Реферат по предмету "Москвоведение"


Московская Русь

Московская Русь Изучение истории возникновения иразвития русского централизованного государства - Московской Руси имеет большоезначение для понимания особенностей цивилизационного развития России спецификиее государственности, духовной культуры, внешней политики, своеобразиясоциально-классовой структуры. История Московской Руси - одна из интереснейшихстраниц отечественной истории. К этому времени относится деятельность такихвыдающихся государственных деятелей как

Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III,Василий III, здесь и далее годы княжения Иван IV. Это время Сергия Радонежского и митрополита Алексея, Нила Сорского иИосифа Болоцкого, Патриарха Никона и протопопа Аввакума. Это время появлениявыдающихся самозванцев, таких как Григорий Отрепьев - Лжедмитрий I. Основные проблемы1.

Причины и особенности образованиярусского централизованного государства.При решении этой проблемы рассмотрите иоцените такие параметры как а степень экономического развитиярусских земель, их экономической взаимосвязи и взаимопомощи б наличие политических предпосылок кобъединению, какие кон кретно силы сословия, группы людей, личности выступализа объединение, какие - против в степень духовного единства Русскихземель г значение внешних политическихфакторов в процессе объединения явилась

ли борьба с монголо-татарамикатализатором центростремительных тенденций .2. Причины и значение победы русскихвойск на поле КуликовомПри анализе всех факторов, приведших кпобеде, обратите внимание не только на военно-тактические преимущества русскихвойск, но также и на то, что их успеху способствовало вступление Золотой Орды вполосу политической нестабильности и феодальной раздробленности. Это позволилоДмитрию Донскому в период борьбы с Мамаем привлечь на свою сторону ханаТохтамыша.

На исход сражения повлияло также то, что с Мамаем не смог соединитьсялитовский князь Ягайло союзник Мамая со своим войском и не смог принятьучастие в битве.3. Особенности цивилизационногоразвития Русского государства в XVI в.Эту проблему необходимо глубокоосмыслить. Сравните основные тенденции и явления исторического развития Европыи России в XVI веке, выявите существенные различия в экономическом, социально-политическом

и духовном развитии.Объясните причины этих явлений.4. Причины Смуты в конце ХVI - началеХ VII века и ее сущность.При изучении литературы, обратитевнимание на то, что события смутного времени - это единый комплексвзаимосвязанных явлений - политических династический кризис , социальный разложение государственного порядка, начало народных волнений и национальных польско-шведская интервенция, угроза потери национальной независимости,

национальное возрождение .5. Особенностисоциально-экономического и политического развития России в XVII веке.Смутное время потрясло старые основы,разрушило старые устои. XVII век стал колыбелью новой России. Поэтому в процессе изучения социально-политической идуховной истории XVII века следует учитывать, что именно тогда начался процессабсолютизации государственной власти, сформировалась система крепостного права,зародилась мануфактурная промышленность, завершилось формирование

сословий исословных интересов, определились основные внешнеполитические задачи, усилилосьвлияние западной культуры, были заложены основы формирования армии нового типа. Все это необходимо подтвердитьконкретными фактами. Задания длясамоконтроля 1. Проблемные вопросы1 На базе какихобщественно-экономических отношений формировалось русское централизованное государство капиталистических илифеодальных?2

Обоснуйте известное высказываниеВ.О.Ключевского о том, что Московское государство родилось на поле Куликовом.3 Почему Иван III первым из московскихкнязей смог называть себя государь всея Руси ?4 I век стал временемпоявления мануфактур, фермерства, первоначального капиталистическогонакопления, раскрепощения крестьян, возникновения буржуазии и пролетариата, а вРоссии феодально-крепостнические

отношения продолжали развиваться по восходящейлинии?5 Чем отличается крепостничество открепостного права?6 Какие сословия были заинтересованы в ограничении правакрестьян переходить от владельца к владельцу в конце XVI века? 2. Тесты для самоконтроляа Сергий Радонежский был 1 митрополитом 2 настоятелем монастыря 3 патриархомб На стороне Дмитрия Донскогоучаствовали 1 войска

Олега Рязанского 2 литовские отряды 3 генуэзская пехотав Поместье отличается от вотчины тем,что 1 поместные земли непередаются по наследству 2 вотчинные земли непередаются по наследству 3 вотчина больше поместьяг Службой по прибору называлась 1 стрелецкая служба 2 дворянская служба 3 рекрутская службад Реформы Никона привели к 1 изоляции русской церквиот других православ ных церквей 2 установлению единообразия

в обрядахрусской церкви и другихправославных церквей 3 усилению католическоговлияния на русскую пра- вославную церковье Династический кризис вконце XVI в. возник в связи с тем, что 1 у Ивана IV не осталосьнаследников по мужской линии 2 у Федора Иоанновича неосталось наследников по мужской линии 3 у Бориса Годунова неосталось наследников по мужской линии 3.

Исправьте ошибку1 Установление крепостного права -Судебник 1550 г.2 Переяславская Рада - 1649 г.3 Венчание Ивана IV на царство - 1551г.4 1380 г противостояние русских имонголо-татарских войск на реке Угре5 1497 г Судебник Ивана IV6 1613 г создание II Ополчения подруководством Минина и Пожарского 7 Воцарение

Романовых - 1633 г. 4. Проверьте знание картыа Найдите на карте города, которыеотошли к Швеции по Столбовскому мирному договору.б Покажите на карте территорию Украины,вошедшую в состав России после Переяславской Рады. 5. Работа с первоисточникамиЗадание Прочитайте приводимый ниже отрывок из послания ИванаГрозного князю Андрею Курбскому и охарактеризуйте политические взгляды царя

Текст приводится по изданию Хрестоматия по истории СССР с древнейших времендо 1861 года - М. 1987г. Писание твое Андрея Курбского принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому хотяписьмо твое и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни В слепоте твоей злобы ты не способен видетьистину Вы ведь еще с юности, подобно бесам, поколебали мое

благочестие идержаву, полученную мной от Бога и от моих прародителей, взяли под свою власть.А это ли совесть прокаженная - держать свое царство в руке и не даватьгосподствовать своим рабам? Это ли противно разуму - не хотеть быть под властьюсвоих рабов Так обстоит дело с мирскими делами и вдуховных же и церковных делах, если я и совершил небольшой грех, то толькоиз-за вашего же соблазна и измены крометого, и я - человек нет ведь человека без греха, один

Бог безгрешен это тытолько считаешь себя человеком, равным ангелу. А о безбожных народах что иговорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут ихподданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своимгосударством, а не их бояре и вельможи. А ты этого в своей злобе не смог понять считая благочестием, когдасамодержавие находится под властью известного попа1 и под вашим злодейским повелением.

Как же ты не смог понять, что властительне должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться Неужели же ты, по своемубезумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимоот времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? Аведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царствараспадутся от беспорядка и междоусобных браней.

Что же должен де латьправитель, как не разбирать споры своих подданных? Как же тебе не стыдноименовать мучениками злодеев, не разбирая, за что они пострадали Разве же это противно разуму -сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей,Константина2 как он, ради царства, убил собственного сына! А князь Федор Ростиславович3, какон, ваш предок, сколько крови пролил в

Смоленске во время Пасхи! А ведь онипричислены к святым И всегда царям следует бытьосмотрительными иногда кроткими, иногда жестокими, добрым являть милосердие икротость, злым - жестокость и расправы. Если же этого нет, то он - не царь, ибоцарь 1 Известного попа - царского духовникаСильвестра2 Константин Великий 306-337 гг. -византийский император, казнивший в 326 г. своего сына

Криспа3 Федор Ростиславович Черный - князьярославский, предок Курбского, участник многих междоусобных войн, в 1293 г.приводил на Русь татар, разоривших многие городазаставляеттрепетать не добро творящих, а зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро аесли делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашениязлодеев и ободрения добродетельных



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.