Александр Яковлевич Закушняк
(1879—1930; псевдоним Самарский
) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]
Биография
Александр Закушняк родился в Одессе 26 февраля (10 марта) 1879 года[2]. Учился в гимназии, окончил её в Одессе в 1897 году. Во время обучения пел в церковном хоре, играл на любительской сцене, давал уроки. Поступил на юридический (по другим данным на филологический[1]) факультет Киевского университета, однако был отчислен в 1899 году за участие в студенческих беспорядках. Вновь поступил на обучение, уже в Новороссийский университет и окончил его в 1903 году[3].
В профессиональных и любительских драматических и опереточных спектаклях выступал под псевдонимом Самарский
, под этим же псевдонимом выступал как звукоподражатель, читал со сцены рассказы А. П. Чехова[3].
В 1906 году был приглашён Всеволодом Мейерхольдом в Товарищество новой драмы. Гастролируя с Товариществом в Полтаве и Тифлисе сыграл роли Раскольникова, Мышкина и Треплева («Преступление и наказание», «Идиот» Ф. М. Достоевского и «Чайка» А. П. Чехова)[3].
В 1907—1910 гг играл на сцене театра им. В. Ф. Комиисаржевской, исполнил роли: Пьеро в пьесе «Балаганчик» А. А. Блока, Пелеас в пьесе «Пелеас и Мелисинда» М. Метерлинка, Беллидор в пьесе «Сестра Беатриса» М. Метерлинка[1], Ивара Карено в пьесе «У врат царства» К. Гамсуна[3]. В 1908 году вместе с театром гастролировал за рубежом[1].
В 1910 году в Одессе Александр Яковлевич дал цикл из 30 концертов «Вечера интимного чтения»[4], где читал рассказы А. П. Чехова, Мопассана, Марка Твена, Шолом Алейхема, В. Г. Короленко[1]. Выступления с рассказами на эстраде продолжались до 1914 года, с ними он объехал Киев, Кишинёв, Херсон, Ригу, Ярославль, Кострому, Москву. В 1914 году был призван в действующую армию, участвовал в Первой мировой войне[1], в чине поручика проходил службу в Духовщинском 267-м пехотном полку.
Умер Александр Закушняк 21 апреля 1930 года[3]. Похоронен на Волковом кладбище, на Литераторских мостках[5].
Список литературы:
1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл. (стб. 732—733)
2. Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 9. Евклид — Ибсен. 1972. 624 стр., илл.; 43 л. илл. и карт. 1 карта-вкл. (стб. 924)
3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 10. Железное дерево — Излучение. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 767 с.: ил.: карт. (стр. 199)
4. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-Х (стр. 156)
5. Закушняк Александр Яковлевич на Волковском кладбище
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Закушняк,_Александр_Яковлевич
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |