ГОУ НПО Профессиональный лицей № 10 им. Ахмета Давлетова г. Уфы Реферат на тему: История моды и костюма Китая Выполнила: Студентка группы № 2 Иргашова Азиза Проверил преподаватель: Оценка: Уфа-2008 Искусства и ремесла Китая Издавна славились искусства и ремесла Китая. Производство многих ремесел было массовым. Изделия из бронзы, яшмы, шелка, фарфора, расписанные ла
ком, — предметы роскоши, являвшиеся главным экспортным товаром. Купцы не пользовались уважением, так как, ничего не производя, они перепродавали готовую продукцию. Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для земледельцев, оружие для солдат. Великая Китайская стена Китай известен прекрасной высококачественной керамикой. Это объясняется богатыми запасами каолина и гончарной глины. Китайские мастера веками совершенствовали тех
нику изготовления и росписи керамических изделий. В Китае налаженная государственная промышленность занималась производством шелка. По Великому шелковому пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди первыми научились получать нить и ткать шелк. Вышитые ткани появились две тысячи лет назад. Еще в V в. до н. э. вышивки на шелковых тканях выполнялись конским волосом, золотыми и серебряными нитями. Ремесленники производили ткани в огромных количествах и разнообразных расцветок. Такую ткань пер
воначально использовали императоры, чиновники, ученые. Великие изобретения Китая Китайцы разводили гусениц бабочки-шелкопряда, которые плели коконы из тончайших шелковых нитей. Далее нити окрашивали и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения. Шелк был настолько дорогим, что его использовали и в качестве денег при расчетах. Но в XIII в. китайская монополия была нарушена. Важнейшими изобретениями китайцев являлись бумага и
печатное дело. Они научились делать бумагу из коры и конопли. Из бронзы изготовляли ритуальные сосуды и оружие. Позже китайцы освоили железное литье. В Китае музыка считалась важной частью цивилизованного общества. Считалось, что определенные мелодии могут провоцировать на грубость. Такая музыка осуждалась как развратная. Китайцы принимали великую музыку из нежных звуков. В музыкальных оркестрах были и дамы. Фигурки музыкантов укладывали даже в могилы
, дабы сопровождать усопшего в загробной жизни. В Китае был изобретен первый компас, представлявший собой кусок магнитной породы в форме ложки. На лист отполированной бронзы клали этот магнит. Ложка-магнит вращалась, пока ее ручка не указывала на Северный полюс. Ткани и костюмы Китая Ткани и костюмы Китая имеют вековую историю. В них как в зеркале отразилась неповторимая и самобытная культура Китая. Протокольные или церемониальные отношения оказывали огромное влияние на общественную
жизнь древнего Китая, и находили свое проявление в тканях и костюмах Китая, одеждах и украшениях, чтобы "отличать благородного и худородного и с первого взгляда определять положение человека". Из династии в династию у представителей различных слоев общества в одежде и украшениях, начиная от головного убора и одежд до драгоценностей, от качества материала и покроя до расцветки и узоров во всем были установленные правилами отличия. Мужская одежда и костюм крестьянина На протяжении многих веков костюм
почти не изменялся. Простейшие формы костюма связаны с сырьевыми возможностями, климатическими условиями, основными занятиями китайцев. Головные уборы были только у мужчин. Аристократическая одежда отличалась: 1) качеством материала; 2) количеством ткани; 3) цветом; 4) вышивкой и рисунком. Одежда крестьян, нижняя одежда: крестьяне носили просторные куртки с большим запахом и застежкой под правой рукой и длинные, довольно широкие штаны, подкатывая их во время работы.
Халат — основа китайского костюма, с широкими рукавами — верхняя одежда крестьян. Во время работы рукава подворачивались и крепились специальной лентой на груди. В холодное время года надевали сразу несколько халатов. Халат опоясывался. В дождь поверх одежды набрасывали плащ. Одежды крестьян были скромными и строгими. В одежде крестьяне использовали грубые ткани, получаемые из волокон растений, дерюгу. Позже, с появлением хлопка, они носят хлопковые одежды. Плащ сплетали из соломы или т
равы, накидку — из плетеных листьев и соломы, защищавших от дождя и солнца. Мужчины носили соломенные шляпы. Крестьяне носили легкие туфли, плетенные из соломы, с толстыми войлочными подошвами. Нижняя одежда аристократии Члены императорской фамилии, высшие чиновники и ученые надевали халаты. Халат — распашная одежда с цельнокроеными рукавами и длиной по щиколотку. Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава — различны. В парадных халатах присутствовали рукава
, свисающие до пола. Культура ношения халата определяла воспитанность человека. Нижняя одежда включала штаны, скрытые длинными халатами, так как у аристократов они считались неприличной частью костюма. Их носили навыпуск, иногда подвязывали под коленями или заправляли в сапоги. В каждом парадном придворном халате были и другие элементы — декоративные рукава, свисающие до самого пола. Халаты подпоясывались. Пояс — знак отличия аристократов и чиновников. Различали несколько видов хала
тов: 1. Рей — халат для всех сословий, характер орнамента иероглифический или растительный. 2. Куаньин — одежда только для знати. Спереди на халате располагался отличительный знак, иногда и со стороны спины. Этот знак у гражданских лиц — птица; у военных — изображение барса, льва, тигра. 3. Мань — парадная придворная одежда с застежкой вдоль всего бока под правой рукой. Мань надевался поверх куаньин. Мань украшался навечно утвержденной и строго регламентированной вышивк
ой дракона в различных вариациях в зависимости от сословной принадлежности. Верхняя одежда аристократии Зимой надевали халат на подкладке или стеганный на вате. Иногда носили и меховые шубы. Согласно чинам, цвета костюма были строго регламентированы: желтый — цвет императорской фамилии; воинов — красный, белый; молодых воинов — голубой; сановников — коричневый. Шелковые халаты — роскошь, предмет одежды привилегированных групп. При некоторых династиях даже богатые купцы,
торговавшие шелком, сами не смели его носить. Многие пострадали, используя вещи из шелка как нижнюю одежду. Императорскими указами регулировались поставки тканей для одежды. Позже в Китае появляется хлопок, а шелк так и остался привилегией богачей. Плащ знати шился из шерстяной ткани или из птичьего пуха. Штаны шили из шелка. Мужчины носили черную шелковую или фетровую шапочку. Как защиту от солнца — соломенную. По японскому обычаю, мужчины носили косу, а спереди волосы выбривались, причем с
XVII в. у маньчжур это считалось обязательным. К началу XX в. обычай частично сохранился только в низших классах. Лица гладко выбривались. Косметика и украшения Мужчины в Древнем Китае белились и румянились, отращивали ногти и красили их в красный цвет. О благосостоянии китайца можно было судить по длине его ногтей. Особенно длинным был мизинец. Ногти подчеркивали и приспособленность к труду. Костюм для китайцев никогда не был только делом вкуса.
Даже украшения должны были указывать на социальное положение владельца. Место владельца в строгой общественной иерархии безошибочно определялось по драгоценностям. Важнейшим элементом мужских украшений являлись поясные застежки и пластинки, как знаки общественного положения. Они появились на одежде в конце III в. до н. э. Застежки — главное украшение китайского мужского костюма. В древности их делали из бронзы, инкрустировали серебром, золотом, полудрагоценными камнями.
Позже мужские драгоценности стали важной частью официального костюма. Выбор материала для изготовления этих драгоценностей четко регулировался законом. Рукава парадных одежд (широкие и длинные) оттягивали специальные весомые предметы. Эти предметы были выполнены из дорогого металла и служили грузиками. Грузики не давали рукавам закручиваться. Обычно их выполняли из бронзы с позолотой. Национальный китайский орнамент Красивый золотой наперсток служил для защиты длинного ногтя на мизинце. Широко использовались нагрудные цепоч
ки и серьги, Мужчины носили шейное ожерелье, чаще золотое, украшенное благожелательной символикой. Ткани богато орнаментировались. Орнаментация тоже имела символический характер: дракон — выражение слияния земли и неба, повелитель дождя; огонь — внутренняя сущность; вода — внешняя среда. В Китае самое значимое место отводилось изображению персика. Персик — символ долголетия, орхидеи — символ учености. Вышивка наносилась не только на одежду, но и на обувь. Дополнения.
Халат иногда выполнялся с воротниками и шарфами. Мужчины пользовались веерами для обмахивания. Богатые мужчины носили туфли из ткани или кожи. Толстая подошва обуви изготавливалась из нескольких слоев проклеенной ткани или кожи. Мужчины носили также кожаные и тканевые сапоги. Особенности костюма гражданских и военных чиновников Военных и гражданских чиновников называли мандаринами. Мандарины носили традиционную роскошную одежду вплоть до конца XIX в. В качестве отличительного знака их ранга служили
нагрудники. Эту же роль исполняли пуговицы определенной формы, различающиеся по цвету, размерам и используемому для их изготовления материалу. Пуговицы располагались на верхушке шапки. Женский костюм Женщины находились дома и призваны были создавать уют и тепло. Они не работали. Женщины должны быть изящны, обладать плавной походкой. Маленькая ножка — самое лучшее украшение женщины. В детском возрасте ноги туго бинтовали кожаными ремнями. Таким образом, в течение нескольких лет рост стопы
совершенно прекращался, пальцы ног подбирались под подошву, и как следствие — сильное деформирование стопы. Сейчас это запрещено и уродование ног исчезло полностью. Основой костюма являлся халат. Халат был с цельнокроеными широкими рукавами. Красота халата свидетельствовала о незаурядном вкусе его хозяйки. Халат мог быть без запаха (стык в стык), при этом застегивался на шелковые петли. Женский халат ниспадал до пола. Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава различны.
Халат опоясывался. Верхних одежд у богатых женщин почти не было, так как они никуда не ходили. В женском костюме использовали тончайшие, легкие шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Костюмы женщин яркие, красочные. Причёска и косметика У женщин головных уборов не было. Женщина, несмотря на то, что она не выходила из дома, своим внешним видом должна была отражать положение мужа. Женам богатых людей следовало менять прическу несколько
раз в день, в зависимости от перемены погоды, смены настроения и т. д. Но наводить красоту в присутствии кого-то, даже мужа, не позволялось, для этого существовали маленькие ширмочки. Прически женщин, сложные, изысканные, сооружались с помощью шпилек и гребней. Каждое утро горничные несколько часов укладывали дамам волосы в прически. Косметика представляла предмет постоянных забот знатной дамы. Женщины пользовались белилами, румянами
. Особое внимание женщины уделяли бровям. Брови выщипывали специальными щипчиками, затем черным цветом выводили изящные формы бровей, использовались тени. У женщин были приспособления для чистки ушей и палочки для чистки языка. Аксессуары Кафтан украшался вышивками, драгоценными камнями. Причудливые узоры женских одежд: чудесные птицы и изображение пиона, призванные напоминать о весне; в моду входит вышитый круг с узором «бесконечный узел»; изображение летучей
мыши — символ счастья; бабочка — символ радости; священный цветок — лотос желтого цвета; персик — символ долголетия; пион -символ богатства. Халат понизу украшался широкой орнаментированной каймой. На кайме могли присутствовать волны, облака в виде спирали и т. д. Женщины особенно тщательно ухаживали за своими волосами. Шпильки были из серебра, нефрита (нефрит невероятно ценился в Китае с давних пор; китайцы считали его символом бессмертия и верили, что в нем заключена магическая сила), золота, стекл
а. Женщины расчесывались и украшали голову эффектным золотым и серебряным гребнем. Украшения для волос были любимыми ювелирными изделиями китаянок. Женщины обмахивались резными веерами из слоновой кости. Иногда веера выполнялись из бамбука и бумаги. Их украшали стихами и рисунками. Зонт был первым вышитым изделием и являлся дополнением в костюме знати. Женщины носили тканевые туфли на толстой тканевой и кожаной подошве. В непогоду они надевали сандалии без верха и скамеечкообразной подошвой, державшиеся с по
мощью плетеных жгутов из ткани. Краткий повременной калейдоскоп (очерк) китайского костюма Китай - страна древней истории, населенная множеством народностей. Почувствовать ритм его современного развития и реформ можно проследив длительную эволюцию богатой культуры костюма. Из поколения в поколение китайские мастера одежды вносили свою лепту в это направление декоративно-прикладного искусства. Самобытная китайская одежда уже стала важной частью культуры всей нации, с ней постепенно знакомится все больше и больше людей в мире посредст
вом вернисажей, фильмов, художественных альбомов. В руинах Хэмудуской культуры, существовавшей 7000 лет назад, были обнаружены иглы из кости и фрагменты одежды. Это доказывает, что китайская одежа уходит крнями в очень далекую историю человечества. Изящные виды одежды древнего Китая от периода Воюющих царств, эпохи Весны и Осени, династий Цинь и Хань, периода Вэй и Цзинь, Южных и Северных династий до династий Тан,
Сун, Юань, Мин и Цин, вписали блестящие истории странички в историю китайского костюма. В период Весны и осени (770 лет до н. э.) уже существовали мастерские по пошиву одежды государственных чинов. В то время были известны и частные пошивочные лавки. Тогда по одежде уже можно было различать сословную принадлежность человека. Так как были разные независимые княжества и все они стремились к обеспечению своей обороны и развитию экономического потенциала. Все это наложило отпечатки и на многообрзие костюма. В династии
Цинь и Хань (221 г. до н.э 220 г. н.э.) Китай был объединен императором Циньшихуаном, похороненым, как известно, вместе с погребальными статуями воинов и коней. Их раскопки помогли ученым уточнить, в частности, и особенности одежды той эпохи. При нем была введена новая классификация одежды, отражавшая обществевнное положение и ранг чиновников от самого императора, его министров, до служащих и т. д. В эпоху Южных и Северных династий (22
0-589 гг.) в Китае было много войн. Народности страны переселялись в это смутное время из одного места в другое, благодаря чему смешивались разные культуры и эстетические идеи. Философские учения прямо влияли на народную жизнь. В это время и культура одежды имела собстввенное своеобразие. В нарядном костюме той эпохе отбразились характер человека и природы. Династия Тан (618-907 гг.) занимает блестящую страницу в истории китайского костюма. Открытая политика и с
уществование различных идеологических школ повлияли на направления костюма, форма одежды стала более свободнее чем при предыдущих династиях. В этот период женская одежда стала называться модой. Быстро менялись формы и ярко проявлялась красота одежды. Модная одежда была очень популярна, с ней нельзя сравнивать предыдущие периоды истории. В династию Сун (960-1279 гг.) китайская одежда отличалась скромным и изящным стилем. Такая одежда сег
одня должна напоминать в первую очередь платье для отдыха. В династию Юань (1206-1368 гг.) страной управляли монголы. В этот период одежда, естественно, несла на себе отличительные особенности монголов. Сочетание раскошного костюма ханьцев и скромного стиля. Одежды монголов - особенность монгольского периода в истории национашьного костюма. В династию Мин (1368-1644 гг.) традиции костюма значительно преобразовываются. Упраздняется одежда чиновников по рангам, новые
времена вносят новые мысли в искусство одежды. Отдается должное красоте природы, что вносит жизненность в культуру костюма того времени. Династия Цин (1616-1911 гг.) открыла удивительную страницу истории костюма в нашей стране. За это время в мире произошли огромные изменения, однако важные события не повлияли на культуру костюма Китая. Люди привыкли соотносить положение в обществе с одеждой, поэтому они демонстрировали себя во всем своеобразием традиционного наряда. Именно такие привычки стали важным наследием содержанием на
следия культуры костюма. Женское платье «ципао» по сей день пользуется большой славой, оно стало представителем китайского национального женского костюма именно потому, что подчеркивает красоту женщин Востока. Список литературы 1. Л. П. Дыко. История Древнего Китая. 1988 2. А. Котлячков. Культура древнего Востока. 1972 3. Ф. Богачёв. Этнография восточных народов. 1966 4. С. Огурцов. История древнейших культур мира: Китай. 19
82 5. А. Бакиров. Развитие Китайской культуры. 1976
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |