ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ
ПО КУРСУ «Введение в языкознание»
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема
I
. Наука о языке
Цель:
знать, что представляет собой языкознание как наука. Знать предмет, объект и задачи языкознания. Иметь представление о системе языковедческих дисциплин.
План
а) древний этап;
б) формирование сравнительно-исторического языкознания;
в) языкознание конца 19 - первой половины 20 века;
г) языкознание на современном этапе.
а) специфика языкознания;
б) объект, предмет, задачи языкознания;
в) общее и частное языкознание.
г) синхронное и диахронное языкознание.
Литература:
Тема
II
. Сущность языка.
Цель:
сформировать понимание языка как системно-структурного образования. Знать функции языка. Знать и понимать основные моменты соотношения языка и речи, языка и мышления
План
1.
Язык - важнейшее средство человеческого общения.
а) языковые и неязыковые формы общения;
б) «вторая сигнальная система действительности»;
в) А.А. Реформатский о сущности языка.
2.
Язык как общественное явление.
а) специфика языка как общественного явления;
б) язык и мышление;
в) язык и речь.
3.
Язык как системно-структурное образование.
а) языковые уровни и единицы;
б) взаимодействие систем отдельных языковых ярусов.
4.
Функции языка.
Литература:
Тема
III
. Фонетика и фонология.
Цель:
знать, что такое фонетика, её предмет, объект и задачи. Знать критерии классификации звуков; акустико- артикуляционную характеристику гласных и согласных звуков. Знать специфику фонологии, что такое фонема. Знать основные положения концепций ПЛК и МФШ.
План
1.
Специфика фонетики как раздела языкознания.
2.
Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи.
3.
Классификация звуков речи:
а) три стороны звуков речи;
б) акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков;
в) акустико-артикуляционная характеристика согласных звуков речи.
4.
Фонетическое членение речи:
а) звук;
б) слог;
в) такт;
г) фраза.
5.
Фонетические процессы:
а) аккомодация;
б) ассимиляция и диссимиляция;
в) диэреза и эпентеза;
г) протеза и метатеза.
6.
Функциональные свойства звуков речи. Фонология
.
а) понятие фонемы.
б) концепция Московской фонологической школы
в) концепция Пражского лингвистического кружка
Литература:
Тема
IV
. Лексикология
.
Цель:
знать специфику, предмет, объект и задачи лексикологии. Усвоить понятие слова как основной единицы лексикологии, лексического значения слова, его предметной отнесённости. Освоить основные понятия лексикологии, усвоить системные отношения в лексике.
План
а) специфика лексикологии;
б) слово - предмет лексикологии;
в) задачи лексикологии.
а) соотношение слова и понятия;
б) общая и частная предметная отнесенность;
а) вопрос о равноименности;
б) явления полисемии (метафора, метонимия, синекдоха) и омонимии;
в) синонимы и антонимы;
г) системные отношения между значениями слов.
а) специфика устойчивых словосочетаний;
б) классификация фразеологизмов по степени идиоматичности и по происхождению.
Литература:
1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 60-154
Тема
V
. Грамматика
Цель:
знать основные понятия, предмет и задачи грамматики; части речи, принципы их классификации. Освоить основные понятия синтаксиса. Знать основные единицы синтаксиса, синтаксические связи.
План
а) история возникновения грамматики как науки;
б) неоднозначность термина «грамматика»;
в) предмет и задачи грамматики.
а) основные признаки грамматического значения;
б) способы выражения грамматического значения.
а) грамматическая форма, словоформа, парадигма;
б) классификации грамматических категорий.
а) краткая история вопроса;
б) проблема классификации частей речи.
а) единицы синтаксиса.
б) синтаксические связи.
Литература:
1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 244-345
Тема
VI
. Происхождение языка. Историческое развитие языков.
Цель:
знать основные теории происхождения языков, исторические процессы развития языков, основные исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе и звуковой стороне языка
План
а) две точки зрения на происхождение языка;
б) теории происхождения языка со времен античности;
в) современные гипотезы происхождения языка.
а) основные закономерности развития;
б) основные процессы в развитии языков;
г) языки родо - племенного строя и феодального периода;
д) формирование наций и национальных языков.
а) появление неологизмов;
б) выпадение лексических единиц;
в) изменение значения лексических единиц языка;
г) процессы переименования;
д) заимствования.
а) возникновение граммем и грамматических категорий;
б) отмирание отдельных граммем или целых грамматических категорий;
в) изменения в морфологической структуре слова и его форм.
а) регулярные и спорадические изменения;
г) фонетические законы.
Литература:
1. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.,2003, с. 457-517
Тема
VII
. Письмо
Цель:
знать основные этапы развития письменности. Освоить понятия алфавита, графики и орфографии. Усвоить и разграничивать понятия транскрипции и транслитерации.
План
а) общее понятие о письме;
б) предпосылки появления письма;
в) значение письма для развития человеческого общества.
а) предметное письмо;
б) развитие пиктографии;
в) идеография - понятийное письмо;
г) фонографическое письмо. Три этапа развития фонографического письма.
Литература:
1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 347-384
Тема
VIII
. Классификация языков
.
Цель:
знать принципы классификации языков. Освоить и знать понятия генеалогической, типологической и морфологической классификации языков. Знать критерии деления языков на мёртвые, умирающие и живые.
План
а) многообразие языков;
б) два вида исторической связи языков.
а) генеалогическая классификация языков.
б) типологическая классификация языков.
Литература:
1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,2003, с. 386-456
Основная литература
Дополнительная литература
2. Головин В.И. Введение в языкознание. - М., 1973
3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979
4. Языкознание. БЭС. – М., 2000
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для самостоятельной работы студентов
под руководством преподавателя
по дисциплине "ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ"
Тема
I
.
Языкознание как наука
Цель:
знать, что представляет собой языкознание как наука. Знать предмет, объект и задачи языкознания. Иметь представление о системе языковедческих дисциплин.
Значение:
расширение базы общепрофессиональных знаний.
Темы рефератов
Вопросы для самопроверки
Тема
II
.
Сущность языка:
его общественные функции и его внутренняя структура.
Цель:
знать структуру, функции языка. Иметь чёткое представление о системности языка.
Значение:
расширение базы общепрофессиональных знаний.
Темы рефератов
1.Язык как орудие формирования и выражения мысли.
2. Язык, как общественное явление.
3. Язык и речь.
4. Язык и мышление.
5. Неязыковые и языковые формы общения.
6. Язык – универсальное средство общения.
Вопросы для самопроверки
Тема
III
.
Фонетика и фонология.
Цель:
иметь представление о фонетике и фонологии как разделах языкознания. Знать принципы классификации звуков. Знать единицы членения звучащей речи, комбинаторные изменения, происходящие в потоке звучащей речи. Усвоить понятие фонемы. Знать фонологические концепции МФШ (Московской фонологической школы) и ПЛК (Пражского лингвистического кружка).
Значение:
расширение базы общепрофессиональных знаний.
Вопросы для самопроверки
а) аккомодация,
б) ассимиляция,
в) диэреза,
г) эпентеза,
д) протеза,
е) метатеза.
Тема
IV
. Лексикология и лексикография.
Цель: и
меть представление о лексикологии и лексикографии, как разделах языкознания. Знать предмет, объект, задачи и основные понятия лексикологии и лексикографии. Знать принципы классификации и типы словарей.
Значение:
расширение базы общепрофессиональных знаний.
Темы рефератов
Вопросы для самопроверки
Тема
V
.
Грамматика
Цель: з
нать основные понятия, предмет и задачи грамматики; части речи, принципы их классификации. Освоить основные понятия синтаксиса. Знать основные единицы синтаксиса, синтаксические связи.
Значение:
расширение базы общепрофессиональных знаний.
Темы рефератов
Вопросы для самопроверки
Синтаксис
Тема
VI
.
Происхождение и развитие языка
Цель:
знать основные теории происхождения языков, исторические процессы развития языков, основные исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе и звуковой стороне языка
Значение:
расширение базы общепрофессиональных знаний.
Темы рефератов
Вопросы для самопроверки
Тема
VII
.
Письменность
Цель:
знать основные этапы развития письменности. Освоить понятия алфавита, графики и орфографии. Усвоить и уметь разграничивать понятия транскрипции и транслитерации.
Значение:
расширение базы общепрофессиональных знаний.
Темы рефератов
Вопросы для самопроверки
Тема
VIII
. Языки мира.
Классификация языков
Цель:
уметь дать общую характеристику языковой картины мира. Знать принципы классификации языков. Освоить и знать понятия генеалогической и типологической (морфологической) классификации языков. Знать критерии деления языков на мёртвые, умирающие и живые.
Значение:
расширение базы общепрофессиональных знаний.
Темы рефератов
Вопросы для самопроверки
100
ТРЕНИРОВОЧНЫХ ТЕСТОВ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
1
.Языкознание как наука зарождалось в рамках
1) логики
2) лингвистики
3) социологии
4) истории
5) биологии
2. Языковедение представляет собой систему дисциплин
1) теоретического и прикладного характера
2) практического характера
3) теоретического характера
4) прикладного характера
5) исторического характера
3
.Частное языкознание изучает
1) иностранные языки
2) отдельные языки или группу родственных языков
3) общие особенности языков мира
4) особенности родного языка
5) особенности языка на определенном этапе его развития.
4.
Общее языкознание занимается изучением
1) характеристик группы родственных языков
2) проблем обучения иностранному языку
3) вопросов усовершенствования языков
4) общих особенностей человеческого языка
5) возможностей создания искусственных языков.
5. Объектом лингвистических словарей является
1) слово языка как таковое
2) форма слова
3) многозначное слово
4)словосочетание
5) денотат
6.
Теорией и практикой составления словарей занимается
1) фразеология
2) лексикология
3) семасиология
4) грамматика
5) лексикография.
7. Основным типом лингвистического словаря являются
1) энциклопедические словари
2) этимологические словари
3) отраслевые словари
4) орфографические словари
5) толковые словари.
8. Общее языкознание выявляет
1) категории логики
2) основные принципы обучения иностранным языкам
3) языковые универсалии
4) частные характеристики родственных языков
5) систему языковедческих дисциплин.
9. Дисциплины об историческом развитии языка
1) фонетика и фонология, грамматика, лексикология, семантика, стилистика, типология
2) история языка, историческая грамматика, сравнительно-историческая грамматика, история литературных языков, этимология
3) психолингвистика, математическая лингвистика, инженерная лингвистика
4) диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика
5) экспериментальная фонетика, лексикография, лингвостатистика, история письменностей, лингвистическая дешифровка письменностей.
10. Дисциплины «внешней лингвистики»:
1) экспериментальная фонетика, лексикография, лингвостатистика, история письменностей, лингвистическая дешифровка письменностей
2) фонетика и фонология, грамматика, лексикология, семантика, стилистика, типология
3) история языка, историческая грамматика, сравнительно-историческая грамматика, история литературных языков, этимология
4) диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика
5) психолингвистика, математическая лингвистика, инженерная лингвистика
11.
Древний этап языкознания характеризуется господством
1) логического направления
2) сравнительно-историческим направлением
3) структурным направлением
4) конструктивизма
5) течения младограмматизма 1
12
. Уровни языковой структуры
1) фонетический, морфематический, лексический, синтаксический;
2) звуковой, словообразовательный, фразеологический, синтаксический, стилистический;
3) фонетический, словообразовательный, лексикографический, синтаксический;
4) орфоэпический, орфографический, грамматический, стилистический;
5) фонетический, словообразовательный, грамматический, стилистический. 1
13.
Отличительные свойства языка
1)идеален, материален, индивидуален, потенциален, социален;
2) идеален, абстрактен, материален, динамичен, социален;
3) материален, абстрактен, потенциален, консервативен, социален;
4) идеален, абстрактен, потенциален, консервативен, социален;
5) идеален, конкретен, реален, консервативен, социален.
14.
Основные функции языка
1)коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, экспрессивная, метаязыковая, эстетическая;
2) коммуникативная, когнитивная, социально-биологическая, аккумулятивная, эстетическая;
3) коммуникативная, атеистическая, экспрессивная, метаязыковая, эстетическая;
4) социальная, аккумулятивная, атеистическая, экспрессивная, эстетическая;
5) социальная, обучающая, аккумулятивная, метаязыковая, экспрессивная. 1
15.
Соотношение уровней и единиц языка
1)фонетика - звуки, морфология - слова, лексика - словосочетания, синтаксис - предложения
2)фонетика - звуковые средства, морфология - морфемы, лексика - слова, синтаксис - предложения
3) фонетика - ударения, морфология - морфемы, лексика - фразеологизмы, синтаксис - предложения
4) фонетика - звуки, морфология - морфемы, лексика - слова, синтаксис - предложения
5) фонетика - звуки, морфология - части речи, лексика - слова, синтаксис - предложения
16.
Представители стоицизма в языкознании
1)Платон, Аристотель, Панини
2) А Арно, К. Лансло
3) Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский
4) В. Матезиус, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон.
5)Зенон, Клеанф, Хрисипп
17.
Первые идеи сравнительно-исторического языкознания
были сформулированы
1)А.А. Шахматовым, Ф.Ф. Фортунатовым;
2)Р.О. Якобсоном, Н.С. Трубецким;
3)Р.К. Раском, Ф. Боппом, А.Х. Востоковым.
4)И.А. Бодуэном де Куртенэ, Ф. де Соссюром;
5) Платоном, Аристотелем.
18.
Для большей части слов типична
1)моносемия
2)полисемия
3)омонимия
4)антонимия
5)синонимия
19.
Метафора - это
1)способ образования переносного значения на основе смежности обозначаемых явлений
2)способ образования переносного значения на основе сходства между обозначаемыми явлениями
3) способ образования переносного значения на основе соотношения «часть - целое» или «род - вид» между обозначаемыми явлениями
4) одна из форм иносказания, заключающаяся в передаче отвлеченного понятия или мысли через конкретный образ
5)взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.
20.
Омонимия - это
1)совпадение различных языковых единиц в плане выражения
2) тип семантических отношений между языковыми единицами, заключающийся в полном или значительном совпадении их семантики
3)тип семантических отношений между лексическими единицами, имеющими противоположные значения
4) способ образования переносного значения на основе смежности обозначаемых явлений
5)способность одного слова обозначать разные явления действительности.
21.
Семантическое поле - это
1) совокупность лексем, относящихся к одной предметно-понятийной области
2)отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами одного языкового уровня, объединяющие эти единицы в определенные классы
3) совпадение различных языковых единиц в плане выражения
4) тип семантических отношений между лексическими единицами, имеющими противоположные значения
5) способность одного слова обозначать разные явления действительности
22.
Наука, изучающая знаки, их признаки, виды,
системы и условия их использования
1)лексикология
2)синтаксис
3)морфология
4)фонетика
5)семиотика
23.
По характеру отображения на письме омонимы подразделяются на
1)омографические и неомографические
2)грамматические и лексические
3) полные и частичные
4)неравнообъемные и полные
5) омографические и синтаксические
24.
Слова, значения которых входят в семантическое поле, образуют
1)«тематическую группу»
2) «лексическую парадигму»
3) «парадигматическую пару»
4) «синтагматическое сочетание»
5) «семантический ряд».
25.
По акустическим и артикуляционным признакам все звуки делятся на:
1)две группы
2)три группы
3)четыре группы
4) на пять групп
5)на шесть групп
26.
По акустическим и артикуляционным признакам все звуки делятся на:
1)парные и непарные
2)глухие и звонкие
3) мягкие и твердые
4)гласные и согласные
5) звучные и незвучные
27.
Гласные звуки состоят:
1) из голоса и тона
2)из звука и шума с преобладанием звука
3)из шума и тона с преобладанием шума
4) только из шума
5) только из тона
28.
Ассимиляция -
1)артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи
2)выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам.
3)безударный слог или слово, стоящие перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающие к нему.
4)артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи.
5)вставка звуков в слово по комбинаторным причинам.
29.
Валентность -
1)способность слова вступать в синтаксические связи с другими словами.
2)способность слова вступать в парадигматические связи с другими словами.
3) способность слова вступать в семантические связи с другими словами.
4)способность слова вступать в грамматические связи с другими словами.
5)способность слова быть позиционно самостоятельной единицей.
30
. Гиперо-гипонемическая группировка -
1)совокупность грамматических значений, объединенных общими характеристиками
2) совокупность семантических значений, объединенных общим лексическим значением.
3) совокупность слов в семантическом поле, объединённых отношениями иерархической соположенности.
4)совокупность синтаксических признаков различных высказываний.
5)грамматический строй; система правил и средств комбинаторики языковых единиц (включает морфологию и синтаксис).
31. Гипероним -
1)слово, подчиняющее себе значения других слов.
2)слово, семантически подчиненное другому слову.
3)обозначаемый предмет или явление действительности.
4)специфическое слово ограниченной сферы употребления
5)вариант лексемы, в котором лексическое значение остается неизменным, а изменяется только грамматическое значение.
32.
Транслитерация -
1) вид письма, знаки которого передают понятия, ассоциируемые с изображениями.
2) побуквенная передача слов, записанных в одной графической системе, средствами другой графической системы.
3) вид письма, основанный на передаче конкретной информации в форме рисунка или последовательности рисунков.
4) специальный вид письма, служащий для фиксации звуков речи или фонем при помощи букв или диакретических знаков.
5) систематизация и закрепление языковых норм в грамматиках, словарях, справочниках.
33.
Аффиксация, редупликация, внутренняя флексия и супплетивизм - разновидности
1)синтетического способа выражения грамматических значений.
2)аналитического способа выражения грамматических значений.
3)агглютинативного способа выражения грамматических значений.
4)фиктивного способа выражения грамматического значения.
5) аналитического способа выражения лексического значения.
34.
Использование служебных слов, интонация, порядок слов, словесное ударение - разновидности
1)аналитического способа выражения лексического значения.
2) синтетического способа выражения грамматических значений.
3) аналитического способа выражения грамматических значений.
4) агглютинативного способа выражения грамматических значений.
5) фиктивного способа выражения грамматического значения.
35
. Идеография
-
1)вид письма, знаки которого передают понятия, ассоциируемые с изображением
2)знак идеографического письма, например, цифры, химические и математические знаки, иероглифы.
3)идеограмма, первоначально имеющая связь с изображением обозначаемого явления, а затем, такую связь в большинстве случаев утратившая.
4)материально идеальное образование, замещающее какое-либо явление действительности и служащее для передачи информации.
5)слово, единица словаря языка.
36.
В центре внимания грамматики
-
1. правила правописания и образования слов.
2.средства и способы образования слов.
3.грамматические значения и способы их выражения.
4.лексические единицы языка.
5.синтаксические единицы языка.
37
. Грамматическое значение характеризуется признаками
:
1) частностью, обязательностью, распространенностью на целый класс слов, открытостью списка;
2)обобщенностью, необязательностью, распространенностью на целый класс слов, открытостью списка, типизированностью;
3)обобщенностью, обязательностью, распространенностью на целый класс слов, закрытостью списка, нетипичностью.
4) обобщенностью, обязательностью, распространенностью на целый класс слов, закрытостью списка, типизированностью;
5) обобщенностью, обязательностью, распространенностью на целый класс слов, открытостью списка, типизированностью.
38.
Слова, которые заполняют валентности слова называются
39.
В языке выделяются два важнейших типа синтаксической связи:
1. управление и примыкание;
2. управление и согласование;
3. сочинение и подчинение;
4. гипотаксис и субординация;
5.парадигма и синтагма.
40.
В эпоху разложения первобытнообщинного строя складываются языки
1. племенные;
2. национальные;
3. классовые;
4.народностей;
5.диалекты.
41.
Национальный язык обслуживает нацию:
42.
Для периода колониальных захватов характерно появление
1. диалектных языков и лингва франка;
2. лингва франка и койне;
3. койне и пиджинов;
4.пиджинов и креольских языков;
5. литературного и разговорного языков.
43.
Образование по продуктивным словообразовательным моделям, филиация, заимствование - пути формирования
1. историзмов;
2. архаизмов;
3. жаргонизмов;
4. диалектизмов;
5. неологизмов.
44.
При материальном заимствовании перенимается…
1. только значение слова;
2. только материальный экспонент слова;
3.только структура слова;
4. значение слова и его структура;
5. значение слова и его материальный экспонент.
45.
Звуковые изменения, наблюдаемые в истории языков,
подразделяются на:
1. спорадические и регулярные;
2. регулярные и частичные;
3. частичные и общие;
4. общие и фонологические;
5. фонологические и фонетические.
46.
Графическая система фиксации речи, позволяющая
передавать информацию через время и расстояние
-
47.
Наиболее продуктивный способ упрощения письменности
48.
Слоговое письмо, консонантное, фонетическое
-
1)три этапа развития фонографии
2)три способа упрощения письменности;
3)три этапа развития письменности;
4)три этапа развития языка;
5) три этапа развития славянской азбуки.
49.
При рассмотрении фонографических систем письма выделяют понятия:
50.
Диссимиляция
-
1)артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи
2)выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам.
3)безударный слог или слово, стоящие перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающие к нему.
4)артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи.
5)вставка звуков в слово по комбинаторным причинам.
51.
Фузия -
1)способ выражения грамматических значений, предполагающий раздельное выражение лексического и грамматического значений слова.
2)вид аффиксации; способ слово- и формообразования, при котором возможно тесное слияние контактирующих морфем, обычно корней и многозначных аффиксов.
3) вид аффиксации; способ слово-и формообразования, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы.
4)способ закрепления информации о мотивирующем признаке, положенном в основу номинации при образовании лексического значения.
5)служебная факультативная морфема, прикрепляющаяся к корню в словообразовательных или словоизменительных целях.
52.
Управление-
1)способ синтаксической связи, при котором две или больше основы, самостоятельные по своему лексическому значению, объединяются в единое синтактико-морфологическое целое.
2)способ синтаксической связи, при котором главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме.
3)способ синтаксической связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного.
4)способ синтаксической связи, при котором зависимый элемент словосочетания располагается обычно контактно.
5)способ выражения синтаксических связей. 2
53.
Транскрипция -
1) вид письма, знаки которого передают понятия, ассоциируемые с изображениями.
2) побуквенная передача слов, записанных в одной графической системе, средствами другой графической системы.
3) вид письма, основанный на передаче конкретной информации в форме рисунка или последовательности рисунков.
4) специальный вид письма, служащий для фиксации звуков речи или фонем при помощи букв или диакритических знаков.
5) систематизация и закрепление языковых норм в грамматиках, словарях, справочниках.
54.
Конвергенция -
1)расхождение, отдаление друг от друга двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.
2)сближение или совпадение двух и долее языковых явлений или языков в ходе их исторического развития;
3) форма речевого взаимодействия людей в процессе деятельности, основанная на взаимопонимании.
4)исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме.
5)группировка языков мира в языковые семьи на основании общности происхождения, родственных связей между ними.
55. Суперстрат-
1) элементы языка-пришельца, не усвоенного на данной территории, но оказавшего влияние на местный язык в виде специфических черт, усвоенных местным населением.
2)элемент, перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов.
3)способ заимствования путем поморфемного перевода.
4) элементы языка, вытесненного из употребления на данной территории, проникшие в язык-победитель в виде специфических черт.
5 разновидность общенародного языка, используемая для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой
56.
Самый употребительный язык в мире -
1) русский язык
2) немецкий язык
3) английский язык
4) арабский язык
5) китайский язык
57.
Инкорпорация -
1)способ синтаксической связи, при котором две или больше основы, самостоятельные по своему лексическому значению, объединяются в единое синтактико-морфологическое целое.
2)способ синтаксической связи, при котором главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме.
3)способ синтаксической связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного.
4)способ синтаксической связи, при котором зависимый элемент словосочетания располагается обычно контактно.
5)способ выражения синтаксических связей.
58
. Субстрат -
1) элементы языка-пришельца, не усвоенного на данной территории, но оказавшего влияние на местный язык в виде специфических черт, усвоенных местным населением.
2)элемент, перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов.
3)способ заимствования путем поморфемного перевода.
4) элементы языка, вытесненного из употребления на данной территории, проникшие в язык-победитель в виде специфических черт.
5 разновидность общенародного языка, используемая для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой.
59.
Агглютинация -
1)способ выражения грамматических значений, предполагающий раздельное выражение лексического и грамматического значений слова.
2)вид аффиксации; способ слово- и формообразования, при котором возможно тесное слияние контактирующих морфем, обычно корней и многозначных аффиксов.
3) вид аффиксации; способ слово-и формообразования, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы.
4)способ закрепления информации о мотивирующем признаке, положенном в основу номинации при образовании лексического значения.
5)служебная факультативная морфема, прикрепляющаяся к корню в словообразовательных или словоизменительных целях.
60.
Выделяются два ведущих способа выражения грамматических значений:
1)синтетический и лексический;
2)лексический и аналитический;
3)синтаксический и фонетический;
4)синтетический и аналитический;
5)аналитический и символический.
61
. В языках мира наблюдаются две тенденции аффиксации:
1)редупликация и агглютинация;
2)агглютинация и интонация;
3)интонация и аранжировка;
4)аранжировка и фузия;
5)фузия и агглютинация.
62
. Аффиксация, редупликация, внутренняя флексия и супплетивизм - разновидности
1)синтетического способа выражения грамматических значений.
2)аналитического способа выражения грамматических значений.
3)агглютинативного способа выражения грамматических значений.
4)фиктивного способа выражения грамматического значения.
5) аналитического способа выражения лексического значения
63. Часть слога, произнесенная за одну артикуляцию –
1) слог;
2) такт;
3) синтагма;
4) звук;
5) лексема.
64
. Дивергенция -
1)расхождение, отдаление друг от друга двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.
2)сближение или совпадение двух и долее языковых явлений или языков в ходе их исторического развития;
3) форма речевого взаимодействия людей в процессе деятельности, основанная на взаимопонимании.
4)исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме.
5)группировка языков мира в языковые семьи на основании общности происхождения, родственных связей между ними.
65.
По количеству членов выделяют грамматические категории:
1)простые, сложные, сверхсложные.
2)аналитические, синтетические, нечленимые;
3)бинарные, тринарные, многочленные;
4)фонетические, лексические, грамматические.
5) словоизменительные и несловоизменительные.
66.
Языковыми навыками в зачаточной форме предположительно обладали:
1)неандертальцы;
2)питекантропы;
3)австралопитеки;
4)неоантропы;
5)шимпанзе.
67. Синекдоха
1)способ образования переносного значения на основе смежности обозначаемых явлений
2)способ образования переносного значения на основе сходства между обозначаемыми явлениями
3) способ образования переносного значения на основе соотношения «часть - целое» или «род - вид» между обозначаемыми явлениями
4) одна из форм иносказания, заключающаяся в передаче отвлеченного понятия или мысли через конкретный образ
5)взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.
68. Первый ученый, из античных мыслителей, развивший учение о частях речи, поднявший проблему грамматической формы...
1) Реформатский
2) Аристотель
3) Панини
4) Платон
5) Ф. де Соссюр.
69.
Закончили классификацию частей речи, заложили основы учения о семантическом синтаксисе…
1) структуралисты
2) представители логического направления
3) представители психологического направления
4) стоики
5) конструктивисты
70. Между языковыми единицами одного уровня существуют отношения двух видов -
1) синонимические и антонимические
2) омонимические и иерархические
3) иерархические и парадигматические
4) парадигматические и синтагматические
5) синтагматические и параномастические
71.
По степени идиоматичности фразеологизмы делятся на
1)три разряда
2)четыре разряда
3)пять разрядов
4)два разряда
5)семь разрядов
72
. Артикуляция складывается из
1)экскурсии, приступа и отступа
2)приступа, отступа и рекурсии
3)рекурсии, выдержки и отступа
4)отступа, рекурсии и экскурсии
5)приступа, выдержки и рекурсии.
73
. Фрикативными называются такие звуки
1. когда органы речи образуют щель и шум возникает от трения струи воздуха об эту щель.
2.когда органы речи образуют полную преграду, а струя воздуха преодолевает её, образуя шум.
3. когда смычка преодолевается взрывом
4. когда смычка мгновенно переходит в щель
5. когда вибрирующий кончик языка последовательно смыкается и размыкается с альвеолами.
74.
Согласование-
1)способ синтаксической связи, при котором две или больше основы, самостоятельные по своему лексическому значению, объединяются в единое синтактико-морфологическое целое.
2)способ синтаксической связи, при котором главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме.
3)способ синтаксической связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного.
4)способ синтаксической связи, при котором зависимый элемент словосочетания располагается обычно контактно.
5)способ выражения синтаксических связей.
75
. Историческим изменениям более всех других составляющих языка подвержен...
1)
словарный состав
2) грамматический строй
3) синтаксические единицы
4) звуковой облик
5) слоговая структура
76
. Аккомодация
1)артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи
2)выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам.
3)безударный слог или слово, стоящие перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающие к нему.
4)артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи.
5) частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного звуков.
77. Грамматическое значение
1) обобщенное языковое значение, указывающее на отношения, связи между языковыми единицами;
2) содержание слова, включающее информацию о к.-л. объекте или понятии, закрепленную в сознании носителя языка;
3) информация о явлении в совокупности его существенных свойств;
4) единство грамматического значения и всех средств его материального выражения (формальных показателей) в данном языке;
5) совокупность лексем, объединенных общим грамматическим значением, общими морфологическими признаками, общими синтаксическими признаками. 1
78
. Диакритические знаки –
1) знаки фонографического письма;
2) буквы к-л. фонографического письма, расположенные в исторически установленном порядке;
3)идеограммы, первоначально имеющие связь с изображением обозначаемого явления, а затем такую связь в большинстве случаев утратившая;
4) знаки пиктографического письма;
5) надстрочные, подстрочные или внутристрочные знаки, служащие для изменения или уточнения чтения букв.
79.
Пиктограммы -
1) знаки фонографического письма;
2) знаки к-л. фонографического письма, расположенные в исторически установленном порядке;
3)идеограммы, первоначально имеющие связь с изображением обозначаемого явления, а затем такую связь в большинстве случаев утратившая;
4) знаки пиктографического письма;
5) надстрочные, подстрочные или внутристрочные знаки, служащие для изменения или уточнения чтения букв.
80.
Группировка языков мира в языковые типы по сходству языковых систем (фонетическому, морфологическому, синтаксическому) - …
1)социолингвистическая классификация языков;
2) ареальная классификация языков;
3) генеалогическая классификация языков;
4) типологическая классификация языков;
5)морфологическая классификация языков.
81.
Группировка языков мира в языковые семьи на основании общности происхождения, родственных связей между ним -
1) генеалогическая классификация языков;
2) социолингвистическая классификация языков;
3) ареальная классификация языков;
4) типологическая классификация языков;
5) морфологическая классификация языков.
82
. Автор морфологической классификации языков –
1) Фридрих Шлегель;
2) Вильгельм фон Гумбольдт;
3)Август Шлейхер;
4) И.А. Бодуэн де Куртенэ;
5) Август Шлейхер.
83. Индоевропейский язык-основа…
1) зафиксирован памятниками письменности;
2) зафиксирован на электронных носителях;
3) восстановлен по свидетельствам современников;
4) не зафиксирован памятниками письменности;
5) полностью реконструирован на основании сравнения фактов возникших из него родственных языков.
84.
Элемент, перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов –
1) заимствование
2) варваризм
3) диалектизм
4) жаргонизм
5)окказионализм
85.
Материально-идеальное образование, замещающее к.-л. явление действительности и служащее для передачи информации –
1) слово
2)понятие
3)знак
4) образ
5) денотат.
86. Взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова –
1)эпентеза;
2)протеза;
3)метатеза;
4)ассимиляция;
5)диэреза;
87.
Выпадение звуков в слове или привычном словосочетании по комбинаторным причинам –
1) метатеза;
2) протеза;
3)диэреза;
4) диссимиляция
5) эпентеза
88.
Минимальное значение –
1) фон
2) морф
3) лекс
4) граммема
5) сема
89.
Основная единица коммуникации
-
1)предложение;
2)словосочетание;
3)сложное синтаксическое целое;
4) сложная синтаксическая конструкция;
5)текст.
90.
При рассмотрении предложения учитываются аспекты
1)логический, эмоционально-экспрессивный, исторический, коммуникативный;
2)логический, композиционный, грамматический, коммуникативный;
3)логический, структурный, эмоционально-экспрессивный, коммуникативный;
4) логический, практический, абстрактный, эмоционально-экспрессивный;
5)логический, структурный, семантический, коммуникативный. 5
91.
Средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода других языков, а сосуществующее с ними на одной территории и подвергающееся их воздействию –
1) койне;
2 креольский язык;
3)лингва франка;
4) диалект;
5)жаргон.
92.
Общий язык, возникший на базе смешения родственных диалектов –
1) креольский язык;
2) койне;
3) пиджин;
4) национальный язык;
5) племенной язык.
93. Праязык -
1) исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме;
2)язык, из диалектов которого произошла группа родственных языков;
3) совокупность всех сосуществующих разновидностей функционирования языка;
4)разновидность общенародного языка, используемая для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой;
5) индивидуальная разновидность общенародного языка, принадлежащая одному конкретному человеку.
94.
Исторически сложившаяся наддиалектная разновидность общенародного языка, имеющая кодифицированные нормы и самый высокий статус в социуме -
1) жаргон;
2) диалект;
3) литературный язык;
4) общенародный язык;
5) идиалект.
95. Грамматическое значение
–
1) основное значение слова;
2) обобщенное языковое значение, указывающее на отношения, связи между языковыми единицами;
3) лексическое значение слова;
4) вариант лексемы, в котором лексическое значение остается неизменным, а изменяется только грамматическое значение;
5) грамматический строй; система правил и средств комбинаторики языковых единиц.
96. Речевой акт –
1) материальная реализация языка как кода; совокупность текстов;
2) идеальная, абстрактная система единиц и правил их комбинирования, код;
3) отдельное целенаправленное действие, охватывающее говорение и восприятие речи;
4) система знаков, которая является основным средством общения между людьми и представляет собой неразрывное единство идеального кода и всех его материальных реализаций;
5) совокупность целенаправленных действий, охватывающая все виды коммуникации.
97. «Классический» литературный язык древних индийцев с
III
в. до н.э. по
VII
н.э.
1) хинди;
2) пали;
3) панджаби;
4) идиш;
5) санскрит.
98. Неизменяемый по объему и форме резонатор -
1) полость рта;
2) полость глотки;
3)
легкие;
4) диафрагма;
5) полость носа.
99. Предпосылка расширения и развития сознания и возникновения речи -
1) освободившаяся рука;
2) умение изобретать орудия производства;
3) умение общаться жестами;
4) вертикальная походка;
5) умение управлять животными.
100.
Вопрос о происхождении языка
1) остается в сфере гипотез;
2) решается на основании археологических раскопок;
3) решается на основании свидетельств очевидцев;
4) решается на основании реконструкций языков;
5) окончательно решен.
Список использованной литературы
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |