Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Содержание Введение Задачи инвентаризации Сроки и периодичность проведения инвентаризации Порядок проведения инвентаризации Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете Значение инвентаризации Список литературы

Содержание
Введение Задачи инвентаризации Сроки и периодичность проведения инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете Значение инвентаризации Список литературы
Введение. Главными задачами бухгалтерского учета являются: - обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами; - формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимый для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами, налоговыми и банковскими органами; - выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно–финансовой деятельности. Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета с помощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. В данной работе рассматривается один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация.
Задачи инвентаризации. Инвентаризация— способ проверки соответствия фактическо­го наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, от­раженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить,всели хозяйственные операции оформлены в документах и отраже­ны в системном бухгалтерском учете, а также внести необходи­мые уточнения и исправления. Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Ос­новными положениями по инвентаризации основных средств, то­варно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Согласно этим документам предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вло­жений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгал­терского баланса. Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответ­ственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо причинам не учтенные ценности. Основными задачами инвентаризации являются: - выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре; - контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; - выявление товарно-материальных ценностей, частично поте­рявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандар­там качества, техническим условиям и т. п.; - выявление сверхнормативных и неиспользуемых материаль­ных ценностей с целью последующей реализации; - проверка соблюдения правил и условий хранения материаль­ных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; - проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на рас­четном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебитор­ской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам мате­риалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.

Сроки и периодичность проведения инвентаризации.
Инвентаризации проводятся в обязательном порядке: - при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду; - при выкупе, продаже, а также преобразовании государственно­го или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравнен­ных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и матери­алов может проводиться в период наименьших остатков; - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); - при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а так­же порчи ценностей; - при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении таких фактов; - после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетря­сений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия; - при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные со­ответствующими документами. Все эти случаи обязательного проведения инвентаризации пре­дусмотрены Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 10 с последующими изменениями и дополнениями. Принятый Закон о несостоятельности (банкротстве) предпри­ятий также предполагает необходимость проведения инвентари­зации имущества предприятия-должника при проведении конкур­сного производства. В практике имеют место случаи, когда про­исходит ликвидация предприятий без проведения соответствую­щей работы по выявлению фактического наличия имущества и обязательств. В такой ситуации проведение инвентаризации строго обязательно. Инвентаризация должна проводиться в конкретные сроки, ус­тановленные в зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки (периодичность) предусмотрены Положением о бухгалтер­ском учете и отчетности Российской Федерации: - основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет; - капитальных вложений -не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года; - незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими орга­низациями; - незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год; - готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года; - малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год; - нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;
- сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года; - денежных средств, денежных документов, ценностей и блан­ков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц; - расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;
- расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал; - расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год; - остальных статей баланса - на первое число месяца, следу­ющего за отчетным годом. Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной. . При полной инвентаризации проверке подлежат все виды иму­щества. Проводится она обязательно в конце года перед состав­лением годового отчета (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше). При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определенных местах хранения. В зависимости от основания проведения инвентаризации бы­вают плановые и внеплановые. Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Поло­жением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными поло­жениями по инвентаризации основных средств, товарно-матери­альных ценностей, денежных средств и расчетов. Внеплановые инвентаризации организуются по мере необхо­димости, в основном внезапно.
Порядок проведения инвентаризаций.
Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предпо­лагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его замести­теля (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей обществен­ности. Для непосредственного проведения инвентаризации иму­щества создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (пред­седатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бух­галтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщи­ка и др.). В состав комиссии должны включаться опытные работ­ники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок фор­мирования цен, первичный учет. В межинвентаризационный период на предприятиях (органи­зациях) должны проводиться систематически проверки и выбо­рочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в ме­стах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками ин­вентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются долж­ностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценнос­ти, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители об­щественности. Персональный состав постоянно действующих инвентаризаци­онных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комис­сий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации). Рабочие инвентаризационные комиссии: - осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства; - совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определе­нии результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списа­нию недостач в пределах норм естественной убыли; - вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хра­нения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения уче­та и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнор­мативных и неиспользуемых ценностей; - несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах; в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а так­же цены и т. п.); г) за правильность и своевременность-оформле­ния материалов инвентаризации в установленном порядке. Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи за­ведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с цепью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответствен­ности в установленном законом порядке. Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление конт­роля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выпол­нением правил их хранения, соблюдением материально ответ­ственными лицами установленного порядка первичного учета. Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председате­лям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценно­стей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) ана­литического учета и выведены остатки на день инвентаризаций. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет ин­вентаризационную опись. Складские операции в период инвентаризации не производят­ся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материа­лов и сданы в бухгалтерию организации. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия то­варно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных при­боров и соблюдение установленных сроков их клеймения; полу­чить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных цен­ностей и денежных средств. При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии ин­вентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблагов­ременно. Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, гото­вой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственно­му лицу, на хранении у которого эти ценности находятся. Проверка фактических остатков производится при обязатель­ном участии материально ответственных лиц (кассиров, заве­дующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.). Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в едини­цах измерения, принятых в учете.
Приведем пример инвентаризационной описи:
фирма «Лада»
Инвентаризационная опись № 4 товарно-материальных ценностей
30 октября 2000г.
Материалы
товарно-материальные ценности
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные до­кументы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответствен­ность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Материально ответственные лица: Кладовщик подпись Зав.складом подпись На основании приказа (распоряжения) № 129 от 26 октября 2000 г. про­изведено снятие остатков ценностей, числящихся на балансовом счете 05 по состоянию на 1 ноября 2000 г. Инвентаризация начата 30 октября 2000 г., окончена 1 ноября 2000 г. При инвентаризации установлено следующее: Итого фактически по описи Семнадцать тысяч сто руб. _ Председатель комиссии Начальник отдела подпись Члены комиссии: Товаровед подпись Бухгалтер подпись Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с № 10010 по № 10101, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) при­сутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся намоем (нашем) ответственном хранении. Материально ответственностью) лицо (лица) подпись дата Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил. Бухгалтер подпись дата Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных запасов
на 2000г. На основании приказа (распоряжения) № от "_" 2000 г. проведена инвентаризация фактического наличия товарно-материальных запасов, находящихся на ответственном хранении. Должность фамилия, и., о. Инвентаризация начата "_" 2000г. окончена "_" 2000г. При инвентаризации установлено следующее:
Порядковый номер Товарно-материальные ценности
Единица измерения
Результаты инвентаризации Наименование, Вид, сорт, группа Номенклатурный номер
излишки
недостача
Количе-
ство, шт.
стоимость,
Руб.
Количе-
ство, шт.
стоимость,
Руб. Бухгалтер С результатом сличения ознакомлен Подпись материально ответственного лица Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ Подготовительные работы Приказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектах Проверка технических паспортов, инвентарных карточек и т.д. по всем объектам Письменное подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию Завершение разноски документов по счетам, выведение в них остатка Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц) Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам Акт выявления результатов Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками Недостачи – отнесение в начет виновным или списание на затраты и убытки Излишки – приходуются в доход предприятия или госбюджета
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:
- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц; - все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (10, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью: Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"; Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства и обращения у организации или уменьшения финансирования у бюджетной организации. Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки: Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей", Кредит счета 50 "Касса"; Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"; Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостача основных средств оформляется как ликвидация, но с отнесением остаточной стоимости основных средств в зачет ма­териально ответственному лицу: по первоначальной стоимости недостающего объекта – Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" – Кредит счета 01 "Основные средства"; в сумме износа недостающего объекта – Дебет счета 02 "Износ основных средств" – Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"; в сумме остаточной стоимости недостающего объекта – Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" – Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"; в сумме остаточной стоимости недостающего объекта – Дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" , счета 80 «Прибыли и убытки» - Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерс­кого учета оформляются бухгалтерией путем составления ведо­мости результатов, выявленных инвентаризацией.







Значение инвентаризации.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного оп­ределения затрат на производство продукции, выполненных ра­бот и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-матери­альных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Список литературы. 1. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета», М., ФС, 1999; 2. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учет в организациях», М.,ФС, 2000; 3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены Приказом МинФина РФ №49 от 13.06.95


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.