Реферат по предмету "История"


Вооружение сторон перед началом русско-японской войны

Вооруженные силы России


После русско-турецкой войны вооруженные силы России значительно увеличились (на 45% по отношению к 1876 г.). К 1900 году они насчитывали более 1 миллиона человек (1 миллион 80 тысяч, в том числе 60 тысяч казаков). Намного возросло по сравнению с 1877 годом численность подготовленных военнослужащих запаса; она приближалась к 3 миллионам человек.


К началу войны русских войск на Дальнем востоке числилось около 100 тысяч человек, в том числе в регулярных войсках: офицеров-2 тысячи 985 и нижних чинов-89 тысяч 470, в казачьих войсках: офицеров-264 и нижних чинов-5 тысяч 116. Войска Приамурского округа были сведены в 1-й и 2-й Сибирские корпуса.


В русской армии высшим войсковым соединением был корпус, состоявший из 2-3 пехотных и 1 кавалерийской дивизий. Пехотная дивизия составлялась из 2 бригад, по 2 полка в каждой; полки - из 4 батальонов; в дивизии имелась артиллерийская бригада из 6 - 8 батарей (батарея-8 орудий). Организация дальневосточных войск не была однотипной. Полки были двухбатальонного и трехбатальонного состава, батальоны имели по 4 роты. По штату двухбатальонный полк насчитывал 2 тысячи 100 человек, а трехбатальонный-3 тысячи 100 неловок. При 3-й Восточносибирской стрелковой бригаде была создана опытная пулеметная рота, штат ее составляли 5 офицеров, 98 нижних чинов, 37 лошадей: в роте имелось 8 пулеметов, перевозимых лошадьми. Дальневосточные войска были разбросаны, и для сосредоточения их при имевшемся железнодорожном сообщении требовалось немало времени.


На вооружении пехоты и кавалерии находилась магазинная пятизарядная 3-линейная (7,62-мм) винтовка образца 1891 года с прицельной, дальностью 2 тысячи 700 шагов (1920 м). Сибирские казачьи войска имели на вооружении пики. Полевая артиллерия была представлена как новыми скорострельными 3-дюймовъши (76-мм) пушками образца 1900-1902 годов (пушка образца 1902 года давала 10 выстрелов в минуту, дальность огня - до 8 км), так и старыми, в том числе 6-дюймовыми мортирами, представлявшими тяжелую артиллерию. Мортиры, ведущие навесной огонь, имели незначительную дальность (3 км), скорострельность и меткость (вследствие весьма большого рассеивания). В начале войны имелось всего 16 орудий горной артиллерии к концу войны - 72. Пехотные дивизии, как русские, так и японские, насчитывали от 32 до 48 орудий. Усиливались русские пехотные дивизии мортирам стрелявшими фугасной гранатой и шрапнелью. Русские артиллеристы, были обучены вести стрельбу с закрытых позиций, хотя перешли к ней не сразу.


Вновь созданного автоматического оружия - станковых пулеметов - русская армия имела незначительное количество: в 1898 году - 12, в 1901 году -40 пулеметов системы Максима. ( Три пулемета Максима были подвергнуты испытанию в Петербурге в 1887 году, но не дали положительных результатов. Лишь , после переделки стволов под трехлинейный патрон и переделки конструкции замка станковые пулеметы были приняты на вооружение крепостей (1895 г.), а в 1901 году введены на вооружение полевых войск.).


В русско-японской войне для ведения воздушной разведки применились привязные сферические и змейковые аэростаты. Связь аэростата с землей осуществлялись сигналами при помощи специальных приспособлений. В тех случаях, когда нельзя было пользоваться обычными видами связи, русское командование применяло полевые переносные радиостанции, которыми с 1900 года оснащались сухопутные войска. Эти радиостанции были созданы русским ученым А.С. Поповым при участии П. Н. Рыбкина и капитана Д.С. Троицкого.


Боевая подготовка русских войск отставала от современных требований. Большая доля вины в этом падает на официальную русскую военную теоретическую мысль и ее крупнейших представителей - Г.А. Леера и М.И. Драгомирова, недооценивавших возросшую мощь огня скорострельного и автоматического (пулемета) оружия и тяготевших к старой ударной тактике.


Незадолго до войны были изданы: "Устав строевой пехотной службы (1900 г.)", "Наставление для действия, пехоты в бою", "Особые указания для движения и боя ночью", "Наставление для обучения стрельбе из ружья-пулемета образца 1902 года". "Устав полевой службы" и "Наставление для действия в бою отрядов из всех родов оружия (1904 г.)". Эти уставы и наставления учитывали опыт последних войн - русско-турецкой и в какой-то степени испано-американской и англо-бурской, а также перевооружение пехоты винтовкой образца 1891 года, а позже и артиллерии - скорострельной полевой пушкой. Они являлись, безусловно шагом вперед, хотя в то же время имели и существенные недостатки, которые еще более усугублялись консерватизмом, высших начальников.


По "Наставлению для действия в бою отрядов из всех родов оружия (1904 г.)" наступательный бой состоял из наступления, заключавшегося в сближении с противником на возможно близкое расстояние, и в атаке-нанесении штыкового удара сомкнутыми силами. Наступление предусматривалось вести стремительно и безостановочно до дистанции действительного ружейного огня (до 1 км); с этого расстояния стрелковые цепи наступают с перебежками, остановками на позициях, удобных для стрельбы. Применению к местности и самоокапыванию не уделялось должного внимания, особенно использованию лопаты при наступлении.


Наступление основывалось главным образом на ружейном огне. Усилия артиллерии направлялись не на артиллерийскую подготовку наступления, а на подавление неприятельской артиллерии и двигавшейся в сомкнутых строях пехоты противника. Ружейный огонь против зарывавшихся в землю японцев естественно не мог быть достаточно эффективен. Традиционная у начальства любовь к штыку мешала правильному ведению огня. Бросок в атаку не подготавливался в нужной мере огнем артиллерии. Склонность наступать в густых строях в зоне огня противника и преждевременный бросок в атаку, а в обороне - в контратаку, вели к неоправданным потерям. Индивидуальный огонь тактически не использовался полностью и порой применялся в несоответствии с боевой обстановкой, сложившейся в условиях применения скорострельного и автоматического оружия (пулеметов).


Боевой порядок как в наступлении, так и в обороне состоял из боевой части, предназначавшейся для ведения огневого боя и подготовки штыкового удара, и резерва, предназначавшегося для нанесения решительного штыкового удара, поддержки боевой части и отражения непредвиденных действий противника. Боевая часть обычно делилась на 2 боевых участка (правый и левый), последние в свою очередь делились на боевую часть и резерв.


Корпус примерно одну дивизию выделял в боевую часть, другую - в резерв. Дивизии, части и подразделения также строились в боевую часть и резерв. Батальон выделял две роты в боевую часть и две роты в резерв. Рота часть взводов высылала в цепь, тогда как другие ее взводы оставлялись для поддержки. Соотношение между боевой частью и резервом зависели от остановки, резерв мог быть сильнее или слабее боевой части.


Войска по занимаемому фронту распределялись неравномерно, на направлении главного удара сосредоточивались большие силы, в связи с чем на одних боевых участках (на которые делилась боевая часть) войск было больше, на других - меньше. Войска, составлявшие боевую часть, наступали цепями, причем весьма густыми, с интервалом в полтора-два шага, а выделенные в резерв - сомкнутыми строями. При начале боя боевая часть соединения, части или подразделения имела меньше сил, чем резерв, с развертыванием же боя резерв все время подкреплял боевую часть и ко времени решительного удара он имел меньше сил, сокращаясь до одной четверти, а боевая часть увеличивалась до трех четвертей сил.


Ширина фронта боевого порядка для корпуса устанавливалась в 3 км, дивизии-2 км, бригады-1 км, полка-700м (1 тысяча шагов) и батальона - 280 м (400 шагов).


По "Наставлению для действия в бою отрядов из всех родов оружия" наступление и оборона велись следующим образом. С вступлением в сферу действия артиллерийского огня противника (2,5-3 км) пехотные части, прикрываемые артиллерийским огнем, развертывались в боевой порядок и по приказу начальников участков наступали безостановочно до дистанции действительного ружейного огня (до 1 км), до первой стрелковой позиции.


Причем в ходе наступления по мере усиления огня взводом боевой части разрешалось рассыпаться в цепь, ротные же резервы (поддержки ) продвигались в сомкнутых строях, что приводило к излишним потерям. Артиллерия, так же не задерживаясь на дальних дистанциях, занимала позиции на дистанциях верного артиллерийского огня (около 2 км). Дальнейшее наступление пехоты продолжалось перебежками цепей от одной позиции к другой. Артиллерия в этот период боя имела цель сбить артиллерию неприятеля: пехота вела огонь по неприятельской пехоте и артиллерии. Когда определялся пункт атаки, артиллерия сосредотачивала свой огонь по войскам противника, находящимся на этом пункте, и по тем войскам, которые обстреливали подступы к нему.


По достижении последней стрелковой позиции (в 300 - 400 шагах) передовые части пехоты выжидали подхода резервов, развивая в то же время огонь в полной мере, затем по приказу бросались в общую атаку, нанося "удары без перерыва, чтобы не дать неприятелю опомниться резервы же вслед за передовой линией батальонов атаковали так, чтобы вышла "набегающая волна". С последней стрелковой позиции пехота должна была идти в атаку безостановочно, стремительно: сомкнутым частям предписывалось для стрельбы отнюдь не останавливаться. Артиллерия в это время с близких дистанций поддерживала своим огнем пехоту, направляя его на резервы противника. Конница содействовала атаке пехоты с фронта и, особенно, во фланг неприятелю.


Если же позиция противника была сильно укреплена, то и наступающему при атаке такой позиции днем разрешилось прибегать к помощи укреплений (траншей, опорных пунктов).


Оборонительный бой, говорится в "Наставлении для действия в бою отрядов из всех родов оружия", так же, как и наступательный, имеет целью разбить противника, поэтому всякая оборона только тогда действительна, когда завершается контратакой и в случае поражения противника, настойчивым преследованием его. Огонь в обороне призван остановить атакующего неприятеля, а штык - отбросить его. На занятых оборонительных позициях отрывались окопы и устраивались изжившие себя в полевых сражениях редуты и люнеты. Впереди позиции создавались передовые пункты и разные препятствия в виде проволоки (гладкой), рвов, засек, волчьих ям и др. Наставление требовало помимо устройства "искусственных закрытий" принимать меры к возможно лучшему маскированию войск и укреплений. Боевой порядок в обороне - густая стреляющая цепь, боевые участки и резервы.


Целый раздел "Наставления" отведен боевым действиям ночью, которые обеспечивают внезапность нападения, лишают противника возможности судить, о наших силах, способствуют подходу к неприятелю без потерь, от огня, позволяют делать большие дела с малыми силами.


С самого начала войны военный министр А.Н. Куропаткин неоднократно требовал от войск не двигаться вблизи противника в густых строях, не развертываться "в слишком близком от противника расстояние", а также "дать большее развитие ночным действиям".


Как всегда особую ударную силу русской армии составляли казачьи части. Ниже приведен список казачьих частей принимавших участие в войне (по книге: 'Казачьи Войска. Хроника'' Под редакцией В. К. Шенк. Составил В. Х. Казин. По 1-е апреля 1912 года. Справочная книжка Императорской Главной Квартиры. )


1) 1-й Верхнеудинский полк Забайкальского казачьего войска


2) 1-й Читинский полк Забайкальского казачьего войска


3) 1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска


4) 1-й Аргунский полк Забайкальского казачьего войска


5) 1-я Забайкальская казачья ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Наследника Цесаревича батарея


6) 2-я Забайкальская казачья батарея


7) Амурский казачий полк


8) Уссурийский казачий полк (преобразован 30 марта 1904 года из одноименного дивизиона по случаю войны)


9) 4-й Сибирский казачий полк


10) 5-й Сибирский казачий полк


11) 7-й Сибирский казачий полк


12) 8-й Сибирский казачий полк


13) 1-й Оренбургский казачий полк


14) 9-й Оренбургский казачий полк


15) 10-й Оренбургский казачий полк


16) 11-й Оренбургский казачий полк


17) 12-й Оренбургский казачий полк


Последние 4 полка призваны со льготы 10 мая 1904 года и составили Оренбургскую казачью дивизию в войне.


18) 4-й Уральский казачий полк (в составе Урало-Забайкальской казачей дивизии)


19) 5-й Уральский казачий полк (в составе Урало-Забайкальской казачей дивизии)


20) 1-й Сунженско-Владикавказский казачий полк


21) 1-й Кизляро-Гребенский казачий полк


22) 1-й Екатеринодарский казачий полк


23) 1-й Уманский казачий полк


24) 6 (шесть) пластунских батальонов второй очереди Кубанского казачьего войска


25) 1-я батарея Кубанского казачьего войска


26) 19-й Донской казачий полк (в составе 4-й Донской казачьей дивизии)


27) 24-й Донской казачий полк (в составе 4-й Донской казачьей дивизии)


28) 25-й Донской казачий полк (в составе 4-й Донской казачьей дивизии)


29) 26-й Донской казачий полк (в составе 4-й Донской казачьей дивизии)


30) 2-я Донская казачья батарея (в составе 3-го Донского казачьего артиллерийского дивизиона)


31) 3-я Донская казачья батарея (в составе 3-го Донского казачьего артиллерийского дивизиона)


18 января 1904 года (по старому стилю) по случаю войны 2-й Верхнеудинский, 2-й Читинский, 2-й Нерчинский, 2-й Аргунский казачьи полки и 3-я и 4-я казачьи батареи сведены в Забайкальскую казачью дивизию.


Что касается военно-морских сил, то ко времени русско-японской войны основными классами судов флота являлись: эскадренные броненосцы, бронированные и легкие крейсеры и миноносцы. Были суда специального и вспомогательного назначения: броненосцы береговой обороны (тихоходные и небольшого водоизмещения), минные заградители, канонерские лодки (малые суда с небольшим ходом и средней артиллерией), суда посыльные, транспортные. Эскадренные броненосцы, броненосные крейсеры и миноносцы постройки второй половины 90-х годов и 1900-1903 годов имели следующие показатели: броненосцы - водоизмещение до 13 тысяч 800 т (русские) и до 14 тысяч 800 т (японские), скорость хода до 18 узлов; броненосные крейсеры постройки 90-х годов - водоизмещение от 7 тысяч 700 до 13 тысяч 800 т, скорость хода 18-21 узлов; легкие крейсеры постройки 1896-1903 годов - водоизмещение от 2 тысяч 400 до 6 тысяч 700 т, скорость хода 19-25 узлов; легкие миноносцы, имеющие небольшое водоизмещение (до 180 т) развивали скорость до 24-26 узлов, а истребители-26-27 узлов (русские) и до 29-30 узлов (японские).


Подводные лодки, принимавшие участие в русско-японской войне, были весьма несовершенны. США и Англия строили подводные лодки типа "Голланд". Наибольшее развитие подводное плавание получило во Франции.


Вооружение подводных лодок Франции, Англии и США состояло из одного или двух торпедных аппаратов; длина лодок - от 19,3 до 30,2 м: ширина - от 2,26 до 3,9 м; число команды - от 7 до 12 человек.


В России подводная лодка "Дельфин" (первая современная) была построена в 1902-1903 годах на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге. Проект лодки разработал инженер И.Г. Бубнов (водоизмещение надводное-115 т, подводное-150 т; скорость хода надводная-6,5 узла, подводная-6 узлов; вооружение-4 торпедных аппарата). "Дельфин" оснащался бензиновым двигателем, по проекту инженера Луцкого, электромотором и аккумуляторами, изготовленными за границей.




Таблица 1. Подводные лодки Франции, Англии, США































































Количество подводных лодок Год постройки Водоизмещение, т. Скорость хода, узл. Дальность плавания, мили
надводное подводное надводная подводная надводная подводная
Франция 20 1903-1904 68 - 8 5-6 200 при 8 узл. -
5 1901 - - - - - -
Англия 4 1902-1903 180 207 12 8 300 при 12 узл. -
5 1901-1902 104 124 9 7 400 при 8 узл. 25 при 7 узл. 50 при 4 узл.
США 7 1901-1903 120 - 8,9-9,3 7,1-7,3 400 при 9 узл. 27 при 7 узл.


В русском флоте до начала русско-японской войны "Дельфин" была единственной подводной лодкой. В январе 1904 года, перед самым началом войны, Балтийскому судостроительному заводу был дан заказ на постройку лодки "Касатка" (улучшенный тип лодки Бубнова), а в феврале и марте - на 5 подводных лодок. В это же время Невский судостроительный завод получил заказ на постройку 5 подводных лодок типа "Голланд". Балтийским заводом в течение девяти месяцев были построены 6 подводных лодок (первая лодка "Дельфин" строилась в течение 2 лет). Невский судостроительный завод, не имевший опыта, первую из 5 подводных лодок строил в течение года. Несколько лодок было заказано в США и 3 лодки - акционерному обществу Круппа (Германия) в Киле; до этого им была построена всего одна лодка "Форель" (передана России). Договор предусматривал: наибольшую скорость хода-12 узлов, дальность плавания (при этой скорости хода)-1100 миль, наибольшую подводную скорость хода-9 узлов и дальность плавания (при этой скорости)-27 миль, глубину погружения-30 м. Заказанные 3 подводные лодки были построены лишь в 1907 году (См. Э. Келле. Подводные лодки в России в 1904-1905 гг., с. 13. 14.)


В июле 1904 года, на шестом месяце войны, русский флот имел 4 подводные лодки. Двадцать подводных лодок были заказаны и строились (из них на русских заводах-12 и за границей-8).


Отправка подводных лодок на Дальний Восток (во Владивосток) началась осенью 1904 года. К концу русско-японской войны там было 13 подводных лодок.


Япония не строила подводных лодок. Во время войны ею было заказано в США 5 лодок типа "Голланд". Однако опасность подводного нападения со стороны японцев все же существовала.


"29 февраля в час дня, - сообщал адмирал С.О. Макаров, - меня уведомили, что с поста у деревни Булянцзя близ кумирни в 10 часов утра того же дня видели подводную лодку..." (См. С. О. Макаров. Документы. - М., 1960. Т. II. С. 595.) Участник обороны Порт-Артура генерал М.И. Костенко, говоря о гибели адмирала Макарова на броненосце "Петропавловск", замечает, что "в порту я встречал многих из моряков, которые, безусловно, верили, что "Петропавловск" погиб от японской подводной лодки. Мнение это производило на многих удручающее впечатление..." (См. М.И. Костенко. Осада и сдача крепости Порт-Артур.-Киев. 1907. С. 59.)


Русские военно-морские силы на Дальнем Востоке уступали Японии по численности основных классов кораблей, по их тактико-техническим свойствам, по скорострельности и дальнобойности орудий. Русские корабли отличались от японских разнотипностью. Например, линейные корабли (7 эскадренных броненосцев) принадлежали к 4 типам, что отрицательно сказывалось на ведении боя, поскольку однотипность классов кораблей позволяла иметь более стройные тактические организмы. Русские корабли уступали японским по скорости хода и по бронированию, площадь бронированного борта у русских эскадренных броненосцев сравнительно с японскими была значительно меньше. Военно-морские базы Порт-Артур и Владивосток не были подготовлены к началу войны; их ремонтные возможности были весьма ограничены.


Таблица 2. Соотношение военно-морских флотов на Дальнем Востоке к началу русско-японской войны






































Классы кораблей Россия Япония
Эскадренные броненосцы 7 6
Броненосные крейсеры 4 8
Легкие крейсеры 7 12
Канонерские лодки 7 14
Эскадренные миноносцы 25 28
Малые миноносцы 10 19
Миноносные крейсеры 2 -
Минные заградители 2 -

Вооруженные силы Японии


Японская армия по своему положению в государстве резко выделялась, считалась превыше всего. На строительство японской армии и разработку военного искусства большое влияние оказывала немецкая военная система. Японцы подражали ей. Прибывший в Японию в 1884 году профессор Берлинской военной академии К. Меккель был возведен в степень первого учителя "большой войны". Меккель участвовал в реорганизации японской армии, составлял для нее уставы и инструкции и считается основателем военной академии в Токио. Главнокомандующий японскими войсками в русско-японской войне маршал И. Ояма принимал участие в разработке немецкой военной доктрины: во время франко-прусской войны 1870-1871 годов он был военным агентом в прусской армии.


Таблица 3. Состав частей и подразделений японской пехотной дивизии.














































Название подразделения Офицеров Нижних чинов
Пехотный полк 87 2818
Пехотный батальон 28 927
Пехотная рота 5 221
Кавалерийский полк 23 534
Кавалерийский эскадрон 5 174
Артиллерийский полк 42 660
Артиллерийский дивизион 11 215
Артиллерийская батарея 4 106
Инженерный батальон 21 554
Инженерная рота 181 181

Всеобщая воинская повинность, установленная в Японии в 1873 году, распространялась на мужчин в возрасте от 17 до 40 лет. Срок действительной службы определялся в 3 года, в запасе-4 года и 4 месяца и в территориальной армии (резерв)-5 лет, а всего 12 лет и 4 месяца. Лица, не попавшие на действительную службу, зачислялись в рекрутский резерв. Систему комплектования войск Японии называют общей воинской и территориальной системой. Вся страна разделялась на 12 дивизионных округов, дивизионный округ - на 2 бригадных округа, по 2 полковых участка в каждом.


В мирное время постоянная армия Японии была сравнительно небольшой-150 тысяч человек ( Численность населения Японии перед войной-46 миллионов человек, России-140 миллионов человек.), в военное время, по окончании общей мобилизации, увеличивалась до 360 тысяч человек. Во время русско-японской войны Япония призвала 1,5 миллиона человек.


В мирное время японская армия организационно подразделялась на дивизии. Дивизия состояла из 2 бригад, двухполкового состава (12 батальонов) каждая, кавалерийского полка трехэскадронного состава; артиллерийского палка, состоявшего из 2 отделений (дивизионов), трехбатарейного состава каждое (всего 36 орудий), и 2 батальонов - саперного и обозного. В военное время из 2-3 дивизий и 1, 2 или 3 бригад создавались армии.


Вооружение японской армии отвечало современным требованиям. Вся пехота к 1902 году имела скорострельное магазинное (на 5 патронов) ружье образца 1897 года, с прицелом до 2 тысяч метров и штыком-кинжалом, который примыкался к ружью только при атаке. Конница была вооружена магазинными карабинами образца 1897 года и саблями. Пулеметов в японской армии было мало, они проходили испытание в частях 2 дивизий. Перевооружение артиллерии в общем завершилось к концу 1902 года; скорострельных пушек системы Арисака насчитывалось (к концу 1903 г.): горных-410 и полевых - 670. Полевые пушки перевозились 6 лошадьми, стрельба велась бездымным порохом японского изготовления. Лопата и особая кирка являлась составной частью снаряжения пехотинца. Мундир японской армии был прусского образца, кепи и гамаши - французского. Японская военная промышленность с наступлением нового, XX века еще только развертывалась. Вооружение японской армии во многом походило на западноевропейское, часть артиллерии и пулеметы доставлялась из-за границы.


Боевая подготовка войск проводилась в наступательном духе. В ведении наступательных военных действий японцы стремились к охватам противника. Создавать более широкий оперативный фронт и действовать по внешним операционным линиям с целью окружения противника-все время угрожать ему обходами и охватами, добиваясь победы на флангах - таковы оперативно-стратегические взгляды японского командования, культивируемые немецкими инструкторами и наставниками. В ходе войны японцы, добиваясь развязки на флангах, действовали схематично, с крайней осторожностью, неуверенно и с оглядкой. Над военным командованием довлело слепое подражание Седанской операции, проведенной немцами во время франко-прусской войны.


В тактическом искусстве японцы также стремились к обходам и охватам, к быстрому маневрированию. Японское командование признавало возросшую мощь огня и необходимость разреженных строев. Однако в начале войны оно не избежало ввода в бой пехоты в густых боевых порядках. С приобретением опыта происходили изменения в тактике, которые касались разрежения строев, усиления огня при ведении атаки и самоокапывания. Атака стала производиться только после огневой подготовки. Пехота также обучалась самоокапыванию. Лопата и кирка японским пехотинцем использовались и в обороне, и в наступлении. Хорошо была поставлена одиночная подготовка.


Слабая японская кавалерия, сближаясь с противником, обычно спешивалась и вела огневой бой. Артиллерийские части отличались высокой боевой подготовкой и вели огонь так же, как и русские артиллеристы, с закрытых позиций.


На положение японской армии в обществе и на ее воспитание оказывал большое влияние культ войны, прославление самурайских доблестей и традиций.


В Японии всегда прославлялся кодекс самураев - бусидо (путь воина), его оберегали как боевое знамя, возвеличивающее героизм своих воинственных предков. Кодекс бусидо закреплял за самураями привилегированное положение воина, выделял его в особый военный класс. Самураям в период правления в Японии сггунов из феодального дома Токугава (1603-1867 гг.) официально законодательством было предоставлено право убивать всякого простолюдина, который неприличествующим образом ведет себя по отношению к членам военного классам. Так с давних времен охранялось особое положение военной касты.


Во время буржуазной революции 1867-1868 годов (далеко не завершившейся) сословия в том числе и самураи были упразднены но привилегированное положение их продолжало сохраняться. Вместе с падением феодального строя и отменой сословий каста самураев постепенно отходила в прошлое, но офицерский корпус почти целикам составлялся из бывших самураев, а "доблести" и "традиции" их вошли составной частью в идеологический арсенал победившего в революции блока буржуазии и чисти феодалов, захватившего в свои руки власть после свержения клана Токугава. В докладе военного министра России (1902 г.) говорилось; "Бывший военный класс, образовавший ныне военную партию, до сих пор играет видную роль в японской политике... Под давлением той же военной партии... последовало затем совершенно не соответствующее средствам страны развитие вооруженных сил в таких размерах, о которых никогда раньше не могли мечтать японцы". Военный психоз особенно сильно разжигался перед войнами и во время войн. Француз Балле, выступая в штабе маньчжурской армии в июле 1905 года, не без основания заявил, что "Япония стала страною самураев".


Правящая элита и японская военная верхушка много делали для воспитания молодежи в воинственном духе. Низшие и высшие школы были превращены в военно-воспитательные центры детей и молодежи. Японцу с малых лет прививали, что "Япония-центр мира", что ей "принадлежит первенствующая роль на Востоке", что "нет силы, которая могла бы разбить Японию". Вбивалась в головы молодежи и всего населения мысль о перенаселении Японии и о необходимости расширения территории за счет Китая и России.


Японцу с детских лет внушали, что он ради государственных, завоевательных идеалов должен в любое время жертвовать собой, своим личным "я". Сильно было влияние конфуцианства - особенно культа предков. Выступая в военный поход, офицеры и солдаты совершали обряд погребения. Считалось священным имя героя, записанное в храме "шохонша". Призыв молодого японца в армию, которая комплектовалась в основном из крестьян, считался почетным для семьи. При следовании войск население деревни выходило им навстречу и провожало их до следующей деревни. Семьям убитых на войне оказывались почести.


В воспитательной системе японской армии наряду с выработкой выносливости, стойкости и храбрости отводилось должное место выработке инициативы, способности самостоятельно оценивать обстановку и действовать в соответствии с ней. Положительной чертой офицерского состава японский армии было и его стремление к самосовершенствованию.


Япония располагала сильным военно-морским флотом, первоклассными военными портами и большим транспортным флотом. Самые лучшие из крупных транспортных судов были обращены во вспомогательные крейсеры.


Подводя итоги подготовки к войне обеих сторон - России и Японии - следует указать на следующее.


Россия не была готова к войне. Царь и его окружение не верили в нападение "небольшой" страны Японии на огромную страну Россию, были убеждены в том, что если она и нападет, то будет разбита без особых усилий. Недооценка сил противника породила преступную беспечность в подготовке военных действий на Дальнем Востоке. Что касается Японии, то она в сравнительно короткий срок значительно усилила свои военные возможности и была готова к войне с Россией.


Большое влияние на ход войны оказала отдаленность театра войны от центров России, весьма низкая пропускная способность имевшихся железных дорог. Сибирская железная дорога на забайкальском участке и Восточно-Китайская железная дорога в начале войны пропускали в сутки только по три "слабых поезда". Устаревшей была крепостная и тяжелая полевая артиллерия. В первые месяцы войны, когда боевые действия происходили и гористой местности, у русских войск отсутствовала современная горная артиллерия. Перед началом войны почти не имелось пулеметов, недостаточны были запасы проволоки и шанцевого инструмента.


Ко времени начала военных действий русские войска на Дальнем Востоке организационно не были приведены в боевую готовность. Бригады, развернувшиеся в дивизии, еще не закончили формирования. В Маньчжурии находилось мало войск. В намеченный же район сосредоточения было переброшено всего лишь 7,5 батальонов, 6 сотен и 22 орудия.


Японская армия имела превосходство в горной артиллерии. Она также имела к началу войны больше пулеметов. Что касается полевой скорострельной 76-мм пушки и 7,62-мм винтовки русской армии, то они по своим огневым качествам превосходили японские: русская пушка стреляла до 7-8 км, японская же - на 4-5 км: русская винтовка также стреляла дальше японской, полет ее пули был более настильным.


Крупным недостатком русских войск являлось отсутствие налаженной внутренней связи между их родами. Существовавшее взаимодействие пехоты, артиллерии и инженерных войск не соответствовало условиям современной войны. Неполное взаимодействие между родами войск, введение в наступление меньшей части пехоты (боевой части), тогда как ее большая часть (резервы) не участвовала в огневом бое, наступление весьма густыми цепями и удерживание даже еще сомкнутых строев в зоне огня противника, недостаточное использование артиллерии и недооценка огневой силы станковых пулеметов-все это существенно сказалось на боевых действиях в начале войны. Опыт первых боев во многом показал несоответствие предвоенных тактических взглядов новым условиям ведения войны. В ходе войны характер ведения боя изменялся, и заслуга в этом не высшего командования, а самих войсковых масс. Русская пехота, русские артиллеристы и инженеры в развернувшихся боях с сильным противником показали свои высокие боевые качества.


Японская армия, тоже имевшая крупные недостатки в организации ведения боя, в ходе войны исправляла их. Японский солдат также отличался высокими боевыми качествами и храбростью.


Развязывая войну, Япония обладала рядом преимуществ, на ее стороне было преимущество в соотношении военно-морских сил. Однако она была подготовлена не к длительной, а к кратковременной войне



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физиология, как наука
Реферат Депортация народов
Реферат Систематизация законодательства
Реферат Асимметрия мозга и ее влияние на профессиональную деятельность
Реферат Бухгалтерское образование в России настоящее и будущее
Реферат Технико-экономическое обоснование выращивания зерновых эфирномасличных культур на юге Украины
Реферат А. А. Пластова «Летом»». Цели урок
Реферат Гегель. Его жизнь и философская деятельность
Реферат 080100 (130301. 65) “Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Реферат ДЕКАБРИСТКИ. ЖЕНЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ»
Реферат Тема любви в произведениях Куприна Гранатовый браслет и Суламифь
Реферат Praise Of Folly Essay Research Paper The
Реферат Полонский Я.П.
Реферат Мне не стало хватать его... (о творчестве В.С.Высоцкого)
Реферат Особливості вивчення творів різних жанрів в початковій школі