Представления Коми о душе и смерти. У коми существовали единые представления о существовании души-дыхания лов . После выхода лов из тела, т.е. с прекращением дыхания, человек считался мертвым. Лов - душа, буквально значит дыхание . Лолалц говорят зыряне про дышащего человека, следовательно, душа представляется зырянам как дыхание, дуновение. Когда человек умирает, говорят что душа выходит из тела как нечто воздушное прозрачное.
Душа, являясь по существу дыханием, также обозначает и жизнь. По верованию зырян получается, что у человека две души. Второй душой является так называемый орт . Зырянские ученые все еще не могут дать ему точный анализ. Одни, например, считают орт духом-божеством. Но тут же говорят, что орт - гробовой дух или осужденная душа, скитающаяся в мире в мире после разлучения с телом , а затем снова утверждают, что орт - единственный
безвредный, даже добрый дух. Другие считают орт двойником человека, его тенью. Существовало мнение, что орт бывает с головой и без головы. Орт с головой предвещал неприятное событие для человека-двойника. Безголовый орт - скорую смерть. Предполагается, что орт - это двойник человека. Он имеет образ человека, хотя образ и не всегда видимый.
Видимым он бывает в моменты предшествующие смерти. Появляется он, что бы предупредить или сообщить о смерти. Чтобы обратить на себя внимание, он кидает с полок горшки, другие вещи и вообще производит различный шум. Часто двойника человека видят за работой, которую выполнял его двойник. Судьбы орт а и лов а как до смерти так ми после нее различны.
Орт остается неизменным, а лов меняет свою форму и перевоплощается в другой вид Итак, орт как будто остается на земле. В таком случае, куда же девается его лов ? Умирает оно или нет? И если нет, то какие формы лов принимает? Что касается вопроса о смерти души, то ответ на него можно дать бесспорный и отрицательный. Это единогласно подтверждается всеми исследователями.
Но относительно форм ее существования ответить трудно Чтобы ответить на поставленный вопрос, приведем кое-какие факты, причем тут как будто возможны два решения 1 душа перевоплощается, 2 она не перевоплощается, души где-то живут, причем их жизнь является аналогичной действительной жизни. Первым делом надо упомянуть о сказаниях и легендах, в них очень часто говорится о перевоплощениях животных, людей и неодушевленных предметов.
Из этих сказаний видно, что возможно превращение палки, метлы, камня, осины, щуки и др. животных в человека и обратно. Приведем факты другого вида. Весьма характерным в данном отношении является воззрение зырян на некоторых животных. Очень распространены и в настоящее время такие названия медведя, как вцрса-морт - лесной человек. Медведь, по представлениям зырян, обладает всеми качествами человека ему приписываются часто человеческие чувства, способности и привычки.
Вот почему охота на медведя связана с различными торжественными приготовлениями и почти везде и теперь существует обычай, убив медведя, просить у него извинения. Далее, несомненно, есть и относительно других животных аналогичные верования. Воззрения на большинство животных таковы, что они обладают душой, похожей на человека. Примером может служить собака. Она пользуется особым почетом и уважением.
Охотникам предписывается кормить ее с рач сковородка раньше, чем себя. Этим зырянин выражает, что отдает предпочтение своей собаке и как бы раньше ее кормит, чем самого себя. Хозяин, убивающий свою собаку, вызывает из загробного мира ее гнев и месть . Точно так же и другие животные и звери могут мстить, если их убивали не надлежащим образом. Наконец, приведем самые важные данные, подтверждающие вполне существование верования о переходе души
из одной формы в другую - метаморфозы и оборотничество. Эти воззрения стоят в связи с воззрением зырян на смерть и на болезнь. Как уже выше было указано, для зырян смерть, а также сон ничто иное, как факты оставления тела душой. Лов петцм выход дыхания, жизни, души. Раз таковы воззрения на смерть и сон, то аналогичным же должно быть воззрение и на болезнь. Так действительно и есть.
Болезнь не что иное, как проделка какого-нибудь колдуна или туна, который впустил в человека особого духа шеву , который заставляет страдать человека. Попадает шева с ветра, часто выпивают ее вместе с водой, пивом, представляется она то видимой, то невидимой, в виде различных существ если есть у человека где-нибудь в теле отвердение, то это, говорят, тоже шева . Когда она попала в тело, то там она ходит и по внутренностям, производит судороги, корчу, говорит разные
слова, несвязные речи бред, психическое расстройство и пр. Поэтому всякого рода болезни, сопровождающиеся корчами и судорогами, странными телодвижениями, онемением частей тела и их атрофией паралич, ревматизм , бредом, психическим расстройством все это не что иное, как действия шевы злого духа, который вошел в тело и заменил собой принадлежащую этому телу лов душу. Дальнейшим развитием взгляда на замену души является то, что человеческая душа может перейти в тело
животного и наоборот. У зырян и теперь еще существует верование, что ребенка, пока он не крещен, могут подменить, т.е. вынуть из тела его душу, вложить туда другую. Метлу превратить в ребенка, а его превратить во что-нибудь другое. Подобные опасения подмены возникают и перед свадьбой. Из материала, приведенного выше, видно, что верование в перевоплощение, в оборотничество существует
и в данное время. Так куда же девается душа лов после смерти? После смерти человека душа его перевоплощается оборачивается в какой-нибудь одушевленный или неодушевленный предмет. Смерть, с точки зрения зырянина, не что иное, как перемена душой своего образа вида , формы. Следовательно, душа человека не улетает никуда с земли, не уносится ни на какую планету, а только переменяет свой облик, оставаясь на земле. Таково, думается, было древнее воззрение зырян на смерть и на дальнейшую
посмертную судьбу души. Понятно, что в дальнейшем такое верование трансформировалось в иной вид с тенденцией все большего и большего отделения и разграничения загробного мира от мира реального. С этой точки зрения понятно как неминуемо должно было создаться верование об одушевлении всего мира. Раз душа переходит из одной формы в другую, то значит в каждом животном, растении, предмете есть лов - душа. Отсюда вытекает и тот факт, что души человека и других предметов сходны, обладают одинаковыми
склонностями, вкусами, желаниями и т.д. Гроб по-зырянски называется горт , то же самое слово обозначает дом . Отсюда возможен вывод, что гроб это новый дом умершего. Здесь люди едят и пьют, и там в загробном мире после смерти они нуждаются в пище и питье. На этом воззрении основан обычай приглашать умерших к участию в еде. На этом же основан обычай поливать могилы пивом, носить на могилы шаньги , лепешки и т.п угощать после
похорон и в 40-й день после смерти того, кто обмывал умершего. Если он доволен, сыт, весел, то умерший доволен, если же он недоволен, то умерший - оскорблен, так как обмывавший изображает собой умершего. Питаются души, по воззрению зырян, нематериальною частью пищи или ее паром. В этом мире человек очищается от грязи водой, и после смерти вода точно так же служит средством очищения. Так, когда человек умирает, то у изголовья его ставят чашку с водой, чтобы душа
омылась после выхода из тела. Строя картины загробной жизни по образцу действительного мира, приписывая душам те же черты, что и живым, зырянин на этой же почве вносит дуализм и в мир духов. Так как на земле есть люди и добрые и злые, одни помогают в беде, другие приносят вред, то, очевидно, души этих людей после их смерти будут поступать так же, т.е. одни помогать, другие вредить. Так как здесь наиболее благорасположенными являются души родных, то души родных помогают и после их
смерти. Как здесь никто не любит, чтобы его оскорбляли, и всякий любит, чтобы его похвалили и поблагодарили за услугу, оказанную им, так же нужно благодарить и избегать причинения каких-нибудь неприятностей душам родных. Вот почва для развития культа предков. Кроме поклонения животным и растениям, очевидно, существовало поклонение и камням или горам. Пережитки поклонений животным, растениям и камням имеются у пермяков, вотяков и черемис. Здесь характерно то, что почитаются камни, животные и растения не сами по себе,
не как фетиши, а потому, что они являются носителями и местопребыванием духов.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |