норм. ставка распред. = 81500-16300*5 = 0 2й причиной откл. является то, что факт.ОПР отличаются от плановых, это откл. называют откл. переменных расходов по эффективности и рассчитываются по формуле: DОПРэ = (факт.время труда – время труда по норме скоррект. на факт. выпуск продукции)*норматив. ставку ОПРпер = (16300-15794,9)*5 = +2525,5 (Н) В фин. учете пер. ОПР учитываются на сч25А. Списание их на осн. Производство осуществляется с учетом норм ставки 5р и факт. выпуска продукции, рассчитывается в н/ч Д20 – К25А - 15794,9*5 = 78974,5р Д16пер – К25А – 2525,5р Расчеты заканчиваются откл. факт. прибыли от сметной с учетом двух факторов: объема продаж и цены. Используем таблицу исх. данных: Смет.прибыль = 725400 – 791520 = -66120р Факт.прибыль с учетом норм. издержек = 11200*70 = 784000р Расчет норм. с/ст в ед. продукции: 791520 : 11700 = 67,65р Норм. с/ст факт. объема производства = 67,65*11200 = 757694р Факт. прибыль = 784000-757680 = 26305р Совокуп. откл. прибыли = 26305-(-66120) = +92425 (Б) Общее откл. может вызываться 2мя причинами: факт. цена продаж (DПц) и факт. объем продаж (DПр) DПц = (факт.прибыль рассчит. на базе норм с/ст ед. прод. – норм.прибыль рассчит.на базе норм. с/ст ед. прод)*факт объем произв. =
= ((70-67,65)-(62-67,65))*11200 = +89600 (Б) DПр = (факт.объем продаж – смет.объем продаж)*норм.прибыль на ед. продукции Нормативная прибыль на ед. продукции: (62-67,65) = -5,65р DПр = (11200-11700)* (-5,65) = +2825 (Б) Баланс факторов
89600+2825 = +92425 (Б) В фин.учете прибыль равна: факт.реализация - факт.объем реализации, умнож. На норм. затраты. 90 – 99 - 784000 – (11200*67,6513) = 26305р Факт.прибыль = -16040, т.е. ее откл. от норм.прибыли составляет: 26305- (-16040) = = 42345р Все откл. регистрируются на сч16. Для проверки правильности нашего анализа сделаем сводный счет 16:
Взаимосвязь сметной и фактической прибыли

№ п/п
Показатели
Сумма
1 Сметная прибыль (исх. данные)
-66120
2 Откл. по продажам DПц (цена) DПр (объем) Итого по продажам DП
+89600 (Б)
+2825 (Б)
+92425 (Б)
3 Откл. по прямым материальным затратам: по цене кассет (DЦкас) по цене упаковки (DЦуп)
+6100 (Н)
+1120 (Н)
3а Итого откл. по цене материала по использованию материала (DИкас) по использованию упаковки (DИуп)
+7220 (Н)
+641 (Н)
0
3б Итого откл. по использ. материала
+641 (Н)
4 Откл.по прямой з/п: по ставке (DЗПст) по производительности труда (DЗПпт)
+16300 (Н)
+11618 (Н)
4а Итого по прямой з/п (DЗП)
+27918 (Н)
5 Откл. по пост. ОПР: за счет откл. факт. накл. расходов от сметных (Ds) за счет откл. в объеме производства (Dq)
-1600 (Н)
+5640,8 (Н)
5а Итого откл. по пост.ОПР (DОПРпост)
+4040,8 (Н)
6 Откл. по пер.ОПР за счет откл. факт. времени труда от сметного (DВi) за счет откл. по эффективности ОПР (DОПРпер.э)
0
+2525,5 (Н)
6а Итого откл. по пер.ОПР (DОПРпер)
+2525,5 (Н)
7 Фактическая прибыль = стр.1 + Б – Н: -66120+92425-7220-641-27917-4040,8-2525,5
- 16040
Литература 1. Вахрушина М.А. «Бухгалтерский управленческий учет», учебник для вузов.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000 – 533с. 2. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 364 с. 3. Бухгалтерский учет: Учебник/Под ред. Безруких П.С.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 1997. – 463 с. 4. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.- 256 с. 5. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет.- М.: Андросов, 2000.-1024 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие ипотечного кредитования
Реферат Современные тайные общества и их влияние на мировую политику и экономику
Реферат Ритуальная дефлорация
Реферат Бюджетно-налоговая политика государства
Реферат Научная полемика в исследовании систем управления
Реферат Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики
Реферат Параметричні і непараметричні критерії для перевірки гіпотез
Реферат Кларнетизм ранньої поезії П. Тичини
Реферат Государственный долг Республики Беларусь 2
Реферат Анализ организационно-экономических условий ООО Россия
Реферат Выполнение корреляционного и регрессионного анализа
Реферат Выборочная ковариация
Реферат Drug Abuse Essay Research Paper IntroductionDrug use
Реферат Социальная политика государства 2 Основные задачи
Реферат «Тенденции развития Российской цбп», версия от 12. 11. 2011