Реферат по предмету "История"


Политико правовая мысль Древнего Китая

Академия права и управления


Челябинский филиал


Юридический факультет


РЕФЕРАТ


по дисциплине История политических и правовых учений


«Политико – правовая мысль Древнего Китая»


ПЛАН


1. Сущность государства и права в концепции последователей даосизма. Лао-Цзы


2. Государство и право в восприятии Конфуция


3. Моизм и политико-правовые вопросы. Мо-Цзы


4. Легальное восприятие государства и права. Шан Ян


5. Список литературы


Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в.в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий. Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране - затяжной политический кризис.


В поисках выхода из кризиса, в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм. 1


На первом этапе существования древнекитайскому государству были присущи все черты традиционного древневосточного государства, например, такие, как осознание неразрывной связи человека и окружающего мира, зависимости общества от природных явлений.


Особенностями древнекитайского мировоззрения на следующем этапе развития стало:


· придание большого значения ритуалу. Ритуал, а не религия является стержнем древнекитайской идеологии. На основе ритуала строились взаимоотношения между «низами» и «верхами» общества. Почитание старших младшими, почитание родителей и культ предков – все это обусловило покорность власти правителя в древнекитайском обществе;


· направленность Политико-правовой идеологии Древнего Китая на поиск наиболее эффективных методов управления государством, что обусловило появление различных политико- правовых течений.


1. Сущность государства и права в концепции последователей даосизма. Лао-Цзы


Даосизм представляет собой политико-правовые идеи, противоположные конфуцианству. Он возник как протест патриархальной знати против новой аристократии.


___________________


1 История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. – М, 2003 г.


Основоположником течения принято считать Лао-Цзы (VIв. до н.э.). Он изложил свои политико-правовые взгляды в произведении «Книга о Дао и Дэ», где дал описание проблем в различных сферах современного ему общества и привел способы их решения.


В социальной сфере недостатки были обусловлены отклонением пути развития всего общества от подлинного Дао, которое представляет собой мировой закон. Способы решения проблем заключались в необходимости:


* следовать Дао;


* жить в согласии с природой, полностью растворяясь в ней;


* вести как можно более уединенный образ жизни;


* отказаться от всех благ цивилизации;


* проявлять бережливость, сострадание, смирение, умеренность и воздаяние добром за зло.


В политической сфере недостатком, с точки зрения даосов, было излишнее вмешательство правителей в государственные дела. Решение проблем в сфере управления государством заключалось:


* в установлении принципа недеяния как основной концепции управления;


* восстановлении естественного состояния человека;


* возвращении всего общества на путь Дао;


* достижении гармонии.


В правовой сфере недостатком являлось отклоняющееся от Дао законодательство, так как оно было создано людьми. Способ решения проблем заключался в необходимости:


* отрицать позитивный закон;


* отдавать предпочтение обычаям и традициям.


Лао-Цзы стал одним из первых представителей анархизма, отрицая государство и законы, но позднее положения даосизма выродились в мистику и суеверия.


Несмотря на спорность даосизма с точки зрения его применимости к управлению государством, это учение имеет ряд здравых идей.


Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении, прежде всего как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты... Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао... Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов... Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны». 2


Ключевая идея даосизма – следование «Дао», т.е. жизненному пути человека, его предназначению.


2. Государство и право в восприятии Конфуция


Конфуцианство - философско-этическое направление, защищавшее интересы новой аристократии.


Основоположником течения считается политический деятель и мыслитель Кун Фу Цзы (VI-V вв. до н.э.), известный в Европе как Конфуций.


Основные идеи конфуцианства изложены в сборнике «Беседы и суждения», составленном учениками философа. Центральным положением работы Конфуция в политической сфере является разработка патриархально-патерналистской концепции государства.


Государство, по Конфуцию должно быть наделено такими признаками, как:


* по своей природе государство - большая семья, управляемая ее главой - императором;


* выполнение императором задачи по достижению гармонии в Поднебесной;


* управление государством с помощью квалифицированных чиновников, избранных исключительно на основе их личных качеств;


* наличие у императора и чиновников таких качеств, как:


- добродетель;


- умеренность;


- человеколюбие


___________________


2 Т.А. Шарапова / история политических и правовых учений: Конспект лекций – М, изд. «Приор-издат», 2007 г. С. 12


* призыв к решению всех конфликтов мирным путем, избегая войны;


* равномерное распределение богатств среди всех членов общества и «исправление имен», то есть четкое определение статуса каждого в государстве;


* подчинение воли императора всех членов общества;


* проявление почтения к старшим, преданности правителю и послушания - основные добродетели подданных.


Для правовых воззрений Конфуция было характерно:


* отрицательное отношение к закону (поскольку законы часто не соблюдаются);


* отрицательное отношение к наказанию (по Конфуцию, только наказание, без других мер воздействия, малоэффективно).


Подданные должны следовать личному примеру добродетельной жизни самого императора, чиновников, а не закону из страха перед наказанием.


Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв, прежде всего, обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». 3


Оказывая большое влияние на политико-правовые воззрения древнекитайского общества, конфуцианство во II в. до н. э. стало официальной идеологией Древнего Китая.


3. Моизм и политико-правовые вопросы. Мо-Цзы


Моизм представляет собой политико-правовое течение, защищавшее интересы:


- ремесленников, земледельцев, мелких чиновников.


Основателем этого течения считается Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.). Основу поли-


___________________


3 Конфуций. Беседы и суждения / Санкт - Петербург, 1999 г.


тической теории Мо-Цзы составляет рационалистическое объяснение воли Неба:


1. Небо – одно для всех, поэтому все равны между собой и изначально свободны;


2. Небо выступает за мир и взаимопомощь, порядок и справедливость и его примеру должны следовать все правители.


Основные тезисы Мо-Цзы о возникновении и развитии государства заключались:


* в выдвижении идеи естественного происхождения государства в форме общественного договора;


* провозглашении идеи выборности правителя;


* следовании выборным правителем закона Неба;


* проявлении правителем заботы о своем народе;


* призыве назначать советников правителя, исходя из их деловых качеств;


* введении внутри общества тотального контроля и доносительства для поддержки единообразия во всех сферах жизни.


Важное место в учении Мо-Цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. «Высказывания, – подчеркивает он, – должны применяться в управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной». С этих позиций Мо-Цзы адресовал конфуцианцам следующий упрек: «Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам». Мо-Цзы энергично выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. В целом для его социального подхода к политико-правовым явлениям весьма характерно его проницательное суждение о том, что «бедность – это корень беспорядков в управлении». 4


В правовой сфере Мо-Цзы предлагал следующую иерархию норм:


* на первом месте он располагал 10 моральных принципов, отражающих волю Неба;


* второе место занимали хорошие традиции;


* третье место отдавалось законам.


___________________


4 Т.А. Шарапова / история политических и правовых учений: Конспект лекций – М, изд. «Приор-издат», 2007 г. С. 24


Мудрый правитель, руководствуясь этими нормами, не должен забывать о наказании и награждении по заслугам.


Именно идеи о наказании и следовании законам послужили основой зарождения в Древнем Китае легизма.


4. Легальное восприятие государства и права. Шан Ян


Легизм является течением, которое, как и даосизм, было противоположно по своим идеям конфуцианству. Данное течение отражало интересы:


- имущественной знати;


- служилой знати.


Основоположником этого направления был Гуньсунь Ян, либо Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в трактате «Книга правителя области Шан».


Доктрина Шан Яна основана на утверждении о заведомо порочной природе человека. Главные постулаты этой доктрины:


* идеальное государство – восточная деспотия с неограниченной властью правителя, опирающегося на разветвленный административный аппарат, армию и репрессивные органы;


* доминирующая роль принадлежит закону;


* основной способ достижения соблюдения законов – наказание.


Целью проведения внешней политики, с точки зрения Шан Яна, было покорение других народов.


Цель проведения внутренней политики – достижение порядка в государстве. Порядок внутри страны достигался при помощи следующих методов:


1. путем применения жестокого наказания, которому человек подвергался даже за незначительные проступки;


2. установление тотального контроля и коллективной ответственности за правонарушение


Попытки исторического подхода к закону придавали легистской концепции в целом большую гибкость и содействовали ее приспособлению к нуждам политической практики и законодательного процесса. Одновременно, как мы видели, предпринимались попытки легистской переинтерпретации ряда идей даосизма и конфуцианства с целью использовать все идеологически влиятельные и регулятивно значимые концепции управления в интересах бюрократически-централизованной власти. 5


Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления.


В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.


В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.


___________________


5 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста – М.; 1997 г.


Список литературы


1.История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. – М, 2003


2.Т.А. Шарапова / история политических и правовых учений: Конспект лекций – М.; изд. «Приор-издат», 2007 г.


3.Конфуций. Беседы и суждения /Санкт - Петербург, 1999 г.


4.История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста – М.; 1997 г.


5. А.Е. Лукьянов / Начало древнекитайской философии – М.; 1994 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сотрудничесто дошкольного учреждения с семьями воспитанников по вопросам здоровья
Реферат Агрегатное состояние в-ва, в к-ром его ч-цы не связаны или весьма слабо связаны силами вз-ствия и дви­жутся свободно, заполняя весь предо­ставленный им объём
Реферат «Отношение молодежи к гендерным проблемам» Цель
Реферат Естественное освещение
Реферат Развитие представлений о культуре и цивилизации в общественной мысли
Реферат Cause And Effects Of A Decision Essay
Реферат Народний демократ ТГ Шевченко Кирило-Мефодіївське товариство
Реферат Научно-техническая революция ХХ века
Реферат Наполеон Стрімкий зліт
Реферат Небесный флот Григоровича
Реферат Конспект статьи А. Ф. Лосева “Русская философия” по его книге “Философия. Мифология. Культура
Реферат Начало раздробленности Руси Северо-Восточная Русь
Реферат Аристотель - самая "универсальная голова" среди философов Древней Греции
Реферат Начало первой мировой войны 2
Реферат Финансовый анализ деятельности ОАО Северо-Западный Телеком