Министерство
образования и науки Российской Федерации.
Федеральное
агентство по образованию
Ивановский
Государственный университет
Исторический факультет
Студентки III курса дневного
отделения
Куклевой А. Ю
Научный руководитель
кандидат исторических
наук Симонцева Е.Н
Иваново
2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование личности будущего просветителя. Начало
пути
Глава 2. Суворин –
журналист и книгоиздатель
Глава 3. Суворин и
театр
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность
данной темы я вижу в том, что ее изучение будет способствовать правильной
оценке места и роли А.С. Суворина в истории российской литературы, журналистики
и просвещения.
Объектом
исследования является просветительская деятельность А.С. Суворина.
Предметом
исследования – вклад Суворина в русскую журналистику, книгоиздательское дело и
театральное искусство.
Главным
и наиболее информативным источником по заявленной теме является, безусловно,
дневник самого А.С. Суворина. Дневник дошел до нас в неполном виде, но именно
эти отрывочные записи помогают расскрыть внутренний мир автора. Если судить по
изданной на сегодняшний день версии, свой дневник Суворин начал писать в 1873
году и вел его до самой смерти. Дневник информативен по своему содержанию, но
как и все источники подобного типа достаточно субъективен.
Также к
источникам мы относим “Маленькие письма” Суворина, которые публиковальсь в
“Новом времени” с 1889 по 1908 годы. Они печатались отдельной рубрикой, иногда
с большими паузами, без какой-либо обязательной периодичности, но с
определенной внутренней закономерностью, образуя своего рода замкнутые циклы в
зависимости от важности происходивших событий и от суъективного взгляда и
желания автора – например, о Лжедмитрии, о студенческих волнениях в России, о
Государственной думе, о событиях в Китае и на Дальнем Востоке.[1] “Маленькие письма”
Суворина – замечательный документ эпохи, важнейший источник по истории России
конца XIX начала XX века. В настоящее время они почти не
изучены. Разбросанные по страницам “Нового времени” они совсем недавно, в 2005
году, были собраны воедино и опубликованы в 2-х томах.(“В ожидании века XX. Маленькие письма
1889-1903” и “Алексей Суворин. Русско-японская война и русская революция.
Маленькие письма 1904-1908”). Этот факт позволяет говорить о малой степени
изученности публицистической и журналистской деятельности Суворина.
Не менее
важное значение имеют и воспоминания современников Суворина. Особенно часто в
своей работе я обращалась к воспоминаниям журналиста, историка и публициста
Б.Б. Глинского, публициста М.О. Меньшикова, драматурга и режисера Е.П. Карпова.
Также свои воспоминания о Суворине оставили С.Н. Шубинский, Н.М. Ежов, В.В.
Розанов, В.А. Теляковский, В.М. Грибовский, А.В. Амфитеатров и многие другие
видные представители литературных, театральных и политичесих кругов.
Третья
глава “Суворин и театр” построена в основном на материале воспоминаний
современника Суворина Е. Карпова, поэтому я считаю необходимостью сказать
несколько слов об авторе. Карпов Евтихий Павлович (1857-1926), театральный
деятель и драматург, начинал сценическую деятельность как актер в 1887 году на
провинциальной сцене, с 1889 года ставил спектакли в народных театрах для
рабочих и крестьян. Неоднократно ставил пьесы А. Островского, А. Чехова, М.
Горького. Автор пьес, шедших на столичных и провинциальных сценах ("На
земной ниве", "Сила любви", "Чары любви",
"Сумерки", "Илья Муромец", "Житие привольное",
"Рабочая слободка", "Рай земной", "Ранняя
осень"). В 1896 -1926 годах режиссер и главный режиссер Александрийского
театра. Статья Е. П. Карпова «А. С. Суворин и основание театра
литературно-артистического кружка. Странички из воспоминаний «Минувшее» была
напечатана в журнале «Исторический Вестник» (1914, № 8, с. 449-470, № 9, с.
873-902).[2]
К статье
В.И. Ленина “Карьера”, которая на долгие годы поставила на Суворине клеймо
“беспардонного лакея перед власть имущими”, опубликованной в газете “Правда” №
94, 18 августа 1912 года я так же обращалась в своей работе.
Степень
изученности моей темы в советский период невелика. Информацию о Суворине как о
издателе “Нового времени” можно почерпнуть из исследований историка русской
журналистики Бориса Ивановича Есина. В монографии “Русская дореволюционная
газета” он дает оценку Суворину как журналисту : “ Он (Суворин - авт.) сам
лично поработал немало над газетой, особенно в 1876 году, когда началась
сербская война, выехав корреспондентом своей газеты в Константинополь”.[3]
В своей
работе “Русская журналистика 70-80-х годов XIX века” Есин дает
следущую характеристику общественно-политического курса “ Нового времени” -
“Некоторое время Суворин вел газету в либерально-оппозиционном духе, что
увеличивало число подписчиков, но затем в годы второго демократического поъема
(конец 70-х годов), разбогатев, резко изменил позицию, превратив газету в
реакционнейший орган, защищавший интересы консервативного дворянства и
бюрократической знати... Подкупленная царским правительством, газета вела
борьбу не только против революционного, но и против либерально-буржуазного
движения в России”.[4]
О газете
Суворина также упоминается в работе Есина “Путешествие в прошлое”. В главе
“Розничная продажа газет в России” автор приводит данные об объеме розничной
продажи “Нового времени” за 1877, 1880, 1890 годы.[5]
В “Истории русской
журналистики. 1703-1917 годов” Б.И.Есин в главе Журналистика пореформенной
эпохи дает такую характеристику суворинской газеты: “Газета не менее
преуспевающего журналиста-издателя Суворина «Новое время» также в период войны
1877—1878 гг. заметно увеличила круг своих читателей. Петербургская бюрократия,
офицерство, значительная часть интеллигенции стали подписчиками этой газеты.
Постоянная критика военного руководства, администрации, широкая внутренняя и
иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в
статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию А.П. Чехова
создавали несомненный успех изданию. Розничная продажа, реклама способствовали
росту тиража. Суворин полностью отрицал необходимость каких бы то ни было
радикальных выступлений интеллигенции, студентов или рабочих и постепенно,
сохраняя внешний радикализм, становился идеологом
самодержавно-бюрократического, буржуазного государства, шел параллельным курсом
к правительству и помогал ему”.[6]
В работе
В.М.Лобанова “Столешники дяди Гиляя”[7] в главе “Киты
газетных морей”,(коими, по мнению автора, в начале XX века были В.М.
Дорошевич, А.В. Амфитеатров и А.С. Суворин), приводятся характеристики издателя
записанные автором со слов В.А. Гиляровского и А.П. Чехова. По словам Лобанова
“В 900-е годы Суворин уже «не звучал», не имел былой остроты.., но его
литературная весомость все же чувствовалась. Помнились еще его дружеские
отношения с Антоном Павловичем Чеховым. Алексей Сергеевич Суворин хотя и
числился «китом» газетного мира, но скорее из почтительности, по памяти, по
работе прошлых лет, особенно в «Петербургских ведомостях» 70-х годов прошлого
века”.[8]
В статье
И. Соловьевой и В. Шитовой “А.С.Суворин: портрет на фоне газеты” делаются
попытки подвергнуть личность Суворина всестороннему анализу. В статье
затрагиваются вопросы биографии, журналистской и издательской деятельности
Суворина, такая серьезная тема как “Чехов и Суворин”, а также “болезнь”
Суворина театром. Что касается курса “Нового времени” , то авторы в таких
словах отзываются о нём: “Не мундир генерала от идеи, не халат кабинетного
философа, а пиджачная пара деятельного буржуа – вот тот исторический костюм,
который надела сама и предлагала другим газета”.[9]
Единственная
специальная историографическая работа по данной теме, которую я широко
использовала это монография постсоветского периода Е.А. Динерштейна
“А.С.Суворин. Человек, сделавший карьеру.” (А также его более раннюю статью
“Публицист “крайних убеждений”.) Перекличка названий книги и ленинской статьи
не случайна. Автор в своем исследовании делает акцент именно на карьере
Суворина-книгоиздателя, мимоходом касаясь других, не менее значимых его
начинаний. Так, например, о театре Суворина упоминается лишь в конце работы в
самых общих словах.
Кроме
вышеупомянутой историографической работы по моей теме, существует еще одно
исследование карьеры Суворина-журналиста американской исследовательницы Эффи
Эмблер, вышедшее в 1972 году.
К
сожалению, я не имела возможности с ней ознакомиться.[10]
Цель
данной работы - оъективная оценка вклада А.С. Суворина в развитие русской
культуры.
Задача
моего доклада - проанализировать различные аспекты просветительской деятельности
А.С. Суворина.
В работе
я использовала электронные версии некоторых источников и литературы, поэтому в
сносках отсутствуют указания номеров страниц.
Глава 1.
Формирование личности будущего просветителя. Начало пути
Отец
Суворина, Сергей Дмитриевич, происходил из крестьян-однодворцев села Коршево
Бобровского уезда Воронежской губернии. Только попав в солдаты, он двадцати лет
от роду выучился основам грамоты. Зато успехами по службе имел все основания
гордиться. В сорок восемь лет он вышел в отставку в чине капитана, дававший в
те годы дворянство. Нажитый им за тридцать лет службы капитал составлял всего
тысячу рублей. Пенсия была невелика - шестьсот рублей ассигнациями в год. Зато
семьей Бог его не обидел. За год до отставки умерла жена, оставив двух дочерей;
вторая жена, Александра Львовна Соколова, наградила его девятью детьми. Она
была дочерью местного священника и, подобно мужу, не получила никакого
образования. Вернувшись в родные края, Сергей Дмитриевич построил ветряную
мельницу, потом крупорушку. Стал заниматься земледелием, арендуя казенные
земли. Сам вел хозяйство, нанимая лишь одного работника да кухарку. Жили бедно,
"похуже духовенства". Чай пили только по праздникам
"вприкуску"."Единственная книга, которая была у нас, это
Евангелие на русском языке, издание Библейского общества", - вспоминал
Суворин[11]. Он же писал как-то
в одном из своих "Маленьких писем", что "до 14 лет <...>
не читал ни одной детской книжки и не знал об их существовании. До 14 лет
<...> не имел понятия о том, что такое театр. Пушкин мне попался в руки,
когда мне было 15 лет. О газете и журнале я узнал гораздо позже"[12]. Пропорционально
тому, как увеличивалась семья, покидало ее и без того весьма относительное
благосостояние. Но несмотря на окружавшую его бедность, Суворин сохранил теплую
память о днях детства. "Мои детские воспоминания носят на себе отпечаток
полной свободы и беззаботности. Я любил отца и мать, особенно мать", -
писал он впоследствии[13].
В ноябре
1845 в Воронеже был открыт Михайловский кадетский корпус. Отец забрал двух
старших сыновей из Бобровского уездного училища и отдал в корпус. Учитывая
бедственное положение семьи, одного из братьев определили
"пансионером" богатейшего воронежского помещика Черткова. "Я
очутился в обстановке совершенно для меня новой <...>, - писал Суворин. -
Товарищи все были воспитания высшего, чем я, многие говорили по-французски. Я
не умел ни встать, ни сесть, и в моем говоре было много чисто народных
выражений. Одним словом, я мало чем отличался от крестьянского мальчика, так
как и язык моей матери был простонародный"[14].
Проучившись
шесть лет в корпусе, Суворин в 1851 поступил в специальные классы Дворянского
полка, преобразованные впоследствии в Константиновское военное училище, которое
окончил в 1853. “ Меня выпустили в саперы. Я желал поступить в университет,
занимался по-латыни по книжке Греча и подал прошение, что желаю выйти в
статские по болезни. Меня выпустили колежским регистратором”.[15] Выдержав в начале
1856 экзамен на звание учителя истории и географии, он стал преподавателем того
самого Бобровского училища, в котором в свое время учился сам. Судя по его
аттестату, официально он числился библиотекарем при училище (с 11 января 1857
по 5 мая 1859)[16]. Одновременно он
служил секретарем бобровского предводителя дворянства В.Я.Тулинова.
В
Боброве Суворин женился и вскоре дебютировал в печати переводом стихотворений
Беранже "Роза" и "Клара", опубликованных в петербургском
журнале "Ваза" (1858), затем последовал перевод из Шенье в
"Московском вестнике" и оригинальные статьи в "Весельчаке"
и "Русском дневнике".
Первая
жена Суворина, Анна Ивановна получила неплохое образование, знала французский и
немецкий языки. Дочь купца 3-й гильдии, она не принесла большого приданого.
Неприкрытая бедность сопутствовала Суворину вплоть до переезда в Петербург. В
1856 у Сувориных родилась дочь Александра, через два года - сын Михаил, а в 1862
- второй сын, Алексей. В мае 1859 семья перебралась в Воронеж, где Суворин стал
преподавать в уездном училище и нашел близкую себе среду. Речь идет о кружке,
группировавшемся вокруг литератора и издателя Михаила Федоровича Де-Пуле.
Особенно близко Суворин сошелся с поэтом Никитиным и почти ежедневно просиживал
часами в его книжной лавке. Плодом сотрудничества членов кружка стал альманах
"Воронежская беседа на 1861 год", в котором Суворин поместил рассказы
"Гарибальди" и "Черничка". Первый из них имел успех у
публики, благодаря публичному чтению его артистом Малого театра Провом
Садовским.[17] Де-Пуле через своих
московских друзей рекомендовал Суворина издательнице газеты "Русская речь"
Елизавете Васильевне Салиас де Турнемир. Корреспонденции Суворина ей настолько
понравились, что она предложила ему место секретаря редакции и
"сотрудничество по критической части". ("Русская речь"
выходила два раза в неделю с января 1861). На переезд в Москву Суворин решился
не сразу, так как становясь профессиональным литератором, он лишался
гарантированного заработка.
Переехав
в Москву, Суворин оказался в центре литературной жизни второй столицы. Не
располагая сколько-нибудь значительными средствами, издательница "Русской
речи" умудрялась принимать весьма широкий круг литераторов.[18]
После
закрытия "Русской речи" в начале 1862 (из-за недостатка подписчиков),
Суворин по предложению председательницы Общества по распространению полезных книг
графини А.П. Строгановой взялся написать цикл популярных брошюр "Рассказы
по русской истории" и подготовил три книжки: "История смутного
времени", "Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири", "Боярин
Матвеев". Первая была запрещена министром внутренних дел весной 1862
года". Гнев свыше навлекла и третья брошюра, вышедшая в 1864. В следующем
году Министерство народного просвещения безвозмездно разослало ее по народным
училищам. На беду Суворина ею заинтересовался черниговский архиепископ Филарет.
По его мнению книгу Суворина следовало немедленно изъять, так как она
"гасит в народе любовь к православию, верноподданнические чувства и
проповедует женскую эмансипацию". В результате в июне 1866 Министерство
просвещения направило в учебные округа специальное письмо, в котором
рекомендовало изъять из обращения книгу.[19]
Еще
будучи сотрудником "Русской речи", Суворин печатался в
демократической газете "Современное слово", "Современнике",
Отечественных записках А.А. Краевского, журнале братьев Достоевских Время. Даже
в журнале "Ясная Поляна" Л.Н.Толстого промелькнула его фамилия. Имя
его получило некоторую известность в литературных кругах, но найти постоянную
работу в Москве он не мог. По приглашению Корша он переезжает в Петербург.
Сотрудничество Суворина в "Санкт - Петербургских ведомостях"
продолжалось двенадцать лет, с 1863 по 1874. Поначалу его обязанности
ограничивались чтением корректур статей второстепенных отделов газеты, затем на
него были возложены сношения с цензурой. Он поместил на страницах газеты более
400 фельетонов и множество заметок. Особой популярностью пользовались его
воскресные "Недельные очерки и картинки", подписанные псевдонимом Незнакомец.
Коршевские "С. -Петербургские ведомости" не только составили имя
Суворину, но и во многом определили круг его знакомств, создали ему положение в
обществе и журналистике. Суворин по праву считался ведущим сотрудником газеты.[20]
В 1866 Суворин издает
книгу под названием "Всякие: Очерки современной жизни". Книга вызвала
первый в истории русской журналистики открытый судебный процесс и немало
способствовала тому, что за Сувориным укрепилась репутация человека,
пострадавшего за правое дело.
Книга
вышла под весьма прозрачным псевдонимом А. Бобровский. В цензуру она поступила
4 апреля 1866 - в тот самый день, когда Каракозов стрелял в Александра II. Книга была
арестована. Суворин был посажен на гауптвахту в Старом Арсенале (около
окружного суда) 27-го февраля 1867 года и пробыл там до 20-го марта.[21] В 1909 году Суворин
переиздал свою книгу с приложением всех судебных материалов по этому делу.[22]
В 1872
году Суворин начинает издавать ежегодный “Русский календарь”. Он был “своего
рода справочной энциклопедией, которая несет в массу читающей публики большое
количество практических знаний по разным отраслям русской жизни”.[23] Успех календаря
превзошел все ожидания. Его появление было благосклонно встречено различными
кругами русского общества. Его издание прекратилось только в 1917 году.
В 1874
году министр народного просвещения Д.А. Толстой лишил Корша прав редактировать
“Санкт-Петербургские ведомости”. Немалую роль в этом сыграли фельетоны
Суворина, которые часто были объектом цензурных придирок.
Подводя
итог, надо сказать что к середине 70-х годов Суворин занимает достаточно
прочное и заметное место в литературном мире. Он признан журналистским обществом,
популярен у читателей. Его “Недельные очерки и картинки” в “СПб Ведомостях”
вызывают широкий отклик, они замечны в чиновничьем мире. Суворин жаждет успеха,
он трудится не покладая рук. Свою феноменальную работоспособность он сохранил
почти до конца своих дней.
Глава 2.
Суворин – журналист и книгоиздатель
В
истории отечественной общественной мысли имя Суворина ассоциируется с
издаваемой им газетой “Новое время”. Газета была приобретена Сувориным и
Лихачевым у К.В.Трубникова 12 (13) февраля, а уже 29 февраля в Касьянов день
вышел первый номер.
Издатели
рассчитывали, что "Новое время" будет отличаться от всех других газет
не только необычностью своего направления, но и составом сотрудников. Кроме
известных либеральных литераторов, юристов, ученых, печатавшихся еще в "С.
-Петербургских ведомостях" (К.К.Арсеньев, В.П. Буренин, В.Д. Градовский,
В.О. Ковалевский, Д. де Роберти, В.Д. Спасович, В.В. и Д.В. Стасовы и др.), они
предполагали привлечь к участию в ней крупнейших писателей: Л.Н.Толстого, Тургенева,
Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др. Сам по себе такой состав сотрудников служил
прекрасной рекламой. В первый же месяц тираж газеты увеличился более чем в два
раза и составил 3500 экз. (1500 экз. - подписка, 2 тыс. - розница), в то время
как конкурирующий с ней "Голос" продавался в количестве всего 1500
экз.. Уже летом 1876 один из сотрудников "Нового времени" отмечал,
что газета "начинает иметь огромный успех. Оно веселее подлого «Голоса» и
«Петербургских ведомостей»".[24]
Исполнив
свою мечту (т.е.купив собственную газету), Суворин резко «повернул вправо».
В.И. Ленин в некрологе опубликованном в “Правде” № 94, 18 августа 1912 г. дает ему
такую характеристику : “Либеральный журналист Суворин во время второго
демократического подъема в России (конец 70-х годов XIX века) повернул к
национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими.
Русско-турецкая война помогла этому карьеристу "найти себя" и найти
свою дорожку лакея, награждаемого громадными доходами его газеты «Чего
изволите?».
«Новое
Время» Суворина на много десятилетий закрепило за собой это прозвище "Чего
изволите?". Эта газета стала в России образцом продажных газет.
"Нововременство" стало выражением, однозначащим с понятиями:
отступничество, ренегатство, подхалимство”.[25]
Если
посмотреть с другой стороны, то крен вправо можно объяснить элементарным
инстинктом самосохранения – преодолев можество препятствий на пути к “Новому
времени” Суворин боялся навлечь на свое детище гнев властей. “Само собою понятно, что Суворин боялся цензуры, боялся
всю жизнь и до самой смерти, ненавидя стеснения честной мысли, откуда бы они ни
шли. Не боялись цензуры лишь издатели-шарлатаны...”[26] -
писал в своих воспоминаниях о Суворине публицист М.О. Меньшиков.
С годами расширяется
диапазон дочерних изданий “Нового времени” : помимо двух ежедневных выпусков
отдельный вечерний, еженедельник, журнал, дважды в неделю иллюстрированное
приложение, “Книжные новости”, “Вестник книжных магазинов”, “Телефон “НВ”.[27]
В 1877 году “Новое время”
продавалось в розницу в колличестве 3825 экземпляров в день, в 1880 году – 4000
экз., за 1890 год всего продано 1824857 экз.[28]
Свой первый магазин в Петербурге Суворин открыл 1 июня 1878
года на Невском проспекте, дом № 40. В 1879 году – второй в Москве на
Никольской улице. Впоследствии Суворин открыл отделения своего магазина в
Харькове, Одессе, Саратове, в Ростове-на-Дону и даже в Софии.[29]
К чести
Суворина следует сказать, что именно он в 1885 году открыл массовому читателю
талант Чехова. "Я был поражен приемом, который оказали мне питерцы.
Суворин, Григорович... все это приглашало, воспевало... и мне жутко стало, что
я писал небрежно, спустя рукава", пишет Чехов о знакомстве с Сувориным
(Ал. П. Чехову, 4 января 1886 года). По словам самого Чехова, начав работать в
газете Суворина "Новое время", он "почувствовал себя в
Калифорнии" (Суворину, 29 августа 1888 года). В письме к брату Александру
о Суворине сказано: "хороший человечина" (11 сентября 1888 года).
Суворин назначил Чехову гонорар в 12 коп. за строку[30], а к 1891 году он
вырос до 25 коп. за строку.[31] Суворин также
сыграл немаловажную роль в присуждении Чехову Пушкинской премии в 1888 году (в
размере 500 рублей) за сборник «В сумерках».
В 1880
году, после того, как С. Н. Шубинский “потерпел крушение” с изданием «Древней и
Новой России», он с помощью Суворина создал «Исторический Вестник». Страстный
любитель истории, Алексей Сергеевич, кроме названных периодических изданий,
охотно шел навстречу и роскошным издательствам в интересах все того же русского
просвещения. Так, им изданы: «Иллюстрированная история Петра Великого» и
«Иллюстрированная история Екатерины II», «Картины Лондонской национальной
галереи», «Картины императорского Эрмитажа», «Историческая портретная галерея»,
«Дрезденская картинная галерея» с текстом г. Люке, «Император Павел I», «Император
Александр I» и «Император Николай I» Н. К. Шильдера,
«Олеарий, описание путешествия в Московию», и других иностранцев, писавших о
России: Герберштейна, Флетчера, Плано Карпини, Корба, «Палестина» А. А.
Суворина, «Исторические очерки и рассказы» С. Н. Шубинского и многое другое.
Кроме
только что перечисленных изданий исторического характера, им выпущено в свет
немало крупных литературных произведений и сочинений, как-то: Пушкина (под
редакцией П. А. Ефремова), Лермонтова, Авсеенка, Апухтина, Бежецкого, П. П.
Гнедича, Григоровича, Е. П. Карповича, А. Ф. Кони, В. Крестовского (псевдоним
Хвощинской), Вас. Немировича-Данченка, Фофанова, Щеглова и других, а также и
переводные: Жюля Верна, Данте, Фаррара, Фламмариона, Шиллера, Шопенгауэра,
классиков - Плутарха, Еврипида, Софокла, Эсхила, Эзопа и других.[32]
В
знаметитой суворинской серии книг “Дешевая Библиотека” с 1879 по 1912 годы
вышло почти 500 названий общим тиражом почти 1 млн экз.[33] К числу наиболее
значительных произведений, вошедших в “Дешевую библиотеку” , следует отнести
переиздания новиковских сатирических журналов “Трутня”, “Живописца”,
“Кошелька”.[34]
Конечно,
книги Суворина не могли соперничать по дешевизне с книгами для народа Сытина.
Они в большей степени предназначались городскому читателю.
Справочники
Суворина “Весь Петербург”, “Вся Москва” и “Вся Россия”выпускались вплоть до
революции.
В 1884
году «Новое время» выкупает право продажи печатной продукции на станциях
Николаевской и Варшавской железных дорог. К началу 1900-х гг. у «Нового
времени» будут заключены такие контракты с 8 главными железными дорогами. (При
содействии С.Ю.Витте).
Однако,
не всегда при издании тех или иных авторов Суворин руководствовался чисто
коммерческим интересом. Известны случаи издательства заранее убыточных книг.
Например, Б.Б. Глинский вспоминает как Суворин согласился издать собрание
сочинений современника Пушкина Туманского, так аргументируя свое решение:
“Третьего дня ночью мне не спалось, стал я все это перечитывать, и так на меня
пахнуло стариной тридцатых годов, эпохой Пушкина, и так стало хорошо... Что тут
какие-то рубли считать!”[35]
Будучи
крупным предпринимателем, он не забывал заботится о людях, работающих на него.
Так еще в 1884 году Суворин открывает первую частную школу типографского дела в
России.
Алексей
Сергеевич устроил для работающих в типографии и их семей медицинскую помощь в
своем доме. Врач вызывался служащими даже на дом. Затем при типографии «Нового
Времени» была устроена ссудо-сберегательная касса, библиотека. На
рождественскую елку, которую Алексей Сергеевич очень любил посещать, собиралось
до 1000 детей его служащих от трех до двенадцати лет. “Если к этому прибавить,
что неспособные к труду, а также вдовы и сироты работавших в «Новом Времени»
никогда не оставались без материальной помощи, то получится, что ни один
владелец печатного заведения в России не заботился о своих рабочих так, как
Алексей Сергеевич Суворин, к слову сказать, особенно радевший о тех работниках,
которые вместе с ним начинали тяжелую и ответственную газетную работу,”[36]- так характеризует
Суворина-работодателя его современник Б.Б. Глинский.
Еще один
яркий пример меценатской деятельности Суворина : в 1906-1907 годах он выкупил
землю, где стоял их дом в Коршеве, построил на этом месте школу и вместе с
садом подарил ее земству. Занятия в этом здании продолжались до 70-х годов XX века.[37]
Подводя
итоги, следует отметить, что издательская деятелность Суворина
поразительна,точное же число выпущенных суворинским издательством книг
неизвестно. Здесь можно оперировать примерной цифрой в 1600 наименований общим
тиражом 6,5 млн экз., выпущенных за 40 лет его работы.[38]
Глава 3.
Суворин и театр
Кроме
любви к журналистике и издательству у Суворина была особенная страсть к театру.
Еще на страницах «Петербургских Ведомостей» он выступал в роли театрального
рецензента и сразу обратил на себя внимание как чуткий ценитель талантов и
пониматель задач сценического искусства. В 1895 году он создал свой театр -
сперва Литературно-артистического кружка, потом Литературно-художественного
общества, а затем с 1912 года Малый театр им. А.С Суворина. (Фонтанка, 65.- В
настоящее время по этому адресу в Петербурге находится БДТ им. Товстоногова).
При театре существовала учебная студия, ее директорим был В.П. Далматов.
На
должность первого режиссера был приглашен Евтихий Карпов, которому было
поручено сформировать труппу. Труппа первого сезона состояла из 45 артисток и
артистов. В ее составе были такие выдающиеся таланты, как Пасхалова, Яворская,
Холмская, Глама-Мещерская, Домашева, Никитина, Каратыгина, П. К. Красовский,
Орленев, Михайлов, Анчаров-Эльстон, Бастунов.[39] 17-го сентября 1895
года состоялось открытие сезона пьесой А.Н. Островского “Гроза”. Второй постановкой театра была «Нора» Ибсена, с Л.Б. Яворской
в заглавной роли.[40]
В октябре Суворин получает разрешение на постановку пьесы
Л.Н. Толстого “Власть тьмы”, противником которой был сам Победоносцев. В
понедельник, 16-го октября, за день до представления «Власти тьмы» в
Александрийском театре, состоялось первое в России публичное представление
знаменитой драмы.
Сухово-Кобылин был именно Суворину обязан тем, что смог
увидеть на сцене “Смерть Тарелкина”, - Суворин провел ее через цензуру и
поставил в своем театре. Суворин также добился снятия запрета на пьесу “Царь
Федор Иоанович”[41],
которой в октябре 1898 года открылся Художественный театр.
Чтобы нагляднее показать размах суворинского театра приведу
еще заголовки несколько пьес, которые были поставлены в первом сезоне.
Это :
«Месяц в деревне» Тургенева, «Орлеанская дева» Шиллера,«Ганнеле» Гауптмана, «В тисках» Поля Эрвье, «Тайны души»
Метерлинка, «Гость» Брандеса, «Венецианская актриса» В. Гюго, «Равенский боец»
Гальма, «Принцесса Греза» Ростана, «Муравейник» Смирновой, «Марсель» В. Сарду,
«Бедность не порок» Островского.
Всего,
по воспоминаниям Е.П. Карпова, С 17-го сентября
1895 г. по 5-е февраля 1896 года, т. е. за четыре с половиной месяца, было
сыграно двадцать пять больших пьес и девятнадцать — одноактных.[42]
А.С. Суворин принимал самое деятельное участие в жизни
театра, читая пьесы, беседуя с авторами и артистами, почти всегда присутствуя
на репетициях и спектаклях. Горя пламенной любовью к театру (что не мешало ему
иногда проклинать и театр, и актеров), А. С. Суворин сумел вдохнуть энергию и
любовь к делу во всех с ним работающих и заложить прочный фундамент для
дальнейшего существования театра,” - пишет Карпов в своих воспоминаниях.
Сам Суворин сравнивает свою любовь к театру со своего рода
наркотической зависимостью : “Театр – это табак, алкоголь. От него так же
трудно отвыкнуть”.[43]
После одной из репетиций Суворин делает следущую запись в дневнике : “Театр
меня мучает. Каждую минуту у меня желание отказаться от директорства и каждую
минуту другое желание – остаться. Мне страшно подумать, что, отказавшись, я
снова должен сидеть вечера дома и заниматься по-прежнему целые сутки газетой.
Она взяла всю мою жизнь, дала много горечи, много удовольствий...”[44]
За первые три года убыток от театра составил почти 50 тыс.
рублей. Однако с 1898 года театр стал приносить прибыль.
Суворинский театр был закрыт только в октябре 1917 года, была
ликвидирована и его театральная студия.
Суворин имел успех и как драматург. Совместно с В. П.
Бурениным он написал драму «Медея», самостоятельно комедию «Татьяна Репина»,
«Вопрос», ряд мелких пьес и, наконец, пятиактную драму «Царь Дмитрий Самозванец
и царевна Ксения».[45]Наиболее
значительное художественное сочинение Суворина, роман “В конце века. Любовь”
был даже переведен на немецкий язык.
В заключение хочу привести слова критика В.Ф.Боцяновского, на
мой взгляд наиболее точно характеризующие отношения Суворина и театра: «Суворин
всю жизнь гонялся за синей птицей театра. Это был страстный, искренний
искатель, который больше, чем кто бы то ни было другой, болел кризисом театра».[46]
Заключение
В своей
работе я постаралась проанализировать различные аспекты просветительской
деятельности А.С. Суворина, рассмотрев комплексно весь его жизненный путь.
Здесь я считаю необходимым отметить, что определение “книгоиздатель” для
Суворина слишком узко. С молодых лет и до конца жизни он оставался журналистом,
“королем фельетона”.
Многогранность
личности Суворина позволяет вписать его имя в ряды меценатов, драматургов,
литераторов, театральных деятелей... За свою долгую и плодотворную жизнь он
выстроил целую империю “слова”, пройдя путь от бедного провинциального учителя
до предпринимателя-миллионера с европейской известностью. Все, чего он достиг,
было плодами его непрерывного, каторжного труда. Про Суворина справедливо можно
сказать, что он создал себя сам.
Именно
поэтому я считаю, что имя А.С. Суворина должно стоять одним из первых в ряду
выдающихся русских просветителей.
Список
источников и литературы
Источники
1. Ленин. В.И. ПСС в
55 т, Т.22. М.,1967.
2. Переписка А.П.
Чехова. В двух томах. М., 1984. Т.1. (www.lib.ru)
3. Суворин А.С. В
ожидании века XX. М., 2005.
4.
Суворин А.С. Дневник А.С. Суворина. М., 2000.
5.
Телохранитель
России. А.С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.(www.belousenko.com/books/memoris/).
Литература.
1.
Динерштейн Е.А. Публицист “крайних убеждений”. (Путь А.С.Суворина к Новому
времени). Лица.1995. №6.
2.
Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М.,1998.
3.
Есин Б.И. Путешествие в прошлое. М., 1983.
4.
Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. М., 1971.
5.
Есин Б.И. Русская журналистика 70-80-х годов XIX века. М., 1963.
6.
Есин Б.И. История русской журналистики. 1703-1917 годы. М., 2000.
7.
Лобанов В.М. Столешники дяди Гиляя. М., 1972.
8.
Соловьева И, Шитова В. А.С. Суворин: портрет на фоне газеты.\\ Вопросы
литературы. 1977. №2.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |