Реферат по предмету "История"


Битва при Лапполе



План
Введение
1 События, предшествовавшие битве

2 Битва

3 После битвы

Список литературы

Битва при Лапполе


Введение


Битва при Лапполе, Битва при Storkyro (швед. Slaget vid Storkyro
) или Битва у Напо (фин. Napuen taistelu) — сражение Великой Северной войны, состоявшееся между русскими и шведскими войсками 19 февраля (2 марта) 1714 года у финской деревни Лаппола, по фински Напо (фин. Napue)


1. События, предшествовавшие битве


К 1703 году силы русских достигли устья Финского залива, где Петр I основал город Санкт-Петербург. Так как шведская армия была преимущественно занята в Речи Посполитой, у нее не было возможности защищать ее Прибалтийские территории. После Полтавы Россия захватила всю Ливонию, Эстляндию, Ингерманландию, а также округа Выборг, Кексгольм и Карельский перешеек. Когда Карл XII отказался вести мирные переговоры, Россия и Дания обрисовали план по нападению на Стокгольм. Было разработано 2 маршрута: первый — через южную Швецию, второй — через Финляндию и Аландские острова. Более важным посчитали нападение на юге, тем не менее, атаку на Финляндию тоже решено было провести, чтобы блокировать находящуюся там большую часть шведской армии. Однако этим планам не суждено было сбыться — в 1710 году шведский фельдмаршал Магнус Стенбок нанес датским войскам поражение под Хельсингборгом.


Нападение на Финляндию России проходило не так, как было запланировано. Царь Петр, ведущий войну с Османской империей, принял решение отложить завоевание Або из-за нехватки солдат. Первоначально военные действия русской армии в Финляндии ограничивались быстрыми разведывательными операциями и набегами, проводимыми с целью занять юго-восточную Финляндию и опустошить ее, что в свою очередь было направлено на уничтожение шведской «базы», которую Карл мог использовать для атаки на районы, принадлежавшие Санкт-Петербургу. Массивное наступление русских в Финляндии началось в 1713 году, после того, как год спустя из-за проблем в тылу сорвалось главное наступление. Уже в мае Петр Великий и его галерный флот были замечены в Финском заливе в районе Гельсингфорса, а в течение лета вся южная Финляндия была занята русскими войсками. Шведы, ведомые Георгом Любекером, отошли вглубь страны. Прежде чем возвратиться в Россию, Петр приказал Апраксину напасть на Финляндию зимой.


В августе 1713 командовать финской армией вместо Любекера был назначен генерал Карл Густав Армфельдт. Он оказался в очень сложном положении: бывший командующий оставил армию брошенной на произвол судьбы, голодающей, разоренной. Идти в разведку было невозможно, так как конница была слишком утомлена, чтобы выполнить эти обязанности. В 1714 году в финскую Остроботнию вторглась армия русского генерала Михаила Голицына. В феврале Армфельдт разместил свои силы у Напо (Лаппола), восточнее города Вааса, и занял оборонительное положение. На военном совете, состоявшемся 16 февраля, Армфельдт объявил, что он намерен остаться на позициях и дать бой. Рушились надежды шведов: армия была ослаблена после зимних атак, армия соперника, превосходящая в численности шведов, стремительно приближалась, финская армия уже не ждала подкрепления.


2. Битва


Русские приближались к Напо с востока, первоначально продвигаясь вдоль замерзшей реки Кюренйоки. Когда русские оказались в поле зрения шведов правое крыло конницы отошло на север, из-за нахождения в зоне досягаемости шведский орудий. Вместо того, чтобы формировать войско параллельно со шведами, Голицын намеревался напасть на левый фланг шведов. Или за плату или через силу нанять людей, чтобы провести русскую армию через замороженные болотистые леса севернее реки. В таком случае, русская армия заняла бы очень выгодные позиции и заняла бы лучшее положение, чтобы напасть на левый фланг шведов.


Армфельдт и его советники наблюдали за передвижениями русской армии. Утром 19 февраля (2 марта по новому стилю) прибыли казаки и драгуны, в то время как главные силы были подготовлены для атаки днем. Поскольку сражение могло начаться в любой момент, Армфельдт выстроил шведов и призвал их сражаться за короля и страну. Как этот призыв был воспринят войском неизвестно, но в отчете Армфельдта написано о том, что их войска «показали невероятную храбрость и лояльность к смерти и на коленях и с сияющими глазами они просили у Бога помощь». Армфельдт понял, что русские готовят хитрость, когда небольшой отряд их конников продолжал продвигаться вдоль реки, несмотря на то, что основные силы отошли на север. Слишком поздно разгадав этот маневр, он приказал своей немедленно развернуться на север, чтобы отразить атаку. Он построил свои войска для упреждающей атаки. Правому флангу шведов первоначально сопутствовал успех, они нанесли по левому крылу русских сильнейший удар из пушек, а пехота бросилась в штыки.


Левый фланг русской армии не был до конца выстроен и находился в беспорядочном положении во время шведской атаки. Однако, несмотря на первоначальный успех шведов, русские сумели довершить построение войск и стабилизировать ситуацию внутри левого фланга, а вскоре сказалось и их численное преимущество. Правый фланг русской армии был организован лучше и отразил шведскую атаку. Шведская конница была остановлена, окружена и разбита драгунами и казаками, а войска, находившиеся на левом фланге, уничтожались в жестокой борьбе. Армфельдт попытался помочь окруженным войскам левого фланга, но Голицын направил основные силы против центра шведской армии. В итоге левый фланг был жестоко уничтожен, а правый — разбит войсками Голицына, после чего шведская пехота бросилась отступать.


3. После битвы


Сражение завершилось полным разгромом финской армии шведов, потери шведов достигли почти 2,500 человек. Многие пленные истекали кровью или замерзли и погибли в ночь после сражения, тела их были оставлены лежать на поле битвы еще несколько недель. Русские также понесли серьезные потери: в целом — около 2 тысяч раненных и убитых. Большинство погибших русских было захоронено на кладбище Лаппольской церкви.


Стратегическое значение победы в Лаппольской битве заключалось в том, что русские смогли фактически управлять всей Финляндией в течение нескольких лет, и готовить плацдарм для дальнейшей войны против Швеции. Тяготы этого времени отразились на населении и отразились в названии эпохи как Великое Лихолетье (фин. Isoviha). Швеция была очень слаба, чтобы выбить русских из Финляндии. Успехи русского флота в Туркском архипелаге позволили русскому флоту помогать сухопутным войскам в Финляндии.


Список литературы:


1. Ericson Lars (ed)
Svenska slagfält. — Wahlström & Widstrand, 2003. — ISBN 91-46-21087-3


2. Kuvaja Christer
Karolinska krigare 1660–1721. — Helsingfors: Schildts Förlags AB, 2008. — ISBN 978-951-50-1823-6


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Лапполе



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Функции денег и определение спроса на деньги
Реферат 1 Основные фонды важнейший элемент деятельности предприятия
Реферат Шведская модель экономики
Реферат Shakespeare Creative Writing Essay Research Paper Lady
Реферат Интернет-культура
Реферат 17-18 ноября 2011 года Конференция проводится в рамках подготовки к III всероссийскому съезду рыбаков Организационный комитет конференции
Реферат Национальные отношения и вопросы социально-политической интеграции
Реферат Essay Essay Research Paper JUVENILE DELINQUENCYWe have
Реферат Економіка зарубіжних країн (укр)
Реферат Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
Реферат Дионисий Парижский
Реферат Экономический потенциал и география базово-межотраслевого топливо-энергетического комплекса страны
Реферат 2. Как хорошо, что мы все вместе! Н. Ковалёва
Реферат Безопасность жизнедеятельности в разных сферах
Реферат Використання керуючих конструкцій Опис основних керуючих конструкцій