Реферат по предмету "Иностранный язык"


Агглютинация

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ


ПО КУРСУ «Введение в языкознание»


    Агглютинация
    (от лат. agglutinatio «приклеивание, склеивание») – вид аффиксации; способ слово- и формообразования, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы.

    Аккомодация
    (от лат. accomodatio «приспособление») - частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного звуков.

    Акустика
    (от akustikos «слуховой») – раздел физики, учение о звуке; 2) речевая акустика – раздел общей акустики, изучающей структуру речевого сигнала, процессы образования и восприятия звуков речи.

    Акцент
    (от лат. accentus «ударение») – 1) ударение; 2) своеобразие в произношении; 3) выделение; 4) неправильное произношение звуков иностранного языка под влиянием норм родного языка.

    Алфавит
    (от греч. а
    lphabetos
    ,
    название первых двух букв греч. алфавита:
    alpha
    и
    beta
    ,
    в новогреч. -
    vita
    ) -
    совокупность букв к.-л. фонографического письма, расположенных в исторически установленном порядке.

    Антонимия
    (от греч. anti
    «против» и onima
    «имя») - тип семантических отношений между лексическими единицами, имеющими противоположные значения, - антонимами (напр., молодой - старый, живой - мертвый, дать - взять
    ).

    Ареальная классификация языков
    – изучение и группировка языков мира в языковые союзы по сходствам, возникшим вследствие конвергенции на основе территориального контактирования.

    Артикуляция
    (от лат artikulo «произношу членораздельно») – работа органов речи при произнесении звуков.

    Ассимиляция
    (от лат. assimilatio «уподобление») – артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи (например, ассимиляция по глухости/звонкости).

    Буква
    – знак фонографического письма.

    Валентность
    (от лат. valentia «сила») – способность слова вступать в синтаксические связи с другими словами.

    Вариант
    (от лат. varians «изменяющийся») – разновидность, один из способов выражения, конкретная речевая реализация к.-л. языковой единицы.

    Высказывание
    – вариант предложения, его конкретная реализация в речи.

    Генеалогия
    (от греч. genealogia «родословная») – дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи лиц или явлений.

    Гиперо-гипонемическая группировка
    – совокупность слов в семантическом поле, объединённых отношениями иерархической соположенности. Гипероним - слово, подчиняющее себе значения других слов. Гипоним – слово, семантически подчинённое другому слову.

    Грамматика
    (от греч. gramma «буква, написание») – 1) грамматический строй; система правил и средств комбинаторики языковых единиц (включает морфологию и синтаксис); 2) наука о грамматическом строе.

    Грамматическая форма слова
    (словоформа, лекс) – вариант лексемы, в котором лексическое значение остается неизменным, а изменяется только грамматическое значение.

    Грамматический класс слов
    – совокупность лексем, объединенных 1) общим грамматическим значением, 2) общими морфологическими признаками (системами словоизменения словообразования), 3) общими синтаксическими признаками.

    Грамматическое значение
    – обобщенное языковое значение, указывающее на отношения, связи между языковыми единицами.

    Графика
    (от греч. grafo «пишу») – раздел языкознания, изучающий буквы алфавита и диакритические знаки в их отношении к звуковому строю языка.

    Денотат
    (от лат. denotatum «обозначаемое») – обозначаемый предмет или явление действительности.

    Диакритические знаки
    (диакритики) (от греч.diakritikos «различительный») – надстрочные, подстрочные или внутристрочные знаки, служащие для изменения или уточнения чтения букв.

    Диалект
    (от лат. dialektos «разговор, говор, наречие») – разновидность общенародного языка, используемая для общения между людьми, связанными единой территорией.

    Диалектизм
    – диалектное слово, включаемое в литературную речь и выделяемое там как отступление от нормы.

    Диалектное слово
    – специфическое слово или выражение, свойственное диалекту.

    Диахрония
    (от греч. dia «через» и chronos «время») – историческое развитие языковой системы во времени, а также исследование языка в процессе данного развития.

    Дивергенция
    (от лат. divergo «отклоняюсь, отхожу») – расхождение, отдаление друг от друга двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.

    Диссимиляция
    (от лат. dissimilation «расподобление») – артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи.

    Диэреза
    (выкидка) (от греч. diaresis «разрыв, разделение») – выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам.

    Жаргон
    (от франц. jargon «непонятная речь», «испорченный» язык») - разновидность общенародного языка, используемая для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой.

    Жаргонизм
    – специфическое слово, свойственное жаргону.

    Заимствование
    – элемент, перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов.

    Звук
    – 1) в акустическом аспекте – колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи; 2) в артикуляционном аспекте – продукт работы органов речи; 3) в функциональном аспекте – вариант фонемы, выполняющий смыслоразличительную и строительную функции. То же, что фон.

    Знак
    – материально-идеальное образование, замещающее к.-л. явление действительности и служащее для передачи информации.

    Идеограмма
    (от греч. idea «идея, понятие, образ» и gramma «буква, написание») – знак идеографического письма (например, цифры, химические и математические знаки, иероглифы).

    Идеография
    (от греч. idea «идея, понятие, образ» и grafo «пишу») – вид письма, знаки которого передают понятия, ассоциируемые с изображениями.

    Иерархические отношения
    (от греч. hieros «священный» и arhe «власть»; иерархия – расположение элементов системы от высшего к низшему) – отношения подчинения и включения между единицами языка.

    Иероглиф
    (от греч. hieros «священный» и glyphe «то, что вырезано») – идеограмма, первоначально имеющая связь с изображением обозначаемого явления, а затем такую связь в большинстве случаев утратившая (например, египетские, китайские иероглифы).

    Инкорпорация
    (от лат. incorporation «включение в свой состав») – способ синтаксической связи, при котором две или больше основы, самостоятельные по своему лексическому значению, объединяются в единое синтактико-морфологическое целое (слово-предложение).

    Калькирование
    (от фр. calque «прозрачная бумага или ткань») – способ заимствования путем поморфемного перевода.

    Кодификация языковая
    (от лат. codex «собрание законов» и facere «делать») – систематизация и закрепление языковых норм в грамматиках, словарях, справочниках.

    Комбинаторные изменения звуков
    – изменения, вызванные влиянием артикуляций близко расположенных звуков друг на друга.

    Коммуникация языковая
    (от лат. communikatio «связь, общение») – общение, передача ифнормации одним лицом другому или ряду лиц при помощи языка; фолрма речевого взаимодействия людей в процессе деятельности, основанная на взаимопонимании.

    Конвергенция
    (от лат. converge «приближаюсь, схожусь») – сближение или совпадение двух и более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.

    Коннотация
    (от лат. connoto «имею дополнительное значение») – дополнительное значение языкового знака, имеющее эмоциональную, оценочную или стилистическую окраску.

    Корень
    – основная, обязательная морфема в слове, несущая часть его лексического значения.

    Лексема
    (от греч. lexis «слово, выражение») – слово, единица словаря языка.

    Лексика
    – совокупность всех слов языка или словарный состав.

    Лексикография
    (от греч. lexikos «относящийся к слову» и grapho «»пишу») – раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей.

    Лексикология
    (от греч. lexikos «относящийся к слову» и logos «учение») – раздел языкознания, изучающий лексику словаря.

    Лексическое значение
    – содержание слова, включающее информацию о к.-л. объекте или понятии, закрепленную в сознании носителя языка.

    Литературный язык
    – исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме.

    Метатеза
    (от греч. metathesis «перестановка») – взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.

    Метафора
    (от греч. metaphora «перенос») – способ образования переносного значения на основе сходства между обозначаемыми явлениями.

    Метонимия
    (от греч. metonymia «переименование») – способ образования переносного значения на основе смежности обозначаемых явлений.

    Морф
    (от греч. morphe «форма») – 1) в широком смысле – минимальная значимая единица языка; 2) в узком смысле – минимальная значимая часть слова.

    Морфология
    (от греч. morphe «форма» и logos «учение») – 1) система правил и средств изменения и построения слов в каком-либо языке; 2) раздел грамматики как науки, изучающий правила и средства изменения и построения слов.

    Мышление
    – высшая форма активного отражения объективной действительности, направленная на познание явлений и связей между ними; является частью познавательной деятельности.

    Неологизм
    (от греч.neos «новый» и logos «слово») – новое слово или значение слова, появившееся в определённый период в к.-л. языке.

    Номинация
    (от лат. nomina «название, имена») – называние, наименование.

    Норма языковая
    – совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе коммуникации.

    Общенародный язык
    – совокупность всех существующих разновидностей функционирования языка (литературного языка, диалектов, жаргонов и др.)

    Омонимия
    (от греч. homonymia «одноименность») – совпадение различных языковых единиц (омонимов) в плане выражения.

    Орфография
    (от греч. orphos «правильный» и grapho «пишу») – совокупность правил нормативного написания слов и их частей.

    Парадигматические отношения
    – отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами одного языкового уровня, объединяющие эти единицы в определённые классы (парадигмы).

    Пиктограмма
    – знак пиктографического письма.

    Пиктография
    (от лат. pictus «нарисованный, рисунок» и grafo «пишу») – вид письма, основанный на передаче конкретной информации в форме рисунка или последовательности рисунков.

    Письмо
    – графическая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию через время и расстояние.

    Полисемия
    (от греч.poly «много» и sema «знак») – многозначность, способность одного слова обозначать разные явления действительности.

    Понятие
    – информация о явлении в совокупности его существенных свойств.

    Праязык
    (язык-основа) – язык, из диалектов которого произошла группа родственных языков, иначе называемая семьёй.

    Предложение
    – наименьшая коммуникативная единица языка, обладающая определенной структурой и представляющая собой относительно самостоятельное сообщение.

    Проклитика
    (от греч. proklino «наклоняю вперед») – безударный слог или слово, стоящие перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающие к нему.

    Речевой акт
    – отдельное целенаправленное действие, охватывающее говорение и восприятие речи (соответственно в письменной форме – написание и чтение).

    Речь
    – материальная реализация языка как кода; совокупность текстов.

    Сема
    (от греч.sema «знак») – минимальное значение.

    Семантика
    (от греч. semantikos «обозначающий») – 1) содержание, информация, передаваемая единицами языка; 2) раздел языкознания, изучающий это содержание; 3) раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла.

    Семантическое поле
    – совокупность лексем, относящихся к одной предметно-понятийной области (например, секунда, минута, год, век, мгновение и т.д. – С.п. времени).

    Семиотика
    (семиология) (от греч. semeiotike «учение о знаках») – наука о знаках и знаковых системах.

    Синекдоха
    (от греч. synekdoche «подразумевание») – частный случай метонимии; способ образования переносного значения на основе соотношения «часть – целое» или «род – вид» между обозначаемыми явлениями.

    Синонимия
    (от греч. syn «вместе» и onyma «имя») – тип семантических отношений между языковыми единицами (синонимами) заключающийся в полном или значительном совпадении их семантики.

    Синтагматические отношения
    (от греч. syntagma «вместе построенное, соединённое») – отношения сочетаемости между линейно расположенными единицами одного языкового уровня.

    Синтаксис
    (от греч. syntaxis «составление») - 1) система правил и средств изменения и построения словосочетаний и предложений в к.-л. языке; 2) раздел грамматики как науки, изучающий правила и средства изменения и построения словосочетаний и предложений.

    Синхрония
    (от греч. synchronos «одновременный») – состояние языковой системы в определенный момент её развития, а также изучение языка в указанном состоянии.

    Система
    (от греч. «целое, составленное из частей, соединение») – совокупность взаимосвязанных элементов.

    Словарная статья
    – независимый отрезок текста, дающий информацию об одной или нескольких взаимосвязанных языковых единицах (в лингвистическом словаре) либо о явлении или понятии (в энциклопедическом словаре).

    Словарь
    – информационный справочник, статьи которого расположены в определённом, чаще всего алфавитном порядке.

    Слово
    – относительно самостоятельная и свободно воспроизводимая значимая единица, выполняющая номинативную функцию.

    Словосочетание
    – два или более знаменательных слова, связанных по смыслу и грамматически и имеющих формальные показатели этой связи.

    Структура
    (от лат. structura «строение, взаиморасположение») – совокупность связей между элементами системы.

    Субстрат
    (от лат. sub «под» и stratum «слой, пласты») – элементы языка (обычно коренного населения), вытесненного из употребления на данной территории, проникшие в язык-победитель в виде специфических черт (например, элементы галльского двадцатеричного счёта во французском языке).

    Суперстрат
    (от лат. super «над» и stratum «слой, пласт») - элементы языка-пришельца, не усвоенного на данной территории, но оказавшего влияние на местный язык в виде специфических черт, усвоенных местным населением (напр., фр. лексика в английском языке).

    Супплетивизм
    (от фр. suppletif «добавочный») – способ выражения грамматического значения при помощи соединения в один словоизменительный ряд разных корней (напр., рус. я – меня, англ. go - went).

    Табу
    (из полинезийских языков) – запрет на слова.

    Тематический ряд
    – совокупность слов в семантическом поле, объединённых отношениями парадигматической соположенности (например, ромашка, роза, василек, хризантема и т.д.).

    Типологическая классификация языков
    – группировка языков мира в языковые типы по сходству систем (фонетическому, морфологическому, синтаксическому).

    Транскрипция
    (от лат. transcriptio «переписывание») – специальный вид письма, служащий для фиксации звуков речи или фонем при помощи букв или диакретических знаков.

    Транслитерация
    (от лат. trans «через» и littera «буква») – побуквенная передача слов, записанных в одной графической системе, средствами другой графической системы.

    Уровень языка
    (языковая подсистема, языковой ярус) – совокупность однородных единиц языка и отношений между ними (напр., фонематический У.Я. – совокупность взаимосвязанных и противопоставленных фонем).

    Фон
    (от греч. phone «звук») – конкретная реализация фонемы в речи. То же что ЗВУК в 3-м значении.

    Фонетика
    (от греч. phonetikos «звуковой, голосовой») – 1)звуковой строй языка; 2) раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

    Фонология
    (от греч. phone «звук» и logos «слово, учение») – раздел языкознания, изучающий функциональные закономерности звукового строя языка.

    Фразеологизм
    – устойчивое идиоматическое выражение, воспроизводимое в фиксированном виде.

    Функция в языкознании
    (от лат. functio «исполнение») – роль (назначение, употребление) языка в человеческом обществе или к.-л. единицы в системе языка, определяемая зависимостью, соотношением с другими единицами.

    Энклитика
    (от греч. enklino «склоняюсь») – безударный слог или слово, стоящие после ударного слога или слова и акцентуально примыкающие к нему.

    Эвфемизм
    (от греч. euphemeo «говорю вежливо») - заменное, разрешенное слово, употребляемое вместо запрещенного (табуированного).

    Эпентеза
    (от греч. epenthesis «вставка») – вставка звуков в слово по комбинаторным причинам.

    Этимология
    (от греч. etymon «истина») – раздел языкознания, изучающий происхождение и развитие слов.

    Этнографизм -
    слово, называющее понятие или предмет, характерные только для быта данной местности, и не имеющее параллелей в литературном языке (напр., понева, туес
    ).

    Язык
    – 1) в широком смысле: система знаков, которая является основным средством общения между людьми и представляет собой неразрывное единство идеального кода и всех его материальных реализаций; 2) в узком смысле: идеальная, абстрактная система единиц и правил их комбинирования, код (в отличие от речи как его реализации).

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема

I

. Наука о языке


Цель:

знать, что представляет собой языкознание как наука. Знать предмет, объект и задачи языкознания. Иметь представление о системе языковедческих дисциплин.


План


    История возникновения и развития языкознания

а) древний этап;


б) формирование сравнительно-исторического языкознания;


в) языкознание конца 19 - первой половины 20 века;


г) языкознание на современном этапе.


    .Языкознание как наука

а) специфика языкознания;


б) объект, предмет, задачи языкознания;


в) общее и частное языкознание.


г) синхронное и диахронное языкознание.


  1. Система языковедческих дисциплин

  2. Связь языкознания с другими науками.


Литература:


  1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 44-50

  2. Языкознание. БЭС. - М., 2000, с.618 - 622


Тема

II

. Сущность языка.


Цель:

сформировать понимание языка как системно-структурного образования. Знать функции языка. Знать и понимать основные моменты соотношения языка и речи, языка и мышления


План


1.
Язык - важнейшее средство человеческого общения.


а) языковые и неязыковые формы общения;


б) «вторая сигнальная система действительности»;


в) А.А. Реформатский о сущности языка.


2.
Язык как общественное явление.


а) специфика языка как общественного явления;


б) язык и мышление;


в) язык и речь.


3.
Язык как системно-структурное образование.


а) языковые уровни и единицы;


б) взаимодействие систем отдельных языковых ярусов.


4.
Функции языка.


Литература:


  1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 15-43

  2. Языкознание. БЭС. - М., 2000, с. 604 - 608


Тема

III

. Фонетика и фонология.


Цель:

знать, что такое фонетика, её предмет, объект и задачи. Знать критерии классификации звуков; акустико- артикуляционную характеристику гласных и согласных звуков. Знать специфику фонологии, что такое фонема. Знать основные положения концепций ПЛК и МФШ.


План


1.
Специфика фонетики как раздела языкознания.


2.
Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи.


3.
Классификация звуков речи:


а) три стороны звуков речи;


б) акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков;


в) акустико-артикуляционная характеристика согласных звуков речи.


4.
Фонетическое членение речи:


а) звук;


б) слог;


в) такт;


г) фраза.


5.
Фонетические процессы:


а) аккомодация;


б) ассимиляция и диссимиляция;


в) диэреза и эпентеза;


г) протеза и метатеза.


6.
Функциональные свойства звуков речи. Фонология
.


а) понятие фонемы.


б) концепция Московской фонологической школы


в) концепция Пражского лингвистического кружка


Литература:


  1. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.,2003, с. 209 -227

  2. Языкознание. БЭС. - М., 2000, с. 316, 390.


Тема

IV

. Лексикология

.


Цель:

знать специфику, предмет, объект и задачи лексикологии. Усвоить понятие слова как основной единицы лексикологии, лексического значения слова, его предметной отнесённости. Освоить основные понятия лексикологии, усвоить системные отношения в лексике.


План


    Лексикология - наука о слове:

а) специфика лексикологии;


б) слово - предмет лексикологии;


в) задачи лексикологии.


    Место слова как единицы в системе языка:

а) соотношение слова и понятия;


б) общая и частная предметная отнесенность;


    Системные связи между значениями слов.

а) вопрос о равноименности;


б) явления полисемии (метафора, метонимия, синекдоха) и омонимии;


в) синонимы и антонимы;


г) системные отношения между значениями слов.


    Лексикализация и идиоматика. Фразеология как раздел языкознания.

а) специфика устойчивых словосочетаний;


б) классификация фразеологизмов по степени идиоматичности и по происхождению.


    Лексикография.

Литература:


1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 60-154


Тема

V

. Грамматика


Цель:

знать основные понятия, предмет и задачи грамматики; части речи, принципы их классификации. Освоить основные понятия синтаксиса. Знать основные единицы синтаксиса, синтаксические связи.


План


    Что такое грамматика:

а) история возникновения грамматики как науки;


б) неоднозначность термина «грамматика»;


в) предмет и задачи грамматики.


    Грамматическое значение:

а) основные признаки грамматического значения;


б) способы выражения грамматического значения.


    Грамматические формы и грамматические категории:

а) грамматическая форма, словоформа, парадигма;


б) классификации грамматических категорий.


    Части речи:

а) краткая история вопроса;


б) проблема классификации частей речи.


    Синтаксис

а) единицы синтаксиса.


б) синтаксические связи.


Литература:


1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 244-345


Тема
VI
. Происхождение языка. Историческое развитие языков.


Цель:

знать основные теории происхождения языков, исторические процессы развития языков, основные исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе и звуковой стороне языка


План


    Проблема происхождения языков:

а) две точки зрения на происхождение языка;


б) теории происхождения языка со времен античности;


в) современные гипотезы происхождения языка.


    Развитие языков:

а) основные закономерности развития;


б) основные процессы в развитии языков;


г) языки родо - племенного строя и феодального периода;


д) формирование наций и национальных языков.


    Исторические изменения в словарном составе:

а) появление неологизмов;


б) выпадение лексических единиц;


в) изменение значения лексических единиц языка;


г) процессы переименования;


д) заимствования.


    Исторические изменения грамматического строя:

а) возникновение граммем и грамматических категорий;


б) отмирание отдельных граммем или целых грамматических категорий;


в) изменения в морфологической структуре слова и его форм.


    Исторические изменения звуковой стороны языка. Понятие о фонетическом законе.

а) регулярные и спорадические изменения;


г) фонетические законы.


Литература:


1. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.,2003, с. 457-517


Тема
VII
. Письмо


Цель:

знать основные этапы развития письменности. Освоить понятия алфавита, графики и орфографии. Усвоить и разграничивать понятия транскрипции и транслитерации.


План


    Письмо - величайшая ценность человечества:

а) общее понятие о письме;


б) предпосылки появления письма;


в) значение письма для развития человеческого общества.


    Основные этапы и формы развития письма:

а) предметное письмо;


б) развитие пиктографии;


в) идеография - понятийное письмо;


г) фонографическое письмо. Три этапа развития фонографического письма.


  1. Алфавит, графика и орфография.

  2. Транскрипция и транслитерация.


Литература:


1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 347-384


Тема

VIII

. Классификация языков

.


Цель:
знать принципы классификации языков. Освоить и знать понятия генеалогической, типологической и морфологической классификации языков. Знать критерии деления языков на мёртвые, умирающие и живые.


План


    Богатство и разнообразие языков мира
    :

а) многообразие языков;


б) два вида исторической связи языков.


    Принципы классификации языков
    :

а) генеалогическая классификация языков.


б) типологическая классификация языков.


    Языки умирающие, живые и мёртвые.

Литература:


1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 386-456


Основная литература


  1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2003

  2. Введение в языковедение. Хрестоматия. / Сост.: А.В. Блинов, И.И. Богатырева, В.П. Мурат, Г.И. Рапова – М., 2000.


Дополнительная литература


    Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. – М., 2003

2. Головин В.И. Введение в языкознание. - М., 1973


3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979


4. Языкознание. БЭС. – М., 2000


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


для самостоятельной работы студентов


под руководством преподавателя


по дисциплине "ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ"


Тема
I
.
Языкознание как наука


Цель:

знать, что представляет собой языкознание как наука. Знать предмет, объект и задачи языкознания. Иметь представление о системе языковедческих дисциплин.


Значение:

расширение базы общепрофессиональных знаний.


Темы рефератов


  1. Языкознание как наука.

  2. История возникновения языкознания как науки.

  3. Система языковедческих дисциплин.

  4. Прикладная лингвистика.

  5. Связь языкознания с другими науками.


Вопросы для самопроверки


  1. Какие термины используются для обозначения языкознания как науки?

  2. В рамках какой науки зарождалось языкознание?

  3. Господством какого направления характеризуется древний этап языкознания?

  4. Назовите представителей древнего этапа языкознания?

  5. Кто впервые ввёл понятия «порождения», «морфонологии» и нулевого элемента?

  6. Какой вклад внесли в развитие языкознания стоики?

  7. Где и когда получило завершение логическое направление в языкознании?

  8. Достижения и недочёты логического направления?

  9. На каких принципах основывалось сравнительно-историческое языкознание?

  10. Кем были сформулированы первые идеи сравнительно-исторического языкознания?

  11. Что привело к кризису младограмматизма?

  12. Представители младограмматизма?

  13. Какому новому направлению положила начало книга Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики»?

  14. Что лежит в основе лингвистического структурализма?

  15. Основной принцип конструктивизма?

  16. Основные исторические этапы развития языкознания?

  17. Что изучает частное языкознание?

  18. Что находится в центре внимания общего языкознания?

  19. Приведите примеры абсолютных и частных универсалий.

  20. Какие задачи решает прикладное языкознание?

  21. Что изучает практическая лингвистика?

  22. Чем различаются синхроническая и диахроническая лингвистика?

  23. С какими науками связано языкознание?


Тема
II
.
Сущность языка:


его общественные функции и его внутренняя структура.


Цель:

знать структуру, функции языка. Иметь чёткое представление о системности языка.


Значение:

расширение базы общепрофессиональных знаний.


Темы рефератов


1.Язык как орудие формирования и выражения мысли.


2. Язык, как общественное явление.


3. Язык и речь.


4. Язык и мышление.


5. Неязыковые и языковые формы общения.


6. Язык – универсальное средство общения.


Вопросы для самопроверки


  1. Что собой представляет невербальное общение людей?

  2. Какие положения выдвигает А.А. Реформатский, раскрывая сущность языка?

  3. Почему язык нельзя отожествлять с культурой?

  4. Может ли язык быть классовым?

  5. Является ли язык орудием производства?

  6. В чем заключается единство языка и мышления?

  7. Назовите языковые ярусы (уровни) и соответствующие им языковые единицы.

  8. Какие отношения могут существовать между языковыми единицами одного уровня?

  9. В чем заключаются парадигматические отношения? Приведите пример.

  10. Какие отношения между языковыми единицами одного уровня называются синтагматическими?

  11. Какие функции выполняет язык?

  12. Охарактеризуйте функции языка.

  13. Какие функции языка являются центральными?

  14. Где (в чем) проявляются функции языка?

  15. Что понимается под речью в современном языкознании?

  16. Почему язык называют достоянием коллектива?


Тема
III
.
Фонетика и фонология.


Цель:

иметь представление о фонетике и фонологии как разделах языкознания. Знать принципы классификации звуков. Знать единицы членения звучащей речи, комбинаторные изменения, происходящие в потоке звучащей речи. Усвоить понятие фонемы. Знать фонологические концепции МФШ (Московской фонологической школы) и ПЛК (Пражского лингвистического кружка).


Значение:

расширение базы общепрофессиональных знаний.


Вопросы для самопроверки


  1. Что изучает фонетика как раздел языкознания?

  2. Какими характеристиками обладают звуки речи как физическое явление?

  3. Почему звуки речи являются и физиологическим явлением?

  4. Какие органы тела образуют речевой аппарат человека?

  5. Как называется работа органов речи, направленная на производство звуков?

  6. Из каких трёх частей складывается работа органов речи?

  7. На какие две группы делятся звуки по акустическим и артикуляционным признакам?

  8. Из чего состоят гласные звуки?

  9. Почему согласные звуки – шумные?

  10. От чего зависит качество согласного звука?

  11. На какие группы делятся согласные по месту образования?

  12. Как делятся согласные по способу образования?

  13. Какие признаки включает в себя акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков?

  14. Как классифицируют гласные по ряду и подъему?

  15. Перечислите фонетические единицы звукового потока.

  16. Дайте определение звука речи.

  17. Какие существуют определения слога?

  18. Какая теория слога является наиболее распространённой?

  19. Что такое ударение? Охарактеризуйте ударение.

  20. Что называется тактом?

  21. Дайте определение энклитикам и проклитикам.

  22. Что называется фразой?

  23. Какими признаками обладает интонация?

  24. Что входит в понятие «комбинаторные изменения звуков»?

  25. Перечислите и охарактеризуйте виды комбинаторных изменений:


а) аккомодация,


б) ассимиляция,


в) диэреза,


г) эпентеза,


д) протеза,


е) метатеза.


  1. Какой раздел фонетики занимается изучением функциональных свойств звуков речи?

  2. Что такое фонема?

  3. Какую задачу решали лингвисты МФШ и ПЛК?

  4. В чём заключалась концепция МФШ?

  5. В чём заключалась концепция ПЛК?


Тема
IV
. Лексикология и лексикография.


Цель: и

меть представление о лексикологии и лексикографии, как разделах языкознания. Знать предмет, объект, задачи и основные понятия лексикологии и лексикографии. Знать принципы классификации и типы словарей.


Значение:

расширение базы общепрофессиональных знаний.


Темы рефератов


  1. Наука о словарном составе языка.

  2. Слово как важнейшая структурно-семантическая единица языка.

  3. Лексическое значение слова.

  4. Специфика фразеологии.

  5. Системность в лексикологии.

  6. Лексикография – наука о словарях.


Вопросы для самопроверки


  1. Что является предметом изучения лексикологии?

  2. В чём специфика лексикологии?

  3. Какой раздел лексикологии изучает проблемы значения лексических единиц?

  4. Дайте определение слова.

  5. В чем заключается проблема определения слова?

  6. В чем заключается позиционная самостоятельность слова?

  7. Что называется грамматическим значением?

  8. Что является лексическим значением слова?

  9. Какой раздел языкознания непосредственно занимается исследованием лексического значения слова?

  10. Что обозначается термином «денотат» («референт»)?

  11. Что входит в понятие «концептуальное значение слова»?

  12. Каким термином называются в лексикологии эмоциональные, экспрессивные, стилистические «добавки» к основному значению, придающие слову особую окраску?

  13. Каких три стороны выделяют в лексическом значении слова?

  14. Что входит в понятие «предметная отнесенность слова»?

  15. Что входит в понятие «понятийная отнесенность слова»?

  16. Какой аспект значения называют значимостью?

  17. Раскройте понятия общей и частной предметной отнесенности.

  18. На какие три группы делятся знаменательные слова по способности выступать в общей или частной предметной отнесенности?

  19. Дайте общую характеристику группе имен собственных.

  20. Дайте общую характеристику группе нарицательных слов.

  21. Охарактеризуйте группу указательно-заместительных слов.

  22. Как рассматривает вопрос о равноименности А.А. Реформатский?

  23. В чем заключается явление полисемии?

  24. Назовите и охарактеризуйте два важнейших типа переноса названий?

  25. Как называется явление тождества звучания двух или нескольких слов?

  26. Критерии классификации омонимов?

  27. Что обозначается термином «семантическое поле»?

  28. Что образуют слова, значение которых входит в «семантическое поле»?

  29. Охарактеризуйте важнейший тип семантических связей по линии род - вид.

  30. Охарактеризуйте явление синонимии.

  31. Охарактеризуйте явление омонимии.

  32. Какие языковые единицы изучает фразеология?

  33. На чем основана классификация фразеологизмов?

  34. Типы фразеологизмов?

  35. Кто является основоположником фразеологии?

  36. Какой раздел языкознания занимается теорией и практикой составления словарей?

  37. Назовите принципы классификации словарей.

  38. Назовите основные типы словарей.


Тема
V
.
Грамматика


Цель: з

нать основные понятия, предмет и задачи грамматики; части речи, принципы их классификации. Освоить основные понятия синтаксиса. Знать основные единицы синтаксиса, синтаксические связи.


Значение:

расширение базы общепрофессиональных знаний.


Темы рефератов


  1. Грамматика как наука.

  2. Грамматическое учение о слове.

  3. Из истории изучения частей речи.

  4. Предложение – основная единица синтаксиса.

  5. Основной вопрос синтаксиса.


Вопросы для самопроверки


  1. Для чего первоначально служила грамматика?

  2. Как и когда зарождается грамматика как наука?

  3. Что обозначает термин «грамматика» в широком смысле слова?

  4. Что обозначает термин «грамматика» в узком смысле слова?

  5. Что является предметом изучения грамматики?

  6. Что такое грамматическое значение?

  7. Какими признаками характеризуется грамматическое значение?

  8. В чем основные различия лексического и грамматического значения?

  9. Какие существуют два ведущих способа выражения грамматических значений?

  10. В чём заключается синтетический способ выражения грамматических значений?

  11. Какие существуют разновидности синтетического способа выражения грамматического значения?

  12. Что представляет собой аналитический способ выражения грамматических значений?

  13. Какие разновидности аналитического способа выражения грамматических значений вы знаете?

  14. Охарактеризуйте синтетический тип языка. Приведите пример языков синтетического типа.

  15. Дайте характеристику аналитического типа языка. Приведите пример языков аналитического типа

  16. Что такое парадигма?

  17. Что называется грамматической формой?

  18. Дайте объяснение грамматической категории.

  19. Какие грамматические категории выделяют по количеству членов?

  20. Какие типы грамматических категорий выделяют по характеру грамматических форм?

  21. Какие грамматические категории различают по отношению к внеязыковой действительности?

  22. Чем различаются сильный (маркированный) и слабый (немаркированный) члены оппозиции?

  23. Что представляют собой части речи?

  24. Когда возникли первые классификации частей речи?

  25. Какие части речи выделял Аристотель?

  26. Какое развитие получило в дальнейшем учение о частях речи?

  27. В чем заключается проблема классификации частей речи?


Синтаксис


  1. Что обозначает термин «синтаксис»?

  2. Что является основными единицами синтаксиса?

  3. Что такое валентность слова?

  4. Какие типы синтаксической связи выделяются в языке?

  5. Назовите способы выражения синтаксических связей.

  6. Охарактеризуйте сочинительную связь.

  7. Дайте характеристику подчинительной связи.

  8. Какой способ оформления подчинительной связи называется управлением?

  9. В чем заключается аранжировка?

  10. Как называется вид связи, при которой целое предложение оформляется наподобие одного сложного слова?

  11. Основная роль словосочетания?

  12. С учетом каких критериев строится классификация словосочетаний?

  13. Какие словосочетания выделяются на основании принадлежности главного слова к той или иной части речи?

  14. Какие словосочетания различают по количеству компонентов?

  15. Какие словосочетания различают по характеру смысловых отношений?

  16. Охарактеризуйте атрибутивные отношения.

  17. Дайте характеристику объектных отношений.

  18. Охарактеризуйте обстоятельственные отношения.

  19. Какие аспекты учитываются при характеристике предложения как важнейшей синтаксической единицы?

  20. Как называется изменение нейтрального порядка слов в предложении?

  21. Какие компоненты выделяются в предложении при его актуальном членении?

  22. Что является важнейшими средствами актуального членения предложения?

  23. Что в предложении при актуальном членении является ремой, а что темой?

  24. Что представляет собой модель предложения?


Тема
VI
.
Происхождение и развитие языка


Цель:

знать основные теории происхождения языков, исторические процессы развития языков, основные исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе и звуковой стороне языка


Значение:

расширение базы общепрофессиональных знаний.


Темы рефератов


  1. Тайна происхождения языка.

  2. Основные теории происхождения языка.

  3. Из истории развития языка.

  4. Как возник язык.

  5. Как живёт язык.


Вопросы для самопроверки


  1. Какие существуют теории происхождения языка?

  2. Основные этапы развития языка?

  3. Охарактеризуйте процессы дивергенции и конвергенции. Приведите примеры.

  4. Дайте определение языкам койне и лингва франка.

  5. Опишите схему перерастания племенных языков в языки народностей и далее – в национальные языки.

  6. Предпосылки возникновения литературных языков?

  7. Возникновение каких языков характерно для периода колониальных захватов? Охарактеризуйте данные языки.

  8. Каким историческим изменениям подвержен лексический состав языка?

  9. Дайте определение неологизмам, архаизмам, историзмам. Охарактеризуйте их, приведите примеры.

  10. С чем связаны процессы переименования в языке? Приведите примеры последствий переименования.

  11. Чем различаются материальное заимствование и калькирование? Приведите примеры.

  12. Какие исторические изменения происходят в грамматическом строе языка?

  13. Приведите примеры пополнения языков грамматическими категориями или граммемами.

  14. Назовите процессы, противоположные процессам пополнения языка новыми грамматическими категориями.

  15. Дайте определение и приведите примеры процессов опрощения, переразложения, осложнения.

  16. Каким изменениям подвержена звуковая сторона языка?

  17. Охарактеризуйте фонетический (звуковой) закон языка.

  18. При каком условии звуковой закон является живым?

  19. Когда звуковой закон переходит в разряд исторических?

  20. На какие группы можно разделить регулярные звуковые изменения? Охарактеризуйте, приведите примеры.


Тема
VII
.
Письменность


Цель:

знать основные этапы развития письменности. Освоить понятия алфавита, графики и орфографии. Усвоить и уметь разграничивать понятия транскрипции и транслитерации.


Значение:

расширение базы общепрофессиональных знаний.


Темы рефератов


  1. Письмо и язык.

  2. Как возникла письменность.

  3. Основные этапы развития языка.

  4. Значение письменности в истории общества.

  5. Тайны забытых письменностей.


Вопросы для самопроверки


  1. Дайте определение письму.

  2. Какие средства сообщения информации относят к предметному письму? Приведите примеры.

  3. Объясните разницу между предметным и рисуночным письмом?

  4. Тождественна ли пиктография живописи?

  5. Чем обусловлено появление идеографического письма?

  6. Какие пути упрощения письменности выделяются в её историческом развитии? Охарактеризуйте их, приведите примеры.

  7. Какой способ оказался самым продуктивным?

  8. Дайте определение понятиям «алфавит», «графика», «орфография».

  9. Какой алфавит на сегодняшний день считается наиболее рациональным?

  10. На базе чего строятся правила орфографии?

  11. Назовите шесть орфографических принципов, на основе которых осуществляется выбор между возможностями написания. Дайте объяснение, приведите примеры.

  12. Для каких целей используется транскрипция?

  13. В каких целях используется транслитерация?

  14. В чём состоит разница между транскрипцией и транслитерацией?

  15. Кем разрабатываются нормы и рекомендации по транслитерации?


Тема
VIII
. Языки мира.

Классификация языков


Цель:

уметь дать общую характеристику языковой картины мира. Знать принципы классификации языков. Освоить и знать понятия генеалогической и типологической (морфологической) классификации языков. Знать критерии деления языков на мёртвые, умирающие и живые.


Значение:

расширение базы общепрофессиональных знаний.


Темы рефератов


  1. Богатство языков мира.

  2. Язык и культура.

  3. Многоязычие.

  4. Языки живые и мёртвые, искусственные языки.

  5. Для чего нужен язык.


Вопросы для самопроверки


  1. Какое количество языков насчитывается в мире на сегодняшний день?

  2. Какие факты свидетельствуют о богатстве и разнообразии языков мира?

  3. Какие языки входят в двадцатку (по числу носителей) самых крупных языков мира?

  4. На основе чего реконструируется история языка?

  5. В чем может проявляться сходство языков?

  6. Какие факты свидетельствуют о родстве языков, а какие являются лишь случайным совпадением? На чем основываются данные предположения?

  7. Какую формулировку языкового родства дал Антуан Мейе?

  8. Какой язык называется языком – основой или праязыком?

  9. Как называется совокупность родственных между собой языков?

  10. Приведите пример языковой семьи.

  11. Какие группы языков выделяются внутри языковой семьи? Приведите пример.

  12. Какие подмножества языков выделяются внутри ветвей? Приведите пример?

  13. Какая наука занимается изучением языкового родства?

  14. Что является предметом лингвистической типологии?

  15. Центральное понятие лингвистической типологии?

  16. На чем основывается типологическая классификация языков?

  17. Кто предложил первую общую типологическую классификацию языков?

  18. Какие классы языков выделил А. Шлегель?

  19. Кто считается основоположником современной типологии языков?

  20. Какие четыре основных типа языков выделил Вильгельм фон Гумбольдт? Охарактеризуйте их.

  21. В чем В. Гумбольдт видел причину существования разных типов языков?

  22. Какую классификацию языков предложил немецкий языковед Август Шлейхер? В чем её суть?

  23. На какие группы можно поделить языки на основании их близости к исчезновению?

  24. Приведите примеры мертвых, умирающих и живых языков?


100

ТРЕНИРОВОЧНЫХ ТЕСТОВ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»


1
.Языкознание как наука зарождалось в рамках


1) логики


2) лингвистики


3) социологии


4) истории


5) биологии


2. Языковедение представляет собой систему дисциплин


1) теоретического и прикладного характера


2) практического характера


3) теоретического характера


4) прикладного характера


5) исторического характера


3
.Частное языкознание изучает


1) иностранные языки


2) отдельные языки или группу родственных языков


3) общие особенности языков мира


4) особенности родного языка


5) особенности языка на определенном этапе его развития.


4.
Общее языкознание занимается изучением


1) характеристик группы родственных языков


2) проблем обучения иностранному языку


3) вопросов усовершенствования языков


4) общих особенностей человеческого языка


5) возможностей создания искусственных языков.


5. Объектом лингвистических словарей является


1) слово языка как таковое


2) форма слова


3) многозначное слово


4)словосочетание


5) денотат


6.
Теорией и практикой составления словарей занимается


1) фразеология


2) лексикология


3) семасиология


4) грамматика


5) лексикография.


7. Основным типом лингвистического словаря являются


1) энциклопедические словари


2) этимологические словари


3) отраслевые словари


4) орфографические словари


5) толковые словари.


8. Общее языкознание выявляет


1) категории логики


2) основные принципы обучения иностранным языкам


3) языковые универсалии


4) частные характеристики родственных языков


5) систему языковедческих дисциплин.


9. Дисциплины об историческом развитии языка


1) фонетика и фонология, грамматика, лексикология, семантика, стилистика, типология


2) история языка, историческая грамматика, сравнительно-историческая грамматика, история литературных языков, этимология


3) психолингвистика, математическая лингвистика, инженерная лингвистика


4) диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика


5) экспериментальная фонетика, лексикография, лингвостатистика, история письменностей, лингвистическая дешифровка письменностей.


10. Дисциплины «внешней лингвистики»:


1) экспериментальная фонетика, лексикография, лингвостатистика, история письменностей, лингвистическая дешифровка письменностей


2) фонетика и фонология, грамматика, лексикология, семантика, стилистика, типология


3) история языка, историческая грамматика, сравнительно-историческая грамматика, история литературных языков, этимология


4) диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика


5) психолингвистика, математическая лингвистика, инженерная лингвистика


11.
Древний этап языкознания характеризуется господством


1) логического направления


2) сравнительно-историческим направлением


3) структурным направлением


4) конструктивизма


5) течения младограмматизма 1


12
. Уровни языковой структуры


1) фонетический, морфематический, лексический, синтаксический;


2) звуковой, словообразовательный, фразеологический, синтаксический, стилистический;


3) фонетический, словообразовательный, лексикографический, синтаксический;


4) орфоэпический, орфографический, грамматический, стилистический;


5) фонетический, словообразовательный, грамматический, стилистический. 1


13.
Отличительные свойства языка


1)идеален, материален, индивидуален, потенциален, социален;


2) идеален, абстрактен, материален, динамичен, социален;


3) материален, абстрактен, потенциален, консервативен, социален;


4) идеален, абстрактен, потенциален, консервативен, социален;


5) идеален, конкретен, реален, консервативен, социален.


14.
Основные функции языка


1)коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, экспрессивная, метаязыковая, эстетическая;


2) коммуникативная, когнитивная, социально-биологическая, аккумулятивная, эстетическая;


3) коммуникативная, атеистическая, экспрессивная, метаязыковая, эстетическая;


4) социальная, аккумулятивная, атеистическая, экспрессивная, эстетическая;


5) социальная, обучающая, аккумулятивная, метаязыковая, экспрессивная. 1


15.
Соотношение уровней и единиц языка


1)фонетика - звуки, морфология - слова, лексика - словосочетания, синтаксис - предложения


2)фонетика - звуковые средства, морфология - морфемы, лексика - слова, синтаксис - предложения


3) фонетика - ударения, морфология - морфемы, лексика - фразеологизмы, синтаксис - предложения


4) фонетика - звуки, морфология - морфемы, лексика - слова, синтаксис - предложения


5) фонетика - звуки, морфология - части речи, лексика - слова, синтаксис - предложения


16.
Представители стоицизма в языкознании


1)Платон, Аристотель, Панини


2) А Арно, К. Лансло


3) Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский


4) В. Матезиус, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон.


5)Зенон, Клеанф, Хрисипп


17.
Первые идеи сравнительно-исторического языкознания

были сформулированы


1)А.А. Шахматовым, Ф.Ф. Фортунатовым;


2)Р.О. Якобсоном, Н.С. Трубецким;


3)Р.К. Раском, Ф. Боппом, А.Х. Востоковым.


4)И.А. Бодуэном де Куртенэ, Ф. де Соссюром;


5) Платоном, Аристотелем.


18.
Для большей части слов типична


1)моносемия


2)полисемия


3)омонимия


4)антонимия


5)синонимия


19.
Метафора - это


1)способ образования переносного значения на основе смежности обозначаемых явлений


2)способ образования переносного значения на основе сходства между обозначаемыми явлениями


3) способ образования переносного значения на основе соотношения «часть - целое» или «род - вид» между обозначаемыми явлениями


4) одна из форм иносказания, заключающаяся в передаче отвлеченного понятия или мысли через конкретный образ


5)взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.


20.
Омонимия - это


1)совпадение различных языковых единиц в плане выражения


2) тип семантических отношений между языковыми единицами, заключающийся в полном или значительном совпадении их семантики


3)тип семантических отношений между лексическими единицами, имеющими противоположные значения


4) способ образования переносного значения на основе смежности обозначаемых явлений


5)способность одного слова обозначать разные явления действительности.


21.
Семантическое поле - это


1) совокупность лексем, относящихся к одной предметно-понятийной области


2)отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами одного языкового уровня, объединяющие эти единицы в определенные классы


3) совпадение различных языковых единиц в плане выражения


4) тип семантических отношений между лексическими единицами, имеющими противоположные значения


5) способность одного слова обозначать разные явления действительности


22.
Наука, изучающая знаки, их признаки, виды,

системы и условия их использования


1)лексикология


2)синтаксис


3)морфология


4)фонетика


5)семиотика


23.
По характеру отображения на письме омонимы подразделяются на


1)омографические и неомографические


2)грамматические и лексические


3) полные и частичные


4)неравнообъемные и полные


5) омографические и синтаксические


24.
Слова, значения которых входят в семантическое поле, образуют


1)«тематическую группу»


2) «лексическую парадигму»


3) «парадигматическую пару»


4) «синтагматическое сочетание»


5) «семантический ряд».


25.
По акустическим и артикуляционным признакам все звуки делятся на:


1)две группы


2)три группы


3)четыре группы


4) на пять групп


5)на шесть групп


26.
По акустическим и артикуляционным признакам все звуки делятся на:


1)парные и непарные


2)глухие и звонкие


3) мягкие и твердые


4)гласные и согласные


5) звучные и незвучные


27.
Гласные звуки состоят:


1) из голоса и тона


2)из звука и шума с преобладанием звука


3)из шума и тона с преобладанием шума


4) только из шума


5) только из тона


28.
Ассимиляция -


1)артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи


2)выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам.


3)безударный слог или слово, стоящие перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающие к нему.


4)артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи.


5)вставка звуков в слово по комбинаторным причинам.


29.
Валентность -


1)способность слова вступать в синтаксические связи с другими словами.


2)способность слова вступать в парадигматические связи с другими словами.


3) способность слова вступать в семантические связи с другими словами.


4)способность слова вступать в грамматические связи с другими словами.


5)способность слова быть позиционно самостоятельной единицей.


30
. Гиперо-гипонемическая группировка -


1)совокупность грамматических значений, объединенных общими характеристиками


2) совокупность семантических значений, объединенных общим лексическим значением.


3) совокупность слов в семантическом поле, объединённых отношениями иерархической соположенности.


4)совокупность синтаксических признаков различных высказываний.


5)грамматический строй; система правил и средств комбинаторики языковых единиц (включает морфологию и синтаксис).


31. Гипероним -


1)слово, подчиняющее себе значения других слов.


2)слово, семантически подчиненное другому слову.


3)обозначаемый предмет или явление действительности.


4)специфическое слово ограниченной сферы употребления


5)вариант лексемы, в котором лексическое значение остается неизменным, а изменяется только грамматическое значение.


32.
Транслитерация -


1) вид письма, знаки которого передают понятия, ассоциируемые с изображениями.


2) побуквенная передача слов, записанных в одной графической системе, средствами другой графической системы.


3) вид письма, основанный на передаче конкретной информации в форме рисунка или последовательности рисунков.


4) специальный вид письма, служащий для фиксации звуков речи или фонем при помощи букв или диакретических знаков.


5) систематизация и закрепление языковых норм в грамматиках, словарях, справочниках.


33.
Аффиксация, редупликация, внутренняя флексия и супплетивизм - разновидности


1)синтетического способа выражения грамматических значений.


2)аналитического способа выражения грамматических значений.


3)агглютинативного способа выражения грамматических значений.


4)фиктивного способа выражения грамматического значения.


5) аналитического способа выражения лексического значения.


34.
Использование служебных слов, интонация, порядок слов, словесное ударение - разновидности


1)аналитического способа выражения лексического значения.


2) синтетического способа выражения грамматических значений.


3) аналитического способа выражения грамматических значений.


4) агглютинативного способа выражения грамматических значений.


5) фиктивного способа выражения грамматического значения.


35
. Идеография

-


1)вид письма, знаки которого передают понятия, ассоциируемые с изображением


2)знак идеографического письма, например, цифры, химические и математические знаки, иероглифы.


3)идеограмма, первоначально имеющая связь с изображением обозначаемого явления, а затем, такую связь в большинстве случаев утратившая.


4)материально идеальное образование, замещающее какое-либо явление действительности и служащее для передачи информации.


5)слово, единица словаря языка.


36.
В центре внимания грамматики

-


1. правила правописания и образования слов.


2.средства и способы образования слов.


3.грамматические значения и способы их выражения.


4.лексические единицы языка.


5.синтаксические единицы языка.


37
. Грамматическое значение характеризуется признаками

:


1) частностью, обязательностью, распространенностью на целый класс слов, открытостью списка;


2)обобщенностью, необязательностью, распространенностью на целый класс слов, открытостью списка, типизированностью;


3)обобщенностью, обязательностью, распространенностью на целый класс слов, закрытостью списка, нетипичностью.


4) обобщенностью, обязательностью, распространенностью на целый класс слов, закрытостью списка, типизированностью;


5) обобщенностью, обязательностью, распространенностью на целый класс слов, открытостью списка, типизированностью.


38.
Слова, которые заполняют валентности слова называются


  1. сирконстантами,

  2. актантами,

  3. валентными,

  4. связанными,

  5. устойчивыми.


39.
В языке выделяются два важнейших типа синтаксической связи:


1. управление и примыкание;


2. управление и согласование;


3. сочинение и подчинение;


4. гипотаксис и субординация;


5.парадигма и синтагма.


40.
В эпоху разложения первобытнообщинного строя складываются языки


1. племенные;


2. национальные;


3. классовые;


4.народностей;


5.диалекты.


41.
Национальный язык обслуживает нацию:


  1. только в сфере устного общения;

  2. в сфере устного и письменного общения;

  3. только в сфере письменного общения;

  4. в сфере бытового общения;

  5. при межэтническом общении.


42.
Для периода колониальных захватов характерно появление


1. диалектных языков и лингва франка;


2. лингва франка и койне;


3. койне и пиджинов;


4.пиджинов и креольских языков;


5. литературного и разговорного языков.


43.
Образование по продуктивным словообразовательным моделям, филиация, заимствование - пути формирования


1. историзмов;


2. архаизмов;


3. жаргонизмов;


4. диалектизмов;


5. неологизмов.


44.
При материальном заимствовании перенимается…


1. только значение слова;


2. только материальный экспонент слова;


3.только структура слова;


4. значение слова и его структура;


5. значение слова и его материальный экспонент.


45.
Звуковые изменения, наблюдаемые в истории языков,

подразделяются на:


1. спорадические и регулярные;


2. регулярные и частичные;


3. частичные и общие;


4. общие и фонологические;


5. фонологические и фонетические.


46.
Графическая система фиксации речи, позволяющая

передавать информацию через время и расстояние

-


  1. алфавит;

  2. азбука;

  3. пиктография;

  4. письмо;

  5. речь.


47.
Наиболее продуктивный способ упрощения письменности


  1. лексический;

  2. грамматический;

  3. фонографический;

  4. синтаксический;

  5. дифференциальный.


48.
Слоговое письмо, консонантное, фонетическое

-


1)три этапа развития фонографии


2)три способа упрощения письменности;


3)три этапа развития письменности;


4)три этапа развития языка;


5) три этапа развития славянской азбуки.


49.
При рассмотрении фонографических систем письма выделяют понятия:


  1. «графика», «орфография», «алфавит».

  2. «алфавит», «азбука», «фонетика»,

  3. «фонетика», «фонология», «грамматика»;

  4. «грамматика», «орфография», «орфоэпия»;

  5. «орфоэпия», «морфология», «синтаксис».


50.
Диссимиляция

-


1)артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи


2)выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам.


3)безударный слог или слово, стоящие перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающие к нему.


4)артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи.


5)вставка звуков в слово по комбинаторным причинам.


51.
Фузия -


1)способ выражения грамматических значений, предполагающий раздельное выражение лексического и грамматического значений слова.


2)вид аффиксации; способ слово- и формообразования, при котором возможно тесное слияние контактирующих морфем, обычно корней и многозначных аффиксов.


3) вид аффиксации; способ слово-и формообразования, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы.


4)способ закрепления информации о мотивирующем признаке, положенном в основу номинации при образовании лексического значения.


5)служебная факультативная морфема, прикрепляющаяся к корню в словообразовательных или словоизменительных целях.


52.
Управление-


1)способ синтаксической связи, при котором две или больше основы, самостоятельные по своему лексическому значению, объединяются в единое синтактико-морфологическое целое.


2)способ синтаксической связи, при котором главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме.


3)способ синтаксической связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного.


4)способ синтаксической связи, при котором зависимый элемент словосочетания располагается обычно контактно.


5)способ выражения синтаксических связей. 2


53.
Транскрипция -


1) вид письма, знаки которого передают понятия, ассоциируемые с изображениями.


2) побуквенная передача слов, записанных в одной графической системе, средствами другой графической системы.


3) вид письма, основанный на передаче конкретной информации в форме рисунка или последовательности рисунков.


4) специальный вид письма, служащий для фиксации звуков речи или фонем при помощи букв или диакритических знаков.


5) систематизация и закрепление языковых норм в грамматиках, словарях, справочниках.


54.
Конвергенция -


1)расхождение, отдаление друг от друга двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.


2)сближение или совпадение двух и долее языковых явлений или языков в ходе их исторического развития;


3) форма речевого взаимодействия людей в процессе деятельности, основанная на взаимопонимании.


4)исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме.


5)группировка языков мира в языковые семьи на основании общности происхождения, родственных связей между ними.


55. Суперстрат-


1) элементы языка-пришельца, не усвоенного на данной территории, но оказавшего влияние на местный язык в виде специфических черт, усвоенных местным населением.


2)элемент, перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов.


3)способ заимствования путем поморфемного перевода.


4) элементы языка, вытесненного из употребления на данной территории, проникшие в язык-победитель в виде специфических черт.


5 разновидность общенародного языка, используемая для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой


56.
Самый употребительный язык в мире -


1) русский язык


2) немецкий язык


3) английский язык


4) арабский язык


5) китайский язык


57.
Инкорпорация -


1)способ синтаксической связи, при котором две или больше основы, самостоятельные по своему лексическому значению, объединяются в единое синтактико-морфологическое целое.


2)способ синтаксической связи, при котором главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме.


3)способ синтаксической связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного.


4)способ синтаксической связи, при котором зависимый элемент словосочетания располагается обычно контактно.


5)способ выражения синтаксических связей.


58
. Субстрат -


1) элементы языка-пришельца, не усвоенного на данной территории, но оказавшего влияние на местный язык в виде специфических черт, усвоенных местным населением.


2)элемент, перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов.


3)способ заимствования путем поморфемного перевода.


4) элементы языка, вытесненного из употребления на данной территории, проникшие в язык-победитель в виде специфических черт.


5 разновидность общенародного языка, используемая для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой.


59.
Агглютинация -


1)способ выражения грамматических значений, предполагающий раздельное выражение лексического и грамматического значений слова.


2)вид аффиксации; способ слово- и формообразования, при котором возможно тесное слияние контактирующих морфем, обычно корней и многозначных аффиксов.


3) вид аффиксации; способ слово-и формообразования, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы.


4)способ закрепления информации о мотивирующем признаке, положенном в основу номинации при образовании лексического значения.


5)служебная факультативная морфема, прикрепляющаяся к корню в словообразовательных или словоизменительных целях.


60.
Выделяются два ведущих способа выражения грамматических значений:


1)синтетический и лексический;


2)лексический и аналитический;


3)синтаксический и фонетический;


4)синтетический и аналитический;


5)аналитический и символический.


61
. В языках мира наблюдаются две тенденции аффиксации:


1)редупликация и агглютинация;


2)агглютинация и интонация;


3)интонация и аранжировка;


4)аранжировка и фузия;


5)фузия и агглютинация.


62
. Аффиксация, редупликация, внутренняя флексия и супплетивизм - разновидности


1)синтетического способа выражения грамматических значений.


2)аналитического способа выражения грамматических значений.


3)агглютинативного способа выражения грамматических значений.


4)фиктивного способа выражения грамматического значения.


5) аналитического способа выражения лексического значения


63. Часть слога, произнесенная за одну артикуляцию –


1) слог;


2) такт;


3) синтагма;


4) звук;


5) лексема.


64
. Дивергенция -


1)расхождение, отдаление друг от друга двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.


2)сближение или совпадение двух и долее языковых явлений или языков в ходе их исторического развития;


3) форма речевого взаимодействия людей в процессе деятельности, основанная на взаимопонимании.


4)исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме.


5)группировка языков мира в языковые семьи на основании общности происхождения, родственных связей между ними.


65.
По количеству членов выделяют грамматические категории:


1)простые, сложные, сверхсложные.


2)аналитические, синтетические, нечленимые;


3)бинарные, тринарные, многочленные;


4)фонетические, лексические, грамматические.


5) словоизменительные и несловоизменительные.


66.
Языковыми навыками в зачаточной форме предположительно обладали:


1)неандертальцы;


2)питекантропы;


3)австралопитеки;


4)неоантропы;


5)шимпанзе.


67. Синекдоха


1)способ образования переносного значения на основе смежности обозначаемых явлений


2)способ образования переносного значения на основе сходства между обозначаемыми явлениями


3) способ образования переносного значения на основе соотношения «часть - целое» или «род - вид» между обозначаемыми явлениями


4) одна из форм иносказания, заключающаяся в передаче отвлеченного понятия или мысли через конкретный образ


5)взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.


68. Первый ученый, из античных мыслителей, развивший учение о частях речи, поднявший проблему грамматической формы...


1) Реформатский


2) Аристотель


3) Панини


4) Платон


5) Ф. де Соссюр.


69.

Закончили классификацию частей речи, заложили основы учения о семантическом синтаксисе…


1) структуралисты


2) представители логического направления


3) представители психологического направления


4) стоики


5) конструктивисты


70. Между языковыми единицами одного уровня существуют отношения двух видов -


1) синонимические и антонимические


2) омонимические и иерархические


3) иерархические и парадигматические


4) парадигматические и синтагматические


5) синтагматические и параномастические


71.
По степени идиоматичности фразеологизмы делятся на


1)три разряда


2)четыре разряда


3)пять разрядов


4)два разряда


5)семь разрядов


72
. Артикуляция складывается из


1)экскурсии, приступа и отступа


2)приступа, отступа и рекурсии


3)рекурсии, выдержки и отступа


4)отступа, рекурсии и экскурсии


5)приступа, выдержки и рекурсии.


73
. Фрикативными называются такие звуки


1. когда органы речи образуют щель и шум возникает от трения струи воздуха об эту щель.


2.когда органы речи образуют полную преграду, а струя воздуха преодолевает её, образуя шум.


3. когда смычка преодолевается взрывом


4. когда смычка мгновенно переходит в щель


5. когда вибрирующий кончик языка последовательно смыкается и размыкается с альвеолами.


74.
Согласование-


1)способ синтаксической связи, при котором две или больше основы, самостоятельные по своему лексическому значению, объединяются в единое синтактико-морфологическое целое.


2)способ синтаксической связи, при котором главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме.


3)способ синтаксической связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного.


4)способ синтаксической связи, при котором зависимый элемент словосочетания располагается обычно контактно.


5)способ выражения синтаксических связей.


75
. Историческим изменениям более всех других составляющих языка подвержен...


1)

словарный состав


2) грамматический строй


3) синтаксические единицы


4) звуковой облик


5) слоговая структура


76
. Аккомодация


1)артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи


2)выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам.


3)безударный слог или слово, стоящие перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающие к нему.


4)артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи.


5) частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного звуков.


77. Грамматическое значение


1) обобщенное языковое значение, указывающее на отношения, связи между языковыми единицами;


2) содержание слова, включающее информацию о к.-л. объекте или понятии, закрепленную в сознании носителя языка;


3) информация о явлении в совокупности его существенных свойств;


4) единство грамматического значения и всех средств его материального выражения (формальных показателей) в данном языке;


5) совокупность лексем, объединенных общим грамматическим значением, общими морфологическими признаками, общими синтаксическими признаками. 1


78
. Диакритические знаки –


1) знаки фонографического письма;


2) буквы к-л. фонографического письма, расположенные в исторически установленном порядке;


3)идеограммы, первоначально имеющие связь с изображением обозначаемого явления, а затем такую связь в большинстве случаев утратившая;


4) знаки пиктографического письма;


5) надстрочные, подстрочные или внутристрочные знаки, служащие для изменения или уточнения чтения букв.


79.
Пиктограммы -


1) знаки фонографического письма;


2) знаки к-л. фонографического письма, расположенные в исторически установленном порядке;


3)идеограммы, первоначально имеющие связь с изображением обозначаемого явления, а затем такую связь в большинстве случаев утратившая;


4) знаки пиктографического письма;


5) надстрочные, подстрочные или внутристрочные знаки, служащие для изменения или уточнения чтения букв.


80.

Группировка языков мира в языковые типы по сходству языковых систем (фонетическому, морфологическому, синтаксическому) - …


1)социолингвистическая классификация языков;


2) ареальная классификация языков;


3) генеалогическая классификация языков;


4) типологическая классификация языков;


5)морфологическая классификация языков.


81.

Группировка языков мира в языковые семьи на основании общности происхождения, родственных связей между ним -


1) генеалогическая классификация языков;


2) социолингвистическая классификация языков;


3) ареальная классификация языков;


4) типологическая классификация языков;


5) морфологическая классификация языков.


82
. Автор морфологической классификации языков –


1) Фридрих Шлегель;


2) Вильгельм фон Гумбольдт;


3)Август Шлейхер;


4) И.А. Бодуэн де Куртенэ;


5) Август Шлейхер.


83. Индоевропейский язык-основа…


1) зафиксирован памятниками письменности;


2) зафиксирован на электронных носителях;


3) восстановлен по свидетельствам современников;


4) не зафиксирован памятниками письменности;


5) полностью реконструирован на основании сравнения фактов возникших из него родственных языков.


84.

Элемент, перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов –


1) заимствование


2) варваризм


3) диалектизм


4) жаргонизм


5)окказионализм


85.

Материально-идеальное образование, замещающее к.-л. явление действительности и служащее для передачи информации –


1) слово


2)понятие


3)знак


4) образ


5) денотат.


86. Взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова –


1)эпентеза;


2)протеза;


3)метатеза;


4)ассимиляция;


5)диэреза;


87.

Выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам –


1) метатеза;


2) протеза;


3)диэреза;


4) диссимиляция


5) эпентеза


88.
Минимальное значение –


1) фон


2) морф


3) лекс


4) граммема


5) сема


89.

Основная единица коммуникации

-


1)предложение;


2)словосочетание;


3)сложное синтаксическое целое;


4) сложная синтаксическая конструкция;


5)текст.


90.

При рассмотрении предложения учитываются аспекты


1)логический, эмоционально-экспрессивный, исторический, коммуникативный;


2)логический, композиционный, грамматический, коммуникативный;


3)логический, структурный, эмоционально-экспрессивный, коммуникативный;


4) логический, практический, абстрактный, эмоционально-экспрессивный;


5)логический, структурный, семантический, коммуникативный. 5


91.

Средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода других языков, а сосуществующее с ними на одной территории и подвергающееся их воздействию –


1) койне;


2 креольский язык;


3)лингва франка;


4) диалект;


5)жаргон.


92.

Общий язык, возникший на базе смешения родственных диалектов –


1) креольский язык;


2) койне;


3) пиджин;


4) национальный язык;


5) племенной язык.


93. Праязык -


1) исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме;


2)язык, из диалектов которого произошла группа родственных языков;


3) совокупность всех сосуществующих разновидностей функционирования языка;


4)разновидность общенародного языка, используемая для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой;


5) индивидуальная разновидность общенародного языка, принадлежащая одному конкретному человеку.


94.
Исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме -


1) жаргон;


2) диалект;


3) литературный язык;


4) общенародный язык;


5) идиалект.


95. Грамматическое значение


1) основное значение слова;


2) обобщенное языковое значение, указывающее на отношения, связи между языковыми единицами;


3) лексическое значение слова;


4) вариант лексемы, в котором лексическое значение остается неизменным, а изменяется только грамматическое значение;


5) грамматический строй; система правил и средств комбинаторики языковых единиц.


96. Речевой акт –


1) материальная реализация языка как кода; совокупность текстов;


2) идеальная, абстрактная система единиц и правил их комбинирования, код;


3) отдельное целенаправленное действие, охватывающее говорение и восприятие речи;


4) система знаков, которая является основным средством общения между людьми и представляет собой неразрывное единство идеального кода и всех его материальных реализаций;


5) совокупность целенаправленных действий, охватывающая все виды коммуникации.


97. «Классический» литературный язык древних индийцев с

III

в. до н.э. по

VII

н.э.


1) хинди;


2) пали;


3) панджаби;


4) идиш;


5) санскрит.


98. Неизменяемый по объему и форме резонатор -


1) полость рта;


2) полость глотки;


3)

легкие;


4) диафрагма;


5) полость носа.


99. Предпосылка расширения и развития сознания и возникновения речи -


1) освободившаяся рука;


2) умение изобретать орудия производства;


3) умение общаться жестами;


4) вертикальная походка;


5) умение управлять животными.


100.

Вопрос о происхождении языка


1) остается в сфере гипотез;


2) решается на основании археологических раскопок;


3) решается на основании свидетельств очевидцев;


4) решается на основании реконструкций языков;


5) окончательно решен.



Список использованной литературы


  1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. - М., 2003.

  2. Атлас Языков Мира: Происхождение и развитие языков во всем мире. - Словакия, 1998.

  3. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. – М., 2003.

  4. Введение в языковедение: Хрестоматия. / Сост.: А.В. Блинов, И.И. Богатырева, В.П. Мурат, Г.И. Рапова – М., 2000.

  5. Головин В.И. Введение в языкознание. - М., 1973.

  6. Драчук В. Дорогами тысячелетий. – М., 1977.

  7. История письма: Эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней/ Пер. с немецкого. - М.-СПб, 2003.

  8. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание: Учебное пособие. - М., 2001.

  9. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987.

  10. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебник для вузов. - М., 1987.

  11. Перетрухин В.Н. Введение в языкознание: Курс лекций. – Воронеж, 1972.

  12. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2003.

  13. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках/ Под ред. А.А. Волкова. - М., 2003.

  14. Языкознание. БЭС. – М., 2000.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.