Реферат по предмету "История"


Галаты, кельтоскифы, кимвры и народы "третьего мира"

Галаты,
кельтоскифы, кимвры и народы «третьего мира»





Особый
интерес представляет создание кельтами своего государства в Малой Азии в III в.
до н.э. и его дальнейшее функционирование. Кельты были приглашены в 278 г.
союзом греческих городов севера Малой Азии, которые образовали так называемую
Северную Лигу для противостояния экспансии иранских Селевкидов. Членами этого
союза были: Византии, Гераклея, Калхе-дон, Тий, Киер и другие. И, естественно,
кельтские племена были приглашены как военные союзники, поскольку считались во
всем Средиземноморье отличными воинами.



На
рубеже III и II вв. до н.э. в Северном Причерноморье и Прикарпатье
складывается достаточно сложная и неординарная геополитическая ситуация. Ее
фиксируют и декрет Протогена, и другие источники о появлении на Балканах и в
Нижнем Подунавье отрядов «бастарнов – пришельцев». Галаты, по сообщению
ольвийского декрета, выступают в союзе со скирами. Это загадочное племя позже
поминается Плинием, а в эпоху Великого переселения народов постоянно действует
в составе различных группировок германских племен, в герман-стве которых еще
надо разобраться.



Аполлоний
в 17-й книге «Карийской истории» сообщает, что недавно прибывшие кМитридату и
Ариобарзану галаты, действуя совместно, прогнали египтян, посланных Птолемеем,
до моря и захватили якоря их судов; употребив добычу с победы на строительство
города, заселили страну и назвали таким образом. Три города они основали:
Анкиру вследствие одержанной в войне победы, другой город по имени архонта,
названный Пессинунтом, третий город – Тавий по имени другого архонта.



Надо
сказать, что впоследствии, на протяжении многих веков галаты играли огромную
роль в истории Малой Азии, в качестве серьезной военной силы, которую
неоднократно использовала династия Митридатов Понтийского царства, в том числе
и в борьбе со все возрастающим могуществом Рима.



Кельтские
племена, жившие в Малой Азии, это: трогмы, построившие Анкиру, толистобокие,
основавшие Тавию, и тектосаги с центром в Пессинунте. Помимо городов, кельты
сплошь покрыли территорию своей страны крепостями и укрепленными поселками, и
являвшимися, по выражению В. Рамсея, «держателями местного неэллинского
духа».



Надо
сказать, что подобно своим родичам в Галлии и Британии, галаты время от времени
собирались в святилище под названием Drunemeton
«Священный дубовый лес», оставаясь верными своим древним верованиям. Более
того, духовный авторитет друидов и их большие знания пользовались в Малой Азии
немалым влиянием и, видимо, не зря во времена императора Августа верховным
жрецом знаменитого храма матери-богини Ма-Эннио или Ма-Беллони в Комане стал
галат Дитевт, сын Адиаторига, который, видимо, был друидом. Очевидно, выбор был
не случайным, поскольку культ богини-матери был одним из ведущих в кельтском
мире. Надо сказать, что этот храм, в числе служителей которого было шесть тысяч
человек, пользовался не только огромным влиянием в Малой Азии, но и особым
статусом – он практически не подчинялся государству, являясь в те времена
чем-то вроде современного Ватикана, и имел право чеканить свои собственные
монеты с изображением верховного жреца. Кстати сказать, именно на монетах этого
храма встречается трезубец, удивительно напоминающий ставший впоследствии
знаменитым родовой знак Рюриковичей.



Во
времена падения Понтийского царства и заката династии Митридатов, галаты,
перешедшие на сторону римлян, еще более усилились. «Тетрарх галатского племени
толистобокиев Дейотар усилиями Помпея получил царский титул и присоединил к
своим владениям в Западной Галатии внутренние районы Понтийской Капподокии от
Ксимены до Трапезунта. В его владения были включены территории в устье реки
Галис, что составляло примерно половину прежней Газельнитиды, и участок
побережья от Сиды до Колхиды. Южные области бывших родовых владений Митридата
Евпатора вокруг укрепления Митридатий вместе с Малой Арменией отошли к другому
галатскому тетрарху, правителю трокмов Брогитару». Запомним этот отрывок,
поскольку он еще и ключ к кельтскому влиянию на Грузию и Армению, не говоря уже
о дальнейшем влиянии на византийскую культуру.



Галатские
воины продолжали служить Византии, как они служили Понту и Риму, и именно из
галатских провинций набиралась императорская гвардия и происходило это по
крайней мере до времен правления династии Комнинов, о чем свидетельствуют
мемуары дочери византийского императора Анны Комнин, где она неоднократно поминает
кельтских наемников, которых почему-то ее комментаторы принимают за выходцев из
Западной Европы. Вот что пишет Проко-пий Кесарийский о дворцовом войске: «Одни
из них с давних времен набирались в Византии, другие – в Галатии…» Даже одна из
площадей Константинополя называлась Галатской, был в этом городе и Галатский
район.



Думается,
что галаты не могли не оказать своего влияния и, достаточно сильного, на
культуру Византии, которая была эклектична по своей сути и впитывала в себя,
особенно в декоративно-прикладном искусстве, искусство народов, ее населяющих,
среди которых галаты занимали далеко не последнее место, если не второе, после
греков. Но, к сожалению, этот вопрос совершенно не исследован. В качестве
одного из примеров такого влияния можно привести византийскую «плетенку»,
используемую в различных орнаментах, и которая удивительно напоминает кельтские
образцы. Но об этом речь пойдет впереди.



Сейчас
необходимо разобраться с одними из основных загадок античного времени.



Очень
интересные и несколько загадочные сведения о неких «кельтоскифах» составляют
сведения Посидония, которые цитируются в трудах Страбона и Плутарха и которые
многим современным исследователям кажутся очень уж несуразными и
фантастическими. В частности, Страбон пишет, что кимвры «совершали походы даже
до области Меотиды». А вот что пишет Плутарх: «Кельтика такая обширная страна,
что она от Внешнего океана и холодных стран идет в сторону солнечного восхода и
Меотиды, где граничит с Понтийской Скифией.



Именно
оттуда, где смешались эти племена, они выселились не одним непрерывным
натиском, но каждое лето, двигаясь все вперед и воюя, прошли материк за большой
промежуток времени. Поэтому, хотя они делились на много частей с разными
названиями, все их войско в совокупности называлось кельтоскифа-ми… Те
киммерийцы, которые в древности стали известны грекам, были не большей частью
своего народа, а только группой беглецов… Самые же многочисленные из них живут
на краю света, у Внешнего моря, и занимают тенистую и лесистую землю… вплоть до
Геркинского леса… именно оттуда возникло наступление на Италию этих варваров,
называвшихся сначала киммерийцами, а потом очень кстати кимврами».



«Чуть
выше Плутарх пояснял, что «кимврами» германцы называли разбойников. В связи с
этим возникает мысль, не скрывается ли за этим названием не столько
этно-племенное, сколько этно-социальное понятие, наподобие «викинги» более
позднего времени».



Далее
Плутарх сообщает: «Кимвры ни с кем не вступали в сношения, а та страна, из
которой они явились, была так обширна, что никто не знал, что это за люди и
откуда они, словно туча надвинулись на Италию и Галлию. Большинство
предполагало, что они принадлежат к германским племенам, живущим около
Северного Океана, как свидетельствует их огромный рост, голубые глаза, а так же
то, что кимврами германцы называют разбойников. Но некоторые утверждают, будто
земля кельтов так велика и обширна, что от Внешнего моря и самых северных
областей обитаемого мира простирается на восток от Меотиды и граничит со
Скифией Понтийской. Здесь кельты и скифы смешиваются и отсюда начинается их
передвижение; и они не стремятся пройти весь свой путь за один поход и не
кочуют непрерывно, но, каждое лето снимаясь с места, продвигаются все дальше и
дальше и уже долгое время ведут войны по всему материку. И хотя каждая часть
племени носит свое имя, все войско носит общее имя – кельто-скифы. Третьи же
говорили, что киммерийцы, знакомые в старину грекам, составляли только
небольшую часть племени, ибо это были лишь предводимые неким Лигдамидом
мятежники и беглецы, которых скифы вынудили переселиться с берегов Меотиды в
Азию, а самая большая и воинственная часть киммерийцев живет у Внешнего моря, в
стране столь лесистой, что солнце там никогда не проникает сквозь чащи высоких
деревьев, простирающихся до самого Герцин-ского леса. Небо в тех краях таково,
что полюс стоит чрезвычайно высоко и вследствие склонения параллелей почти
совпадает с зенитом, а дни и ночи – равной длины и делят год на две части». То,
что кельты могли оказать культурное влияние на скифов, является вполне реальным
фактом, тем более что почти два века кельтские племена владели Фракией и
другими причерноморскими землями. Нельзя забывать и о неврах, которые были
ближайшими соседями скифов. Но вернемся к Посидонию.



«Страбон
сообщает: «Посидоний был другом Помпея, совершившего поход против иверов и
албанцев до морей, находящихся по обе стороны их, то есть Каспийского и
Колхидского…» Если «кельтоскифский» пласт сведений Посидония отнести к
промежутку между 145 г. до н.э., которым начиналась его «История» в 52-х
книгах, и 120-ми гг. до н.э., когда кимвры действуют уже далеко на западе, то
окажется, что Посидоний мог получить сведения о кельтоскифах от Помпея
приблизительно через полвека после описываемых событий, так как поход состоялся
в 66–65 гг. до н.э. Он был направлен против союзников Митридата Ев-патора,
следовательно, непосредственно затрагивал и скифов, поддерживавших понтийских
царей вплоть до 63 г. до н.э. Скифы были врагами Рима, а своих врагов
полководец Помпей должен был знать хорошо».



Далее
те же авторы ставят вполне закономерный вопрос: «Почему же Посидоний
отождествил кимвров и кельтоскифов?» И находят для себя ответ в том, что скорее
всего кимвры были неким промежуточным племенем между кельтами и германцами и
несли в себе черты обеих племен, ссылаясь на общепринятое мнение, что такая
группа существовала.



«Реальность
существования кельтоскифов Посидония оказывается более чем вероятной:
по-видимому, это та часть поздних скифов, которая была вовлечена в орбиту
понтийской политики и подверглась сильному влиянию со стороны кельтских и
кельтизированных членов союза, созданного под эгидой Митридата Евпа-тора… – то
есть галатов Малой Азии, скордисков Подунавья и бастарнов».



Не
стали ли впоследствии эти самые кельтоскифы одними из предков славян, в частности
антов? К этой гипотезе мы еще вернемся. Сейчас нам важно понять, что, вступая в
военные союзы с другими племенами, что само по себе событие достаточно рядовое
в мировой истории, кельты, как правило, занимали главенствующее положение и
оказывали колоссальное культурное влияние ц& другие народы.



В
эти же времена произошло еще одно знаменательное событие – в 1 Ю г. до н.э.
произошло первое столкновение римлян с полчищами кимвров и тевтонов. О
масштабах этого нашествия писал Плутарх: «…вести о количестве и силе
наступающих войск вызвали сначала недоверие, но впоследствии они оказались
преуменьшенными сравнительно с действительностью. На самом деле двигалось 300
ООО вооруженных воинов и, по рассказам, толпы детей и женщин шли вместе с ними
еще в большем числе – они нуждались в землях, чтобы было где прокормить такое
множество…» Но что удивительно, несмотря на огромное численное превосходство
эти войска не захватили Рим, а направили свое движение в Галлию, где
впоследствии и были разбиты, так и не сумев там обосноваться.



«Совместными
же усилиями лингвистов и археологов установлено, что на территории между Рейном
и Дунаем на рубеже эр обитали группы населения, как ставшие впоследствии
прямыми предками современных германцев, так и представители неких «третьих» народов
«между кельтами и германцами», остатки прежнего индоевропейского населения…
Кстати, парадоксальным образом в зону «третьих» народов попадают и германцы
Посидония…» При этом оказывается, что эти племена выступают в сильно
кельтизированном виде: их вожди носят кельтские имена – Бойорикс, Кезарикс,
Лугиус; римский военачальник Серторий, служащий под началом консула Мария,
собираясь в разведку во вражеский лагерь под Аквами Секстиевыми, учил кельтский
язык и одевался по-кельтски… Кимвры и тевтоны, как и кельты, сражались
полуобнаженными и были так же вооружены – шлемы, украшенные изображениями
животных, тяжелые длинные мечи и большие щиты. Кимвры, переходя Альпы,
«взбирались на вершины гор по глубокому снегу и льду, а оттуда, подложив под
себя широкие щиты, стремительно неслись по скользкой крутизне»… Такими
«санками» могли быть кельтские большие щиты типа «тюреос» с продольным ребром и
почти плоским умбоном, а не германские, сравнительно небольшие щиты с выпуклым
умбоном. Авторы данной статьи, проанализировав античные источники и данные
археологии, обратили внимание, что именно в период появления кимвров, тевтонов
и тавроскифов происходит так называемая «вторая кельтская революция»,
выраженная в самой структуре кельтского общества, где на смену военизированной
организации и института царской власти приходят ранние олигархические и
предгосударственные образования. В Кельтике повсеместно строятся протогородские
центры – оппидумы, в материальной культуре получают распространение новые типы
вещей: начинается изготовление расписной красно-бело-черной керамики, на мечах
наряду с изогнутыми колоколовидными гардами появляются прямые перекрестья,
круглые умбоны щитов сменяются прямоугольными, впервые начинают употребляться
шпоры, фибулы становятся короче, с круче изогнутой спинкой. Эти типы вещей в
разных пропорциях представлены как в самой латенской культуре, так и их
северо-восточных соседей от Рейна до Скандинавии, западного Буга, Днестра и
Днепра. А самое интересное – меняется погребальный обряд: старые кельтские традиции
погребений с колесницами сохранились на среднем Рейне, в восточной Франции и
Британии, а немногочисленные трупосожжения зафиксированы на Мозеле и в
Тюрингии. Зато в значительной части кельтского мира, особенно в южной Германии,
Швейцарии, Чехии, Моравии и частично во Франции, полностью исчезают
погребальные памятники, вместо которых распространяются странные подквадратные
сооружения в виде рвов со следами жертвоприношений.



Будет
нелишне заметить здесь, что именно в этот период времени происходят наиболее
тесные и кельтско-славянские связи, и более того – становление славянского
этноса при слиянии праславян с частью кельтского населения Европы. «В культовом
строительстве кельтов заметны хронологические изменения, связанные с развитием
общества, религиозных представлений и организацией культа. В богослужении место
князей и королей, курганы которых в Гальштате служили святилищами, занимают
друиды. Наряду с жертвенными площадками и ямами, небольшими круглыми
святилищами общинного характера распространяются большие четырехугольные
города-святилища со священными колодцами и деревянными храмами, за оградой
которых могло собираться большое количество народа. Появление храмов и
квадратных святилищ знаменует коренное изменение взглядов на мир, на богов и
установление их иерархии. Прямоугольные города-святилища свойственны только
кельтам и не встречаются у других народов Европы». Эти интересные явления могут
быть связаны как с наступлением римлян на Галлию, так и могут иметь сакральные
причины, связанные с возвышением друидов.



«Практически
повсеместно кельты переходят к погребальным обрядам, неуловимым археологически,
поскольку совершались они, видимо, на поверхности. Покойников могли сжигать и
развеивать пепел, помещать в деревянные «домики мертвых», оставлять на специальных
платформах или просто на поверхности земли, подвешивать на деревьях и тому
подобное. В этнографии такие случаи известны у разных народов мира.



В
этой связи неожиданно новое звучание приобретает один из пассажей Плиния
Старшего, на который обратил наше внимание Д.А. Мачинский: «В древности
самым явным признаком победы считалась передача побежденным зеленого стебля.
Она означала отказ от обладания землей, от пользования производящей и питающей
силой почвы, даже от погребения в земле: этот обычай, как я знаю, до сих пор
сохранялся у германцев». Эти сведения могут быть дополнены и данными
археологии: «на оппидуме Манхинг, например, найдены стилизованные золотые ветви
с листьями, имевшие культовое значение».



К
сожалению, историки не всегда обращают внимание на религиозные и мистические
причины движения народов, которые бывали значительно важнее экономических и
природных факторов, хотя последние для древних народов имели так же мистическую
роль. В последнем случае нельзя не согласиться с предположением авторов: «очень
похоже на то, что значительная часть кельтов была вынуждена отказаться от права
пользования производящей и питающей силой почвы, совершив, вероятно,
определенные обряды и произнося перед богами соответствующие клятвы».



Так
кто же были представителями этих самых «третьих» народов, которых можно принять
за остатки праиндоевропейцев? Судя по территориям, с которых они готовы были
обрушиться на Рим, – это скорее всего были те самые кельти-зированные
праславяне и те германские племена, которые тоже подверглись кельтскому влиянию
и влились впоследствии в уже славянскую общность. Надо сказать, что кельтское
влияние на культуру народов Центральной Европы и Малой Азии до сих пор не
оценено по достоинству, а оно, судя по всему, было огромным настолько, что
формирование многих германских и славянских племен происходило при их
непосредственном участии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Остров Ольхон
Реферат Независимость Бутана
Реферат Европейский суд - гарант защиты прав человека
Реферат Організація оплати праці на підприємстві
Реферат Технология изготовления листоштамповочной детали
Реферат Практический Перл для начинающего
Реферат Разработка туристского продукта "Образовательный туризм в Санкт-Петербурге"
Реферат Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей
Реферат Overpopulation And Poverty In The Developing World
Реферат Термоелектричні властивості кристалів плюмбум телуриду
Реферат Маркетинговые исследования. Реакция на рекламные щиты
Реферат Проект салона красоты по предоставлению парикмахерских и маникюрных услуг
Реферат Порядок разрешения земельных споров исполнительными и распорядительными органами в Республике Беларусь
Реферат Предмет и задачи патопсихологии и судебной патопсихологии
Реферат Опыт работы методического кабинета Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 11" г. Сасово