Психология и социология чтения I.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, требования к знаниям и умениям 1. Цели и задачи изучения дисциплины Целью данной дисциплины является формирование у студентов системного пред¬ставления о психологии и социологии чтения. В процессе обучения решаются следующие задачи: - изучается книга через систему общественных отношений, проявляющихся в про¬цессах книжной деятельности, а также
в процессах, связанных с функционированием книги в обществе; - вооружить студентов знаниями о процессах чтения, различных характеристик читателей, читательской аудитории, необходимыми для успешной работы в книжном де¬ле; - обучение студентов психологическим и социологическим методам исследования читательской аудитории; Основные разделы, дидактические единицы, категории и понятия дисциплины оп¬ределены Государственным образовательным стандартом: «Методологические основы психологии и социологии чтения,
книга как общест¬венное явление, книга как средство массовой коммуникации, чтение и общество, место социологии и психологии чтения в системе книговедческого знания, методы социологии и психологии чтения, история чтения и его изучения в России, чтение в России до XIX века, и его изучение в России в XIX веке, чтение и его изучение в советской и современ¬ной России, психологические аспекты процесса чтения, процесс понимания, текст и под¬текст, процесс восприятия
художественного произведения». Социально-психологические характеристики читателя, социально-демографические и социально-психологические характеристик читателей, социальная структура общества и читательские предпочтения, читательская мода, социологические исследования читательской аудитории, программа исследования, измерение социальных характеристик (шкалы, надежность измерений), методы получения социологической ин¬формации, прямое наблюдение, документальные источники, анкетирование, типология вопросов анкет, способы повышения
надежности опроса. Социологические и психологические особенности книги, искусство и общество, книга как выражение и средство распространения культуры, массовая и элитарная лите¬ратура, социально-психологические аспекты деятельности издательства, социально-психологические механизмы писательской деятельности, принятие решений на разных этапах подготовки издания, социально-психологические аспекты рекламной деятельно¬сти». 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате обучения студенты должны: а)знать: - методологические основы психологии и социологии чтения; - историю развития данного направления в России; - основные методы исследования читательской аудитории; - методологию социологического исследования; б) уметь: - классифицировать читательские группы; - организовывать социологическое исследование читателей; - использовать социологические методы сбора информации; - обрабатывать получаемую в ходе исследования информацию. в) иметь представление о: - проведения исследования читателей
с использованием психологических и социо¬логических методов; - интерпретации и анализа полученных результатов. 3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины - Отечественная история - История книжного дела - История литературы - Культурология 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Трудоемкость дисциплины в часах Форма обучения Курс
Семестр Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Курсовая работа Курсовой проект Самостоятельная работа Форма итогового контроля Очная 10 Зачет Очно-заочная 18 Зачет Заочная 18 Зачет 2. Содержание дисциплины 1. Наименование тем, их содержание и объем в часах №
Наименование разделов и тем Всего часов В том числе: Самостоятельная работа Лекции Семинарские занятия 1 Методологические основы психологии и социологии чтения 2 История развития психологии и социологии чтения в России 3 Психологические аспекты процесса чтения 4 Социально-психологические характеристики читателя 5 1 2 2 5
Социологические исследования читательской аудитории 6 Социологические особенности книги 7 Социально-психологические аспекты деятельности издательства 2 ИТОГО: 2. Содержание тем дисциплины Тема 1. Методологические основы психологии и социологии чтения. Книга как общественное явление. Книга как средство массовой коммуникации.
Чтение и общество. Место социологии и психологии чтения в системе книговедческого знания. Методы социологии и психологии чтения. Тема 2. История чтения и его изучение в России. Чтение в России до XIX века. Чтение и его изучение в России в XIX веке. Чтение и его изучение в советской и современной России. Тема 3. Психологические аспекты процесса чтения.
Процесс понимания. Текст и подтекст. Процесс восприятия художественного про¬изведения. Тема 4. Социально-психологические характеристики читателя. Социально-демографические и социально-психологические характеристики читателей. Социальная структура общества и читательские предпочтения. Читательская мода. Тема 5. Социологические исследования читательской аудитории.
Программа исследования. Измерение социальных характеристик (шкалы, надеж¬ность измерений). Методы получения социологической информации. Прямое наблюде¬ние. Документальные источники. Анкетирование. Типология вопросов анкет. Способы повышения надежности опроса. Тема 6. Социологические и психологические особенности книги. Искусство и общество. Книга как выражение и средство распространения культу¬ры.
Массовая и элитарная культура. Тема7. Социально-психологические аспекты деятельности издательства. Социально-психологические механизмы писательской деятельности. Принятие решений на разных этапах подготовки издания. Социально-психологические аспекты рекламной деятельности. II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМАМ Целью семинарского занятия является активизация обучения студентов,
привитие им навыков самостоятельной исследовательской и аналитической работы. Студенты ис¬пользуют иностранную и отечественную литературу, готовят доклады и сообщения, ре¬шают практические задачи, проводят деловые игры и компьютерные практикумы. Осо¬бое внимание обращается на постановку и обсуждение дискуссионных вопросов, умение сформулировать собственное мнение по обсуждаемым вопросам. Занятие 1.
Тема: Образовательные электронные издания и ресурсы. Вопросы для обсуждения: 1. ЭИР и книга. 2. Книга и ее простота использования в образовании, работе и досуге. 3. ЭИР и аппарат поддержки - компьютер. 4. Книга и ее описание в символьно-абстрактной форме. 5. ЭИР и представление мира в виде виртуальной реальности.
2. Задания для самостоятельной работы студентов. Задания подготовлены преподавателем и фиксируются в журнале. Студенты изучают материалы по следующим направлениям: 1. Социальное явление. Основные характеристики. Книга как социальное явле¬ние. 2. Познание социальных явлений. Социологическое изучение социальных яв¬лений. 3. Функции прикладной социологии. 4. Социальный закон.
Характеристика и классификация социальных законов. 5. Толстый журнал и его публика. 6. Библиотеки для чтения и их читатель. 7. Иллюстрированный еженедельник и его подписчик. 8. Газета в низовой читательской аудитории. 9. Деятельность Н.А. Рубакина по изучению читателя. 10.Массовое чтение в советское время.
11.Современные исследования массового чтения. 12.Процесс понимания. Основные этапы. 13.Способности к чтению у детей разных возрастов. 14.Элементы вхождения в текст (на примере любого художественного произве¬дения). 15. Особенности возрастной психологии. 16.Психологические характеристики детей-читателей разных возрастов. При¬учение к чтению П.Типы читателей. 18.Анкетирование,
Специфика анкетного опроса. Верстка анкеты. 19. Анкетирование. Проба анкеты. Типичные недостатки анкет. 20.Анкетирование. Почтовый опрос. Экспертный опрос. 21. Интервью. 22.Интерпретация информации. 23.Социально- психологические функции детектива. 24.Социально- психологические функции любовного романа. 25.Социально- психологические функции фантастики. 26.Социально- психологические функции классической
литературы. 27.Искусство и общество. Проблемы цензуры. 28.Социально- психологические механизмы действия рекламы на потребителя. 29.Психология творчества. Основные аспекты. 30.Стратегии издательской деятельности. Роль издательств в формировании чи¬тательских интересов. 3. Тематика рефератов и контрольных работ. 1. Чтение как деятельность.
2. Место психологии и социологии чтения в системе книговедческого знания. 3. Характер чтения в России до XVIII века. 4. Читатели первой половины XIX века. 5. Издание в середине XIX века народной литературы. 6. Основные аспекты деятельности издательства «Посредник» по изучению чита¬телей. 7. Читатели последней трети XIX века. 8. Особенности чтения и его изучения в
Советской России. 9. Понимание сложного сообщения, текста и подтекста. 10.Факторы влияния вхождения в текст. 11.Психологическая эффективность искусства. 12.Психологические половозрастные характеристики читателя. 13.Социальные слои и их отношение к чтению. 14. Н.Стандартизированность и динамичность моды читателя.
15.Программа исследования. 16.Искусство и картина мира. 17.Модель распространения культуры. 18.Основные характеристики и социально-психологические функции массового искусства. 19.Основные характеристики и социально-психологические функции элитарного искусства. 20.Составляющие мотивации деятельности художника. 21.Внушение и убеждение как механизмы воздействия рекламы. 22.Процесс воздействия и восприятия рекламы.
Внимание. 23.Основные группы потребительских мотивов. 24. Деятельность социологии в сфере рекламы. 25.Деятельность психологии в сфере рекламы. 4. Вопросы для подготовки к зачету. 1. Книга как общественное явление. 2. Книга как средство массовой коммуникации. 3. Чтение и общество. 4. Место социологии и психологии чтения в системе книговедческого знания.
5. Методы социологии и психологии чтения. 6. Чтение в России в XIX века. 7. Чтение и его изучение в России в XIX веке. 8. Чтение и его изучение в советской и современной России. 9. Процесс понимания. Ю.Текст и подтекст. 11 .Процесс восприятия художественного произведения. 12.Социально-демографические и социально-психологические
характеристики читателей. 13.Социальная структура общества и читательские предпочтения. 14. Читательская мода. 15. Программа исследования, 16.Измерение социальных характеристик (шкалы, надежность измерений). 17.Методы получения социологической информации. 18.Прямое наблюдение. 19.Документальные источники. 20. Анкетирование. 21.
Типология вопросов анкет. 22.Способы повышения надежности опроса. 23.Искусство и общество. 24.Книга как выражение и средство распространения культуры. 25.Массовая и элитарная литература. 26.Социально-психологические механизмы писательской деятельности. 27.Принятие решений на разных этапах подготовки издания. 28.Подготовка научной публикации. 29. Социально-психологические аспекты рекламной деятельности.
30.ЭИР и книга. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1. Литература Основная: 1. Банк Б.В. Изучение читателей в России (XIX век). — М. 1969. 2. Горомов Е.С. Природа художественного творчества. — М. 1986. 3. Книга и чтение в зеркале социологии. — М. 1990. 4. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи:
Учебник М 2004. 5. Кравченко А.И. Социология: Учеб пособие - М 2004. 6. Асп Э. Введение в социологию М 2003. 7. Павленок П.Д. Социология: Учебник .— М 2003. 8. Артемов П.В. Политическая социология: Учеб М 2003. 9. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб М 2004. 10.
Ю.Шаленко В.Н. Социология: Курс лекций. — М 2003. П.Горелов А.А. 11. Cоциология: Учеб. пособие и хрестоматия М 2004. 12.Харчева В.Г. 12. Основы социологии М 2004. 13.Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций М 2004. 14.Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс М 2003. Дополнительная:
1. Макашева З.М. Социальный менеджмент М 2004. 2. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации М 2003. 3. Социология: Учеб. /Под ред. В.Н. Лавриненко. -М 2003. 4. Ритцер Дж. Современные социологические теории М 2002. 5. Марков Ю.Г. Социальная экология М, 2003. 6. Макашева З.М.
Социальный менеджмент М 2002. 7. Соколов СВ. Социальная философия. — М 2003. 8. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. -М 2003. 9.Шарков Ф.И. Социология массовой коммуникации. Ч. 1. -М 2003. 10. Рывкина Р.В. Экономическая социология современной России: Учеб. пособие М 2003. 11.Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности
М 2002. 12. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России М 2003. 13.Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб.пособие М 2002. 14. Коркюф Ф. Новые социологии: Пер. с нем М 2002. 15.Маршак А.Л. Социология: Учеб. пособие М 2002. 5.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов
учебных занятий, а также используемых в учебном процессе технических средств  Демонстрационные тексты, издания.  Тестовые задания (в компьютерной форме). 5.3. Курсовой проект (работа) и его характеристика Не предусмотрен. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Методические рекомендации преподавательскому составу 1.1.
Методические рекомендации по проведению занятий Должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных разделов наиболее эффективны, раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы. Некоторые методические приемы преподавания дисциплины Весьма эффективными могут оказаться специальные методические приемы, апробированные автором в течение
многолетнего преподавания дисциплины. К ним относятся, в частности, следующие: - акцент на типичных ошибках, совершаемых при проведении редакторского анализа, разъяснение природы этих ошибок и уточнение обоснования правильных подходов; - активное использование табличных и иллюстрационных способов представления информации; - проведение микротестов, позволяющих определить личное отношение слушателей к тем или иным положениям и факторам, влияющим на принятие решений.
Лекционные занятия В форме лекционных занятий даются теоретические знания, относящиеся, например, к условиям и правилам редактирования. Переход от теоретических положений и выводов к практическим инструментам принятия решений. Чтобы обеспечить изучение представленного в дисциплине материала, категории и концепции разбиты на последовательность отдельных легко усваиваемых понятий и правил. Многие из понятий и правил иллюстрируются приемами и методами редакторского анализа.
Умение отобрать важную информацию, относящуюся к рассматриваемой проблеме и применяемым инструментам обоснования решения. Практические занятия Многие положения и понятия могут быть проиллюстрированы примерами, позволяющими слушателям более эффективно усвоить изучаемый материал. На практических занятиях активно используется такой методический прием, как рассмотрение взаимосвязанных задач, ситуаций в области редактирования. Самостоятельная работа
Часы, предусмотренные программой дисциплины для самостоятельных занятий, используются для закрепления и углубления полученных во время аудиторных занятий знаний, изучение основной и дополнительной литературы. Кроме того, самостоятельная работа слушателей предполагает выполнение предусмотренных программой заданий. Эти задания охватывают процесс обоснования редакторских методов,а также анализ деятельности редакторов. 1.2. Методические рекомендации по критериям оценки качества занятий 1.2.1.
КОНТРОЛЬ ЛЕКЦИИ Задачей контроля является установление: отвечает ли данная лекция указанными требованиям, нужна ли она вообще или целесообразнее дать возможность студентам изучить данный материал по книге. При подготовке к контролю лекции требуется: - познакомиться с тематическим планом изучения дисциплины и установить место данной лекции в дисциплине, какие занятия, ей предшествовали и какие, будут после данной лекции; - проверить наличие на кафедре комплекта дидактических материалов по данной дисциплине,
в частности для данной лекции. В ходе контроля рекомендуется дать оценку, в какой мере лектору удалось: - правильно определить структуру и цель лекции, распределить материал по времени по вопросам, выделить главные смысловые связи ("стержневой" вопрос лекции); - избрать целесообразную методику подачи материала с учетом подготовки и состава аудитории, обеспечить проблемность изложения; - четко, ясно и последовательно изложить материал, после каждого вопроса сделать выводы или краткое резюме и обеспечить
логический переход от вопроса к вопросу; - темпом, голосом, интонацией руководить вниманием аудитории (использовать риторические вопросы, оживляющие моменты и т.п.); - показать четкую графику на доске, умение правильно использовать поле доски, средства наглядности (плакаты, схемы и т.п.), технические средства обучения, добиться необходимой иллюстративности излагаемого материала; - поддержать обратную связь с аудиторией, руководить работой студентов над конспектами, изменять темп и порядок изложения
в зависимости от восприятия материала аудиторией; - выдержать задуманный порядок и план занятости, четко и вовремя завершить его, ответить на вопросы и дать задание на следующее занятие, указать перспективу дальнейшего изучения материала; - вызвать живой и неподдельный интерес аудитории. В ходе контроля лекции контролирующий должен для себя (в своих записях) зафиксировать: 1) правильно ли сформулированы в программе и тематическом плане тема и цель занятия, правильно ли определены
тип и структура данного занятия; 2) оценку, насколько полно и на должном уровне раскрыто на занятии содержание программного материала, каковы очевидные и предполагаемые результаты занятия; достигнута ли поставленная цель, т.е. насколько сознательно и прочно усвоены обучаемыми знания; 3) результаты анализа деятельности преподавателя под углом зрения требований дидактики; соблюдены ли принципы научности, проблемности, систематичности и последовательности, доступности и наглядности, связи
с практикой, обучение на высоком уровне трудностей; 4) результаты анализа деятельности студентов (аудитории), степень их активности в ходе занятия, проявлен ли интерес к данной теме; 5) общую оценку занятия, предложения для кафедры и конкретно для преподавателя по улучшению методики проведения такого занятия, рекомендации, что нового целесообразно внести в исходную документацию, методику проведения занятий. При анализе и оценке проведенного занятия рекомендуется использовать
систему критериев, выработанную в институте. 1.3. Методические рекомендации по контролю успеваемости Промежуточный контроль осуществляется в течение всего периода изучения дисциплины. Он предполагает наблюдение за работой студентов на практических занятиях, где студенты должны показать способность эффективно работать с источниками информации и применять (индивидуально и коллективно) приемы редакторского анализа Кроме того, оценивается участие студентов в обсуждении деловых ситуаций в классе.
Отдельную оценку слушатели получают за выполнение контрольных заданий. Итоговый контроль – по итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен (зачет). К экзамену допускаются студенты, отчитавшиеся по всем предусмотренным программой формам промежуточного контроля. Окончательная оценка по дисциплине выставляется с учетом результатом выполнения контрольных работ, активности студентов на практических занятиях и результатов экзамена 2.
Методические рекомендации студентам 2.1. Методические указания по выполнению практических видов занятий и семинаров На практических занятиях студенты должны продемонстрировать способность эффективно работать с источниками информации и применять (индивидуально и коллективно) приемы качественного анализа информации. Основные задачи практического занятия - помочь студентам систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера; - показать студентам связь теории с практикой и научить применять теорию к
решению практических задач; - научить студентов приемам решения задач, специфическим для данной учебной дисциплины; - овладеть методикой работы с научным материалом и наиболее типичными для данной дисциплины практическими навыками; - помочь студентам в развитии навыков самостоятельной работы; - научить студентов работать с книгой, архивной документацией и пользоваться справочной литературой. На семинарских занятиях студенты обсуждают сообщения, доклады, рефераты, выполненные ими по результатам
изучения учебного материала. Семинары проводятся по основным и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная цель семинара – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, а также привить им навыки работы с литературой, в обобщении материалов, письменного и устного изложения, в умении защищать развиваемые положения и выводы. Кроме того, семинары являются одним из средств контроля качества
самостоятельной работы студента. Основные задачи семинара состоят в том чтобы: - углублять и закреплять знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы студентов над учебным материалом; - проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом; - выработать у студентов методические навыки проведения учебных занятий по данной учебной дисциплине; - привить студентам навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала аудитории; - выработать умение формулировать,
обосновывать и излагать собственные суждения по обсужденному вопросу, умение отстаивать свои взгляды, вести дискуссию. .2.2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Контрольные работы, если они определены учебным планом (в учебных планах обозначены*), выполняются студентами самостоятельно. В начале изучения дисциплины преподаватель распределяет контрольные работы среди студентов учебной группы (курса), устанавливает сроки выполнения.
Контрольную работу студент выполняет в часы самостоятельной работы. Защита контрольной работы проводится на предпоследних занятиях учебной дисциплины. Оценка за контрольную работу учитывается при выставлении окончательной оценки за учебную дисциплину. 2.3 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения Самостоятельная работа студентов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и
имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков работы с литературой, активный поиск новых знаний, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, формирования культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний. Основы обеспечения самостоятельной работы студентов должны быть заложены в учебных планах и программах путем рационального распределения учебных дисциплин по семестрам, надлежащей последовательности их прохождения
и обеспечения времени, необходимого для выполнения домашних заданий и овладения учебным материалом. Качество самостоятельной работы зависит от ее организации и обеспечения. Самостоятельная работа над учебным материалом должна проводиться систематически, планомерно и целеустремленно с первых дней каждого учебного семестра; только при этом условии может быть обеспечена надлежащая подготовка студентов и нормальные условия для выполнения домашних заданий, лабораторных и контрольных работ, сдачи
зачетов и экзаменов. Самостоятельные занятия планируются каждым студентом. Самостоятельная работа студентов включает: - текущую работу над учебным материалом; регулярно подготовку к очередным лекциям и практическим видам занятий путем изучения указанной в программе и рекомендованной лектором дополнительной литературы; изучение и дополнение своих лекционных записей; изучение программных материалов, которые предусматриваются кафедрами для самостоятельного изучения; - выполнения контрольных
(отчетных) работ и других домашних заданий; - подготовку к коллоквиумам, контрольным работам, зачетам; - выполнение курсовых работ; Использование времени самостоятельной работы планируется студентами по своему усмотрению в соответствии с объемом учебного материала, индивидуальными способностями и личным опытом работы. Планирование может производиться на каждый день. Отводимое при этом время должно обеспечивать освоение текущего лекционного материала, выполнение всех
плановых заданий и постоянную готовность к практическим и контрольным работам. 2.4 Методические рекомендации по организации заочного обучения Занятия со студентами проводятся в период установочных сборов, в соответствии с учебными планами и подразделяются на установочные, итогово - установочные и итогово - выпускные сборы. Установочный сбор проводится в начале первого учебного года, непосредственно после окончания вступительных
испытаний. Основными учебными задачами этого сбора являются: - доведение методических указаний по самостоятельной работе студентов над дисциплинами учебного плана в междусборовый период и выполнению контрольных работ; - изучение студентами теоретического и прикладного материала дисциплин первого курса в соответствии с учебным планом и программами; - выработка умения и навыков у студентов самостоятельно по учебно-методической литературе изучать учебный материал. Основными видами учебной работы на этих сборах могут быть: - установочные
занятия (лекции и другие виды занятий); - лекции по изложению содержания разделов учебных дисциплин; - экзамены и зачеты; - самостоятельная работа. Итогово - установочные сборы проводятся в конце каждого учебного года в сроки, предусмотренные учебными планами и имеют следующие задачи: - систематизировать, углубить и закрепить на итоговых занятиях знание учебного материала, проработанного студентами – заочниками в процессе их работы в междусборовый период; - выработать умение и навыки применения полученных теоретических
знаний на практике; - проверить знания, приобретенные студентами в ходе проработки учебного материала по изучаемой дисциплине; - обеспечить усвоение студентами методики и содержания учебной работы по изучению дисциплин следующего курса в междусборовый период путем проведения установочных лекций и других видов занятий. Основными видами учебной работы на итогово - установочных сборах являются: - обобщающие и обзорные лекции, и другие виды занятий (семинары, групповые упражнения и занятия, самостоятельная работа под
руководством преподавателя); - групповые и индивидуальные консультации; - экзамены, зачеты; - установочные занятия, лекции и практические виды занятий. В конце последнего учебного года проводится итогово – выпускной сбор с целью завершения курса обучения, сдачи зачетов и экзаменов за последний курс, разработки дипломных работ, их защиты и сдачи итогового квалификационного экзамена. На учебный сбор вызываются студенты – заочники, выполнившие ко дню отправления вызова все учебные задания
и курсовые работы (рефераты), предусмотренные учебным графиком. Разрешается вызвать на сборы студентов – заочников, выполнивших ко дню отправления вызова работы только по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае они обязаны выполнить остальные работы в период учебного сбора. О времени прибытия на учебный сбор студенты-заочники извещаются за один месяц до его начала. Вызов направляется на имя руководителя предприятия или организации и в копии студенту-заочнику.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Основные черты юридической профессии |
Реферат | Основы правоведения |
Реферат | Marriage And Divorce In The Post Victorian |
Реферат | Ахияр Хаким От бури нет спасения |
Реферат | Социология как наука 4 |
Реферат | Игры, которые лечат |
Реферат | Основы правовой информатики |
Реферат | Основные этапы Французской революции |
Реферат | Особенности международного этикета |
Реферат | Основы гражданских правоотношений |
Реферат | Основы криминологии |
Реферат | Основы римского права |
Реферат | Пьетро Перуджино |
Реферат | Конфликт в детском саду. Кто виноват? |
Реферат | Нарезание крепежной резьбы резцом |