Содержание.
РоссийскиеАналоги АВИА ФЕСТИВАЛЕЙ:
1) Aerospace Testing Russia 2007
2) Гидроавиасалон-2006
3) «АВИА-2006».
4) Международная выставка деловой авиации JET EXPO 2007
ПИЛОТАЖНЫЕ ГРУППЫ:
1) Русские витязи
2) РУСЬ
3) СТРИЖИ
МОСКОВСКИЙ АВИА – КОСМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ:
1) Предыстория МАКС
2) МОСАЭРОШОУ-92
3) МАКС – 93
4) МАКС – 95
5) МАКС – 97
6) МАКС – 99
7) МАКС – 2001
8) Юбилеи 2002 года
9) МАКС – 2003
10) МФПГ – 2004
11) МАКС – 2005
12) МАКС СЕГОДНЯ
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ
Военная авиация
двигателестроение
ракетостроение
пво
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Aerospace Testing Russia 2007
Проводимая уже в 4-й раз эта уникальная выставка стала традиционным местом встречи профессионалов в области авиационных испытаний.
В выставке примут участие более 100 ведущих российских и международных организаций, которые представят вниманию специалистов аэрокосмического сектора России и стран СНГ новейшие разработки и уникальные методики по более чем 70 методам испытаний аэрокосмической техники, компонентов и подсистем.
Участвуя в AEROSPACE TESTING RUSSIA Вы получите замечательную возможность встречи с директорами, специалистами по гражданским и военным аэрокосмическим испытаниям; менеджерами, осуществляющими надзор за испытаниями конструкций аэрокосмических аппаратов, связанных с ними систем и компонентов и занимающимися оценкой, контролем качества и программами проверки в следующих областях:
· Производство гражданских самолетов (с неподвижными и вращающимися крыльями),
· Производство военных самолетов,
· Производство беспилотных летательных аппаратов (UAV),
· Производство средств выведения на орбиту,
· Производство конструкций для космических аппаратов / спутников военного и гражданского назначения,
· Производство энергоустановок и систем для энергоустановок,
· Производство самолетных шасси,
· Производство систем авиационной электроники и компонентов,
· Производство компонентов самолетных конструкций, механических и электромеханических компонентов,
· Поставки гидравлических систем,
· Производство бортовых компьютеров, электронных, электрических систем и компонентов,
· Интегрирующие блоки аэрокосмических систем,
· Производство бортовых систем обороны — ракет, радаров, РЭБ, и т. д.,
· Военное снабжение / группы интегрированного управления проектами (IPTS),
· Глобальные авиалинии / коммерческий воздушный транспорт,
· Военные и правительственные авиационные операторы — воздушные силы, армия, флот, полиция, прибрежные пограничные службы,
· Гражданские и военные ремонтно-эксплуатационные службы (MRO),
· Установки для международных аэрокосмических испытаний / лаборатории / полигоны,
· Правительственные учреждения / органы контроля / сертификационные организации,
· Национальные центры исследований по аэрокосмическим испытаниям.
Так, в 2006 году выставку посетили более 5 тыс. специалистов из 18 стран мира и 200 городов России и постсоветского пространства.
Место проведения
Выставка Aerospace Testing Russia 2006 проводится в СК «Олимпийский».
СК «Олимпийский» это:
· Высокая техническая оснащенность комплекса;
· 10 000 кв.м. выставочных площадей;
· Неограниченная высота застройки;
· Развитая сеть коммуникаций и удобные подъездные пути.
Разделы и тематики
Моделирование теста
Статический и динамический анализ методом нормальных волн
Испытания в аэродинамической трубе
Испытания на виброустойчивость и на удар
Акустические испытания
Климатические испытания
Механические испытания
Гидравлические испытания
Испытания электрической системы
Испытание надежности/долговечности
Испытания гидравлических систем
Испытания материалов
Испытание на воспламеняемость/огнестойкость
Испытания систем наземной поддержки
Автоматическое испытательное оборудование (ATE)
Испытание на инерционное движение и динамическое давление
Дефектоскопия/неразрушающие испытания (NDT / NDE)
Испытания топлива и интегрированных систем
Испытания и анализ проводки
Гидростатические и взрывные/разрушающие испытания
Испытания кабины
Дистанционная визуальная проверка
Испытания в воздухе
Программное обеспечение управления испытаниями
Пусковые испытания аппарата
Анализ испытания столкновением с препятствием
Испытание шин
Анализ собранных данных и сигнала
Камеры испытания двигателя
Наземные испытания
Динамические испытания
Испытания электронного и микроэлектронного оборудования
Испытание на усталость/на разрушение
Испытание на кручение
Испытания систем коммуникаций/радиочастот/СВЧ
Испытание компонентов
Пропульсивные испытания/испытания двигателя
Испытания на электромагнитную совместимость/наличие электрических помех
Испытания на обледенение
Испытания систем безопасности/выживания
Испытания устойчивости и усталости конструкций
Испытания внутренних систем
Центры летных испытаний
Испытания в термобарокамере
Прогнозирование/управление рабочим состоянием систем
Летные испытания и анализ
Испытания столкновением с препятствием
Испытания с учетом человеческого фактора
Датчики и преобразователи
Объединение данных испытаний в сеть/автоматизация
Конструкция оборудования для испытаний
Партнеры по обслуживанию испытаний
Технические службы по ремонту и эксплуатации (MRO)
Испытания и проверка качества
Испытания космических систем
Испытание систем радиоэлектронного подавления
Бороскопы и световолоконные эндоскопы
Телеметрические системы
Испытания на больших высотах
Моделирование аппарата
Автоматическая проверка
Ракетно-спутниковые испытания
Статические испытания и испытания на прочность
Испытания на сжатие
Нагрузочные испытания/испытания на деформацию
Калибровка
Определение несущей способности
Точные измерительные приборы
Испытания и моделирование авиационных электронных систем
Испытания и анализ шин данных
Испытания и разработка программного обеспечения
Центры эксплуатационных испытаний и оценки
Решения по контролю качества
Гидроавиасалон-2006 На выставке представлена широкая экспозиция образцов авиационной техники, авиационных двигателей, агрегатов и систем, средств наземного обслуживания, ракетных комплексов, средств связи и навигационного оборудования, средств спасения на воде и экологического мониторинга, технологического оборудования и материалов. На выставке зарегистрировано 135 участников. Помимо отечественных организаций и компаний в "Гидроавиасалоне-2006" участвовали фирмы из Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Индии, Нидерландов, Португалии, США, Франции, Украины, Швейцарии, Чехии. В полете и на земле демонстрировались 20 летательных аппаратов различных типов. В том числе самолет-амфибия А-42ПЭ, многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС, легкий самолет-амфибия Бе-103, самолет-амфибия ЛА-8, вертолеты Ми-8 и Ка-27, пилотажные группы "Стрижи" на истребителях МиГ-29 и "Русские Витязи" на истребителях Су-27, высокоскоростной катер на динамической воздушной подушке (малый экраноплан) "Акваглайд". В выставочной экспозиции и в полете были продемонстрированы летающие модели перспективных самолетов-амфибий Бе-112 и Бе-101. Во время работы выставки на самолете-амфибии Бе-200ЧС установлено 8 мировых рекордов в классах С-3 (самолеты-амфибии) и С-2 (гидросамолеты). В одном из рекордных полетов в состав экипажа входил Главнокомандующий Военно-воздушными силами Владимир Сергеевич Михайлов. Во время выставки были проведены презентации и пресс-конференции посвященная открытию выставки "Гидроавиасалон-2006", ОАО "Концерн "Вега", ТАНТК им. Г.М. Бериева, лазерной системы посадки "Глиссада" ФГУП "КБ автоматических систем" (с последующей натурной демонстрацией в ночных условиях), авиационного комплекса экологического мониторинга и аппаратуры зональной навигации для самолета-амфибии Бе-103. Во время работы выставки прошли многочисленные переговоры и совместные встречи производителей с российскими и зарубежными потенциальными заказчиками, в том числе с делегацией МВД Португалии по закупке самолетов-амфибий Бе-200 и с делегацией ВМС Индии. В период с 7 по 9 сентября 2006 г. прошла VI-я Международная научная конференция по гидроавиации. В её работе приняли участие более 130 человек из 48 предприятий и организаций. Участниками конференции стали представители из США, Израиля, Чехии, Украины, России. Работа проводилась в шести секциях, на которых были заслушан и обсужден 91 доклад. По результатам работы конференции принят ряд решений, направленных на дальнейшее развитие гидроавиации и её научной поддержке. Во время работы выставки прошли соревнования Чемпионов Мира и Европы на Кубок "Парашютной Элиты России". В соревнованиях принимали участие ведущие парашютисты России - Чемпионы мира, Европы, победители Кубков Мира, Европы по классическому парашютизму и пара-ски разных лет. Генеральный спонсор выставки "Гидроавиасалон-2006" - Федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", единственный в России государственный посредник по экспорту и импорту продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения.
Шестая научно-техническая конференция по гидроавиации состоится 7-8 сентября 2006 г. в отеле "Надежда" в г. Геленжике в рамках выставки ГИДРОАВИАСАЛОН-2006. Конференция по гидроавиации станет международным форумом, который предоставит участникам возможности встретиться, обсудить инновации, общие вопросы и задачи, получить данные по новым типам оборудования и технологий, представить и опубликовать свои научно-технические достижения. На конференцию приглашены видные ученые, специалисты в области гидроавиации, эксплуатационники и создатели оборудования для летательных аппаратов и инфраструктуры. Задачи освоения прибрежных шельфов, экологический мониторинг акваторий, борьба с лесными пожарами, патрулирование экономических зон и выполнение поисково-спасательных операций - таковы одни из основных задач, выполняемых различными ведомствами и организациями при помощи авиации морского применения во многих странах мирового сообщества. Научная конференция по гидроавиации охватывает проблемы теоретической и прикладной гидро- и аэродинамики морских воздушных судов, вопросы прочности, коррозионной защиты, задачи по применению гидроавиации в мировой транспортной, экологической, патрульной системах. На конференции предусмотрено два пленарных заседания и работа следующих секций:
1 Общие вопросы применения гидроавиационных летательных аппаратов
2 Научные основы создания летательных аппаратов гидроавиации
3 Аэрогидродинамика, мореходность, проектирование
4 Материалы и технологические процессы в гидроавиации
5 Испытания и сертификация гидроавиационных летательных аппаратов
6 Специальные системы и оборудование для гидросамолетов
Конференция проводится на русском языке с синхронным переводом на английский для иностранных участников. Труды конференции до начала работы конференции будут изданы в виде сборника тезисов и сборника докладов на русском и английском языках. Сборник докладов и тезисы конференции предоставляются всем зарегестрированным участникам конференции. Конференция организуется Научно-методическим советом под руководством директора "ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского" В.Г. Дмитриева. В составе научно-методического совета 11 ученых. Научно-методический совет приглашает Вас принять участие в работе конференции. Для того, чтобы заявиться в качестве участника научной конференции, пожалуйста, заполните бланк Предварительной заявки и направьте в адрес ООО "Гидроавиасалон".
«АВИА-2006». Тематика выставки Аэродромы и аэровокзалы (проектирование, строительство, эксплуатация), в том числе: здания и сооружения, технические и технологические системы, машины, механизмы, агрегаты, оборудование, материалы, спецтранспорт и перронная механизация, пожарно-технические и аварийно-спасательные средства, грузовые терминалы, обеспечение горюче-смазочными материалами метеорологическое обеспечение электросветотехническое обеспечение системы организации воздушного движения: радиотехническое обеспечение полетов, авионика и системы управления воздушным движением; системы и оборудование связи и передачи данных, включая спутниковую связь; аэронавигационная информация и системы аэронавигационного обеспечения авиакомпании, организация авиаперевозок пассажиров и грузов, обслуживание пассажиров на земле и в воздухе (продажа билетов, регистрация, трансферт, бортпитание, услуги и т.д.) авиационная безопасность и безопасность полетов, объективный контроль применение авиации для спецзадач; авиация - на службе городу: услуги, воздушные суда, включая АОН, ОВД, наземное обеспечение информационные технологии, оборудование, оргтехника экономика, инвестиционные проекты и авиационный лизинг исследования и разработки; нормативно-правовое обеспечение авиационной деятельности, сертификация, лицензирование подготовка специалистов; обучающие системы и тренажеры сотрудничество стран СНГ в области авиационной деятельности; международное авиационное сотрудничество ремонт и техническое обслуживание авиационной техники орнитология и авиация авиационная медицина вопросы экологии организация питания; спецодежда; авиационное страхование; полиграфические услуги; научно-техническая и информационно-справочная литература; авиационный туризм.
Международная выставка деловой авиации JET EXPO 2007
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Международный выставочный комплекс «Крокус Экспо», павильон №2, зал №7. Техническая оснащенность павильонов, наличие восьми современных конференц-залов, бесплатной парковки на 15 000 автомобилей и развитая инфраструктура этой выставочной площадки позволяют проводить мероприятия самого высокого уровня.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫСТАВКИ
До 2006-го года в России не существовало ни одной выставки, посвященной исключительно рынку деловой авиации. Некоторые компании, представляющие бизнес-авиацию и проявляющие интерес к России, до последнего времени участвовали в российских неспециализированных выставках, где по определению не могли рассчитывать на профильную аудиторию. Компания Jet Expo совместно с издательским домом Jet Media (журнал «JET») этот пробел восполнили. 20-22 сентября 2006 года в Москве состоялась успешная премьера выставки JET EXPO 2006, на которой впервые в России лицом к лицу со своими клиентами встретились как производители авиатехники, так и брокеры, и операторы деловой авиации. Опросы экспонентов и крупных корпоративных участников выставки, а также сумма контрактов, подписанных в рамках ее проведения, только подтвердили правильность первоначального решения: становится ежегодной международной выставкой бизнес-авиации. JET EXPO 2007, согласно уже имеющимся заявкам, займет площадь, почти двукратно превышающую прошлогоднюю.
Деловая авиация в России сегодня – наиболее динамично развивающийся вид бизнеса, во многом отражающий общий экономический климат в стране. При этом развитие бизнес-авиации, происходящее в целом по законам мирового рынка, имеет тем не менее свою национальную специфику. Ее освоение участниками мирового рынка – так же одна из задач делового форума JET EXPO.
В настоящее время на Россию и страны бывшего Советского Союза происходит переориентация деятельности значительной части европейских участников рынка бизнес-авиации. Ежедневно бизнес-терминалы московских аэропортов обслуживают около 100 рейсов, что уже заметно превышает среднеевропейские аналогичные показатели.
Постоянно растущий спрос на услуги бизнес-авиации в России объясняется как общим развитием экономики, так и той самой, исключительно российской, спецификой бизнеса: наличие частного или корпоративного самолета становится почти обязательным атрибутом успешных бизнесменов и крупных компаний. Именно этой спецификой во многом продиктован и формат проведения JET EXPO – помимо традиционной профильной экспозиции и статичного показа воздушных судов на перроне московского АвиаБизнесТерминала Внуково-3 выставка включает в себя программу мероприятий «светского характера» и корпоративные презентации.
ВОЗМОЖНОСТИ
Уникальное событие в индустрии деловой авиации - JET EXPO 2007 - соберет в Москве представителей крупнейших профильных компаний мира и элиту российских предпринимателей.
Участие в JET EXPO 2007 - это реальная возможность для развития бизнеса, налаживания новых профессиональных контактов, обмена опытом на международном уровне, заключения деловых контрактов.
JET EXPO 2007 – это способ инкорпорирования компаний из разных стран в рыночное пространство России с возможностью оценить сегодняшний благоприятный бизнес-климат страны.
JET EXPO 2007 - это привлечение иностранных инвестиций и дальнейшее развитие в России всего комплекса инфраструктуры для деловой авиации.
ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКОВ ВЫСТАВКИ:
В JET EXPO 2007 в качестве экспонентов планируют принять участие около 200 компаний, в их числе: Производители авиационной техники; Авиакомпании-владельцы и эксплуатанты воздушных судов; Компании-операторы; Авиаброкерские фирмы; Производители салонов и спецоборудования для бизнес-джетов; Компании, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию бизнес-джетов; Страховые компании; Аэропорты, Авиа-бизнес-терминалы и ВИП-залы; Поставщики бортового питания для бизнес-авиации; Топливозаправочные комплексы; Транспортные компании; Прочие организации, осуществляющие различные виды деятельности в области бизнес-перевозок;
ПОСЕТИТЕЛИ
Ожидается, что выставку JET EXPO 2007 посетит более 6000 человек. В качестве почетных гостей будут приглашены руководители заинтересованных министерств и Федеральных ведомств, представители Администрации Президента РФ, руководители Торгово-промышленной палаты РФ и Российского Союза промышленников и предпринимателей, представители деловых кругов России, Европы, США и Азии.
СТАТИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
В рамках JET EXPO 2007 будет действовать уникальная экспозиция. На перроне московского АвиаБизнесТерминала Внуково-3 состоится показ воздушных судов и демонстрация клиентам наиболее популярных моделей бизнес-джетов и вертолетов. Транспортировка посетителей и представителей СМИ по маршруту «Крокус Экспо – Внуково-3 – Крокус Экспо» будет осуществляться комфортабельных мини-автобусах. Ведутся переговоры и об организации регулярного вертолетного сообщения между павильоном и статикой.
ИТОГИ JET EXPO 2006:
96 компаний из 19 стран мира приняли участие в JET EXPO 2006. Количество зарегистрированных посетителей из 23 стран превысило 3 500 человек. Среди них: представители ведущих российских и зарубежных компаний-производителей, авиакомпании, операторы, брокеры, представители аэропортов, бизнес-терминалов, дизайнерские компании, НИИ и, конечно, клиенты деловой авиации.
В ходе работы выставки более 20 компаний заключили новые контракты.
Бизнес-спонсоры JET EXPO 2006: BOMBARDIER (Канада) и Jetex Flight Support (ОАЭ).
Официальный партнер: РусАэро (Россия).
Выставка прошла при поддержке Министерства экономического развития и торговли и Министерства промышленности и энергетики РФ.
Информационное освещение выставки обеспечили: Russia Today TV (Россия), Jet (Россия), Aircraft Sales (Великобритания), Bart Int. (Бельгия), AeroJetStyle (Россия), Большой Бизнес (Россия), Авиаглобус (Россия), Avia.ru (Россия), Aviaport.ru (Россия), Авиация сегодня (Россия), Московские аэропорты (Россия), Высокий полет - Perfect Flight (Россия), Вестник воздушного флота (Россия), Город Аэропорт (Россия) и многие другие. В общей сложности проведение выставки осветили более 50 электронных и печатных СМИ.
Впервые проведенная в 2006 году выставка JET EXPO объединила лидеров мировой и отечественной индустрии деловой авиации, таких как: Gulfstream Aerospace Corporation (США), Cessna Aircraft Company (США), Beechcraft Hawker (США), Bombardier (Канада), Action Aviation (Великобритания), Aero Capital (Франция), Avcard (США), Eurocopter Vostok (Россия), ExecuJet AG (Швейцария), Exklusiv Aviation Services (Швейцария), Feras Inc (США), Jetex Flight Support (ОАЭ), Jetflite OY (Финляндия), Merle Wood & Associates Inc (США), The Registry of Aruba (Аруба), Tyrolean Jet Services (Австрия), United Aviation Services (ОАЭ), Атлант Союз (Россия), Аэрофлот Плюс (Россия), Декстер (Россия), лизинговая компания «Уралсиб» (Россия), РОСНО (Россия), РусАэро (Россия), Air Alpha (Россия), Apple Concierge (Россия), Avinode AB (Швеция), Challenge Aero (Украина), Fly Service Ltd (Туриця), Hadid International Services (ОАЭ), Hi Fly Service S.R.L (Италия), Jetalliance (Австрия), Jet Transfer (Россия), Progresstech (Россия), Provider Service (Россия), Universal Express (Россия), Vip – International (Россия), Vipport (Россия), Vip Service 2000 (Россия), Virtrans Ltd (Россия), Yak Alacon (Казахстан) и другие.
72% участников среди достигнутых целей отметили установление новых деловых контактов; 68% - информирование потенциальных клиентов о своей деятельности; 87% - поддержание существующих деловых отношений; 42% - изучение рынка и деловой активности конкурентов.
На выставке JET EXPO 2006 посетители имели возможность не только побывать на стендах ведущих компаний-производителей самолетов административно-делового класса, но и познакомиться с некоторыми бизнес-джетами на перроне московского АвиаБизнесТерминала Внуково-3. Самую обширную экспозицию представила компания производитель Raytheon Aircraft – 3 самолета. Корпорация Gulfstream Aerospace представила G550 – реактивный административно-деловой самолет супер-дальнего класса, а Bombardier Aerospace продемонстрировала гостям выставки свою новинку – Challenger-850 и всем известный Challenger-604.
Насыщенная программа мероприятий в рамках выставки включала: презентацию журнала Jet на английском языке и каталога Jet 2007; мероприятие авиакомпании Avies - 15 лет на рынке; презентацию компании Aero Capital - "Magellan system"; семинар компании Avcard; презентацию авиакомпании RusJet и многое другое.
Русские витязи
Пилотажная группа «Русские Витязи» была организована 5 апреля 1991 г. из лучших летчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27. Организационно группа входит в состав 237-го Центра показа авиационной техники (ЦПАТ) им. И.Н. Кожедуба Военно-Воздушных Сил России.
В мире существует много пилотажных групп, которые демонстрируют свое мастерство на спортивных и учебно-тренировочных самолетах или легких истребителях. Уникальность же «Русских Витязей» состоит в том, что это единственная пилотажная команда, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях. Суммарный вес группы из шести самолетов при выполнении пилотажа составляет около 150 т, а общий «размах крыла» - более 75 м.
Зарубежная премьера «Русских Витязей» состоялась в сентябре 1991 г., когда группа впервые демонстрировала высший пилотаж в Великобритании. С тех пор «Русские Витязи» стали регулярными участниками крупнейших мировых авиасалонов и аэрошоу. Они побывали в Малайзии, США, Франции, Германии, Голландии, Канаде, Словакии, Норвегии, Бельгии, Люксембурге, Австрии, Китае. Выступления «Русских Витязей» яв¬ляются неизменным украшением -международных авиасалонов МАКС, проводимых на аэродроме ЛИИ в подмосковном Жуковском.
Мало что может сравниться в зрелищном отношении с групповым пилотажем на сверхзвуковых самолетах. Воздушная акробатика появилась практически одновременно с зарождением авиации. Позднее лучшие летчики планеты стали пробовать выступать с показательными полетами в составе группы самолетов. Известно, что чем тяжелее летательный аппарат, тем сложнее управлять им в полете. Но уникальные технические возможности Су-27 дали новый импульс развитию высшего пилотажа. В сочетании с высочайшим мастерством летчиков из Кубинки они позволяют превратить полет «Русских Витязей» в захватывающее зрелище.
Аэродром Кубинка, расположенный в 60 км к западу от Москвы, хорошо известен не только в России, но и за рубежом. За ним уже давно закрепилась репутация гарнизона ВВС, в котором руководителям страны и зарубежным делегациям демонстрировались новейшие образцы боевой авиационной техники. Летчики Кубинки первыми в СССР осваивали одиночный и групповой пилотаж на реактивных истребителях: еще 1 мая 1946 г. асы из Кубинки впервые прошли над Москвой в строю парадного расчета. Сегодня Кубинка известна как школа номер один пилотажного мастерства, место дислокации всемирно известных пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи». Между тем Кубинка - это еще одна из крупнейших баз российских ВВС в московском регионе, имеющая 65-летнюю историю.
С 1935 г. здесь базировался 82-й отдельный авиаотряд, а с 1938 г. - 11-й и 24-й авиаполки. Летчики этих частей проводили войсковые испытания новых советских истребителей Як-1 и ЛаГГ-3, а в годы войны защищали, небо столицы. После войны в Кубинке дислоцировалась 324-я Свирская Краснознамённая истребительная авиадивизия. В ноябре 1950 г. она в полном составе была переброшена в Корею, а ее место заняла 9-я истребительная авиадивизия. С 1952 г. в Кубинке базируется 234-й иап - предшественник нынешнего 237-го Центра показа авиационной техники.
В мае 1989 г. на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра (в то время - 234-го смешанного авиаполка) поступили истребители Су-27- Освоение нового самолета летчиками шло быстро, и вскоре были выполнены первые тренировочные полеты в составе пары, тройки, а затем и четверки самолетов в строю «ромб». Ведущим первого ромба стал Анатолий Арестов, левым ведомым - Александр Дятлов, правым - Иван Кирсанов, хвостовым ведомым - Владимир Букин. Оказалось, что удерживать Су-27 в плотном строю при маневрировании группы намного сложнее, чем, например, МиГ-29. Причин тому было несколько: большие размеры, вес, а значит и инертность самолета, особенности работы электродистанционной системы управления самолетом и, как ни странно, его великолепная аэродинамика. Сложностей было много. Но как велико было желание летчиков делать на нем то, что до этого выполняли в Кубинке на МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29!
В начале 1991 г, был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий - Владимир Басов, левый ведомый - Александр Дятлов, правый; - Сергей Ганичев, хвостовой - Владимир Букин, левый внешний - Владимир Баженов, правый внешний - Александр Личкун. Предстоял первый зарубежный визит в Великобританию. Решено было дать название новому подразделению, придумать эмблему, пошить комбинезоны, разработать окраску самолетов.
Так 5 апреля 1991 г. родились «Русские Витязи». (Для справки: «Витязь - в древней Руси отважный, доблестный воин» (Толковый словарь Ожегова). Уже в сентябре «Витязи» вылетели в Великобританию. Далее были Малайзия, США, Франция, Голландия, Канада, Словакия, Норвегия, Бельгия, Люксембург. Везде выступления «Русских Витязей» вызывали аплодисменты зрителей. Так было и на очередном авиасалоне в Малайзии в декабре 1995 г. А вернуться оттуда домой в родную Кубинку довелось не всем «Витязям» .
12 декабря 1995 г. при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань, из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя «Русских Витязей». Погибли 4 летчика пилотажной группы: гвардии ПОЛКОВНИК Борис Григорьев, гвардии ПОДПОЛКОВНИКИ Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Их похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 г. на могиле погибших «Русских Витязей» открыт памятник. Казалось, «Витязи» уже никогда не смогут оправиться от случившегося. В то, что «Русские Витязи» восстановятся и продолжат свои выступления не верили многие и в России, и за ее пределами. И оказались не правы! Вновь слетанный ромб в составе Александра Личкуна, Владимира Ковальского, Сергея Климова и Владимира Букина на четверке Су-27 был показан публике в сентябре 1996 г, на гидроавиасалоне «Геленджик-96». И в этом же году была поднята шестерка в новой яркой окраске. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым ~ Иван Кирсанов. В июне 1997 г. «Витязи» впервые, после полуторагодового перерыва, вылетели за границу. После трагедии в Камрани «Русские Витязи» уже успели побывать в Австрии, Словакии, Франции, Китае. Жизнь продолжается, и «Русские Витязи» продолжают радовать своими выступлениями зрителей в России и за ее пределами.
В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где приняла участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». Во время празднования 850-летия Москвы «Русские Витязи» в ночном небе столицы открывали лазерное шоу Жана -Мишеля Жарра.
В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-98», КНР. «Витязи» выступали в составе пяти самолетов, которые пилотировали Александр Личкун, Владимир Ковальский, Сергей Климов, Игорь Ткаченко и Иван Кирсанов. Навигационные задачи при полете по международным воздушным трассам решал старший штурман 237 ЦПАТ полковник Сергей Фомин.
В 1999-2000гг. выполнялись многочисленные показы в городах России, и в конце 2000 года состоялся повторный визит в Китай. Пилотаж в этот период выполнялся в составе шести самолетов Су-27. На места крайних ведомых в состав группы вошли Виктор Ашмянский и Дмитрий Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступали Игорь Ткаченко и Эдуард Жуковец.
В начале 2001 года группу возглавил Сергей Климов. Ведомая им пятерка выступала на различных авиашоу, в том числе на МАКС-2001г. В мае 2002 года тяжелая болезнь унесла жизнь прекрасного человека и командира Сергея Николаевича Климова. Группу возглавил Заслуженный военный летчик РФ полковник Игорь Ткаченко. В этот период времени в группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал «новый» ромб, в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов.
На гидроавиасалоне Геленджик-2002 выступала пара с комплексом синхронного и встречного пилотажа.
К 65-летию образования 237 гв.ЦПАТ в марте 2003 года четверка «Русских Витязей» совместно с пилотажной группой «Стрижи» выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 года в День Независимости России «десятка» прошла над Красной площадью. После этого «ромб» «Витязей» успешно выступил на первом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. В августе на авиасалоне МАКС 2003 после длительного перерыва пилотажная группа «Русские Витязи» вновь выступала в составе шести самолетов, в состав которой внешними ведомыми вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса высшего пилотажа, ведущий – полковник Ткаченко. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации. Далее следовали выступления на различных авиашоу, в том числе Фестиваль пилотажных групп в Жуковском, «Асы Второй мировой войны» в Монино, гидро-авиасалон в Геленджике.
В январе 2005 года состоялся визит в Объединенные Арабские Эмираты на авиашоу «Аль Эйн-2005». Жизнь продолжается, в состав группы вошли Виталий Мельник и Алексей Котомкин. «Русские Витязи» продолжают радовать своими выступлениями зрителей в России и за ее пределами.
Пилоты (фото группы 1, фото группы 2, фото группы 3): ТКАЧЕНКО ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ ШПАК ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ РЯПОЛОВ ОЛЕГ БОРИСОВИЧ ЕРОФЕЕВ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ АЛЕКСЕЕВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ МЕЛЬНИК ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ КОТОМКИН АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ
Фотогалерея:
Русь
Пилотажная группа "Русь" создана в 1987 году на базе Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ, ныне РОСТО. За годы своего существования здесь было подготовлено более 4500 летчиков-истребителей для службы в ВВС и формирования резерва сначала на самолетах МИГ-15, МИГ-17, а в затем и на самолетах Л-29 и Л-39.
Сегодня эскадрилья "Русь" - это команда мастеров синхронного пилотажа высочайшего международного уровня. В ее составе: ведущий группы Станислав Дремов, Сергей Бондаренко, Николай Жеребцов, Михаил Колле, Василий Когут, Анатолий Марунько, Александр Савлюк, Валерий Соболев. Все пилоты группы имеют квалификацию летчика-инструктора первого класса и налет на различных типах самолетов порядка 2000 часов. Инженерно-техническим составом руководят Виктор Воронцов, Виктор Гурченков, Александр Котов. С 1992 года Вяземский учебный авиационный центр и пилотажную эскадрилью "Русь" возглавляет летчик-инструктор первого класса Казимир Эдуардович Тиханович.
Пилоты эскадрильи "Русь" единственные в нашей стране выступают на самолетах Л-39 "Альбатрос" - легких реактивных штурмовиках, использующихся в российских военно-воздушных силах в качестве учебно-тренировочных. Скромные по сравнению с истребителями четвертого поколения летно-технические характеристики этого самолета (размах крыла - 9,46 м, максимальная скорость - 750 км/ч, максимальная взлетная масса - 4700 кг) определяют стиль пилотирования. Ведь у каждой группы он неповторимый. Летчики "Руси" в первую очередь демонстрируют отечественную школу летного мастерства и слетанность.
Показательная программа группы "Русь" представляет собой красочный воздушный спектакль, состоящий из наиболее зрелищных элементов группового и одиночного пилотажа. Неизменным украшением программы являются такие фигуры как встречный проход группы из шести и одиночного самолета, проход "пятерки" ромбом с выполнением одиночным самолетом "бочки" вокруг траектории "пятерки" ("вентилятор"), проход пары с выпущенными шасси, ведущий - в обратном полете ("зеркало"), "роспуск". Своеобразной визитной карточкой эскадрильи стало выполнение фигуры "сердца", пронзенного самолетом-стрелой. Пилоты работают на предельных режимах. Во время выполнения некоторых элементов расстояние от крыла до крыла в группе сокращается до 1 метра. Одиночный пилотаж представляет летчик-инструктор первого класса, мастер спорта Валерий Соболев. В программе сольного пилотажа - фигуры высшей категории сложности: "шторм", "колокол", "восходящая штопорная бочка". Соболев - первый, кто выполнил "восходящую штопорную бочку" на самолете Л-39.
Пилоты ПГ "Русь": Дремов Станислав Львович Колле Михаил Алексеевич Cавлюк Александр Михайлович Бурчанов Евгений Валентинович Марунько Анатолий Михайлович Когут Василий Петрович Бондаренко Сергей Петрович Жеребцов Николай Михайлович Соболев Валерий Викторович Тиханович Казимир Эдуардович
Фотогалерея:
Стрижи
Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи» входит в состав 237 Гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза Маршала авиации И.Н.Кожедуба.
В 1952 году впервые в истории авиации летчиками Кубинки был показан встречный пилотаж групп реактивных истребителей. В последующие годы летными составами осваивался высший одиночный и групповой пилотаж на самолетах ОКБ им. Микояна МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, затем на МиГ-29, а также на машинах ОКБ Сухого Су-25 и Су-27. Все последующее время наша пилотажная эскадрилья летает на истребителях МиГ-29, который по праву считается лучшим легким истребителем мира.
Летом 1986 г. летчики авиабазы Кубинка вылетели группой МиГ-29 с первым дружественным визитом на Запад, на авиабазу Риссала в Финляндии.
Впервые эскадрилья выступила под собственным названием «Стрижи» 6 мая 1991 года, с тех пор ежегодно этот день отмечается как день рождения группы.
Пилотажная группа "Стрижи" побывала с визитами в Финляндии, Франции, Германии, Швеции, Бельгии, Италии, Малайзии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, где уверенно демонстрировались высочайшее летное мастерство и передовые достижения российского авиастроения.
За все время своего существования АПГ "Стрижи" летали ромбом, пятеркой, шестеркой и даже девяткой. В настоящее время командование 237 ЦПАТ и пилотажных групп прилагает все усилия, чтобы опыт, накопленный годами, был развит и приумножен.
АПГ "Стрижи" и "Русские Витязи" проводили совместные полеты еще с конца прошлого века, такие тренировки были продолжены с осени 2002 года в разных пилотажных порядках восемью, девятью и десятью самолетами, и, накопив большой опыт, в настоящее время выступают с большой совместной программой из девяти самолетов – 4 МиГ-29 "Стрижей" и 5 МиГ-29 "Русских Витязей".
С июля текущего года АПГ "Стрижи" вновь летает в пилотажном порядке "пирамида", построенном из 6 МиГ-29. Подробнее .
Пилоты АПГ "Стрижи": ДЯТЕЛ Николай Михайлович АВРАМЕНКО Геннадий Анатольевич СОКОЛОВ Игорь Евгеньевич СЕЛЮТИН Виктор Маркович МОРОЗОВ Валерий Анатольевич ОСЯЙКИН Сергей Иванович КОПОСОВ Дмитрий Александрович РУССАНОВ Владлен Иванович БЕЛОВ Александр Александрович ВАСИЛЬЕВ Cергей Алексеевич ПРОХОРОВ Алексей Владимирович
Фотогалерея:
Предыстория МАКС
Международные авиационно-космические салоны, которые в последние 14 лет регулярно один раз в два года проводятся в нашей стране, имеют давнюю предысторию, уходящую своими корнями в начало прошлого века.
Идея демонстрации достижений авиационной техники возникла практически одновременно с рождением авиации. С конца ХIХ столетия попытки построить самолет предпринимались практически повсеместно - в России (А.Ф. Можайский), Франции, Германии, США и других странах. Но лишь в 1903 году братьям Уилбуру и Орвиллу Райт (США) удалось построить аэроплан, на котором 17 декабря О. Райт совершил первый успешный полет. Пилотируемый им самолет, имея двигатель мощностью всего 12 л. с. и вес немного более 340 кг, пролетел всего 36,5 метров. Полет длился около 12 секунд, но это было только начало. В этот же день, сделав поочередно по два полета, братья впервые в истории совершили устойчивые управляемые полеты на самолете с двигателем на расстояние до 259,7 метра за 59 секунд.
К 1905 году братья Райт добились таких успехов, что о них заговорил весь мир. При первых же сведениях о достижениях братьев Райт многочисленные изобретатели-энтузиасты всего мира утроили свои усилия по созданию собственных аэропланов. В 1909 году французский авиатор Луи Блерио совершил перелет через пролив Ла-Манш на аэроплане собственной конструкции. За 27 минут полета он преодолел путь в 32 км.
В ознаменование этого события в сентябре 1909 года в Париже открылась первая авиационная выставка, которая разместилась в залах Елисейского дворца Гранд-Паласа. 380 экспонентов Франции представили все последние достижения в области авиации и воздухоплавания: аэростаты, аэропланы и двигатели для них. С тех пор Париж является основателем проведения престижных авиационных выставок. Вскоре выставки, подобные парижской, стали проводиться и в других странах. В 1924 году парижская выставка стала международной.
Первая авиационная выставка в России, которая называлась “Авиационная неделя”, проводилась в 1910 году с 25 апреля по 2 мая. 11 сентября 1910 года был открыт первый всероссийский праздник воздухоплавания, который явился яркой демонстрацией крепнувшего мастерства русских авиаторов. 23 сентября выдающийся русский авиатор капитан Л.М. Мацкевич на “Формане” поднялся в воздух с тогдашним премьер-министром России П.А. Столыпиным. А в апреле 1911 года в Михайловском манеже Санкт-Петербурга открылась первая международная воздухоплавательная выставка, организованная императорским русским техническим обществом, которая продолжалась две недели и на которой были представлены как российские, так и зарубежные экспонаты. Эту выставку отличали продуманность содержания и высокий организационный уровень.
Выставка включала 12 разделов: аэростаты; планеры, аэропланы; аэросани, аэробуеры, гидропланы; двигатели для воздухоплавания и автомобилей; материалы для постройки летательных аппаратов (ЛА); газодобывающие аппараты; дальномеры, оптические приборы; метеорологические баллоны; беспроволочные телеграфы; исторический; учебный; литература.
Среди натурных образцов посетители могли увидеть моноплан Луи Блерио, биплан Луи Бреге, самолет Роберта Эско-Пельтри. Большое внимание уделялось биплану Бреге, на котором были установлены рекорды грузоподъемности, скорости и планирования. Наиболее представительными были экспозиция Русско-балтийского вагонного завода, представившего моноплан “Морской тип”, обладавший возможностью садиться на воду, и баллон системы “Соммер”, а также экспонаты торгового дома “Русское воздухоплавание”.
В следующем 1912 году вторая международная воздухоплавательная выставка состоялась в Москве в Военном манеже. Она была организована Московским обществом воздухоплавания, инициатором создания которого был Н.Е. Жуковский. По содержанию выставка не отличалась от первой, но количество участников возросло.
Первая мировая война затормозила проведение международных выставок, но в то же время выявила насущную потребность в авиационной технике различного назначения. В 1920-х годах с развитием авиастроительной промышленности география проведения выставок значительно расширялась. Кроме Парижа, выставки стали проводиться в Берлине, Праге, а затем в Сент-Луисе, Чикаго, Фарнборо, Брюсселе, Милане. Выставки различались по содержанию, а также были неравноценны по представительности, но их объединяло одно - стремление к демонстрации последних достижений в области авиационной науки и техники.
Постепенно военная авиационная техника вытесняла на парижских, берлинских, миланских авиасалонах все другие ее виды - гражданскую, спортивную, учебно-тренировочную и специальную (санитарная, почтовая, сельскохозяйственная). Так, если на парижских авиасалонах, предшествовавших 16-му, преобладали гражданские самолеты, а на 16-м количество гражданских и военных самолетов было одинаковым (по 24), то на последующих военная авиация стала доминирующей в экспозициях. Следует отметить, что 15-й Парижский авиасалон, проходивший в 1936 году, стал одним из самых посещаемых. По будням он принимал от 10 до 20 тысяч человек, а в выходные дни число посетителей достигало 40 тысяч.
Первой международной авиационной выставкой, в которой принимало участие представительство нашей страны, стала Берлинская выставка, проходившая в октябре 1928 года. Три больших экспозиционных здания общей площадью свыше 5000 кв. м были заполнены самыми различными экспонатами. Их представляли свыше 30 государств (около 800 фирм). В дальнейшем СССР присутствовал в качестве экспонента и на других авиационных выставках - в Париже, Праге, Милане, Брюсселе. Так, в конце 30-х годов прошлого столетия на Парижской авиационной выставке демонстрировался знаменитый АНТ-25, на котором экипаж В.П. Чкалова перелетел через Северный полюс в Америку. Опыт участия в выставках за рубежом послужил основой организации подобных мероприятий и в нашей стране.
Впервые проводившийся в СССР в 1933 году всесоюзный День авиации (18 августа) было решено ознаменовать созданием первой авиационной выставки на территории ЦПКО им. М. Горького в Москве. Выставка создавалась АВИАВНИТО за короткие сроки. Не все удалось сразу, тем не менее она пользовалась большим успехом. В следующем году в Москве была проведена большая выставка советской авиационной и воздухоплавательной техники. Она занимала три здания общей площадью около 600 кв. м. Успешному проведению выставки способствовала широкая реклама. В качестве экспонатов были представлены оригинальный самолет “Сталь-3” и модель дирижабля К.Э. Циолковского. За 2,5 месяца выставку посетили свыше 250 тысяч человек.
В 1937 году авиационная выставка открылась в ЦПКО им. С.М. Кирова в Ленинграде, куда перевезли часть экспонатов из Москвы, а также выставку пополнили натурными экспонатами с международной выставки в Париже. В СССР в те годы демонстрации достижений авиастроения придавалось исключительно большое значение. В Москве на аэродроме Тушино начали регулярно проводиться авиационные праздники, на которых часто присутствовал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин. Все эти мероприятия в то время способствовали массовому привлечению советской молодежи в авиацию.
Вторая мировая война временно прервала демонстрацию достижений авиастроения и авиационной науки и техники. Во Франции был разрушен аэропорт Ле-Бурже.
В 1957 году, когда наша страна впервые официально приняла участие в салоне в Ле-Бурже, миру был продемонстрирован первенец отечественной реактивной пассажирской авиации - самолет Ту-104.
С этого времени СССР стал полноправным участником международных парижских выставок. Авиационная техника демонстрировалась не только на земле, но и в воздухе, приводя в восторг многочисленную публику.
Популярность авиации в нашей стране в тот период была огромна, и авиационные парады на Красной площади, а также авиационные праздники в честь Дня Воздушного Флота СССР в Тушино собирали десятки тысяч зрителей. “Закрытость” советской системы придавала авиационным парадам над Красной площадью своеобразный колорит. Военные атташе зарубежных стран с нетерпением ждали появления в небе “новинок Советов” и почти никогда не обманывались в своих ожиданиях. Так, в небе над Москвой они впервые увидели такие самолеты, как 3М, М-4 и некоторые другие. В дальнейшем, особенно с конца 60-х годов ХХ века, авиационная отрасль организовывала все более совершенные смотры авиационной техники.
Так, в июле 1967 года в честь 50-летия Октябрьской революции на аэродроме Домодедово состоялся грандиозный воздушный парад самолетов и вертолетов гражданской авиации.
Убедительной демонстрацией достижений отечественного авиастроения и аэрофлота стала выставка гражданских самолетов и вертолетов, организованная в столичном аэропорту Внуково в мае 1971 года, на которой среди другой техники демонстрировались такие новинки того времени, как СПС Ту-144, Ту-154, Ил-76, Ил-62М, Ту-134А, Як-40, вертолет В-12 и др. 17 мая 1971 года выставку посетили руководители государства Л.И. Брежнев, А.И. Косыгин и другие, которые после осмотра экспонатов выставки дали высокую оценку деятельности авиационной промышленности и аэрофлота. В период с 1985 по 1989 год на Центральном аэродроме Москвы проводились выставки советской авиационной техники, на которых самолетостроительными и вертолетостроительными ОКБ и НИИ были широко представлены образцы современных летательных аппаратов военного и гражданского назначения и достижения авиационной науки. Эти выставки, особенно в 1989 году, вызвали значительный интерес трудящихся нашей страны и зарубежных представителей.
В 1988 году произошло событие, безусловно, повлиявшее на ускорение принятия решения о целесообразности проведения салонов в нашей стране.
На выставку в Фарнборо, которую в те годы наша пресса клеймила как “ярмарку смерти”, СССР в качестве экспоната впервые отправил военный самолет. В тот период газета “Воздушный транспорт” писала об эффекте разорвавшейся бомбы, произведенном появлением новейшего фронтового истребителя МиГ-29 в небе Альбиона. Пилотировали его летчики-испытатели Анатолий Квочур, тот самый, который год спустя благополучно катапультировался в Ле-Бурже при аварии, и Роман Таскаев. Показанный тогда в течение четырех минут каскад фигур высшего пилотажа, и особенно “Колокол”, произвели большое впечатление не только на чопорную британскую публику, но и на авиационных специалистов всего мира. Дело в том, что постоянное участие в авиационных салонах американских ударных истребителей, в частности F-16, придало им ореол самых совершенных, не имеющих себе равных в своем классе. Но вот появился в небе наш МиГ-29, и миф о недостижимых технических характеристиках того же F-16 был поколеблен.
И вот в 1990 году в Москве во Всероссийском выставочном центре прошла международная авиационно-космическая выставка “Аэроспейс-90”, в которой приняли участие практически все крупнейшие авиационные фирмы США, ФРГ, Англии, Голландии и других стран. Выставка продемонстрировала авторитет нашей авиационной промышленности в мире и желание зарубежных фирм сотрудничать в различных формах с нашими предприятиями.
В эти годы не только в Москве, но и во многих других городах нашей страны - в Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Самаре, Новосибирске - проходили авиационно-спортивные праздники.
Однако особо следует рассказать о том, что происходило по этому поводу в городе Жуковском Московской области.
Для жителей Жуковского - города авиационной науки - День Воздушного Флота СССР, который отмечался во второй половине августа, по существу, был праздником города. В этот день проводились авиационно-спортивные праздники, а начиная с 1986 года - авиасалоны городского масштаба. Над пляжем Москвы-реки в присутствии десятков тысяч зрителей шли показательные выступления летчиков-испытателей, демонстрирующих не только свое мастерство, но и лучшие образцы авиационной техники того времени. В городском парке или на площади перед зданием ЦАГИ развертывалась экспозиция новой авиационной техники, часть из которой до этого демонстрировалась на международных авиасалонах в других странах. В рамках празднования Дня Воздушного Флота в Жуковском проходили “круглые столы” с участием представителей Министерства авиационной промышленности, руководителей НИИ, генеральных и главных конструкторов авиационной техники, средств массовой информации и общественности, на которых, в частности, горячо обсуждался вопрос о целесообразности проведения международных авиационно-космических салонов в СССР.
Накопленный на тот период опыт подготовки и организации авиационных парадов и выставок в Москве и Жуковском, изучение иностранного опыта проведения международных авиационных шоу, в том числе с участием предприятий Минавиапрома СССР, позволял к середине 1991 года перейти к решению вопроса об организации первого полномасштабного международного авиационно-космического салона в нашей стране.
МОСАЭРОШОУ-92
27 сентября 1991 г. расширенная коллегия Минавиапром с участием ВВС,МГА и других ведомств по докладу председателя комиссии Ю.А.Нагаева приняла решение о проведении в 1992 году авиационно-космической выставки «Мосаэрошоу-92» с участием ведущих авиакосмических предприятий нашей страны и зарубежных фирм.
14 февраля 1992 г. для выполнения функций исполнительной дирекции по подготовке и проведению «Мосаэрошоу-92» было зарегистрировано ТОО «Авиасалон». Его учредителями явились ЛИИ им. М.М. Громова, в/о Авиаэкспорт и АКБ «Авиабанк». 6 мая 1992 г. Вице-президент Российской Федерации А. Руцкой подписал распоряжение.
Первая авиационно-космическая выставка в новой России была успешно проведена на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова с 11 по 16 августа 1992 года. Более 200 предприятий из стран СНГ и дальнего зарубежья собрались для участия в «Мосаэрошоу-92». На выставке экспонировалось 114 летательных аппаратов. Общее число посетителей составило около 300 000 человек. В целом первая российская выставка «Мосаэрошоу-92» выполнила поставленные перед ней задачи. Она, как успешная генеральная репетиция, убедительно показала, что наша страна вполне готова к проведению полномасштабных международных авиационно-космических салонов.
МАКС – 93
30 марта 1993 года с целью привлечения иностранных инвестиций ТОО «Авиасалон» и компания «Глахе Интернациональ КГ» создали совместное российско-германское предприятие АОЗТ «Аэросалон».
Первый Международный авиационно-космический салон МАКС-93 состоялся с 31 августа по 5 сентября 1993 года одновременно на трех площадках: На аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в подмосковном городе Жуковском; В выставочном центре «Красная Пресня»; На центральном аэродроме в городе Москве.
В 1993 году был отмечен значительный рост числа участников и посетителей выставки, которая получила свое сегодняшнее официальное название и статус Международного авиационно-космического салона (МАКС).
В работе МАКС-93 приняли участие 260 предприятий, в том числе 82 иностранные фирмы из 17 стран мира. На салоне было показано 173 летательных аппарата, число посетителей выставки, по сравнению с «Мосаэрошоу-92» возросло до 400 000 человек.
1993 год стал важной вехой в развитии авиационно-космической выставочной деятельности в России. После проведения МАКС-93 стало ясно, что салон должен проводиться в одном месте. В соответствии с указанием Президента России единым местом проведения международных авиационно-космических салонов была определена территория ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковском Московской области. Выставки в дальнейшем стали регулярно проводиться по нечетным годам.
МАКС – 95
Следующий салон - МАКС-95, прошедший с 22 по 27 августа 1995 года, подтвердил правильность выбранной стратегии развития по объединению всех экспозиций на одной территории - это позволило существенно улучшить обслуживание участников, получившие возможность работать на МАКСе не только более эффективно, но и с меньшими затратами.
Организационный комитет и дирекция МАКС-95 провели широкомасштабные работы по развитию инфраструктуры выставки. Были построены 12 новых стационарных шале. Их площадь достигла 2400 кв.м. К началу выставки были введены в строй 2 современных центральных павильона площадью 3600 кв.м., и общая выставочная площадь в павильонах составила 22000 кв.м.
В салоне приняло участие более 400 компаний, в том числе около 100 иностранных из 23 стран мира. Было продемонстрировано более 160 самолетов и вертолетов. Общее число посетителей салона превысило 500 000 человек.
МАКС-95 отличался от предыдущих выставок 1992-1993 гг. значительно большей практической, коммерческой направленностью. Этап знакомства представителей аэрокосмического сектора Востока и Запада, характерный для начала 90-х годов, сменился этапом реализации ряда совместных проектов и коммерческой работы на рынках России и стран СНГ.
МАКС – 97
23 августа 1996 года зарегистрировано ЗАО «Авиасалон» в связи с прекращением деятельности СП АОЗТ «Аэросалон».
В ходе подготовки к МАКС-97 проведены широкомасштабные работы по расширению и совершенствованию инфраструктуры выставочной и демонстрационной зон. Заметно улучшены автомобильные подъездные пути, оборудованы новые стоянки для автотранспорта, построены новые стационарные выставочные павильоны площадью 4400 кв.м., а также доведены до 160 000 кв.м. открытые выставочные площади.
МАКС-97 был открыт 19 августа 1997 года впервые в истории российских авиакосмических салонов Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным.
В работе выставки приняли участие около 400 компаний и организаций различного профиля из 24 стран, представлено более полутора сотен летательных аппаратов различного назначения. Во время демонстрационной программы выполнено 382 полета.
Многочисленные симпозиумы и семинары способствовали активному обмену научной и технической информацией. Более 500 тысяч зрителей посетили авиационно-космический салон МАКС-97.
МАКС – 99
Четвертый авиакосмический салон МАКС-99 - последний в уходящем в историю знаменательном для мировой авиации XX веке был проведен 17-22 августа 1999 года. Именно в этом столетии авиация прошла грандиозный путь от своего зарождения, первых управляемых полетов братьев Райт до колоссальных успехов в развитии авиационной и космической техники, достигнутых человечеством за эти неполные 100 лет.
МАКС-99 был открыт 17 августа 1999 года в торжественной обстановке незадолго до этого назначенным председателем Правительства РФ В.В.Путиным, который, выступая на открытии салона, указал, что правительство России придает огромное значение отечественной авиационно-космической промышленности. «Мы отдаем себе отчет в том, что это значит для нашей страны, учитывая ее географию и возможности. Мы понимаем, что авиационные и космические технологии являются самыми передовыми и нам есть чем гордиться. Российская военная техника – лучшая в мире и такой она останется всегда», - заявил В.В. Путин.
В этом салоне приняло участие более 450 предприятий и фирм из 28 стран мира. Экспозиция выставки разместилась в 21 павильоне общей площадью 17 000 кв.м. и в 30 шале. На открытой стоянке были представлены более 150 летательных аппаратов. Впервые был показан экспериментальный самолет с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» - ОКБ Сухого для демонстрации технологий истребителя пятого поколения.
В рамках работы «МАКС» 17-20 августа в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского был проведен пятый международный научно-технический симпозиум «Новые авиационные технологии XXI века» под девизом «Безопасность полета – ключ к успеху».
Выставку посетило более 500 000 человек.
МАКС – 2001
14 июля 2000 года в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ЗАО «Авиасалон» было реорганизовано в ОАО «Авиасалон». Пятый Международный авиационно-космический салон МАКС-2001 был проведен 14-19 августа 2001 года.
МАКС-2001 был открыт в торжественной обстановке Президентом России В.В.Путиным, который прибыл на салон на вертолете Ми-8 и выступил на его открытии.
В работе МАКС-2001 приняли участие 537 предприятий и фирм, в том числе 115 зарубежных из 34 стран мира, представивших на своих экспозициях самые передовые технологии и изделия, которые определили облик авиакосмической техники XXI века.
На открытой стоянке были представлены 166 летательных аппаратов, многие из которых демонстрировались впервые. В летной демонстрации ежедневно участвовало от 38 до 58 самолетов и вертолетов. Успешно и ярко выступили известные пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи», «Русь», «Небесные ласточки», а также летчики-испытатели ЛИИ. Впервые в летном показе принял участие зарубежный военный самолет «Мираж F-1AZ» из ЮАР. В соответствии с программой салона на территории ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского был проведен шестой международный научно-технический симпозиум «Авиационные технологии XXI века: новые рубежи авиационной науки».
Выставку посетило более 660 000 человек, и по числу посетителей МАКС-2001 превзошел все известные международные авиационно-космические салоны мира.
Юбилеи 2002 года
2002 год был четным, и поэтому в этом году не планировалось проведение очередного МАКС. ОАО «Авиасалон» в 2002 году отметило два знаменательных юбилея: 10-летие со дня создания предприятия и 10-летие со дня проведения первой российской авиационно-космической выставки «Мосаэрошоу», которая вошла в историю как генеральная репетиция и прообраз будущих авиакосмических салонов в России.
14 февраля в городе Жуковском дирекцией ОАО «Авиасалон» был устроен большой прием в честь знаменательного юбилея, а 7 августа 2002 года непосредственно на выставочном комплексе МАКС была проведена представительная пресс-конференция для российских и зарубежных корреспондентов, на которой был показан юбилейный видеофильм «Золотой МАКС» и заслушаны сообщения руководителей «Росавиакосмоса» (В.И. Воскобойников), главы города Жуковского (А.П. Бобовников), ЛИИ им. М.М.Громова (В.М. Бакаев), дирекции ОАО «Авиасалон» (Ю.А. Нагаев).
МАКС - 2003
Шестой Международный авиационно-космический салон в России МАКС-2003 с 19 по 24 августа 2003 года.
В нем приняло участие 606 предприятий, организаций и фирм из 40 стран мира. Размер выставочных площадей в стационарных и временно возводимых павильонах возрос по сравнению с МАКС-2001 на 25%. На 6 единиц увеличилось число шале.
Существенно увеличилось число летательных аппаратов зарубежного производства, которое достигло 65 самолетов и вертолетов.
Особенно впечатляющей была программа демонстрационных и показательных полетов. Всего за время работы салона было выполнено 222 полета.
Наряду с прославленными российскими пилотажными группами «Русские Витязи», «Стрижи», «Небесные витязи» и «Русь» свое мастерство в небе показали пилотажные группы «Патруль де Франс» (Франция) и «Фрэчче Триколори» (Италия) и самолет-демонстратор ВВС США F-15E.
МФПГ – 2004
Первый Международный Фестиваль Пилотажных Групп положил начало расширению сферы деятельности ОАО «Авиасалон» помимо проведения МАКС.
МФПГ проводится по распоряжению Правительства России в ознаменование 100-летия со дня рождения В.П.Чкалова. Подготовка и проведение МФПГ прошли в соответствии с утвержденным Оргкомитетом планом.
Выполнена двухдневная показательная программа полетов пилотажных групп из России («Русские витязи», «Стрижи», «Русь», «Небесные рыцари»), Италии («Фречче Триколори»), самолетов ВВС Франции («Мираж-2000»), а также ряда самолетов ВВС России. Проведена насыщенная наземная шоу-программа, в том числе заезды на скорость самолета МИГ-25 и автомобилей-суперкаров.
Было аккредитовано большое количество представителей СМИ. В рамках МФПГ прошли День Москвы, День Московской области, День Военно-воздушных сил. По существу Фестиваль Пилотажных групп положил начало возрождению авиационных праздников в России.
Экономическая эффективность МФПГ из-за неудовлетворительных метеоусловий оказалась на низком уровне. Полеты 14.08.2004 года были отмены по погодным условиям. Вместо ожидавшихся 250 000 зрителей фестиваль посетило только 50 000 человек.
МАКС - 2005
С 16 по 21 августа 2005 года на территории Федерального государственного унитарного предприятия «Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова» в г. Жуковском проводился очередной VII Международный авиационно-космический салон МАКС-2005.
МАКС-2005 открылся в торжественной обстановке при участии Президента Российской Федерации В.В. Путина, который прибыл на салон на вертолете Ми-8 АПС. Приветствуя участников салона, В.В.Путин отметил возрастающий интерес к авиасалону МАКС и подчеркнул: «Такое внимание к авиасалону МАКС понятно, так как наша страна известна как одна из наиболее передовых в аэрокосмической области». Он отметил также большой интеллектуальный потенциал России и ее ученых: «Наши специалисты предлагают интересные, подчас простые решения, но главное – наши летательные аппараты вполне доступны по цене», подчеркнул Президент.
В работе МАКС-2005 приняли участие 654 предприятия и фирмы, в том числе 520 из России и стран ближнего зарубежья и Балтии и 134 зарубежных. В работе МАКС-2005 участвовали 40 стран, представившие на своих экспозициях самые передовые технологии и изделия, которые определяют облик авиационной и космической техники XXI века.
На статической стоянке демонстрировалось более 200 летательных аппаратов различных типов, большинство которых было отечественного производства. Зарубежные страны представили 62 летательных аппарата, из них 9 боевых самолетов в экспозиции ВВС США, среди которых был впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В. На отдельной стоянке размещалось 18 учебно-боевых самолетов из состава пилотажных групп ВВС Франции «Патруль де Франс» и ВВС Италии «Фрэчче Триколори».
Существенно расширилась экспозиция авиационно-космической техники, которая разместилась в 38 павильонах общей площадью 30 000 кв.м., причем в них экспоненты объединялись по тематике. Значительно возросло и число бизнес-шале для переговоров (всего 71), общая площадь которых возросла до 6000 кв.м.
За время работы салона была представлена уникальная демонстрационная летная программа. Всего за 6 дней было проведено более 240 полетов. Зрители смогли увидеть 49 видов и типов летательных аппаратов: истребители, учебные самолеты, вертолеты, стратегические бомбардировщики, транспортные и грузовые самолеты.
МАКС СЕГОДНЯ
В настоящее время Международный авиационно-космический салон МАКС заслуженно занимает ведущее место в ряду крупнейших мировых авиа-форумов.
Главная цель проведения МАКС - демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнерами.
МАКС проводится под патронажем Председателя Правительства Российской Федерации, его традиционно открывает Президент России. Это является гарантией высокого уровня организации и представительности. На МАКСе первые лица государства доступны для делового общения. Всем, кто связан с авиационной и космической отраслями промышленности, МАКС предоставляет редкую возможность ознакомиться с мнением лиц, принимающих решения по ключевым вопросам разработки, производства и продажи авиационной техники и вооружения.
МАКС дает исчерпывающее представление о приоритетах и достижениях предприятий авиационно-космического комплекса России. Только на МАКСе можно увидеть опытные образцы летательных аппаратов и боевых комплексов, экспериментальные установки, которые по ряду причин не могут демонстрироваться за рубежом.
МАКС предоставляет специалистам и бизнесменам уникальную возможность к установлению многоуровневых контактов, дальнейшему развитию производственной кооперации и поиску новых партнеров для бизнеса. Роль авиасалона как генератора новых альянсов и плодотворных идей признана во всем мире.
МАКС проводится в городе авиационной науки и техники - Жуковском, на аэродроме центральной испытательной базы страны - Летно-исследовательского института им. М.М.Громова. Гости салона могут ознакомиться с расположенными в непосредственной близости от выставки крупнейшими научными, производственными и экспериментальными центрами России.
Значительное место в программе МАКС занимают научные конференции и симпозиумы, проводимые под эгидой государственного научного центра России - ЦАГИ. Они позволяют ученым и специалистам обменяться мнениями по поводу наиболее острых проблем развития авиации и космонавтики в настоящем и будущем.
МАКС не вошел, а буквально влетел, - стремительно и дерзко, на давно поделенное пространство международных выставок в сфере высоких технологий. Переболев, пережив объективные и субъективные трудности, МАКС не просто прижился, он утвердился на этом пространстве и за короткий срок занял достойное место в числе ведущих международных авиакосмических салонов мира
1. МАКС - это международный центр маркетинга высоких технологий. Здесь можно достоверно оценить состояние и тенденции интересующего сектора науки, производства и эксплуатации; получить необходимую информацию «из первых рук» и пообщаться с лицами, принимающими решения в сфере бизнеса и производства; провести переговоры и эффективную рекламную кампанию.
2. МАКС - это масштабная специализированная выставка-ярмарка, на которой наиболее полно представлена продукция авиационно-космической и оборонной индустрии. Привлекательной особенностью салона является широкая демонстрация результатов научных исследований, опытных работ, новейших технологий и материалов, передовых методов научных изысканий, проектирования и испытаний авиационной и космической техники.
3. МАКС - это крупнейшее в мире аэрошоу и неограниченные возможности для показа авиационно-космической и оборонной техники. Оборудование аэродрома и зона полетов позволяют организовать воздушный показ на МАКС максимально эффективно и безопасно.
По мнению подавляющего большинства зарубежных гостей и участников особая атмосфера МАКС - это искреннее выражение российского радушия и гостеприимства. Россия - огромный рынок, в России сосредоточен мощный научный и экономический потенциал, в России есть надежные партнеры и перспективные коммерческие проекты в сфере высоких технологий.
4. МАКС - это насыщенная научно-практическая программа. Салон традиционно отличается высоким уровнем симпозиумов и конференций, которые проводятся под эгидой ЦАГИ - признанного во всем мире российского научного центра, при участии ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ, ГосНИИАС и НИАТ. По уровню организации, представительства и содержательной составляющей этих мероприятий МАКС - лидер среди крупнейших международных авиасалонов.
этих мероприятий МАКС - лидер среди крупнейших международных авиасалонов.
5. МАКС - это незабываемая атмосфера праздника. Эту особенность салона отмечают все, кто хотя бы раз побывал на нем. Не случайно стабильно растет число посетителей МАКС. В 2001 году оно превысило 600 тысяч. По этому показателю МАКС опередил ведущие международные авиакосмические салоны мира.
Гражданская авиация Рост объемов авиаперевозок дает специалистам основания для благоприятных прогнозов. По оценкам экспертов фирмы «Боинг» к 2020 году мировой парк пассажирских самолетов может вырасти в 2,27 раза, что составит 33000 самолетов. Всего в период с 2001 по 2020 гг. может быть поставлено 23500 пассажирских (магистральных и региональных) самолетов на сумму 1,7 трлн. долларов. По прогнозам экспертов Авиационного сертификационного центра ГосНИИ ГА потребность внутреннего рынка России в пассажирских самолетах всех классов превысит 1140 единиц, а грузовых - 260.
Россия занимает 1/6 часть суши, расположенную в десяти часовых поясах. Здесь пролегли кратчайшие маршруты из Европы и Америки в Азию. Находясь на стыке двух цивилизаций, Россия исторически является мостом между Европой и Азией. Экономический, научный и культурный потенциал России, ее природные богатства открывают перед зарубежными партнерами большие перспективы для взаимовыгодного бизнеса.
На МАКС-2001 демонстрировалось более 70 гражданских самолетов, в том числе, впервые - дальнемагистральный Ил-96М с двигателями ПС-90А, опытный грузопассажирский Су-80ГП, опытный сельскохозяйственный Су-38Л, многоцелевая летающая лодка «Аэро-Волга» Л-6. Зарубежные участники салона МАКС-2001 впервые показали в России региональный самолет Ан-74ТК-300, ближнемагистральный Боинг 717-200, административный Цессна «Сайтейшн Эксел». В ходе салона было подтверждено стремление фирмы «Эрбас», входящей в состав европейского авиационно-космического концерна EADS, расширять сотрудничество с Россией в соответствии с соглашением о стратегическом партнерстве подписанным незадолго до открытия МАКС.
Наметившийся в России экономический рост неизбежно ведет к существенному оживлению в сфере производства самолетов гражданской авиации и воздушных перевозок. Участники и гости МАКС-2001 могли убедиться в том, что в России новая авиационная техника создается с учетом растущих требований рынка. На салоне были представлены практически все современные российские гражданские самолеты.
Военная авиация
МАКС - крупнейшая выставочная площадка авиационного сектора российского оборонно-промышленного комплекса. Только здесь можно увидеть все, с чем Россия выходит на международный рынок авиационной техники и вооружений, получить исчерпывающую информацию по любому практическому вопросу.
Специалистов неизменно привлекают ставшие традиционными для МАКС премьеры. На салоне 2001 года их было немало: многофункциональные двухместные боевые самолеты Су-27КУБ и Су-35УБ, модернизированные ударные самолеты Су-24МК, Су-25 и Су-39 ОКБ Сухого, двухместный боевой МиГ-29М2 и опытный МиГ-290ВТ с отклоняемым вектором тяги.
На стоянке и в воздухе были представлены практически все изделия ОКБ Сухого: от ударного Су-24 - до экспериментального Су-47 «Беркут». В воздушном показе РСК «МиГ» наравне с МиГ-29, МиГ-31 и МиГ-АТ приняли участие МиГ-21 и МиГ-25.
Боевые вертолеты российского производства Ка-50, Ка-52, Ми-28, современные модификации которых рассчитаны на круглосуточное применение, по своим летно-техническим и боевым характеристикам не уступают лучшим мировым аналогам. Вертолеты Ка-60 и Ми-38 создаются с расчетом на перспективные требования к технике данного класса.
Большой интерес у специалистов и посетителей салона вызвали созданные совместно с Украиной военно-транспортные самолеты Ан-225, АН-124, Ан-70, российские самолеты Ил-96Т, Ил-76МФ, Ил-114Т, вертолеты Ми-26Т, Ми-8, Ка-226.
Двигателестроение
На Российском авиасалоне традиционно широко представлено авиационное двигателестроение. На МАКС-2001 свою продукцию и перспективные разработки показали четырнадцать российских и девять зарубежных компаний. По оценкам экспертов фирмы «Роллс-Ройс» в ближайшие 20 лет на мировой рынок может быть поставлено около 110000 газотурбинных двигателей на сумму 465 млрд. долларов.
В экспозициях участников салона прослеживалась современная схема создания двигателей для новых гражданских и военных самолетов: на базе использования доведенной конструкции и опыта эксплуатации существующих двигателей проводится их глубокая модернизация.
Примером непрерывной многолетней модернизации являются показанные на МАКС двигатели ПС-90А, которые устанавливаются на Ил-96, Ту-204, а также двигатель CFM 56 компании CFMI. Непрерывное совершенствование технологии производства с использованием методов CALS для двигателя АЛ-31Ф показало ММПП «Салют».
Звездой салона стал российский двигатель АЛ-41Ф производства НПО «Сатурн», оснащенный всеракурсным отклоняемым сверхзвуковым соплом. Он предназначен для установки на российских многофункциональных боевых самолетах 5-го поколения. В конструкции этого двигателя использованы передовые достижения отечественной науки, техники и технологий. На МАКС-2001 можно было увидеть высокоэкономичный винтовентиляторный двигатель НК-93 для самолетов Ил-96 и Ту-330, разработанный в СНТК им. Н.Д. Кузнецова. ЦИАМ им. П.И. Баранова представил основные направления формирования технического облика перспективных двигателей, разработки новых «критических» технологий.
Ракетно-космическая техника
Россия подарила миру Спутник и полет Гагарина, открыв эпоху освоения космического пространства. До определенного времени развитие в этой области в России и на Западе шло параллельно и было тесно увязано с политическими приоритетами двуполярного мира. Сегодня соревнование в космосе все более сдвигается в сферу бизнеса, а реализация амбициозных проектов требует объединения интеллектуальных, экономических и финансовых ресурсов многих стран.
В новой обстановке Россия ищет и находит свое место на рынке коммерческих запусков космических аппаратов и в международных программах. Эта ситуация нашла отражение в экспозиции МАКС-2001. Впервые на салоне был представлен авиационно-космический комплекс корпорации «Воздушный старт». Первый запуск в рамках этого привлекательного коммерческого проекта ожидается в год проведения МАКС-2003.
На МАКС традиционно широко и наиболее полно демонстрируются ракетные средства запуска космических аппаратов. Доминирует техника, предлагаемая на рынок уже сегодня. Это известные РН семейства «Союз» и «Ямал», прошедшие летные испытания модернизированные РН «Ангара», «Бриз-М», «Протон-М» и «Рокот», конверсионная РН «Штиль» и «Зенит 3SL» комплекса «Морской старт». Большой интерес вызвал технологический образец ускорителя первой ступени «Байкал», в котором воплощена идея использования в конструкции РН многоразовых элементов.
Кроме ракет-носителей в экспозиции МАКС всегда большой выбор специализированных космических аппаратов различной массы и назначения, в том числе перспективных. Среди них спутники массой 550 кг, создаваемые по программе «Монитор», спутники «Метеор» массой 600-800 кг и более тяжелый «Метеор-3» массой 3 тонны.
Не имеют аналогов и открывают новые возможности для научных экспериментов гиперзвуковые летающие лаборатории ГЛЛ-31 и ГЛЛ-ВК, предназначенные для испытаний ГПВРД на скоростях, соответствующих числу М=10-14.
Высокоточное оружие и средства ПВО
Традиционно широко в экспозиции МАКС-2001 были представлены новейшие авиационные средства поражения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», средства ПВО. Россия - признанный мировой лидер в создании и производстве этой техники и вооружений. На МАКС уже не первый год демонстрируются лучшие изделия ведущих российских оборонных КБ. Специалисты отмечают, что техника и вооружение ПВО, ВВС и Сухопутных войск России динамично развиваются и постоянно модернизируются.
Событием салона 2001 года стала демонстрация ЗРК С-ЗООПМУ-2 «Фаворит» разработки ЦКБ «Алмаз». Комплекс предназначен для борьбы с самолетами стратегической и тактической авиации, а также с крылатыми и баллистическими ракетами.
На МАКС-2001 была представлена информация о ЗРК нового поколения С-400 «Триумф», ЗРПК нового поколения «Панцирь-С1», показаны модернизированные комплексы ПВО Сухопутных войск «Шилка», «Стрела-ЮМ», «Тунгуска», «Тор-М» и «Бук». Специалисты отмечают высокий экспортный потенциал российской техники и вооружения ПВО.
Сенсацией салона 2001 года стала первая публичная демонстрация перспективного ЗРК малой дальности «Феникс», оснащенного пассивной оптико-электронной станцией
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
http://www.airshow.ru
http://www.aviasalon.com
www.gidroaviasalon.com
http://www.jetexpo.ru
http://www.vvcentre.ru/avia/