Реферат по предмету "Религия и мифология"


Место человека в буддийской культурной традиции

/>Содержание
 
Введение
1  Основы буддийского мировоззрения
2  Буддийский взгляд на мир и назначение человека в этом мире
3  Буддизм и искусство
Заключение
Список литературы

Введение
Буддизм —древнейшая мировая религия, роль которой и до настоящего времени остаетсявелика в ряде стран Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Европе иАмерике. Буддизм старше христианства на пять, а ислама — на 12 столетий, но ипо сей день, он представляет собой живой организм. Не одинаково значениебуддизма в истории каждой страны: в одних — буддийское мировоззрение стало на долгиестолетия основой морального кодекса поведения народа, в других — буддизмдовольно скоро был вытеснен возродившимися на новой ступени древнейшимиверованиями, в третьих — он пришел совсем недавно, взяв чрезвычайно скупойнабор философских положений и практик, почти отказавшись от ритуалистики.
Возможностьисповедовать буддизм любому человеку без учета расы, национальности, страны,пола, заложена в самой сути религии, которая состоит в признании равенствалюдей, выдвижении на первое место совершенствования сознания индивида. Акцентна необходимости работы адепта с собственным сознанием для изменения его внужном направлении является одним из основных Философских положений буддизма иотличий его от других религий.
Буддизм,появившийся в период острой социально-политической борьбы различныхрелигиозно-философских школ, сначала представлял собой достаточно простое,стройное, органичное, передававшееся изустно учение.
С веками оноброс сложнейшими философскими концепциями, потребовавшими логических построений,введения новых понятий, терминов, для которых была развита богатейшая символикаи создан громадный пантеон божеств.
Буддизм,будучи с самого начала ориентированный на все слои населения, предполагалсуществование двух уровней толкования: для просвещенных монахов ипростолюдинов, которые различались по степени разработанности своих разделов,трактовке основных понятий и терминов, по методам доказательств и практикам.Буддизм высшего уровня представлял собой, прежде всего, философское учение всочетании с практиками, где главное место занимали такие разделы, какдогматика, логика, космология, психология.Основными методами доказательствабыли философские диспуты.Простолюдинам предлагалась в основномморально-этическая сторона учения, состоящая в соблюдении определенных правилповедения, совершении ритуалов, выполнении несложных практик и почитании богов.
Буддизм —учение многоплановое, «сложное». Известный российский буддолог с мировым именемФ. И. Щербацкой отмечал, что буддизм как никакая другая религиозная системапредставляется чрезвычайно трудным для ясного определения. «Мы сталкиваемсяздесь со сложной терминологией, относительно которой существуют различные точкизрения и которая часто объявляется непереводимой и непонятной». Одни считаютбуддизм наиболее рациональным и интеллектуальным учением мира другие — самымснисходительным ко всяческим земным слабостям, третьих поражает в немтерпимость к другим религиям и отсутствие фанатизма.
Буддизм незнал ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли. Причиной более 2500-летнегосуществования буддизма на Земле является обращение его к реальным и постоянноактуальным вопросам для человека и человеческого сознания, возможностиэволюции, допустимости восприятия человека как органичной части Космоса.

1 Основы буддийского мировоззрения
 
Уже впервые века истории буддизма появляются тексты, затрагивающие мировоззренческиевопросы, создается «буддийская философия». Толчком к развитию философской мыслистала необходимость ответа на вопрос: если жизнь — страдание, и прекращениестрадания означает выход из бытия, то каким образом можно выйти из этого бытия.Так появилось учение о дхармах — неких единичных сущностях, устанавливающих то,что воспринимается как человек, как любое другое живое существо, как окружающиймир.
Уже враннем буддизме дхармы классифицировались на «подверженные бытию» и на «неподверженные бытию». Эта классификация связана непосредственно с теориейспасения. Кроме того, дхармы могут быть «благоприятные» и «неблагоприятные», т.е. способствующие достижению спасения и элементы суеты, которые задерживаютличность в круговороте бытия, тормозят процесс спасения.
Дхармыраспределяются по пяти категориям, дающим в совокупности 100 различныхразновидностей. В состав сознательного живого существа входят все этиразновидности. Дхармы непостоянны, мгновенны, соединяясь друг с другом, онипорождают то движение состояний, которое называется жизнью. Таким образом,жизнь — это существование реального мира, появление и исчезновение комбинацийдхарм. Успокоение дхарм, т. е. не возникновение никаких новых комбинаций,объявлялось прекращением страданий и выходом из бытия, т. е. конечной цельюпроцесса жизни, который считается мировым страданием. Чем совершеннее жизнь,тем она спокойнее. Угасание жизненной суеты навсегда — это конечный отдаленныйбезличный идеал, он противостоит безличной суете мирового процесса жизни.
С развитиембуддийской философии понятие дхарма усложнилось и наполнилось новымидополнительными смыслами и значениями, такими как «учение Будды», «сущее», «закон»,«абсолютное, истинно-реальное», «объект, вещь». Теория дхарм является основойбуддийской догматики. Она имеет чрезвычайно детально разработанную терминологиюи дает возможность самым непосредственным образом описывать наблюдения надпознавательными явлениями и религиозными переживаниями.
Исходя изтеории дхарм, буддизм отрицает существование единой души, считая, что это лишьпоток взаимосменяющих друг друга состояний. Единства нет ни в материальном, нив духовном мире. Как материя состоит из атомов частиц, так и душа слагается,как куча из зерен, и состоит из отдельных душевных явлений, духовных элементов,или духовных атомов.
Буддизмвключал множество разнообразных концепций, однако существовал определенныйобщий комплекс идей, которые принимались всеми направлениями буддизма.
Во-первых,это идея «серединного пути». Буддизм выступал против крайностей. Мысль о том,что следует избегать крайностей, была, по преданию, высказана Буддой в егопервой проповеди. При этом отвергались как крайности мирского жизнелюбия, так икрайности аскетического умерщвления плоти. Если обращаться с нашей плотью слишкомсурово – говорил Будда — она утомляется и ум наш бывает вялым; если обращатьсяс ней слишком мягко, то чувства наши становятся изнеженными и слабеет воля. Подобнотому, как сорняки приносят вред ниве, так и человеку вредна страсть.
Во-вторых,это «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь». «Четыре благородныеистины» гласят:
1. Жизнь вмире полна страданий;
2. Существуетпричина этих страданий;
3. Можнопрекратить страдания;
4.Существуетпуть, ведущий к прекращению страданий.
Первая«благородная истина» утверждает, что жизнь в мире полна страданий. Рождение,старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все, что порожденопривязанностью к земному — есть страдание. Страдание не просто является чем-тослучайным, оно существует повсеместно; даже то, что кажется удовольствием, вдействительности является источником страдания.
Вторая«благородная истина» утверждает, что существует причина этих страданий.Страдания есть результат рождения в этом мире, поскольку рождение вызванопристрастием ко всему земному. А наши желания, в конечном счете, происходят отнезнания. Если бы мы понимали устройство мира и, следовательно, понимали быпричины страданий, то у нас не было бы пристрастия к земному.Тогда прекратилосьбы рождение, а вместе с ним и страдание.
Третья«благородная истина» говорит о том, что если устранить условия, порождающиестрадания, то прекратятся и страдания. Освобождение от страданий достижимо, нопри выполнении определенных условий. Если необходимые условия будут выполнены,наступит состояние освобождения — нирвана (в буквальном переводе: «затухание»,«уничтожение») — гашение страстей, а вместе с ними и страданий. Нирвана —состояние безмятежности, невозмутимости и бесстрастного самообладания —гарантия от перерождения. Но нирвана — это не бездеятельность. Сам Будда,достигнув нирваны, некоторое время сомневался, следует ли распространять своеучение далее, должен ли он трудиться для освобождения ближних? И он решил, чтосооруженный с таким трудом плот, на котором он переплыл поток страданий, недолжен исчезнуть, должен быть передан другим. Отсюда вывод — нужно трудитьсяради морального подъема ближних.
Четвертая«благородная истина» — описание пути к освобождению от страданий. Учение Буддыглавным образом есть ответ на один основополагающий вопрос: как достичьнирваны? Для этого необходимо пройти «восьмеричный путь», включающий следующиеэтапы.
1.Правильные взгляды — правильное понимание четырех благородных истин.
2.Правильную решимость — твердое намерение преобразовать жизнь. На этом этапетребуется отрешение от привязанности к миру, отказ от дурных намерений и враждыпо отношению к другим людям.
3.Правильную речь — контроль над речью, воздержание от лжи, клеветы, жестоких слови фривольных разговоров.
4.Правильное поведение — отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверногоудовлетворения чувств.
5.Правильный образ жизни — получение средств к существованию честным путем.
6. Правильноеусилие — постоянное стремление к искоренению старых дурных мыслей и закреплениюв уме хороших идей (в противном случае можно сойти с пути).
7.Правильное направление мысли — знание о том, что все вещи по своей природепреходящи, поэтому не должно быть привязанности к вещам и печали по поводу ихутраты.
8. Правильноесосредоточение, включающее 4 стадии:
1)наслаждение радостью отрешенности и чистого мышления;
2) радость,покой и внутреннее спокойствие, порождающие размышление, осознание радости ипокоя;
3) попыткаперейти к состоянию безразличия, переход к совершенной невозмутимости иосвобождение от ощущения телесности;
4) попыткаосвободиться даже от сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувстврадости и воодушевления, которые ранее испытывал человек.
Буддистыуверяли, что прохождение восьмеричного пути обеспечивает человеку полноедушевное успокоение, которое не может быть нарушено уже ничем. Тот, кто достигэтого состояния, более не воплотится в мире и не будет подвержен перерождениями страданиям. Буддисты были уверены в неограниченных возможностях человека дляизменения своей природы и «освобождения».
2 Буддийскийвзгляд на мир и назначение человека в этом мире
Важныммоментом буддизма является идея о неотделимости друг от друга знания инравственности. Совершенствование познания невозможно без нравственности, т. е.без добровольного контроля над своими страстями и предрассудками. В одной избесед Будда установил, что очищающие друг друга добродетель и мудростьнеразделимы. В нирване человек достигает совершенной мудрости, совершеннойдобродетели, совершенной невозмутимости.
Буддизмподчеркиваетважность таких нравственных качеств, как благожелательность, сострадание,радость и беспристрастие. Человек должен преодолеть страсть и зависть, высокомерие,гордость и невежество. Если в мире будут процветать благожелательность исострадание, то в душе проснется любовь, весь мир наполнится яркими лучаминаших добрых мыслей, и эти лучи, войдя в души других, станут величественными инесравненными. Будда считал, что без доброжелательности и сострадания знаниеневозможно, а если и возможно, то оно становится бесполезным.
Каждыйчеловек должен приобретать знания своими усилиями. «Не принимайте за истину то,что вам будет преподнесено как истина, а вот все то, что вы увидели и услышалисами, что вы поняли, то и будет истиной», — наставлял Будда.
Буддизмисходит изтого, что зло, страдание, тяготы и горести, ожидание потерь и неудач,переживание беспокойства и прочие мирские проблемы вытекают из внутреннего психологическогосостояния личности, ее «ослепления», незнания. Таким образом, буддизм призывал не к борьбе снесправедливостью в мире, а к устранению реакций человека на окружающий мир, кослаблению «огня внутренних желаний». В состоянии нирваны свободный дух сознаетбезразличие всех качеств, ничтожество всех различий во внешнем мире, оносвобождается от зависимости от внешнего мира.
Буддизм считает,что высшая степень совершенства заключается не только в том, чтобы самомуприйти к нирване, но и других подвести к ней, т. е. спасти не только себя, но идругих.
Буддизмформировался как этическое учение. Когда Будде задавали вопросы о том,отличается ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир и т.п., он отказывался отвечать. Будда считал, что существует 10 бесполезныхвопросов:
1. Вечен лимир?
2. Или онневечен?
3. Конеченли мир?
4. Или онбесконечен?
5.Тождественна ли душа с телом?
6. Отличнали душа от тела?
7. Бессмертенли познавший истину?
8. Или онсмертен?
9. Будет липознавший истину одновременно и бессмертным и смертным?
10. Будетли он ни бессмертным, ни смертным?
Вместоэтого следует задавать вопросы о страдании. Наша задача — положить конецстраданиям. Тот же, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе имире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместотого, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в бок окровавленнуюстрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал, и кто еепустил. Вопросы о страдании, его происхождении и прекращении — вот о чем долженразмышлять человек. «Это — говорит Будда — приносит пользу, способствуетсвятости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей,к прекращению страданий, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване».
Человек, сточки зрения буддистов, — совокупность материального тела и нематериального умаи сознания. Сочетание нескольких физических элементов (земля, вода, огонь,воздух) создает тело. Сочетание наших психических состояний мы называем душой.Душа — не какая-то самостоятельная субстанция, а лишь ряд сменяющих друг другапсихических состояний. Одно состояние переходит в другое, подобно тому, какодно пламя зажигается от другого. Но при этом подчеркивается, что существуетнекоторая внутренняя сила, которая обеспечивает цельность личности, удерживаетв равновесии ее физические и психические свойства.
Посколькудуша — это не какая-то особая субстанция, то перерождение иллюстрируетсяобразным сравнением: когда двигающийся шар сталкивается с другим шаром, онпередает ему свое движение, а сам останавливается. При перерождении угасаниеодного психического состояния как бы зажигает другое психическое состояние.
Одно изважных положений буддизма — равенство людей по рождению. В «мирской» жизни жрецыи воины признавались привилегированными сословиями, но для духовной жизниподобные различия не считались существенными. На первое место ставились«нравственные заслуги» человека. Это было вызовом традиционным представлениям о«достоинствах, передаваемых по наследству». Эта идея в определенной мересоответствовала изменяющимся условиям жизни, когда положение человека всебольше определялось не его происхождением, а его личными успехами, в частностиего имущественным состоянием. В это время развитие торговли и ремесла привело ктому, что зажиточные вайшьи соперничали по богатству с брахманами и кшатриями;высокого материального положения достигали и некоторые ремесленники-шудры.Родоначальники буддизма не признавали авторитета Вед и выступали против брахманскойортодоксальной традиции. Будда упрекал брахманов в чрезмерной приверженностиидее собственной исключительности, в высокомерии и гордыне, обличал ихпривязанность к земным благам, излишествам (а жрецы изображали себявысоконравственными людьми, ведущими простой и строгий образ жизни). Буддаповторял, что брахманы по своей природе ничем не отличаются от простых людей.Вместе с тем он противопоставлял современное ему погрязшее в пороках жречествоидеальному жречеству далекой древности. В его проповедях говорилось, чтобрахманы когда-то были носителями морали; если они станут на путьсовершенствования, откажутся от мирских притязаний, то они смогут вернуть себепрежнее достоинство.
Буддистысчитали, что люди могут соблюдать моральные нормы в повседневной жизни. Приэтом вовсе не обязательно пользоваться услугами жрецов, делать им материальныеподношения (что было обязательно в брахманизме).
Изменилосьи отношение к женщине. Женщины наряду с мужчинами слушали проповеди Будды;кроме общин монахов возникали сообщества монахинь. Женщинам-мирянкам в случаесмерти мужа разрешалось вступать в брак вторично. В этом состояло радикальноерасхождение буддизма с брахманизмом, отказывавшим женщине в праве на какую-либосамостоятельную духовную жизнь.
Буддизмпредполагал терпимость по отношению к другим философским течениям. Считалось,что их приверженцы также обладают частицей «истинного знания»; задачабуддиста-проповедника — дать им возможность получить полное знание. Надоотметить, что брахманизм признавал в качестве языка религиозных текстов толькосанскрит; буддисты же считали, что их взгляды могут пропагандироваться ификсироваться на любом языке. Этот момент также способствовал роступопулярности буддизма.
Будда и егопреемники исходили из того, что есть два уровня понимания их учения. Избраннымдано «высшее знание». Обращаясь же к мирянам, проповедник использовал обычные,знакомые им словами, связанные с их повседневным опытом, не касался сложныхфилософских проблем, акцентировал внимание на вопросах этики. От мирян требовалосьбыть правдивыми, щедрыми, заботиться о монахах и учителях, вести хозяйство ибыть трудолюбивым. Они знали, что благая жизнь на земле приведет к блаженствуна небе. Будда говорил, что в идеальном обществе должно быть хорошоорганизованное хозяйство, подчеркивая значение земледелия, ремесла, торговли.Важная роль при этом отводилась централизованной власти. Монарх должен принеобходимости снабжать земледельцев зерном, помогать скотоводам, оказыватьфинансовую поддержку купцам. Но главным при этом оставалось следующее: обществодолжно быть «царством духовности», не запятнанным грехами обычногочеловеческого существования.
3 Буддизм иискусство
В искусствобуддизм принес совершенно определенные идеи: несовершение зла и насилия,которые в искусстве приобрели конкретно – образный характер. С древнейшихвремен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Буддасидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч вплетается тысяча глаз.Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз длятого, чтобы видеть несправедливость, совершаемую на Земле.
Изпоколения в поколение, репродуцировался этот образ тысячерукого Будды, внушаяверующему мысль о всесилии Будды и иллюзорности усилий человека, творящегодобро, т. к. его усилия несоизмеримы с всесилием великого учителя. Так«нейтрализм» буддизма приобретал определенный социальный смысл, оправдываянеизменность социальных отношений.
Большоесоциальное значение имела идея буддизма о смерти человека, которая не являетсяпросто уничтожением, но есть лишь переход к другой жизни.
Религиозныеи философско-идеалистические построения буддизма о будущем существовали силаминеобходимости размышления человека.
Искусствонейтрализовало скептическое отношение раннего буддизма к человеческим чувствам,а в реформированном буддизме, идущим по пути махаллы, оно акцентироваловнимание на человеческих чувствах.
Фундаментальнойидеей буддийской гносеологии является идея о нерасчлененности субъекта иобъекта, человека и природы, материи и духа. Этот принцип неразличения,безусловно, влиял на эстетические принципы буддизма, на его понимание и объяснениеприроды искусства, его целей и функций.
Буддизм какфилософия и религия должен был ответить на вопрос о доминирующем начале внерасчлененном единстве. Буддизм утверждает абсолютное значение идеального, егосуществование вне материи и человека.
В этомосновательно проявляется влияние добуддийских представлений о существованиикрасоты. В «махабарахате» есть такие строки: «Исчезла душа – красота отлетела,уродливым стало бездушное тело».
Вфилософско-религиозной концепции буддизма не существует проблемы личного бытиячеловека.
Буддизм какфилософско-религиозная концепция и как церковь в процессе своего историческогоразвития оказался в парадоксальном положении. Опираясь в своих изначальныхформах на ведическую религию, а затем на брахамизм и индуизм, буддизм попыталсяизъять из религиозного сознания элементы эмоционально-образного отношения кмиру, элементы эстетического и художественного, создав учение о страдании инирване, придав ему широкий эмоционально аскетический характер.
«Буддапроповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов, и все внимание уделялнравственным проблемам и дисциплине духа» – пишет один из исследователейиндийской культуры Ч. Кабир.
Историческибуддизм возникает как своеобразный орден странствующих монахов. Поэтомупостепенно буддизм стал включать в себя различные мифы, сначала ведические, азатем создавать сказания и о самом Будде, его деяниях и восхождениях в нирвану.
Реформированныйбуддизм создает ценностную и стройную систему искусств, которая должна наэмоционально – образном уровне подтвердить мистические идеи буддизма.
В буддизмеособенно ярко проявляется изначальное значение образного слова. Для буддизмахарактерно тяготение к притче, к образной метафоре и сравнению.
В пределахдекоративного искусства и украшениях буддийских храмов декоративностьограничена и является сущностью произведения.
Буддизмсумел ассимилировать и органически включить в свою структуру эстетические традициинародов, принявших его учение, приспособиться и умело использовать богатствохудожественного фольклорного сознания.

Заключение
Важнейшимположением вероучения буддизма является идея тождества между бытием истраданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение опереселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо сновавозрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духаи т. д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Еслибрахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия(«варны») обрядов, жертв и заклинаний можно достичь «хорошихперерождений», т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежнымнесчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращениеперерождений и достижение нирваны, т. е. небытия.
Длябольшинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно.Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо должно снова и сноваперевоплощаться. Но это будет путь восхождения к «высшей мудрости»,достигнув которой существо может выйти из «круговорота бытия»,завершить цепь своих перерождений. Наиболее существенным в учении Будды егопоследователи считают то, что он познал причину и сущность бытия — страдания,раскрыл их людям, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий,к спасению, к небытию.
Буддистыпризнают возвещенные Буддой «четыре благородные истины». Первая изних утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причинастрадания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти,богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме. Третья истина объявляет,что прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жаждыжизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует,всякое желание подавлено. «Четвертая благородная истина» заключаетсяв указании так называемого «благородного срединного восьмеричногопути», состоящего из «праведного воззрения, праведного стремления,праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения,праведного созерцания, праведного самопогружения», обычно называемого медитацией.
В учении о«четырех благородных истинах» изложена сущность буддизма. Все религиипротивопоставляют реальную земную жизнь нематериальной, небесной, той, чтоякобы начинается за гробом. При этом первая всегда рисуется мрачными красками,объявляется греховной, мешающей соединению с богом, вторая объявляется цельюстремлений человека, наградой за терпеливое перенесение земных мучений.
Поставивзнак равенства между бытием и страданием, буддизм рисует особенно мрачнуюкартину мира, в котором не только все обречено на мучения и уничтожение, нодаже любая радость, усиливая привязанность живого существа к этомусуществованию, таит в себе страшную опасность новых бесконечных перерождений,наполненных не менее страшным злом.
Человек самсоздает свою судьбу, форму каждого своего нового перерождения,- учит буддизм.Сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения, называетсякармой. Карма буддизма — это сумма всех поступков и помыслов существа во всехего предыдущих перерождениях.
Хотя все вданной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выборав своих поступках, помыслах, словах, действиях. В этой частичной свободе воли изаложен, по буддизму, путь к спасению. Причем дело вовсе не в жертвах, обрядахи запретах, а в поведении самого человека. Именно его поступки и мысли в даннойжизни определяют его дальнейшую карму, форму его нового«перевоплощения», т. е. новые страдания.
Буддизм неотличается в принципе от других религий, но он доводит до логическогозавершения критическую оценку того мира, в котором мы живем.
Список литературы
 
1. Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада. Лойола. Спб.,1993.
2. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.
3. Ельчинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. Историярелигии. М., 1991.
4. Основы буддийского мировоззрения. М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Генная инженерия 3
Реферат Генетика и эволюция Основные аксиомы биологии
Реферат Генетика и эволюция Законы генетики Менделя
Реферат Нейронаука в наши дни
Реферат Прославление царевича Димитрия
Реферат Протоиерей Герасим Петрович Павский: жизненный путь; богословская и ученая деятельность
Реферат Прогнозування і оцінка наслідків аварій на хімічно-небезпечних обєктах та проведення захисних заходів
Реферат Комплексный анализ повышения эффективности экономической деятельности предприятия (на материалах ООО "Хозпродторг", г. Смоленск)
Реферат В поисках Мудрова
Реферат Аглаонема
Реферат Генетика человека 2
Реферат Первая дама естественной истории
Реферат Welfare Reform Essay Research Paper One hotly
Реферат Совершенствование системы обучения и повышения квалификации на примере ООО “Эфиосервис”
Реферат Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке "Оркестр шумовых и ударных инструментов"