Реферат по предмету "Искусство"


Лекции по Культуре

УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ К У Л Ь Т У Р Ы конспект 1.Классификация культуры. 2.Периодизация культуры. 3.Преемственность в разных культурах. 4.Многообразие форм художествен- ной культуры. Cultura-возделывание,воспитание,развитие и почитание.


Под терми- ном "культура" принято понимать исторически определенный уровень человека,выраженный в формах организации или жизни людей,а также создании духовных ценностей. КУЛЬТУРА / Материальная Духовная (орудия труда,жилища, (познание мира, предметы обихода,одеж- нравственность,воспитание) да) Эти понятия характеризует материальный и духовный уровень разви- тия определенных эпох,конкретных наций,а также специфических сто- рон тамошней жизни.


В повседневном бытовом смысле термин "культура" относят к духов- ной жизни и повседневной деятельности людей.По содержанию к культуре относят: К У Л Ь Т У Р А / | Научно- Худо- Бытовая культура техническая жественная () культура культура К первому типу относятся: народное образование,книгопечатание. Ко второму: литература,народное творчество К третьему: деятельность людей,профессиональная и непрофессиональная,


в про- цессе которой осуществляется создание и потребление культурных ценностей. История Культуры в общем смысле слова-это раздел науки исто- рия,но раздел специфический,связанный с философией и логикой. Принято выделять: 1.Первобытную культуру 2.Античную(древнюю)-дохристианскую 3.Средневековую 4.Культуру Возрождения(античной культуры) 5.Культуру Просвещения(18 в.) 6.Культура (19 века)-золотой период европейской культуры. 7.Современная культура. Первоначально слово "культура" обозначало целенаправленное


воз- действие человека на природу,а после воспитание самого челове- ка.Воспитание обозначало не только развитие умения согласно су- ществующим нормам и обычаям,но и поощрение желания,им следовав- шее. В эпоху Средневековья понятие "культура" приобретает смыс- л,близкий к понятию "цивилизация".Позитивно оценивается город- ской уклад жизни.Культура стала ассоциироваться с признаками лич- ного совершенства;на востоке и в


Европе-с признаками религиозно- го совершенства. В эпоху Возрождения понятие "культурный человек" стало соответ- ствовать гуманистическому идеалу человека. В эпоху Просвещения возник идеал культурного человека,в кото- рои этике и эстетике уделялось мло места и основное место уделя- лось совокупности познаний об окружающем мире и способности ис- пользовать эти познания для достижения поставленных целей. Французский просветитель


Вольтер противопоставлял культурнос- ть,образованность нации дикости и варварству первобытных пле- мен.Цивилизованность нации,согласно Вольтеру,соответствует высше- му соотношению разума:"Сделать всех людей счастливыми,живущими в соответствии с потребностями человека." Руссо считал,что современная ему европейская культура портит и морально развращает "культурные нации" и потому противопоставлял им чистоту и естественность нравов отдельных народов,находящихся


на патриархальной ступени развития. Немецкие философы Кант,Шиллер и Гегель называли культурой об- ласть духовной свободы человека,лежащей вне природного и со- циального существования,независимую от практических целей и пот- ребностей.достижение этой свободы-смысл всей культурной эволюции человечества. В настоящее время под культурой стали понимать систему ценнос- тей,обуславливающих выработку форм человеческого поведения как органическую часть социальной


системы,определяющую степень ее упорядоченности и управляемости.Каждый из разделов содержания культуры в определенную эпоху нельзя рассматривать без учета дос- тижений в этой области,достигнутых в предшествующие эпо- хи.Преемственность развития культуры легко прослеживается в мате- риальной культуре,к которой относятся машины,технические сооруже- ния,выработанные в течение многих веков нормы морали и права.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Все виды художественной культуры можно свести к трем основным направлениям: 1)дворцовая(средние века,распространение среди феодалов) 2)культовая(получила распространение среди служителей церкви) 3)богемная(фортификационная) По этим трем направлениям развиваются такие виды художествен- ной культуры как литература,живопись,скульптура,архитекту ра,и театр. Всегда быстрее развивается тот вид искусства,который востребо- ван модой,а потому щедро оплачен заказчиком.


Заказчиками были представители господствующих классов,а также высшие иерархи культа.Ими руководило стремление выделиться над равными или уве- личить свое господствующее положение над низшими-главная движу- щая сила в развитии культуры. Поэзия вообще начала складываться из сладкозвучных славослрвий своему господину.Скульптура также возникла из стремления "вождей" стать равным богам,ибо первые примитивные скульптуры у всех без исключения народов посвящались именно им(богам).


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА: Культура Древнего Востока. План: 1)Возникновение древнейших цивилизаций 2)Вавилоно-ассирийская культура 3)Культура Древнего Египта ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: С X тысячелетия по IV тысячелетие до н.э.климат в полосе 20-40 градусов северной широты был существенно отличным от нынешне- го.Влажность была неизмеримо выше.


На месте нынешних пустынь были цветущие саванны и степи.Людей было в сотни раз меньше,чем сей- час.Людям не надо было сеять или заниматься скотоводством.Им вполне хватало дикорастущей пищи.Люди жили мелкими племенами и родами,которым вполне хватало места для жизни.Конфликтных ситуа- ций между родами и кланами в эту пору не возникало. С конца V тысячелетия до н.э.климат начал становиться более су- хим.


Пустыня начала наступать на саванны и степи.Люди стали пере- кочевывать в долины больших рек. Ариал обитания людей во много раз сократился.Собирательством и охотой прокормиться стало уже невозможно.Начался переход к земле- делию и скотоводству. Мест,удобных для пастбищ и земледелия,было не очень много.Стали возникать конфликты между племенами,в результате чего возникла потребность в оружии,из которой проистекала потребность в метал- ле.Возникали материальные потребности в развитии научных и техни- ческих


средств. В дальнейшем возникла проблема ирригации.Появилась необходи- мость рыть каналы и строить дамбы. Для измерения площадей земельных участков и объема выбираемого грунта при строительстве каналов,нужны были математические мето- ды ведения всевозможных расчетов.Для определения времени начала посева и выгона скота на пастбище нужен был инвентарь,а также познания в химии и астрономии,нужен был календарь. Изменившиеся условия жизни диктовали свои требования к развитию


культуры.Начался переход к государственной системе от родовой и племенной.В борьбе за земли и рабов возникли первые государ- ства:в Междуречье Тигра и Евфрата,в долине реки Нил и на юге Пе- лопонеса(о-в Крит). ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-асси- рийской культурой.


К середине III тысячелетия до н.э. государства Междуречья были достаточно развиты. 1.Техника -хорошо развита металлургия.Известны:литье,ковка,чеканка ,изго- товление золотой и серебряной проволоки,филигрань. -широко применяется изготовление парадного оружия,что тоже сви- детельствует о наличие у предствателей данной культуры определен- ной степени мастерства. 2.Строительство -основные стройматериалы:большей частью-необожженный и обожжен- ный кирпич.


Основы всех всех дворцов и храмов возводились из нео- божженного кирпича. Несущие конструкции-напротив,из обожженного. 3.Реконструкция войска -введение колесничного войска.Появление панциря из медных блях.Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются ук- репленные военные лагеря и осадные орудия(таран). -стали строиться каменные и наплавные мосты через достаточно ши- рокие реки. 4.Железные инструменты -алмазные сверла 5.Водоподъемные устройства


-водоподъемное колесо(бесконечная веревка с кожаными ведрами). -еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук. 6.Наука -системы мер.Шестидесятиричная.позиционная.На основании этой системы составлялись таблицы(умножение,деление,сложение,вычит а- ние) и квадратные уравнения. -за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методо- логию,планиметрию и стереометрию решения задач. -использование


практической химии в технологии производства бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике. 7.География -Земля представлялась плоской,посреди Земли изображалось Между- речье.На картах изображены земли от Испании до Индии.Вся Земля плавает в мировом океане. 8.Медицина -знали ампутацию,сращивание переломов,удаление бельма с гла- за,составляли анатомические


атласы. -сведены в систему лекарственные препараты.Календарь на основе лунного.Год состоял из 12 лунных месяцев.Периодически вводился 13-й месяц. 9.Религия шумерские названия семитские названия -Уту- бог солнца Шамаш Зуэн(Ианна) Син-бог Луны Ан Ану-бог неба Иннан Иштар (богиня плодородия) 10.Литература -письменность возникла за 3000 лет до н.э.


Клинопись.Первое лите- ратурное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточ- никах до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное произведение. 11.Архитектура -в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством воплощения в геометрической простоте. В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всю- ды выступы,


ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума создания многоступенчатой башни Зиккурата. Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирами- ды,окрашенные в разные цвета. 12.Культура -храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающи- ми людей,быков и крылатых львов. Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как произведения искусства имели царские принадлежности. Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую культуру стран и народов.


ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное царство и основал город Мемфис. С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история Египта,измеряемая династиями. 1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.) Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед- ных орудий,возникновение массовой торговли.


Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с со- седями с целью захвата рабов и сырья. 2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.) Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет- скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен- ной власти обожествляемых фараонов. Воплощение этой идеи-строительство пирамид. -Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.) Период всеобщего запустения.


3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.) Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры. -Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.) 4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.) Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение письменности и грамотности,изобретение стекла,использование ко- лесных повозок,создание могучего флота. В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готови- ли писцов-привилегированное сословие


государственных служа- щих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день заканчивался примерно в третьем часу пополудню. Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения строились из кирпича-сырца. В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской культуры и искусства.


Формируется иерархия видов и жанров искус- ства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монумен- тальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась маста- ба-геометрически правильная усеченная пирамида,


представляющая из себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположен- ное глубоко под землей. Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья". Именно в период Древнего царства была постоена первая пирами- да.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,сос- тоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида яви- лась основой гигантского архитектурного ансамбля в


Саккаре.В дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина. Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона


Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминаю- щего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометричес- ком порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поми- нальные храмы сообщались между собой крытыми переходами. Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых ме- роприятий.Живопись символизировала положение и благополучие по- койного в царстве мертвых.


Скульптуры,портреты,выполняли роль двойника покойника и служили вместилищем души-Ка. Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ри- туала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мер- твых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и по- шел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обла- дать точным сходством


с оригиналом. Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась ку- да более высокая роль-дарить усопшим бессмертие. Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачи- ваемыми людьми в египетском обществе. Искусство Египта было частью религии. В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансам- блей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пи- рамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался.


Пантеон Египта: Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и Изиды-бог Гор. Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде соко- ла,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва.


Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила. Культура Древней Греции 1)Крито-микенская культура 2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская) 3)Гомеровский период 4)Классическая греческая культура. 1.Крито-Микенская культура. Возникла в III тысячелетии до н.э.


Распространилась на острова Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры греками-неизвестно. Во II тысячелетии возникла письменность. Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет никакого архитектурного замысла,нет никакой


симметрии.Стены рас- писаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что спо- собствовало развитию торговли. Архитектура период Крито-Микенской культуры была удиви- тельной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью это- го периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких кано- нов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет- рическим орнаментом. В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в


XII ве- ке до н.э пришли дорийцы. 2.Доантичная культура Греции. К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.мно- гочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побе- режья заселили ионийцы.


Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие к нему острова заселили дорийцы. Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уров- нях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разру- шая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,э- ти племена перенимали культуру друг друга. В период ахейского господства города окружались стенами высотой до 12-15 метров и толщиной до 8 метров.


Улицы греческих городов были значительно уже.Возникла общая для всех племен письменнос- ть:это было слоговое письмо,множество источников из которого дош- ли до наших дней.Развивалась торговля. Архитектурные сооружения ахейского периода тяжеловесны,массив- ны,грубы.Известно только одно "скульптурное" произведение этого периода:Львиные ворота в Микенах. Для развития хозяйственных нужд ускоренными темпами развивалось гончарное


производство.Получает развитие вазопись с простейшими геометрическими узорами. Период дорийского господства не внес существенных улучшений в процесс развития греческой культуры. Обычным явлением в этот период стали непрекращающиеся междуусоб- ные войны.Именно в этот период состоялась Троянская война.Идеа- лом мужчины стал мужчина-воин,а идеалом красоты-физическое разви- тие.Общепринятым идеалом поведения стала воинская доблес- ть.


Общество стало милитаризованным. В это время заврешается формирование олимпийского пантеона.Каж- дый город имел своего бога.Литературные произведения,передавав- шиеся чаще всего устно,рассказывают о деяниях богов и героев.По- лучает распространение миф,что за воинскую доблесть боги могли даровать бессмертие отдельному человеку. Греческая религия не была фанатичной.Боги были очеловечены и часто имели общих потомков с людьми.


Начали складываться первые песни,вошедшие в состав "Илиады" и "Одиссеи". 3.Гомеровский период. Подъем культуры в древней Греции начался в "гомеровский" период.В большинстве своем на территории Греции господствовал ро- довой строй.Рабом назывался человек,не имеющий право на передачу наследства.


Для трех племен вырабатывается литературный греческий язык.Архи- тектура и изобразительное искусство начали стремительно разви- ваться в связи с быстрым ростом численности городов и народонасе- ления в них. Зародившаяся в этот период архитектура представляла собой пере- работку микенского мегарона. В зданиях типа мегарона не было окон.Скульптура находилась на примитивном уровне:и люди,и боги были представлены в виде двух типажей.


Курос-юноша,воин,атлет с неодухотворенным лицом.Статуи-куро- сы,были,как правило,обнаженными. Коры-статуи девушек,были,как правило,одетыми. Греческие одежды были примитивны-куски ткани,которыми укрывался человек.Украшениями служили пояса и браслеты. В этот период расцветает искусство геометрического орнамента на вазах.Появление растительного орнамента,которым украшались сте- ны,полы и потолки в зданиях.


Узоры на полу представляли из себя мозаику. Заключением гомеровского этапа была архаика-устаревшая по срав- нению с классицизмом культура. Прослеживается развитие и расцвет греческих городов-полисов,каж- дый из которых являлся независимым государством.Во главе города стоял базилевс. Начался период расцвета рабовладельческой демократии.Все свобод- ные были равны в правах независимо от имущества и принадлежности к определенным сословиям.


Воспитанием в людях патриотизма,здорово- го в физическом и духовном отношении населения,занимались извес- тные личности.К прежнему идеалу физической красоты добавился идеал красоты духовной. Совершенство человека определялось его духовной силой,и это в свою очередь обуславливало возрастание авторитета искусства.Раз- витие театра.Несмотря на свой малый размер,каждый греческий го- род имел свой театр,и улицы каждого полиса украшались скульптура- ми.


Воспитывалось новое поколение скульпторов.В период архаики воз- никли различные скульптурные школы.Излюбленным материалом для скульпторов становиться бронза,но на северо-востоке Пелопонеса,в Коринфе,создаются скульптуры из мрамора.Большинство из этих скульптур дошло до нас в качестве римских копий. Куросы и Коры стали более близкими к натуре,были установлены правила пропорций,шел спор об идеале.


В женской скульптуре стала удлиняться нога.Статуи данного периода были снабжены туфлями на каблуках. На главной площади города всегда находился главный храм города,а также здание мегарона.Главная площадь украшалась скульптурами по- бедителей Олимпийских и Дельфийских игр и скульптурами воинов и богов.Строительство велось всей общиной.Оплата труда архитекто- ров и скульпторов велась от имени общины.


Олимпийские игры-расцвет в VI-IV в.в. Летоисчисление в Греции велось по Олимпийским играм.Они посвяща- лись верховному богу Зевсу. Храм Зевса играл в Олимпийских играх не последнюю роль.Гиган- тское сооружение высотой 100-160 метров,в середине V века до н.э рядом была установлена скульптура Зевса-


Пантократора работы скульптора Фидия.Высота статуи без постамента-более 30 метров. Видимый материал-золото и слоновая кость.Глаза у статуи были сделаны из самоцветов. Вокруг храма располагались свыше 100 святилищ-сокровищниц(дары Зевсу от частных лиц и городов).Все это находилось внутри священ- ной дубовой рощи.Вдоль рощи шла дорога,вдоль которой на расстоя- нии трех шагов стояла аллея со статуями победителей


предыдуших Олимпийских игр. Стадионы располагались вокруг этой рощи.Проводились соревнова- ния по атлетике,бегу,прыжкам в длину и высоту(с гантелями),мета- ние копья,а также по портретной скульптуре,живописи на досках и фресковой,по музыке и искусству поэзии(оды),по песнопению. В период расцвета не было Олимпиады,в которой было бы представ- лено менее 100 скульптур на конкурс. Греки считали идеалом не только физически,но и духовное разви- тие человека.


В Олимпии было два театра,в которых на конкурсной основе представлялись театральные произведения.Наиболее значи- тельные произведения театраисполнялись в Олимпии,или Дельфах. Дельфийские игры. Проводились раз в три года,посвящались богу Апполону,в Дельфах,неподалеку от дельфийского храма Апполона.Поскольку Апол- лон считался покровителем искусств,большее внимание на этих иг- рах уделялась


искусствам. Произведение,представленное на Олимпийских играх,могло быть выс- тавленно и на Дельфийских.Но как правило,на Дельфийские игры выс- тавлялись произведения,не взявшие на Олимпийских призовых мест. К Дельфийскому Оракулу устраивались паломничества во время упо- мянутых игр.За пророчествами обращались частные лица,и роща Аппо- лона сохранила более 200 сокровищ.Все дороги в роще Апполона бы- ли уставлены скульптурами.


Все сокровищницы и мелкие храмы-это конкурсные произведения архитектуры.Победителю конкурса давались заказы на строительство главных храмов греческих городов. Афины,Акрополь,Парфенон. Афины были богатым городом,способным оплачивать любые нало- ги.Союзные греческие полисы во главе с Афинами в ходе греко-пер- сидских войн окончательно разбили персов.Спустя петьдесят лет после этого ощущался великий эмоциональный подъем.


Сразу после победы над персами началось восстановление Афинско- го акрополя.Ремонтировать и восстанавливать разрушенные храмы не стали,а использовали их камень для упрочнения фундамен- та.Пользуясь огромным количеством захваченных пленных и сосредо- точением усилий скульпторов,архитекторов и художников,афиняне ре- шили создать такой комплекс,который показал бы всему миру вели- кое могущество Афин.Акрополь-это не жилая часть города.


Там прожи- вали только служители храмов.Посреди Акрополя была установлена 20-метровая статуя Афины Паллады,покровительнице греков в гре- ко-персидской войне.Главный храм Акрополя-П А Р Ф Е Н О Н-гимн славы Афинам. Автор всего комплекса-Фидий.Парфенон строили с 447 по 432,в те- чении 15 лет.Размеры Парфенона- 31x70 метров.Все здание построе- но из белого мрамора,имело 92 метопы.


Рассматривалась мифологичес- кая история Афин.Большинство метоп в начале XIX столетия были вы- везены в британский музей. Внутри здания имелся внутренний фриз,полностью покрытый резьбой.Сохранился до наших дней.Главное внимание уделялось не только динамике и одухотворенности,но и символике.Статуя Афины держит в руке Нику,у ног богини-меч и змея. Учение Фидия стало основой для плеяды,школы Фидия.


Главными ее представителями были Прокситель и Скопос. Во всех скульптурных произведениях V века до н.э. единситвен- ное,что изображалось условно-это прическа.Ко всем мужчинам приме- нялся один волосяной покров. Выдающийся современник и продолжатель линии Фидия-Поликлет.Его главные произведения:"Дорифор","


Р аненая амазонка","Атлет из Олим- пии". Ученики Фидия: Прокситель. Главные произведения:"Гермес с маладенцем","Отдыхающий сатир". Скопос. Главные произведения:"Мавзолей"-надгро бный памятник царю Мавсо- лу,выполненный по заказу его жены.Несколько десятков скульптур атлетов-победителей.


Скопос делал головы,а его ученики изображали фигуру. Леохар. "Апполон Бельведерский" Лисипп. Изображения Александра Македонского,Геракла и олимпийских атле- тов. Образование и воспитание античной Греции. В древней Греции Существовало две школы-афинская и спартанская.


Афинская школа. До 7 лет ребенок воспитывался дома,после чего отправлялся в грамматическую школу,где учился порядка 5 лет.Там изучались:чте- ние,письмо,арифметика.В это же время дети обучались в кифарис- тских школах,после чего отправлялись в Палестру,где изучалось пя- тиборье. По окончанию Палестры-обучение в частных учебных заведениях,гим- насиях,но обучаться могли там не все. Целью обучения ыв гимнасии ставилось сочетание в человеке ум-


ственного,нравственного(послушный и доблестный воин),естетическо- го(мусического) и изического(гимнастическго) совершенства. Спартанская школа. Всех младенцев осматривали геруссии(специальные комиссии).Всех больных убивали.Все здоровые дети в возрасте 8 лет поступали в обязательную школу,обучение в которой велось до 12 лет. Изучались:военно-спортивные и общественно-религиозные дисципли- ны.Наиболее здоровые мужчины могли иметь большое количество де- тей от различного количества женщин.


Прототипами ВУЗов были фило- софские школы.(Правило,характеное для обоих систем образования и воспитания). 1)Милетская школа.Основатель-Фалес.Он был геометром,создал "Ло- ции Эгейского моря",был астрономом.Как философ утверждал един- ство материального мира. Анаксимандр-составил карту животного мира. Анаксимен-был астрономом.Описал движение планет в геоцентричес- кой системе.


Определил и составил прогноз солнечных и лунных зат- мений. 2)Пифагорийская школа.Основатель Пифагор.Пифагорийцы мистическое значение придавали числу.Были математиками-геометрами. 3)Школа субъективного идеализма.Зенон.Основатель диалектики как искусства спора. 4)Гераклит Эфесский.Диалектика.Единство,которое есть борьба про- тивоположностей,есть наука.


5)Эмпедокл. 6)Демокрит и Левкипп.Атомисты.Все состоит из атомов,отличается по форме и материям. 7)Софисты. 8)Сократ,Эвклид. 9)Антисфен.Основана Школа киников. 10)Аристотель-нет отвлеченной материи и чистой идеи. 11)Завершающие направления греческой философии:неоплатонизм,стой- ки,скептицизм. Культура Древнего Рима 1)История развития. 2)Искусство


Древнего Рима. 3)Наука Древнего Рима. 4)Культура Древнего Рима. 5)Наука и образование Древнего Рима. В I веке до н.э.Рим овладевает Средиземноморьем.В III-всей Ита- лией.Сам Рим был основан в 754(753) году до н.э. Ромулом и Ремом(Ремулом). Ромул стал первым царем Рима,после него правителей-монархов бы- ло еще шестеро.


Первые четверо-латиняне из племени латинов.Послед- ние три-этрусски. Правами граждан Рима пользовались 300 родов,30 курий(по 10 ро- дов на каждую) и 3 трибы(по 10 курий в каждом).Предсатвители 300 родов назвались патрициями.Все остальное население называлось плебеями.Ромул создал Сенат в составе 300 сенаторов.Сенатором назначался старейшина от каждого рода.


Власть Сената была очень высока. В середине VI в. шестой царь Рима,Сервий Тулий отказался от ро- довой системы и всем свободным гражданам Рима даровал права Romanus Populus.Самые большие права были у римлян.Чуть меньше-у латинян.На последнем месте стояли италики. В 560 году до н.э.Тарквиний Гордый был изгнан из Рима,и вскоре установился республиканский строй.


Обязанности правителя при рес- публике устанавливались на верховном собрании. Претор или консул устанавливались на один год.В 464 г.до н.э. из-за конфликтов между патрициями и плебеями к двум консулам до- бавился народный трибун. В середине V века Рим распространил свое влияние на правый бе- рег реки Тибр.В 265 году до н.э.Римляне подчинили Южную Ита- лию-"


Великую Грецию". В 272 году на материке остался один греческий город.В 265 г.до н.э. была захвачена вся Италия.К III веку до н.э.в Римской рес- публике сложились три группы класса рабовладельцев: 1)нобели-наиболее богатая аристократическая часть общества,вер- хушка родовой знати. 2)всадники-прообраз сословия рыцарей. 3)плебс-каждый плебей мог иметь свой особый род деятельности.


К III веку-Рим еще деревня по сравнению с греческими полиса- ми.На территории Италии было большое количество городов:этрус- ских,греческих,латинских.Поэтому создаются муниципалитеты(в селе) и магистратуры (в городе).Все эти должности-выборные,на малый срок и неоплачиваемые.Каждый делающий карьеру римлянин не мог не пройти через административную службу.


Магистратура-орган городского управления. Мунципия-сельская община,управляли ей члены муниципалитета. С возвышением Рима наметился ряд мощных соперников.Самым мощным в III-начале II века был Карфаген.Финикийская колония на террито- рии Туниса. 264-241 г.г. до н.э Первая Пуническая война. 218-201 г.г. до н.э Вторая Пуническая война.Карфагенянами руко- водил


Ганнибал. 149-146 г.г. до н.э Третья Пуническая война.В результате Карфа- ген был полностью разрушен,а у римлян появился скачок в развитии флота.На рубеже III-II в.в. до н.э. проводились войны по захвату Греции. Македонские войны-с 275 по 168 г.г. до н.э. В 88 г.до н.э. права римских граждан были распространены на всех италиков.


В 60-х г.г.I в.до н.э.Римская республика переживала пе- риод развала,восстание Спартака чуть не смело ее с лица земли,но благодаря этому восстанию выдвинулась группа лиц,показавших не- дееспособность рабовладельческого строя:Цезарь,Грасс и Помпей. После подавления восстания эти люди зачеркнули права республики и установили триумвират.Это стало преддверием империи. Первым императором стал


Октавиан Август.Империя-это позднее сло- во.Сам император так себя не называл.Он назывался "Принцепс сена- та","Империо" означало "Верховный главнокомандующий". Но т.к.армия частенько назначала своих императоров,со временем слово "империо" перешло в титул. Культура Древнего Рима. К середине I века до н.э. на территории Италии господствовали две культуры:этрусская(в


Северной и Центральной Италии) и гречес- кая(В Южной Италии и Сицилии). Этрусская культура. Истоком народа этруссков была Лидия(государство в Малой Азии);Их предводитель,Эней,привел их в Италию.Они на были носителями древ- негреческой культуры.Их культура была самобытной.Широко была раз- вита письменность.


Но их язык до сих пор не расшифрован.Их города впоследствии были до пыли разрушены римлянами,однако близ каждо- го города сохранился некрополь.Захоронения этруссков были извес- тны в огромном количестве.Аристократов хоронили в склепах,сжига- ли и хранили их пепел в урнах.Склепы вырубались в скале или дела- лись из камня под землей.Все стены имели полихромные росписи.Пог- ребальные урны делались в виде лежащего человека,имевшего пор-


третное сходство с усопшим.Наиболее известна роспись в гробнице "Пирующих",обнаруженной в начале 19 столетия нашей эры. Траурных стен в росписи не было.У этруссков был обычай снимать посмертные маски.Основной сюжет погребальной росписи-веселая жизнь.Известное произведение этруссков-Капитолийская волчица.Вол- чица имеет стилизованную гриву,не похожую на реальный волосяной покров.


Морда и мышцы выполненны реалистично.Фигур Ромула и Рема не сохранилось. Этрусски по культуре стояли ниже греков того времени,однако именно они дали Риму:основы государственного устройства,рели- гию,технику архитектурных сооружений(аркады вместо колон). Планирование города(греческая культура). К III-V в.в.до н.э. в южной Италии греческие колонии процвета- ли,но не только греческое искусство влияло на этуссков.


Было и об- ратное влияние.Из греческих колоний в Рим пришла мода на праз- дничную архитектуру(многочисленные виллы в Центральной Ита- лии).Римляне гордились своей архитектурой.Они противопоставляли свое умение пирамидам Египта и греческим храмам.Гордостью римлян были акведуки. Основными потребителями воды в Риме были многочисленные ба- ни(термы),и была мода на времяпровождение в термах.


Также потреб- ляли воду фонтаны. Римляне создали эллиптический театр.Местом общения граждан была главная площадь города-форум.Главная площадь города,вокруг кото- рой в обязательном порядке находились следующие общественные соо- ружения:1)сенат 2)архив 3)тюрьма 4)каменная трибуна 5)в Риме-храм богини Весты. Римляне в одежде следовали моде.


После македонских войн в моду вошло все греческое:язык и культура. Римский полководец Павел Эмилий,разбивший македонцев,открыл мо- ду на все греческое:он вывез из Греции 350 повозок скульптур.Из Греции были вывезены десятки скульптур и тысячи мастеров.Они ос- новали множество римских скульптурных школ,занимались снятием ко- пий с классических образцов. Греческая скульптура и умение этрусского погребального портрета привели к появлению скульптуры портретов


императоров,полковод- цев,героев.Каждый патриций был обязан иметь в своем доме портрет императора.Многие выводы о культуре Рима сделаны на основе раско- пок Помпеи. По литературным источником известно,что помпейский театр был эталоном искусства.В театрах проводились гладиаторские бои и бес- тиарии.Диаметр цирка-135 метров. После установления империи


Октавиан Август прекратил междуусоби- цы,установил мир.Он гордился тем,что принял Рим кирпичным,а сде- лал его мраморным.Первым преобразовывать Рим начал Цезарь,расши- рив форум.Октавиан Август ввел украшение Рима в систему и в моду. При Августе улубился интерес Рима к культуре и моде.


Римская культура была творческой переработкой элементов иноземных культур.Возник термин "августовский классицизм".Героизированные скульптуры императора появились в Италии.Портреты императора изображали молодым и красивым.Главная идея римского искусства-ве- личие мощи Рима и незыблимость императорской власти. Одно из выдающихсяпроизведений римской классики-Колизей(амфи- театр


Флабия).Построен в 80-е годы,имел диаметр 100 метров.4-э- тажные сооружения(арки). 1 этаж-входы.Арки,украшенные дорическими колоннами. 2 этаж-ионические колонны 3,4 этаж-коринфские колонны. Установилась мода на возведение триумфальных арок и колонн. Образование и наука древнего Рима. В Древнем Риме существовали три ступени подготовки:


1)элементарная школа(с 7 до 11 лет) 2)грамматическая школа(от 11 до 14 лет) 3)риторическая школа(от 14 до 18 лет) Школы в Риме появились с V в.до н.э.В них изучались письмо,чте- ние,счет,языки(греческий и латинский).Специалистов для государ- ственного аппарата(мунципий и магистратур) готовили в граммати- ческих и риторических школах. Образованию уделялось большое внимание,во II веке до н.э. было открыто 20 грамматических школ.


В них изучались гуманитарные дис- циплины:политический исудебный оратор. Вместе с завоеванием Греции было вывезено множество греческих книг.На основе греческих библиотек была основана библиотека Луку- ла.Самая большая библиотека тогдашнего времени. Риторические школы возникли в I веке до н.э учились там три го- да,обучение велось на греческом языке.


Изучались философия,пра- во,администрация,поэзия,история. Спустя столетия во II в.до н.э. возникло понятие "кафедра".В ри- торических школах были кафедры:права,риторики,философии,медици- ны,архитектуры. В Римской империи было четыре университета.Самый престижный на- ходился в Афинах.Риторические школы и университеты были не только центрами культуры обучения,но и центрами романизации.


Все препода- вателии назначались именым указом императора.Самое высокое жало- вание из всех государственных служащих. Филоософия В Риме не было своих философских школ.Развивалась философия Гре- ции,в основном Аристотеля и Платона. Лукреций-один из приверженцев материализма. Стоики-Сенека,Марк Авелий,Эпиктет. Эпикурейство-Вергилий и


Гораций. Математика и механика 1.Менелай Александрийский I в.н.э. "Сферическая геометрия" и "Тригонометрия". 2.Птолемей "Альмогест".Создатель геоцентрической системы ми- ра.Труды по геометрии и др. 3.Диофант-систематизировал все приемы арифметики.Первый догадал- ся о сложении в столбик.


4.Пант Александрийский.Создатель первого математического сборни- ка. 5.Евклид-систематизировал знания по геометрии. 6.Герон-систематизировал все знания по механике.Научился опре- делять центр тяжести различных геометрических фигур. 7.Архимед. В целом римская математика была развита слабо. Сельское хозяйство. Очень развито в Риме.Главные ученые-


Варрон и Паладий. Гаргиллий Марцелл-перый ветеринар. Ботаника Интересовала римлян только с точки зрения производства лекарств. Медицина Высокоразвитая область познаний.Главные медики-Асклепиад и Соран. Большинство римских ученых были энциклопедистами: -Сенека написал 7 томов "Естественнонаучных вопросов". -


Плиний написал 37-томную "Естественную историю". -Варрон-"Дисциплины":грамматик а,логика,риторика,геометрия,ариф- метика,астрономия,теория музыки,медицина. Многие научные произведения этих авторов писались в стихах. География -Страбон, "Страны и народы". -Птолемей,основатель картографии.Мир от Китая до Канарских ос- тровов.


В V веке в Древнем Риме было 28 крупных библиотек.Историю Рима мы изучаем по трудам жрецов храмов.Они вели летопись,которая на- зывалась Анналы. -Тит Ливий-142 тома научных произведений,до нас дошли 35. Посвящены именно истории Рима. -Тоцит,книга "Анналы Истории". Пантеон римских Богов Юпитер-аналог


Зевса Юнона-аналог Геры }КАПИТОЛИЙСКАЯ ТРОИЦА Минерва-богиня ремесла Ферония-богиня земледелия Фортуна-богиня судьбы Веста-богиня домашнего очага и семьи Янус-бог всякого начинания Фавн-бог лесов Палес-бог животноводства Сатурн-бог загробного мира Сильван-бог леса(у патрициев) К плебейским богам относились: Церела-богиня зла Ливер-бог винограда


Либера-его жена Марс-бог войны Диана-богиня охоты Нептун-бог класса всадников и морей Меркурий-бог торговли Пан-леший Вакх-бог пьяного разума У римской культуры было два прямых наследника: 1)христианская византийская культура 2)христианская западноевропейская культура



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.