Реферат по предмету "История"


Бой при Сан-Доминго



План
Введение
1 Предыстория

2 Дакворт и Вильоме

3 Поиск

4 Ход боя
4.1 Бой авангарда
4.2 Вторая колонна
4.3 Разгром


5 Последствия

6 Состав сил


Список литературы

Бой при Сан-Доминго


Введение


Бой при Сан-Доминго (англ. Battle of San Domingo или Duckworth's Action
) — бой периода Наполеоновских войн между британской и французской эскадрами у острова Санто-Доминго, между мысами Нисао и Каталана. Последний классический эскадренный бой века паруса.


1. Предыстория


Зимой 1805 года Брестский флот французов, отстаивавшийся весь год в гавани и пропустивший Трафальгар, наконец зашевелился. После решающей битвы Первый лорд Адмиралтейства Бэрхэм ослабил блокаду, и у французов появилась возможность прорваться. 13 декабря, когда эскадра Корнуоллиса оставила позицию из-за плохой погоды, 11 линейных кораблей, 4 фрегата, корвет и 2 посыльных судна выбрали якоря и вышли из Бреста проливом ля Гуле́.


Флот разделился: эскадра вице-адмирала Лессега должна была доставить 1000 человек для усиления гарнизона Сан-Доминго,[2] затем крейсировать у Ямайки или, если англичане там окажутся слишком сильны, вернуться во Францию через Гранд-Банк. Эскадре контр-адмирала Вильоме предстояло идти в Южную Атлантику, оттуда в Кайенну через Мартинику или Гваделупу, и вернуться во Францию через Святую Елену. Приказы обоим адмиралам носили рекомендательный характер, предлагая запасные районы крейсерства, каждый из которых, по замыслу, обещал изобилие британских торговых судов.


Этот прорыв, хотя и поздно, но показал, чего могли и должны были достичь французы, нанося удары по источнику британского богатства, и растягивая силы Королевского флота. Обе эскадры были достаточно сильны и представляли серьезную угрозу: флагманом Лессега был 130-пушечный Impérial
, кроме него имелись один 80-пушечный, три 74-пушечных корабля и два 40-пушечных фрегата. Эскадра Вильоме примерно равнялась по силе: 80-пушечный Foudroyant
(флагман), пять 74-пушечных кораблей и два 40-пушечных фрегата.


В момент разделения эскадр 15 декабря, к западу от о. Уэссан, они были замечены конвоем из 23 «купцов», шедшим из Корка в Вест-Индию, в охранении HMS Arethusa
(38) капитан — Чарльз Брисбен, HMS Boadicea
(38) и HMS Wasp
(18). Брисбен рассредоточил конвой, и смог уйти от французов, после чего отправил Wasp
домой с докладом об обнаружении. Новость достигла Англии 24 декабря.


23 декабря между Мадейрой и Канарскими островами Брисбен повстречал эскадру вице-адмирала Джона Дакворта, стерегшую в Кадисе остатки разбитого франко-испанского флота. Получив ранее от коммандера Лангфорда (HMS Lark
, 18) известие, что конвой назначением в Горею рассеян французской эскадрой (предположительно, рошфорской эскадрой Альмана (фр. Zacharie Allemand
), Дакворт снял блокаду, оставив только пару фрегатов, и отправился на поиски. Никого не найдя, он возвращался на позицию к Кадису, когда наткнулся на Брисбена. Полученные от него новости стали началом цепи курьезов, приведших в итоге к Сан-Доминго.


2. Дакворт и Вильоме


В рождественский день Дакворт обнаружил девять парусов и бросился в погоню. Утром 26 декабря 1805 года, когда передовые британские корабли подошли ближе, выяснилось что только пять или шесть из неизвестных кораблей линейные. Его собственная эскадра растянулась длинной колонной, а HMS Superb
, где находился адмирал, ведомый флаг-капитаном Китсом (англ. Richard Goodwin Keats
), которого молва называла лучшим моряком на флоте, вырвался далеко вперед.


Сославшись на это обстоятельство, Дакворт решил не вынуждать противника (а это был Вильоме) к бою, и отошел для соединения с основной массой своих кораблей. Поскольку на эскадре уже ощущался недостаток воды, он приказал лечь на курс вест, в Вест-Индию. Это необъяснимое решение не возвращаться на позицию, усугубленное выбором места для пополнения — Подветренные острова, вызвало крайнее неудовольствие адмирала Коллингвуда, главнокомандующего в Средиземноморье. Позиция у Кадиса подчинялась ему.


Решение Дакворта относят на его стремление к славе и следование примеру Нельсона.[1] Он отправил вперед на Сент-Китс 40-пушечный фрегат HMS Acasta
(капитан Данн, англ. Robert Dunn
), для приготовлений к приему воды всей эскадрой. 12 января 1806 Дакворт бросил якорь в бухте Карлайл, Барбадос. Здесь к нему присоединился командующий эскадрой Наветренных островов, контр-адмирал Александр Кокрейн, с 74-пушечными HMS Northumberland
(флагман) и HMS Atlas
. Оба адмирала понятия не имели о появлении в Вест-Индии Лессега.


3. Поиск


Сведения о выходе французов достигли Англии в предрождественский день (см. выше). Но и тогда донесение недооценило их силы, показав на 5 линейных меньше чем на самом деле. Тем не менее, в полном соответствии с политикой лорда Бэрхэма, немедленно началась подготовка к выходу двух эскадр. Первая под командой вице-адмирала Уоррена (флагман HMS Foudroyant
) должна была идти на Мадейру, а если не обнаружит противника, то на усиление адмиралов Кокрейна и Дакра (англ. James Richard Dacres
, ямайская эскадра) в Вест-Индию. Ее поход не пропал даром — в марте она натолкнулась на возвращавшуюся эскадру Линуа и разбила ее.


Вторая эскадра, под командой Ричарда Страчана, к тому времени контр-адмирала, следовала прямо на Святую Елену, а оттуда на соединение с отрядом коммодора Попхэма, чьей задачей было отобрать у голландцев Кейптаун.


Обе были готовы только к концу января, таким образом ситуация оставалась в руках Дакворта.


1 февраля 1806 со шлюпом HMS Kingfisher
(коммандер Натаниель Кокрейн, англ. Nathaniel Cochrane
) вице-адмирал получил тревожную новость: обнаружены три французских линейных корабля, направлявшихся к Сан-Доминго. Туда и пошел Дакворт, подобрав по пути HMS Epervier
(14) и фрегат HMS Magicienne
(32).


Эскадру Лессега после неудачной попытки преследовать конвой Брисбена заметно потрепало штормом. Но он высадил войска на Сан-Доминго, дождался отставших кораблей, и был готов выйти в море. 6 февраля, обнаружив поблизости противника, французы обрубили якорные и в 07:30 с бризом от норд-нордвеста вышли из бухты Окка и повернули на вест.


4. Ход боя


Французы выстроили линию во главе с Alexandre
(80), за ним Impérial
(130, флагман), Diomède
, Jupiter
и Brave
(все 74). 40-пушечные фрегаты Félicité
, Comète
и корвет Diligente
шли параллельной колонной ближе к берегу.


Дакворт построил свои корабли в две линии, сигналом объявив намерение отрезать трех ведущих французов. Правую колонну составляли 74-пушечные HMS Superb
, HMS Northumberland
и HMS Spencer
, а замыкающим HMS Agamemnon
(64). Левую вел контр-адмирал Луис (англ. Thomas Louis
) на HMS Canopus
(80), следом HMS Donegal
и HMS Atlas
(оба 74). Фрегаты Acasta
и Magicienne
со шлюпами Epervier
и Kingfisher
держались мористее линейных.


К 08:00 британцы пришли в относительный порядок; Canopus
был на траверзе у Spencer
. Но держать позиции удавалось с трудом: мешали слабый ветер и обрастание части кораблей, давно находившихся в море. Agamemnon
отстал, вся левая колонна тоже. Правая, оказавшаяся с наветра, справлялась лучше, особенно когда бриз отошел к норд-осту и усилился. Эскадры, имея ход около 8 узлов, спускались под ветер и сближались.


4.1. Бой авангарда


В 10:10 Superb
уменьшил паруса и открыл огонь по Alexandre
, после чего Northumberland
вступил в бой с Impérial
. Находившийся от него справа и за кормой Spencer
начал бой с Diomède
, одновременно его носовые пушки обстреливали французского флагмана.


Под таким натиском Alexandre
(капитан Гарро, фр. Garreau
) выкатился из линии влево, пытаясь пройти под кормой Northumberland
и угрожая продольным огнем Spencer
. Но не рассчитал скорость последнего и сам попал под его продольный залп. После этого Стопфорд повернул фодевинд на левый галс и поставил свой корабль параллельно Alexandre
, продолжая канонаду.


4.2. Вторая колонна


Хотя Стопфорд в дыму и неразберихе получил несколько попаданий от своих, он обернул ситуацию в пользу британцев: практически преподнес Alexandre
на блюде левой колонне адмирала Луиса. Проходя у него под носом, они один за другим давали залп, приводились и вступали в общий бой. В итоге Alexandre
лишился всех мачт, от него остался заваленный обломками корпус. Около 11:00 от огня Стопфорда на нем начался пожар, и Spencer
тоже отошел и присоединился к общей свалке. Canopus
вел бой с Impérial
, Donegal
оказался против Brave
, Atlas
против Jupiter
. Вскоре Alexandre
спустил флаг, а еще через десять минут и Brave
, после того как Donegal
(капитан Малькольм, англ. Malcolm
) прошел у него под кормой и дал сокрушительный продольный залп, а затем снова повернул на вест. Теперь уже Atlas
зашел вперед Jupiter
на поддержку Canopus
, а Donegal
поравнялся с французом справа, обошел и подрезал ему нос, вынудив Jupiter
к столкновению. Как только его бушприт оказался над левой раковиной Donegal
, он был прихвачен и принайтовлен, и без дальнейшего сопротивления Jupiter
сдался абордажной партии и был взят на буксир. Капитан Малькольм, видя что центр боя сдвигается к весту, приказал фрегату Acasta
овладеть Brave
.


4.3. Разгром


Superb
при поддержке Northumberland
продолжал бой с французским авангардом. Дакворт приказал своим кораблям подавить трехдечный и его напарника. Выполняя приказ, Atlas
после одного залпа оставил Jupiter
и присоединился к кораблям, обстреливающим Impérial
. В этот момент, в дыму и сумятице, у Atlas
заклинило руль, он получил залп от Diomède
, навалился на Canopus
и потерял бушприт. Капитан Пим (англ. Pym
) хладнокровно скомандовал вынести паруса на ветер, задним ходом разошелся с Canopus
, оказался борт о борт с Diomède
и разрядил в него батареи правого борта.


Побитая эскадра Лессега была прижата к берегу, между Пунта Нисао и Пунта Каталана. Impérial
повернул к берегу и выбросился на мель, при этом рухнула его последняя уцелевшая мачта. Разбитый огнем с Atlas
, затем со Spencer
и под конец с отставшего Agamemnon
, Diomède
последовал за флагманом. Он тоже лишился всех мачт. Контр-адмирал Луис не пожелал отворачивать вслед за Superb
, а продолжал огонь вместе со Spencer
и Atlas
. Только когда Impérial
прекратил огонь, на нем возник пожар и множество людей кинулось из низов на верхнюю палубу, Луис, не обращая внимания на огонь сидящего на мели Diomède
, направил Canopus
в море и присоединился к Дакворту.


5. Последствия


Видя судьбу больших собратьев, фрегаты Félicité
, Comète
и корвет Diligente
бежали. Позже они без потерь добрались до Франции.[3] Бежали на берег в большинстве команды сидевших на мели кораблей. Оба они разбили на рифах днища, и 8 февраля были сожжены командами Acasta
и Magicienne
. Перед этим оставшиеся на борту французы были взяты в плен.[3]


Хотя британцы выдержали сильнейший огонь противника, только Northumberland
потерял в конце боя грот-мачту.[1] У Donegal
была сбита фор-стеньга.[3] Потери британцев в людях (74 убитыми и 264 ранеными) были куда меньше французских (около 1500 всего). Из взятых призов Brave
затонул на переходе в Англию, Alexandre
был слишком поврежден для дальнейшего использования, но Jupiter
был взят в британскую службу как HMS Maida
, в честь недавней победы небольшого отряда сэра Джона Стюарта в Калабрии.


Поведение Дакворта не сочли достойным особых почестей, сверх обычных наград, распределенных между офицерами эскадры, хотя успех боя оправдывал оставление им позиции у Кадиса. По словам покидавшего должность лорда Бэрхэма, эта победа «избавляет нас от каких-либо страхов новой разбойной войны в Вест-Индии».[1] Действительно, пришедшая для ремонта на Ямайку эскадра (за исключением Northumberland
и Agamemnon
, вернувшихся на Барбадос) была встречена «потрясающе». Известие о том, что вест-индская торговля может не опасаться линейных кораблей, немедленно сказалось. Одержанную всего через четыре месяца после Трафальгара победу праздновали во многих британских владениях.[3]


Отделившаяся эскадра Вильоме продолжала крейсерство в Южной Атлантике, затем на Ньюфаундленской банке, и успешно избегала встреч с искавшими ее британцами. Но после Ньюфаундленда была рассеяна штормом, корабли укрылись частью в американских, частью в карибских портах. Только четыре линейных корабля из исходных одиннадцати когда-либо вернулись во Францию.


Остальные крупные морские сражения века паруса (например, бой на Баскском рейде) происходили уже не в море, а вблизи берегов на якоре, в них отсутствовал элемент маневра и прорыва линии. В этом смысле бой при Сан-Доминго оказался последним.


6. Состав сил


· The Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806-1814
. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1998. p.20-24. ISBN 1-86176-038-8


Список литературы:


1. The Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806-1814
. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, London, 1998. p.20-24. ISBN 1-86176-038-8


2. Прежнее написание Санто-Доминго


3. James, William. The Naval History of Great Britain
, Volume 4, 1805–1807. Conway, 2002 (Repr. 1827), p.186-202. ISBN 0-85177-908-5


4. London Gazette
: no. 15902, pp. 371–374, 24 March 1806


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бой_при_Сан-Доминго



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудиторські послуги 2
Реферат Фауна Кримських Гір 2
Реферат Производство стекла
Реферат Агроэкологическая оценка производства кормов в ОАО Комсомольское племенной репродуктор
Реферат 3. История фамилии Ждановы
Реферат Маркетинг послуг 2
Реферат Аудит основних засобів та нематеріальних активів на прикладі ВАТ "Стахановський вагонобудівний завод"
Реферат Застосування технічних засобів навчання на заняттях кулінарії
Реферат Рефлексія як структурний компонент моделі ефективного консультанта
Реферат Портфельне інвестування
Реферат Розробка серії моделей жіночої блузи
Реферат Земельные ресурсы и эффективность их использования
Реферат Патологія вагітності і пологів
Реферат Основные принципы диалектики
Реферат Графоаналитический расчёт и исследование полупроводникового усилительного каскада