Реферат по предмету "История"


Дьяк

(от греч. διακονος, diakonos — служитель) — начальник приказа. Например, посольский дьяк — начальник посольского приказа, думный дьяк — нижний чин в боярской думе.

В начале русской истории являются в очень невидном положении, будучи личными слугами князя, притом очень часто несвободными; они хранят княжескую казну и ведут письменные дела князя. В такой роли существуют дьяки в XIII и XIV веках. Само слово «дьяк» становится общераспространённым лишь в XIV веке; до того времени употребляется его русский синоним — писец. До появления дьяков аналогичные функции исполняли метальники (метельники).

Образование приказов, требовавшее постоянных и опытных дельцов; проведение в местном управлении государственного начала в более чистом виде, чем при системе кормления; столкновение власти московских государей с аристократическими притязаниями боярского класса, вынудившее первых искать себе опоры в неродовитых служилых людях, — всё это привело к возвышению дьяков — грамотных, деловитых, худородных и вполне зависимых от воли государя. Уже великий князь Иван III первой статьёй своего Судебника (1497) предписывает, чтобы в суде бояр и окольничих присутствовали и (как надо заключить из других статей) участвовали дьяки. С учреждением приказов дьяки делаются их членами в качестве товарищей бояр или непосредственных начальников приказа.

В XVI веке дьяки играют видную роль и в местном управлении, являясь товарищами наместников по всем делам, кроме предводительства войском (в отдельных случаях, впрочем, дьяки участвовали и в военном деле), и сосредоточивая исключительно в своих руках финансовое управление. Низший слой приказных людей, собственно писцы, уже отделился в это время от дьячества под именем подьячих; более приближались к последним и земские дьяки, явившиеся с организацией царём Иваном Грозным земских учреждений.

В средневековых иностранных источниках дьяки назывались Канцлерами (от слова «канцелярия»).

Новый крупный шаг в возвышении дьяков составило проникновение их в Государеву думу. Н. П. Лихачёв полагает, что «участие дьяков в думе несомненно даже для XV века», хотя и соглашается, что «точный титул думный дьяк появляется лишь в последней четверти XVI столетия;» Ключевский приурочивает появление думных дьяков к образованию важнейших приказов, то есть к концу XV — нач. XVI в.; Сергеевич относит возникновение думных дьяков к началу XVII столетия. Самый титул впервые является в применении к Щелкаловым, которые именуются дьяками «Великого Государя ближние Думы».

Думные дьяки обыкновенно бывали вместе с тем и начальниками четырех важнейших приказов: разрядного, посольского, поместного и Казанского Дворца. Число их не оставалось неизменным: в течение XVII-го века оно подвергалось значительным колебаниям (от 3 до 8). В думе дьяки не только были секретарями, но и пользовались равным с другими членами правом голоса в решении дел, хотя не сидели, а стояли (что, впрочем, соблюдалось, вероятно, только в присутствии государя). Значение дьяков было понято современниками уже в XVI в. и вызвало ожесточённые нападения на дьяков со стороны членов боярской партии. Тем не менее возвышение дьяков продолжалось, и в XVII ст. они составляли если не самый видный, то самый могущественный элемент в рядах московской администрации, участвуя во всех важных делах, иногда даже в качестве начальников над боярами (тайный приказ). В конце столетия всех дьяков в Московском государстве числилось около ста, служба их награждалась деньгами, причем цифра жалованья не была строго определена, и поместьями (по Уложению дьяки в московском уезде получают по 150 четвертей), они могли владеть и вотчинами. Думные дьяки считались по службе выше дворян, приказные занимали место после московских дворян. Несмотря на всю важность должности, с нею по-прежнему связывалось понятие об отсутствии родословной чести; в местнических счетах даже второй половины XVII в. противники укоряли иногда друг друга дьячеством как должностью очень низкой. Дьяки способствовали разрушению понятия о «чести», как о чём-то неподвижно связанном с родом, и своей деятельностью подготовили полную победу бюрократических принципов в управлении.

Губной дьяк

Литература

Гаврила Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 334-337



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Independent Spirit Essay Essay Research Paper There
Реферат Древние цивилизации и их роль в появлении естествонаучного знания
Реферат Canada стр
Реферат Вплив на атмосферу підприємств харчової промисловості та шляхи його зниження на прикладі ВАТ quo
Реферат Laertes
Реферат Анализ угроз и разработка политики безопасности информационной системы отделения Пенсионного фонда
Реферат Норвегия - налогообложение юридических лиц
Реферат Экспеpтные системы. Классификация экспеpтных систем. Разpаботка пpостейшей экспеpтной системы.
Реферат Гепатогенні ерозивно виразкові ураження шлунка клініко біохімічне імунологічне та мікробіологічне
Реферат Федеральное казначейство и его роль в контроле за расходной частью федерального бюджета
Реферат Разработка информационного системы учета товаров магазина по продаже сувениров
Реферат Методика аудита операций по учету денежных средств и денежных документов
Реферат Behind The Scenes Essay Research Paper BEHIND
Реферат «...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа»
Реферат Азываемую записную книжку Хамфера британского шпиона чтобы объяснить, что имам Мухаммад бн абдуль-Ваххаб, да помилует его Аллах, является британской работой