План
Введение
1 Временные границы
2 Возникновение и смысл термина
3 В музыке
4 В литературе
5 В скульптуре
6 Противники
Список литературы
Введение
«Смерть» (польск. Śmierć), Яцек Мальчевский.
«Молодая Польша» (польск. Młoda Polska) — неоромантическое течение в польской культуре, сформировавшееся 1890—1918 годах XX века. Оно развивалось под сильным влиянием позитивизма во взаимодействовии с такими художественными течениями, как натурализм, импрессионизм, символизм, экспрессионизм, неоклассицизм. Эстетическая программа «Молодой Польши» была неоднородной. В целом, творцов объединяли ощущение дисгармонии жизни, утверждение творческой свободы и независимости художника, связанное с поисками новых средств художественного выражения, бунт против мещанского общества и его морали.[1] Это течение проявило себя в польском искусстве, литературе (особенно поэзии), музыке, театре.
1. Временные границы
Рубеж XIX—XX веков — особый период в жизни польского общества и культуры. Исследователи указывают на трудность определения хронологических рамок эпохи Молодой Польши. Казимеж Выка в критической работе «Характеристика периода Молодой Польши» говорит о том, что «ни одна из литературных дат не имеет столь общепринятого значения перелома, как например год выхода в свет томика „Стихов“ Адама Мицкевича для романтизма».[2]
Также нельзя принять какое-либо историческое событие как дату перехода к эпохе Молодой Польши, как, например, произошло с Январским восстанием, которое отделяет фазу упадка романтизма и начала позитивизма.
Казимеж Выка весьма условно предлагает считать началом эпохи 1890 год, комментируя это так: «вышеупомянутая дата не обозначает ни одного выдающегося литературного события, тем более — политического. Утверждает она одно: последнее десятилетие XIX века будет настолько в дальнейшем находиться под знаком нарастания явлений, связанных с Молодой Польшей, что уже в 1895—1900 годах поколение, творящее эту литературу, становится главным и первенствующим поколением»".[3]
Ту же самую дату помещает в заглавие своей монографии Юлиан Кшижановский: «Польский неоромантизм 1890—1915». Так и для Антония Потоцкого 1890 год является пограничной датой между двумя периодами развития литературы. Иное предположение сделано Казимежем Чаховским, в его работе «Образ современной польской литературы». Для него поворотным пунктом становится 1884 год, первые теоретические и художественные проявления натурализма. Но для истории польского натурализма имеют значение такие факты как дебют Адольфа Дыгасиньского (1884), Антония Сыгетиньского (1883). А писатели, которых можно было бы выделить как поколение Молодой Польши, вступают в литературу только около 1890 года. В 1888 году выходят «Стихи» Яна Каспровича, два первых сборника Казимежа Пшервы-Тетмайера выходят в 1891 и 1894 году соответственно. Работа Зенона Пшесмыцкого (Мириама) о Метерлинке появляется в 1891, эссе Станислава Пшибышевского «Из психологии творческой личности» — в 1892 году. «К этим фактам можно прибавить даты из истории художественной культуры: 1893 (Тадеуш Павликовский занимает пост директора в новом здании краковского театра), 1895 (Юлиан Фалат занимает пост директора Школы изящных искусств)».[4]
Трудно определить и дату завершения эпохи Молодой Польши. Хотя многие историки литературы сходятся на том, что такой датой можно считать 1918 год, все же мнение это небесспорно. Многие из выдающихся младополяков — Реймонт, Каспрович, Жеромский, Стафф, Берент, Анджей Струг — активно работали и в межвоенном периоде. Аналогичный пример: появление шедевров польской реалистической прозы — произведений Сенкевича, Пруса, Ожешко — синхронно развитию модернистской лирики и относится к концу XIX века.
Внутри эпоха Молодой Польши резко делится на два периода — до и после революционных событий 1905 года, глубоко повлиявших на общественную направленность польской литературы; не найдётся ни одного писателя, в творчестве которого не заметны бы были перемены в тематике, проблематике и даже в форме произведений, связанных с надеждами, иллюзиями и разочарованиями того времени.
2. Возникновение и смысл термина
«Молодая Польша» обозначает не только литературу, но и музыку, театр, а также определенный стиль жизнь в художественной среде. Как наименование молодого поколения впервые его употребил на страницах краковского журнала «Жиче» Артур Гурский в цикле статей. Он доказывал, что новее искусство должно носить характер национальный, польский, при этом отличаться юношеской страстностью. В первый раз под этим названием объединили краковских модернистов, сгруппировавшихся вокруг Пшибышевского. Размышляя о современной ему литературе, в частности о значении слова «молодой» в наименовании эпохи, Ян Лорентович, польский критик рубежа веков в своем эссе писал: «Молодой — это тот, кто отгораживается от всякой рутины, от всяких увядших литературных предрассудков, кто неустанно отвоевывает свою индивидуальность».[5]. Это «отвоевывание» собственной индивидуальности закономерно приводит к тому, что в творческую манеру многих младополяков невозможно отнести к какому-либо одному направлению.
3. В музыке
Кароль Шимановский
Людомир Ружицкий
Гжегож Фительберг
4. В литературе
Вацлав Берент
Ян Каспрович
Болеслав Лесьмян
Тадеуш Мичинский
Тадеуш Риттнер
Вацлав Серошевский
Леопольд Стафф
Казимеж Пшерва-Тетмайер
5. В скульптуре
Ксаверий Дуниковский
6. Противники
Теодор Еске-Хоинский
Список литературы:
История культуры славянских народов. В 3-х тт. / Отв. ред. Г. П. Мельников. — М.: ГАСК, 2003. — Т. III.
Цит. по: Eustachiewicz L. Młoda Polska. Charakterystyka okresu i wybуr tekstуw.. — Warszawa: 1979. — С. 8.
Там же.. — Warszawa: 1979. — С. 8.
Там же.. — Warszawa: 1979. — С. 9.
Lorentowicz J. Młoda Polska.. — Warszawa: 1908 Т. II. — С. 4.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Молодая_Польша_(искусство)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |