Реферат по предмету "История"


Сражение в заливе Лейте

Введение
1 Силы и планы сторон
1.1 Японский флот
1.2 Американский флот
1.3 Подготовка
1.4 Атаки подводных лодок


2 Сражение в море Сибуян (24 октября)

3 Сражение в проливе Суригао (25 октября)
3.1 Соединение Нисимуры
3.2 Соединение Симы


4 Сражение у острова Самар (25 октября)

5 Сражение у мыса Энганьо

6 Итоги

7 Сноски и примечания




Введение


Сражение в заливе Лейте (Второе сражение в Филиппинском море[1]) — самое масштабное морское сражение в истории[2]. Происходило в морях, окружающих филиппинский остров Лейте с 23 по 26 октября 1944 г. между американским флотом и японским императорским флотом. Японцы пытались изгнать или уничтожить силы союзников, расположенные возле Лейте, впервые в войне используя тактику камикадзе. Однако в результате флот союзников одержал значительную победу, потопив, среди прочего, один из двух крупнейших линкоров мира «Мусаси» и повредив второй — «Ямато». После этой битвы Объединённый флот Японии не предпринимал крупных операций.


1. Силы и планы сторон 1.1. Японский флот


Для отражения американского вторжения на Филиппины японское командование разработало план «Сё-1» (яп. ????? Сё: итиго: сакусэн?, «сё» — «победа»)[3]. Так как большая часть японской авиации была потеряна во время сражения у Марианских островов, то план заключался в массированном использовании флота. Флот должен был действовать тремя группами, общее руководство осуществлял адмирал Соэму Тоёда из штаба в Японии:


2-й флот в Сингапуре под ком. вице-адмирала Такэо Куриты: 7 линкоров, 11 крейсеров, 23 эсминца;5-й флот на Тайване под ком. адмирала Киёхидэ Симы: 3 крейсера («Нати», «Асигара», «Абукума»), 7 эсминцев;3-й флот в бухте Хиросима под ком. вице-адмирала Дзисабуро Одзавы: 4 авианосца («Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Титосэ», «Тиёда»), 2 линкора («Исэ», «Хюга»), 3 лёгких крейсера («Оёдо», «Тома», «Исудзу»), 8 эсминцев.Одзава должен был идти из Хиросимы, подходя к Филиппинам с севера. Авианосцы адмирала Одзавы имели только 100 самолетов, поэтому было решено использовать их в качестве приманки для отвлечения ударного соединения Уильяма Хэлси на север. Фактически, 3-й флот должен был погибнуть, отвлекая американские авианосцы на себя.
Тогда 2-й флот Куриты переходит из Сингапура в Бруней, там заправляется, и из его сил выделяется «Соединение С» адмирала Сёдзи Нисимуры, которое идёт в пролив Суригао на соединение с 5-м флотом адмирала Симы. Затем Курита пройдет пролив Сан-Бернардино и атакует американские транспорты с севера. 5-й флот и соединение Нисимуры пройдут пролив Суригао и атакуют транспорты с юга.


План «Сё-1» не имел даже тени шанса на успех с учетом сил противника. Даже если бы Курита прорвался в залив Лейте, там не было массы транспортов, потопление которой оправдало бы потери. Он мог посеять некоторую суматоху на плацдарме и среди вспомогательных судов, но цена была уж слишком высока. А после подхода одной или нескольких авианосных групп Хэлси японские корабли оказались бы в ловушке[4].


Японское командование сознавало, что рискует потерять весь флот в предстоящем сражении. Однако Филиппины надо было удержать любой ценой. После войны адмирал Тоёда объяснял свои расчеты так: «Если бы случилось самое худшее, мы могли бы потерять весь флот, но я считал, что надо пойти на риск… В случае неудачи в Филиппинской операции морские коммуникации с югом были бы полностью отрезаны и флот, вернувшись в японские воды, не смог бы получать необходимого топлива, а оставшись в южных водах, не смог бы получать боеприпасы и вооружение. Не было никакого смысла спасать флот за счет утраты Филиппин»[5].


1.2. Американский флот


Американское командование разработало план вторжения на Филиппины — операцию «Кинг-2». Операция началась прежде, чем японцы успели подготовиться к реализации плана «Сё-1»[2].


Американский флот состоял из двух оперативных соединений под общим командованием адмирала Хэлси:


Оперативное Соединение 38 (вице-адмирал М. Э. Митчер)


Оперативная Группа 38.1 (контр-адмирал Дж. С. Маккейн): 5 авианосцев, 6 крейсеров, 14 эсминцев.Оперативная Группа 38.2 (контр-адмирал Д. Ф. Боган): 3 авианосца, 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев,Оперативная Группа 38.3 (контр-адмирал Ф. К. Шерман): 4 авианосца, 2 линкора, 4 крейсера, 3 эсминцев.Оперативная Группа 38.4 (контр-адмирал Р. Э. Дэвисон): 4 авианосца, 2 линкора, 2 крейсера, 15 эсминцев.


Оперативное Соединение 77 (вице-адмирал Т. К. Кинкейд)


Оперативная Группа 77.2 (контр-адмирал Дж. Б. Олдендорф): 6 линкоров («Пеннсильвания», «Калифорния», «Теннесси», «Миссиссиппи», «Мэриленд», «Вест Вирджиния»), 8 крейсеров («Луисвилл», «Портленд», «Миннеаполис», «Денвер», «Коламбиа», «Феникс», «Бойз», «Шропшир») 28 эсминцев.Оперативная группа 77.4 (контр-адмирал Т. Л. Спрэг)Оперативная Единица Таффи-1[6] (контр-адмирал Спрэг):Оперативная Единица Таффи-2 (контр-адмирал Стамп):Оперативная Единица Таффи-3 (контр-адмирал К. Э. П. Спрэг):


Против этих сил противника с нашей стороны должны были действовать 12 быстроходных авианосцев, 18 эскортных авианосцев, 12 линейных кораблей, 20 крейсеров и 104 эскадренных и эскортных миноносца. Число наших самолетов авианосного базирования доходило до 1280 — это было подавляющее превосходство[7].


1.3. Подготовка


17 октября 1944 года американцы осуществили высадку на остров Лейте, между Таклобаном и Дулагом. Для нейтрализации японской авиации было использовано ОС 38 (Оперативное Соединение 38) адмирала Марка Митчера. Это соединение имело 9 тяжелых и 8 легких авианосцев, всего 1178 самолетов. 20-21 сентября был проведен ряд налетов на аэродромы Лусона, 9 сентября — на аэродромы Тайваня, 12-13 ноября и 17-18 ноября — снова по Лусону[4].


[11 сентября] …неполадки со связью оказались роковыми. Прибывшие американские пилоты увидели то, на что не смели надеяться. Около сотни «Зеро» стояли на аэродроме Себу, совершенно беззащитные против ударов с воздуха. Американцы не упустили такую редкостную возможность. Начался подлинный кошмар. … более 50 «Зеро» превратились в обломки. Это была страшная потеря. Одним ударом противник уничтожил 2/3 истребительной авиации на Филиппинах. Многие из уцелевших «Зеро» были повреждены[8].


Во время этих налетов в гавани Манилы был потоплен эсминец «Сацуки». Налёты привели к тому, что истребительная авиация не смогла участвовать в обороне Филиппин. Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение о применении тактики камикадзе. Его знаменитые слова «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу» были произнесены 19 октября. Первый вылет лётчиков-камикадзе состоялся на следующий день.


Утром 20 октября основные силы американской 6-й армии высадились на остров. В этот момент произошёл налёт японской авиации, которая впервые использовала тактику камикадзе: был поврежден крейсер «Австралия». Кроме того, торпеда повредила лёгкий крейсер «Гонолулу»[7].


1.4. Атаки подводных лодок


Подлодка «Дартер» выпустила 6 торпед с дистанции 1000 ярдов в крейсер «Атаго» и добилась 2 попаданий. «Атаго» начал тонуть, эсминцы «Асасимо» и «Кисинами» подошли к крейсеру и спасли адмирала Куриту вместе с 529 остальными моряками. В 5:53 «Атаго» затонул, унеся с собой 360 человек. Одновременно «Дартер» выпустила 4 торпеды из кормовых аппаратов в тяжелый крейсер «Такао». 2 из них попали в крейсер, «Такао» начал крениться, на нем вспыхнули пожары, вода залила котельное отделение. Крейсер отправили назад в Бруней под эскортом эсминца «Наганами».


Подлодка «Дейс» выпустила 4 торпеды, подорвав крейсер «Мая», который затонул в 6:05 вместе с 336 членами экипажа. Эсминец «Акисимо» успел спасти 769 человек.


Сражение в море Сибуян (24 октября)


В 6:30 адмирал Курита вошел в море Сибуян. Американцам было уже известно расположение японского флота, уже были обнаружены соединения Нисимуры и Симы. Курита надеялся, что базовая авиация сможет обеспечить воздушное прикрытие его флота. Но базовая авиация была почти уничтожена. Вице-адмирал Ониси организовал на американский флот три волны налетов, по 50-60 самолетов в каждой волне. При этом большая часть самолетов была уничтожена. Однако, авиации удалось уничтожить 1 авианосец.


В 9:39 к американскому флоту неожиданно вышел один японский бомбардировщик Yokosuka D4Y «Джуди» и атаковал авианосец «Princeton». Ему удалось сбросить 500-фунтовую бомбу прямо на полетную палубу авианосца, после чего его сбил истребитель. Однако вскоре на ангарной палубе авианосца начался сильный пожар, взорвались торпеды, взрывом сорвало полетную палубу, и авианосец вышел из строя. Крейсер «Бирмингем» помогал тушить пожар, но внезапный взрыв на авианосце повлек гибель 255 человек на крейсере. Адмирал Митчер приказал затопить авианосец и при наступлении темноты крейсер «Рено» уничтожил его торпедами[7].


самолеты с авианосца «Essex» сбили всего 24 самолета. Другие группы истребителей также установили замечательные рекорды: самолеты с «Princeton» сообщили об уничтожении 34 японских самолетов, с нового «Lexington» — 13, с «Langley» — 5. Это был удачный день. Такого количества сбитых самолетов противника не было со времени боя у Марианских островов 20 июня 1944 г.[7]


Несмотря на уничтожение авианосца, большая часть японских самолетов была уничтожена, и прикрывать корабли Куриты оказалось нечем. Когда Курита повернул на запад, он попал под 5 атак самолетов ОС 38 при полном отсутствии воздушного прикрытия.


Атаки длились весь день, в них участвовали 259 самолетов. В первой волне участвовали самолеты с авианосцев «Интрепид» и «Кабот», во второй — с авианосцев «Интрепид», «Essex» и «Лексингтон». Американцы сосредоточили удары на линкоре «Мусаси», который получил 20 торпед и 17 бомб, не считая 18 близких разрывов. В 18:35 «Мусаси» затонул. Из 2279 человек экипажа погиб 991.


В «Ямато» попали 2 бомбы (13:30). Корабль начал крениться, но аварийные партии выровняли крен. Линкор «Нагато» получил 2 прямых попадания (14:20), одно пришлось в котельное отделение. Второе попадание пришлось в кубрики. В 13:38 тяжелый крейсер «Тонэ» получил 2 мелкие бомбы, еще 2 разорвались рядом. В 13:15 эсминец «Киёсимо» получил прямое попадание, 5 бомб разорвались рядом. Повреждения получили некоторые эсминцы.


В 15:00 Курита повернул на запад и следовал этим курсом до 16:14, когда ему было приказано «атаковать с верой в божественное провидение»[9]. В это самое время (16:40) разведка обнаружила соединение Одзавы — который изо всех сил старался быть обнаруженным — и Хэлси принял это соединение за главные силы японского флота. Сочтя флот Куриты уничтоженным в море Сибуян, Хэлси приказал 3-му флоту (65 кораблей) идти на север, на перехват соединения Одзавы.


Сражение в проливе Суригао (25 октября)3.1. Соединение Нисимуры


«Соединение С» адмирала Нисимуры (оно же «Южная группа») вышло из бухты Бруней 22 октября в 15:00. Под командованием Нисимуры были линкоры «Ямасиро» и «Фусо», тяжелый крейсер «Могами» и 4 эсминца. В ночь а 23 октября соединение прошло зону патрулирования американской подлодки «Дартер»(SS-227), однако подводная лодка в тот момент покинула зону патрулирования и ушла на север, где приняла участие в атаке на корабли Куриты. Нисимура смог пройти незамеченным в море Сулу.


24 октября он был замечен разведывательным самолетом с авианосца «Enterprise» и в 9:18 соединение попало под атаку американских бомбардировщиков с авианосца «Франклин». Успех этого единственного налета был незначителен: «Ямасиро» выдержал несколько близких разрывов, а на линкоре «Фусо» возник пожар, уничтоживший несколько гидросамолетов. Пожар был потушен за 45 минут. Несколько человек погибло на эсминце «Сигурэ». Теперь адмирал знал, что обнаружен и курс его известен, и знал о том (из радиограммы в 18:30), что флот Куриты задерживается. Однако, по необъяснимым причинам Нисимура продолжал двигаться вперед и даже не дожидался соединения адмирала Симы. 25 октября в 02:00 он вошел в пролив Суригао.


На перехват вышло соединение адмирала Олдендорфа. В этом сражении американцы не использовали авиацию (кроме незначительного участия 26-ти разведывательных самолетов с «Энтерпрайза»), это был своего рода подарок флотскому командованию. Имея 6 линкоров и 8 крейсеров, Олдендорф обладал полным превосходством над двумя старыми линкорами Нисимуры.


В 22:00 Нисимуру атаковали 39 американских торпедных катеров. В 1:02 атака повторилась, в 1:25 Нисимура прорвал линию катеров, не понеся потерь. В 2:00 начались атаки американских эсминцев, они выпустили 27 торпед и в 2:07 несколько попали в «Фусо». Линкор загорелся, разломился надвое и затонул. Капитан линкора, контр-адмирал Масами Бан погиб вместе с кораблем.


адмирал Шерман впоследствии писал, что первым был потоплен именно «Ямасиро»: «Вдруг флагманский корабль Нисимуры, линейный корабль „Ямасиро“, взорвался и затонул. По-видимому, в результате попаданий торпед сдетонировали его пороховые погреба. Было слышно, как Нисимура говорил по радиотелефону: „Мы торпедированы. Вы должны идти дальше и атаковать корабли противника“. Это были последние слова Нисимуры. После этого командование перешло к командиру „Фусо“. Он не отдавал никаких приказаний, а продолжал слепо идти на север навстречу своей судьбе.»[7]


В 02:09 — 02:11 американцы выпустили ещё 20 торпед которые потопили эсминцы «Ямагумо» и «Митисио», повредили «Асагумо» и задели линкор «Ямасиро». В 02:25 новая торпедная атака повредила «Ямасиро», его скорость снизилась до 5 узлов, 3 башни были разбиты. В 3:11 он получил новые торпедные попадания.


В 02:51 по «Ямасиро» открыли огонь крейсера, а в 3:10 линкоры. Они выпустили по «Ямасиро» 225 снарядов калибров 356 мм и 406 мм. В 03:00 «Ямасиро» повернул на запад, но вскоре получил 2 торпедных попадания в районе машинного отделения, возник сильный крен и корабль затонул в 03:19 в точке

(Yamashiro's wreck)






. Вместе с линкором погибли адмирал Нисимура и капитан корабля, контр-адмирал Кацукиё Синода.


2 эсминца повернули, чтобы уйти из пролива. В этот момент американские крейсера по ошибке открыли огонь по эсминцу «Грант». Эсминец получил 12 попаданий от своих крейсеров и 9 от японских эсминцев, загорелся и потерял ход. На эсминце было убито и ранено 129 человек.


3.2. Соединение Симы


Соединение адмирала Симы (2 тяжелых, 1 легкий крейсер, 7 эсминцев) вышло с Тайваня 20 октября. Уже в пути адмирал получил задание оказать поддержку соединению Нисимуры. Корабли Симы американцы обнаружили утром 24 октября, но приняли их за флот Нисимуры.


Днем японские эсминцы были перехвачены палубными самолетами с авианосца «Франклин». Американцы потопили эсминец «Вакаба» и повредили «Хацусимо» и «Хацухару», которые вернулись в Манилу.


Сима вошел в пролив Суригао почти сразу за Нисимурой. В 03:18 «Нати» и «Асигара» прошли мимо частей разрушенного «Фусо», и Сима радировал Нисимуре: «Мы достигли места сражения». В этот момент «Ямасиро» как раз начинал переворачиваться, «Сигурэ» пытался прорваться на юг, а охваченный огнём «Могами» шёл вслед за эсминцем практически без управления. В 03:23 эсминцы Симы ошибочно произвели торпедную атаку, после чего «Нати» столкнулся с «Могами». Сима принял решение отходить и отозвал эсминцы.


Сима смог увести свои тяжёлые крейсера и три из четырёх оставшихся при нём эсминцев вначале в бухту Корон (о-ва Каламиан), а затем в Манилу. «Сигурэ» достиг Брунея 27 октября. В 06:21 «Асагумо» был потоплен орудийным огнем кораблей Олдендорфа (10° 04' N, 125° 21' Е). Американцы подобрали из воды и пленили три десятка человек с «Асагумо», в числе которых оказался и командир корабля капитан 2-го ранга Кадзуо Сибаяма. На потопление «Могами» самолеты и корабли 7-го флота потратили полдня. В 12:07 его затопили сами японцы (торпедой эсминца «Акэбоно»).


Сражение у острова Самар (25 октября)


24 октября в 16:14 Курита повернул на восток и направился к проливу Сан-Бернардино. В этот момент линкоры Олдендорфа ушли к проливу Суригао на перехват соединения Нисимуры, а ОС 38 адмирала Хэлси двигалось на север за авианосцами Одзавы. Пролив Сан-Бернардино оказался открыт. Ночью флот Куриты прошел проливы и вышел к острову Самар. В 5:40 японский флот повернул на юг шестью колоннами и вышел на американскую «Оперативную Группу 77.4»(контр-адмирал Т. Л. Спрэг). Ближе всего к японцам оказались эскортные авианосцы «Фэншо Бей», «Калинин Бей», «Гэмбир Бей», «Сен Ло», «Уайт Плейнз» и «Киткен Бей». Американские радары засекли флот Куриты в 05:46.


Контр-адмирал Спрэг приказал выслать в воздух все самолеты и лечь на восточный курс, пытаясь на полном ходу (16 узлов) уйти от противника. Примерно в 5:56 линкор «Ямато» открыл огонь с дистанции 15 миль по авианосцу «White Plains». Позже он перенёс огонь на авианосец «Сен Ло». В этот момент (07:24) Спрэг передал по радио просьбу о помощи, но Олдендорф находился далеко в проливе Суригао, а Хэлси — на дистанции 500 миль, связанный боем с соединением Одзавы. Адмирал Спрэг послал 7 эсминцев произвести торпедную атаку соединения Куриты. Эсминцам удалось вывести из боя тяжелый крейсер «Кумано» и задержать продвижение противника, однако они понесли огромные потери в личном составе, также было потеряно 3 эсминца. Шерман называет эту атаку «одним из самых смелых и кровопролитных боев за время всей войны», а Кинкейд «одним из самых доблестных и героических актов в войне»[7].


В это время японские крейсера обошли американскую группировку с севера и открыли огонь по авианосцам. Все авианосцы получили попадания, авианосец «Gambler Bay» потерял ход, затем перевернулся и затонул. Остальные авианосцы под огнем противника выпускали самолеты, которые атаковали японский флот бомбами, торпедами, ракетами и даже пулемётным огнем на бреющем полете. Один из крейсеров затонул, два получили тяжелые повреждения.


Результаты боя окончательно и несомненно показали что даже самое мощное соединение артиллерийских кораблей без прикрытия с воздуха теперь не имеет никаких шансов. Даже против авианосцев-джипов, прикрываемых лишь эсминцами и эскортными миноносцами, если только они имеют достаточно самолётов и решительных пилотов.[4]


В 08:11 Курита приказал: «Прекратить бой, отойти на север вместе со мной, скорость 20 узлов». Его соединение потеряло 3 крейсера и еще несколько кораблей было повреждено. В 9:55 флот двигался на север, затем до 10:47 описывал дугу на северо-запад, в 11:15 он повернул на северо-запад, описал круг и вернулся на курс N к 11:36. После войны Курита отказывался обсуждать причины отхода.[4]


Существуют самые разные оценки действий адмирала Куриты в этом бою. Шерман пишет, что «к концу двух дней сильных боев, в которых его корабли понесли огромные потери, он проявил себя как жалкий, неспособный командир.[7]», а П. С. Далл считает, что действия Куриты были вполне разумными[4].


Когда соединение Куриты повернуло на юг, американский флот попад под удар японской авиации, действовавшей с баз на Филиппинах. Авианосцы «Santee» и «Suwanee» получили попадания и были сильно повреждены. В 11:49 ещё шесть самолетов-камикадзе атаковали авианосцы: в 12:00 получл поврежения и затонул авианосец «Сен Ло», пожары начались на авианосцах «White Plains» и «Kalinin Bay».


5. Сражение у мыса Энганьо


В ночь на 25 октября соединение адмирала Одзавы находилось к северу от американского флота. Корабли совершали беспорядочные маневры около мыса Энганьо, передавали сообщения по радио и пускали густой дым, чтобы привлечь к себе внимание противника.


Американская разведка обнаружила соединение Одзавы 25 октября на рассвете. Хэлси направил на север соединения Богана, Дэвисона и Шермана. Одзава имел 108 самолетов. Летчики не умели садиться на авианосцы, поэтому им было приказано атаковать американский флот и приземлиться на Филиппинах. Одзава оставил при себе 31 истребитель; отразить налёт американской авиации всё равно было невозможно.


Авиация атаковала японский флот в 7:20. В первой волне было 80 самолетов, во второй — 50. «Дзуйкаку» получил попадание торпеды, стал крениться на левый борт и у него вышла из строя связь. В 7:56 взорвался эсминец «Акицуки». В 7:31 под атаку попал «Дзуйхо». Бомбы повредили топливные цистерны, вспыхнул пожар, авианосец получил крен и в 7.55 начал терять скорость. Первая атака закончилась в 7:59.


Как раз в этот момент японские линкоры прорвались к эскортным авианосцам адмирала Спрэга и открыли по ним огонь. В 7:24 Спрэг отправил по радио просьбу о помощи, но самолёты Хэлси были подняты в воздух для атаки соединения Одзавы.


Во второй атаке участвовало 170 самолетов, они потопили легкий авианосец «Титосэ» (8:30). Соединение Одзавы отступало на север, уводя за собой американский флот. Адмирал Хэлси был удивлен радиограммой Кинкейда с просьбой о помощи, поскольку считал своей основной задачей именно уничтожение японского авианосного флота. В 11:15 линкоры получили приказ двигаться на юг для спасения американских кораблей у острова Самар. Авианосной группе адмирала Богэна было приказано сопровождать линкоры. Для уничтожения японских авианосцев была оставлена группа 38.4 (контр-адмирал Р. Э. Дэвисон).


Третья атака началась в 12:05. Авианосец «Дзуйкаку» был атакован примерно 100 бомбардировщиками и торпедоносцами. В него попали восемь торпед и четыре бомбы (также несколько близких разрывов). На авианосце начались пожары, он потерял ход и затонул в 13:14.


В авианосец «Дзуйхо» попало 2 торпеды и 4 бомбы, и множество бомб разорвалось рядом. Во время третьей атаки он получил ещё 10 близких разрывов и в 14:26 затонул. Капитан Каидзука Такео погиб вместе с кораблем.


Из боя сумели выйти 3 крейсера (адмирал Одзава вернулся на крейсере «Оёдо») и 7 эсминцев. В этом сражении были уничтожены последние японские авианосцы, в том числе «Дзуйкаку», участник нападения на Пёрл-Харбор. Однако Одзава выполнил свою задачу: он дал возможность флоту Куриты атаковать Кинкейда и благополучно уйти.


Соединение адмирал Хэлси (он находился на линкоре «Нью Джерси») спешило на юг, на перехват эскадры Куриты. Но Хэлси прибыл в пролив Сан-Бернардино через два часа после того, как там прошли корабли Куриты. У берега острова Самар американские корабли обнаружили эсминец «Новаки» и после 45-минутного обстрела потопили его (01:35).


6. Итоги


Японский флот потерял в сражении: 4 авианосца («Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Титосэ», «Тиёда»); 3 линкора («Мусаси», «Ямасиро», «Фусо»), 8 крейсеров (в их числе: «Атаго», «Мая», «Тёкай», «Тикума», «Судзую»), 12 эсминцев (в их числе: «Ямагумо», «Митисио», «Вакаба», «Асагумо», «Могами», «Новаки», «Фудзинами», «Акицуки», «Хацудзуки») Еще несколько эсминцев было потеряно в последующие дни по пути в порт.


В ходе сражения американский флот допустил ряд ошибок: неправильно оценил численность «Южного соединения», неправильно оценил потери флота Куриты в бою в море Сибуян, и оставил без прикрытия пролив Сан-Бернардино, однако качественное и количественное превосходство было таково, что эти ошибки существенного влияния на ход сражения не оказали. В свою очередь и японское командование допустило ряд странностей (например, несогласованность действий отрядов Симы и Нисимуры и уход Куриты из моря Самар).


Бой показал, что без прикрытия с воздуха флот не имеет возможности осуществлять боевые действия. После сражения Япония более не планировала крупных операций на море.


США сумели захватить плацдарм на Филиппинах и начать наступление вглубь архипелага, их авиация полностью отрезала Японию от источников нефти на Суматре и Борнео.


Во время сражения были осуществлены первые вылеты лётчиков-камикадзе, которые подтвердили их эффективность.


7. Сноски и примечания Это сражение вначале было названо его участниками Вторым сражением у Филиппин. Адмирал Нимиц позднее назвал его сражением за залив Лейте и приказал употреблять это название во всей официальной корреспонденции. Т.Роско Боевые действия подводных лодок США во второй Мировой войне, М. 1957 стр. 338 Так же были разработаны запасные варианты «Сё-2» и «Сё-3» на случай высадки американцев на Тайване или Курилах. Пол Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота / Перевод с английского А.Г. Больных. — Екатеринбург: Сфера, 1997. — 384 с. — (Морские битвы крупным планом). Лиддел Гарт Б. Г. Вторая мировая война. — М.: АСТ, СПб.: Terra Fantastica, 1999 уменьшительно-шутливое от Task Force — Оперативное Соединение Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 1999. М.Окумия Японская авиация во Второй Мировой Войне М. 2000 Кофман В. Л. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». С 101.ЛитератураТри загадки боя в проливе СуригаоLeyte Gulf Naval Chess Game, a free, educational boardgame of the battle, to print off, assemble, and play — with historical commentary










Театры военных
действийОсновные сражения (1939—1942)Основные сражения (1943—1945)Специальные темыУчастники

Начало:
• Причины
• События в Европе
• События в Азии


Основные театры военных действий:
• Западная Европа
• Восточная Европа
• Средиземноморье
• Африка
• Тихий океан


1939:
Польская кампания вермахта (1939)
• Польский поход РККА
• Битва за Атлантику
Советско-финская война (1939—40)


1940:
• Датско-Норвежская операция
• Французская кампания
• Битва за Средиземноморье
• Битва за Британию
• Восточно-Африканская кампания
• Североафриканская кампания
• Сенегальская операция
• Габонская операция
• Оборона Мальты
• Итало-греческая война


1941:
• Югославская операция
• Греческая операция
• Сражение у мыса Матапан
• Иракская операция
• Критская операция
• Сирийско-Ливанская операция
• Операция Барбаросса
• Киевская операция (1941)
Советско-финская война (1941—44)
• Оборона Заполярья
• Битва под Уманью
• Блокада Ленинграда
• Иранская операция
• Битва за Москву
• Севастопольская оборона
• Нападение на Пёрл-Харбор
• Таиландская операция
Малайская операция
• Гонконгская оборона
• Филиппинская операция (1941—42)
• Гуамская операция
• Уэйкская операция
Операция в Голландской Ост-Индии
• Третья Чаншайская операция


1942:
• Демянская операция
• Битва за Батаан
• Тиморская операция
• Битва за Австралию
• Новогвинейская кампания
• Сингапурская оборона
• Битва за Индийский океан
• Битва за Гуадалканал
Сражение у восточных Соломоновых островов
• Мадагаскарская операция
• Сражение в Коралловом море
• Операция «Охота на дроф»
• Битва за Мидуэй
• Алеутская операция
• Андаманская операция
• Харьковская операция (1942)
Битва за Кавказ (1942—43)
• Сталинградская битва
• Мароккано-алжирская операция
• Чжэцзян-Цзянсийская операция


1943:
• Деблокада Ленинграда
• Тунисская кампания
• Итальянская кампания (1943—45)
• Курская битва
• Смоленская операция (1943)
• Додеканесская операция
• Гилберта-Маршалловская операция
• Бирманская операция
• Битва за Днепр
• Хуайинь-Янчэнская операция
• Чунцинская операция
• Сражение при Чандэ
• Днепровско-Карпатская операция


1944:
• Наступление под Ленинградом
• Корсунь-Шевченковская операция
• Крымская операция
• Выборгско-Петрозаводская операция
• Нормандская операция
• Южно-французская операция
• Белорусская операция (1944)
• Прибалтийская операция
• Филиппинская операция (1944—45)
• Львовско-Сандомирская операция
Ясско-Кишинёвская операция
• Бухарестско-Арадская операция
• Восточно-Карпатская операция
• Дебреценская операция
• Голландская операция (1944)
• Гуамская операция
• Марианская операция
• Будапештская операция
• Петсамо-Киркенесская операция
• Лапландская война
• Арденнская операция
• Операция «Ити-Го»


1945:
Битва за Иводзиму
• Висло-Одерская операция
• Борнейская операция
• Восточно-Прусская операция
• Битва за острова Рюкю
• Балатонская операция
• Хэнань-Хубэйская операция
• Маас-Рейнская операция
• Рурская операция
• Верхне-Силезская операция
• Нижне-Силезская операция
• Восточно-Померанская операция
• Берлинская наступательная операция
• Пражская операция
• Венская операция
• Советско-японская война
• Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
• подробнее…


• Мюнхенское соглашение 1938 года
• Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
• Блицкриг
• Вермахт
• Договор о дружбе и границе между СССР и Германией
• Присоединение Прибалтики к СССР
• Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР
• Итальянская кампания
«Странная война»
• Пакт о нейтралитете между СССР и Японией
• Японо-китайская война (1937—45)
Ленд-лиз
• Коллаборационизм
• Пропаганда
• Криптография
• Военная техника
• Военное производство
• Колонны паровозов
• Движение Сопротивления
• Советские партизаны
Советские военнопленные
• Рельсовая война
• Марш пленных немцев по Москве
• Заговор против Гитлера
• Курляндский котёл
• Операция Бернхард
• Операция «Даунфол»
• Разведка
• Технологии
• День Победы


Гуманитарные катастрофы:
• Холокост
• Блокада Ленинграда
• Батаанский марш смерти
• Военные преступления союзников
• Военные преступления стран Оси
• Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
• Станция комфорта
• Отряд 731
• Стратегические бомбардировки
• Падение Сингапура
• Нанкинская резня


Последствия:
• Последствия
• Потери
• Переселение немцев
• Нюрнбергский процесс
• Токийский процесс
• Холодная война


Антигитлеровская коалиция

• СССР
• США
• Великобритания
• Франция
• Норвегия
• Польша
• Нидерланды
• Бельгия
• Люксембург
• Чехословакия
• Югославия
• Греция
• Египет
• Индия
• Китай
• Канада
• Австралия
• Новая Зеландия
• ЮАС
• Бразилия
• Мексика


• подробнее…


Страны Оси

• Германия
• Италия
• Япония
• Вишистская Франция
• Финляндия
• Венгрия
Румыния
• Болгария
• Хорватия
• Словакия
• Таиланд
• подробнее…




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.