Реферат по предмету "История"


Мода в Древнем Риме



Содержание
1 Одежда
1.1 Верхняя одежда
1.1.1 Тога
1.1.2 Туника
1.1.3 Стола
1.1.4 Палла
1.1.5 Палудаментум

1.2 Одежда к особым случаям
1.3 Нижнее бельё
1.4 Одежда жрецов
1.5 Одежда разных слоёв населения
1.6 Ткани
1.7 Цвета


2 Обувь
2.1 Виды обуви


3 Прически и головные уборы
3.1 Мужские причёски
3.2 Женские причёски
3.3 Головные уборы


4 Украшения и аксессуары
4.1 Аксессуары


5 Уход за телом и косметика
5.1 Окрашивание волос
5.2 Уход за телом


Список литературы


1. Одежда


Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги[1]. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.


1.1. Верхняя одежда


Тога


Тога
являлась знаком римского гражданина (см. тогатус). Виргилий[2] называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу[3], а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась[4].


Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал[5] писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду[6]. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало[7]. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу[8]. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх[9], в суде и по другим официальным поводам[10], при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.


Было известно несколько разновидностей тоги:


· Toga praetexta
— тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы[11].


· Toga virilis
— тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.


· Toga pura
— повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.


· Toga candida
— претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).


· Toga pulla
— такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.


· Toga picta
или toga palmata
— пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.


· Trabea
— тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий[12] описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей[13]; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio
.


Туника


Туника
изготовлялась из шерсти или льна. Большинство римлян носило тунику днём и ночью[7]. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники[14], у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин (лат. tunicae manicatae
)[15].


Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (лат. clavi
), которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине[11]. У всадников: 1­-2 узкие пурпурные вертикальные полосы (лат. clavus angustus
), примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы (лат. latus clavus
), около 10 см шириной[16] и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа[11].


Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу[17]. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.


Стола


Стола
(лат. stola
) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita
). На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни[11]. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины»[18].


Палла


Столу во II веке н. э. сменила палла
, а тогу паллий
(лат. pallium
) — представлял собой упрощённый греческий гиматий — кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии[11]. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный[19], но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.


Слово pallium
скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою разделить на три группы:


· кукуль
, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном;


· пенула
(лат. paenula
) — это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди (по виду схожий с современным пончо). Так, Мессала[20] говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Этот плащ можно было также спереди застёгивать, иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи[21]. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги[22];


· лацерна
(лат. lacerna
) — это было продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала[23], у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал называл эти плащи «охранителями тоги»[11].


Палудаментум


Палудаментум
(лат. paludamentum
) — это особая разновидность воинского плаща; от солдатской лацерны отличался тем, что был длиннее (доходил до лодыжек), а также тем, что для него использовалась материя более высокого качества, как правило, красного цвета. Его носили не только на плечах; зачастую его оборачивали вокруг бёдер наподобие шарфа, забрасывая один конец на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.


Женщины всё реже стали носить столу и паллу уже при первых императорах, Ульпиан (умер в 228 году) уже не упоминает в списке женской одежды, в эдикте Димициана от 301 года отсутствуют оба названия, а вписаны новые названия — далматика (dalmatica), мужская и женская туника с рукавами, и колобиум (colobium), туника без рукавов[14].


1.2. Одежда к особым случаям


В I веке вошло в обычай переодеваться к обеду
в особую более удобную одежду — synthesis
— набор (или даже целый гардероб[24]) разноцветных ярких плащей[11] или своего рода туник[25], который иногда меняли по нескольку раз во время обеда.


Крокоту, одежду шафранового цвета, носили женщины во время церемоний посвящённых Кибеле.


В банях
и общественных термах
не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки[26]. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике с пьяцца Армерина (Сицилия), однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания[7].


Накануне свадьбы
невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta
), предназначавшуюся и для дня свадьбы, подвязывали поясом из овечьей шерсти (лат. cingillum
). Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica
), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета (лат. flammeum
, обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum
. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции).


1.3. Нижнее бельё


Женщины часто носили 2 туники, при этом нижняя туника (лат. tunica subucula
[27]) с набедренной повязкой и повязкой на груди (лат. fascia
) составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника[7]. Фаския изготовлялась обычно из ткани, реже из кожи[28]. В источниках нет точной информации, все ли женщины носили такую повязку. Чулок римляне не знали. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками из льна или шерсти, чтобы защититься от холода, среди городских жителей такой обычай был мало распространён.


Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку (лат. subligaculum
). Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику еще одну рубашку (лат. tunica interior или subucula
) из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке[14].


1.4. Одежда жрецов


· Одежда весталок[11]: на голову, обвитую шерстяными повязками (лат. infulae
), похожими на валики, надето покрывало до плеч, на груди круглый медальон (лат. bulla
), белая туника повязана на талии веревкой.


· Арвальских братьев
отличала белая повязка и венок из колосьев (лат. spicea corona
)[29];


· Фламины
в общественных местах должны были носить островерхую шапочку конической или круглой формы (лат. apex
, такую же носили и салии) с оливковой веточкой и шерстинкой и лавровый венок[25]; ранее цари, затем и фламины надевали при жертвоприношениях плащ laena.


· Фламиника
носила особую пирамидальную прическу, волосы были переплетены пурпурной шерстяной лентой. Фламиники носили также покрывало огненного, жёлто-красного цвета как у невесты.


· Отличительной одеждой авгуров
была трабея.


1.5. Одежда разных слоёв населения


Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща (лат. sagum
). Sagum был также плащом римских солдат. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом[11] и напоминал македонскую хламиду.


Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах[11].


1.6. Ткани


Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Особенно ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента[14]. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел[14].


Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца[11].


Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества (лат. byssus
) завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточноиндийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн (191 до н. э.)[31]. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие, шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь — bombyx (одежда называлась bombycina или, по месту выделки, «косскими одеждами»). Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет[11]. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины[31]. Лишь позднее, с развитием торговли с Востоком, появились ткани, сотканные только из шёлка: Чистый шёлк получил широкое распространение в богатых слоях только с III века н. э.[11]. Сенека так писал о нарядах из шёлка: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» [32]. Среди необычных материалов встречались ткани с ворсом бобра, верблюда, волокнистого асбеста[14].


Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и падушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос (лат. clavi
), которые пришивались к одежде, использовались также нашивки (лат. segmenta
) в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.


1.7. Цвета


Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или черную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.


Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в противоестественных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Персий считал, что знатный щёголь носит накидку цвета гиацинта[25], Марциал не считал, что мужчины должны носить только тёмные одежды, серые или коричневые накидки[31]. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Марциал оценивал пурпурную накидку из Тира в 10 тысяч сестерций. Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры[31]; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты.


2. Обувь


Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia
), ботинки (лат. calcei
) и сапоги (лат. caligae
). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.


Виды обувиПрически и головные уборы Мужские причёски


До конца IV века до н. э. большинство мужчин отращивали бороды и волосы на голове, однако уже III век до н. э. стал «триумфом бритвы» [7]. После открытия в Риме первых лавок брадобреев постоянное бритье бород вошло в быт римлян. Бриться начинали в возрасте 21 года; первое бритьё (лат. depositio barbae
) сопровождалось вечеринкой, во время которой молодому мужчине преподносили подарки. Сбритые волосы приносили в жертву богам, а часть их оставляли дома и хранили в шкатулке как дорогой сувенир, напоминающий о совершеннолетии.


Усы и бороду гладко брили, хотя при тогдашней технике бритья (без применения мыла и горячей воды) это было очень неприятно (сатирик Марциал даже утверждал, что самым мудрым существом является козёл, который «носит бороду всю жизнь»). Мужчины с неухоженной длинной бородой могли относиться к трём категориям: мужчины, которые тратили мало средств на собственную внешность или из-за своего низкого социального положения не имели на это денег (например крестьяне[36]); демонстративно показывающие свой траур, горе или несчастье (император Август после поражения Вара несколько месяцев отращивал волосы на голове и бороду[37]); а также философы (прежде всего киники и стоики) как знак мудрости, нонконформизма и презрения ко всему материальному. В период Империи, во II в. н. э., в моду вошли короткие завитые бородки. Начало такой моде положил император Адриан, который скрывал под бородой шрамы и родимые пятна[38].


В причёсках римлянин обычно следовал моде. До V века до н. э. волосы просто отращивали и носили длинными; incompti capilli («нечёсаные волосы») считались типичной «причёской» в те времена[39]. Затем с около 300 года до н. э., стали носить простые короткие причёски. Во II веке при Антонинах модными стали более длинные волнистые волосы; в III веке — очень короткие причёски, которые создавали впечатление почти лысой головы, что считалось признаком мужественности и строгости[7].


3.2. Женские причёски


Женские причёски во времена римской республики также были довольно простыми: волосы расчёсывались на прямой пробор (или без пробора) назад и туго затягивались в узел на затылке, а надо лбом делался валик — нодус
(«узелок»).


Невесту в день свадьбы причёсывали особым образом: волосы заплетали в шесть кос, поддерживаемых лентами, которые обматывались вокруг головы, а поверх набрасывали оранжевое покрывало — фламмеум
. Такую же причёску, только с белым покрывалом, носили весталки — она символизировала целомудрие.


Во времена империи в обиход женщин стали входить высокие причёски, в которых в самых разных сочетаниях применяли плетение из кос, а также различные виды завивок. Очень популярна была причёска под названием тутулус: волосы, завитые в многочисленные крутые локоны, закреплялись надо лбом на проволочном каркасе наподобие кокошника, а на затылке заплетались в мелкие косички и укладывались в виде корзинки. При Флавиях и до Траяна популярными были высокие прически в виде «башни»; локоны, ленты и части парика собирались над лбом. При Адриане в моду вошли снова простые причёски.


Причёски меняли по нескольку раз в день; эта страсть доходила до того, что даже на мраморных бюстах делали съёмные детали для перемены причёсок. Во времена Республики женщинам запрещалось красить волосы, но со временем запрет перестал соблюдаться. Для окраски волос использовали хенну, пепел и травы. Особенно популярны были красные оттенки, иногда очень яркие (про императрицу Мессалину говорили, что «красный цвет её волос виден на берегах Рейна»), а также голубые и блонд.


Парики (лат. capillamentum, galerus
) носили по большей части женщины, скрывавшие тем самым плохой рост волос, неудавшееся окрашивание или чрезмерное использование щипцов для завивки[40]. Широко использовались искусственные волосы, придававшие причёске форму. Мужчины также иногда использовали парики, чтобы оставаться неузнанными, например, императоры Калигула и Нерон[41], или скрывали лысину (император Отон[42]). Изготовители париков и искусственных бровей жили в Риме в отдельном районе вблизи цирка Фламиния[43]. Парики делали из натуральных волос. Больше всего ценились белокурые волосы галльских женщин.


3.3. Головные уборы


Мужчины в общественных местах по большей части не носили голоных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали лат. cucullus
, своего рода капюшон[44]. Капюшон прикреплялся к плащу paenula или же прямо набрасывался на плечи[22]. Шерстяную шапку вольноотпущенников — лат. pilleus
, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко[7], за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства[45]. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца[46].


По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это мог быть кончик паллы или покрывало (лат. rica
), укреплённое на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину[22]. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Римские женщины также носили головные сетки (лат. reticulum
).


Если Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора[47], то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора — vitta — шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон[48]).


4. Украшения и аксессуары


Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.[49]) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе.


Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli
), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae
), серьги (лат. inaures
) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae; spintera - браслеты, надевавшиеся на плечо
) и ожерелья (лат. monilia
) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides
)[50] и цепочки на бёдра[51]. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.


Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae
), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.


Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки[7]. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями[52]; некоторые носили крупные кольца из золота[53]. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты[54].


Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц (лат. lunulae
). Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: utere felix — «используй (его) счастливо» или amo te merito — «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь».


4.1. Аксессуары


В Древнем Риме существовали различные виды поясов и повязок:


· subligaculum, cingulum — «пояс». cingulum это не только «пояс», а у солдат ещё и «перевязь», «портупея», поэтому cingulum deponere означало «выйти в отставку».


· fasciae — «повязки», которые носили женщины на груди [55], а также вокруг ног[25].


· focalia — «шейные платки». Ношение шейных платков пришло из Германии и вошло в обычай в I веке н. э. Так писатели, собиравшие большую аудиторию, повязывали платком горло во избежание простуды и хрипоты[11].


· praecinctus — «передник»


· campestre — «набедренная повязка у борцов».


5. Уход за телом и косметика


В многочисленных захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства применения косметики и макияжа: в стихе Овидия, эпиграммах Марциала. Не сохранилась «Kosmetika» врача Критона (I—II век н. э.), популярное сочинение из четырёх книг о косметике, которое пользовалось большой популярностью[56]. В своём сочинении «de cultu femnarum» Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По обилию макияжа на лице узнавались старые женщины [57] и гетеры[58].


Основу макияжа
составляла пудра из свинцовых белил (лат. cerussa
) или мела (лат. creta
), смешанная с мёдом и жирными кремами; На основу наносились румяна (лат. fucus
), которые состояли из растений (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Ресницы и брови чернили с помощью особой краски — лат. fuligo
. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые женщины наносили нежно голубые тени и на виски[59].


C духами и пахучими мазями во времена Республики как неприличными предметом роскоши боролись, однако во времена империи стали широко использоваться как женщинами так мужчинами. Духи
изготовлялись из разных веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии, а также растений, произрастающих в Италии: лилия, ирис, нарцисс, майоран. Известны были пестумские и фазелийские розы. Из пахучего тростника изготовлялись дешёвые духи[22]. Духи держали в алебастровых флаконах или в сосудах из оникса; они сохранялись в масле, и их окрашивали в красный цвет киноварью или лакмусовым ягелем. Духи использовались для ван, комнат и постели, также перед представлением в театре воздух освежали благоуханиями из шафрана, корицы и кинамона. Духи находились составе наиболее ценных вин, подливались в светильное масло и костры, на которых сжигались покойники[22]. Римляне предпочитали тяжёлые, пряные и сладкие ароматы[60][61].


5.1. Окрашивание волос


Многие римлянки окрашивали волосы, чтобы выглядеть привлекательнее[62]. Для этого использовался пепел, придававший волосам красноватый оттенок, волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея[22]. Во времена империи для окрашивания в красные оттенки использовалась завезённая из Египта хенна (лат. cypros
). Ещё более популярным было окрашивание волос в блонд. Для этого использовались по большей части краски из Северной Европы (лат. Germanae herbae
[63]), из области Висбадена привозились мыльные шарики (лат. pilae Mattiacae
[64]) или «батавскую пену», изготовленную на территории современной Голландии (лат. spuma Battava
[65]). Также был известны другие оттенки в том числе ярко-голубого[66]. Мужчины также прибегали к окрашиванию, чтобы скрыть седые волосы, если выщипывание больше не было достаточным[67].


5.2. Уход за телом


Популярны были маски для лица
. Маски изготовлялись по различным рецептам, так, Овидий рекомендует маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса, лука и мёда). Смесь наносилась несколько раз на лицо, и по словам Овидия, тот кто это сделал, у того лицо будет глаже чем зеркало. Маски, описанные Плинием основаны на составляющих животного происхождения, например, плацента животных, молоко, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» описывает Плиний — молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день[68].


Мыло
, как смесь из козьего жира и и пепла (берёзы или мыльнянки), впервые упоминается в I веке н. э. и считалось галльским изобретением, которое использовали также германцы[69]. Оно применялось поначалу для окраски волос, лишь позднее как средство гигиены. В качестве мыла служили также натрон, сода или мука люпина. Для ухода за телом применялись губки, а после мытья в кожу втирались мази.


Женщины удаляли волосы на теле
, под мышками, на руках и на ногах[22], Овидий считал такой уход за телом таким же обычным как и чистка зубов и ежедневное умывание[70]. Мужчины чаще всего ограничивались выщипыванием волос из подмышек и на ногах, иногда на руках и в области гениталий[71]. Существовали лавки, в которых выщипывали волосы пинцетом, в термах работали профессиональные выщипывальщики волос (лат. alipili
). Для выведения волос также употребляли крема в виде пасты из различных составляющих: кровь и мозг летучей мыши, смолу, желчь и пепел ежа, пемзу. Иногда ограничивались бритьём[22].


Список литературы:


1. Gell. VII 12, 4; Sen. ep. 114, 21


2. Aen. I. 282


3. Plin. ep IV, 14,3


4. Suet. Claud. 15, 13


5. Iuv. III. 171


6. IV. 66. 3—4


7. Weeber, Karl-Wilhelm
Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich: 1997. — ISBN 3-7608-1140-X


8. Suet. Aug. 40. 5


9. Mart III 29, 3; Juv XI 203


10. Cod.Theod.XIV 10, 1


11. Сергеенко М.
Жизнь Древнего Рима.


12. ad Aen. VII.612


13. Plin. H. N. VIII.49, IX.39; Virg. Aen. VII.187, XI.334; Ovid. Fast. II.504


14. Handbuch der römischen Alterthümer


15. Gell. VI 12, Cic. Cat II 22


16. Quint. XI 3, 138; Varro LLIX, 79


17. Aug. 82. 1


18. Sen. nat. quaest. VII. 31


19. Cic. rep VI 2


20. Tac. dial. 39


21. Mart. XIV. 130


22. Гиро П.
Частная и общественная жизнь римлян.


23. Juv IX 28


24. Dig. 34 tit. 3 s38


25. Roman clothing (англ.).


26. Mart. III 87; VII 35


27. Varro LLV 131


28. Mart. XIV 66


29. Plin. H. N. XVIII.2


30. Этруски [1987 Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. — Иллюстрированная энциклопедия моды]


31. Friedländer
Sitten der Römer. — Köln: 1957. — С. 241.


32. de benef. VII. 9. 5


33. Types of Roman Shoes (англ.).


34. Gell. XIII, 22, 5


35. Cic. Mil. 20


36. Mart. XII 59, 4


37. Suet. Aug. 23, 2


38. Hist.Aug.Hadr.26


39. Hor. c. I, 12, 41


40. Ov.am.I14


41. Suet. Cal. 11, Nero 26,1


42. Suet. Otho 12, 1


43. Ov. ars am III 167


44. Cato r.r. 2, 3


45. Mart. XI 6, 4; XIV 1,2


46. Mart. IX 29


47. Val. Max. VI 3,10


48. Ov. ars am I 31, 10


49. Liv.XXXIV 1


50. Hor. epist. I 17, 56


51. Plin. NH XXXIII 40


52. Mart.IV 11


53. Mart. XI 37


54. Plin. NH XXXIII 39


55. Ovid, De Art. Amat. iii.622; Propert. IV.10.49; Fascia Pectoralis, Mart. XIV.134


56. Galen XII 446


57. Mart. VIII 33, 17


58. Mart. IX 37, 5


59. Prop. II 18, 31


60. Weeber


61. Это подтвердили также современные попытки создать духи по римским рецептам


62. Val.Max. II 1, 5


63. Ov.ars am. III 163


64. Mart. XIV 26


65. Mart. VIII 33, 20


66. Prop. II 18, 9


67. Plin.NH XXVI 164


68. NH XXVIII 183


69. Plin. NH XVIII 191


70. ars am. III 193


71. Mart. II 62


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мода_в_Древнем_Риме



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Література епохи Просвітництва, її представники
Реферат Духовная ситуация времени
Реферат Анализ социально-экономического прогнозирования развития МО "Город Каменск-Уральский"
Реферат Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент
Реферат В.В. Налимов и межфакультетская лаборатория статистических методов
Реферат Литература - Педиатрия (Книга Методы УЗИ в невропатологии и нейрохирургии
Реферат Операторный метод расчета переходных процессов в линейных цепях
Реферат Сущность налогов и принципы налогообложения
Реферат Проектирование базы данных
Реферат Ben Carson Essay Research Paper Ben Carson
Реферат Сущность и виды финансовых рынков 2
Реферат Солнечная батарея
Реферат Губная грамота
Реферат Теорія імовірностей та математична статистика
Реферат Искусство Франции XVIII в.