Реферат по предмету "История"


Образ фельдмаршала М. И. Кутузова в отечественной культуре ХХ в.

Юдин М.В.

200-летию Отечественной войны 1812 г. посвящается Столь модная в наше время тема борьбы с мифами имеет глубокие корни. Ничего удивительного в этом нет. Каждый исследователь имеет полное право на собственный взгляд на те или иные события в истории, на свое, субъективное восприятие исторических событий и деятелей прошлого. Новые времена и новые эпохи заставляют по-новому взглянуть на нашу историю, выявляя все новые оттенки и нюансы исторических событий. Ключ к пониманию оценок исторических событий дал известный историк-марксист Михаил Николаевич Покровский, произнеся в марте 1928 г. свои знаменитые слова: «История... ничего иного, кроме политики, опрокинутой в прошлое, не представляет» [24, с. 5-6]. Эти слова можно признать закономерностью, поскольку любая власть пытается создать свою идеологию, опираясь на исторические реалии или отрицая их. В соответствии с «формулой» М.Н. Покровского выстраивалось и отношение к русскому полководцу и дипломату, генерал-фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову в годы советской власти. Представляется достаточно интересным проследить, как образ М.И. Кутузова отразился в советской пропаганде и в отечественной культуре в разные периоды существования социалистического государства, и что повлияло на оценку фельдмаршала в советском обществе.

Долгие годы советские читатели знали позицию власти через слова автора многочисленных работ по истории Отечественной войны 1812 года и директора Института военной истории П.А. Жилина, что советские историки, в отличие от буржуазных, оценили и подняли на должную высоту роль М.И. Кутузова [8, с. 13]. Однако уважаемый историк опустил в своей оценке целый этап, связанный с первым послереволюционным десятилетием: именно в эти годы началось отрицание того прошлого нашей страны, которое было связано с царями и их слугами, «эксплуататорами трудового народа», с православной религией. Некоторые пролетарские культурно-просветительные организации через своих отдельных радикально настроенных приверженцев прямо заявляли:

Мы подняли смерчь крылатый, Взрыли поля чугуном;

Мы требуем полной оплаты За столетья, убитые сном [2].

В.И. Ленин даже был вынужден осудить их, заявив, что нам необходимо «развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» [18, с. 462]. Но видимо все лучшее не относилось к музею А.В. Суворова в Петрограде, который был закрыт в 1918 г. в связи с немецкой угрозой Петрограду, и в его помещении три десятилетия работали различные конторы [16, с. 8-9]; не относилось это и к «Кутузовской избе» в Филях, закрытой в 1928 г. для заселения в одной половине жильцов, а в другой – для размещения диспансера Киевского района г. Москвы. Кстати, часть экспонатов в этой суматохе была безвозвратно утеряна. В Смоленске в конце 1920-х гг. реконструируется «Кутузовский садик»: бюст Кутузова снимается и лишь стараниями музейных работников перевозится в историко-революционный музей, а сам «садик» становится сквером «Динамо» [36] (см. фото 1).

В борьбе с проклятым наследием царизма пострадал генерал-фельдмаршал и екатерининский вельможа Григорий Александрович Потемкин. По воспоминаниям писателя Бориса Лавренева, останки Потемкина были выкопаны из земли и выставлены на всеобщее обозрение в Херсонском антирелигиозном музее. В трех стеклянных витринах раздельно были помещены череп, скелет и полусгнившая одежда «полюбовника Катерины II Патьомкина» [17, с. 154-155]. Возмущенный издевательством над трупом, Лавренев отправил огромную телеграмму в Наркомпрос, с копией в Комитет по охране памятников искусства и старины, с изложением всего увиденного. В этом же году музей был закрыт, а тело Потемкина вновь погребено.

Позорным фактом стало уничтожение главного монумента на Бородинском поле – памятника Отечественной войне 1812 года. Ввиду того, что памятник, установленный на батарее Раевского, по мнению членов Комиссии архитектурной реставрации Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса не имел историко-художественного значения, было решено не возражать против его разборки на металлолом. Монумент был взорван после такого решения, а заодно была разрушена могила П. И. Багратиона: надгробная плита сдана в металлолом, останки разбросаны [23, с. 14]. Иногда встречается информация, что могила князя была разграблена и были изъяты его ордена. Публикации Александра Добровольского «Третья могила Багратиона» [22] и Сергея Коломнина «Где награды Багратиона?» [7] достаточно логично и аргументированно опровергают это мнение. Скорее всего, речь шла о чисто техническом изъятии металла, совпавшем с полным равнодушием к своей национальной истории.

Характерным объяснением такого равнодушия стал классовый подход в изучении истории, а сама история как наука и учебная дисциплина была сведена к истории классовой борьбы.

Ярким подтверждением этих взглядов служит статья в Малой советской энциклопедии об Отечественной войне 1812 года. В ней говорится, что «пышное» название «Отечественная» война было связано с защитой крестьянами своего имущества и дело было вовсе не в подъеме патриотического «духа» [20, т. 6, с. 186]. В этой же энциклопедии прослеживается отношение к военным деятелям Российской империи. Если А.В. Суворов назван величайшим русским полководцем [20, т. 8], а Кутузов – известным полководцем[20, т. 8], то П.И. Багратион и М.Д. Скобелев именуются нейтрально – «русскими генералами» [20, т. 1, т. 6]. Потемкину достались ярлыки «взяточника» и «казнокрада» [20, т. 6], Аракчееву – «временщика» [20, т. 1], а о фельдмаршалах П.С. Салтыкове и З.Г. Чернышеве не упоминается вовсе. Так что к таким полководцам, как М.И. Кутузов и А.В. Суворов советская власть относилась если не с восторгом, то достаточно благожелательно и трепетно, хотя это и не повлияло на полную защиту исторической памяти по отношению к этим личностям. Кто же определял отношение к Кутузову как к полководцу и историческому деятелю? С конца 1920-х гг., но более – с начала 1930-х гг. в Советском Союзе таким человеком мог быть только Сталин. Причем не стоит воспринимать, а следовательно, и объяснять его позицию личной прихотью, капризом или чем-то вроде этого. Свои взгляды и убеждения И.В. Сталин базировал на железной логике и аргументах, «вытаскивая» их в тот момент, когда они были нужнее всего. Естественно, с его точки зрения. Так, в период продажи музейных ценностей за границу он не возражал против вскрытия могилы М. И. Кутузова в Казанском соборе. Там в то время размещался Музей истории религии. По воспоминаниям Бориса Никифоровича Сократилина, такое задание было получено им от руководителя Ленинградской парторганизации С.М. Кирова. Вряд ли Сергей Миронович принял такое решения без согласования со Сталиным или хотя бы без уведомления его. Киров сказал, что необходимо изъять из склепа М.И. Кутузова фельдмаршальский жезл и регалии для передачи их в музей [1]. Поручение Кирова было выполнено 4 сентября 1933 г., о чем был составлен акт. В нем значилось: «Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М.И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотым позументом), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован – было произведено 5 снимков» [28, с. 79]. Наград и жезла в склепе не нашли. Интересен факт: длительное время, по крайней мере до 1945 г. – точно, о реальном месте захоронения сердца Кутузова нигде не сообщалось. Почему, до сих пор неясно. В первой половине 1930-х гг. Сталин обозначил новую линию в оценке исторического прошлого нашей страны – национально-патриотическую. Дело в том, что обстановка в мире в 1920-е гг., мировой экономический кризис конца 1920-х – начала 1930-х гг. не привели к росту революционного движения и не приблизили разные государства к мировой пролетарской революции. Сам Сталин позже скажет генсеку Коминтерна Георгию Димитрову: «Не держитесь за то, что было вчера. Учитывайте строго создавшиеся новые условия» [13, с. 12]. Сталин знал, о чем говорит. Его взгляды на национальную историю России были однозначны. Он ее любил, гордился, а главное – хорошо знал. По оценке историка Б.С. Илизарова, Сталин был заядлым библиофилом, в его библиотеке значительное место занимали книги по гражданской истории, истории войн, художественная литература [11]. Вспомним и о том, что еще Ленин оценил Сталина как великорусского шовиниста, а Троцкий уже в 1924 г. обвинил его в предательстве мировой революции и переходе к национальному социализму [34, с. 337-381]. Как бы то ни было, Сталин поступал, сообразуясь с требованиями времени. Именно в этом и следует искать причины известных постановлений «О составлении учебников по гражданской истории для средней школы» от 29 марта 1934 г., «О преподавании гражданской истории в школах СССР» от 15 мая 1934 г. и замечаний членов Политбюро ЦК ВКП(б) от 26 января 1936 года «Об учебниках истории» [25].

В 1930-е гг. начинается возвращение к историческим истокам, критикуется «школа М.Н. Покровского», восстанавливаются исторические факультеты университетов и институтов. Но еще раньше, в октябре 1932 г. Е.В. Тарле, сосланный в 1929 г. по «Академическому делу» в Алма-Ату, вызывается в Кремль для беседы с наркомом просвещения РСФСР А.С. Бубновым по вопросу перестройки преподавания истории, а несколько позже вводится в состав Государственного ученого совета. По словам ученого, председатель совета в начале заседания сказал: «Нам было дано указание украсить Государственный ученый совет некоторыми первоклассными учеными. Первым из них нами был приглашен Евгений Викторович» [9, с. 227]. Все ранее изложенное дает основание предполагать, что «указание» могло исходить только от Сталина. Позже, в сентябре 1938 г., Тарле был восстановлен в рядах Академии наук СССР, и в этом же году вышла из печати его новая книга «Нашествие Наполеона на Россию», где четко прослеживались патриотические мотивы. В середине 1930-х гг. Совнарком СССР поручает Наркомпросу обследовать Бородинское поле в связи с приближающимся 125-летием битвы. В результатах обследования, подписанных наркомом А.С. Бубновым, отмечается, что из 37 памятников сохранились 35, в том числе и памятник М.И. Кутузову1. Стоимость реставрационных работ обозначалась в 225 тыс. рублей, помимо дополнительных дефицитных строительных материалов. Вскоре, 2 сентября 1937 г., в преддверии юбилея Бородинской битвы, газета «Правда» публикует материалы, посвященные «героической странице из прошлого нашей страны». На четвертой странице разместили парадный портрет генерал-фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова-Смоленского и статью Н. Кружкова «Великий полководец». В ней автор говорит, что хотя к 1812 г. Кутузов являлся престарелым полководцем, но принадлежал к суворовской школе, отлично управлял боем. «...Выдержка, хитрость, расчетливость, хладнокровие и предвидение Кутузова победили гений Наполеона» [26, с. 4]. А уже 8 сентября «Правда» публикует статью Д. Осипова «Героическая поэма о 1812 годе», в которой отмечается, что Отечественная война – это яркая страница русской истории, а из русского народа вышло много исторических личностей, и на первом месте – Ленин и Сталин [27, с. 4]. 1 ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Д. 2366. Лл. 102-106. Цит. По: Информационный бюллетень об истории охраны Бородинского поля и текущей ситуации на нем. 2011. С.36-38. [электронный ресурс]. URL. http/ www. sovet1812.ru (дата обращения 15.01.2012) Вот так, за несколько лет до Великой Отечественной войны была проведена четкая аналогия великих побед и личностей прошлого с вождями настоящего и их деятельностью. В связи с этим нельзя согласиться с некоторыми авторами, которые привязывают эти процессы к началу войны против фашизма. Так, например, Клаус Вышек и Нина Бабурина в книге «Искусство русского плаката XX века. Реальность утопии» отмечают: «Национально-патриотическая символика давала советской пропаганде, которая до тех пор ограничивалась только марксистко-ленинскими аргументами, новую стратегию убеждения». Все это «свидетельствовало о признании преемственности между советским государством и царской Россией, ее полководцами. Отменена была тщательно соблюдаемая дотоле идеологическая установка, согласно которой наследие империи категорическим образом не признавалось» [4, с. 134-135]. Как видим, «преемственность» была обозначена значительно раньше. Факты это подтверждают. В июле 1938 г. Киевский райисполком г. Москвы принимает решение о восстановлении музея «Кутузовская изба», и хотя за два года до этого разбирается Триумфальная арка, связанная с победой русского оружия в Отечественной войне 1812 года, а значит и Кутузова лично, процесс «кутузовской реабилитации» продолжается. Советская пропаганда постепенно и медленно вновь формирует образ русского полководца. В 1939 г. драматург В.А. Соловьев пишет пьесу «Фельдмаршал Кутузов», за которую в 1941 г. получает Сталинскую премию II степени, войдя в число первых награжденных [32]. В 1940 г. Н. Охлопков ставит эту пьесу в театре им. Е. Вахтангова (см. фото 2). Однако в январе 1941 г. Начальник Главного управления политпропаганды Красной Армии А.И. Запорожец в докладной записке на имя А.А. Жданова говорит: «У нас мало таких постановок, как «Иван Сусанин», «Суворов», «Фельдмаршал Кутузов». Совершенно мало фильмов о военном прошлом нашей страны. На экранах еще не показаны Отечественная война 1812 года, Севастопольская оборона и ряд других волнующих страниц русской истории» [10, с. 191-196]. При этом автор записки ставит вопрос: «... рядом с Москвой находится место Бородинского боя. Почему бы не выработать традиции массовых экскурсий в одно из воскресений к Бородинскому полю?». Вполне разумно полагать, не начнись война в 1941 г., советский народ увидел бы печатную, кинематографическую и театральную продукцию с именем М.И. Кутузова. Вся предшествующая логика подсказывала подобный ход развития событий. Не будем гадать, было бы это чуть раньше или чуть позже, но к началу войны историко-национальная почва была уже подготовлена. Свое развитие этот процесс нашел в речи наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова. Выступая по радио 22 июня 1941 г., он сказал: «В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. Тоже будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная армия и весь наш народ поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу» [14, с. 1]. В этой речи была проведена четкая аналогия с дореволюционной Россией, нашей страной и нашим народом. Тема Отечественной войны была развита и И.В. Сталиным в обращении к народу 3 июля 1941 года, когда он призвал народ самоотверженно идти «на нашу Отечественную освободительную войну против фашистских поработителей» [6, с. 1]. Совсем открыто Верховный главнокомандующий произнес имя М.И. Кутузова в речи на торжественном заседании Моссовета с партийными и общественными организациями г. Москвы, посвященном 24-й годовщине Октябрьской революции. Полководец был назван наряду с именами Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина, Сурикова и Суворова, как принадлежащий к великой русской нации. Апофеозом возвращения в историческую память народа героев прошлого стало выступление И.В. Сталина на параде 7 ноября 1941 г. Хрестоматийно знаменитыми стали его слова, произнесенные с трибуны мавзолея на Красной площади: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» [33].

Назвав имена героев прошлого, Сталин вновь умело вплел их образы в советскую идеологическую действительность: герои российской истории как бы вставали под знамя великого Ленина.

В этот же период в кабинете Верховного Главнокомандующего в Кремле появились портреты А.В. Суворова и М.И. Кутузова. По воспоминаниям Главного маршала авиации А.Е. Голованова, Сталин, говоря о Кутузове, «подчеркивал его мудрость и осторожность в действиях, несмотря на то, что авторитет его из-за этого был невелик в глазах царского правительства и появлялось порой недоумение среди личного состава его же армии. Однако Кутузов, в конечном счете, оказался совершенно прав. Он раньше других понял то, чего не сумели понять и не смогли предвидеть другие» [5]. Обратим внимание на еще одну немаловажную деталь: в кабинете Сталина висел портрет В.И. Ленина и располагалась под стеклом его посмертная маска. «Соседствование» двух русских полководцев в кабинете руководителя страны рядом с изображением основателя советского государства очень символично с точки зрения поднятия их статуса и говорит само за себя. Советская пропаганда военного времени содержала значительное количество примеров, популяризирующих образ М.И. Кутузова.

В ноябре 1941 г. в блокадном Ленинграде состоялась премьера пьесы А.К. Гладкова «Давным-давно», работу над которой автор начал еще осенью 1940 г. Пьеса была поставлена в театре комедии под руководством Н.П. Акимова. Следует отметить, что несколько ранее, в августе 1941 г., в Москве была сделана радиопостановка некоторых сцен пьесы, в которых изображался М.И. Кутузов. Пьеса имела колоссальный успех, о чем может судить читатель, посмотрев знаменитый фильм режиссера Э.А. Рязанова «Гусарская баллада» (1962 г.), взявшего за основу пьесу А.К. Гладкова. Продолжались постановки пьесы В.А. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов». Так, Омский облтеатр приступил к подготовке этого спектакля, а отрывки из него использовались в концертах-лекциях об Александре Невском, А.В. Суворове, М.И. Кутузове, проводимых Вахтанговским театром (дело в том, что этот театральный коллектив был эвакуирован в годы войны в Омск) [30, с. 440-442]. В этой же пьесе для военнослужащих армии, флота и войск НКВД выступал в роли Кутузова заслуженный артист РСФСР А.Г. Георгиевский. Он не только читал отрывки, но и увлекательно рассказывал об исторических событиях 1812 года, о самом фельдмаршале, «его глубоко народной стратегии, приведшей к разгрому наполеоновских войск». Опыт этого артиста был признан интересным, и Президиум ЦК Союза работников искусств рекомендовал распространить его «как новый жанр, сила которого в его художественной целостности и агитационно-пропагандистской направленности» [30, с. 374-375]. В военное лихолетье появляются различные брошюры и статьи, посвященные М.И. Кутузову. Авторами их являлись академики Е.В. Тарле, профессора М.В. Нечкина, Г.Г. Писаревский, П.Б. Жибарев, В.И. Лебедев, а также Н. Коротков, М. Брагин и другие. Общий подход авторов заключался в признании заслуг фельдмаршала потомками и его выдающейся роли в истории России (см. фото 3, 4, 5, 6).

Важнейшим итогом формирования патриотической идеологии стало учреждение в 1942 г. Ордена Кутузова I и II степени, с добавлением в 1943 г. III степени. Этим орденом награждались командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведенный план операции, а также за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями, за достигнутые результаты в этих операциях, успехи в боях за Родину.

Стоит отметить одну важную деталь. В СССР до войны существовал лишь один «именной» орден – высшая награда страны – орден Ленина. В годы Великой Отечественной войны были учреждены новые «именные» ордена, которые в соответствии с законодательством располагались в наградной системе следующим образом:

Орден Суворова, Орден Ушакова, Орден Кутузова, Орден Нахимова, Орден Богдана Хмельницкого. После низшей степени последней в этом ряду награды шел Орден Александра Невского [35, с. 260-281]. Учитывая, что «морскими наградами» полководцы, как правило, не награждались, легко увидеть: Орден Кутузова в «именном» ряду стоит после Орденов Ленина и Суворова. Немаловажна еще одна деталь: в СССР не появились ордена К. Минина, Емельяна Пугачева, фельдмаршала Румянцева или генерала Багратиона. Поэтому сам факт учреждения Ордена Кутузова и его место в наградной системе СССР говорит об особой роли образа М.И. Кутузова в системе советской военной и исторической пропаганды, в символике советских наград. В связи с этим крупнейший российский ученый в области государственной символики Н.А. Соболева совершенно справедливо отмечает, что «вместе с утверждением идеологических конструкций политическая символика также утверждалась в соответствующих формах» [29, с. 242].

Особое значение придавалось художественному изображению полководца и популяризации его имени. Для значительной массы населения и военнослужащих средствами информации стали военные плакаты и открытки. Уже в 1942 г. появилась почтовая открытка, изображавшая Суворова, Кутузова и А. Невского, обрамленных лентой с выдержкой из слов Сталина на параде 7 ноября 1941 года (см. фото 7). Тираж открыток составил 200 тыс. экземпляров. Миллионным тиражом Художественная эстампная мастерская выпустила почтовую карточку (открытку), изображавшую в черно-белом цвете М.И. Кутузова с опять же хрестоматийной фразой И.В. Сталина (см. фото 8). В 1943 г. художник М.П. Сахарова стала автором открытки «Михаил Кутузов».

Здесь портрет фельдмаршала был помещен на фоне эпизода Бородинского боя, а оборотная сторона содержала элементы русского зодчества и шатрового стиля (см. фото 9, 10). В это же время выходят из печати две открытки, автором которых являлся будущий народный художник СССР, автор произведений на военно-исторические сюжеты П.Т. Мальцев. На первой открытке Петр Тарасович изобразил М.И. Кутузова в овальной раме, украшенной лавровыми ветвями и видами оружия кутузовской эпохи. На второй изображен Орден Кутузова, под которым показаны наступающие солдаты при поддержке танков и самолетов. Обе открытки вышли в Военном издательстве Наркомата обороны СССР (см. фото 11, 12).

Плакатное искусство не так богато на изображения М.И. Кутузова. Художники В.С. Иванов и О.К. Бурова стали авторами плакатов из серии «Пусть вдохновляет вас образ наших великих предков». Ими были запечатлены образы А. Невского, Д. Донского, К. Минина, М.И. Кутузова. На плакате «Подвигам доблести слава, честь, память», созданном в 1941 г., изображены советские воины на Бородинском поле. Они защищают свои позиции, осеняемые не только советским флагом, но и ликом М.И Кутузова, а рядом – изображение памятника со словами, ставшими названием плаката (см. фото 13). Еще один достаточно известный плакат, автором которого является Петр Алякринский, стал очень распространенным благодаря своей красочности и тиражу в 600 000 экземпляров. Он был выпущен в 1942 г. издательством «Искусство» под устоявшимся уже названием «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков...». В унисон ему была выпущена в типографии «Красный печатник» тиражом 500 000 экземпляров почтовая карточка с таким же изображением [15]. В центре размещаются строки из знаменитого выступления И.В. Сталина, вокруг них красочные и жизнеутверждающие портреты всех тех исторических личностей, которых перечислил вождь, в том числе и Кутузова. Рядом присутствуют сюжеты, изображающие фрагменты Ледового побоища, Куликовской битвы, освобождения Москвы от поляков, суворовских атак и Бородинской битвы, а внизу – наступление наших войск под красным стягом (см. фото 14).

В связи с учреждением полководческих орденов было выпущено «Окно ТАСС» № 541 с изображением самого Кутузова и ордена его имени. Рисунок П. Соколова-Скаля сопровождался стихами В.Лебедева-Кумача:

Готовь победу, в жаркий бой вступая, Изматывай врага, к погибели веди, – Пускай звезда Кутузова, сверкая, Зажжется на твоей груди! (см. фото 15).

Оценивая плакаты, обратим внимание на то, что историко-патриотическая тематика распространялась только на те исторические личности, о которых было сказано с высоких трибун. Другие герои прошлого, как например фельдмаршал П.С.

Салтыков, бравший Берлин в 1760 г., не упоминались.

Советская пропаганда в полную мощь задействовала исторические мотивы для поднятия патриотического духа народа и в преддверии революционных праздников. Так, в связи с приближающимся 25-летием Великой Октябрьской социалистической революции начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александров в письме на имя секретарей ЦК партии А.А. Андреева, Г.М. Маленкова, А.С. Щербакова от 6 октября 1942 г. предложил провести мероприятия и организовать ряд печатных изданий, посвященных этой дате [30, с. 395-396].

Среди всего прочего предлагалось организовать показ лучших фильмов, в числе которых были «Суворов» и «Минин и Пожарский». Не стоит сомневаться, что в этом списке нашлось бы место фильму «Кутузов», будь он снят к этому времени. Однако фильм вышел на экраны в 1943 г. Он стал еще одним новым проявлением пропагандирования имени полководца (см. фото 16). Задача фильма состояла в создании исторически правильного образа М.И. Кутузова. Как отмечал председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большаков, в ряде исторических работ его образ был освещен неправильно. Даже Л.Н. Толстой в «Войне и мире» показал его исторически неточно: «Кутузов изображен слабым и хилым стариком, весь полководческий талант его сведен к природной хитрости». Исходя из пожеланий Сталина, был создан «совершенно новый в произведениях искусства образ М.И. Кутузова, мудрого и талантливого стратега, волевого и мужественного полководца, простого и отзывчивого командира, любимца армии, хорошо знающего дух своего народа» [3, с. 119-120]. Фельдмаршала в этом фильме сыграл артист Алексей Дикий. Помимо пробуждения интереса к истории и историческим личностям, такие фильмы, как «Кутузов», уже в наше время сыграли еще одну, особую роль. Современные передачи, документальное кино, сюжеты на исторические темы соответствующего периода, как правило, содержат отрывки из фильмов «Александр Невский», «Кутузов», «Нахимов». Черно-белые кадры этих фильмов придают достоверность историческому повествованию, делают нас своеобразными свидетелями той эпохи, подтверждают реальность происходящего.

Имя и образ М.И. Кутузова запечатлены и в Московском метрополитене. В 1943 г. была открыта станция метро «Новокузнецкая», которая стала, в известной степени, иллюстрацией к знаменитой сталинской речи. В серии барельефов «Наши предки» заняло свое место и изображение полководца (автор – Н.В. Томский). Михаил Илларионович показан в профиль в медальоне, который окружен знаменами и оружием той эпохи (см. фото 17). В 1952 г. состоялось открытие станции метро «Комсомольская-кольцевая». Эта станция стала ярким выражением победной идеологии, основанной на исторических традициях. На станции в новых художественных формах была вновь проиллюстрирована сталинская речь. Свод станции украшен мозаиками, одна из которых изображает М.И. Кутузова. Автором конного портрета фельдмаршала, как и других мозаичных картин, является выдающийся русский советский художник П.Д. Корин (см. фото 18). Пропаганда имени М.И. Кутузова осуществлялась не только официально-государственным путем. Использовались и каналы, учитывающие элементарные интересы человека к какой-либо теме, его хобби, его увлечение чем-то.

Пожалуй, каждый в детстве что-то коллекционировал, а у многих этот интерес сохранился и в дальнейшей жизни. Не стали исключением почтовые марки. В 1945 г. были выпущены две марки, стоимостью 30 и 60 копеек, посвященные 200-летию М.И. Кутузова (см. фото 19).

Облик фельдмаршала мы видим и на марке 1962 г., посвященной 150-летию Отечественной войны 1812 года.

Здесь полководец изображен вместе с М.Б. Барклаем-де-Толли и П.И. Багратионом (см. фото 20). Объединением двух мотивов: любви к истории и признания заслуг мастера кисти, стала марка, выпущенная к 100-летию художника Н.П. Ульянова, изображавшая его полотно «Лористон в ставке у Кутузова» (1975 г.) (см. фото 21). После Великой Отечественной войны на волне патриотического подъема начинается изучение личности русского фельдмаршала. Этому способствует и двухсотлетие со дня его рождения, которое широко отмечалось в сентябре-октябре 1945 г. Совнарком СССР 8 сентября 1945 г. принял постановление «О 200-летии со дня рождения М.И. Кутузова», в котором наметил проведение ряда мероприятий [31, с. 1].

В связи с юбилеем была издана достаточно обширная литература, статьи, а также сборники документов [12; 19; 21].

Во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. на фоне хрущевской оттепели идеологическая конструкция «гениальности и величия» Кутузова дополняется важнейшим элементом: это имя и образ вводится в массовый дискурс, становится естественным элементом повседневности. В 1953 г. был воздвигнут памятник М.И. Кутузову в Калининграде (скульптор – Я. Лукашевич), а в 1954 г. – в Смоленске (скульптор Г.И. Мотовилов, арх. Л.М. Поляков) (см. фото 22). В 1957 г. в Москве появился Кутузовский проспект, ставший одной из парадных магистралей города. 7 ноября 1958 г., в годовщину Октябрьской революции, открывается станция московского метрополитена «Кутузовская». Следует отметить, что на тот период это была единственная «именная» станция, посвященная личности из дореволюционной эпохи или не имеющая отношения к советской истории.

К 150-летию Отечественной войны 1812 года режиссер Эльдар Рязанов экранизирует пьесу А.К. Гладкова «Давным-давно» (о чем мы уже упоминали) под названием «Гусарская баллада». Образ М.И. Кутузова, воплощенный народным артистом СССР Игорем Ильинским, стал для зрителя родным и близким.

Толстовская народность Кутузова, показанная в «Войне и мире», воплощалась в советской действительности. Подтверждением этому служат многочисленные значки, бюсты, сувенирная продукция и даже спичечные наборы с изображением фельдмаршала и героев войны 1812 года (см. фото 23). Воистину популярными становились в народе те исторические личности, о которых сочинялись анекдоты (Чапаев, Штирлиц), и те, чьи цитаты «уходили» в народ. Кутузов здесь также выделялся особо. В фильме «Бриллиантовая рука» (1969 г.) герой Анатолия Папанова по имени Лелик произносит фразу: «Бабе – цветы, детям – мороженое. Смотри, не перепутай, Кутузов!» Эта фраза стала народной и любимой, впрочем, как и фильм, снятый Л. Гайдаем.

В последующие годы выпускались книги, наборы открыток, буклеты, посвященные М.И. Кутузову. В целом они пропагандировали устоявшиеся в предыдущие годы образ полководца, чье имя прочно вошло в память нации, в память народа (см. фото 24, 25). Всплески выпуска этой продукции приходились, естественно, на юбилейные даты Отечественной войны 1812 года.

Но советская эпоха закончилась. Ушло в прошлое мощное пропагандистское влияние. Началась переоценка нашей истории, затронувшая и характеристики Кутузова. Жаль, что поиск исторической правды зачастую подменялся, да и подменяется в наше время, свержением символов эпохи и безответственными рассуждениями на «околоисторические темы».

Без сомнения, символом, а точнее сказать, одним из имен-символов Отечественной войны 1812 года является Кутузов. Советская идеология критически воспринимала его образ в 1920-е гг., положительно изображала в 1930-е, вознесла на «исторический Олимп» в 1940-е и в последующие десятилетия. При этом следует отметить, что, реабилитация исторических деятелей и их возвращение в «историю страны» была выборочным процессом. И выбор этот зависел, в первую очередь, от взглядов руководителя государства. Позиция руководства, как правило, в любые годы базировалась на классовом подходе. Перефразировав знаменитую фразу «Законно все то, что служит делу Революции», можно сказать, что в более поздние годы действовал принцип: «Законно все то, что служит делу советской власти и ее идеологии». Советская власть в последние два-три десятилетия своего существования была в значительной степени более гуманна к дореволюционной истории, чем раньше. Но при этом в силу хозяйственной целесообразности застраивалось Бородинское поле, продолжали разрушаться памятники и усадьбы, принадлежавшие классовым противникам, а значит, не имевшие права на табличку «Охраняется государством».

Потому и в наши дни имя Кутузова сохраняется в исторической памяти, являясь опорой патриотической идеологии. В наградной системе России сохранен Орден Кутузова, издается научная и художественная литература, сувенирная продукция (см. фото 26). А в 1995 г. была выпущена марка, посвященная 250-летию М.И. Кутузова (худ. Б.С. Илюхин). По инициативе Российской национальной академии филателии был проведен конкурс на лучшую почтовую миниатюру за период с 1992 по 2009 гг. (см. фото 27). Победителем стала именно эта «кутузовская марка». В чем причины этой победы? В таланте автора, в красочности цвета, в достаточно спокойной символичности... Но есть и еще одна причина. Национальная самоидентичность народа невозможна без его истории и культуры. У кого нет прошлого – у того нет и будущего. В современной России Михаил Илларионович Кутузов – великий полководец и дипломат, которым мы имеем полное право гордиться.

Список литературы

1. Аврора. 1970. – № 2.

2. Александровский В. Стихотворения // Русская поэзия ХХ века. Антология русской лирики первой четверти века. М.: Амирус, 1991. [электронный ресурс ]. URL: http:// www/.az.lib.ru/a/aleksandrowskij_w_d/text_0020. (дата обращения: 01.08.2012).

3. Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. Госкиноиздат, 1950. – С. 119-120.

4. Вышик Клаус, Бабурина Нина. Искусство русского плаката ХХ века. Реальность утопии. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – С. 134-135.

5. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. – М., 2007 [‘электронный ресурс ] URL: http: //www.militera. lib.ru/ memo/Russian/golovanov_ae/21.html// (дата обращения :01.08.2012).

6. Вечерняя Москва. № 155. 1941. – 3 июля. – С. 1.

7. Геральдический вестник. 2011. – № 7.

8. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. – М.: Наука, 1988. – С. 13.

9. Из литературного наследия академика Е.В. Тарле. – М., 1981. – С. 227.

10. Известия ЦК КПСС. 1990. – № 5. – С. 191-196.

11. Илизаров Б.С. Сталин. Штрихи к портрету на фоне его библиотеки и архива // Новая и новейшая история. 2000. – № 3, 4.

12. К 135-летию со дня смерти М.И. Кутузова. Из личной переписки // Знамя. 1948. – Кн. 4, 5.

13. Коммерсант-Власть. 2011. – 18 апреля. – С. 12.

14. Комсомольская правда. № 146. 1941. – 24 июня. – С. 1.

15. Кошелев А. Великая Отечественная на почтовых миниатюрах // Восточно-Сибирская правда, 12.03.2005. [электронный ресурс]. URL: http:/. Www.vsp.ru/culture/

2005/03/12/435147/ (дата обращения: 15.01.2012).

16. Кузьмин А.И. Вступительное слово // Суворовский музей. 100 лет в истории России.

1904–2004. Материалы международной научной конференции и юбилейных торжеств 24–26 ноября 2004 г. – СПб, 2007. – С. 8-9.

17. Лавренев Б.А. Вторичное погребение Потемкина // Памятники Отечества. – 1991. № 2. – С. 154-155.

18. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. – С. 462.

19. М.И. Кутузов. Сб. документов / Под ред. Л.Г. Бескровного. В 5 тт. – М.: Воениздат,  1950–1956.

20. Малая Советская энциклопедия. – М., 1928–1930. – Т. 1, 6, 7, 8.

21. Михаил Илларионович Кутузов (К 200-летней годовщине со дня рождения). – М.: УПА ЦК ВКП(б), 1945.

22. Московский комсомолец. 2011. – 16 июня.

23. Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. Информационный бюллетень об истории охраны Бородинского поля и текущей ситуации на нем. 2011 [электронный ресурс]. URL: http:// www. sovet1812.ru (дата обращения: 15.01.2012)// С. 14.

24. Покровский М.Н. Общественные науки в СССР за 10 лет // Вестник Коммунистической Академии, 1928. – Кн. 26 (2). – С. 5-6.

25. Правда. 1936. – 27 января.

26. Правда № 242. 1937. – 2 сентября. – С. 4.

27. Правда № 248. 1937. – 8 сентября. – С. 4.

28. Родина. – 1992. № 6-7. – С. 79.

29. Соболева Н.А. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. – М.: Языки славянских культур, Знак, 2006. – С. 242.

30. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникации убеждения» и мобилизационные механизмы // Авт.-сост. А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. – М.: РосПЭН, 2007. – С. 440-442.

31. Советское искусство. 1945. № 38. – 21 сентября. – С. 1.

32. Соловьев В. Исторические драмы. – М.: Советский писатель, 1956.

33. Сталин. И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – М.: Госполитиздат, 1950. [электронный ресурс]. URL: http:// www. sovmusic.ru›text.php?fname=st_71141 (дата обращения: 01.08.2012).

34. Троцкий Л.Д. История Русской революции. – М., 1997. – С. 337-381.

35. Учреждение орденов СССР // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938–1944 гг. – М., 1945. – С. 260-281.

36. Фомин И. Легенда о Кутузовском садике // Вдохновение. – 1995. – № 7-8.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://evestnik-mgou.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и принципы гражданского общества
Реферат Понятие и система источников муниципального права. Европейская Хартия местного самоуправления
Реферат Понятие и правовая природа брака. Порядок заключения брака
Реферат Понятие и правовой режим недвижимости в России
Реферат Понятие и признаки жилых помещений
Реферат Понятие и признаки юридического лица
Реферат Понятие и предмет коммерческого права
Реферат Понятие и признаки нормы права
Реферат Понятие и содержание гражданской правосубъектности воинской части
Реферат Понятие и роль гражданского договора в рыночной экономике
Реферат Понятие и содержание внешнеторгового договора
Реферат Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации
Реферат Понятие и сущность примирительных комиссий
Реферат Понятие и стадии законотворческого процесса
Реферат Понятие и сущность предмета таможенного права