Реферат по предмету "Искусство"


Культура Армении

Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет управления Институт национальной и мировой экономики Реферат по дисциплине Культурология . Тема Культура Армении . Выполнил студент дневного отделения Специальность Менеджмент организации I курс, 3 группа


Халатян Арам Вачаганович Москва, 2006 Оглавление. Культура в V-IX веках 3-7 Культура в X-XIV веках 8-12 Культура в XV-XVIII веках 13-17 Культура в XIX веках 18-25. КУЛЬТУРА В V-IX ВЕКАХ План 1. Школа, переводная литература 2. Историография 3. Философия, естественные науки 4. Архитектура, искусство


V-VII века-один из наиболее значительных периодов в истории армянской культуры в области историографии, философии, естественных наук, литературы, архитектуры были созданы ценности, которые по своему значению выходят за пределы национальных рамок и занимают достойное место в сокровищнице мировой культуры. Армянская культура этого периода развивалась под сильным влиянием христианских догм, однако многие из ее памятников выражали передовые идеи своего времени, имели патриотический характер и были проникнуты


духом борьбы против чужеземных захватчиков и их ассимиляторской политики. Этими качествами отличались, в частности, историографические и философские произведения, которыми богат данный период. После потери государственной независимости, когда над армянским народом нависла угроза ассимиляции, деятели армянской культуры одну из своих главных задач видели в обеспечении национального существования армянского народа и сохранении самобытности его культуры.


В VIII и отчасти в IX веке армянская культура переживает некоторый упадок. 1. Школа, переводная литература После изобретения в 406 году армянских письмен Месропом Маштоцем были открыты школы, в которых обучение происходило на родном языке. Воспитанники этих школ стали историками, педагогами, переводчиками, сыграли значительную роль в развитии культуры народа и в его освободительной борьбе. Школы действовали в основном при монастырях и находились


под их влиянием. При крупных монастырях открывались школы, в которых кроме языков и богословия, преподавались также философия, риторика, математика, поэтическое искусство, грамматика. Армянским юношам уже не нужно было ехать для учебы в культурные центры Ближнего Востока и Византии. Окончив эти школы, многие получали сан вардапета ученого монаха , кертога поэта и грамматика , философа и т. п. До создания собственной литературы на родном языке, что требовало


значительного времени, Месроп Маштоц и его ученики Езник Кохбаци, Овсеп Палнаци, Корюн и другие, которые известны под именем старших переводчиков , развертывают широкую переводческую деятельность. В первую очередь переводятся с сирийского и греческого языков Библия, богословские труды Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, а также духовные проповеди и другие произведения.


С точки зрения переводческого искусства особое значение имеет перевод Библии, в процессе которого отшлифовался и обогатился новыми терминами и понятиями древнеармянский язык грабар . Не меньшим было и значение перевода Хроники Евсевия Кесарийского греческий текст этого труда не сохранился, имеется лишь его армянский перевод . Были переведены также труды знаменитых философов древнего мира


Аристотеля, Платона, Фенона, Филона Александрийского и других. Переводная литература дала возможность познакомиться с античными авторами, с большим наследием, которое они ставили в историографии, философии, литературе, естественных науках. Одновременно переводчики и авторы V века закладывают основы армянской литературы и культуры. Некоторые из наук, в особенности историография и философия, достигают расцвета уже во второй половине


того же столетия. 2.Историография В армянской культуре V века ведущее место принадлежит историографии, видными представителями которой были Корюн, Агатангехос Агафангел , Фавстос Бузанд, Егише, Мовсес Хоренаци, Лазар Парпеци. Первым известным нам оригинальным историографическим трудом, написанным на армянском языке, является произведение ученика Месропа


Маштоца вардапета Корюла- Житие Маштоца . Оно написано в 40-х годах, после смерти Месропа Маштоца. Автор описал жизнь своего учителя, историю изобретения армянских письмен, открытия школ, распространения грамотности, зарождения армянской литературы. В труде Корюна имеются также ценные сведения о культурной жизни соседней Грузии и Агванка Кавказской Албании . История Армении , приписываемая


Агатангехоеу, содержит важные сведения о социальной структуре армянского общества в IV в о принятии страной христианства в качестве государственной религии, деятельности Григория Просветителя, о борьбе против языческой религии. Повествование ведется в хронологических рамках царствования Трдата III 298-330 гг Труд Агатангехоса переведен на ряд иностранных языков.


Младшим современником Агатангехоса был Фавстос .Бузанд. Его История Армении охватывает период от распространения христианства в Армении начало IV века до первого раздела страны между Римом и сасанидским Ираном 387 г В этом важном первоисточнике много данных о становлении феодального строя в Армении, об упорных оборонительных войнах армянского народа против сасанидской агрессии.


В Истории Фавстоса Бузанда, наряду с другими источниками, использованы народные сказания и легенды. Труд Бузанда содержит много интересных сведений о ряде стран Ближнего Востока. Егише был участником освободительной войны 450- 451 гг. Ему принадлежит ряд трудов. Самым важным из них является историческое сочинение О Вардане и войне армянской , в котором изложена история


Армении от падения царства Аршакидов 428-429 гг. до 464-465 гг. Большое место уделено Аварайрской битве 451 года. Это патриотическое произведение написано с большим художественным макггерством. Автор сообщает заслуживающие доверия сведения о попытке сасанидского царя Ездигерда II принудить армян к вероотступничеству, о вспыхнувших в


Армении, Грузии и Албании народных волнениях и т. п. Особенно ярко и взволдованно описывается Аварайрская битва, в частности героизм и самоотверженность борцов за свободу родины. История войны Вардана Мамиконяна и его сподвижников приобрела широкую популярность в основном благодаря Егише. Лазар Парпеци родился в 440-х гг. в селе Парпи области Арагацотн. Образование он получил в Византии


Константинополе и был хорошо знаком с древнегреческой культурой. История Армении Парпеци, написанная в 490-495 гг. по поручению марзпана Ваана Мамиконяна, охватывает период 387 по 485 гг. Основная тема этого труда-народно-освободительные войны 450-451 и 481-484 гг. Автор рассказывает также об освободительных движениях в


Грузии и Албании. Труд Парпеци во многих случаях уточняет и дополняет события, описанные в книге Егише О Вардане и войне армянской и является единственным достоверным источником об освободительной войне 481-484 гг. Язык историка ясный и образный. Особую ценность по своему содержанию и риторическому искусству имеет Письмо Послание Парпеци Ваану Мамиконяну. Крупнейшим представителем древней и средневековой армянской историографии является


Мовсес Хоренаци Моисей Корейский . Жил он в V веке, высшее образование получил в городе Александрии. Ему принадлежит ряд трудов, венцом которых является История Армении , написанная в 480-481 гг. -по поручению князя Саака Багратуни. История Армении Мовсеса Хоренаци, состоящая из трех частей, излагает историю армянского народа с древнейших времен до середины V века. Для своего труда автор использовал несколько десятков


первоисточников на разных языках, народные предания, мифологию, лингвистические и археологические материалы, лапидарные надписи, этнографические данные и т. д. Хоренаци был историком-ученым. Он критически подходил к своим первоисточникам, каждый раз отмечая их ценность или недостоверность. Хоренаци справедливо считал основой историографии хронологию. Нет достоверной истории без хронологии пишет он История


Хоренаци отличается богатством содержания. В ней повествуется о политических событиях, культурных явлениях, народном творчестве, об экономической жизни страны, градостроительстве, о возникновении нахарарства, об экономических, политических и культурных связях Армении с разными странами и т. п. Хоренаци гордится богатой и героической историей своего народа. Мы хотя народ небольшой, весьма малочисленный, слабосильный и часто находившийся под чужим господством,


однако и в нашей стране много совершено подвигов мужества, достойных внесения в летописи . Глубоко переживая тяжелую судьбу родного народа, историк-патриот со жгучей ненавистью говорит о трусах и предателях, о невеждах и эгоистах, о низких нравах знатии церковников. В Истории Армении содержатся также ценные сведения о Грузии, Албании, Персии, Сирии, Египте, Греции, Византии и других странах.


Мовсес Хоренаци был одним из крупнейших историков и мыслителей своего времени. Знание греческого, сирийского и персидского языков, превосходная осведомленность в трудах античных авторов, строгая логика сдержанный, лаконичный и в то же время образный язык, умение вникать в исторический материал и анализировать его в историко-сравнительном плане, горячий патриотизм, объективность в изображении исторических событий-таковы неоспоримые достоинства


Мовсеса Хоренаци- отца армянской истории . На протяжении веков История Армении Хоренаци служила учебником по истории армянского народа, на ней воспитывались многие поколения патриотов. Она оказала большое влияние на последующее развитие армянской историографии. Историк Себеос жил в VII веке. Его труд охватывает историю Армении с древнейших времен до 661 года. В первом разделе труда, по всей вероятности, не принадлежащем


перу Себеоса, излагается древнейшая история, во втором-история 579-661 гг. Вторая часть книги более достоверна, так как здесь автор описывает события, современником и очевидцем которых он был. Заслуживают особого внимания сведения Себеоса о народно-освободительном восстании 571 г. против владычества сасанидского Ирана, о первых арабских походах в Армению, а также о договоре, заключенном между правителем


Армении Теодоросом Рштуяи и халифом Муавией. По своему языку, стилю и мастерству повествования историк уступает своим предшественникам. Подобно сочинениям других средневековых историков, труд епископа Себеоса пропитан церковной идеологией, но несмотря на это он является важным источником по истории Армении и соседних стран VI-VII вв. Гевонд-историк VIII века. В его Истории повествуется об арабских халифах и их походах, о тяжелом положе- ии армянского


народа, о мощных народно-освободительных восстаниях в Армении. Труд Гевонда-важный источник по истории армянского народа VIII в. 3.Философия, естественные науки Наиболее известными армянскими философами V-IX вв.были Езник Кохбаци и Даввад Анахт. Езник Кохбаци-один из старших учеников Месропа Маштоца образование получил в Византии, владел сирийским, персидским и греческим языками.


Свою научно-литературную деятельность он начал с переводов, затем в 440-х гг создал философский труд Опровержение ересей , что было продиктовано политическим положением Армении первой половины V века. В это время самостоятельности армянского народа угрожала сасанидская держава, которая превратила иранскую официальную религию-зороастризм-в мощное средство своей ассимиляторской политики. Кохбаци поставил себе целью философски опровергнуть эту, а также различные языческие религии


и обосновать истинность христианства, которое в то время служило орудием борьбы против персидского ига за сохранение национальной независимости армянского народа. Кохбаци выступал против фатализма и старался философски обосновать правомерность освободительных движений. Разорение страны писал он уничтожение населения, алчный грабеж имущества и богатств не есть предопределение судьбы . Видный представитель армянской средневековой философской мысли


Давид по прозвищу Анахт Непобедимый жил в V-VI вв. Ему принадлежат толкования ряда трудов Аристотеля. По своему мировоззрению Давид-последователь Платона и Аристотеля, философские взгляды которых он анализирует с позиций неоплатонизма. Произведение Давида Анахта Определения философии является одним из наиболее значительных памятников


армянской средневековой философии. Особенно ценны разделы труда, посвященные гносеологическим вопросам. Давид признавал существование внешнего мира и возможность его познания посредством разума и органов чувств человека. Представителем философской мысли VII-VIII вв. был Степанос Сюнеци. До нас дошла его рукопись Полезный анализ определений Давида и Порфирия , где комментируются трактаты


Определения философии Давида Анахта и Введение Порфирия. Определенный прогресс наблюдается в развитии естественных наук, которые, с одной стороны, были тесно связаны с достижениями античной науки, а с другой-находились под идейным влиянием христианской церкви. Многие армянские ученые, следуя Василию Кесарийскому его труд Шестоднев был переведен с греческого на армянский язык еще в


V веке , стремились согласовать античную естественнонаучную мысль с библейскими догмами. Однако, в отличие от византийских авторов этого периода, превратившихся в покорных слуг церкви, в Армении и в ряде стран Ближнего Востока в известной мере продолжались традиции науки позднеэллинкстического периода. Выдающимся ученым в области естественных наук был Анания Ширакаци, занимавшийся вопросами математики, космогонии, географии, натурфилософии и других наук.


Родился он в начале VII века в области Ширак, первоначальное образование получил там же, а затем в продолжение восьми лет изучал математику и другие науки у греческих ученых в Трапезунде. Ширакаци-автор многочисленных и разнообразных по содержанию трудов. Он занимался также педагогической деятельностью. Его учебник с таблицами четырех арифметических действий-один из первых среди дошедших до нас учебников по арифметике.


Мысли о космогонии Ширакаци сходны со взглядами Аристотеля и Птолемея. Ширакаци также считал, что Земля большая шарообразная масса, которая находится в центре вселенной и неподвижна, а небо вместе с небесными телами вращается вокруг нее. В VII веке во многих странах была предана забвению передовая античная наука и на основании библейских догм земля считалась большим четырехугольником, признание идеи ее шарообразности было прогрессивным


явлением. В противоположность распространенному в те времена представлению, которое связывало затмения солнца и луны с легендарным небесным драконом, Ширакаци, подобно древнегреческим естествоиспытателям, считал затмения следствием того, что временами солнце, луна и земля оказываются на одной линии. Ширакаци приписывается географический труд VII в. Ашхарацуйц , где олисывается известный в то время мир -


Европа, Азия и Африка. Особенно важные сведения в нем сообщаются об Армении, Грузии, Агвагаке Кавказской Албании и Персии. Начиная с V в. были переведены на армянский язык медицинские книги с греческого и сирийского языков. В Армении были известны имена видных врачей древнего мира- Гиппократа, Диоскорида, Галена и др. В VIII веке были переведены с греческого на армянский язык естественно-


медищинские труды известных авторов IV века- О природе человека Немееия и Учение о строении человека Григория Нисского. Труд последнего, состоящий из разделов, посвященных психологии и физиологии, перевел армянский ученый VIII века Степанос Сюнеци. 4.Архитектура, искусство В истории армянской культуры важное место занимают строительное искусство и архитектура, которые в


IV-VII вв. переживают определенный подъем. В этот период была построена столица Двин с ее мощными крепостными стенами, дворцовыми зданиями, княжескими замками, церквами, храмами, общественными зданиями и др. строениями. В архитектуре раннесредневековых зданий Армении использовались строительные принципы народного жилища. В основном это трехяефные строения под шатровой деревянной кровлей с отверстием для света.


Раскопки Двина показали, что многие из домов князей и богачей были довольно роскошными, имели узорчатые ниши в стенах, скульптурный орнамент, порой-внутренний двор. Среди лучших светских зданий этого периода-тронный зал армянских Аршакидов IV в дворцы католикоса V в. и марзпана VI в. в Двине, дворец Григора Мамиконяна в Аруче, отличающиеся высоким архитектурным искусством.


Многие древнейшие церкви Армении были построены на месте языческих храмов, которые в начале IV века, в период распространения христианства, были разрушены. Архитектурные формы этих церквей просты и строги лишь в дальнейшем церковные сооружения становятся более нарядными и сложными. Расцвет армянской архитектуры приходится на VII век, в особенности на его первую половину. В конце


VI века появился и в VII веке достиг вершины своего развития новый тип армянских купольных церквей, известный под названием строений типа Рипсимэ . Древнейшим образцом подобных храмов является церковь в Аване, построенная до 591 года, а самым совершенным-церковь Рипсимэ в Эчмиадзине, возведенная в 618 году. Шедевром средневековой армянской архитектуры считается знаменитый храм Звартноц, построенный в 641-661 гг. вблизи


Эчмиадзина. Это уникальное сооружение- дин из замечательных памятников мирового архитектурного искусства. Наряду с архитектурным и строительным искусством развивалась также скульптура. Многие здания украшались орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Рельефы изображали разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской религией, жизнью знати, занятиями народа. Образцы такого высокого мастерства можно увидеть на архитектурных


памятниках Эчмиадзина, Талина, Аруча, Аштарака и других. Начиная с V века развивается также церковная песня и музыка. Месроп Маштоц, Саак Партев, а затем католикос Комитас VII в. и другие пишут тараканы и кцурды , которые исполнялись во время церковных обрядов и торжеств. Гусанские песни получили широкое распространение в народе, в частности среди населения области


Гохтан. Театральная жизнь V-VII вв. выражалась в форме народных представлений и празднеств, которые из-за своего языческого характера причиняли много беспокойства церкви. Эти представления пользовались большой популярностью. Католикос Иован Мандакуни V век жаловался, что людей смотрящих театр и любящих гусанов , собирается больше, чем молящихся. КУЛЬТУРА В X-XIV ВЕКАХ План 1.


Школа, наука 2. Народное творчество, литература 3. Искусство Несмотря на опустошительные нашествия иноземных захватчиков, армянская культура не переставала развиваться и в X-XIV вв. Правда, церковно-феодальная идеология продолжает сохранять господствующее положение, но в то же время формируется новое прогрессивное течение, выражающее чаяния и интересы сословия горожан-ремесленников купцов и вообще низших слоев общества.


Культура в значительной степени приобрела светский характер, неся на себе глубокий отпечаток современной экономической и общественной жизни страны. Светские и социальные мотивы все чаще проникают литературу и различные отрасли искусства. В них иногда отражается тяжелое положение трудящихся, их нищета, алчность власть имущих. Это новое явление было связано развитием городской жизни, углублением социального расслоения и ростом крестьянского движения. В этот период одним из основных очагов армянской культуры стало


Киликийское армянское государство, где было создано немало замечательных памятников литературы и искусства. 1. Школа, наука В X-XIV веках, как и раньше, начальные школы действовали в основном при церквах и монастырях. Однако наряду с ними в городах иногда открывались разного рода светские учебные заведения. Крупными культурными центрами являлись школы высшего типа, которые назывались вардапетараны . В них кроме богословских предметов, преподавались также математика, астрономия, геометрия, история,


география, грамматика, музыка, философия, риторика и т. д. Выпускники этих школ получали разностороннее образование, владели языками. Многие из них стали известными деятелями культуры, учеными, педагогами, писателями, художниками. Среди армянских высших школ особенно славились вардапетараны Ани XI-XIII вв Сиса XII-XIII вв. и частности Гладзора


XIII-XIV вв Татева XIV-XV вв являвшиеся университетами того времени. Их педагоги-лекторы Григор Магистрос, Ованнес Саркаваг, Есаи Нчеци Ованнес Воротнеци, Григор Татеваци и другие были видным представителями армянской средневековой науки, литературы и искусства. В области науки развивались особенно философия, правоведение и историография. В развитии средневековой армянской философии велика роль


Григора Магистроса 990- 1058 , выдающегося мыслителя и ученого своего времени. Этот крупный феодал был большим знатоком философии, литературы, естественных наук, богословия. В своих взглядах Магистрос в значительной степени следовал античной философии, стремясь приспособить ее к учению христианской церкви. Он придавал большое значение активной деятельности и разуму человека. Его письма около 90 , известные в армянской литературе под названием


Посланий Магистроса , богаты философскими рассуждениями. Автор затрагивает в них также общественные, догматические, научные, педагогические и иные вопросы. Магистрос был крупным представителем неоплатонизма в армянской действительности. Новый этап развития философской мысли в Армении наступил в XIII-XIV веках, когда появились видные сторонники номинализма-


Ваграм Рабуни, Иоанн Воротнеци, Григор Татеваци. Ваграм Рабуни XIII в. в ряде философских трудов- Анализ введения Порфирия , Анализ Категорий Аристотеля и др. защищает учение Аристотеля. Следуя великому философу, он признает существование внешнего мира независимо от сознания людей и возможность его познания. Иоанн Воротнеци 1315-1386 оставил богатое литературное наследие.


Его собственные философские воззрения, а также толкования и анализ трудов Аристотеля, Порфирия, Филона занимают видное место в истории армянской философской мысли. Особенно большое значение Воротнеци придавал логике и гносеологическим вопросам. Он являлся одним из наиболее крупных представителей номинализма в Армении. Перу Григора Татеваци 1346-1409 принадлежат многочисленные труды


Книга вопрошений , Книга проповедей , толкования и анализ произведений Аристотеля, Порфирия и др. Он признает существование внешнего мира. Богослов, философ, естествовед и художник, он был одним из популярных педагогов Татевского университета. В области правоведения особенно большой славой пользовался Мхитар Гош 113О-1213 . Изучив законы, действовавшие в


Армении и в других странах, Мхитар Гош впервые в Армении составляет кодекс законов- Судебник , в котором нашли отражение правовые нормы и понятия, имущественные, земельные, социальные, классовые отношения армянского средневековья. Им пользовались как в самой Армении, так и в армянских колониях Европы и России. Судебник является весьма ценным историко-юридическим памятникои и первоисточником, содержащим богатый


материал для изучения различных вопросов истории Армении и сопредельных стран. Такого же типа кодекс законов был составлен в 1265 году в Киликийском армянском государстве. В основу этого кодекса, автором которого является Смбат Гундстабль 1208-1276 , был положен Судебник Мхитара Гоша. Вместе с тем в нем чувствуется влияние латинского и


Византии ского кодексов. В X-XIV вв. новый подъем переживала армянская историография. Одновременно развивался жанр хроник и летописей. Многие историки сообщают в своих произведениях важные сведения не только об Армении, но и о соседних странах. Ованнес Драсханакертци, живший во второй половине IX и в начале X века, изложил в своей Истории Армении основные события в жизни родной страны с древнейших


времен до 920-х годов. Его произведение является важным источником для изучения истории Армении первой четверти X века. Драсханакертци защищал идею единого централизованного государства. Товма Арцруни родился в 60-х гг. IX века написал Историю дома Арцруни , в которой содержатся важные сведения по истории Армении, Ирана, Арабского халифата. Особенно подробно изложены события, имевшие место в


Васпуракане во второй половине IX и начале X века. Степанос Таронаци, известный также под прозвищем Асохик, жил во второй половине X и в начале XI века. В его труде Всемирная история дана хроника жизни и деятельности царей Армении, Персии, Египта, Сирии и других стран. Последний раздел книги, который автор изложил отчасти как очевидец, представляет собой ценный источник по истории армянского народа.


Аристакес Ластивертци XI в. в своей Истории описывает важнейшие события, происходившие в 1001 -1072 годах. Особенно ценны сведения о тондракийцах, крупных городах Армении, сельджукских походах. Из историков XII века наиболее известен Маттеос Урхаеци, родом из города Урфы Эдеесы . На основании многочисленных источников он написал Хронологию , которая представляет собой подробную летопись событий 952- 1136 гг.


Урхаеци работал над своим произведением около 40 лет. В нем содержатся важные сведения об Армении, Грузии и Сирии. Богатая фактическими данными Хронология по многим вопросам дополняет свидетельства других армянских историков. Известному полководцу и законодателю Киликийского армянского государства Смбату Гундстаблю принадлежат, кроме уже упомянутого кодекса законов, также историографические труды.


Главный из них-хроника 951-1276 гг в которой описываются политические события, имевшие место в Византии, Багратидской Армении и Киликийском армянском государстве, сельджукские походы и т. п. Историк-патриот с большим воодушевлением говорит об освободительной борьбе киликийских армян. Видный представитель средневековой армянской историографии Киракос Гандзакеци XIII в. очевидец татаро-монгольских походов.


Его История Армении является важнейшим источником по истории Киликийского армянского царства и в особенности нашествий монголов и их владычества. В труде историка содержатся ценные сведения также о Грузии, Агванке, Монголии и других странах. История Гандзакеци написана простым, понятным языком. Историк


Степанос Орбелян XIII в. был высокообразованным человеком своего времени, владел несколькими языками, хорошо знал историю соседних стран. Его труд История области Сисакан , охватывающий период от древнейших времен до XIII века, посвящен Сюнику в нем описывается его природа, экономическое положение, сословные отношения, церковная и политическая история, культура, происхождение княжеских домов и т. д.


Все это излагается на общем фоне истории Армении и сопредельных стран. Орбелян использовал многочисленные источники, к которым он, подобно Мовсесу Хоренаци, проявляет критическое отношение. Особенно ценны использованные им рукописи Татевского монастыря и лапидарные надписи, многие из которых до нас не дошли. Определенные достижения имелись и в области естественных наук.


Помимо переводных книг, были созданы оригинальные труды по медицине, математике, астрономии, географии и химии. Армянская практическая и теоретическая медицина получила дальнейшее развитие благодаря трудам Мхитара Гераци жил во второй половине XII века . До нас дошла его работа Утешение при лихорадках , написанная в 1184 г. на доступном для народа языке. Предлагаемые в нем методы диагностики заболеваний и рассуждения о причинах повышения температуры больного


были новым словом в средневековой медицине. Труд Гераци считается одним из выдающихся произведений в истории медицинской науки. В монастырских школах Ани и Ахпата естественные науки преподавал Ованнес Саркаваг 1045-1129 , которому принадлежат работы по вопросам математики, астрономии, истории, философии и т. п. Ованнес Саркаваг считал, что для познания мира следует опираться не только на


Библию, но и на данные античной науки и большое внимание уделять эксперименту. 2. Народное творчество, литература 1 Венцом армянского народного творчества является эпос Давид Сасунский Сасунские безумцы-храбрецы , в основу которого легла героическая освободительная борьба армянского народа против Арабского халифата в VIII-IX вв. Эпос сложился в IX-X веках в Южной Армении-Сасуне


Хуте, Тароне и Васпуракане, а затем распространился в других частях страны. Велико идейное и художественное значение эпоса. Своего любимого героя Давида Сасунского народ наделил богатырской силой и лучшими душевными качествами. Ему свойственны бескорыстие и пламенный патриотизм, человеколюбие, уважение к трудящимся, в том числе иноплеменным, оптимизм, благородство, честность, справедливость.


В 1939 году в Советской Армении широко отмечалось тысячелетие эпоса. Давид Сасунский переведен на многие языки и получил мировое признание. В X-XIV вв. высокого уровня достигла армянская художественная литература, в особенности лирическая поэзия. Средневековая армянская лирика есть одна из замечательнейших побед человеческого духа, какие только знает летопись всего мира писал выдающийся русский поэт


Валерий Брюсов. Крупнейшими представителями армянской поэзии X- XIV вв. являются Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали, Константин Ерзнкаци, Фрик и Ованнес Тлкуращи. Григор Нарекаци 950-1003 получил образование в Нарекском монастыре в области Рштуник. Его перу принадлежат десятки произведений-стихи, прозаические произведения, проповеди и т.


п. В стихах Григория Нарекского писал Валерий Брюсов религиозное чувство соединяется с истинным поэтическим вдохновением, и многие аллегорические гимны этого поэта остаются прекрасными, независимо от их богословского толкования. Притом Григорий Нарекский довел до высокого совершенства форму стихов, любовно культивируя звукопись задолго до того, как она расцвела в лирике персидской и арабской. В этом отношении стихи Григория Нарекского являются предварением светской поэзии средневековья .


Вершиной творчества Нарекаци является его большая поэма Книга скорбных песнопений Нарек , созданная в 1001-1003 г.г. В этом произведении, написанном с огромной поэтической силой, нашла отражение борьба тела и духа, жизни земной, реальной и потусторонней. По своим художественным достоинствам Нарек гениального поэта является одним из монументальных памятников в истории мировой литературы.


Нерсес Шнорали 1102-1172 был церковным деятелем и выдающимся поэтом. Он писал поэмы, многочисленные духовные песни. Особой известностью пользуется его поэма Элегия на взятие Эдессы , в которой описана осада Эдессы и героическая борьба ее жителей против захватчиков. Константин Ерзнкаци XIII в. -видный представитель светской лирики в армянской литературе, гуманист, певец земной, реальной жизни, солнца, света, красоты и любви.


До нас дошло 26 его стихотворений, написанных с большим мастерством. Одним из крупнейших поэтов средневековья является Фрик XIII-XIV вв Основные темы его стихотворений- судьба армянского народа и социальные вопросы. Творчеств Фрика тесно связано с современностью и правдиво отображает бесправное положение армянского народа, тяжелые политические и социальные условия того времени.


Фрик остро чувствовал классовое и социальное неравенство, в особенности бедственное положение эксплуатируемых масс. Жизнь одному кошель раздула, Другому лишь суму швырнула, У одного-табун коней, А у другого нет и мула. Одним судьба дарит палаты, Другим-на рукава заплаты, Одним жалеет медяка, Другим дарует горы злата. Иным судьба дает поблажки, Пути других бывают тяжки,


Один из нас одет в атлас, Другой-в заплатанной рубашке. Перевод Н. Гребнева В стихотворении Жалоба Фрик протестует против социального и правового неравенства, бичует угнетателей народа. Страдания трудящихся, притеснения бедняков вызывают глубокое возмущение поэта. Фрик ропщет на бога, творца этих несправедливостей, критикует господствующий общественный строй с позиций эксплуатируемого класса. Дошедшие до нас 45 стихотворений


Фрика представляют собой лучшие образцы средневековой армянской поэзии. Лирика Ованнеса Тлкуранци XIV-XV вв. большей частью продолжает и углубляет светские мотивы, проникавшие в армянскую литературу с X века. Тлкуранци воспевает любовь и природу открыто и омело, не прибегая к аллегориям. Хорошо известно и его большое эпическое стихотворение О храбром Липарите , посвященное прославленному киликиискому полководцу патриоту


Липариту. В условиях обострения классовых противоречий широкое распространение получает басня. В созданных трудовым народом многочисленных баснях подвергаются острой насмешке духовенство и князья, алчные и кичливые богачи. Известный правовед Мхитар Гош был одновременно видным баснописцем. В своих произведениях он широко использовал армянские народные басни. Гош призывал власть имущих проявить человечность к своим подданным, умерить алчность он предостерегал


помещиков от народного гнева Крупным армянским баснописцем был Вардан Айгекци XIII в До нас дошли его многочисленные басни социального содержания. Айгекци высмеивал знать, духовенство бичевал взяточничество, произвол, жестокость и невежество Ьго басни были широко распространены в средневековой Армении 3. Искусство В X- XIV вв. развивается и архитектура.


В этот период в Армении были построены новые города Ани, Арцн, Лори , монастыри Татев, Агарцин, Санаин, Ахпат, Гегард Ахтамар и др крепости Капут-берд, Бжни, Амберд и др ,мосты, каравансараи, дворцы, гостиницы, постоялые дворцы. Многие из них по своей композиции и творческому замыслу представляют ценные архитектурные памятники.


Армянские мастера издревле специализировались в обработке таких широко распространенных в стране строительных материалов, как туф, базальт, гранит. Часто мастер-каменщик сам создавал проект сооружения и сам же его воздвигал. Однако были и профессиональные архитекторы, имена и творения некоторых из них нам известны. Одним из знаменитых архитекторов Xвека был Манвел, живший в Васпуракане. Он автор целого ряда сооружений, в том числе известного архитектурного комплекса на острове


Ахтамар. Значительная часть архитектурных памятников периода Анииских и Ширакских Багратидов была построена по проектам зодчего Трдата, который с большим мастерством рестарировал также купол пролавленного собора св Софии в Константинополе. Упоминается и ряд других архитекторов и скульпторов Саргис, Ваган, Ованес, Момик и другие. Скульптура была тесно связана с архитектурой и дополняла ее.


Многие дошедшие до нас архитектурные памятники украшены многообразными по содержанию высокохудожественными скульптурами, тонкость исполнения которых достигает ювелирного мастерства. Особенно прославились своими скульптурами Ахтамарский храм, церкви Нораванк, Гегард, Ахпат, Санаин, Арич, Татев и другие. Высокой степени развития достигает скульптура в XII-


XIII вв когда в стра-не получили широкое распространение мемориальные памятники и хачкары, украшенные тонкой резьбой. Миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового армянского искусства. Армянская миниатюра в X-XIV вв. достигла высокого уровня развития. Сохранились сотни рукописей, иллюстрированных безвестными армянскими художниками украшателями . К числу известных нам миниатюристов X-XIV вв. относятся


Аваг Маргарэ, Торос Рослин, Саргис Пицак и другие. Одни из них жили и работали в Армении, другие-в Киликии. Знание искусства Запада и Востока способствовало успеху армянских миниатюристов Киликии. Киликийские художники изображали многообразную природу страны-растения, цветы, птиц, животных, а также сцены народного быта и театральных представлений, сюжеты религиозного содержания.


Выдающимися представителями кйликийской школы армянской миниатюры были Торос Рослин XIII в. и Саргие Пицак XIII-XIV вв Их работы относятся к лучшим образцам мировой миниатюрной живописи. Очень выразительны и миниатюры, созданные в Армении. Ими украшены тысячи рукописей, хранящихся .ныне в Матенадаране Еревана и в зарубежных хранилищах древних рукописей.


Начиная с XIII века миниатюристы все чаще обращаются к светским мотивам, к изображению разных сторон реальной жизни. Эта новая тенденция особенно ярко проявилась в живописных школах Ани, Ахпата, Ахтамара и Татева. КУЛЬТУРА В XV-XVIII ВЕКАХ План 1. Книгопечатание 2, Историография. Естественные науки 3. Литература, искусство 4. Армянские просветители XVIII века 1.


Книгопечатание Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в 40-х годах XV века дало первые плоды в армянской действительности в начале XVI века. Однако на протяжении долгого времени печатные книги на армянском языке появлялись не в самой Армении, где не было необходимых условий для издательского дела, а в зарубежных армянских колониях. Долгое время эти издания были связаны в основном с деятельностью армянского купечества.


Первая армянская книга вышла в свет в Венеции в 1512 г. Она называлась Пятничной книгой и содержала материалы, относящиеся к средневековой медицине. В следующем, 1513 году было издано еще пять книг, в том числе Песенник , Календарь , Псалтырь . К сожалению, мы имеем очень мало сведений об армянском первопечатнике известно только, что его звали Акопом Мегапартом. Но кто он, как попал в


Италию, был ли владельцем собственной типографии или напечатал эти книги в чужой типографии об этом нам ничего не известно. Дело Акопа Мегапарта продолжил Абгар Тохатеци, который известен также под именем Абгара Дпира. В 1565 г. он напечатал в Венеции Календарь и Псалтырь . Вскоре Абгар переселился в Константинополь, где продолжил свою издательскую деятельность.


В XVII веке важным центром армянского книгопечатания стал город Амстердам Голландия . По поручению католикоса Акопа Джугаеци в 1660 г. Маттеос Цареци основал там типографию и начал издавать армянские книги Этому содействовал местный гравер Христофор Ван-Дирк, отливший для армянской типографии различные шрифты. Материальную помощь типографии оказали армянские купцы.


В 1662 г через год после смерти Цареци, армянское издательское дело в Амстердаме возглавил Воскан Ереванци По его инициативе вышли в свет История Аракела Даври-жеци, География Анания Ширакаци и шестнадцать других трудов. Впоследствии Воскана сменили Товма Нуриджанян родом из Вананда и его земляки Маттеос, Микаэл и Гукас В 1695 г. они издали


Всеобщую географию , Историю Армении Мовсеса Хоренаци и другие труды. До 1717 г. Нуриджанян и его друзья выпустили в свет четырнадцать книг, но, не сумев покрыть свои расходы и впав в долги, вынуждены были закрыть типографию. Издательским делом занимались также в городе Джуге Джульфе , где в 1637-1638 гг. была основана типография,


В 1641 г. здесь вышла в свет объемистая книга- Жития св. отцов . Примечательно, что в этой книге впервые в армянском книгопечатании применены цветные маргиналии. В XVII-XVIII вв. армянские типографии были основаны во Львове, Ливорно, Мадрасе, а в Константинополе, Венеции и других городах, наряду со старыми, были созданы новые. Оживленную издательскую деятельность развернула созданная в 1717 г. в


Венеции армянская католическая конгрегация, которую по имени ее основателя Мхитара Себастаци называют конгрегацией Мхитаристов. Мхитаристы выпускали в свет книги как религиозно-догматического, так и филологическо-арменоведческого характера. Они издавали также переводы произведений античных писателей. В конце XVIII века армянские типографии были созданы в


России-в Петербурге, а затем в Новом Нахичеване и Астрахани. Владелец типографии в Петербурге Григор Халдарян в 1780-х гг издал ряд ценных книг, в том числе О Вардане и армянской войне Егише и русско-армянский словарь. В Армении первая типография была основана в 1771 г. в Эчмиадзине по инициативе католикоса Симеона Ереванци.


Вначале бумагу для нее привозили из Константинополя и других мест, но вскоре приглашенные из Франции мастера построили здесь бумажную фабрику, которая с 1776 г. обеспечивала нужды типографии. 2. Историография. Естественные науки Одним из видных представителей армянской историографии XV в. является Товма Мецопеци родился в 1380-х г умер в 1447 г В оставленном им литературном наследии большой интерес представляет


История Ленг-Тимура и его преемников . Пером современника автор зафиксировал все варварства и зверства, совершенные Тимуром в Армении и сопредельных странах. Этот труд Мецопеци-ценный первоисточник по истории Закавказья и соседних стран XV века. Крупной фигурой в армянской историографии XVII века был Аракел Даврижеци. Его История охватывает


В основном события конца XVI-первой половины XVII веков. В этом труде описаны разорительные войны, которые велись между Персией и Турцией, дан обстоятельный рассказ о насильственном переселении Шах-Аббасом населения Восточной Армении в глубь Персии и об основании армянского города Нор-Джуги. Истории Западной Армении и армянских колоний


XVII века посвящена Хроника Григора Дараяагци 1576-1643 . Автор жил в Крыму, Константинополе, Иерусалиме и других местах и все заслуживающие внимания события, которые были известны ему как очевидцу или понаслышке, зафиксировал в своей Хронике . Важным историческим первоисточником являются Путевые заметки Симеона Лехаци. Они содержат описание путешествия по странам


Ближнего Востока, совершенного автором в 1608-1619 гг. Симеон Лехаци побывал в Константинополе, Венеции, Риме, Западной Армении, Иерусалиме Египте. Его Путевые заметки сообщают ценные сведения о социально-экономической и политической жизни народов Ближнего Востока. Историк XVII века Закария Канакерци в своей


Хронике описывает тяжелое положение народа, формы сбора налогов и т. п. Выдающимся западноармянским историком того же столетия был Еремия Кеомурчян 1635-1695 , владевший несколькими восточными и западными языками и хорошо осведомленный в политических событиях своего времени. Из его трудов, дошедших до нас, особенно интересны История Стамбула в стихах и Дневник , в которых обстоятельно описываются тяжелое положение армянского


народа в Турции, насилия и злоупотребления турецких должностных лиц. Ценным источником по истории освободительного движения армянского народа в первой трети XVIII в. является труд Есаи Гасан-Джалаляна Краткая история Агванка , содержащий важные сведения о тяжелом положении армянского населения Карабаха и его освободительной борьбе. Перу историка


XVIII века Хачатура Джугаеци принадлежит История Персии в двух частях в первой части дана-хроника персидских царей, а во второй излагается история Персии XVIII века. Описанию войн, имевших место на Ближнем Востоке в 1721-1736 гг посвящен труд автора XVIII века Абраама Ереванци История войн . Здесь изображены восстание афганцев, завоевание ими Исфахана и падение государства Сефевидов. Обстоятельно описаны также войны 1725-1736-гг. между


Турцией и Персией. Для истории армянского народа ценны, в частности, сведения, о героической борьбе жителей Еревана в 1724 г. против турецких завоевателей. К числу наиболее значительных произведений армянской историографии XVIII века относится История Армении Микаэла Чамчяна 1738-1823 в трех объемистых томах вышли в свет в 1784-1786 гг Излагая историю армянского народа с древнейших времен до


XVIII века, Чамчян использовал наряду с армянскими источниками также труды иностранных авторов. Несмотря на свое религиозное мировоззрение, он создал ценный труд, заключающий в себе богатый исторический материал. История Армении Чамчяна, написанная в патриотическом духе, встретила горячий отклик в широких кругах армянской общественности. Автор написал и другие работы историко-философского характера. Ряд армянских ученых занимался естественными науками и, в частности, медициной.


Видным представителем армянской медицинской науки является Амирдовлат Амасиаци родился в малоазиатском городе Амасии в 20-х гг. XV века . Профессия медика дала ему возможность объездить много стран и изучить ряд языков. В одной из оставленных им памятных записей Амирдовлат так представляет свою жизнь Я претерпел много трудностей и случайностей от судей, царей и


князей. И собрал много арабских, персидских, турецких книг, и много странствовал. Время дало мне испытать на себе и плохое, и хорошее, и приключения, я видел богатство и нищету, много ездил из страны в страну и применял искусство врачевания. Я много служил больным, вельможам, князьям, тысяцким и сотникам, горожанам и беднякам, большим и малым я видел много добра и зла и ныне стал таким, что ни богатству не желаю радоваться, ни из-за нищеты-печалиться


. До нас дошел десяток работ Амирдовлата, в которых использованы медицинские книги многочисленных греческих, латинских, персидских и арабских авторов. Из трудов Амирдовлата особую ценность представляют три О пользе врачевания , Обучение врачеванию , Ахрапатин Лечебник . В первом, состоящем из 223 глав, автор описывает более двухсот болезней и указывает способы их лечения. Другие его книги излагают способы изготовления и применения 3754


лекарственных веществ. Чтобы сделать свои труды общедоступными, он писал на разговорном языке того времени. Современником Амирдовлата был врач Григорис, который оставил труд, состоящий из двух частей-фармакологи и врачебника. В первой части описываются способы приготовления 330 лекарств. В XVII-XVIII вв. вышли в свет книги по математике геометрии, астрономии. На армянский язык был переведен ряд трудов Эвклида и


Птолемея. 3. Литература, искусство Видный поэт XV в. Мкртич Нагаш живым и абфазным языком писал стихи на любовные, философские и социальные темы делал широкие художественные обобщения, восхваляя все хорошее, доброе, благородное, что он видел в обществе и порицая все порочное. Поэт осуждает алчность, мстительность, корыстолюбие. Его стихи, посвященные ар-мянам-акитальцам, вынужденно покинувшим родину, отличаются большой эмоциональностью.


Крупный представитель армянской светской лирической поэзии XVI в. католикос Григорис Ахтамарци, несмотря на свое религиозное мировоззрение, писал стихи о весне, любви, красоте, мирских радостях, а также на философские и патриотические темы. Его лирические стихи выделяются яркостью образов, сочностью языка и жизнерадостным мироощущением. Наапет Кучак жил и творил в XVI в. один ив выдающихся средневековых армянских поэтов.


Его стихотворения особенно любовные, представляют жемчужины армянской лирики, они несут высокие гуманистические идеи того времени. Кучак бичевал феодальную эксплуатацию и мракобесие, восхвалял труд, знание и справедливость. В XVII в. на литературном поприще появился одаренный поэт Нагаш Овнатан, который был также певцом и художником. Он оставил около 80 стихотворений любовного, философско-назидательного и сатирического содержания.


В своих стихах Овнатан высмеивал алчность, невежество, хищничество. В XVIII в. творил великий поэт-ашуг Саят-Нова-Арутюн Саядян 1712-1795 -певец дружбы народов Закавказья. Подростком Арутюн поступил в Тбилиси на служ бу к ткачу, а в дальнейшем, когда проявились его исключительные способности певца и музыканта, был приглашен во дворец грузинского царя


Ираклия в качестве придворного певца. Но здесь обнаружилось противоречие между взглядами Саят-Новы и придворно-аристократическими понятиями, что и стало причиной его отдаления от двора. Саят-Нова уходит в народ, сочиняет стихи, близкие народу, поет задушевные любовные песни. В конце жизни он становится монахом Ахпатского монастыря. Предполагают, что поэт был убит в Тбилиси во время нашествия


Ага Мухаммед-хана в 1795 г. Саят-Нова писал и пел на армянском, грузинском и азербайджанском языках. В его замечательных стихах нашли выражение идеи дружбы и братства народов. Он великолепно владел тонкостями гусанского искусства, у него яркий, образный язык. По своим общественным взглядам Саят-Нова был гуманистом критиковал мрачную феодальную действительность. В XV-XVIII вв. некоторый подъем переживает армянская миниатюра.


Продолжает развиваться искусство иллюстрирования рукописей. В XVII в. возникла живописна школа Нор-Джуги, представители которой обогатили традиции армянской оригинальной миниатюры мотивами иранской и европейской живописи. Видными художниками этой, школы были Акоп Джугаеци, Нагаш Овнатан, Акопджан и другие. Одним из замечательных мастеров стенной живописи и миниатюры был


Минас Цахкарар, кисти которого принадлежат великолепные стенные росписи в Эчмиадзинском соборе. В Исфахане Минас расписал несколько ханских дворцов и церковь Шахриманянов. Выдающимся художником был Богдан Салтанов, одно из произведений которого-медное блюдо с выгравированной на нем Тайной вечерей Леонардо да Винчи-было послано в 1660 году в дар русскому царю


Алексею Михайловичу. При дворе это произведение получило столь высокую оценку, что автор его был приглашен из Персии в Москву. .В русской столице Салтанов развернул большую творческую работу, создав множество высокохудожественных произведений. 4. Армянские просветители XVIII века Во второй половине XVIII века возникла и сформировалась армянская просветительская, буржуазно-антифеодальная идеология, проникнутая глубоким патриотизмом.


В силу ряда исторических обстоятельств, центрами нового течения стали армянские общины индийских городов Мадраса и Калькутты, где начали свою деятельность армянские просветители. Армянские просветители выступали против феодальных порядков, против отсталости и невежества, развернули широкую деятельность по распространению просвещения среди народа, призывали воспитывать молодежь в патриотическом духе, бороться за освобождение родины от иноземных поработителей и т. п.


Одним из первых армянских просветителей XVIII века-был выдающийся деятель армянского освободительного движения Иосиф Эмин 1726-1809 . Учился он в Индии в англ, школе Калькутты , а затем в Англии. Стремясь при помощи России освободить Армению от персидских и турецких захватчиков, Эмин одновременно старался распространять новые, передовые идеи среди армянского народа. Будучи в 1760-1768 гг. в


Армении, России и Закавказье, он использовал любой повод, чтобы убедить своих соотечественников в необходимости отвергнуть проповеди невежественных церковников, насаждавших покорность и раболепие, и бороться за освобождение и независимость родины, следовать примеру развитых европейских стран. Человеку не подобает мириться с деспотическим режимом, с угнетением, он должен жить в свободном обществе. Одновременно И. Эмин резко критиковал армянских богачей и реакционное духовенство, которые равнодушно


относились к судьбам родины. Автобиография Эмина, вышедшая в свет в Лондоне в 1792 г содержит интересные материалы о его жизни и богатой деятельности, о его передовых идеях. Другим видным просветителем был Мовсес Баграмян- педагог, публицист, последователь идей И. Эмина. В 1773 г. в Мадрасе вышла в свет его Новая книга, называемая увещевание . Эта книга открыла новую страницу в истории развития армянской общественно-политической мысли.


В ней подробно повествуется об историческом прошлом Армении, со скорбью говорится о тяжелом положении армянского народа, стонущего под игом чужеземных захватчиков. Страна обратилась в развалины, народ пребывает в трауре, повсюду текут слезы, притеснения и произвол захватчиков не имеют границ. Где же выход? Баграмян призывает восстать и силой оружия обрести свободу и политическую независимость. Нашей целью, говорит он, должно быть восстановление армянского государства


и создание свободной Матери-Армении, где объединятся все рассеявшиеся по свету скитальцы-соотечественники. Для достижения этой цели не следует останавливаться ни перед какими жертвами. Мы должны, писал Баграмян, восстановить границы своей родины, не затрагивая интересов других народов. Нет, мы не желаем ничего иного, кроме как получить лишь наше собственное и законное наследие, потерянное нами по неорганизованности и нерадивости. То, что потеряно нами по невежеству, мы обязаны получить обратно


мудростью и храбростью . Надо сделать все возможное, чтобы народ жил свободным и независимым. Призывающий к освободительной борьбе публицист свою главную надежду возлагает на молодежь и на ее активную политическую деятельность. Необходимо открыть школы, распространять образование. Учеба, просвещение играют решающую роль в освобождении и возрождении народа. Одну из главных причин падения армянского государства


Балрамян видит в монархической форме правления. Армянские цари были деспотами, пользовались неограниченной властью, вследствие чего страну постигло много несчастий. Государство может быть здоровым и сильным лишь в том случае, если будет упра влятъся не отдельными личностями-монархами, а правительством, состоящим из представителей народа. Таким образом, в 70-х гг. XVIII в когда в Армении, на


Ближнем Востоке и во многих других странах господствовали военно-феодальные деспотические режимы, Баграмян смело выступал против самодержавного строя. Вместе с Иосифом Эмином и Мовсесом Баграмяном передовые демократические идеи пропагандировал другой видный представитель армянского просветительского движения XVIII в Шаамир Шаамирян. В его известной книге Западня честолюбия выдвигаются антифеодальные, буржуазно-


прогрессивные, демократические идеи. Этот труд представляет собой подробно разработанный проект конституции для будущего армянского государства. Люди, пишет Шаамирян во введении книги, рождаются свободными и равными-следовательно, они должны жить свободными и равными. Никто не имеет права применять насилие и властвовать над другим. Даже среди животных нет ни одного, которое бы единолично и самовластно повелевало ими следовательно,


сколь постыдно для нашего разума быть покорным одному человеку, который обладает нашим подобием и естеством, но становится самовольным повелителем нашим . Монарх, продолжает Шаамирян, руководствуется не справедливыми и мудрыми законами, а прихотями и своеволием. Решительно отвергая монархический строй, Шаамирян считал, что необходимо создать народовластие страной должен управлять парламент Дом армянский , где будут представлены все слои народа.


Выборы должны быть равными и всеобщими обеспечиваются свобода личности, отменяются всякие сословные привилегии, все равны перед законом. Все должности выборные. Церковь должна отделиться от государства. Шаамирян придавал большое значение народному просвещению. Он считал необходимым введение обязательного обучения. Во всех селах и городах должны быть основаны школы, в которых будут получать образование все мальчики


и девочки. Государство должно всячески покровительствовать науке и искусству. Шаамир Шаамирян решительно выступал против феодальных порядков и, в частности, против крепостничества. Крепостное право должно быть уничтожено. В одном из своих писем к грузинскому царю Ираклию II он рекомендовал ему ликвидировать крепостничество и обуздать самовластных феодалов. При участии и под руководством Эмина, Шаамиряна и


Баграмяна вышел в свет ряд других книг, пропагандирующих передовые взгляды того времени. Следует заметить, что на армянских просветителей большое влияние оказали европейские просветители XVIII века. Армянская просветительская, по существу буржуазно-антифеодальная идеология второй половины XVIII века, наложила свой отпечаток на последующий ход развития армянской общественной мысли и культуры. АРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В XIX ВЕКЕ План 1. Литература, искусство 2.


Печать, публицистика 3. Школа, наука В XIX столетии армянская культура пережила значительный подъем. Особенно больших успехов достигла она во второй половине века. Присоединение Восточной Армении к России усилило и укрепило русско-армянские культурные связи. Главными, определяющими в армянской культуре стали прогрессивные, демократические течения. Следует отметить, что и в этот период в развитии литературы, искусства, образования, печати и науки


большую роль играли армянские общины Москвы, Тбилиси, Константинополя и Измира. 1. Литература, искусство В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное течение-так называемый армянский классицизм-на примерах исторического прошлого и, в частности, в панегириках, посвященных разным выдающимся деятелям, царям и полководцам,


проповедовало патриотизм, смелость и самоотверженность, тем не менее значительная часть произведений литературы была пронизана религиозно-догматическими идеями, была далека от народа, от волновавших его насущных вопросов. Литературным языком был грабар, непонятный широким народным слоям. С 1820-1840 гг. происходят заметные сдвиги. Классицизм уступает место новым литературным течениям-романтизму, а впоследствии реализму. Одной из ведущих тем в литературе становится народ, волнующие его проблемы,


современный человек с его внутренним миром и чувствами. В литературу все чаще проникают социальные мотивы, демократические идеи. На смену грабару приходит новый литературный язык-ашхарабар, формируется новая армянская литература. Определенная заслуга в создании новой литературы принадлежит поэту Арутюну Аламдаряну 1796-1834 и писателю, публицисту


Месропу Тагиадяну 1803-1858 . Но решающую роль в этом деле сыграл великий просветитель-демократ, писатель и педагог Хачатур Абовян. Хачатур Абовян 1809-1848 Хачатур Абовян 1809-1848 родился в селе Канакер близ города Еревана. Начальное образование получил в Эчмиадзинском монастыре, продолжил обучение в тифлисской школе Нерсисян. Затем около пяти лет он учился в Дерптском университете, где и сформировалось его просветительско-


демократичеекое мщровоззре-ние. Возвратившись на родину, Абовян занялся педагогической и литературной работой. Абовян - автор стихотворных и прозаических произведений, учебных пособий, научных и публицистических статей. Вершиной его творчества является исторический роман Раны Армении , в котором обрисованы положение армянского народа в начале


XIX века, его освободительная борьба против иноземных угнетателей. В основе Хачатур Абовян фомана и других произведений писателя-демократа лежат идеи патриотизма, гуманизма и дружбы народов. Абовян вел упорную борьбу против реакционных сил своего времени. Он добился прогрессивных преобразований в школьном деле, пропагандировал передовые мысли своего времени, разоблачал представителей царской бюрократии и реакционных клерикалов.


Великий просветитель стал основоположником новой армянской литературы, сыграл громадную роль в развитии новой культуры, в распространении просветительских и демократических идей среди армянской общественности. Период 1850-1860-х гг. был переломным как в общественно-политической, так и в культурной жизни армянского народа. Литература, искусство, печать и другие области культуры пережили значительный расцвет. Появился ряд выдающихся писателей, поэтов, публицистов демократического направления среди них особенно


прославился писатель, революционер-демократ Микаэл Налбандян. Микаэл Налбандян 1829-1866 Микаэл Налбандян 1829-1866 родился в Новом На-хичеване близ Ростова-на-Дону . Здесь же он получил начальное образование, затем обучался в Московском и Петербургском университетах. Его мировоззрение сложилось под непосредственным влиянием великих русских революционеров-демократов Белинского,


Чернышевского, Герцена и других. Налбандян писал стихотворения, поэмы, прозу, научно-критические, публицистические статьи и книги, переводил из Пушкина, Лермонтова, Беранже и Гейне. Лучшие его стихотворения- Свобода , Дни детства , Песнь итальянской девушки -написаны с большим мастерством и проникнуты горячим патриотизмом и революционным пафосом. Поэт-революционер смело заявлял Свобода! -восклицаю я.


Пусть гром над головою грянет, Огня, железа не страшусь, Пусть враг меня смертельно ранит, Пусть казнью, виселицей пусть, Столбом позорным кончу годы, Не перестану петь, взывать И повторять Свобода Перевод В. Звягинцевой , Цель и смысл своей жизни Налбандян видел в служении простому, угнетенному народу,


В 1861 г. он писал Мы добровольно посвятили себя отстаиванию прав простого народа. Пера своего и себя мы не посвятили-богачам, чувствующим себя неуязвимыми за грудами золота особенно когда власть находится в руках тиранов. Но тот злосчастный армянин, тот забитый, жалкий, нищий, голый и голодный aрмянин, угнетаемый не только чужеземцами и варварами, но и своими собственными богачами, своим духовенством в полуграмотными людьми вот этот армянин по всей справедливости привлекает наше


внимание, и ему именно, не колеблясь ни минуты, посвятили мы все наши силы. Защищать безжалостнопопранные права этого армянина-вот подлинный смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой, и будем служить ей не только словом и пером, но и оружием, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие, и освятить своею кровью прославляемую нами свободу. Налбаидян стремился объединить социальную и национально-освободительную


борьбу армянского нардоа с русским революционным движением и с этой целью установил политические связи с известными русскими революционерами Герценом, Огаревым, Бакуниным, которые высока оценили его. Так, Герцен в письме революционеру Н. А. Серно-Соловьевичу от 24 июня 1862 г. писал о Налбандяне Это преблагороднейший человек, скажите ему, что мы помним и любим его .


Налбандян писал Огарев золотая душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости . За свою революционную деятельность Налбандян в 1862 г. был арестован царской полицией. Скончался он в ссылке, в городе Камышине Саратовской губернии. В 1840-1850-х гг. зазвучала лира Гевонда Алишана 1820-1901 -одного из основоположников новой, патриотической армянской поэзии. В армянской литературе 1860-х гг. достойное место занимают видный поэт


Смбат Шахазиз 1840-1907 и известный за-дадноармянский поэт Мкртич Пешикташлян 1828-1868 . В конце 60-х и в начале 70-х годов творил замечательный лирик Петрос Дурян 1852-1872 , один из ярких представителей армянской литературы XIX столетия. Во второй половине XIX века наряду с поэзией и прозой развивались драматургия и сатира. Романтизм стал мощным идейным оружием боевого патриотизма и национально-освободительного движения,


в литературе усилилось реалистическое Рафаел Патканян направление. Раффи Акоп Мелик-Акопян, 1835-1888 Крупнейшими представителями армянской художественной литературы этого периода стали поэт Рафаэл Патканян, романист Раффи, драматург Габриэл Сундукян и сатирик Акоп Паронян. Основным мотивом произведений Рафаэла Патканяна Гамар


Катипа, 1830-1892 является идея освобождения Западной Армении от турецкого ига. Поэт призывал любить родину и бороться за ее свободу с оружием в руках. Устами героя одной из своих поэм Патканян задавал вопрос И теперь нам молчать, когда яростный враг Отнял меч-оборону, унизив наш стяг, У работников плуг вырвал дерзко из рук, Переделал на цепи тот меч и тот плуг?


О, горе в плену мы должны изнывать! И ныне молчать И следовал ответ Пусть молчит тот, кто нем, чей недвижим язык, Или тот, кто в ярме видеть сладость привык! Но в ком сердце мужчин, кому честь дорога, Пусть бесстрашно идет против злого врага! Кто славой сумел свою смерть увенчать, Тот вправе молчать Перевод Валерия Брюсова Габриэл


Сундукян 1825 1912 Особенно большой популярностью среди патриотических произведений Патканяна пользовались стихотворения Слезы Аракса , Песнь матери Агаси , поэма Смерть храброго Вардана Мамиконяна и другие. В свое время были широко известны и сатирические стихотворения автора, в которых едко высмеиваются космополитизм и паразитический образ жизни юношей и девушек из семей армянских богачей.


В своем творчестве Патканян обращался к животрепещущим вопросам дня. Патриотическая лира Рафаэла Патканяна оказала большое влияние на молодое поколение. О поэзии Патканяна Валерий Брюсов писал Ее основная сила в чувстве высокого патриотизма, в той огненной и бескорыстной любви к родному народу, которая выражается не в одних дифирамбах, но и в горьких сатирах. Истинная любовь не чуждается гнева и даже ненависти, и именно потому веришь в глубину любви


Патканяна Раффи Акоп Мелик-Акопян, 1835-1888 -один из крупнейших мастеров армянской художественной литературы, известный романист. Его перу принадлежат также повести, рассказы, стихотворения и статьи. Творчество писателя отличается высоким мастерством. Его исторический роман Самвел - одно из лучших произведений армянской литературы. Произведения Раффи проникнуты идеями патриотизма, свобобы, национально-освободительной борьбы.


Его романы, в особенности Искры и Хент , нашли широкий отклик в народе и в значительной степени содействовали развертыванию армянского национально-освободительного движения против турецкого деспотизма. В ряде произведений автора обличаются представители ростовщического капитала, подвергаются резкой критике отсталые, феодальные порядки и свойственные им общественные и бытовые явления. Во второй половине XIX века расцвела реалистическая драматургия, основоположником и крупнейшим представителем


которой был Габриэл Сундукян 1825 1912 . Перу Сундукяна принадлежат пьесы Хатабала , Еще одна жертва , Разрушенный очаг и другие. Венцом его творчества является пьеса Пэпо , написанная в 1870 г. и впервые поставленная год спустя в Тифлисе. В этом глубоко реалистическом произведении изображается действительность того времени-жизнь различных общественных слоев, их быт, нравы, социальные противоречия разоблачается бюрократизм и взяточничество


царских чиновников. Пьеса Пэпо открыла новый этап в истории армянского театра. Сундукян выступал как защитник обездоленных и бесправных тружеников, бичевал корыстолюбие и низменные поступки купцов и ростовщиков. Главная идея его творчества-стремление к социальной справедливости. Акоп Паронян 1843- 1891 . В этот период получила развитие также сатира, блестящим представителем которой является Акоп Паронян 1843- 1891 . Им созданы многочисленные произведения


Национальные столпы , Высокочтимые попрошайки , Багдасар-ахпар . Восточный дантист , Жертвы деликатности и многие другие произведения, в том числе статьи, очерки, фельетоны и пародии. В армянской литературе второй половины XIX века своим реалистическим искусством и демократическими идеями выделялись также романист Перч Прошян 1832-1907 , поэт, прозаик, детский писатель Газарос Агаян 1840-1911 и другие. Значительные сдвиги произошли и в области армянского искусства-театра,


музыки и живописи. Так, если до 1850-х годов театральные представления носили Случайный характер, не имелось постоянных артистических трупп, то во второй половине XIX века положение изменилось представления стали более или менее Габриел Сундукян регулярными, возникли новые, относительно постоянные театральные коллективы, появились профессиональные артисты, на сцену вышла женщина-актриса и т. д.


В 1850-1860-х гг. ряд исторических драм и бытовых комедий был поставлен в армянских общинах Москвы, Тифлиса, Константинополя, а также в Армении-в Ереване, Александрополе и других городах. В последующие десятилетия профессиональный уровень театрального искусства значительно возрос. Наряду с произведениями национальной драматургии были показаны пьесы мировой классики. Сформировалось целое поколение талантливых артистов


М.Амештеян, Г. Чмшкян, А. Рачия и другие . Петрос Адамян 1849-1891 Особенно большую известность приобрел Петрос Адамян 1849-1891 - прославленный армянский актер-трагик. Он выступал в Турции, на Кавказе, затем в театрах Москвы, Петербурга, Харькова и Киева, повсюду вызывая восхищение зрителей. Адамян, игравший преимущественно шекспировских героев, в частности


Гамлета, занимает почетное место среди актеров с мировой известностью. В 1860-1880-х годах произошли заметные сдвиги и в области музыкальной культуры. Демократически и патриотически настроенные музыковеды составили песенники, организовали хоры, стали записывать и обрабатывать народные песни. Было положено начало новой армянской музыке.Большую роль в развитии новой армянской музыки сыграл знаменитый западноармянский композитор


Тигран Чухаджян 1837-1898 . Родился он в Константинополе, музыкальное образование получил в Италии в Милане . В 1868 г. талантливый композитор написал оперу Аршак Второй и этим заложил основы армянской оперы. Чухаджяном созданы также оперетты, из которых особенно известна Леблебиджи Каринэ , романсы, произведения для фортепиано и оркестра, песни и др.


Произведения Чухаджяна, имевшие в свое время большой успех, пользуются широкой популярностью и в наши дни. Видными композиторами и музыковедами являлись Макар Екмалян 1856-1905 и Христофор Кара-Мурза 1853- 1902 . Екмалян, наряду с созданием оригинальных музыкальных произведений, записал и переложил для четырех-голосого хора многочисленные армянские народные песни.


КараМурза, составив певческие хоры, выступал с концертами во многих городах Кавказа и России. Кроме того, он записал сотни народных песен и создал самостоятельные произведения. В области живописи выделялись портретист Акоп Овнатанян 1806-1881 , основоположник армянской жанровой живописи Степан Нерсисян 1820-1884 , пейзажист Геворг Башинджагян 1857-1925 , Вардгес Суренян 1860-1921 писавший картины на исторические сюжеты, жанрист


Арутюн Шамшкнян 1856-1914 , маринист Эманзел Махтесян 1857-1908 и другие. Определенное влияние на армянскую живопись оказал. выдающийся маринист Иван Айвазовский 1817-1900 . Будучи армянином по происхождению, он поддерживал тесные связи с некоторыми представителями армянской культуры. Айвазовский написал полотна и на армянские темы- Озеро Севан , Резня армян в Трапезунде в 1895 г Хримян


Айрик , Арарат и др. 2. Печать, публицистика Первое армянское периодическое издание-еженедельный журнал Аздарар Вестник -выходил в свет в 1794-1796 гг. в армянской общине индийского города Мадраса. Шго редактором был патриот и просветитель Арутюн Шмафонян. В Аздараре помещались торговые, экономические К политические новости, материалы по вопросам армянской истории, публицистические статьи и т. д.


Главной задачей еженедельника было распространение патриотических идей среди народа. В первой половине XIX века выходило до 30 периодических изданий из них шесть в Константинополе, пять в Венеции, три в Тифлисе. Однако эти небольшие газеты и журналы не имели широкого распространения и просуществовали недолго. Наиболее значительными из них были Арша-луйс Араратян , Базмавеп и Азгасер . Газета Аршалуйс


Араратян Заря Араратская была основана в 1840 г. в городе Смирне Измире . На ее страницах печатались материалы о политической и экономической жизни разных стран, об Армении, ее культуре и т. д. Газета распространялась не только в Западной Армении, но и среди кавказских армян. В 1843 г. в Венеции начал издаваться журнал Базмавеп Полигистор , освещавший преимущественно армянскую историю и


литературу. На страницах журнала публиковались также переводы из французских, английских и русских писателей, сведения об экономической, политической, научной жизни европейских стран и др. Базмавеп выпускается и в настоящее время. В 1845-1848 гг. в индийском городе Калькутте выходила под редакцией известного писателя Месропа Тагиадяна еженедельная газета Азгасер Патриот .


В ней печатались статьи патриотического и просветительского характера, сообщения об армянской культуре, разные новости и т. д. Первым периодическим изданием кавказских армян была еженедельная газета Кавказ , издававшаяся в 1846- 1847 гг. в Тбилиси. Там же в 1850-1851 гг. выпускалась газета Арарат , имевшая более богатое содержание. Одним из крупнейших и наиболее известных периодических изданий XIX века стал журнал Юсисапайл Северное сияние , выходивший в 1858-1864 гг. в


Москве. Журнал развернул смелую борьбу против реакционных сил и их идеологии. Он призывал отказаться от грабара и писать на понятном народу литературном языке-ашхарабаре, провести преобразования во всех областях общественной жизни и культуры, распространять просвещение, следовать примеру передовых европейских стран. Будучи главным органом просветительского движения того .времени, Юсисапайл сыграл громадную прогрессивную роль в развитии армянской общественной жизни, мысли и культуры.


Степанос Назарян 1812-1879 Редактор журнала Степанос Назарян 1812-1879 развернул широкую публицистическую деятельность, неоднократно выступал против армянских консерваторов, за просвещение и прогресс. С. Назарян был также видным филологом и востоковедом. Шесть лет он руководил кафедрой армено-ведения Казанского университета, долгие годы был профессором восточных языков в московском Лазаревском институте.


По своим политическим воззрениям С. Назарян был либералом, сторонником реформ и эволюционного развития общества. С блестящими статьями выступал на страницах Юсисапайла революционный демократ Микаэл Налбандян. Известным западноармянским периодическим изданием была газета Мегу Пчела , основанная в 1856 г. в Константинополе.


В течение ряда лет ее редактором был соратник Микаэла Налбандяна Арутюн Свачян 1831-1874 . Будучи последовательным демократом и сторонникам национально-освободительного движения, он на страницах газеты вел смелую и энергичную борьбу против реакционных клерикалов и богачей-амираев. Мегу стала органом западно армянской демократии, защитнице и выразительницей интересов западноармянских трудящихся. Григора Арцруни 1845-1892 К числу крупных периодических изданий второй половины


XIX века относятся газеты Мшак , Мегу Айастани , Аревелян мамул , Масис и др. Газета Мшак Труженик выходила в свет с 1872 г. в Тифлисе под редакцией известного публициста Григора Арцруни 1845-1892 . Газета выступала против консерваторов, подвергала критике феодальные отношения и приветствовала возникновение на Кавказе капиталистической промышленности.


Публикуя многочисленные статьи об Армянском вопросе, Мшак призывал западных армян по примеру балканских народов поднять вооруженное восстание против султанского деспотизма. Редактор газеты считал, что только Россия может оказать реальную помощь западным армянам. Мшак оказал большое влияние а патриотическую молодежь своего времени Газета Мегу Айастани Пчела Армении , Тифлис, 1858-1886 стояла на консервативных позициях и выступала


против Мшака , вследствие чего между ними велась острая и длительная борьба. С 1871 г. издавалась газета Аревелян мамул Восточная печать . Ее редактором был видный западноармянский публицист, общественный деятель Маттеос Мамурян 1830- 1901 , имевший передовые, демократические воззрения и защищавший интересы народных масс. Газета Масис , выходившая в Константинополе с 1852 г придерживалась либерально-буржуазного направления


редактор-Карапет Ютуджян . В 1880-1890 гг. были известны также газеты Аревелк Восток и Айреник Родина . Последняя, редактором которой был западноармянский писатель-реалист Арпиар Арлиарян 1851-1908 , пропагандировала патриотические и демократические идеи. Первое периодическое издание в Восточной Армении- журнал Арарат -был основан в 1868 г. в Зчмиадзине. Журнал имел религиозное и историко-филологическое содержание.


С 1880 г. в Ереване издавалась еженедельная газета Титульный лист газеты Мшак Псак Венок , публиковавшая статьи на литературные, исторические, педагогические и прочие темы. За пропаганду свободолюбивых и патриотических идей газета была закрыта царскими властями в 1884 г. 3. Школа, наука В XIX веке в Восточной Армении функционировали школы трех основных типов-церковно-приходские, частные и государственные, а в Западной


Армении церковные и частные. Число армянских школ было ограниченным, а количество учащихся незначительным. Так, например, во всем Закавказье в 1875 г. действовали 213 армянских школ, в которых обучались около 9600 детей. Почти все школы находились в тяжелом материальном положении, не имели элементарных удобств для учебных занятий. Еще хуже обстояло дело в Западной Армении. Следует отметить, что большинство армянских школ, будучи начальными, церковно-сриходскими,


имели всего несколько классов. Уровень обучения был низок, педагогически методы-отсталыми. Преподавались в основном закон божий , история и армянский язык. Однако в XIX веке было создано несколько первоклассных для своего времени учебных заведений. В 1815 г. в Москве был основан Лазаревский институт восточных языков, который вначале был средней школой, но позднее имел также классы высшего образования.


В институте обучались многие юноши-армяне, сыгравшие впоследствии крупную роль в развитии армянской культуры. Так, в его стенах учились известные армянские поэты Рафаэл Патканян, Смбат Шахазиз, Геворг Додохян, Иоаннес Иоаннисиан, Ваан Терян, арменоведы Мкртич Эмин, Григор Халатян и другие. Лазаревский институт стал одним из крупнейших востоковедческих центров в


России и воспитал многих известных ученых востоковедов. В 1824 г. в Тифлисе была открыта школа Нерсисян, просуществовавшая около ста лет. Из нее вышли учителя, публицисты, деятели печати, культуры и т. д. Одними из первых выпускников школы были Хачатур Абовян и Степанос Назарян. Школа Нерсисян сыграла большую роль в развитии просвещения и образования восточных


армян. Спустя некоторое время были основаны первые школы в центре Восточной Армении Ереване-уездное училище в 1832 г. и епархиальная школа в 1837 г В тот же период открылись школа Мурадян в городе Падуе в 1834 г. и школа Рафаэлян в Венеции в 1836 г. впоследствии эти две школы объединились , семинария в Константинополе в 1838 г. и т. д. Во второй половине


XIX века были созданы новые армянские школы, среди которых выделялась основанная в 1874 г. в Эчмиадзине семинария Геворгян, давшая многочисленных учителей и деятелей культуры. Открылись также женские щколы. Школьная сеть, однако, не получила широкого развития а во второй половине века. Царское правительство ограничивало число армянских школ и всячески стремилось свести на нет их значение. Особенно усилились репрессии в 1880-х гг когда царские власти закрыли многие армянские школы.


Весьма тяжелым было положение в Западной Армении. В Османской империи, где господствовал жестокий султанский режим и проводилась политика грубого национального гнета, погромов и резни, школьное дело, конечно, не могло развиваться. Армянская научная мысль XIX века развивалась преимущественно в области истории Армении, армянского языка и литературы. Среди ученых первой половины века своими научными трудами и


исследованиями особенно выделялись члены Венецианской конгрегации мхитаристов-историк и географ Гукас Инчичян 1758-1833 и лингвист Мкртич Авгерян 1762-1854 . Последний вместе с двумя другими авторами Г. Аветикяном и X. Сюрмеляном издал в 1836- 1837 гг. в Венеции двухтомный словарь армянского языка, не утративший своего научного значения до настоящего времени. Во второй половине


XIX века развернулась научная деятельность крупных арменоведов Г. Алишана, М. Эмина, К. Патканяна. Гевонд Алишан 1820-1901 известен не только как поэт, но и как крупный ученый-филолог. Ему принадлежат многочисленные труды по географии и истории Армении, по истории армянской культуры, из которых особенно известны работы Сисуан , Айрарат , и Сисакан . Мкртич Эмин 1815 1890 занимался вопросами армянской мифологии, археологии,


истории, литературы и эпоса, перевел и издал на русском языке ряд трудов древнеармян-ских историков. Он был почетным членом археологического и востоковедческого обществ России. Керовбе Патканян 1833-1889 издал ценные труды по истории и литературе армянского народа, а также по вопросам истории Востока. Он преподавал на восточном факультете Петербургского университета, был избран членом корреспондентом


Российской Академии наук. Значительный вклад внесли в арменоведение историки М. Гарагашян 1818-1903 , И. Гатрчян 1820-1882 , археолог А. Ерицян 1841 -1902 , лингвист А. Айтинян 1825- 1902 и другие. В области естественных наук следует отметить известного геолога и химика Андреаса Арцруни 1847-11898 . Обучался он в Петербургском,


Дерптском и Гейдельбергском университетах. В 1870-х гг. работал в Тифлисе, затем в Германии в Берлинском университете, Аахен-ском политехническом институте . Занимался в основном вопросами геологии Кавказа и Урала, руководил двумя научными геологическими экспедициями в-Армении в 1872-1875 и 1892 гг Написал ряд трудов по геологии. и минералогии, по вопросам химических


свойств кристаллов. В 1895 г. Арцруни был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. Многие армянские ученые XIX века получили образование-в университетах Москвы, Петербурга, Дерпта. Парижа, Берлина, Женевы и других городов. Не имея условий для деятельности в Армении, они работали в основном за пределами родной страны.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние компьютера на здоровье человека
Реферат Технология изготовления СВЧ элементов конструкций РЭС
Реферат Полиграфическая промышленность как материально-техническая база развития издательского дела
Реферат Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории
Реферат Последний землепроходец из плеяды Нансена и Амундсена
Реферат Народные и авторские колыбельные песни
Реферат Immigration English Immersion Essay Research Paper The
Реферат Система финансирования инноваций
Реферат Анализ методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области за 2006 2007 учебный год
Реферат Константин Великий – благодетель или губитель?
Реферат Игорь Стравинский
Реферат Центральное антикоррупционное бюро
Реферат Оценка двигательных качеств
Реферат Негативное и позитивное понятие свободы
Реферат Оцінка забруднення та визначення розмірів шкоди, зумовленої забрудненням і засміченням земельних ресурсів