Реферат по предмету "Исторические личности"


Политический портрет Иосифа Виссарионовича Сталина






Федеральная таможенная служба РФ


Государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования


«Российская таможенная академия»


Владивостокский филиал





Содержание:


1. Введение


2. Биография. Личная характеристика правителя


2.1 Социальное происхождение


2.2 Образование. Вступление в революционную деятельность


2.3 Психологическая характеристика


3. Исторический контекст


4. Путь к власти


4.1 Программа


4.2 Последователи


4.3 Методы и способы принятия решений


5. Технология власти


6. Итоги правления


6.1 Реформы


6.2 Методы проведения реформ


6.3 Результат правления


7. Оценки Сталина историками и современниками.


8. Заключение


9. Список литературы


1. Введение.


В нашей, Российской, истории существовало и существует очень большое количество выдающихся личностей, которые заслуживают большого внимания. Я долго думала над тем, кого бы мне выбрать для данной работы из личностей. Но я пришла к выводу, что мне очень хочется написать про великого Сталина, которым многие восхищаются и которого напротив многие осуждают. Моему выбору так же сопутствовали несколько весомых причин. Например, таких как: всем известно , что Иосиф Виссарионович в 2008 году получил почетное третье место в номинации «Имя России». Так же он жил и правил сравнительно недавно, и поэтому, как я думала, про этого правителя сохранились еще свежие мнения людей и воспоминания. Еще во время изучения школьного курса истории меня заинтересовала личность Сталина, а заинтересовала она меня своими противоречиями, противоречиями в сторону этой личности. Мне захотелось разобраться, каким же на самом деле был этот человек, мне захотелось попытаться разобраться, почему наши бабушки и дедушки, жившие во времена правления Сталина, так любят и почитают до сих его, даже не смотря на то, что он был жестоким правителем.


2.1
Социальное происхождение


Иосиф Сталин родился в грузинской семье в городе Гори Тифлисской губернии. Отец — Виссарион Иванович Джугашвили — по профессии был сапожником, впоследствии — рабочий обувной фабрики фабриканта Адельханова в Тифлисе. Мать — Екатерина Георгиевна Джугашвили (в девичестве — Геладзе) — происходила из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули, работала подёнщицей.


Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое (Михаил и Георгий) умерли во младенчестве. Его родным языком был грузинский. Русский язык Сталин выучил позже, но всегда говорил с заметным грузинским акцентом. Согласно утверждениям дочери Светланы, Сталин, однако, пел по-русски практически без акцента.


Екатерина Георгиевна была известна как женщина строгая, но горячо любившая сына; она старалась дать своему ребёнку образование и надеялась на такое развитие его карьеры, которое ассоциировалась у неё с положением священника. Сталин к матери относился крайне почтительно. Сталин на похороны матери в мае 1937 году приехать не смог, но прислал венок с надписью по-русски и по-грузински: «Дорогой и любимой матери от её сына Иосифа Джугашвили.


Социальное происхождение и детские годы очень сильно повлияли на становление характера Иосифа. Очень многие качества будущего тирана заложились в нем именно в эти детские годы. Взаимоотношения родителей во многом определили судьбу мальчика.


2.2
Образование. Вступление в революционную деятельность.


В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище. Однако, поскольку ребёнок совершенно не знал русского языка, поступить в училище не удалось. В 1886—1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. Результатом обучения стало то, что в 1888 году Сосо поступает не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный.


В 1889 году Иосиф Джугашвили, успешно закончив второй подготовительный класс, был принят в училище. В июле 1894 года по окончании училища Иосиф был отмечен как лучший ученик. Его аттестат содержит «пятёрки» по многим предметам. По окончании училища Иосиф был рекомендован для поступления в духовную семинарию.


Иосиф поступил в православную Тифлисскую духовную семинарию, которая была расположена в центре Тифлиса. Там он впервые познакомился с идеями марксизма. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье(среди них: И. И. Лузин, О. А. Коган, Г. Я. Франчески, В. К. Родзевич-Белевич, А. Я. Краснова и др.). Впоследствии сам Сталин вспоминал: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе»


В 1896—1898 годах в семинарии Иосиф Джугашвили руководит нелегальным марксистским кружком, который собирался на квартире революционера Вано Стуруа в доме № 194 по улице Елизаветинской. В 1898 году Иосиф вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси» («Третья группа»). Вместе с В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе И. В. Джугашвили образует ядро революционного меньшинства этой организации.


В 1898—1899 годах Иосиф руководит в железнодорожном депо кружком, а также проводит занятия в рабочих кружках на обувной фабрике Адельханова, на заводе Карапетова, на табачной фабрике Бозарджианца, в Главных тифлисских железнодорожных мастерских. Сталин вспоминал об этом времени: «Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских… Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое крещение… Моими первыми учителями были тифлисские рабочие». 14-19 декабря 1898 года в Тифлисе проходит шестидневная забастовка рабочих-железнодорожников, одним из инициаторов которой был семинарист Иосиф Джугашвили:с.27. 19 апреля 1899 года Иосиф Джугашвили в Тифлисе участвует в рабочей маёвке.


Не пройдя полный курс, на пятом году обучения, перед экзаменами 29 мая 1899 года был исключён из семинарии. В свидетельстве, выданном Иосифу Джугашвили по исключении, значилось, что он может служить учителем начальных народных училищ. С конца декабря 1899 года И. В. Джугашвили в качестве вычислителя-наблюдателя был принят в Тифлисскую физическую обсерваторию.


Во времена своего обучения Иосифу на пути встречалось очень много трудностей, но он старался их преодолевать, и уже в те юные годы, он понимал, что главная его цель – это власть, он четко осознавал, что именно это ему нужно. Юный Сталин отличался умом и сообразительностью, он учился на отлично. Издевательский режим семинарии еще больше заколял его характер.


2.3
Психологическая характеристика.


Иосиф Виссарионович стал идеальным образом лидера тоталитарной системы. Он был глубоко религиозен в тот период, когда учился в духовной семинарии в Тифлисе, сохранял необычайно положительное (для большевика) отношение к Русской и Грузинской Православной Церкви всю остальную жизнь.


Когда Сталин был у власти, он мог в какой угодно степени быть параноиком. Хрущев в своей речи на ХХ съезде партии в 1956 году описывает то, что является очевидными параноидальными симптомами: «Сталин был очень недоверчивым человеком; он был болезненно подозрителен; мы знаем это по работе с ним. Он мог посмотреть на кого-нибудь и сказать: «почему ты сегодня не смотришь прямо?» или «почему ты сегодня отворачиваешься и избегаешь смотреть мне в глаза?»


Известная садистская жилка Сталина – еще один аспект его личности. Ввиду того, что он был человеком умным и обстоятельства были благоприятными, Сталин был в состоянии реализовать фантазии подчинения, унижения и причинения боли в отношении большего числа людей. Садистское поведение отражает не только потребность причинять боль, но также страсть управлять другими. Эта страсть была достаточно очевидна тем, кто хорошо знал Сталина. Говоря о позиции, которую он выразил по отношению к различным странам Восточной Европы на Ялтинской конференции, Гарриман сказал: «Сталину нужны были слабые соседи. Он хотел доминировать над ними…»


Само имя «Сталин», производное от слова «сталь», предполагает огромную силу. Но сила – это всегда относительное понятие, отражающее властные взаимоотношения. Сталин часто выражал свою политическую силу посредством стальных инструментов, таких, как оружие его полиции.


Властный характер Сталина был замечен очень рано его одноклассниками в Гори. Очевидно, маленький Сосо Джугашвили был классическим забиякой школьного двора: «Ребенком и юношей он мог быть хорошим другом до тех пор, пока подчинялись его требовательной воле». В книге воспоминаний «Сталин и трагедия Грузии», изданной в 1932 году в Берлине на немецком языке, одноклассник Иосифа Джугашвили по Тифлисской духовной семинарии Иосиф Иремашвили утверждал, что юному Сталину были присущи злопамятность, мстительность, коварство, честолюбие и властолюбие.


Мстительность была еще одним важным компонентом характера Сталина. Многие из его жертв – Троцкий, Смирнов, Енукидзе, Тухачевский, Бухарин и другие – ранее каким-то образом обидели его. Уже в юности Сталин находился в плену навязчивой идеи отомстить. В разговоре с Каменевым и Дзержинским в 1923 году Сталин сказал: «Выбрать своего врага, подготовить все детали удара, утолить жажду жестокой мести и затем отправиться спать… Нет ничего слаще в мире!» Эта фраза стала широко известна в партийных кругах как «теория сладкой мести» Сталина. Описание некоторых типов невротической личности Хорни довольно хорошо подходит к Сталину: «Главной мотивирующей силой в его жизни является потребность в триумфе мести».


Также, Сталин обладал терпением - огромное терпение Сталина было известно всем в его окружении. Наряду с потребностью осуществлять контроль над другими параллельно существовала потребность самоконтроля. В редких случаях он срывался и вскипал от раздражения (большей частью такие вспышки гнева не были опасны в политическом смысле, например, это выражалось в том, что он кричал на подчиненного или бил своих детей). Обычно он мог держать себя в руках. Для некоторых выражением его самоконтроля были сами жесты. Один из переводчиков, работавших с ним, говорит: «Когда Сталин стоял, у него была монашеская манера сцеплять руки на животе или выше, сохраняя их сцепленными».


А что же повлияло на становление характера Сталина, и почему он испытывал чувство неполноценности или отсутствия любви к себе? А дело в том, что Сталин был выходцем из низшего сословия в Грузии. Он имел небольшие физические недостатки. Он так и не вырос выше 160 см. Сталин не научился говорить по-русски без акцента, свойственного грузинам. В отличие от своих товарищей-большевиков, большинство из которых были яркими интеллигентами-космополитами. Также у Иосифа Виссарионовича было весьма не простое детство, на его глазах отец избивал мать, часто происходили случаи, когда отец избивал самого Иосифа.


Сталин был великим актером, что подмечено довольно многими исследователями. По словам его невестки Анны Аллилуевой, он обладал большим талантом имитировать людей. Он был всегда рационален, точен, всегда учитывал ситуацию, обладал хорошей сообразительностью и блестящей памятью. Сталин обладал исключительно гениальной способностью. Он как никто разбирался в людях и видел их насквозь.


Сталин был очень скромен. Он носил простой китель, никогда не одевался роскошно. Главным богатством, по его мнению, были книги. Люди, бывавшие в его кабинете говорят, что Сталин обращал их внимание на книги, лежащие на столе, и говорил :Это моя дневная норма. 500 страниц в день.» После прочтения, Сталин кратко в конце книги писал основные идеи прочитанной книги.


Грубость представляет органическое свойство Сталина. Но с течением времени он сделал из этого свойства сознательное орудие. В борьбе Сталин никогда не опровергает критики, а немедленно поворачивает ее против противника, придав ей самый грубый и беспощадный характер.


По поводу характера Сталина существует большое количество противоречий, одни говорят, что он был замечательным человеком, настоящим вождем, умным и талантливым, защищают и оправдывают все его поступки, другие же наоборот, полностью критикуют личность Сталина, говорят, что он был всего лишь тираном и психически больным человеком. Я же считаю, что если бы не Сталин, со своим характером и манерой управления страной, то наша страна не была бы сейчас таковой какой является, и не известно, что бы с ней было, да и существовала бы она вообще.


3. Исторический контекст.


Ситуация внутри страны была очень напряженной. После Гражданской войны она лежала в руинах. А с ведением НЭПа многие люди недоумевали, за что они воевали в годы кровавой Гражданской войны. Внешнеполитическая ситуация тоже мало радовала. Многие страны СССР не признавали, и никаких дипломатических отношений не было установлено. Непростая ситуация складывалась и в верхушке власти.


Добившись в 1921 году запрещения фракционной борьбы, то есть широких внутрипартийных дискуссий, Ленин стремился исключить опасность раскола партии с сложных условиях перехода к НЭПу. В.И. Ленин также считал важным наладить четкость в кадровой работе, добиться, чтобы между центральным органом руководства партии (ЦК) и партийными организациями на местах был налажен оперативный обмен информацией. Для выполнения этой работы была введена должность Генерального секретаря ЦК. Весной 1922 г. Им стал И.В. Сталин.


Первоначально имелось в виду, что главной функцией Генерального Секретаря будет ведение делопроизводства, организация текущей канцелярской работы. Однако, пользуясь пренебрежением других членов руководства партии, романтиков и теоретиков революции, к «бумажным» делам, Сталин очень быстро поставил под свой контроль почти все стороны деятельности партийного аппарата, включая подготовку принимаемых ЦК решений и назначение руководящих работников на местах. Под его влиянием оказались партийные средства массовой пропаганды и карательные органы.


Ленин обратился к 11 съезду РКП(б) с письмом, в котором рекомендовал освободить Сталина от обязанностей Генерального секретаря ЦК. Альтернативную же кандидатуру на этот пост Ленин не предложил. Более того, он выразил тревогу за судьбу партии, отметив, что все его возможные преемники допускали серьёзные политические и теоретические ошибки. Однако соратники Ленина, опасаясь подрыва своего авторитета в глазах рядовых партийцев, не ознакомили делегатов съезда с посланием вождя, не провели какие-либо кадровые перестановки. В партии большевиков развернулась борьба за власть между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и Сталиным. Непрерывные трения в руководстве ВКП(б) вызывали тревогу лидеров зарубежных коммунистических партий, руководителей секций Коминтерна, тем более что они также оказались втянуты во внутрипартийную полемику СССР.


4. Путь Сталина к власти.


4.1 Программа.


В начале своего правления Сталин считал, что страну нужно объединить как одну республику, а не как союз. Взгляды Сталина во многом противоречили марксизкой политике того времени. Он выдвинул идею о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, он верил в революционный потенциал рабочего класса СССР.Сталинская идея была несовместима с представлениями К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И Ленина о социализме как обществе, идущем на смену капитализму в наиболее развитых странах. Сталин провозгласил цель построения социализма в СССР, обосновал право партии большевиков на монопольное удержание власти в стране на неопределенно длительный срок, и это отвечало интересам партийного аппарата.


По-новому определялись и задачи зарубежных коммунистов, входивших в Коминтерн. Важнейшей их целью, по мысли Сталина, должна быть поддержка СССР в строительстве нового общества.


4.2 Последователи.


Последователями Иосифа Виссарионовича можно считать его соратников по революционному прошлому, таких как – С. М. Киров, К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян, В. М. Молотов, которых Сталин сумел выдвинуть на ключевые посты в центре и на местах.


4.3 Методы и способы прихода к власти.


Не смотря на то, что Иосиф рос в неблагополучной семье с пьяницей отцом, вырос он мальчиком умным и образованным. И вместе с тем циничным и проницательным. При встрече с человеком Сталин всегда смотрел прямо в глаза, долго и пристально. И казалось, что он видит человека насквозь, заглядывает во все тайные стороны жизни. Сталин всегда отмечал в людях плохие стороны, пренебрежительно относясь к благородным порывам. Он умел играть на чужих чувствах, сталкивать людей лбами. Если находились люди, готовые противостоять его власти, Иосиф подавлял его силой. В те времена Иосифу дали прозвище «Коба».


Окончив семинарию, он точно знал, что хочет командовать людьми. И к этой цели Иосиф Виссарионович пойдет прямо, и если надо и по головам. Обладая мощной харизмой и будучи революционером, Коба организовывает подпольное общество. Он пишет листовки, нелегально работает в типографии. Этот период отмечен частыми переездами из города в город, тюремными арестами, побегами и вновь переездами. После раскола большевиков с меньшевиками в 1903 году Сталин занял позицию выжидания, желая занять сторону сильных. Ожидание длилось почти полтора года, после чего он примкнул к большевикам. В 1912 году, доказав свою верность партии, Сталин перешёл с местной арены на национальную. С этого и начался его путь к большой власти.


Ленин - значимая фигура в жизни Сталина. Хорошим отношениям между этими людьми мешал противоречивый характер Иосифа Виссарионовича. Сталин завидовал власти Владимира Ильича, и эта зависть просто душила его. Со временем из своей зависти Иосиф сделал оружие, превратив минус в плюс. Эта зависть помогала ему идти дальше, даже когда он был в тюрьме. Ленин же испытывал некое недовольство действиями Кобы и неминуемо произошёл разлад. На стороне остался сам Сталин и его малочисленные сторонники, а на другой все остальные, в том числе Тухачевский и Гай. Пройдет время и они пожалеют, что не были тогда подле Сталина. При всем том в апреле 1922 года, сразу после XI съезда партии, пленум ЦК избрал Иосифа Виссарионовича Генеральным секретарем РКП. Фактически он стал генсеком.


Шёл 1922 год. Разрозненная Россия. Иосиф Сталин остро ощущал необходимость создания более сильного и сплоченного государства. Он предлагал создать автономное государство, а не союз республик. Но Владимир Ленин и его единомышленники эту идею отвергли. Поэтому 30 декабря на Первом всесоюзном Съезде было принято решение о создании СССР.


Изначально на должность назначили Сталина, но позже Ленин предложил сместить его с этого поста, ссылаясь на грубость и несдержанность Иосифа. Но он не смог предложить другой кандидатуры на эту должность, он не предложил даже Троцкого, что поистине возмутило последнего. Сталин тогда отнесся к этому хладнокровно. Он готов был уйти в отставку, как того желал Ленин. Он признавал свою грубость и не отрицал обвинений. Ленин хотел найти кого-то более вежливого и Сталин дал ему такую возможность. Но сторонники Иосифа проголосовали за оставление его на должности. Троцкий проиграл эту битву.


Вскоре Ленин сильно заболел. И Сталин издал указ, запрещающий нагружать Владимира Ильича работой. Фактически он отстранил его от власти. Тогда он убрал со своего пути единственного человека, которого ставил выше себя. И Ленин умер, оставив партию без руководителя. Партия слишком поздно поняла насколько для неё опасен Иосиф. За что впоследствии они жестоко поплатились.


В 1924 году умер Владимир Ленин и естественно Троцкий считал себя главным претендентом на власть после Ильича, недооценивая возможности Сталина. А Сталин умел быть убедительным. Его влияние росло как будто на дрожжах.


Стоит обратить внимание на отрицательное отношение Сталина к НЭПу. Для того чтобы свернуть новую экономическую политику Сталин прибегнул к не хитрой операции. Он расколол Политбюро на две части. Левая линия высказывала теорию победы социализма в государстве. Сталин был активистом левого движения. И правая так называемая «новая оппозиция», в которую входили Троцкий, Зиновьев, Каменев – не верящая в социализм. Сталин подверг правых резкой критике, обвиняя их в расколе. Это и позволило ему начать сворачивать НЭП.


Итак, 1 января 1926 года Иосифа Сталина вновь утвердили в должности Генерального секретаря ЦК ВКП. Но на этот раз никто больше не смел говорить об его отставке. У него не было больше конкурентов.


Сейчас мы знаем, что Сталин не был бы тем Сталиным, которого мы знаем, если бы не применял насилие. Бюрократический аппарат искал вождя. Властного, такого как Иосиф. Готового принести во блага аппарата какое угодное количество людских жертв. Сталин упивался собственной властью. Он получил то, что жаждал с детства. Власть над своей жизнью и над судьбами многих людей.


5. Технология власти.


После завоевания власти Сталин для того что бы укрепить свое положение возглавил дело канонизации учения Ленина. Сталин укреплял посмертный культ вождя, потому что он нужен был Сталину как орудие власти. Теперь и доказывать было не нужно, достаточно приводить ленинские цитаты, чтобы обосновывать тезис об обострении классовой борьбы, необходимости коллективизации, социальной природе "врагов народа", любой другой вопрос.


Как "защитник" и "толкователь" ленинизма, Сталин сделался и "теоретиком". Он комментировал, разъяснял и "развивал" Ленина в своих работах "Об основах ленинизма" и "Вопросы ленинизма". Его примитивная и интеллектуально убогая "теория" нужна была миллионам как идеологическая пища. Сталин возглавил систему, которая формировала элементарно мыслящих людей, слепо верящих в догматы ленинской псевдорелигии.


В 1924-1925 гг. строительство социализма велось на основе НЭПа: легализован наем батраков, облегчена аренда земли, снижен сельхозналог, уменьшены цены на промтовары. Эта политика обеспечивала оживление хозяйственной деятельности середняка, но от неё выигрывали и зажиточные крестьяне, и страна в целом.


Сталин говорил, что Россия в хозяйственном отношении страна отсталая, ей очень трудно своими собственными силами поставить транспорт, развить индустрию и электрифицировать городскую и сельскую промышленность. И для преодоления неблагоприятных объективных условий Сталин считал необходимым прилагать усилия для улучшения международного положения России: «1) Использовать все и всякие противоречия и конфликты между окружающими нашу страну капиталистическими группами и правительствами в целях разложения империализма. 2) Не щадить сил и средств для оказания помощи пролетарской революции на Западе. 3) Принять все меры к усилению национально‑освободительного движения на Востоке. 4) Укрепить Красную Армию». Знаменательно, что в этом перечне международных задач Сталин обратил особое внимание на помощь национально‑освободительным силам Востока, то есть колониальным и зависимым странам. В отличие от большинства советских руководителей, надеявшихся исключительно на революции в Западной Европе, Сталин с первых же лет Советской власти подчеркивал: «Нужно раз навсегда усвоить ту истину, что, кто хочет торжества социализма, тот не может забыть о Востоке».


Кроме того, Сталин на первый план выдвигал не «помощь пролетарской революции на Западе», а использование противоречий среди ведущих капиталистических стран. Такое распределение приоритетов в международной деятельности определялось тем, что Сталин считал необходимым «искать формы и способы хозяйственного кооперирования с враждебными капиталистическими группами Запада для получения необходимой техники до момента победы пролетарской революции в одной или нескольких капиталистических странах. Концессионная форма отношений и внешняя торговля – таковы средства для достижения этой цели». Разумеется, соглашения о концессиях и торговле с рядом капиталистических стран исключали открытую помощь пролетарским революциям в этих же странах.


Так же Сталин исходил из того, что необходимо «развязать мелкое производство и мелкую промышленность в нашей стране, допустить частичное возрождение капитализма, поставив его в зависимость от государственной власти, привлечь арендаторов и акционеров и т. д. и т. п.».


Сталин утверждал, что РКП (б) «из партии переворота внутри России превратилась в партию строительства, в партию созидания новых форм хозяйствования». Исходя из того, что задачи внутренней политики партии являются задачами мирной строительной работы, Сталин указывал на необходимость «укрепить союз пролетариата и трудового крестьянства путем: 1) привлечения к государственной строительной работе наиболее инициативных и хозяйственных элементов из крестьян; 2) помощи крестьянскому хозяйству сельскохозяйственными знаниями, ремонтом машин и пр.; 3) развития правильного обмена продуктов между городом и деревней; постепенной электрификацией сельского хозяйства».


Одновременно Сталин выдвигал задачи индустриализации страны. Он предлагал:1) сосредоточить «максимум сил на овладении основными отраслями индустрии и улучшении снабжения занятых там рабочих»;2) развить «внешнюю торговлю по линии ввоза машин, оборудования»;3) привлечь «акционеров, арендаторов»; 4) создать «хотя бы минимальный продовольственный маневренный фонд»; 5) осуществлять «электрификацию транспорта, крупной промышленности».


Сталин жестко контролировал весь аппарат, и всякая борьба с ним была заранее обречена на провал. Под его руководством , в стране формировался тоталитарный политический режим, который стремился к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Таким образом, бюрократический аппарат постепенно превращался в мощный и фактически основной инструмент осуществления власти в стране, который, подобно спруту, запускал свои щупальца практически во все социальный процессы, вплоть до личной жизни каждого человека. В наше время многие упрекают Сталина в бюрократизации общества. Следует отметить, что, по сути, генеральный секретарь не был отцом бюрократии, так как она росла и развивалась под влиянием огромного количества политических, экономических и социальных процессов, с самого момента ее перерождения из царской в большевистскую. Сталин же, скорее умело "оседлал" ее, и, установив контроль, скорректировал таким образом, что она превратилась в необходимый ему инструмент тоталитарного управления. В итоге вся политическая машина государства походила на иерархическую административную пирамиду, на вершине которой, находилась партия (высший эшелон), в свою очередь на вершине которой, находился Иосиф Виссарионович.


По поводу технологии власти Сталина можно вести бесконечные споры, прав ли он был, верную ли тактику выбрал вождь, и что бы было, если бы Сталин не был бы таким Сталиным, которого мы знаем. Троцкий писал о Сталине как о "наиболее выдающейся посредственности". Он и другие соратники Ленина недооценили Сталина. Действительно, Сталин уступал многим партийным лидерам: как теоретик он был лишь популяризатор, не обладал ораторским даром, ниже был по культуре, образованности, обделен моральными качествами. Но он, недолго работая рядом с Лениным, раньше других оценил механизм власти, роль аппарата, что имело решающее значение для установления единоличной власти.


Таким образом, установлением единоличного правления Сталина был навсегда положен конец всяким попыткам создавать оппозицию власти. В социально-экономической области перед Сталиным также встала задача отказаться от плюрализма, перейти к единственной форме собственности - государственной, ликвидировав частную собственность, нэпманов и многомиллионные крестьянские хозяйства.


6. Итоги правления.


6.1 Реформы


1) Денежная реформа 1922-1927.


2) Триада 1929-1940гг.


- Индустриализация.


- Коллективизация.


- Культурная революция.


3) Военные реформы:


- модернизация армии и военно-промышленного комплекса.


4) Поствоенные реформы Сталина:


- план-пятилетка по восстановлению экономики СССР после Второй Мировой войны.


5) Реформы в области образования:


- введено повсеместно обязательное четырёхлетнее образование, а для городов и промышленных районов- семилетнее, с профессионально-техническим (фабрично-заводским) уклоном.


6.2 Методы проведения реформ.


Для проведения реформ средства брались с самих людей, причём иногда без меры и ограничений. Для выполнения грандиозных работ ( таких как выкапывание Беломорканала) привлекались заключенные. Благодаря очень жёсткому законодательству в руках государства всегда была дешёвая рабочая сила. В основном Сталин не считался с чужим мнением по поводу проведения своих реформ, если он считал нужным провести какую-либо реформу, он её проводил.


6.3 Результаты правления.


Вклад Сталина в развитие нашей Родины настолько огромен, что до сих пор не прекращаются потоки лжи и грязи со стороны ненавистников русского народа и уничтожителей России в его адрес и адрес всего, что было создано при его правлении.


В докладе А.С. Сенявского "Какое наследство оставил И.В. Сталин: итоги сталинского правления и их воздействие на отечественную историю второй половины XX в." отмечалось, что в истории России XX в. нет другой столь же масштабной исторической личности. Если Ленин - этот "разрушитель старого мира" влиял на события главным образом идейно, то Сталин не только при жизни в течение трех десятилетий практически созидал новое общество, распространяя его влияние и идеологию по всему миру, но и после смерти сохранил это влияние через свое наследие - советскую систему и "мировую систему социализма".


Итоги правления Сталина:


1) окончательно сформировал всю советскую общественную систему с ее политическими, социальными, экономическими институтами и принципами (социалистический этатизм, огосударствление собственности, директивно-плановая экономика и т.д.);


2) радикально изменил доктринерскую идеологию большевизма, отказавшись от курса на "мировую революцию" и превратив международное революционное движение в инструмент реальной защиты интересов СССР;


3) свернул нэп и осуществил форсированную индустриальную модернизацию страны, использовав мобилизацию всех внутренних ресурсов при отсутствии внешних;


4) в ситуации назревавшей новой мировой войны предотвратил формирование единого фронта западных держав против СССР;


5) обеспечил фундаментальные (индустриализация) и ситуационные (политическая стратегия, обретение союзников, военно-политическое руководство) условия для победы во Второй мировой войне;


6) заложил фундамент превращения СССР в сверхдержаву (послевоенное мироустройство, обладание высоким научно-техническим, военным, ядерным потенциалом).


Население


а) Численность русских (великороссов, малороссов и белорусов) за время правления Сталина увеличилась по данным переписей в среднем на 1,3-1,5 млн. в год.


б) В результате снижения смертности в СССР средняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с дореволюционным периодом, достигнув среднеевропейского уровня (70 лет в 1971-72 по сравнению с 32 в 1896-97).


в) Общая смертность в России при Сталине уменьшилась почти в 3 раза (10,1 на 1 тыс. жит. в 1950 году по сравнению с 29,1 в 1913). В то же время сократилась и рождаемость 1950 г. (26,9 на 1 тыс. жит. в 1950 и 45,5 - в 1913), что связано с последствиями войны, с увеличением числа лиц пожилого возраста, ростом городского населения, вовлечением женщин в сферу производства. Однако естественный прирост населения даже немного вырос и составил в 1950 году 16,8 чел. на 1000 жит. (16,4 – 1913 г.).


г) Население Российской империи на 79% было безграмотным (по данным переписи 1897 г.), то есть не умело даже ни читать ни писать. При Сталине безграмотность была ликвидирована. Грамотность населения поднялась до 89,1% (1932).


Экономика


При Сталине экономика управлялась разумными плановыми методами, как единый организм, за счет чего удалось реализовать масштабные проекты и достигалась ее высокая эффективность и темпы роста.


После войны, получив отказ Запада в кредитах на восстановление СССР, Сталин сумел восстановить страну в сроки, которые ни одна европейская страна - участница войны не сумела повторить даже с американскими кредитами.


Страна подготовилась и выиграла в войне, дважды восстанавливалась после разрушительных войн и стала второй мировой державой именно благодаря плановому методу ведения хозяйства.


а) При Сталине удалось не только полностью восстановить уровень благосостояния граждан после 3-х разрушительных войн и в несколько раз приумножить его, но и, несмотря на войны, в 2 раза обогнать американцев в темпах роста.


Общественная производительность труда в 1950 году увеличилась по сравнению с 1913 г. в 3,2 раза.


б) Общие объемы производства промышленной продукции на душу населения за 1913-1950 гг. в СССР увеличились в 4 раза


в) Золотой запас.


К концу правления Сталина в 1953 золотой запас вырос в 6,5 раз и достиг 2050 т.


г) С 1933 г. безработицы в СССР не существовало.


д) Реальные доходы рабочих к 1940 году увеличились по сравнению с 1913 г. в 2,7 раз, крестьян – в 2,4 раза.


7. Современники о личности Сталина.


Иногда приходится встречать суждения о Сталине людей, которые ничем, кроме своей жены в жизни не управляли, зато с намёком на абсолютное знание предмета разговора и исторических реалий, вещают о злодеяниях, услышанных по телевизору.


Юрий Мухин подметил интересную закономерность: чем ниже человек морально, чем дальше он от реального Дела и управления, тем хуже у него получается Сталин.


На мой взгляд, объективная оценка такой личности, как Сталин, может быть дана только более-менее равными ему - такими же руководителями великих империй.


Уинстон Черчилль (Великобритания) :


"Большим счастьем было для России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин. Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому времени того периода, в котором проходила вся его жизнь. Сталин был человеком необычайной энергии и несгибаемой силы воли, резким, жестоким, беспощадным в беседе, которому даже я, воспитанный здесь, в Британском парламенте, не мог ничего противопоставить. Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма и способностью точно воспринимать мысли. Эта сила была настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов. Сталин произвел на нас величайшее впечатление. Он обладал глубокой, лишенной всякой паники, логически осмысленной мудростью. Он был непобедимым мастером находить в трудные моменты пути выхода из самого безвыходного положения. Кроме того, Сталин в самые критические моменты, а также в моменты торжества был одинаково сдержан и никогда не поддавался иллюзиям. Он был необычайно сложной личностью. Он создал и подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего врага уничтожал своим же врагом. Сталин был величайшим, не имеющим себе равного в мире, диктатором, который принял Россию с сохой и оставил ее с атомным вооружением.


Что ж, история, народ таких людей не забывают"


(Ч е р ч и л л ь У. Речь в палате общин 21 декабря 1959 года, в день 80-летия Сталина).


Адольф Гитлер (Германия) :


«Сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба И. Сталина . По своим военным и политическим качествам Сталин намного превосходит и Черчилля, и Рузвельта. Это единственный мировой политик, достойный уважения. Наша задача - раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина не появлялись.»


Шарль де Голль (Франция)


«Сталин имел колоссальный авторитет, и не только в России. Он умел "приручать" своих врагов, не паниковать при проигрыше и не наслаждаться победами. А побед у него больше, чем поражений.


Сталинская Россия - это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено».


Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)


"Сталин, — говорил он, — сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину".


Роже Гароди (Франция)


«...Я думаю, что на фигуру Сталина нужно смотреть в историческом плане. В сущности, тогда была осада: вспомним, что железный занавес выдумали не русские, а Клемансо и Черчилль, которые говорили о необходимости натянуть занавес из железной проволоки и задушить Советский Союз голодом. А когда страна находится в осаде, то это совершенно не ведет к какой-нибудь терпимости. Действительно, в тот исторический период были ужасные отклонения, и я думаю, что с этой точки зрения Сталин был плохим учеником Ленина. В одном из своих последних текстов, опубликованных в "Правде", который можно действительно рассматривать как политическое завещание Ленина, тот писал о том, что пройдет 50—60 лет, прежде чем крестьяне на своем собственном опыте придут к коммунизму. Сталин же захотел сделать это за два года. В результате он уничтожил советское сельское хозяйство, которое и сейчас еще не поднялось. С другой стороны, когда Сталин говорил в 1931 году: "Если мы не будем производить 10 миллионов тонн стали в год, то меньше чем за 10 лет нас раздавят", он был прав. Десять лет, то есть, 1941 год. Если бы он тогда не совершил то невероятное усилие, которое, действительно, с человеческой точки зрения стоило очень дорого, мы бы сейчас жили еще в эпоху Освенцима».


Даже в оценках современников Сталина его личность остается очень противоречивой. Одни хвалят его за вклад, внесенный им в развитие нашей страны. Другие же осуждают его за жесткие методы власти. Но и те и другие стороны сходятся в своих мнениях в том, что благодаря именно Сталину Россия сделала большой рывок вперед, благодаря ему Европа освободилась от Гитлера.


8. Заключение.


Подытоживая личность Сталина и его значение для нашей страны, можно сказать, что в течение долгого времени многие западные комментаторы были более склонны хвалить Сталина за индустриализацию России, нежели осуждать за террор. Таким образом, сталинская эпоха в значительной степени интерпретировалась как эпоха великих социальных перемен, стремительной динамики, перехода от сельскохозяйственной экономики к индустриальной. И в некотором смысле это верно. При Сталине Советский Союз действительно стал великой индустриальной державой. Действительно произошел отток его населения из деревень. Была в полном объеме отстроена централизованная социалистическая система. И при этом у советской экономики был относительно высокий темп роста. Советская экономика добилась больших успехов, отрицать это не приходится. Как сказал Чарльз Сноу: «России в десятилетия предстояло сделать примерно то же, на что у Англии ушло 200 лет». И это благодаря Сталину, каким бы он ни был. Вокруг политических деятелей всегда ходит много слухов, их жизнь на виду, их обсуждают, хвалят, критикуют. В последнее время, несмотря на все старания антисоветской, антикоммунистической пропаганды, необычайно вырос интерес к личности и деятельности Иосифа Виссарионовича Сталина. И в основном, как я заметила, этот интерес проявляется в положительном отношении к Иосифу Виссарионовичу. Не зря Сталин однажды сказал такую фразу: «"После моей смерти... на мою могилу неблагодарные потомки навалят кучи мусора, но через много лет ветер истории их развеет».



9. Список литературы:


1) Владимир Жухрай «Сталин: правда и ложь»


2) Юрий Емельянов «Сталин. Путь к власти»


3) http://stevanivan.igp.ru/htdocs/2008-12-05_Stalinizm_History/Stalin's_Psycho.html


4) http://www.psychol-ok.ru/lib/rancour-laferriere/ps/ps_03.html


5) http://www.analysisclub.ru/index.php?page=stalin&art=2575


6) http://ru.wikipedia.org/wiki/Сталин


7) http://www.stalinlive.ru/index.php?id=88


8) http://blogs.ruvr.ru/users/2858488/post130930660



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Авраам
Реферат Экономическая сущность внешнеэкономических связей и международного разделения труда
Реферат Створення сумісного підприємства, як одна з форм реалізації інвестиційної політики
Реферат Смерть як біологічне явище
Реферат Забытые фразы
Реферат Расчет антенны с использованием генетического алгоритма
Реферат Расчёт заземления
Реферат Отчёт о производственной практики в Сводном Департаменте макроэкономического прогнозирования и
Реферат Проектирование гибридных интегральных микросхем и расчет элементов узлов детектора СВЧ сигналов
Реферат Модульная технология на уроках информатики в школе
Реферат Анализ оценка и выбор пользователем пакетов прикладных программ для автоматизации своей деятельности
Реферат «численные методы» Направления: 654600 Информатика и вычислительная техника
Реферат Термины по истории за XX век
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины «Высшая математика» Цели и задачи дисциплины
Реферат 2. Аналіз організаційної структури рфб «Аваль»