Название: Главные требования к этике управления Учебная работа по дисциплине: - Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика Министерство Образования Российской Федерации Уральский Государственный Экономический Университет Колледж Реферат На тему: «Главные требования к этике управления»
Выполнил студент 3 курса группы 08-02А Екатеринбург 2010 г Содержание Введение 1. Этика 2. Этика управления 3. Главные требования к этике управления Заключение Список литературы Введение Чтобы все граждане жили согласно, надо внушать им, что все они братья, но не все равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям
весьма различны: одни рождены для управления, другие для вспомоществования, а иные для земледелия и ремесленничества. Платон В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности, определенные как общие убеждения относительно добра и зла. Люди, полагающие, что «организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону», скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую
ценность альтруизму АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь любви. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей.
Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими.
Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой. Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности,
в частности, в коммерческой и управленческой. Для полного представления о том, что такое этика и этика управления в частности, и о том какие существуют требования к этике управления, была поставлена цель: выявить наиболее важные и существенные требования, предъявляемые к этике управления. Для реализации цели были поставлены задачи: 1. Изучить, что такое этика 2. Изучить этику управления 3. Проанализировать состояние социального взаимоотношения на предприятиях с
целью выявления основных (главных требований), предъявляемых к этике управления. 1. Этика Этика - это практическая философия, наука о добродетелях, ведущих к счастью. Наука о принципах истинной человечности и презумпции человеческого достоинства. Предметом этики является этимологическое и научное содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность", история их становления.
Кризис ценностей и потребность его преодоления как социокультурная основа теоретических размышлений о морали. Две основные проблемы этической теории: а) как совместить субъективность моральных убеждений с их истинностью (объективностью, общезначимостью); б) как соединить добродетельность поведения со стремлением к счастью. Этика и мораль: характер взаимодействия между ними. Место этики в структуре философского знания, этика как практическая философия.
Роль нормативных программ в структуре этического знания. Многообразие этико-культурных традиций. Своеобразие европейской этики по сравнению с этикой Востока (конфуцианский, буддистской, индийской, арабско-мусульманской). Определение морали, способы ее обоснования, возможности познания и сознательного культивирования - основное проблемное поле этики. Натурализм и антинатурализм - основные теоретические оппозиции этики.
Эвдемонизм (эпикуреизм, утилитаризм) и ригоризм (стоицизм, кантианство) основные нормативные оппозиции этики. Этика как рефлексия над нравственными основаниями культуры. Историческое изменение ее предмета: широкое понимание морали в античности и средние века; спецификация морали в Новое время; проблематизация морали и моральный нигилизм в этике 19 века; релятивированне морали и этики в философии постмодернизма. Интерпретация морали как выражения индивидуально-ответственного
поведения - вдохновляющий пафос и основа предметного единства европейской этики. Этика и идеология; моральная софистика и моральная демагогия. Отличие философской этики от религиозной. Отличие философской этики от практического морализирования. Условия и формы практической действенности этики. Гусейнов А.А.(общ. ред.). Этика. 2005г. Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность;
честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д. Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов - по-другому. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло».
Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность. Добро и зло предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут
существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло - это вред. Добро и зло конкретно историчны. Совесть, честь, достоинство - категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации
совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает.
Достоинство - собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я». Курс лекций по этике, Абрамова Л.П Честь - это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства.
Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право. Долг - социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг - его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной
ситуацией. Ответственность усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие - то ожидания верными, а какие то отвергаем. Ответственность - это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность. Курс лекций по этике, Абрамова Л.П Этика как наука, способствующая регулированию человеческих отношений и заставляющая людей
поступать правильно, соблюдая моральные принципы способна создавать образованных, хорошо знающих своё дело менеджеров. Именно те управляющие, которые способны подчинять и управлять коллективом, используя этичные приёмы и методы, в будущем способны достичь самых высоких уровней развития и реализовать все свои планы в жизнь. Именно таким менеджерам отдаётся предпочтение . Именно эти люди способны конкурировать на рынке труда и выигрывать в конкуренции американским управляющим.
В связи с этим управленческая этика является главным составляющим менеджмента как науки управления человеческими ресурсами. Поэтому очень большое внимание при изучении менеджмента стоит уделять именно этому моменту управленческой деятельности. 2. Этика управления Субъектом управления является менеджер (англ. manager - заведующий, директор, импресарио и т.д.). Его задачи по управлению компанией или фирмой можно свести к умению грамотно сочетать выполнение следующих
функций: - предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения; - организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты; - распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений. Таковы функциональные задачи менеджмента в целом.
Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач. Как отмечает известный специалист по паблик рилейшн
Джон Честара, любая деятельность человека требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако "для деятельности обычного рабочего необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми двадцать пять процентов. Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-
хау всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними." Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе,
честность, ответственность и здравый смысл. Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе. Власть и ответственность руководителя. Немного о таком сложном понятии, как власть, т.е. о способности
и возможности осуществлять свою волю, оказывать управляющее воздействие на поведение людей с помощью своего авторитета, права или насилия. Проблема власти особенно актуальна для современной России, так как большинство наших руководителей самого высокого уровня убеждены и стараются убедить окружающих, что главное обладание властью, а не эффективность ее использования, и преднамеренно забывают о важнейшей, неотъемлемой составляющей любой власти об ответственности.
Рассмотрим так называемую “Белую власть”, имеющую непосредственное отношение к этическим нормам управления. "Белая власть" власть закона, этики и норм морали. Несмотря на малую вероятность сочетания этих характерных для "белой власти" особенностей, история знает немало примеров такой счастливой для общества формы государственного управления. Может быть, еще несовершенные, но явные ростки такой власти существовали в
Древней Греции, в Новгородской Республике, в некоторых феодальных "вольных" городах Европы. "Белая власть" благодаря реализации принципов демократии, свободе предпринимательства, открытым рынкам и развитой культуре государственного управления обеспечивает прогресс и высокое благосостояние нации. Именно по этому пути стремятся развиваться Швейцария, Франция, Германия, США, Италия, по этому пути мечтала идти и
Россия после краха СССР. Макс Вебер называет власть, основанную на незыблемости закона, традиций, на привычной инерции мышления и вере в компетенцию руководителей, традиционной, легитимной. Стиль руководства. Непосредственное влияние на этику делового общения оказывает стиль руководства менеджера. Иногда именно стиль руководства способен привести предприятие к максимизации прибыли или же наоборот разрушить, сломать корпоративную политику и привести предприятие к ликвидации.
Не стоит забывать, что на предприятии именно от менеджеров или директоров зависит сможет ли предприятие стать конкурентоспособным, будет ли рентабельным и на сколько будет развито. Поэтому менеджеры должны действовать грамотно, взвешивать каждое решение, каждый поступок обдумывать и анализировать, дабы не сделать серьёзных ошибок. Нужно отметить, что чаще всего демократический стиль управления является наиболее эффективным и продуктивным.
Именно демократия вполне соответствует этическим нормам поведения людей в организации, предполагая удаление барьера между руководителем и подчинённым. Этика для менеджера, самое главное. Менеджеры это слой управленцев, которые управляют людьми, человеческими ресурсами. Знание этики залог успеха, особенно это касается общения с людьми и мотивации персонала. Обратимся к этике с более приземленных позиций с точки зрения управления, исходя из необходимости изучения
особенностей поведения людей в различных жизненных ситуациях. Из философского и нормативного багажа этики важно выделить те моральные ценности, которые соответствуют общепринятым в деловом мире принципам поведения. Это честность и порядочность, единство слова и дела, терпимость и благожелательность, тактичность и деликатность, справедливость, самокритичность, культура речи, манера поведения и еще многое другое, что делает человека личностью.
В этике деловых отношений много спорных и противоречивых проблем. Например, один из основных постулатов этики утверждает примат общественного над частным, необходимость ставить интересы государства выше интересов отдельного человека (общинная этика, в определенной степени и коммунистическая мораль), но с другой стороны, одним из основных требований гражданской этики является соблюдение прав человека, категорично запрещающее принятие решений, ущемляющих права хотя бы одного
члена общества, запрет на дискриминацию одних путем предоставления каких-либо привилегий другим. Менеджмент: Учеб. Пособие М.: ИНФА-М, 2008. Или: строгое соблюдение законов, даже если из-за нерасторопности законодательной власти они вошли в противоречие с фактическими условиями жизни общества и не отвечают его интересам. Инверсия этого тезиса может быть выражена в правовом нигилизме: "разрешено все, что не запрещено", а в условиях несовершенной правовой базы
России предпринимателю чрезвычайно легко оказаться среди мафиозных структур. Не менее значимым, а порой и самым главным является делегирование полномочий, включение в свою работу подчинённых, поручение им ответственных проектов и заданий. Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации таковы важнейшие принципы
доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия, когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся, находящая институциональное выражение в деятельности профессиональных союзов. На сегодняшний день работник на предприятии для высшего руководства, прежде всего партнёр.
Если раньше человек рассматривался, как единица труда, то сейчас отдаётся предпочтение человеку как личности. Конечно, не всегда менеджер способен снять определённые барьеры между собой и подчинёнными, но именно тот, кому удаётся достичь этого, становится профессиональным менеджером. Такой менеджер способен изменить многое. 3. Главные требования к этике управления Хотя некоторые деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в повседневной жизни, динамика
деловой жизни требует от них иметь дополнительные крепкие моральные принципы. В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения. Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете изменений в организации современного бизнеса. Любой менеджер часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые
ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях менеджер не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
Менеджмент: Учеб. Пособие М.: ИНФА-М, 2008. Отношение руководителя к подчиненным влияет на всю специфику этики управления, во многом определяет её нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Можно выделить главные требования к этике управления: · стремление превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения; · при возникновении проблем и трудностей, связанных
с недобросовестностью, выявление ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками; · При невыполнении сотрудником вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично; · замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам.
Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Делайте ваши замечания один на один; · критика действий и поступков, а не личности человека; · укрепление у подчиненного чувства собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не нужно лениться лишний раз похвалить сотрудника; · привилегии, применяемые к руководителю, должны распространяться и на других членов коллектива; · доверие сотрудникам и признание
собственных ошибок в работе; · отношение к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками; · соблюдение принципа распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение; · выбор правильной формы распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1. ситуацию, наличие времени для нюансов; 2. личность подчиненного: кто перед вами - добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.
Так, как субъектами этики управления являются менеджеры - управляющие, определим им основные этические обязанности: 1. руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций; 2. лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации; 3. лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях.
Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы; 4. лидеры ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам
организации; 5. руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчества. Заключение Важность этики управления трудно переоценить. Она помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться руководителям организаций в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений.
В нынешних рыночных отношениях тяжело соблюдать этические нормы по всем моральным принципам. Наиболее выгодно переступать за рамки этики для реализации больших возможностей и привлечение наибольшей прибыли, так как на сегодняшний день нет такого регулирования со стороны государства, способное при соблюдении этических норм еще и получать максимальную доходность организации. Предпринимателям, которые работают на перспективу, необходимо думать о том, чтобы и они сами, и их
партнеры придерживались моральных норм. И тогда, объединившись, они смогут оказать заметное влияние на процесс продвижения к управлению в рамках этики и морали. Список литературы 1. Гусейнов А.А.(общ. ред.). Этика. 2005г. 2. Курс лекций по этике, Абрамова Л.П, 2007 г 3. Этика: Учеб. Пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова,
Н.И. Мушинский. 2002 г 4. Менеджмент: Учеб. Пособие М.: ИНФА-М, 2008 440 с (Высшее образование) 5. http://www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России) 6. Журналы: Управление персоналом ( http://www.top-personal.ru ) 7. Деловое общение Зельдович Б.З Учеб. пособие_2007 8. Книга инвестиционной мудрости, под редакцией Питера
Красса, Москва 2002 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |