Реферат по предмету "Государство и право"


Агитация в правовом аспекте

Содержание
Введение
1. Понятие предвыборной агитации
1.1 Понятия предвыборнойагитации, выработанные юридической наукой
1.2 Нормативное понятиепредвыборной агитации
1.3 Формы предвыборной агитации
2. Условия предвыборной агитации
2.1 Условия, распространяющиесяна все методы предвыборной агитации
2.2 Условия проведенияпредвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организацийтелерадиовещания и в периодических печатных изданиях
2.3 Условия проведенияпредвыборной агитации, агитации по вопросам референдумана телевидении и радио
2.4 Условия проведенияпредвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодическихпечатных изданиях
2.5 Условия проведенияпредвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредствомагитационных публичных мероприятий
2.6 Условия выпуска ираспространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
2.7 Ограничения при проведениипредвыборной агитации
Заключение
Содержание
Список использованных источников
Введение
Курсовая работа посвященапонятию и нормативному регулированию предвыборной агитации. Актуальность темыне может вызвать сомнений, так как агитация очень широко применяется в условияхстановления постиндустриального информационного общества.
Конечной целью любого избирательногопроцесса является выявление волеизъявления избирателей с целью формированияпредставительных органов публичной власти. Выборы – неотъемлемый инструментнародовластия в демократическом правовом государстве. Агитация являетсяважнейшей составляющей избирательного процесса, так как именно она наиболеесущественно влияет на волеизъявление избирателей, а соответственно и нарезультаты выборов. Волеизъявление избирателей должно являться основойформирования власти, когда отражает реальные потребности и пожелания народа поповоду направленности функционирования будущей власти. Поэтому недопустимо такоевлияние на волеизъявление избирателей, которое делает это волеизъявлениенезависимым от политической позиции избирателя. Также недопустима агитация,нарушающая принцип равного избирательного права, закрепленный в Конституции,как пассивного, так и активного. Необходимо препятствовать агитации, содержащейв себе состав уголовного, административного, гражданского или иногоправонарушения.
Задачей курсовой работыявляется анализ законодательного регулирования агитации. В курсовой работеанализируются нормы, ограничивающие право на проведение агитации в той мере, вкакой это способствует тому, чтобы агитация только надлежащим образом влияла наволеизъявления избирателей, а также не была сопряжена с правонарушениями инарушением равенства кандидатов и избирательных объединений.
Цель исследования состоитв том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источниковразработать системное представление о предвыборной агитации как правовомфеномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения,выяснить проблемы практического применения правового регулирования предвыборнойагитации и ее финансирования.
1. Понятие предвыборной агитации 1.1 Понятия предвыборной агитации,выработанные юридической наукой
Понятие«предвыборная агитация» является одним из основополагающих дляизбирательного процесса, поскольку от содержания этого понятия во многомзависит дальнейшее установление рамок законных агитационных действийизбирателей, иных участников избирательного процесса.
В теории предвыборнаяагитация рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле ее следуетсчитать составной частью политической агитации, под которой понимаетсядеятельность, проводимая политиками, политическими группами и партиями, ихсторонниками, по распространению политических идей, взглядов в целях создания изакрепления у всего населения определенной системы ценностей и побуждения его кконкретному поведению в общественной жизни. Предвыборная агитация обладаетвсеми признаками политической агитации, но объект ее воздействия — не всенаселение, а лишь те, кто обладает активным избирательным правом. Даннаяпозиция расходится с нормативным определением предвыборной агитации, однако ясчитаю, что она имеет право на существование, т.к. агитация должнарассматриваться не только с юридической, но и с социально-политической точкизрения, а также с позиции политических технологий. Политическая практикапоставила вопрос о необходимости законодательного решения проблемы«заблаговременного» начала предвыборной агитации определеннымиполитическими силами, группами, сторонниками конкретных политических лидеров.Подобная деятельность имеет все признаки предвыборной агитации: цель,содержание, субъекты, виды, формы и методы. Ее осуществление задолго доназначения выборов реально воздействует на формирование волеизъявленияизбирателей по отношению к конкретным потенциальным кандидатам, в то время какиные кандидаты не ведут подобной деятельности, что ставит первых и вторых внеравные правовые условия. Нарушается один из основных принципов избирательногопроцесса — равенство условий и возможностей всех кандидатов. В узком смыслепредвыборная агитация представляет одновременно и институт избирательногоправа, и стадию избирательного процесса. Институт предвыборной агитациипредставляет собой совокупность материальных и процессуальных нормизбирательного права, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектамиизбирательного процесса в ходе совершения ими избирательных действий с цельюпобудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иныхкандидатов (списки кандидатов) или против них. Как стадию избирательногопроцесса предвыборную агитацию можно рассматривать как определенный закономпериод избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты,избирательные объединения, избирательные блоки осуществляют избирательныедействия в целях побуждения избирателей к участию в выборах, к голосованию затех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Эта деятельностьвключает строго определенный набор избирательных действий, конечной цельюкоторых является полная и последовательная реализация конституционного праваграждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органыместного самоуправления.1.2 Нормативное понятие предвыборной агитации
В соответствии с п. 4 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях…», агитация предвыборная (предвыборнаяагитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании иимеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата,кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Поскольку агитацияопределяется как деятельность, то в качестве таковой следует, как правило,рассматривать определенные действия (производство и (или) распространениеинформации, носящей агитационный характер, личные выступления субъектовизбирательного процесса, других лиц и т.п.). Данные действия направлены надостижение определенного результата (голосование за кандидата, кандидатов,список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (противвсех списков кандидатов)) и могут способствовать, а при достижениисоответствующей цели — способствуют выработке у избирателя определенного мненияо кандидате, избирательном объединении, в том числе политической партии,избирательном блоке. Таким образом, основополагающим для выявления в деятельностипризнаков предвыборной агитации является либо «формальный» момент — из характера самой деятельности следует ее направленность на достижениеопределенного результата выборов, либо «материальный» — деятельностьпобудила избирателя поддержать или не поддержать того или иного кандидата(список кандидатов).
Квалифицироватьдеятельность в качестве агитационной легко в случае, если в ее процессераспространяются призывы голосовать за или против кандидата (списоккандидатов), против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и т.п.,либо в случае наличия факта оплаты изготовления агитационного материала изизбирательного фонда либо размещения материала в рамках специальнопредоставленного бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади.
Однако предвыборнаяагитация может и не иметь таких формальных признаков (в части отсутствия оплатыиз избирательного фонда изготовления агитационного материала это означаетнарушение правил изготовления и распространения агитационных материалов). Вэтом случае следует прибегать к выявлению в деятельности субъектаизбирательного процесса признаков, указывающих на цель изготовления(распространения) агитационного материала, или к рассмотрению конкретныхрезультатов его распространения. При этом важная роль в оценке материалаотводится избирательной комиссии, которая коллегиально рассматривает тот илииной факт и вправе признать либо не признать материал агитационным. В случаесудебного спора такая же роль отводится суду. В целях объективизации оценок п.2 ст. 48 Федерального закона для предвыборной агитации установлен ряд критериевотнесения той или иной деятельности к агитационной.1.3 Формыпредвыборной агитации
В п. 2 ст. 48 ФЗ «Обосновных гарантиях избирательных прав…» приводится перечень действий,которые признаются предвыборной агитацией. Рассмотрим каждое из этих действий.
А) Призывы голосовать закандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них). Для тогочтобы воздействовать в период избирательной кампании на сознание избирателя сцелью побудить его голосовать за того или иного кандидата, не требуетсяформальный акт выдвижения или регистрации кандидата. В связи с этим, если впериод избирательной кампании совершаются действия, создающие определенноеобщественное мнение в отношении какого-либо гражданина как потенциальногокандидата, если он позиционируется в качестве возможного кандидата наназначенных выборах, такие действия также следует признавать предвыборнойагитацией. Следует иметь в виду, что закон не предусматривает в избирательномбюллетене графы «против кандидата». В связи с этим на практикеагитация против какого-либо кандидата возможна, но, поскольку закон исходит изпринципа альтернативности выборов, такая агитация одновременно может рассматриватьсяи как агитация за иных кандидатов, что следует учитывать, рассматривая вопросфинансирования «агитации против», который до настоящего времениявляется одним из самых спорных.
Б) Выражение предпочтениякакому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то,за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательноеобъединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования(обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии спунктом 2 статьи 46 закона). Из данной формулировки следует, что ваналитических информационных программах (т.е. не являющихся агитационными) прианализе и сопоставлении предвыборных программ кандидатов, избирательныхобъединений, избирательных блоков целесообразно воздерживаться от сравниванияэтих предвыборных программ.
В) Описание возможныхпоследствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будетизбран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределениюдепутатских мандатов. При этом возможно описание как положительных, так иотрицательных последствий избрания или неизбрания кандидата, то есть в даннойформе может проводиться агитация как за, так и против кандидата. Следуетотметить, что последствия могут быть одновременно желательными для однойкатегории избирателей и нежелательными для другой. В этом случае, чтобыопределить, проводится агитация в пользу или против кандидата, нужно знать, накакую категорию избирателей рассчитывает кандидат.
Г) Распространение информации,в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либокандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либонегативными комментариями. Думаю, что при освещении профессиональной илислужебной деятельности кандидата следует также воздерживаться от субъективныхоценок его деятельности, так как по смыслу закона освещение деятельностикандидата не является агитацией только в том случае, когда оно носит чистоинформативный характер.
Д) Распространениеинформации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональнойдеятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Иззакона следует, что не признается предвыборной агитацией распространениеинформации о кандидате, связанной с его профессиональной деятельностью илиисполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. При рассмотрениикомментируемой нормы во взаимосвязи с положениями ст. 40 данного Федеральногозакона есть основания полагать, что информационным (не носящим агитационный характер)может признаваться только сообщение о текущей деятельности кандидата. Объемтрудовых обязанностей, составляющих содержание профессиональной деятельности,определяется трудовым договором. Объем служебных (должностных) обязанностейгражданина, замещающего государственную или муниципальную должность,закрепляется в Конституции РФ (например, для Президента РФ — ст. 80, 82 — 90),федеральных законах (например, для депутата Государственной Думы — ст. 7 ФЗ«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации»), конституциях, уставах,законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований, регламентахгосударственных и муниципальных органов, должностных инструкциях.
Е) Деятельность,способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателейк кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списоккандидатов. Такую агитацию называют «скрытой» агитацией. Она несодержит прямых призывов к голосованию за или против кандидата, спискакандидатов и явно выраженного мнения о кандидате, но способ подачи информации,характер ее изложения, само содержание информации направлены на создание уизбирателя положительного или отрицательного мнения о том или ином участникеизбирательного процесса, соответствующего «образа» этого участника вглазах избирателей. На практике такая форма агитации наиболее трудноотграничивается от информирования избирателей.
Действия, совершаемые приосуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средствмассовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте«а» пункта 2 данной статьи, признаются предвыборной агитацией вслучае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать закандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), адействия, указанные в подпунктах «б» — «е» пункта 2настоящей статьи, — в случае, если эти действия совершены с такой цельюнеоднократно. 
2. Условияпредвыборной агитации 2.1 Условия, распространяющиеся на всеметоды предвыборной агитации
Граждане РоссийскойФедерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах изаконными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросамреферендума. Под гражданами в данном случае следует понимать предельно широкийкруг участников избирательного процесса — это и избиратели, и граждане РФ, необладающие активным избирательным правом на соответствующих выборах, икандидаты, и их доверенные лица, и уполномоченные представители избирательныхобъединений, избирательных блоков. Общественные объединения любыхорганизационно-правовых форм при проведении предвыборной агитации, агитации повопросам референдума помимо норм закона должны руководствоваться нормами своихуставов. От имени общественных объединений могут выступать их руководящиеорганы, иные законные представители. Вместе с тем п. 7 ст. 48 ФЗ «Обосновных гарантиях…» устанавливает круг лиц, которым запрещается проводитьпредвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать ираспространять любые агитационные материалы. По смыслу закона иностранныеграждане могут участвовать в предвыборной агитации только на выборах в органыместного самоуправления, в которых они могут принимать участие на основаниимеждународных договоров Российской Федерации, если они постоянно проживают натерритории соответствующего муниципального образования. Другие ограничениясубъектного состава связаны со следующими факторами:
— агитация не сочетаетсяс целями деятельности органов публичной власти и некоторых организаций;
— органы публичной властии их служащие и должностные лица, а также руководители организаций обладаютвысоким авторитетом среди всех или подчиненных им по службе или работе избирателей,поэтому агитация с их стороны дает большое преимущество соответствующемукандидату, списку кандидатов или избирательному объединению перед другими;
— многие из перечисленныхв пункте 7 субъектов в силу своего правового, служебного или должностного положенияобладают большими возможностями, что также создает преимуществосоответствующему кандидату, списку кандидатов или избирательному объединениюперед другими.
Расходы на проведениепредвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляютсяисключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондовреферендума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата,избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов другихкандидатов, избирательных объединений, запрещается. Требующая финансированияагитация, проводимая гражданами по своей инициативе, таким образом, недопускается, если соответствующие расходы не оплачены из избирательного фонда.При этом, например, если такая агитация ведется в пользу кандидата, то онадолжна быть оплачена из избирательного фонда этого кандидата, если против — излюбого избирательного фонда. Если агитация проводится методами, не требующимирасходов (встречи с гражданами, митинги), то ее оплаты из соответствующегоизбирательного фонда не требуется.
Использование вагитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображенияфизического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательномобъединении возможно только с письменного согласия данного физического лица.Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссиювместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии спунктом 3 статьи 54 ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав…». Вслучае размещения агитационного материала на канале организациителерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документпредставляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение нераспространяется на ряд случаев, перечисленных в п. 7 ст. 48 ФЗ «Обосновных гарантиях избирательных прав…».
Политическая партия,выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированыизбирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикуетсвою предвыборную программу не менее чем в одном государственном илимуниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, атакже размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования«Интернет». Для такой публикации используется бесплатная печатнаяплощадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствиис настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикацияоплачивается из средств избирательного фонда политической партии,избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Агитация должнаосуществляться во время агитационного периода. Однако в данном случае имеетсяисключение: не следует расценивать как предвыборную агитацию информационную (втом числе рекламную) деятельность в СМИ политических партий, выходящую за рамкитерритории проведения избирательной кампании, кампании референдума и несвязанную непосредственно с избирательной кампанией. Данную деятельность всеполитические партии вправе осуществлять в силу положений п. 1 и 3 ст. 8, подп.«а» и «ж» ст. 26 Федерального закона «О политическихпартиях». Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата,списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни суткидо дня голосования. Агитация за рамками агитационного периода являетсянезаконной. В случае проведения повторного голосования агитационный периодвозобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторногоголосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки додня повторного голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации повопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему деньзапрещается.
Предвыборная агитация,агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организацийтелерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведенияагитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска ираспространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещеннымизаконом методами.2.2 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросамреферендума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатныхизданиях
В отношениигосударственных и муниципальных организаций, выпускающих СМИ, п. 1 с. 50 ФЗ «Обосновных гарантиях избирательных прав…» устанавливает правило обеспеченияравных условий проведения предвыборной агитации для всех правомочных участниковизбирательного процесса. Государственные и муниципальные организациителерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодическихпечатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборнойагитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательнымобъединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе дляпредставления избирателям предвыборных программ. Эфирное время на каналахуказанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанныхпериодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам,избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов за плату, а вслучаях и порядке, предусмотренных данным законом, иным законом, такжебезвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).Предоставление бесплатного эфирного времени регулируется ст. 51 данного закона.
Законом может бытьпредусмотрено, что избирательное объединение, выдвинувшее на ближайшихпредыдущих соответствующих выборах список кандидатов, который получил менееустановленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие вголосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов, либокандидата, который не был избран и получил менее установленного этим закономчисла голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не вправевоспользоваться бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью.Установленное законом число голосов избирателей не может превышать 3 процентаот числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Так ч.2 ст. 57ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» установлено, что бесплатное эфирноевремя, бесплатная печатная площадь не предоставляются:
— политической партии,федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатовГосударственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявшихучастие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов;
— политической партии,являющейся правопреемником политической партии, федеральный список кандидатовкоторой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получилменее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и небыл допущен к распределению депутатских мандатов.
Эти положения неприменяются в отношении политической партии, являющейся правопреемникомприсоединившейся к ней другой политической партии, федеральный списоккандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов ГосударственнойДумы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании,если федеральный список кандидатов этой политической партии, являющейсяправопреемником, получил на указанных выборах 3 и более процента голосовизбирателей, принявших участие в голосовании.
Федеральным законом можетбыть предусмотрено, что бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадьне предоставляются кандидату, выдвинутому избирательным объединением, если наближайших предыдущих соответствующих выборах кандидат, выдвинутый этимизбирательным объединением, получил менее установленного федеральным закономчисла голосов избирателей, принявших участие в голосовании. П. 2.1 ст. 51 ФЗ «Овыборах Президента РФ» установлено, что бесплатное эфирное время,бесплатная печатная площадь не предоставляются зарегистрированному кандидату,выдвинутому:
— политической партией,если на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации кандидат,выдвинутый этой политической партией, получил менее 2 процентов голосовизбирателей, принявших участие в голосовании;
— политической партией,если она является правопреемником политической партии, выдвинувшей кандидата,который на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации получилменее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Следуетотметить, что указанные ограничения устанавливаются в зависимости оттребований, предъявляемых к партии, а не к самому кандидату, хотя ФЗ «Обосновных гарантиях избирательных прав…» говорит о требованиях именно ккандидату. Я считаю, что в этой части ФЗ «О выборах Президента РФ»противоречит ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Онущемляет пассивное избирательное право гражданина по сравнению с даннымзаконом, который имеет над ним приоритет.
Зарегистрированныйкандидат, избирательное объединение не вправе использовать предоставленные имэфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за другихзарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения. Предполагаю,что данная норма призвана обеспечивать реальную конкуренцию на выборах, а такжепредотвращает финансирование предвыборной агитации из избирательного фондадругого кандидата или избирательного объединения. Также это правило запрещаетиспользование такой «негативной» избирательной технологии, когдакандидат выдвигается и регистрируется без цели избрания, а лишь для того, чтобыпроводить агитацию за другого кандидата, т.е. создать для него преимущества посравнению с другими зарегистрированными кандидатами, в том числе по объемубесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади. 2.3 Условия проведения предвыборнойагитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио
Предвыборная агитация наканалах организаций телерадиовещания проводится в период, который начинается за28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени заодни сутки до дня голосования.
Бесплатное эфирное время,а в случае, указанном в пункте 1.1 статьи 50 ФЗ «Об основных гарантияхизбирательных прав», а также платное эфирное время на каналах государственныхи муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственнозарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшимсписки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленногоэфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). Государственные и муниципальныеорганизации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное времязарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведенияпредвыборной агитации на выборах в органы соответствующего уровня.Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемыйсоответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- ирадиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
Рассматриваемая статьярегулирует также объем предоставляемого эфирного времени.
Согласно п.6 ст. 51 ФЗ «Обосновных гарантиях избирательных прав...» государственные и муниципальныеорганизации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведенияпредвыборной агитации за плату. Негосударственные организации телерадиовещания,выполнившие это условие обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированнымкандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные спискикандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группамучастников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода вэфир).
Запрещается перекрыватьпередачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещаниятрансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.2.4 Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросамреферендума в периодических печатных изданиях
Предвыборная агитация впериодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за однисутки до дня голосования.
Редакции государственныхи муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории,на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязанывыделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемыхзарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. Редакциигосударственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих нереже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведенияпредвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными длявсех кандидатов, избирательных объединений. Редакции негосударственныхпериодических печатных изданий, зарезервировавшие в указанном порядке печатнуюплощадь, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведенияпредвыборной агитации.
Публикация агитационныхматериалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы тони было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными ссоответствующим кандидатом, избирательным объединением. 2.5 Условия проведения предвыборнойагитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичныхмероприятий
Агитация можетпроводиться с помощью проведения митингов, демонстраций, шествий ипикетирований. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаныоказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединенияморганизации и проведении агитационных публичных мероприятий.
Кандидаты, избирательныеобъединения вправе арендовать на основе договора здания и помещения,принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, дляпроведения агитационных публичных мероприятий.
Предвыборная агитация врасположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещаются, заисключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное дляпроведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится врасположении воинской части либо в военной организации или учреждении.2.6 Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иныхагитационных материалов
Кандидаты, избирательныеобъединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равноаудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должныизготавливаться на территории Российской Федерации.
Организации,индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги поизготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечитьзарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшимсписки кандидатов равные условия оплаты изготовления этих материалов.
Запрещается изготовлениеагитационных материалов без предварительной оплаты за счет средствсоответствующего избирательного фонда.
Запрещается вывешивать(расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках,обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую,культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещеныизбирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
2.7 Ограничения припроведении предвыборной агитации
Предвыборные программыкандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числеразмещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования,включая «Интернет»), выступления кандидатов и их доверенных лиц,представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичныхмероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые винформационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая«Интернет») не должны содержать призывы к совершению деянийэкстремистской направленности:
· насильственноеизменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
· публичноеоправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
· возбуждениесоциальной, расовой, национальной или религиозной розни, и других деяний,указанных в качестве таковых в ФЗ «О противодействии экстремистскойдеятельности».
Запрещено в ходепредвыборной агитации также либо иным способом побуждать к таким деяниям, атакже обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация,возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающаянациональное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либонеполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной,расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а такжеагитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичноедемонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики илисимволики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени ихсмешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация,направленная на защиту идей социальной справедливости.
Агитационные материалы немогут содержать коммерческую рекламу. Действие данной нормы вызывает сложностив той части, в какой она распространяется на агитацию через Интернет, посколькуWeb-сайты в Интернете почти всегдасодержат коммерческую рекламу.
При проведениипредвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускаетсязлоупотребление свободой массовой информации в иных формах. Подзлоупотреблением свободой массовой информации понимается использование средствмассовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, дляразглашения сведений, составляющих государственную или иную специальноохраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, атакже для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилияи жестокости.
Запрещается агитация,нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальнойсобственности.
Запрещаетсяпредоставление избирателям материальных благ, т.к. это может повлиять на ихволеизъявление.
В период избирательнойкампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и другихоснованных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрышепризов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либокоторые иным образом связаны с выборами, референдумом. Такие мероприятия могутповлиять на принятие избирателями решений в ходе голосования.
Оплата рекламыкоммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованиемфамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованиемнаименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшегокандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляетсятолько за счет средств соответствующего избирательного фонда. В деньголосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в томчисле оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда недопускается.
Кандидаты, избирательныеобъединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица иуполномоченные представители не вправе заниматься благотворительнойдеятельностью.
Зарегистрированныйкандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время наканалах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им дляразмещения агитационных материалов, в целях:
— распространенияпризывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списковкандидатов;
— описания возможныхнегативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тотили иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
— распространенияинформации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате(каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативнымикомментариями;
— распространенияинформации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей ккандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, списоккандидатов.
Подобная деятельностьпредставляет из себя «черный пиар», то есть такие недобросовестныеметоды агитации, которые наносят ущерб избирательной кампании другихкандидатов, а также их чести, достоинству и деловой репутации.
Избирательные комиссииконтролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборнойагитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранениюдопущенных нарушений. 
Заключение
Проанализировавзаконодательство об агитации, я пришла к выводу, что оно выполняет следующиеосновные функции:
— правоохранительнуюфункцию, предотвращая нарушения закона при проведении агитации,
— обеспечение равенствакандидатов, избирательных объединений, что проявляется не только в установлениидля них единообразного порядка проведения агитации, но и в обеспечениипотенциально равных шансов привлечь на свою сторону избирателей.
Законодатель стремитсяограничивать свободу массовой информации только в рамках необходимости.Конституционный суд подчеркнул, что данные ограничения должны быть соразмернымиконституционно признаваемым целям таких ограничений.
Вместе с тем существуютследующие проблемы правового регулирования агитации:
— наличие коллизий визбирательном законодательстве,
— оценочный характернекоторый понятий,
— отсутствие указания наобязательность применения конкретных санкций к нарушителям в случаенесоблюдения правил агитации. Современное законодательство регулирует агитациючерез Интернет, и это не случайно: Интернет в настоящее время служит важнейшиминструментом коммуникации с избирателями.
Думаю, что в целяхобеспечения реального исполнения законодательства о выборах и референдумах, втом числе об агитации, целесообразно создать специализированную государственнуюинспекцию по выборам и референдумам, наделив ее широкими полномочиями поистребованию доказательств, необходимых для выявления избирательныхправонарушений.
Список использованных источников
· С.Д. Князев.Становление избирательного права России. Владивосток, 1999.
· Дмитриев Ю.А.,Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. — ЗАО Юстицинформ, 2008 г.
· Избирательноеправо и избирательный процесс в Российской Феде рации: Учеб. для вузов / Подред. А.А. Вешнякова. М., 2003.
· «Предвыборнаяагитация: теория и практика» под ред. Н.С. Бондаря, М., «Городец»,2004, стр. 80
· «Малобюджетнаяизбирательная кампания: содержание и технологии», Петр Милосердов, стр. 7
· КонституцияРоссийской Федерации 12.12.1993
· Федеральный законот 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ22.05.2002)
· Федеральный законот 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания РФ»
· Федеральный законот 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»(принят ГД ФС РФ 24.12.2002)
· Федеральный законот 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистскойдеятельности» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
· Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
· Уголовный кодексРоссийской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
· Федеральный законот 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О политических партиях»
· Закон РФ от27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовойинформации»
· Федеральный законот 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
· Федеральный законот 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
· ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ „Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ в связи сзапросом группы депутатов ГД и жалобами граждан С.А.Бутмана, К.А.Катаняна иК.С.Рожкова»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.