Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности

Содержание Введение Глава 1. Процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности Глава 2. Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности Глава 3. Порядок составления бухгалтерских отчетов
Глава 4. Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности 4.1. Содержание и порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс» 4. 2. Содержание и порядок составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» Заключение Список использованной литературы Приложение Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» ЗАО «СалаватСтрой» Отчет о прибылях и убытках (форма №2) ЗАО «СалаватСтрой»

Введение
Бухгалтерская отчетность- это единая система данных об имуще6ственном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей. По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальное изменение в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде. Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины достигнутых успехов либо недостатков в работе, наметить путь совершенствования деятельности организации. Для написания данной работы использовались материалы учебников по бухгалтерскому, управленческому учету, перечень которых дан в списке использованной литературы.


Глава 1. Процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности
Уточнение оценки активов и пассивов Процедура уточнения оценки активов и пассивов предполагает несколько последовательных шагов: Шаг 1. Исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности и относящихся к периоду, за который составляется бухгалтерская отчетность Порядок исправления допущенных в бухгалтерском учете ошибок не зависит от того, кто их обнаружил. Производимые исправления оформляются справкой бухгалтера, которая должна иметь обязательные реквизиты первичного документа. Согласно п. 11 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, в случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность. В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся. Такие ошибки отражаются в текущем году (т.е. тогда когда они выявлены). Шаг 2. Отражение на дату составления бухгалтерской отчетности приобретенных ценностей, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков В инструкции по применению плана счетов к счету 10 "Материалы" предписано, что стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается в бухгалтерском учете следующей записью: Дебет 10 "Материалы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" При этом оприходование этого имущества на склад не производится. В начале следующего месяца произведенная ранее бухгалтерская запись сторнируется, и данные суммы числятся в бухгалтерском учете как авансы выданные на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Исходя из смысла указанной нормы в сопоставлении ее с предписаниями Федерального закона "О бухгалтерском учете" можно сделать вывод, что она распространяется на материалы, оставшиеся на конец месяца в пути или не вывезенные со складов поставщиков, по которым: 1) право собственности перешло к организации-покупателю; 2) была произведена оплата или выполнено иное условие по встречному исполнению обязательства. Данная процедура позволяет показать в бухгалтерской отчетности реальную величину имущества, принадлежащего организации на праве собственности, и отсутствие задолженности за эти ценности. Если вышеуказанная бухгалтерская проводка не будет сделана, то это приведет к необоснованному уменьшению облагаемой базы по налогу на имущество, а также к искажению данных в бухгалтерской отчетности организации. В аналогичной ситуации осуществление указанной процедуры возможно и по иным объектам имущества (основным средствам, товарам). Однако, на наш взгляд, предложенная официальная методика не лишена недостатка. Дело в том, что при сверке расчетов у контрагентов возникнут расхождения. В бухгалтерском учете продавца ценностей дебиторской или кредиторской задолженности (в качестве полученного аванса) по расчетам с покупателем числиться не будет, что соответствует реальному положению дел. У покупателя по данным бухгалтерского учета будет числиться дебиторская задолженность поставщика (в качестве аванса выданного), что не соответствует действительности и неадекватно юридическому смыслу хозяйственной операции, так как право собственности на ценности уже перешло к покупателю, и, следовательно, продавец свои обязательства выполнил. Адекватное отражение фактов хозяйственной жизни должно быть не только в бухгалтерской отчетности, но и в регистрах бухгалтерского учета на любую дату, что не может обеспечить методика, предлагаемая планом счетов. Вышеизложенного недостатка можно избежать, если в бухгалтерском учете покупателя на момент перехода к нему права собственности на оплаченные ценности производить следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счетов учета соответствующего имущества (07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 41 "Товары" и др.), субсчет "Ценности в пути или не вывезенные со складов поставщиков, право собственности по которым перешло к организации"Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Одновременно производится зачет ранее выданного аванса: Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Авансы выданные" В момент фактического поступления ценностей в организацию составляется следующая бухгалтерская запись: Дебет счетов учета соответствующего имущества (07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 41 "Товары" и др.), субсчет "Ценности, фактически поступившие"Кредит счетов учета соответствующего имущества (07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 41 "Товары" и др.), субсчет "Ценности в пути или не вывезенные со складов поставщиков, право собственности по которым перешло к организации" Таким образом, в текущем бухгалтерском учете покупателя (регистрах бухгалтерского учета) достигается адекватное отражение произошедших фактов хозяйственной жизни, и нет необходимости на конец месяца (дату составления бухгалтерской отчетности) осуществлять процедуру по отражению приобретенных ценностей, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков, на счетах учета имущества. Шаг 3. Уточнение оценки имущества, полученного по неотфактурованным поставкам Под неотфактурованными поставками следует понимать поступление в организацию имущества без сопроводительных документов поставщиков (накладных, актов приема-передачи и т.п.). Если сопроводительные документы на неотфактурованные поставки получены до даты представления бухгалтерской отчетности, то цена данного имущества и кредиторская задолженность уточняются исходя из сведений, указанных в поступивших сопроводительных документах. Указанная корректировка производится сторнированием полной суммы ранее произведенной проводки, отражающей поступление неотфактурованной поставки, включающей в себя сумму НДС, (так как отсутствие первичного документа не позволяет выделить НДС на основании составляемого при приемке внутреннего акта) и составлением новых записей на основании полученных сопроводительных документов. Шаг 4. Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является одним из обязательных случаев проведения инвентаризации, установленных в Федеральном законе РФ "О бухгалтерском учете". Инвентаризация проводится в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. При этом необходимо использовать унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, установленные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, установлено, что проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательно, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Пунктом 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Из анализа данных норм Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ следует, что если инвентаризация дебиторской задолженности (входит в состав имущества) была произведена на любую дату с 1 октября по 30 декабря, то перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ее инвентаризацию проводить не надо (кроме инвентаризации дебиторской задолженности по расчетам с банками и бюджетом). Если организация на любую дату до 30 декабря провела инвентаризацию кредиторской задолженности, то она все равно на дату составления годовой бухгалтерской отчетности должна произвести инвентаризацию указанных объектов. Чем ближе проведена инвентаризация к дате составления бухгалтерской отчетности, тем достоверней бухгалтерская отчетность. Для целей составления годовой бухгалтерской отчетности наибольшую ценность представляет инвентаризация, проведенная на дату составления бухгалтерской отчетности, т.е. 31 декабря. Шаг 5. Создание оценочных резервов на дату составления бухгалтерской отчетности Оценочные резервы уточняют оценку в бухгалтерской отчетности отдельных объектов имущества организации за счет уменьшения доходов (и соответственно также их уточнения), в случае если учетная стоимость активов оказывается выше их реальной стоимости, сложившейся на дату составления бухгалтерской отчетности. Счета учета оценочных резервов являются контрактивными регулирующими счетами, уточняющими оценку в бухгалтерской отчетности следующего имущества: материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров (счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"); акций других организаций, котирующихся на фондовой бирже и котировка которых регулярно публикуется (счет 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги"); сомнительных долгов за проданную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы (счет 63 "Резервы по сомнительным долгам"). Вышеуказанное имущество показывается в бухгалтерском балансе в активе в оценке-нетто, т.е. за вычетом соответствующего образованного оценочного резерва. Оценочные резервы создаются на основе результатов проведенной инвентаризации по состоянию на дату составления годовой бухгалтерской отчетности. Целесообразно проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей, финансовых вложений и дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря, т.к. тогда инвентаризация может проводиться один раз и объединять в себе две процедуры: инвентаризацию непосредственно ради сверки данных бухгалтерского учета с фактическим состоянием и инвентаризацию для уточнения в бухгалтерской отчетности оценки отдельных объектов имущества посредством создания оценочных резервов.
Прежде чем создавать новые оценочные резервы, необходимо присоединить неиспользованные ранее суммы резервов под обесценение вложений в ценные бумаги и по сомнительным долгам к прибыли отчетного года, следующего за периодом их создания (восстановить оценочные резервы, образованные в прошлом году).
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резервов под обесценение вложений в ценные бумаги и по сомнительным долгам, эти резервы в какой-либо части не будут использованы, то неизрасходованные суммы должны быть присоединены на дату составления бухгалтерской отчетности к финансовым результатам. Данная процедура отражается бухгалтерской записью, обратной записи по их созданию: Дебет 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" (63 "Резервы по сомнительным долгам")Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" Таким образом, происходит восстановление дохода, зарезервированного в предыдущем отчетном периоде и не использованного на уточнение оценки соответствующих объектов имущества организации. Согласно плану счетов резервы под снижение стоимости материальных ценностей (счет 14) восстанавливаются не в конце, а в начале периода, следующего за периодом, в котором они были созданы. Создание оценочных резервов отражается заключительными записями декабря: Дебет 91 "Прочие доходы и расходы"Кредит 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" (59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", 63 "Резервы по сомнительным долгам") То есть, на дату составления бухгалтерской отчетности, доход, направляемый на уточнение оценки в бухгалтерской отчетности отдельных объектов имущества, резервируется на покрытие возможных в будущем году потерь, связанных с обесценением соответствующих активов, числящихся на балансе организации. Создание оценочных резервов, при наличии оснований, на дату составления бухгалтерской отчетности является для организации обязательной процедурой. Шаг 6. Пересчет в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (отражение курсовых разниц) Числящиеся на балансе организации на дату составления бухгалтерской отчетности (31 декабря 2002 года) активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату. В соответствии с пунктом 7 ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина России от 10.02.2000 № 2н, к подлежащим пересчету в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности относятся следующие объекты бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте: - денежные знаки в кассе организации; - средства на счетах в кредитных организациях; - денежные и платежные документы; краткосрочные ценные бумаги; - средства в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами; остатки средств целевого финансирования. В результате пересчета в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, образуются курсовые разницы. Курсовая разница, определяемая на дату составления бухгалтерской отчетности, представляет собой разницу между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ, на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период. Если курс рубля по отношению к иностранной валюте между двумя указанными датами не изменился, что бывает крайне редко, то курсовых разниц не будет. Курсовая разница зачисляется на финансовые результаты организации как внереализационные доходы (положительная курсовая разница) или как внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница). Положительные курсовые разницы отражаются: Дебет 50 "Касса", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", 58 "Финансовые вложения" (в части краткосрочных финансовых вложений), 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 68 "Расчеты с бюджетом", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредитоами", 86 "Целевое финансирование"Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" Выявленные отрицательные курсовые разницы отражаются следующей бухгалтерской записью: Дебет 91 "Прочие доходы и расходы"Кредит 50 "Касса", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", 58 "Финансовые вложения" (в части краткосрочных финансовых вложений), 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 68 "Расчеты с бюджетом", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 86 "Целевое финансирование" Исключением из порядка отражения курсовой разницы на счетах бухгалтерского учета является выявление курсовой разницы, связанной с формированием уставного (складочного) капитала, образующейся, соответственно, на счете 75 "Расчеты с учредителями". Данная курсовая разница подлежит отнесению на увеличение (положительная курсовая разница) или уменьшение (отрицательная курсовая разница) величины добавочного капитала организации. Пунктом 14 ПБУ 3/2000 установлено, что под курсовой разницей, связанной с формированием уставного (складочного) капитала организации, признается разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный (складочный) капитал организации, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах. Исходя из определения, приведенного в ПБУ 3/2000, можно сделать вывод о том, что выявлять на дату составления бухгалтерской отчетности курсовые разницы, связанные с формированием уставного (складочного) капитала, не надо. Однако, по нашему мнению, данное упущение является редакционной неточностью текста ПБУ 3/2000, и в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете", который предписывает формировать полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимо выявлять на дату составления бухгалтерской отчетности курсовые разницы, связанные с формированием уставного (складочного) капитала.
Выявленная на дату составления бухгалтерской отчетности положительная курсовая разница, связанная с формированием уставного (складочного) капитала, отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 83 "Добавочный капитал". Выявленная на дату составления бухгалтерской отчетности отрицательная курсовая разница, связанная с формированием уставного (складочного) капитала, должна быть отражена по дебету счета 83 "Добавочный капитал" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями".
Шаг 7. Отражение в бухгалтерской отчетности условных активов и обязательств В соответствии с ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности", утвержденным приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н, условным фактом является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности его возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. Последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные активы и условные обязательства. Информация об условных активах раскрывается только в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. Под условными обязательствами понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой (95-100%) или высокой (50-95%) степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации. К условным обязательствам относятся: I тип: существующее на отчетную дату обязательство организации, в отношении величины либо срока исполнения которого существует неопределенность; II тип: возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо ненаступлением будущих событий, не контролируемых организацией. Условные обязательства организация должна оценивать в денежном выражении. Последствия каждого условного обязательства оцениваются в отдельности, за исключением случаев, когда по состоянию на отчетную дату существует несколько условных обязательств, аналогичных по характеру и порождаемой ими неопределенности, которые организация оценивает в совокупности. При этом, несмотря на то, что вероятность возникновения обязательства в отношении каждого условного факта в отдельности может быть малой, вероятность уменьшения экономических выгод организации в результате исполнения обязательств в отношении всей совокупности условных фактов может быть очень высокой или высокой. В бухгалтерской отчетности должны быть отражены условные обязательства I типа. По ним на счетах бухгалтерского учета создаются резервы. Информация об условных обязательствах II типа подлежит раскрытию в пояснительной записке. Пример Организация на 31.12.2002 начислила резерв в сумме 500 000 руб. на гарантийное обслуживание проданной в отчетном году продукции. В бухгалтерском учете указанная хозяйственная операция будет отражена проводкой: Дебет 23 "Вспомогательные производства" (или иных счетов учета затрат)Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов" - 500 000 руб. Пример 2 По состоянию на 31.12.2002 организация вовлечена в судебное разбирательство в связи с несвоевременным исполнением обязательств перед кредитором. По оценкам юридических консультантов организации, по итогам судебного разбирательства организации с большой вероятностью предстоит удовлетворить иск кредитора и уплатить требуемый штраф за просрочку платежа. Данное условное обязательство оценено в 300 000 руб. В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" штрафы, пени и неустойки относятся к внереализационным расходам организации. Создание данного резерва вследствие возникновения условного обязательства будет отражено в бухгалтерском учете записью: Дебет 91 "Прочие доходы и расходы"Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов - 300 000 руб. Следует помнить, что перед отражением в бухгалтерской отчетности возникших вновь условных обязательств необходимо уточнить созданные ранее (в предыдущих годах) резервы по условным обязательствам. В соответствии с пунктом 10 ПБУ 8/01 правильность расчета и обоснованность резерва по условным обязательствам подлежат инвентаризации в конце отчетного года. По результатам инвентаризации сумма резерва может быть: - увеличена за счет тех расходов, за счет которых создавался резерв, при получении дополнительной существенной информации, позволяющей сделать уточнение расчета величины резерва; - уменьшена с отнесением суммы корректировки на прочие внереализационные доходы организации при получении дополнительной существенной информации, позволяющей сделать уточнение расчета величины резерва; - остаться без изменения; - списана полностью на внереализационные доходы организации. Шаг 8. Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты, подтверждающих существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность Порядок отражения в бухгалтерской отчетности организаций событий после отчетной даты установлен ПБУ 7/98 "События после отчетной даты", утвержденным приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н. ПБУ 7/98 определяет событие после отчетной даты как факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. К событиям после отчетной даты относятся: события, подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность; события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. ПБУ 7/98 предписывает существенные события после отчетной даты отражать в годовой бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта, независимо от положительного или отрицательного его характера для организации. При этом событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно, исходя из требований положений нормативных актов по бухгалтерскому учету. В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. Организация для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации может самостоятельно установить в учетной политике другой критерий.
Таким образом, организация по своему решению может увеличить или уменьшить для себя порог существенности, по сравнению с показателем, установленным в пункте 4 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. В качестве критерия для определения существенности события после отчетной даты организация, в рамках разрабатываемой ею учетной политики, может установить:
- общий итог баланса; - значение соответствующей статьи годового баланса или показателя отчета о прибылях и убытках. Посредством отражения в годовой финансовой отчетности событий после отчетной даты, с учетом критерия существенности, пользователи получают возможность увидеть финансовое состояние организации не на дату ее составления, а на дату подписания. Однако следует понимать, что при любом критерии, установленном организацией для определения существенности, всегда останутся события, которые окажутся меньше параметров данного критерия. В указанном обстоятельстве проявляется относительность критерия существенности. Пример 3 25.11.2002 организация А продала организации Б партию товаров на сумму 360 000 руб. (в том числе НДС - 20%). Момент перехода права собственности в договоре установлен по отгрузке. Цена приобретения реализованных товаров для А составляет 100 000 руб. (без НДС). 20.02.2003 организация Б была признана банкротом. Таким образом, до подписания годовой бухгалтерской отчетности (состоялось 30.03.2003) было установлено, что организация Б не погасит свой долг перед организацией А. Неисполнение обязательства в сумме 360 000 руб. является существенным для организации А. Для организации А банкротство дебитора является событием после отчетной даты, подтверждающее существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность (т.е. СПОД 1), которое должно быть отражено в бухгалтерском учете заключительными оборотами отчетного периода. Выполнение рассмотренных выше процедур, предшествующих составлению бухгалтерской отчетности, предполагает параллельное с ними осуществление сверки данных синтетического и аналитического учета. Необходимость этого обусловливается требованием п. 4 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которому данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Таким образом, согласно Закону, организации обязаны формировать бухгалтерскую отчетность на основе согласованных между собой данных синтетического и аналитического учета. Если данные синтетического учета расходятся с данными аналитического учета, то бухгалтерская отчетность не может быть признана достоверной.
Глава 2. Общие требования к составлению бухгалтерской отчетности Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность не обходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должен обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлые периоды. Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом Отчетность организаций классифицируют по видам, периодично сти составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на 1. бухгалтерскую, 2. статистическую, 3. оперативную. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции. По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность—это отчеты за год. По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает: 1. форму № 1 «Бухгалтерский баланс»; 2. форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтер ская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки. Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных - средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные. Некоммерческие организации имеют право не представлять в со ставе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Глава 3. Порядок составления бухгалтерских отчетов Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса. Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей. Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях к отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов. Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности. Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей. Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях к отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов. Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Глава 4. Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности ЗАО «СалаватСтрой».
4.1. Содержание и порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс» ЗАО «СалаватСтрой». (Приложение) Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение имущества над обязательствами. Если имущество меньше долгов, возникает дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество стали называть активом, долги (обязательства) – пассивом. В графе 3 показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы 4 бухгалтерского баланса годового отчета за предыдущий год (заключительный баланс) с учетом изменений, связанных с применением ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» и ПБУ «Учетная политика предприятия». До составления заключительного баланса обязательна сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги либо другого аналитического регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года. В подразделе «Нематериальные активы» (строка 110) показывается наличие нематериальных активов. Нематериальные активы могут быть внесены учредителями (собственниками) организации в счет их вкладов в уставный капитал организации, получены безвозмездно, приобретены организацией в процессе ее деятельности.
Данные по соответствующей строке раздела 1 приводятся по остаточной стоимости нематериальных активов, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию, за минусом начисленной амортизации.
В подразделе «Основные средства» (строка 120) показываются данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся на консервации или в запасе, по остаточной стоимости. В этом подразделе также отражаются капитальные вложения на улучшение земель и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие субъекты, относящиеся к основным средствам. Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Расшифровка движения основных средств в течение отчетного года, а также их состава на конец отчетного года приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5, стр. 070-130), о начисленной амортизации по строкам 140-180 формы № 5. По статье «Незавершенное строительство» (строка 130) показываются затраты на строительно- монтажные работы( осуществляется как хозяйственным, так и подрядным способом), приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента и иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты( проектно- изыскательные, геологоразведочные и буровые работы и другие). По указанной статье отражается стоимость объектов капитального строительства, находящегося во временной эксплуатации, а также стоимость объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях. По строке 135 показываются доходные вложения в материальные ценности; в частности, к ним относятся доходные вложения в материальные ценности, предоставляемые по договору аренды (имущественного найма), включая по договору проката, за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода. Материальные ценности учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Имущество, предоставляемое по договору аренды, включая по договору проката, за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода, отражается в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. первоначальной стоимости за минусом начисленной амортизации. По статье «Долгосрочные финансовые вложения» (строка 140) показываются долгосрочные (на срок более 1 года) инвестиции организации в доходные активы (ценные бумаги) других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, созданных на территории РФ или за ее пределами, государственные ценные бумаги,( облигации и другие ценные обязательства) и т.п., а также предоставленные организацией другим организациям займы. Расшифровка долгосрочных финансовых вложений приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5, раздел «Финансовые вложения», строки 510-590) По строке 145 «Отложенные налоговые активы» (строка 145) отражается величина отложенных налоговых активов, признаваемых таковыми в соответствии с ПБУ 18/02. Для заполнения показателя по данной строке используется показатель дебетового сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые активы» Плана счетов, применяемого в редакции изменений, внесенных приказом Минфина России от 7 мая 2003 года № 38н. По статье «Прочие внеоборотные активы» (строка 150) отражаются средства и вложения долгосрочного характера, не нашедшие отражения в разделе 1. По этой статье подлежат отражению расходы организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации. В соответствии с ПБУ 17/02 они должны отражаться обособленно от нематериальных активов на счете 04 «Нематериальные активы». Также по статье «Прочие внеоборотные активы» отражаются и расходы на освоение природных ресурсов, носящих капитальный характер и давших положительный результат, несмотря на отсутствие отдельного ПБУ, регулирующего данный объект учета. В разделе «Оборотные активы» по статьям группы «Запасы» по строке 211 показываются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей. В соответствии с ПБУ 5/01 сырье, материалы принимаются к учету по фактической себестоимости. При использовании для учета производственных запасов счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» 16 «Отклонение в стоимости материалов» указанные ценности отражаются по строкам «сырье, материалы и другие аналогичные ценности» по учетным ценам. Остаток по счету 16 отдельно в активе не показывают, а присоединяют его без корреспонденции на счетах бухгалтерского учета к стоимости производственных запасов, отраженных по соответствующим строкам группы статей. По строке 213 «Затраты в незавершенном производстве» показываются затраты по незавершенном производству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на соответствующих счетах бухгалтерского учета затрат на производство. По данной строке показываются также затраты по сплаву лесопродукции и незавершенному производству сельского хозяйства, которые отражаются за вычетом стоимости выпуска, затраты на незаконченные к концу отчетного периода работы по ремонту основных средств. Сумма издержек обращения, приходящихся на остаток нереализованных товаров в организациях, осуществляющих свою деятельность в торговле, в снабжении и иной посреднической деятельности, учитывается в составе расходов на продажу. Если организации не признают учтенные издержки обращения в себестоимости проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров и сырья, отражается в бухгалтерском балансе по статье «Затраты в незавершенном производстве грумы статей «Запасы» По строке «Готовая продукция и товары для перепродажи» показывается фактическая производственная себестоимость остатка законченных производством изделий, прошедших испытания и приемку, укомплектованных всеми частями согласно условиям договоров с заказчиками и соответствующим техническим условиям и стандартам. Продукция, не отвечающая указанным требованиям, и не сданные работы считаются незаконченными и показываются в составе незавершенного производства. Кроме того, по данной строке показывается стоимость остатков товаров, приобретаемых организацией, осуществляющей свою деятельность в торговле и общественном питании. По строке 215 «Товары отгруженные» отражаются данные о фактической себестоимости (или иной оценке, предусмотренной Положением о бухгалтерском учете т отчетности в РФ) отгруженной продукции (товаров) в случае, если договором обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения ею и риска случайной гибели от организации к покупателю, заказчику (например, при экспорте продукции).
По строке 216 «Расходы будущих периодов» показывается сумма расходов, произведенных в отчетном году, но подлежащих погашению в следующих отчетных периодах путем отнесения на издержки обращения или другие источники в течении срока, к которому они относятся. К таким расходам. К таким расходам относятся, в частности, расходы по неравномерно проводимому ремонту основных средств, расходу на рекламу, подготовку кадров, уплаченные вперед и т.п.
По строке 217 «Прочие запасы и затраты» показываются затраты и запасы, не нашедшие отражения в предыдущих строках статьи «Запасы» раздела 2 бухгалтерского баланса. В случае, если организация не признает учтенные коммерческие расходы в себестоимости проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то не списанные организацией в установленном порядке расходы на упаковку и транспортировку, учтенные в составе коммерческих расходов, относящиеся к остатку неотгруженной (непроданной) продукции, отражаются по вышеуказанной статье. По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам, подлежащая отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет или уменьшение соответствующих источников их покрытия (финансирования). По группе статей «Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» показываются данные о задолженности платежи, по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Данные о дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты, показываются соответственно по группе статей «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)». В статье «Краткосрочные финансовые вложения» (строка 250) показываются краткосрочные (на срок не более одного года) займы, предоставляемые организациям; инвестиции организации в ценные бумаги других организаций, государственный ценные бумаги и т.п. По статье «Денежные средства» (строка 260) показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках. Сумма, показанная по строке 260 гр. 3 баланса, должна совпадать с суммой, отраженной в стр. 010 гр. 3 формы № 4 «Отчет о движении денежных средств», а сумма, отраженная по строке 260 гр. 4 баланса, должна совпадать с суммой, отраженной в стр. 450 гр. 3 формы № 4 «Отчет о движении денежных средств». По статье «Прочие оборотные активы» показываются суммы, не нашедшие отражения по другим статьям раздела II бухгалтерского баланса. В разделе III «Капитал и резервы» по статье «Уставный капитал» (строка 410) показывается уставный капитал организации, образованный за счет вкладов ее учредителей (участников) в соответствии с учредительными документами, а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям – величина уставного фонда. Увеличение и уменьшение уставного капитала производится по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации. В группе статей «Резервный капитал» по строке 431 отражается сумма остатков резервного и других фондов, создаваемых в соответствии с законодательством РФ., а по строке 432- остатки аналогичных фондов, если их создание за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации, предусмотрено учредительными документами или учетной политикой организации. По строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в течение отчетного года показывается нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода в сумме нетто, исчисляемая как разница между выявленными на основании бухгалтерского учета всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ финансовым результатам за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных, обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения ( в т.ч. по расчетам с государственными внебюджетными средствами), за счет прибыли. По статье «Займы и кредиты» (строка 510) раздела IV «Долгосрочные обязательства» показываются непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Под отложенным налоговым обязательством (ОНО) (строка 515) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. В разделе V «Краткосрочные обязательства» отражаются суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты.
4. 2. Содержание и порядок составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» ЗАО «СалаватСтрой» (Приложение) Рассмотрим порядок формирования показателей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Раздел I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка). В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата). В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью. Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату по временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, получение которых связано с этой деятельностью. В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам считаются расходы, получение которых связано с этой деятельностью.
Расходы, получаемые организацией от предоставления за плату по временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным расходам.
Расходами по обычным видам деятельности формируют: - расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально – производственных запасов; - расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально- производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы) При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация; - прочие расходы; Перейдем к построчному комментарию показателей «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2). По статье 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) показывается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности), являющиеся доходами от обычных видов деятельности, признанные организацией в бухгалтерском учете в соответствии с условиями, определенными для ее признания в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации», и в сумме, исчисленной в денежном выражении в соответствии с правилами указанного Положения, включая условия договоров по продаже товаров, продукции, выполнению работ и оказанию услуг (с учетом скидок (накидок), суммовых разниц, изменений условий договора, расчетов не денежными средствами и т. п.). Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: 1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; 2) сумма выручки может быть определена; 3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; 4) право собственности {владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); 5) расходы, которые произведены или будут произведены, в связи с этой операцией могут быть определены. Определяя показатель по строке 010, организации должны учитывать суммовые разницы, возникающие при продаже товаров (работ, услуг). Проценты по коммерческим кредитам в виде отсрочки платежа, оформленные векселями покупателя, включаются в выручку от продажи товаров, продукции (работ, услуг). К обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком не признаются организацией доходами, в частности, относятся суммы налога на реализацию горюче-смазочных материалов, экспортные пошлины. Доходы, признанные в бухгалтерском учете как доходы от обычных видов деятельности в случае их существенности или без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансовых результатов деятельности организации, подлежат отражению обособленно в виде расшифровки к статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных , обязательных платежей)» или в приложении к отчету о прибылях и убытках (в случае его разработки и принятия организацией самостоятельно). По статье «Себестоимость преданных товаров, продукции, работ, услуг» (строка 020) отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам. Организации, осуществляющие торговую деятельность, отражают по данной статье покупную стоимость товаров, выручка от продажи которых отражена в данном отчетном периоде. Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, отражают по данной статье покупную (учетную) стоимость ценных бумаг, выручка от продажи которых отражена в данном отчетном периоде. Если организация использует для учета затрат на производство счет «Выпуск продукции (работ, услуг)» сумма превышения фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг над нормативной (плановой) их себестоимостью включается в статью «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». В случае, когда фактическая производственная себестоимость ниже нормативной (плановой) себестоимости, сумма данного отклонения уменьшает данные по указанной статье. Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения в данные статьи «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» не включаются, а отражаются по статье «Коммерческие расходы» (строка 030) отчета о прибылях и убытках. Данные статьи «Валовая прибыль» (строка 029) раздела «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» отчета о прибылях и убытках определяются как разница между данными статьи «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и данными статьи «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». По строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» показывается прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, то есть финансовый результат организации по обычным видам деятельности. Для расчета данных по строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» из выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010) вычитается сумма расходов, отраженных по строкам 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы» и 040 «Управленческие расходы». Если организация получает убыток от продажи товаров (работ, услуг), то его отражают по строке 050 со знаком «минус». Раздел II. Операционные доходы и расходы Операционными доходами являются: - поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; - поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); - поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; - проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке. Операционными расходами являются: - расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; - расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; - расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99) ; - расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; - проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) - расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; - прочие операционные расходы.

Заключение Бухгалтерская отчетность является «зеркалом» любой организации, по ней можно судить об изменениях, происходящих с активами и обязательствами, доходами и расходами организации. Поэтому, при ее составлении следует придерживаться некоторых требований. Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в финансовом положении. При недостаточности данных для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении и результатах деятельности организации, она вправе включить самостоятельно дополнительные показатели и пояснения. Таковыми могут быть расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках. при формировании бухгалтерской отчётности должно соблюдаться требование нейтральности: информация, содержащаяся в отчётности, должна отвечать интересам разных групп пользователей. - бухгалтерская отчётность организации должна содержать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы; существенные показатели об активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться обособленно. При этом показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчётной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. по каждому числовому показателю бухгалтерской отчётности должны быть приведены данные минимум за два года - отчётный и предшествующий отчётному. Исключением является отчёт, составляемый за первый отчётный период. В нём приводятся данные лишь за отчётный период. Организация вправе принять решение сопоставлять данные и за более продолжительный период времени - три года, четыре и т. д. Для отражения этих данных в используемые формы бухгалтерской отчётности включаются дополнительные графы и строки. При несопоставимости данных за отчётный и предшествующий периоды вторые подлежат корректировке по правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Каждая существенная корректировка подлежит раскрытию в пояснениях с указанием причин, вызвавших её. Составление бухгалтерской отчетности – очень ответственная работа, которая под силу не каждому бухгалтеру. Нужно быть хорошим специалистом, иметь соответствующее образование и практический опыт, быть в курсе происходящих изменений, касающихся бухгалтерского учета, чтобы справиться с этой задачей.
Список использованнойлитературы
1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31.07.1998г. № 146-ФЗ ( с изм. и доп. от 31.03. 1999, 09.07.1999, 02.01.2000г. 2. Инструкция «О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина от 12.11.1996 №97) 3. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н; дополнен приказом Минфина РФ от 07.05.2003г. № 38н) 4. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/99 утв. приказом Минфина РФ от 30.12.1999г № 107н) 5. Шевченко Н.С., Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами: учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Э.Н. Кузьбожева. Курск, 2004. 154с. 6. Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений» - СПб.: «Издательский дом Герда», 2003г. 7. Справочно-правовая система «Гарант» 8. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность организации (практический пример). - "Налоги и финансовое право", 2004 г. 9. Денежные средства (Н.А. Лытнева, "Бухгалтерский учет", N 24, декабрь 2003 г. 10. Годовая отчетность ("Главбух", N 1, январь 2004 г.) 11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. 12. Николаева С.А., Безрученко Г.А., Галдина А.А Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования - Ан-Пресс, 2003 г.
Приложение
Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» ЗАО «СалаватСтрой».
на 1 января 20--г.
Коды Форма № 1 по ОКУД
0710001 Дата (год, месяц, число)
01
01
2003 Организация _ЗАО «СалаватСтрой» _ по ОКПО Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
7705188280 Вид деятельности _по ОКДП Организационно-правовая форма / форма собственности закрытое акционерное общество _ по ОКОПФ / ОКФС Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ
384/385 Адрес _г. Салават, ул. Ленина, д. 21 _ Дата утверждения Дата отправки (принятия)
Актив
Код строки
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы (04, 05)
110
9 в том числе: патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы
111
9 организационные расходы
112 деловая репутация организации
113 Основные средства (01, 02, 03)
120
488
373 в том числе: земельные участки и объекты природопользования
121 здания, машины и оборудование
122
488
373 Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)
130
141 Доходные вложения в материальные ценности (03)
135 в том числе: имущество для передачи в лизинг
136 имущество, предоставляемое по договору проката
137 Долгосрочные финансовые вложения (06, 82)
140 в том числе: инвестиции в дочерние общества
141 инвестиции в зависимые общества
142 инвестиции в другие организации
143 займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
144 прочие долгосрочные финансовые вложения
145 Прочие внеоборотные активы
150 ИТОГО по разделу I
190
488
524
Актив
Код строки
На начало отчетного года На конец отчетного периода
1
2
3
4
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы
210
48
44 в т. ч.: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13,16)
211
31
33 животные на выращивании и откорме (11)
212 затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)
213
6 готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)
214 товары отгруженные (45)
215 расходы будущих периодов (31)
216 прочие запасы и затраты (43)
217
17
5 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)
220
1
30 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230 в т. ч.: покупатели и заказчики (62, 76, 82)
231 векселя к получению (62)
232 задолженность дочерних и зависимых обществ (78)
233 авансы выданные (61)
234 прочие дебиторы
235 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
28
38 В т. ч.: покупатели и заказчики (62, 76, 82)
241
28
38 векселя к получению (62)
242 Задолженность дочерних и зависимых обществ (78)
243 Задолженность участников по взносам в уставный капитал(75)
244 авансы выданные (61)
245 прочие дебиторы
246 Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82)
250
28 в т. ч. : займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев
251 собственные акции, выкупленные у акционеров
252 прочие краткосрочные финансовые вложения
253
28 Денежные средства
260
81
887 в том числе: касса (50)
261
1 расчетные счета (51)
262
81
886 валютные счета (52)
263 прочие денежные средства (55, 56, 57)
264 Прочие оборотные активы
270 ИТОГО по разделу II
290
158
1027 БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)
300
646
1551
Пассив
Код строки
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (85)
410
500
500 Добавочный капитал (87)
420 Резервный капитал (86)
430
50
75 в т. ч.: резервы, образованные в соответствии с законодательством
431 Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432 Фонд социальной сферы (88)
440 Целевые финансирование и поступления (96)
450 Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)
460
62
37 Непокрытый убыток прошлых лет (88)
465 Нераспределенная прибыль отчетного года (88)
470
х
140 Непокрытый убыток отчетного года (88)
475
х ИТОГО по разделу III
490
612
752
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты (92, 95)
510
362 в т. ч.: кредиты банков, подл. погашению более чем через 12 мес.
511
362 займы, подл. погашению более чем через 12 месяцев после отч. даты
512 Прочие долгосрочные обязательства
520 ИТОГО по разделу IV
590

362
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты (90, 94)
610
56 в т. ч.: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
611
56 займы, подлежащие погашению в течение 12 мес. После отч.даты
612 Кредиторская задолженность
620
34
365 в т. ч.: поставщики и подрядчики (60, 76)
621
33
327 векселя к уплате (60)
622 задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)
623 Задолженность перед персоналом организации (70)
624
5 задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)
625 задолженность перед бюджетом (68)
626
1
33 авансы полученные (64)
627 прочие кредиторы
628 Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)
630 Доходы будущих периодов (83)
640 Резервы предстоящих расходов (89)
650
16 Прочие краткосрочные обязательства
660 ИТОГО по разделу V
690
34
437 БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)
700
646
1551 Приложение Отчет о прибылях и убытках (форма №2) ЗАО «СалаватСтрой» за 20-- год.
Отчет о прибылях и убытках
за _год _2002 г. Коды Форма № 2 по ОКУД Дата (год, месяц, число) Организация _ЗАО «СалаватСтрой» по ОКПО
0710002
7705188280 Идентификационный номер налогоплательщика ИНН Вид деятельности по ОКДП Организационно-правовая форма / форма собственности _закрытое акционерное общество
по ОКОПФ / ОКФС Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ 384/385
Наименование показателя
Код строки За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
1
2 3 4
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
926 в том числе от продажи:
011 Готовой продукции
012
926
013 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
020
498 в том числе проданных:
021 Готовой продукции
022
498
023 Валовая прибыль
029
428 Коммерческие расходы
030
84 Управленческие расходы
040
161 Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 - 020 - 030 - 040)
050
183
II. Операционные доходы и расходы Проценты к получению
060 Проценты к уплате
070 Доходы от участия в других организациях
080 Прочие операционные доходы
090 Прочие операционные расходы
100
III. Внереализационные доходы и расходы Внереализационные доходы
120
65 Внереализационные расходы
130
62 Прибыль (убыток) до налогообложения (строки (050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130))
140
185 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
150
45 Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
140
IV. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы
170 Чрезвычайные расходы
180 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 - 180))
190
140
Наименование показателя
Код строки
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
1
2
3
4 СПРАВОЧНО. Дивиденды, приходящиеся на одну акцию*: по привилегированным
201 по обычным
202 Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию*: по привилегированным
203 по обычным
204 _ * Заполняется в годовой бухгалтерской отчетности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управленческая функция-контроль
Реферат Управление затратами 6
Реферат Условия труда и пути их совершенствования
Реферат Управление предприятием 3
Реферат Установление оптимального уровня цены на минуту разговора сотового оператора
Реферат Уровень жизни населения Казахстана
Реферат Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования
Реферат Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории
Реферат Услуги земли как фактора производства
Реферат Управление процессами формирования и распределения приябыли на предприятие
Реферат Уровень и качество жизни, их показатели
Реферат Уроки рыночных трансформаций
Реферат Самодельные индикаторы
Реферат І в англомовних країнах. Бойко Л. А. Вчитель інформатики та профільного навчання Тридубської зош і-іііст. Предмет : профільне навчання Клас 11 клас Технологічний профіль Тип урок
Реферат The Greed Of Shylock Essay Research Paper