Реферат по предмету "Психология"


Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

/>/>/>МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ЮЖНОГОФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В г. ТАГАНРОГЕ
ФАКУЛЬТЕТИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Анализуровня эмпатии взависимости от гендерной составляющей
 
Выполнила:
Сарычева Мария Павловна
студентка группы И-67
Проверила: преподаватель
Голубева Е.В.
 
Таганрог, 2011

/>/>Содержание
 
Введение
Глава1.Теоретические основы изучения эмпатии
1.1 Понятие эмпатии и еехарактеристики
1.2 Представленияоб эмпатии мужчин и женщин
Глава 2. Эмпирическоеизучение эмпатии у мужчин и женщин
2.1 Организация эмпирическогоисследования
2.1.1 Этапы исследования
2.1.2Характеристика методики и выборкииспытуемых
2.2 Результаты исследования и ихобсуждение
Заключение
Списокисточников
Приложения
 

Введение
 
Актуальность исследования. Эмпатия как эффективный инструмент общения была враспоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умениесотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимодля выживания первобытных сообществ.
Ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекиереакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннеепоявление в онтогенезе не подлежит сомнению [14].
Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон [14],В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер,Ф. Олпорт, В. Уилмер [5], Блок, Таврис [1] и другие.
С. Марсен и Дж. Линг с помощью методики Барона-Кохен провелипсихометрический анализ фактора эмпатии (EQ) и выдвинули гипотезу, что сопереживание более характернодля женщин, нежели для мужчин. Однако, эти исследования не показали ожидаемыхзначимых различий в уровне эмпатии между полами [13].
Р.Барон, С. Стайн и Г.Бук экспериментально установили, что умужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальнойответственности [14].
Общепринятые стереотипы содержат и идею о существованиимножественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Дейв Барриоднажды сказал, что женщины в принципе могут оставить попытки дождаться отмужчин эмоциональности: «Если бы вам представилась возможность проникнутьглубоко в душу мужчины, то там, далеко внизу, под этой оболочкой мачо и слоембесконечных занудных бесед о разных вещах вроде чемпионата мира 1978 года, выбы обнаружили страстную и горячую увлеченность… чемпионатом мира 1978 года.Да, приходится признать, что мужчинам недоступны эмоциональные мысли ипереживания. Пора вам, женщинам, понять это!».
Данные, касающиеся половых различий в эмпатии, на первыйвзгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становитсяясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретномслучае метода измерения эмпатии. Айзенберг и Леннон (Eysenberg & Lennon,1983), проводя всеобъемлющий обзор исследовательских работ в данной области,обнаружили, что чем более очевидно было, что тест измеряет уровень эмпатии, темменьшие различия выявлялись [1].
В целом нельзя сказать, что по этому вопросу получены четкиеданные.
Таким образом, недостаточная изученность и высокаяпрактическая значимость послужили основой для постановки проблемыисследования: различается ли уровень эмпатии у мужчин и женщин?
Цель работы: Исследовать зависимость уровня эмпатии от половойпринадлежности.
Гипотеза исследования: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.
Объект исследования: Юноши и девушки в возрасте 19-22 лет.
Предмет исследования: Уровень эмпатии юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемуэмпатии в психологической литературе.
2. Изучить уровеньэмпатии у представителей разных полов с помощью эмпирического исследования.
Методы исследования:
1. Теоретическийанализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирическиеметоды исследования:
· Тестирование пометодике: Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н.Эпштейна.
3. Методыматематико-статистической обработки данных:
· Выявлениеразличий между выборками по исследуемому признаку с помощью статистического критерия.
· Построениегистограмм, графиков.
4. Интерпретационныеметоды.
База исследования: В исследовании принимали участие тридцать человек, из них –15 юношей, 15 девушек.
Положение, выносимое на защиту: Уровень эмпатии у девушек выше, чем уюношей.

Глава 1.Теоретические основы изученияэмпатии/> 1.1 Понятиеэмпатии и ее характеристики
 
«Эмпатия — это способность встать в ботинки другого.»
К. Роджерс
Эмпатия — это сложное явление, которое с трудом поддаетсяопределению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, котороеразделяется большинством авторов. Начальной точкой может послужить утверждениеМид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначеговоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслейи установок другого человека [21].
Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, онозначал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояниедругого [3].
Сам термин пришёл в научную психологию в начале ХХ века.Словом эмпатия (от греческого empatheia — сопереживание) Э. Титченер перевёлнемецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетическоговосприятия: субъект “вчувствуется” в объект природы или искусства, проецируетсебя в него, внутренне имитирует, и таким образом понимает [8].
В контексте широкого определения эмпатии, различные теоретикии исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в немразличные аспекты или смысловые значения [10].
С.Л.Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любвичеловека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим.
В. Бойко считал эмпатию формойрационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.
В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию какспособность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведениядругого.
Т.П.Гаврилова делит эмпатию на сопереживание и сочувствие иутверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а вслучае сочувствия — альтруистические.
М. Шелер, Ф. Олпорт, С.Э. Аш, А. Валлон, В. Уилмер, Э.Стотланд считают, что эмпатия является особенной формой познания, объектомкоторого является человек [2,5].
Гринсон отличает эмпатию от симпатии, в которой присутствуетэлемент согласия с тем, что чувствует другой человек, и, следовательно, большаямера эмоциональной вовлеченности. Он также отличает эмпатию от интуиции,поскольку первая связана с чувствами, а последняя — с интеллектом.
Развивая идеи Мелани Кляйн, Нора Баругел, как и Гринсон,различила симпатию и эмпатию, однако дала им другие определения. Симпатиязаключается в способности переживать или страдать вместе с другим человеком(syn-pathos), основывающейся на ощущении схожести с объектом. Эмпатия являетсяпереживанием или страданием внутри объекта (em-pathos) — в этом случаеидентификация осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрьобъекта (проективная идентификация).
Ямпей определяет эмпатию как способность поставить себя наместо другого и прочувствованно разделить его мысли и желания [20].
Карл Роджерс описывает это явление следующим образом: «Быть всостоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, ссохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этимдругим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или больдругого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает.Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь,или огорчаюсь» [18].
К концу ХХ века эмпатия все больше рассматривается не как то,что есть — повседневное действие, а как то, что должно быть — «Еще-Не-Явленное» (Э. Блох) специализированное действие,«конкретно-утопическое» познавательно-действенное отношение [17].
Таким образом, следует воспринимать эмпатию ни каксочувствие, ни как переживание, а как вчувствование– и не более того [13].
Существенной стороной эмпатического переживания являетсяпроцессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможноследование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процессаследования необходима реальность, в противном случае будет иметь местооценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, чтоприближается к интерпретации [15].
Как указывает Ф.Е. Василюк, для спецификации различных видовпонимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Такимконтекстом при эмпатии является собственная феноменологическая перспективапартнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатияотличается от других процессов межличностного познания – проекции,интерпретации, стереотипизации, каузальной аттрибуции и т.п. [8]
Для всестороннего изучения феномена эмпатии важно определитьте механизмы, посредством которых осуществляется эмпатийное взаимодействие. Подэмпатийным взаимодействием понимается случайный или преднамеренный, длительныйили кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованныйконтакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийногокомпонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установокхотя бы одного из участников взаимодействия.
Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая выделяют следующиемеханизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание изаражение, идентификация, понимание и рефлексия.
Эмоциональное подражание и заражение призваны установитьконтакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, дляформирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражатьэкспрессивный рисунок поведения другого.
Идентификация позволяет установить эмоциональную связь междусубъектом и воспринимаемым объектом и, как следствие, принять ценности, нормыдругого как свои.
В свою очередь, понимание и рефлексия позволяют прогнозироватьпроявления и изменения внешних и внутренних характеристик объектов, обращатьсяк собственному эмоциональному опыту, то есть в большей степени направлены наразвитие когнитивного аспекта процесса эмпатического взаимодействия [19].
Существуют три уровня эмпатии. Самый глубокий уровень — это«способ бытия» (way of being), способ «быть вместе» сдругими, способ понимания нюансов и сложностей их внутренних миров. Во-вторых,эмпатия — это чрезвычайно полезный способ присутствия, способ профессиональногоконтакта с людьми, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна. И, наконец,эмпатия — это коммуникативный навык, использованию которого можно научиться [6].
В концепциях эмоциональной эмпатии говорят о различных видахэмпатии, которые иногда интерпретируют как уровни:
1. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения,примитивная эмоциональная идентификация.
2. Сопереживание и сочувствие как более сложные формысоучастия в эмоциях другого, разделения их [3,8]. 1.2 Представленияоб эмпатии мужчин и женщин
Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы частосчитаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствамокружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщиныболее эмоциональны, чем мужчины, является одной из наиболее тривиальных находокв ходе изучения гендерных стереотипов. Айкс и Барнс объяснили, чтомужественность обычно связывают с достижениями, автономностью и стремлением кконтролю — причем такому, в котором на первом месте стоит способность влиять наосознанное выражение или сокрытие своих чувств. О женственности они писали, чтоона, наоборот, ассоциируется с межличностной коммуникацией, стремлением кобъединению и активным выражением своих чувств.
К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделениемсоциальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как наинфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу еще К. Батюшков писал:«Любить или ненавидеть! – им, женщинам, надобна беспрестанная пища длячувств». Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливыеразличия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Л. В. Куликов(1997) отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее,чем у мужчин [7].
Женщины более склонны описывать себя как людей, проявляющихэмпатию, способных сопереживать — радоваться с теми, кто радуется, и плакать стеми, кто плачет. Различия в степени эмпатии прослеживаются между мужчинами иженщинами и в лабораторных экспериментах, правда, в меньшей степени. Женщинычаще плачут и чаще говорят, что они огорчены чужими бедами. Это объясняет,почему и мужчины, и женщины отмечают, что дружба с женщиной оказывается болеетесной, там можно найти больше заботы и взаимопонимания. В те моменты, когда человек— не важно, мужчина это или женщина — нуждается в том, чтобы рядом был кто-то,с кем можно поделиться и радостью и горем, он скорее обратится к женщине.
Одним из объяснений различий в проявлении эмпатии можетпослужить тот факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих.Проанализировав 125 исследований восприимчивости невербальных команд, ДжудитХолл обнаружила следующее: в целом женщины превосходят мужчин в расшифровкесообщений, заложенных в эмоциях окружающих. Например, после демонстрациидвухсекундного отрывка немого кинофильма, во время которого на экранедемонстрировали огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, чтоона делала: критиковала кого-то или обсуждала свой развод [11].
Женщины более чувствительны, чем мужчины, к невербальнымпроявлениям, и это происходит потому, что они проявляют больше эмпатии спартнерами по коммуникации. «Я больше нервничаю (переживаю, тревожусь), еслирядом нервничают», «Я так чувствительна к настроению других, что…» — эти ианалогичные по характеру суждения скорее являются женскими, чем мужскими [11].
Блок следила за развитием группы мальчиков и девочек втечение 40 лет. За это время она обнаружила, что родители вели себя по-разномус сыновьями и дочерьми. В частности, дочерей воспитывали так, чтобы онивыражали свои чувства и были в хороших отношениях с окружающими. Воспитываясыновей, их поощряли за проявление независимости и учили, что надоконтролировать свои эмоции. Возможно, у мужчин менее богатый, чем у женщин,опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, какреагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека [1].
Женщины более искусны в невербальном выражении эмоций,сообщает Холл. С особой очевидностью это проявляется при выражении позитивных эмоций,добавляют Эрик Коатс и Роберт Фельдман (Erick Coats and Robert Feldman, 1996). Они записывали на видеопленку поведение илица людей в различные моменты жизни: счастливые, печальные, рассерженные.Когда эти видеоклипы прокручивались беззвучно, наблюдатели более точноопределяли, что демонстрируются именно счастливые моменты жизни, если героямибыли женщины (мужчины гораздо искуснее в выражении гнева) [12].
Действительно ли женщины более эмпатичны, чем мужчины? Еслиэто и так, то причиной, вероятно, являются социальные нормы. От женщин ожидаютбольшей эмпатии и более глубокого понимания эмоционального состояния других.Исследователи, однако, не разделяют этой уверенности.
Таврис высказала мнение, что за различия в эмпатии междумужчинами и женщинами ответственны гендерные роли. Так называемые «женскиезанятия», вроде ухода за детьми, требуют эмпатийной отзывчивости. Она упомянулаоб исследованиях, объектом которых были одинокие мужчины, вынужденныезаботиться о своих детях, так как остались вдовцами или были брошены женами(причем когда эти отцы еще были женаты, то и не думали брать на себя заботу одетях). У таких мужчин были обнаружены типично женские черты, напримерзаботливость и сочувствие. Иначе говоря, они стали ухаживать за детьми совсемне оттого, что были такими заботливыми, а наоборот, стали заботливыми, лишьначав ухаживать за детьми. В этом случае социальная роль требует эмпатийногоповедения, а подобные социальные роли присущи почти исключительно женщинам [1].
Итак, эмпатия определяется как вчувствование, способностьсопереживания другому человеку. В обществе принято думать, что женщины болеесклонны к эмпатийным проявлениям, нежели мужчины. Здесь играют большую рольособенности воспитания и менталитета, а также социальные стереотипы.
Мальчиков с детства учат сдержанности, а девочек –сопереживанию. Возможно, это служит главной причиной того, что женщиныспособнее в плане проявления эмоций и сопереживания.
Однако, исследования, проведенные в этой области, не даютоднозначного ответа, кто же более склонен к эмпатии. Данное исследованиенаправлено на то, чтобы исследовать связь между уровнем эмпатии и половойпринадлежностью, и попытаться доказать гипотезу исследования: уровеньэмпатии у девушек выше, чем у юношей.

Глава 2. Эмпирическое изучениеэмпатии у мужчин и женщин 2.1 Организацияэмпирического исследования
эмпатия психологическийрефлексия сопереживание2.1.1Этапы исследования
С целью проверки выдвинутых нами теоретических предположений,а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, былопроведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно какуточняющее.
Целью уточняющего исследования является установление границ,в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяютсяусловия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, накакую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание[16].
Также данное исследование является корреляционным, т.к.направлено на изучение связи между зависимой и независимой переменными.
Зависимая переменная: Уровень эмпатии.
В качественезависимой переменной в данном случаевыступает пол испытуемого, так называемая «организмическая» или «константная»переменная. На пол испытуемого мы воздействовать не можем, а можем лишь учестьего как критерий при формировании групп испытуемых. Это означает, что данное исследованиеявляется также квазиэкспериментальным [4,8].
В качестве внешних переменных можно выделить такие факторы,как личные особенности испытуемого, его эмоциональное и физическое состояние вовремя эксперимента, а также его мотивацию и условия тестирования.
Эмпирическая гипотеза исследования будет звучать следующим образом: Уровеньэмпатии у девушек выше, чем у юношей.
Исследование было проведено 8 декабря 2009 года. Контрольвнешних переменных таких, как мотивация испытуемых и условия тестирования, осуществлялсяза счет создания константных условий (тестирование всех испытуемых проходило водин день, в групповой форме, одновременно).
Перейдем к более подробному описанию хода исследования, егорезультатов и формированию выводов по работе./>/>
2.1.2 Характеристика методики и выборкииспытуемых
В исследовании принимали участие 30 человек, из них – 15 юношей,15 девушек. Все они являются студентами ТТИ ЮФУ. Возрастной состав испытуемых:19-22 лет.
Испытуемые принимали участие в исследовании только вдобровольном порядке и могли в любой момент отказаться от участия.
В процессе проведения исследования была использованаследующая методика:
Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиенаи Н. Эпштейна. Данный опросник предназначен длядиагностики уровня развития эмпатийных тенденций личности. Методикапредназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным,социальным и профессиональным признакам.
Опросник состоит из 33 предложений-утверждений. В немвыявляется субъективный показатель уровня развития эмпатии у испытуемого,основанный на его самооценке. Стандартизация опросника проводилась егоразработчиками на выборках студентов вузов, в возрасте от 16 до 25 лет (среднийвозраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей.
Текст опросника, ключ к нему и интерпретация результатовпредставлены в Приложении 1.

/>2.2 Результатыисследования и их обсуждение
 
«Сырые» результаты, полученные в ходе данного исследования,приведены в Приложении 2.
Ниже приведено графическоепредставление полученных результатов:
/>
Рис. 1. Совмещенный график длятестовых баллов девушек и юношей
Из визуального анализа графика можнозаключить, что в среднем значимых различий в результатах подвыборок ненаблюдается. Максимальный результат в обеих подвыборках равен 30.
 
Таблица 1. Частота полученных тестовых балловБалл Юноши Девушки Все 7 1 1 10 1 1 2 14 1 1 15 2 2 16 1 1 19 1 1 2 20 1 1 21 1 1 2 22 2 1 3 23 3 3 24 1 2 3 25 1 1 27 1 1 28 2 1 3 29 1 1 30 1 2 3 сумма 15 15 30
/>
Рис. 2. Распределение тестовых балловдля всей выборки
Из визуального анализа данной гистограммывидно, что для данной выборки по частоте преобладают значения баллов 30(высокий уровень эмпатийных тенденций), 28, 24, 23, 22 (средний уровеньэмпатийных тенденций)[1]. В целом большая часть балловсосредоточена вокруг средних значений, что говорит о близости распределения кнормальному.
 
Таблица 2. Частота встречаемости тестовых баллов для подвыборки юношей. (сгруппированные данные)[2]Балл f Уровень абс. % 0-7 1 6,67 очень низкий 8 16 4 26,67 низкий 17-25 6 40,00 средний 26-33 4 26,67 высокий сумма 15 100,00 />

/>/>
Рис.3. Процентное распределениеуровней эмпатии для подвыборки юношей
Таблица 3. Частота встречаемости тестовых балловдля подвыборки девушек. (сгруппированные данные)Балл f Уровень абс. % 0-16 2 13,33 очень низкий 17-22 3 20,00 низкий 23-29 8 53,33 средний 30-33 2 13,33 высокий сумма 15 100,00 />
 
/>/>/>
Рис.4. Процентное распределениеуровней эмпатии для подвыборки девушек

Таблица 4. Частота встречаемости тестовых балловдля всей выборки. (сгруппированныеданные)Уровень f абс. % очень низкий 3 10,00 низкий 7 23,33 средний 14 46,67 высокий 6 20,00 сумма 30 100,00
/>/>/>
Рис.5. Процентное распределениеуровней эмпатии для всей выборки
Можно сказать, что для данной выборкипреобладает средний уровень эмпатийных тенденций. Однако, для подвыборки девушекэтот уровень составляет приблизительно 54%, а для подвыборки юношей – 40%. Высокийуровень эмпатии для подвыборки девушек составляет приблизительно 13%, а дляподвыборки юношей – 27%. Низкий уровень также имеет отличия в обеихподвыборках: у юношей – 26, у девушек – 20. Очень низкий уровень у юношейсоставляет приблизительно 7%, а у девушек – 10%. Эти различия можно объяснитьособенностью интерпретации результатов, предлагаемой данной методикой (см.Приложение 3).
В целом из визуального анализа можнозаключить, что результаты не показывают значительных различий.
Чтобы более точно проверитьраспределения результатов для обеих подвыборок на наличие существенных различийв уровне эмпатии, воспользуемся критерием U – Манна-Уитни.
Сформулируем гипотезы:
Н0: Уровень эмпатии в подвыборке юношейне ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.
Н1: Уровень эмпатии в подвыборке юношейниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.
Основные расчеты представлены ниже:
 
Таблица 5. Индивидуальные значения уровня эмпатии для подвыборок юношей и девушек
Юноши Девушки № Балл № Балл 1 7 1 10 2 10 2 16 3 14 3 19 4 15 4 21 5 15 5 22 6 19 6 23 7 20 7 23 8 21 8 23 9 22 9 24 10 22 10 24 11 24 11 25 12 27 12 28 13 28 13 29 14 28 14 30 15 30 15 30
Таблица 6. Подсчет ранговых сумм по подвыборкам юношей и девушекЮноши Девушки Баллы Ранги Баллы Ранги 7 1 10 2,5 10 2,5 16 7 14 4 21 11,5 15 5,5 19 8,5 19 8,5 22 14 15 5,5 23 17 20 10 23 17 21 11,5 23 17 22 14 24 20 22 14 24 20 24 20 25 22 27 23 28 25 28 25 29 27 28 25 30 29 30 29 30 29 суммы 198,5 /> 266,5
Общая сумма рангов: 198,5 + 266,5 = 465. Расчетная сумма:
/>
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Uэмп. = 78,5.
/>
Uэмп. > Uкрит.
Ответ: Принимается Н0. Уровеньэмпатии в подвыборке юношей не ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.
Было проведено уточняющее квазиэкспериментальноекорреляционное исследование с целью подтвердить гипотезу о том, что уровеньэмпатии у женщин выше, чем у мужчин. Проведенное тестирование и интерпретациярезультатов показали, что значимых различий между результатами обеих подвыборокнет.
Следовательно, эмпирическая гипотезаисследования не нашла своего подтверждения/> и мнение о том, что женщины болееспособны к эмпатии, чем мужчины, в данном эксперименте не подтвердилось.
Однако, на результаты исследованиямогли повлиять указанные в пункте 2.1.1 внешние факторы и условия исследования.Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.
Во-первых, объем выборки былнебольшим (30 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результатыраспространяются на всех людей.
Во-вторых, были опрошены в основномстуденты психологических специальностей, у представителей других специальностейрезультаты могут быть другими. Также они могут быть другими, если опроситьучащихся других ВУЗов, или работающих людей.
В-третьих, невозможно было исключитьвлияние таких факторов, как личностные особенности испытуемых, их мотивацию иэмоциональное состояние на момент тестирования. Это тоже могло оказать своевлияние на полученные результаты.
Также, в интерпретации, даваемойданной методикой, различается количество баллов для определенного уровняэмпатии у разных полов (см. Приложение 3). Это тоже могло повлиять нараспределение результатов.
Чтобы уточнить результаты, нужнопровести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качествегипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах. 
Заключение
Данная работа была посвящена исследованию эмпатии упредставителей разных полов. Ее целью было исследовать зависимость уровняэмпатии от половой принадлежности. Цель работы достигнута, реализованы ееосновные задачи.
Так, к теоретическим результатам можно отнести следующиеположения:
1. Эмпатияопределяется как вчувствование, способность сопереживать другому человеку;
2. В обществепринято мнение, что женщины более склонны к проявлению эмоций, и,соответственно, более эмпатичны, чем мужчины. Это может быть связано сособенностями воспитания, выделением социальных ролей и социальнымистереотипами;
3. По данной темебыли проведены исследования, которые, однако, не дали четких результатов.
К эмпирическим результатам работы относится следующее:
1. Для даннойвыборки преобладает средний уровень эмпатийных тенденций;
2. При визуальноманализе графиков и гистограмм нельзя сказать, что между результатами подвыбороксуществуют значимые различия;
3. Статистическаяобработка результатов также различий не выявила.
Таким образом, проведенное исследование показало, что уровеньэмпатии не зависит от половой принадлежности, что противоречит теоретическимположениям. Гипотеза исследования не подтвердилась. В дальнейшем эта тема можетбыть дополнена новыми данными.
Эмпатия является эффективным инструментом общения, однако,принято мнение, что у представителей разных полов она выражена на разныхуровнях. Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос– зависит ли умение сопереживать от пола. В этом заключается его практическаязначимость. 
Список источников
 
1. Берн Ш. Гендернаяпсихология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – Глава 2.
2. Васильева Е.Н. Кпроблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольноговозраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2006.– №1. – С. 15-25.
3. ГиппенрейтерЮ.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии.– 1993. – №4. – С. 61-68.
4. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология — СПб: «Питер», 2000.
5. Елеференко И.О.Эмпатия. – СПб.: Гаруда, 2003.
6. Иган Дж. Базиснаяэмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии ипсихоанализа. – 2001. – № 1.
7. Ильин Е.П. Дифференциальнаяпсихофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – Глава 4.
8. Карягина Т. Д.Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии //«Психология общения —2006: на пути к энциклопедическому знанию».
9. Корнилова Т.В.Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: ЧеРо, 1997.
10. Корсини Р.,Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006.
11. Крейдлен Г.Е. Мужчиныи женщины в невербальной коммуникации. Эмоциональный аспект // Эмоции в языке иречи: Сборник научных статей / Под ред. Шаронова И.А. – М.: РГГУ, 2005.
12. Майерс Д. Изучаемсоциальную психологию. – М.: Академия, 2005. – Часть III
13. Мансер С., ЛингДж. Психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) // Personality and Individual Differences / Пер. Разумова Л.Д. – 2006. – №40
14. Онлайнэнциклопедия «Кругосвет» — Ст. «Эмпатия».
15. Орлов А. Б.,Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. – 1993.– №4. – C. 68- 73
16. Попов О.А.Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии ипедагогике: каталог статей. – 2008.
17. Пузыревский В.Ю. Феноменэмпатии в контексте современной западной философии. Автореф. дис. на соиск. уч.степени канд.-филос. наук. – СПб., 2001;
18. Роджерс К. –Эмпатия. // Психология мотивации и эмоций (под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В.Фаликман). – М.: ЧеРо, 2002.
19. Тютяева О.В. –Функциональные механизмы эмпатийного воздействия // «Вокруг планеты всей: любопытнаяинформация на любые темы: Психология.» – 2009.
20. Этчегоен Г. –Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1.
21. Ягнюк К.В.Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии ипсихоанализа. – 2003. – № 1.

Приложения
 
Приложение 1
«Сырые» результаты
 
Таблица 1. Первичные данные для обеих подвыборок/>

Инициалы
Результат
Уровень эмпатии
Юноши 1 К.Д. 22 средний 2 И.А. 22 средний 3 М.О. 24 средний 4 Е.А. 10 низкий 5 К.О 21 средний 6 Н.А. 27 высокий 7 Б.К. 28 высокий 8 З.М. 19 средний 9 П.И. 15 низкий 10 К.М. 20 средний 11 П.А. 30 высокий 12 А.Д. 28 высокий 13 А.С. 14 низкий 14 Д.Д. 15 низкий 15 Б.А. 7 очень низкий
Девушки 1 Л.В. 23 средний 2 К.О 24 средний 3 Ш.Е. 30 высокий 4 К.Т. 23 средний 5 М.Е. 19 низкий 6 Д.М. 24 средний 7 Х.А. 28 средний 8 Ч.Н. 23 средний 9 Р.Т. 21 низкий 10 П.Е. 29 средний 11 Б.И. 22 средний 12 М.Ю 25 средний 13 С.Г. 16 низкий 14 С.М. 30 высокий 15 Г.Ю. 10 низкий

Приложение 2
Предлагаемый опросник
Опросникдля диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна
Инструкция: Прочитайте приведенные утвержденияи, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите своесогласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.
Опросник
1.Меняогорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди другихлюдей одиноко.
2.Людипреувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
3.Мненеприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4.Меняраздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.
5.Когдакто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6.Ясчитаю, что плакать от счастья глупо.
7.Я близкок сердцу принимаю проблемы своих друзей.
8.Иногдапесни о любви вызывают у меня много чувств.
9.Я сильноволнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
10.На моенастроение сильно влияют окружающие люди.
11.Ясчитаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12.Мнехотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13.Я неслишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14.Мнеочень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15.По-моему,одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
16.Когда явижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.
17.Слушаянекоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
18.Когда ячитаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чемчитаю, происходит на самом деле.
19.Когда явижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
20.Я могуоставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
21.Еслимой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсьперевести разговор на другую тему.
22.Мненеприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
23.Чужойсмех меня не заражает.
24.Когда япринимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
25.Я теряюдушевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26.Япереживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
27.Я оченьрасстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28.Глупопереживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29.Я оченьрасстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30.Чужиеслезы вызывают у меня раздражение.
31.Я оченьпереживаю, когда смотрю фильм.
32.Я могуоставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33.Маленькиедети часто плачут без причины.
Вашиинициалы_________________
Пол____
Спасибоза участие в исследовании!

Приложение 3
Ключ к опроснику и интерпретация результатов
Таблица 1. Ключ к опросникуОтвет Номера утверждений-предложений Согласен "+" 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 Не согласен "-" 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Таблица 2. ИнтерпретацияПол Уровень эмпатических тенденций высокий средний низкий очень низкий Юноши 33-26 25-17 16-8 7-0 Девушки 33-30 29-23 22-17 16-0
Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций всреднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влияниемкультурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрениибольшей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности иневозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развитияспособности к эмпатии по мере личностного роста и стремления ксамоактуализации.[3]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.