Реферат по предмету "Информатика"


Понятие информационной системы

Оглавление


1. Информация и ее свойства……………………………………………………………………...3


2. Информационные процессы и технологии ………………………………………………..…..5


Список используемой литературы………………………………………….....................................8


    Информация и ее свойства

Понятие информации
является основополагающим понятием информатики
. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора
и переработки
информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.


Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т. д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.


В рамках науки информация является первичным. Оно предполагает наличие материального носителя
информации, источника
информации, передатчика
информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.


Термин "информация"
происходит от латинского informatio - разъяснение, изложение, осведомленность.


Информация
- общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.


Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.


Наиболее общее определение имеет место в философии, где под информацией понимается отражение реального мира. Информацию как философскую категорию рассматривают как один из атрибутов материи, отражающий ее структуру.


В эволюционном ряду
вещество - энергия - информация
каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством.


С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.


Сигнал
- представляет собой любой процесс, несущий информацию.


Сообщение
- это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.


Данные
- это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.


Различают две формы представления информации - непрерывную
и дискретную
.


Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т. д. Информация представляется (отражается) значением одного или нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо комбинацией нескольких параметров.


Сигнал называется непрерывным
, если его параметр в заданных пределах может принимать любые промежуточные значения.


Сигнал называется дискретным
, если его параметр в заданных пределах может принимать отдельные фиксированные значения.


Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени.


На рис. 1.1 в виде графиков изображены:


  1. непрерывный по уровню и во времени сигнал Хнн;

  2. дискретный по уровню и непрерывный во времени сигнал Хдн;

  3. непрерывный по уровню и дискретный во времени сигнал Хнд;

  4. дискретный по уровню и во времени сигнал Хдд.



непрерывный по уровню и во времени сигнал X НН



дискретный по уровню и непрерывный по времени сигнал X ДН



непрерывный по уровню и дискретный по времени сигнал X НД



дискретный по уровню и во времени X ДД


Наконец, все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам, т. е. классифицировать по видам. Например, в зависимости от области возникновения информацию, отражающую процессы и явления неодушевленной природы, называют элементарной, процессы животного и растительного мира - биологической, человеческого общества - социальной.


По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации: визуальную - передаваемую видимыми образами и символами, аудиальную - звуками, тактильную - ощущениями, органолептическую - запахами и вкусом, машинную - передаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники, и т. д.


2. Информационные процессы и технологии


Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.


Сбор информации
- это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно.


Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).


Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, - в частности, задачи обмена информацией (передачи).


Обмен информацией
- это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель - принимает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. В результате обмена информацией между источником и получателем устанавливается своеобразный "информационный баланс", при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник.


Обмен информации производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Если объект относится к неживой природе, то он вырабатывает сигналы, непосредственно отражающие его свойства. Если объектом-источником является человек, то вырабатываемые им сигналы могут не только непосредственно отражать его свойства, но и соответствовать тем знакам, которые человек вырабатывает с целью обмена информацией.


Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (магнитном, фото, кино и др.). Процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации называется накоплением информации
. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают ценную или часто используемую информацию. Часть информации в данный момент времени особой ценности может не представлять, хотя, возможно, потребуется в дальнейшем.


Хранение информации
- это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки.


Обработка информации
- это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи.


После решения задачи обработки информации результат должен быть выдан конечным пользователям в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачи выдачи
информации. Выдача информации, как правило, производится с помощью внешних устройств ЭВМ в виде текстов, таблиц, графиков и пр.


Информационная техника
представляет собой материальную основу информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.


До середины XIX века, когда доминирующими были процессы сбора и накопления информации, основу информационной техники составляли перо, чернильница и бумага. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). На смену "ручной" информационной технике в конце XIX века пришла "механическая" (пишущая машинка, телефон, телеграф и др.), что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. Понадобилось еще много лет, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к ее переработке. Это стало возможно с появлением во второй половине нашего столетия такой информационной техники, как электронные вычислительные машины, положившие начало "компьютерной технологии".


Древние греки считали, что технология (techne - мастерство + /ogos - учение) - это мастерство (искусство) делать вещи. Более емкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации общества.


Технология
- это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.


Технологиям управляемых процессов свойственны упорядоченность и организованность, которые противопоставляются стихийным процессам. Исторически термин "технология" возник в сфере материального производства. Информационную технологию в данном контексте можно считать технологией использования программно-аппаратных средств вычислительной техники в данной предметной области.


Информационная технология

-
это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, храпение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.


Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:


  • предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные
    ;

  • целью процесса является получение информации
    ;

  • средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные
    комплексы;

  • процессы обработки данных разделяются на операции
    в соответствии с данной предметной областью;

  • выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами
    , принимающими решение
    ;

  • критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки
    информации пользователю, ее надежность
    , достоверность
    , полнота
    .


Из всех видов технологий информационная технология сферы управления предъявляет самые высокие требования к "человеческому фактору
", оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.


Список используемой литературы:


  1. Алехина Г.В. Информационные технологии в экономике. Учебник. М.:МЭСИ, 2002

  2. Алехина Г.В. Практикум и методические рекомендации по курсы "Информационные технологии в экономике". М.:МЭСИ, 2002

  3. Ильина О.И. Информационные технологии бухгалтерского учета. – СПб.: Питер, 2001.

  4. Информатика для юристов и экономистов. Учебник/Под ред. В.А. Симоновича. – СПб.: Питер, 2000.

  5. Карлберг К. Бизнес-анализ с использованием Excel. – К.:Диалектика, 1997.

  6. Экономическая информатика. Учебник/Под ред. В.В. Евдокимова. – СПб.: Питер, 1997.

  7. Экономическая информатика. Учебник/Под ред. П.В. Конюховского, Д.Н. Колесова. – СПб.: Питер, 2000.

  8. Информационные технологии в маркетинге: Учебник/ под ред. проф. Титоренко Г.А. – М.: «ЮНИТИ», 2001.

  9. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ под ред. Трубилина И.Т. – М.: «Финансы и статистика», 2000.

  10. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ под ред. проф. Титоренко Г.А. – М.: «ЮНИТИ», 2000.

  11. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. - СПб.: Издательство Михайлова, 2000.

  12. Куперштейн В. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999.

  13. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.