Реферат по предмету "Искусство"


Предмет этики, ее проблематика, философские основания

Название: Предмет этики, ее проблематика, философские основания Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика РЕФЕРАТ На тему: Предмет этики, ее проблематика, философские основания Содержание 1. Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность" 2. Предмет этики 3. Структура этического знания. Основные категории 4.


Мораль и другие сферы общественной жизни 5. Духовная и практическая стороны морали Литература 1. Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность" 1. Происхождение терминов 2. Содержание терминов 1. Термин "этика " происходит от древнегреческого слова "этос" - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу.


Аристотель ввел термин "этический" для обозначения душевных качеств, свойств характера человека - этических добродетелей. Этические добродетели следует отличать от: * природных аффектов - свойств тела (страх и т. п.); * дианоэтических добродетелей - свойств ума (память и т. п.). Этикой Аристотель называл: * совокупность этических добродетелей; * особую науку, область философского знания. Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал


Цицерон). * moralis - моральный (этический); * moralitas - мораль (этика); * моральная философия (этика как область знания). Важнейшим, условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в: * согласовании интересов людей, их действий; * определении обязанностей людей перед другими членами общества; * соблюдении определенных норм поведения и т. д. В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось


моральное сознание) и получали теоретическое обоснование. Первая систематическая работа -"Никомахова этика" - была написана Аристотелем в IV в. до н. э. Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий. 2. В общекультурной лексике слова "этика", "мораль, "нравственность" взаимозаменяемы.


В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл: * этика - наука, область знания; * мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой. Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики: * мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей; * нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди). Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.


Несмотря на то, что этика - устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны, Большинство этических проблем носит дискуссионный характер. 2. Предмет этики Мораль. Концепции ее происхождения Варианты структуры морали 1. Этика - наука, предметом которой является мораль.


Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются: * гармонизация структуры общества; * согласование интересов членов общества, их действий; * определение взаимных обязанностей членов общества и т. д. В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль - это: * совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в


их поступках); * универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типа теорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о: * божественном происхождении морали (религиозная мораль); * "априорной сущности" морали (идеи И. Канта); * "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др. Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических


или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека. Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают: * биологическую заданность нравственных свойств людей; * эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека). Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.),


Э. Фромм (XX в.). Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации: * теорию антропосоциогенеза; * диалектико-материалистическую теорию этики; * теории, основанные на принципе историзма в развитии морали. 2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали: * нормативный (изучение морали как системы предписаний); * философский; * личностный (изучение морального сознания индивида); * биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне), * социологический


(изучение роли морали в обществе); * психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются: * сознание (убеждения, намерения и пр.); * деятельность (поступки); * взаимоотношения между сознанием и деятельностью; * нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.); * нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках; * нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм


и т. п.); * нравственные идеалы (цель развития личности); * высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловеческие моральные ориентиры. Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе исторического развития общества). 3. Структура этического знания. Основные категории 1. Структура этики. Моральное сознание и практика 2.


Законы морали 3. Категории этики Основные составляющие этики: * содержание этики, общая теория морали; * теоретическое обоснование развития морали, этические учения. Содержание общей теории морали (ее предмет): * сущность нравственности; * индивидуальная и общественная заданность нравственности; * развитие ценностных ориентиров. Многочисленные этические учения различают по их мировоззренческой основе и определению природы морали.


Элементами структуры этического знания являются совокупность моральных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы выражаются в таких понятиях, как: * моральное сознание; * моральная практика; * законы нравственности; * категории этики. Моральное сознание человека социально (реализуется в системе общественных отношений) и выражается в: - теоретическом осмыслении нравственных норм и правил; * субъективном обосновании нравственности (понимание


человеком моральных норм, его моральные чувства); * оценке явлений окружающей действительности; * нравственном сопереживании и т. п. Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой. Основной формой моральной практики являются моральные отношения. Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках), которые составляют нравственное поведение людей. Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно-чувственными.


2. Важным элементом структуры этического знания являются законы морали. Они одновременно: * объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества; * субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека. 3. Категории этики определяют: * цели развития человека и общества; * универсальные значения нравственности и т. п. (понятия "добро", "справедливость", "счастье" и т. д.); * содержание


морального сознания индивидов (понятия "честь", "совесть" и т. д.). Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее понятие "зло"). Категория "добро" - системообразующее начало нравственных понятий и этического знания. Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление добра и мотив нравственных поступков. Категории "честь", "совесть" и т. п. раскрывают содержание моральной заданности


человека. 4. Мораль и другие сферы общественной жизни Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.) Мораль и общественные отношения. Функции морали 1. Мораль одновременно является: * характеристикой индивида; * совокупностью нравственных представлений людей; * формой общественного сознания. В отличие от других форм общественного сознания мораль; * не


имеет своих институтов; * входит в состав всех областей духовной деятельности людей; * как категория не имеет четких определений, их значения толкуются субъективно; * во взаимодействии с другими формами общественного сознания мораль доминирует. Мораль тесно связана с другими формами общественного сознания. Связь морали с экономикой: - нравственность - важное условие развития производительных сил общества (усложнение техники, новые технологии требуют ответственности работников, творческого подхода к труду


и т. п.); * владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работников; * в производстве и, особенно в торговле, важны честность, порядочность и т. д. Мораль и политика. Одной из форм упорядочения жизни общества является власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм, социальная справедливость и т. п. В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти.


Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные интересы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 - 1527) в трактате "Государь" утверждал политическую целесообразность несправедливости ("цель оправдывает средства"). Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную


справедливость, долг перед обществом и т. п. Реакцией людей на власть также могут быть: - недоверие, политическая апатия; * конформизм; * сопротивление, диссидентство, анархия. Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например, незаконность, наказуемость


кровной мести). Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных). Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным. Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть: * моральным, проповедующим высокие нравственные


ценности; * аморальным, * не затрагивающим проблем нравственности. Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важнейшей проблемой является определение меры ответственности ученого за свое открытие (например, расщепление урана). 2. Мораль и общественные отношения. Мораль - результат исторического развития общества: усложнения его социальной структуры, роста потребностей людей, разделения и специализации труда.


Мораль является универсальным способом организации и развития как общества в целом, так и отдельных людей. Функции морали в обществе: * нравственная ориентация людей; * регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодексов, традиций, религиозных норм и т. п.); * определение перспектив и целей исторического развития человека и общества. 5. Духовная и практическая стороны морали 1. Моральное сознание 2. Моральная практика 3. Признаки


Морали 1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и моральную практику. Моральное сознание является: * способом регуляции жизни общества; * способом социальной преемственности; - духовной стороной морали (принципы, чувства, переживания и пр.); - совокупным опытом людей. Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном,


чувственном (моральное сознание человека). Моральное сознание человека формируется в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека. Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения. Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания: - являются субъективной стороной нравственности; - тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-


оценочных свойствах морального сознания); - формируются исторически; - постоянно развиваются (иногда регрессируют). Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является составной частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.). Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия.


3. Все составляющие морали содержат: - цель моральной деятельности; - мотивы деятельности; - ориентацию на моральные ценности; - средства достижения (нравственные нормы); - оценку результатов деятельности. Мораль как система характеризуется следующими признаками: гуманизмом (человек - высшая ценность); наличием идеалов, высших целей деятельности; избирательностью в выборе средств достижения цели; нормативной регуляцией отношений между людьми; добровольным выбором людьми ориентации на добро.


Литература Гусейнов А.А Апресян Р.Г. Этика: Учебник. Гардарики,2003. 472 с. Дружинин В.Ф Демина Л.А. Этика. Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2003. 176 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Color Blindless Essay Research Paper Color BlindlessColor
Реферат 2006 действующиелиц а французскийдво р королеваМарияМедичи – её Величество королева- регентша Франции. ИзабелладеМонтрей – фаворитка Марии Медичи, ЛеонораГалигай –фаворитка Мария Медичи, («карлица»), молочная сестра Марии Медичи
Реферат Xxxiii международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 13 17 февраля 2006 г
Реферат Литургика. Страстная седмица
Реферат Миф о мифологическом сознании
Реферат Міфологія Древньої Греції
Реферат Невербальные способы общения в психологии
Реферат Место человека в буддийской культурной традиции
Реферат Мир и добро в исламе
Реферат Мир культуры Ислама
Реферат Литургическая катехиза
Реферат Учет денежных средств 19
Реферат Мифологема додекады
Реферат Місіонерська стратегія апостола Павла
Реферат Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях