Реферат по предмету "Культурология"


«Восстание масс» и проблемы современной культуры

Новосибирская государственная консерватория (академия) им М.И. Глинки Кафедра истории и философии Реферат по предмету: философия культуры Студентки IV курса ТКФ Котовой Каринэ «Восстание масс» и проблемы современной культуры (Ортега-и-Гассет) Преподаватель: Канд. фил. наук, и.о. профессора Бердюгина Л.А. Новосибирск 2007 Содержание работы: 1 раздел:

Вступление 3стр. a) Жизнь и творческая деятельность Ортеги-и-Гассета b) Основные работы Ортеги-и-Гассета c) Основные понятия Ортеги-и-Гассета 2 раздел: Анализ эссе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» 9стр. a) предварительные замечания b) анализ эссе 3 раздел: Заключение 29стр. Литература 32стр. 1 раздел. а) Жизнь и творческая деятельность

Ортеги-и-Гассета Испанский философ и писатель-публицист Хосе Ортега-и-Гассет родился в Мадриде в 1883 году. Окончив в 1902 году Мадридский университет, он в течение нескольких лет изучал философию в Германии – в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга , где преподавали ведущие представители неокантианства, оказавшие сильное влияние на молодого Ортегу. Однако, проблемы теории познания и философии науки, занимавшие

центральное место в школе кантианства, волновали молодого философа меньше, чем проблемы человека, истории, культуры. Ортега был литературно одарённым и романтически настроенным человеком, увлекался философией жизни, которая в то время как раз переживала пору своего расцвета. Ницше, Дильтей, Бергсон – самые яркие представители философии жизни, и все они оставили глубокий слет в сознании испанского философа, определив как круг его интересов, как и подход к исследованию предмета.

Наиболее сильное влияние на Ортегу оказал Дильтейн, вслед за ним он сделал историю культуры центральной темой своих исследований. С 1910 по 1936 года Ортега – профессор метафизики в Мадридском университете. Он сразу оказался в резкой оппозиции по отношению к духу традиционного академизма царившего в испанских университетах того времени и по отношению к форме правления – конституционная монархия, которая стремилась сохранить крупное землевладение, опираясь на католическую церковь.

Характер философствования Ортеги роднит его с такими мыслителями ХХ века, как Г. Марсель, А. Камю, К. Ясперс, Л. Шестов, Ж П. Сартр, большинство из которых тоже выступали с критикой традиционного христианства. Читая лекции в университете, выступая со статьями в газетах и журналах, публикуя одну за другой большие философские работы, Ортега стремился, прежде всего, к тому, чтобы приобщить образованную

Испанию к современно европейской философии, прежде всего философии немецкой, наиболее ему близкой. Преодолеть духовную изоляцию – это, по замыслу Ортеги, важнейший шаг на пути преодоления изоляции академической и политической, на пути обновления и модернизации испанского общества. А это, в свою очередь важное звено в деле создания единой и сильной Европы – цель, выше которой, согласно Ортеге, нет и не может быть для современных европейцев.

Стремясь познакомить испанцев с важнейшими достижениями европейской философии, Ортега в 1911 году пишет исследование о Фрейде, в 1913 году – о Гуссерле, в 1917 году – о Шелере. По его инициативе в 1923 году был переведён на испанский язык «Закат Европы» О. Шпенглера, в 1927 году – «Философия истории» Гегеля, в 1929 году – «Логические исследования» Гуссерля и в 1930 году – сочинения

Брентано и Хейзинга. По замыслу Ортеги, именно творчество ведущих представителей философии жизни, феноменологии, эзкистенциолизма представляет современную европейскую философию, именно оно должно стать на общеевропейский уровень мышления. Ницше, Дильтейн, Бергсон, Гуссерль, Шелер, Хайдеггер, Шпенглер – вот имена тех, к кому в первую очередь обращается сам Ортега. Б) Основные работы Ортеги-и-Гассета Параллельно работая в

Мадридском университете, Ортега публикует свои основные труды. Одной из первых стала работы 1914 года «Размышление Дон Кихота», котором было провозглашена идея всеобщности человека к миру, его неотъемлемость от него. Формулируется понятие фантазия, как основание и предпосылка индивидуальной свободы; жить, значит «упражняться в свободе». Так же в этой работе Ортега отражает своё понимание индивидуальной жизни, в основании которой

находится подлинный свободный выбор человека, в отличие от общественного отношения, которое не зависит от воли и сознания людей и в определённом смысле репрессивной по отношению к ним. В 1925 году публикуется его статья «Дегуманизация искусства» и через два года работа – «Человек и люди». Эти статьи объединены общей идеей – разработка собственной концепции культуры. По его мнению, идеями культуры человек живёт и Ортега выявляет два вида идей: первая – «идея-изобретение»,

этот вид характерен для науки, в его рамках рождаются наши творения; вторая – «верования» - «молчаливое наследие, полученное от прошлых лет. В 1923, 1924 и 1935 годах Ортега пишет такие работы, как: «Тема нашего времени», «Ни витализм, ни рационализм» и «История как система». Не смотря на временную разницу между написаниями этих работ, они, так же как и предыдущие объединены общей идеей – анализ соотношений понятий «жизнь» и «разум».

Жизнь – энергия космоса, аккумулирующаяся в единых вещах, в каждом отдельном случае содержит потенциальный проект своего существования. Жизнь – это драма, «чистый случай», только внутренние установки человека вправе нести его от ситуации к ситуации. Наука, то есть разум, не в состоянии сказать, что-либо определённое о грядущих значимых изменения в жизни людей она лишь аппарат для конструирования условий субъективной картины мира, неправомерно отождествляющий собственные закономерности с законами бытия.

В 1929 году публикуется труд – «Что такое философия?», в котором раскрываются мысли Ортеги о философии, он считает, что такое явление как философия начинается там и тогда, когда она трансформируется самоосознающий интеллектуальный феномен, самостоятельный по отношению к науке и обращённый не к фрагментам реальности, а к реальности в целом. В 1929 году публикуется работа – «Восстание масс», в которой он одним из первых зафиксировал феномен возникновения «массового сознания» в европейском менталитете .

Понятие – «масса» трансформируется в понятие – «толпа», представители которой захватывают господствующее положение в иерархии общественных структур, навязывая псевдо-ценности остальным социальным движениям. Основное свойство существа из «массы» - не столько его стандартность, сколько физическая инертность, он живёт без определённой «жизненного проекта» с ощущением полной социальной безответственности, находит смысл существования в достижении предельной идентичности с другими. в) основные понятия

Ортеги-и-Гассета «Жизнь» - центральное понятие. Оно очень многозначно, но такая многозначность даёт широкий простор для художественной интуиции. Первое значение (наиболее важное): жизнь есть непосредственное переживание, в котором слиты воедино переживаемое содержание (предметно-вещественная сторона) и переживающий субъект (моё Я, составляющее индивидуальный цент переживаемого мира). Именно потому, что жизнь всегда открыта для живущего, так как она и есть сам живущий, она постигается

интуитивно, то есть понимается, в отличие от внешних предметов, вещей, явлений, процессов, которые объясняются с помощью специальных инструментов – научных понятий. Из первого значения жизни вытекают ещё два важных понятия: объяснение и понимание, это два вида знаний, которые различаются разными путями их достижения. Объяснение – непосредственно-интуитивное знание, а понимание – опосредовано-дискурсивное, то есть первое

знание гуманитарное, второе – научное. Эти понятия породили такое явление, как рациовитализм – основа учения Ортеги. Сам термин состоит из двух составляющих: рацио и витализм. Витализм – это и есть философия жизни; однако, Ортега не хотел определять жизнь через её противоположность разуму, напротив, он склонен найти их единство, но понять его по-иному, чем предшествующая рационалистическая философия. Второе понимание жизни: оно не возможно без ещё двух понятий: материальные вещи и «мыслящие

вещи». Главною свою задачу Ортега видит в том, чтобы показать несостоятельность противопоставления этих двух субстанций разбивающих мир на два различных региона. Борьба между двумя направлениями, одно из которых считало истинной реальность мир вещей, материю, а другое – мир мыслящих существ, то есть духовную реальность, велась на протяжении нового времени и, по мнению Ортеги, не могла быть закончена победой ни одной из сторон, так как ни вещественная, ни духовная

реальность подлинной действительностью не обладает. Мир материальных вещей и мир «вещей мыслящих» являются только конструкцией нашего ума, отсюда несостоятельность, как материализма, так и идеализма. Действительность настоящая есть нечто третье, а именно жизнь. Жизнь дана нам изнутри, она переживается нами и творится, она есть динамическая деятельность. Жизнь – это единство моего Я и окружающих его вещей.

Третье понимание: жизнь – это вечное становление, вечное движение; всё изменчивое, текучее, непрерывно меняющее форму – это живое; всё прочное, устойчивое, стабильное, равное себе – синоним мёртвого. Жизнь не только всё время меняется, она и есть сама эта смена. Сущность жизни составляет время, причём время ограниченное, которое истекает и, потому есть действительное. Четвёртое понимание: жизнь – витальный разум. Разум есть самоистолкование жизни, создание мира, то

есть творчество мироздания. Исходя из этого, Ортега именует разум витальным, жизненным и его функция не созерцание и постижение сущего, а конструирование того, чего еще нет. Разум - это всегда есть устремлённость в будущее, он имеет дело с возможным, а не действительным. 2 раздел. Анализ эссе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» а) предварительные замечания Современному обществу, по глубокому убеждению Ортеги, необходимо обратиться к истории, так как только

в ней, возможно, найти ориентиры для жизни. Наша эпоха должна осознать, что только историческая жизнь есть единственная подлинная реальность, что только она была первоисточником всех «проектов», ценностей, идеалов, что это она сама конструировала то, что принимали за независимое от человека и человечества бытие: космос – в античном мире, Бога – в средние века, природу – в новое время. На самом деле бытием является только она сама – историческая жизнь.

По мнению Ортеги, современное европейское человечество находится в серьёзном кризисе, подобно которому оно не знало с XV века - эпохи, когда рождалась современная индустриальная цивилизация. Эту эпоху Ортега датирует 1400 - 1650 годами. В своих исторических исследованиях он нередко обращался именно к этому периоду, считая его наиболее сложным и загадочным временем во всей истории Европы. Исторический кризис наступает тогда, когда мир, или система убеждений прежних поколений, теряет

для нового поколения людей свою значимость, и человек вдруг оказывается без мира. «Человек больше не знает, что делать, потому что он поистине больше не знает, что он должен думать о мире. Поэтому изменение становится кризисом и принимает характер катастрофы». Размышлениям о кризисе, охватившем в начале нашего века Западную Европу, Ортега посвятил эссе «Восстание масс».

Этот труд был написан им в то время, когда Европа переживала самое кризисное состояние: прошло немногим более десятка лет после окончания первой мировой войны и оставалось менее десятилетия до начала второй – самой истребительной и самой страшной из всех, какие знала новая история. В некоторых крупных странах Европы демократическая либо монархическая виды правления сменились на большевизм или фашизм. За семь лет до выхода книги Ортеги в Италии победил

Муссолини, спустя четыре года после её выхода в Германии пришёл к власти Гитлер, Россия так же встала на путь тоталитаризма во главе с диктатором. б) анализ эссе Работа Ортеги представляет собой глубокий и подробный анализ современного времени на основе личных наблюдений, а также инстинктивно предсказывает ещё не свершившиеся события. Сам текст философ достаточно чётко структурирует, что даёт возможность, соблюдая последовательность,

изложить основные мысли работы. Изучив его можно придти к выводу, что подразделение эссе на две масштабные части не несёт принципиального разделения в рассмотрении основного вопроса. Существенным членение является деление текста на более мелкие разделы (всего их 15) с индивидуальным названием, в каждом из которых выделяется одна, либо несколько проблем и на протяжении одного раздела Ортега пытается их осмыслить и разрешить. 1 раздел:

Скученность - постановка проблемы и определение основных терминов. a) обозначение проблемы: «В современной общественной жизни Европы есть – к добру ли, к худу ли – один исключительно важный факт: вся власть в обществе перешла к массам». Так как массы изначально не должны и не могут управлять даже собственной судьбой, то можно сделать вывод – Европа переживает сейчас самый тяжёлый кризис, какой может постигнуть культуру и нацию. b) терминология: • толпа – понятие количественное и видимое, выражая его в терминах

социологии, Ортега приходит к понятию социальная масса. • общество – динамическое единство двух факторов, меньшинств и массы • меньшинства – это личности или группы личностей особого социального достоинства • масса – это множество людей без особых достоинств, единицей является средний, заурядный человек. Принадлежность к массе – чисть психологический признак. • человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех c) внешняя предварительная причина кризиса – «скученность»:

« Города переполнены людьми, дома – жильцами, отели – приезжими и т.д. То, что раньше было так просто – найти себе место, теперь становится вечной проблемой» d) выявление двух видов людей и их характеристика – это деление не на социальные классы, а на типы людей. В каждом классе людей, то есть и в «высшем» и в «низшем», можно найти и «массу» и настоящее «избранное меньшинство» e) краткая характеристика современного состояния совместно жизни двух типов людей: «массы,

не переставая быть массой, захватывает место меньшинства, вытесняет его» 2 раздел: Подъём исторического уровня a) поиск исторических параллелей с современным положением: по мнению Ортеги подобные события происходили в эпоху Римской империи, так как история её гибели, это история восстания и господства масс, которые поглотили и уничтожили ведущее меньшинство, что бы самим занять его место. В ту эпоху наблюдалось то же скопление масс и переполнение ими всех общественных мест.

Этим можно объяснить колоссальные постройки римлян, точь-в-точь как в наши дни. «Эпоха масс - эпоха массивного». b) разъединение исследуемого явление на два аспекта: 1. масса выполняет общественные функции, ранее присущие меньшинству – этот аспект рассматривается в исторической последовательности от XVIII до ХХ веков:  XVIII век – некоторые группы меньшинств открыли, что каждый человек уже в силу рождения обладает основными

политическими правами и кроме этих прав других нет  XIX век – массы всё более одушевлялись этим идеалом, но не ощущали его как права, не пользовались им и не старались его утвердить; под демократическим правлением люди по-прежнему жили как при старом режиме  ХХ век – идея «прав человека и гражданина» превратилась в реальность – не только в законодательстве, но и в сердце каждого человека, любого, даже того, кто бранит учреждения, закрепившие за ним это право 2.

массы перестали быть послушны меньшинству: они не повинуются им, не уважают их, а наоборот, отстраняют и вытесняют их. c) Выявление понятия – всеобщая нивелировка, как следствие современного состояния общества. Выравнивание богатств, прав, культур, классов, полов, а также континентов и при этом противоположное Шпенглеру мнение выраженному им в книгу «Закат Европы» - от всеобщей нивелировки средний уровень жизни в Европе возрастает. 3 раздел: Полнота времён a) Выделяется понятие – «уровень жизни» и даются два основных

взгляда на это явление возникших на протяжении Европейской истории после Р.Х.: 1. Ощущение «уровня жизни» как упадочное. Гораций: «Отцы наши хуже наших дедов, зачали нас, ещё худших, мы же породили совсем плохих»; Хорхе Манрике: «Время было лучше всегда». 2. Жизненное ощущение времени Ортегой, является прямо противоположенным. По его мнению, исторические эпохи, в которых человечество ощущает себя достигшим истинной полноты,

так называемые «эпохи самодовольства», это результат многих подготовительных этапов, над которыми «эпоха самодовольства» доминирует. В качестве примера автор приводит XIX век, который так смотрел на средневековье, а в ХХ века европеец думает, что человеческая жизнь, наконец, стала тем, чем она должна быть. b) Понятие – «полнота времён» («полнота жизни») – оптическая иллюзия, эпоха мнимого самоудовлетворения

– снаружи гладкая и блестящая – внутри мёртвая. Подлинная полнота жизни не в покое удовлетворённости, а в процессе достижения, в моменте прибытия. Ощущение полноты жизни – это начало конца. c) Выявление существенного отличия ХХ века от века XIX. ХХ столетие не знает чего ему ждать в будущем, в отличие от XIX века, который продвигался по спланированному ещё в предыдущем веке пути.

Состояние ожидания в тайне радует ХХ век, так как непредвиденное таит в себе возможности, что и является «полнотой жизни». d) Понятие – биологическая витальность – некая трансцендентная сила, родственная космической и природной, именно она управляет исторической реальностью и коренится в более древних глубоких пластах человеческой сущности. Эту человеческую силу нельзя отнести ни к политической, ни к культурной жизни человека, которые лежат на поверхности. Быть чутким к биологической витальности значит ощущать самое

нутро жизни, наблюдать её изнутри и следить, чувствует она сама себя в упадке или нет. Вывод: современное общество чувствует себя «живее» всех предыдущих эпох, оно потеряло внимание к прошлому, но исходя из явления биологической витальности, это даёт ощущение неизвестности, что создаёт истинную полноту жизни и противоречит толкам об упадке. 4 раздел: Рост жизни a) Расширение кругозора – это явление привело к тому, что средний человек может обозреть

весь земной шар. Близость дали увеличилась до фантастических размеров и размыла информационные границы. b) Рост мира во времени: археология и история открыли исторические области невероятной дальности. c) Культ скорости – первая характеристика современного времени. Расширение кругозора и рост мира во времени сами по себе ничего не значат, значим только культ скорости, который завладел современностью. Скорость может преодолеть время и пространство, то есть то, что даёт

нам прошлое. Скорость приносит в мир больше вещей, а всякая вещь – это то, что мы можем желать, замыслить, сделать, уничтожить, найти и т.д. – это всё то, что означает жизненные процессы. То есть основная характеристика современного времени – культ скорости, так же жизненное и при этом свойственное только ХХ веку явление. d) Вторая характеристика – ощущение возможности. У современного человека всегда есть вариант выхода из любой ситуации.

В качестве примера Ортега берёт неограниченную возможность человека в выборе товаров, трудно представить себе вещь, которую он не мог бы получить, наша жизнь в каждый момент находится в сознании наших возможностей. Возможности расширились в различных областях человеческой деятельности:  интеллектуальная область – новые пути мышления, новые проблемы, новые данные, новые науки, точки зрения  примитивная деятельность – ранее число видов деятельности был ограничен: пастух, охотник, воин; сегодня

список вырос до бесконечности  область развлечений – так же выросла, особенно в городе, возможностей появилось неограниченное множество e) Третья характеристика – ощущение всемогущества. Оно складывается благодаря:  Физическим достижениям человека – постоянно увеличивается количество спортивных рекордов, что вселяет в сознание мысль о рождении более совершенного человека 

Научным достижениям – атом сегодня превратился в целую вселенную f) Четвертая характеристика – ощущение двойственности: всемогущество и неуверенность. Такое ощущение положительно – это значит, что мы вновь вступаем в ту атмосферу неуверенности, которая присуща всякой подлинной жизни. Вывод, вытекающий из четырёх характеристик: упадка нет, он возможет при убывании жизненной силы. Возможно, признать лишь частичный упадок, затрагивающий второстепенные

элементы истории, культуры, нации. g) Отрицательная сторона глубокой уверенности современного мира в своих сверхспособностях: ХХ век уверен в своих творческих способностях, но при этом не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Обладая большими возможностями, ХХ век ведёт себя, как самый убогий из всех; плывёт по течению. 5 раздел: Статистический факт a) Попытка поставить основной диагноз нашей эпохе – отсутствие в современном

обществе ориентации на прошлое и при этом необходимость создания собственной судьбы. b) Раскрытие поставленного диагноза с другой стороны Наша жизнь это то, чем мы можем стать, то есть потенциальная жизнь, которая складывается из обстоятельств и решений. Обстоятельства (иначе возможности) – данная часть жизни – наш мир, элемент фатальной необходимости. Решения – сама судьба принуждает нас к свободе, свободе выбора, чем нам стать в наше время.

Даже говоря в полном отчаянии: «Будь, что будет!» - даже тут мы принимает решение. c) Поиск явления, от которого зависит решение. Решение зависит от характера общества, иначе говоря, от типа людей, которые в нём преобладают. В наше время преобладает массовый человек, и он выносит решения. Ранее массы присоединяются к решению меньшинства, представляющего свои «программы» общественной жизни, а массы должны были поддержать готовый проект. d)

Вид решения исходящий от массового человека. В руках человека массы большая сила, не подразумевающая оппозиций. Правительство живёт без жизненной программы, оно никуда не идёт, так как не знает куда. Проблемы не разрешаются, а откладываются. Власть масс всемогуща и эфемерна, она плывёт по течению. e) Особенности человека массы – предпосылки к анализу явления:  Его появление связано с ростом населения, причём очень быстрым, что не даёт возможности в достаточном

мире приобщиться к традиционной культуре  Новые люди успели научиться поверхностным знаниям: умение пользоваться современной аппаратурой и инструментами, но они не поняли исторических задач и обязанностей, им ничего не говорили о духе  Особенность правления масс такова, что сближает их представление о мире с первобытным раем без следов прошлого, без унаследованных сложных, традиционных проблем.

Вывод: необходимо изучить «человека массу», в котором кроются потенции, как к высшему благу, так и низшему. 6 раздел: Анализ человека массы a) Предчувствие перемен: в течении XIX века виднейшие философы предчувствовали изменение общества. Гегель: «Массы двинулись вперёд!»; Огюст Конт: «Без новой духовной силы наш век – век революций – придёт к катастрофе!»; Ницше: «Я вижу растущий прилив нигилизма». b)

Этапы возникновения человека массы:  1 этап: XIX век – человек массы производит большое количество продукции и благодаря этому ощущает общее материальное улучшение, каждый день вносит что-то новое обогащая жизненные стандарты. Положение укрепляется, независимость растёт то, что раньше считалось даром судьбы, теперь рассматривается как законное благо, за которое не благодарят, а которого требуют.  2 этап: с 1900-х годов

– рабочие живут лучше и при этом борются за свои права. К экономическому улучшению присоединяются физические блага и общественный порядок. «Жизнь катится по рельсам». c) Основные факторы, повлиявшие на рождение нового мира 1. Либеральная демократия 2. Экспериментальная наука технический 3. Индустриализация прогресс Все эти явления появились в

XVIII веке, а век XIX привёл их в жизнь. Люди этих столетий были тождественны, они роднились общим ощущение гнёта, трудности и опасности жизни. Новый человек ни к чему ее принуждается, ему не приходит в голову, что все блага созданы большим усилием гениальных людей. «Ещё меньше он подозревает о том, что без дальнейших усилий этих людей великолепное здание рассыплется в самое короткое время». d) Основные психологические черты человека массы 

Безудержный рост жизненных вожделений  Принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить  Поведение характерно для избалованных детей. Избалованный человек не знает границ, не с чем не считается, никого не признаёт старшим или высшим. 7 раздел: Жизнь благородная и жизнь пошлая, или энергия и косность a) Психологические причины возникновения человека массы

Основные черты характера формируются под влиянием впечатлений получаемых извне. Душу формирует впечатление о неограниченных возможностях, безопасности, полной независимости. Впечатления превращаются во внутренний голос, который определяет общее ощущение жизни: «Жить – значит не встречать ограничений; поэтому смело делай всё, что хочешь, нет невозможного, нет опасного, нет ни высших, ни низших». b) Отношение человека массы и человека элиты к авторитету •

Человек массы не считается ни с какой внешней инстанцией или авторитетом, он доволен собой таким, каков он есть. • Человек элиты, всегда чувствует внутреннюю потребность всегда обращаться вверх, к принципу, которому он свободно и добровольно служит. Человек элиты проводит жизнь в служении, посвящает себя чему-то высшему. Его служение не гнёт, а внутренняя потребность. «Жить в своё удовольствие – удел плебея; благородный стремится к порядку и закону» (Гёте). c)

Понятие «благородство» в современном мире Большинство, то есть человек массы стал понимать благородства как наследственную, кровную аристократию и оно превратилось в подобие «всеобщего права», которое не требует личных усилий, а присваивается автоматически. Подлинный смысл благородства – проживание напряжённой жизни, всегда готовность к новым, высшим достижениям, переход от сущего к должному. Благородство противопоставляется косности, которая замыкается в себе,

пока какая-нибудь внешняя сила не выведет её из этого состояния d) Последствие психологических особенностей человека массы Человек массы более сильный чем он был ранее, он самодоволен и не желает подчинятся – непокорен. Возможно, скоро придёт время, когда массы станут принципиально не управляемыми и только в бурные времена пойдут на уступки и подчинятся элите. Они захотят иметь вождя, но не смогут за ним идти; они захотят

слушать – и убедятся, что глухи. Наиболее ярко эти последствия видны в политической деятельности. Политическая тупость проистекает из тупости интеллектуальной и моральной, более глубокой и решающей. Поэтому необходимо выявить политические особенности человека массы, он станет более понятным и описание его основных черт можно считать завешённым. 8 раздел: Почему массы во всё лезут и всегда с насилием? a)

Основная причина восстания масс – замкнутость его души, в то время как жизнь и мир широко перед ним распахнуты. Закрытость души заключается в довольстве своим мнением, взятым из запаса готовых идей. Это явление свидетельствует о закостенелости идей. b) Подчёркивание разницы между глупцам и мудрецами. Умный – знает, как сделать глупость, он всегда на стороже. Глупый – не сомневается в себе, он спокоен. c) Оценка глупости масс

Человек массы сегодня гораздо умнее и способнее, но это не впрок. Он возводит свою заурядность в право. У человека массы есть самые определённые идеи обо всём, что в мире происходит и должно произойти. Поэтому он перестал слушать других. d) «Новое варварство» - явление современной Европы и его проявление Если человек массы исключает для себя высшую инстанцию, которая бы им ведала, то он автоматически исключает систему норм и саму культуру – это и есть новое варварство.

Его проявлением можно считать синдикализм и фашизм. Приверженец этих явлений не считает нужным оправдывать свои претензии ни перед кем и даже перед собой. Он просто решает добиться цели любой ценой, захватить общество в свои руги, хотя руководить им не способен. e) Причины, не дающие человеку массы создать свои новые идеи Идея человека массы – это вожделение, облечённое в словесную форму.

Чтобы создать идею нужно верить в Разум, в мир идей. Имея идею необходимо обратиться в высшую инстанцию, приобщится к высшей форме общения – диалог, в котором обсуждаются основы нашей жизни. Но человек массы принимает дискуссию как верный провал и отказывается от высшей инстанции. Отказ от диалога равносилен отказу от культурной общественной жизни, построенной на системе норм и возврат к варварскому образу жизни, то есть замкнутость души.

9 раздел: Примитивизм и техника a) Двойственная причина действительности и выявление причины этого явления Восстание масс может предвещать переход к новой, ещё не ведомой организации человечества; может привести и к катастрофе. Причина этого сама жизнь – единственное в мире явление, сущность которого – опасность. b) Техника в современном мире. По мнению Шпенглера, за веком «культуры» следует век «цивилизации», то есть техники, которая может развиваться

даже тогда, когда интерес к основным началам науки угасает. Ортега, выражая принципиальное не согласие, считает что техника и наука одной природы. Наука угасает, когда люди перестают думать о ней бескорыстно. Когда истинный интерес умирает, техника может протянуть не долго. Жизнь идет, конечно, с её помощью, но не благодаря ей.

Наука нуждается в массах, так как сама масса нуждается в ней – иначе гибель. Кризис заключается в несоответствии между благами дающими наукой и полным отсутствием внимания к ней наукой. 10 раздел: Примитивизм и история a) Выявление средства способного развернуть в положительную сторону сложившуюся ситуацию Хорошее знание истории, как накопленного опыта. Это знание предохраняет от ошибок прошлого b) Проявление упадка исторической культуры в современности

Большевизм и фашизм – яркое проявление регресса, антиисторизма. Эти движения типичны для человека массы, так как на лицо короткая память, без исторического чутья. Это возврат к архаичному, давно пережитому. 11 раздел: Эпоха самодовольства a) Социальная характеристика человека массы  Уверенность в лёгкости, изобилии жизни без трагических ограничений 

Ощущение уверенности побуждает к самоутверждению, к полной удовлетворённости своим интеллектуальным багажом  Самодовольство ведёт к отрицанию авторитета, постоянное выражение превосходства  Навязывание своего мнения методом «прямого действия», то есть насилием b) Выявления цели жизни «человека самодовольного» Неуравновешенность прав и обязанностей искажает структуру человека, отрывает от подлинности жизни, которая всегда сопряжена с опасностью.

Человек появляется на свет, чтобы делать только то, что ему хочется, и делать что-либо не всерьёз. Причина этому – вера в нереальность подлинной трагедии, которая действительно разыгрывается на сцена цивилизованного мира. c) Идея шутовства в современной Европе Усилия человека массы направлены на избегание судьбы, стремление уклониться от встречи с тем, что должно быть. В искусстве это отражается на процветании риторики. d)

Поиск исторического родства современного мира с прошлым III век до н.э. – эпоха расцвета Средиземноморской культуры, в это время появляются циники. «Диоген в грязных сандалиях вступил на копры Аристиппа». Циники саботировали цивилизацию того времени, их задача – разложение эллинизма. Циник – паразит цивилизации, занят тем, что отрицает и именно потому, что убеждён в её прочности. 12 раздел: Варварство «специализаций» - анализ появления человека массы на частном примере.

a) Выявление категорий людей, в чьих руках реально сосредоточена власть над остальными На сегодняшний день аристократией считаются специалисты: инженеры, врачи, учителя и т.д. Из этого перечня выделяется человек науки. b) Анализ науки в контексте интересующего вопроса  Историческое проявление экспериментальной науки: o В конце XVI века с Галилеем появляется экспериментальная наука o

В конце XVII века Ньютон даёт ей основные установки o С середины XVIII века она начинает развиваться  Условия дальнейшего продвижения науки – чтобы двигать науку вперёд, люди науки должны специализироваться, но не сама наука.  Последствие специализаций o Учёный, от поколения к поколению, всё больше ограничивает себя, и поле его духовной деятельности суживается

o Учёный теряет связь с остальными областями науки и не может охватить целое c) Анализ «эпохи специализаций»  Историческое становление 1 этап: начало XIX век – начало специализации среди энциклопедистов 2 этап: середина XIX века – специализация оттесняет общую культуру на задний план 3 этап: 1890-е годы – именно в это время появился человек, который знаком лишь с одной из наук и из неё он

знает лишь малую часть. И при этом он считает достоинством отсутствие интереса ко всему, что лежит за пределами его узкой специальности, и называет «дилетантством» всякий интерес к широкому знанию.  Особенность современного научного процесса Основная отличительная черта современной науки – тотальная механизация. Большая часть работы состоит в механических операциях, доступных почти каждому.

Для производства бесчисленных исследований наука поделена на мелкие участки, что даёт возможность, сосредоточится на одном из них.  Влияние современного научного процесса на формирование человека науки. Его открытия дают ему подобие права считать себя «знатоком». В действительности он обладает лишь крохой знания, которая лишь в совокупности с другими, составляет подлинное знание. Специалиста нельзя назвать образованным, так как он невежда во всем, что не касается

его узкой специализации. Но при этом его нельзя назвать и полной невеждой, так как он «человек науки». Можно дать ему название – «учёный невежда» Подлинно образованных людей гораздо меньше, чем их было в середине XVIII века. Но при этом наука нуждается в таких людях, чтобы обеспечить истинный прогресс. Истинно образованные люди должны иногда производить перегруппировку, унификацию. Эта работа требует синтетических способностей, синтез становится всё менее доступным, так как поле

действия расширяется, включая новые и новые области. 13 раздел: Величайшая опасность – государство a) Современное государство – основная опасность Государство вмешивается во все области человеческой жизни, поглощает общественную инициативу, уничтожает историческую самодеятельность общества. Общество должно жить для государства, человек – для правительственной машины. b) Поиск исторически родственной современности организации государства

Римская империя, достигнув полного развития, начала разлагаться с общественного организма: исчезает богатство, падает деторождение. Для государства стала наиболее важна армия, так как остро встаёт проблема безопасности страны, то есть появляется та сама безопасность, которая порождает человека-массу. c) Этатизм – понятие, обозначающее современное состояние государства. Это высшая форма политики населения и «прямого действия» (насилия), когда она возводится уже в норму,

в систему, когда анонимные массы воплощаю свою волю от имени государства и средствами государства, этой анонимной машины. 14 раздел: Кто правит миром? a) Сущность новой исторической эпохи Перемена во внутреннем, духовном и во внешнем, формальном мире человека. Внешняя перемена заключается в смене власти и, как следствие, перемещение духа. b) Понятие – «правление» и истинное понимание власти Для правильного понимания господства

Европы во всем мире необходимо выяснить само понятие «правления». Нормально правление не покоится на силе. Необходимо отличать насильственный захват от естественного господства, то есть правления. Правление – нормальное проявление власти, оно всегда основано на общественно мнении, любая власть основана на нём и идти против этого нельзя. Глухота к общественному мнению приводит к тому, что власть превращается в грубую силу. c)

Духовная власть Господствующее мнение – дух, а власть является проявлением духовной силы. Можно проследить жизнь духовной силы в истории:  Первобытная власть «священна», коренится в религии и далее воплощается в нематериальные ценности  Средние века – государство приравнивается к Церкви – «духовная власть»  Светская власть – заимствование идеи «духовной власти», но при

этом церковь остаётся. Возникновение двойной власти, которая договорившись, поделила время: светская власть берёт в своё управление временное течение жизни, церковь – вечное. Они одинаково духовны, но одна – дух времени, общественное мнение; другая – дух вечности, мысль Божия, суждение о человеке и его судьбе. d) Идея заката Европы Европейские заповеди потеряли свою силу, а новых ещё нет на горизонте.

Наступило время «свободы от морали», но без заповедей существование становится пустым. Возможно, Европу сменят такие центры как США или Россия, но ещё слишком рано об этом говорить, так как до необходимого для правления миром развития эти центры не дошли и возможно для этого понадобится несколько веков. e) Обязательные составляющие истинной жизни Истинная творческая жизнь возможна в одном из двух случаев:

1. Либо человек правит сам, то есть живёт во имя общей цели и задаёт программу правления 2. Либо он живее в мире, которым правит том, за кем это право всеми признано Либо власть, либо послушание, но послушание не значит покорно сносить всё, а почитание правителя, следование за ним, поддерживание его. f) Государство Государство – это всегда призыв, который одна группа людей обращает к другой группе, чтобы вместе что-то делать.

Основное дело – создание новой формы жизни. 15 раздел (заключение): Мы подходим к самой проблеме 1. Европа осталась без морали, царит безнравственность 2. Суть жизни европейца – жить, не подчиняясь правилам 3. Бегство от обязанностей 4. Общественная цель – ощущение свободы от всякого подчинение высшему 5. Отрицание всего, но при этом отсутствие знамени 3раздел.

Заключение Проанализировав работу Ортеги, можно придти к выводу, что истинная причина кризиса европейской культуры - «омассовление». Выявив его, Ортега пытается найти причины его возникновения. Одной из причин, философ считает бурный рост населения Европы, которое в течение двенадцати столетий не превышало 180 миллионов, а за одно столетие – с 1800 по 1914 год возросло до 460 миллионов. Но этот благоприятный факт, который свидетельствует скорее о

силе, а не о слабости европейской цивилизации и сам рост населения не порождает человека-массу. По мнению Ортеги, истинная причина возникновения этого явления, лежит не в количестве, а в качестве людей. Для большинства современных людей внешние ограничения, по существу, сняты, а внутренние им обрести не удалось, что вызвало утрату прежней структуры жизни. Старые нормы и обычаи, традиционные ценности, в том числе и религиозные, оказались разрушенными, а

новые, созданные идеологией опиравшейся на науку, заменить их не смогли. Отталкиваясь от слов Ортеги, относительно складывающегося в этой обстановке искусства, можно придти к следующим выводам: мало кто противится поверхностным, однодневным веяниям, которые отличаются лживостью и маскарадностью. «Вихрь всеобщего шутовства веет по Европе. Все усилия направлены к одному: ускользнуть от подлинной судьбы, не заметить её, не слышать

её призыва, уклониться от встречи с тем, что должно быть». Отличительной чертой, как в искусстве, так и в философии, политике и социальной жизни становится всепроникающая риторика, подменяющая стремление познать глубинные слои мироздания, на красочную, но при этом яро идущую в разрез с традициями, протестующую речь. Можно заметить, что Ортега-и-Гассет стремится своей работой не только пролить свет на происходящие события, но и изменить

их в лучшую сторону. Для этого он старается излагать свои мысли почти плакатным языком, который понятен людям обоих выделенных им типов, то есть и человеку-индивидуальности, и человеку-массе. Но при этом он не даёт точного адресата для своей работы. Ортега предоставляет возможность любому человеку увидеть окружающий мир под новым углом зрения и, вызвав его на спор с собой, задуматься - к какому типу человека относится сам читатель.

Не смотря на то, что в основном Ортега критикует современный мир с отрицательной точки зрения, он, в тоже время, пытается найти в происходящих событиях положительные стороны и таким образом оправдать его: «Восстание масс может предвещать переход к новой, ещё не ведомой организации человечества; может и привести к катастрофе». Философ считает, что в истории возможет любой поворот, как в отрицательную, так и в положительную сторону и причину это явления он видит в самой жизни общества: « жизнь – единственное

в мире явление, сущность которого – опасность». Ортега считает, что симптомы нового поведения масс в эпоху их господства могут возвещать и будущий прогресс. Таким образом, в его работе намечены два возможных пути развития, что подчёркивает двойственность действительности и современное общество может выбрать по какому пути ему направляться. Мысли, излагаемые в работе Ортеги, крайне актуальны в наше время.

Можно заметить, что большая часть современного общества живет, плывя по течению, не имея самостоятельно выработанной цели своей жизни и течение, по которому передвигается человечество XXI века, также бессмысленно и пагубно. И хотя в работе философа есть примеры того, что подобные явления присущи человечеству с древних времен, это не оправдывает наше общество. Мы, люди третьего тысячелетия, не должны предавая традиции, идти по наклонной к грандиозной деградации.

Каждому новому поколению необходимо стремится к более совершенной форме жизни, жизни духовной, целостной, устремлённой к благим целям. И, помня одно из основных требований Ортеги, каждый человек, ставя подобную задачу начинать должен, прежде всего, с себя. Литература: 1. Ортега-и-Гассет. Восстание масс//Вопросы философии – М.: Наука, 1989 №3,4. 2. Гайденко П. Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс»//Вопросы философии –

М.: Наука, 1989 №4. 3. Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицанова. М.: Изд. В.М. Скакун, 1998-896 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Японо-Китайские экономические отношения в 80-90 годах
Реферат Кареев Николай Иванович
Реферат Компьютерная модель СГ в координатах d, q, 0 в режиме ХХ
Реферат Имущественные отношения между супругами
Реферат Мир символов в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: несколько разъяснений
Реферат О некоторых аспектах соотношения эмоционального и рационального в поэтических текстах И. Бродского
Реферат How Successful Has British Drug S Policy
Реферат Mothers And Daughters Essay Research Paper Mothers
Реферат Загально-правова характеристика поняття взаємодії та її роль у формуванні та реалізації державної політики
Реферат Шанель, Коко
Реферат Классификация видов социального управления
Реферат A Presentation Of George Orwell And His
Реферат Доход компании и финансовые риски
Реферат Человек в огне Гражданской войны (по произведениям русской литературы XX века)
Реферат Экологический кpизис: что охранять и как использовать?