СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ.......6
1.1. Социальная информация.........................................................................................................................6
1.2. Журналистская информация.....................................................................................11
2. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК МАССОВОЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ.......18
2.1. Массовая информация............................................................................................................................18
2.2. Три этапа массово-информационного процесса............................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................27
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы «Развитие понятия “информации” в теории журналистики» очень интересна и актуальна для рассмотрения.
Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телевизионное изображение, графическое оформление газетных полос и музыкальные позывные популярной радиопередачи. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом.
В некоторых учебных пособиях, особенно изданных несколько десятилетий назад, встречаются утверждения о том, что понятие «информация», говорит само за себя: информировать – значит, сообщать. В действительности дело обстоит совсем не так просто. Профессиональный журналистский термин «информация» не укладывается в понятийный аппарат целого ряда наук, каждая из которых имеет свой угол зрения на общий предмет изучения. Это относится, например, к математике и лингвистике, биологии и семиотике и т.д.
Первоначально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины XX в. информация описывается как понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Так это понятие преподносится в энциклопедических словарях.
Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке информации. В современном обществе разрабатываются специальные научные дисциплины, занимающиеся различными аспектами информационного процесса (теория информации, кибернетика и др.), им посвящены изыскания крупных отечественных и зарубежных ученых. Все более широкую известность завоевывает новая «наука наук» – информациология. С точки зрения ее создателей, не столько бытие определяет сознание (один из фундаментальных философских постулатов), сколько сознание в форме информации определяет мир. Соответственно возникает задача создать единый информационно-мысленный язык, которому предстоит стать основным языком мирового сообщества. Среди направлений развития информациологии называются, помимо прочего, журналистика, радио, телевидение, издательская деятельность. [12, с. 95]
Существует несколько подходов к анализу информации, в частности, статистический и смысловой. В первом случае главным объектом внимания является не столько содержание фактов, сколько количество сигналов, знаков. Такой подход характерен для теории информации и развившейся на ее основе кибернетики. Как отмечается по этому поводу в энциклопедии Britannica, базовой идеей служит мысль о том, что информацию в значительной мере можно измерять как физическую величину (количественно), подобно массе или энергии.
Именно журналистика дает чрезвычайно удобный материал для математико-статистического изучения. Ее продукция закодирована в стандартных знаковых символах, профессиональные единицы объема публикаций имеют эквиваленты в измерительной системе информатики и кибернетики. Для журналистики измерение объема сообщений и увеличение емкости канала коммуникации имеют важное практическое значение. Так, огромный выигрыш в оперативности сулит прессе переход на более мощные носители информации. Оптическое волокно способно передавать в тысячу раз больше разговоров, чем медные провода, а луч лазера несет в себе миллионы телефонных диалогов одновременно. Но статистический подход – не единственно возможный при оценке публикуемых произведений. Ведь он уравнивает газетный лист и память кассового аппарата, применяемого в торговле, подборку элементарных заметок и сложную проблемную статью, принципиальное и идейно беспомощное сочинения.
Человек оценивает прежде всего смысл и значение происходящего в окружающей его действительности. Смысловая информация составляет основу общения между людьми: обмена идеями, опытом, эмоциями, продуктами интеллектуальной деятельности.
Цель данной работы рассмотреть развитие понятия “информации” в теории журналистики.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
• изучить социальную информацию;
• проанализировать журналистскую информацию;
• рассмотреть массовую информацию;
• охарактеризовать три этапа массово-информационного процесса.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Социальная информация
Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно пополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.
Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. Само слово «социальный» буквально означает «общественный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда – существенные различия в отношении к информации, возникающие между представителями тех или иных социальных слоев и групп.
Итак, социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.
На рубеже тысячелетий много говорится об информационном взрыве. К тому моменту, когда ребенок, родившийся в 1980-е годы, окончил институт, поток сообщений в окружающем его мире возрос в 4 раза, через 50 лет он должен увеличиться в 32 раза. Этот процесс естествен для развития цивилизации. Он, конечно, объясняется не тем, что активизировались силы природы, а тем, что усиливается познающая и преобразующая деятельность человека, совершенствуются средства и способы передачи сообщений, а производство и распространение информации превратилось в преуспевающую отрасль экономики. По данным ЮНЕСКО, спады, которые время от времени переживают традиционные секторы бизнеса, в передовых странах не 80 затрагивают рынок информации и коммуникаций: инвестиции в него год от года растут рекордными темпами. Добавим, что эти тенденции складываются не случайно, а как закономерность, охватывающая жизнь всего человеческого рода. Мир вступил в стадию развития, которую специалисты, а вслед за ними и журналисты стали называть информационным обществом. У этого понятия нет общепризнанного определения. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое решающее значение. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, широкие слои населения получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Теперь уже не природные богатства или размеры страны составляют основной залог ее влияния в мире, а владение информацией и средствами ее приобретения. Соответственно мощь государств (в том числе в военной области) измеряется величиной и разнообразием их информационных «арсеналов». Одним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми технологиями связи. В мировой практике принято оценивать ее по количеству компьютеров, мобильных и обычных телефонов, телевизоров и других подобных технических средств на 1000 жителей. [12, с. 74]
Разнообразные сравнительные исследования такого рода проводятся ежегодно. Так, в начале 2000-х годов сайт CNews.ru, со ссылкой на американскую корпорацию IBM и британский журнал «The Economist», сообщил, что мировыми лидерами по использованию веб-технологий стали скандинавские страны: Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Любопытно, что в первую пятерку вошла также Великобритания, которая ранее не занимала столь высоких мест, но из числа лидеров «выпали» США, которые прежде всегда оказывались впереди.
Высоко поднялись некоторые малые государства – Сингапур, Гонконг и др. Россия же оказалась в числе стран, уровень которых понизился: она заняла 55 место, уступив, например, Перу, Японии, Австралии.
Данные подобных исследований свидетельствуют о неравномерности распределения информационных технологий. Есть государства, которые почти по всем показателям занимают верхние строчки списков. Но есть и такие, где преимущественное развитие получил один какой-либо вид технологии, но сравнительно медленно внедряются другие. Так, Францию с известной долей условности можно назвать «телевизионной» страной, а Исландию – «Интернетской».
Еще важнее понять, что насыщенность страны новейшими средствами связи совсем не зеркально точно отражает действительный уровень ее экономического потенциала, благосостояния граждан и роли в современном мире. Например, Германия, Италия, Япония не ходят в числе лидеров, однако это, без сомнения, крупнейшие и чрезвычайно влиятельные державы. Перед нами, таким образом, еще один аргумент в пользу социально-философского тезиса о том, что информационное общество – это «гораздо более широкое понятие, чем представляемое сегодня в западных, да и в российских исследованиях как только технологический прорыв в глобальных информационных сетях».
Многие исследователи уже отказываются от преувеличенных надежд на решение проблем человечества с опорой на компьютеризацию. Они, во-первых, отмечают, что важен не сам по себе поток сообщений, а социальные результаты их распространения и использования. Поэтому все чаще новую стадию развития цивилизации называют не информационной эпохой, а обществом знаний. Во-вторых, обнаруживается, что в теоретической конструкции информационного общества или даже общества знаний довольно много допущений. Например, столь важная проблема, как зависимость от энергетических ресурсов, остается нерешенной и в данной концепции. Кроме того, сомневаться во всесилии этой концепции информационного общества побуждает информационное неравенство стран и регионов. Сегодня оно повторяет все линии раскола, которые сложились в прежнем обществе – так называемом индустриальном. Цифровое неравенство – это новая форма существовавшей прежде социальной несправедливости, возникающей в результате неодинаковых экономических условий доступа к материальным ресурсам. [8, с. 102]
В других сферах жизнедеятельности человека, например, в духовной, художественной, в сфере межличностного общения компьютеризация играет скорее декоративную, чем сущностную роль».
Таким образом, опыт еще раз убеждает, что научные и технические достижения нельзя рассматривать в изоляции от природных и социальных условий, в которых они возникают, а также от духовных ценностей. Мировое сообщество все пристальнее всматривается в перспективы развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и все более ответственно оценивает их с точки зрения гуманистических идеалов. В этом отношении показательна Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2003 г. Воспроизведем некоторые ее положения.
«Мы сознаем, что образование, знания, информация и общение составляют основу развития, инициативности и благополучия человеческой личности. Наряду с этим информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) оказывают огромное влияние практически на все аспекты нашей жизни».
«Мы сознаем, что ИКТ следует рассматривать как инструмент, а не как самоцель. При благоприятных условиях эти технологии способны стать мощным инструментом повышения производительности, экономического роста, создания новых рабочих мест и расширения возможностей трудоустройства, а также повышения качества жизни для всех. Они также могут содействовать ведению диалога между народами, странами и цивилизациями».
Статья Декларации, посвященная СМИ, рассматривает свободу искать, получать, передавать и использовать информацию в свете ясно обозначенной цели – для создания, накопления и распространения знаний; свобода с таким смысловым содержанием «имеет существенное значение для информационного общества».
В свою очередь и будущее журналистики напрямую зависит от того, каким содержанием нагружается понятие социальной информации. Причем здесь действует не столько стихия «естественного», неуправляемого процесса, сколько сознательный выбор той или иной модели прессы.
Рассмотрим возможные варианты понимания информации и основанные на них версии журналистики будущего.
Информация как собственность, товар (в соответствии с законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации») порождает «парную» ей предпринимательскую журналистику, для которой экономическая выгода является целью всей деятельности и главным ее двигателем.
Информация как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах (согласно тому же закону) воплощается в журналистике, представляющей собой поток фрагментарных фактологических сообщений («голые факты»), все возрастающих количеством и потому затрудняющих человеку ориентацию в окружающей действительности. Облегчить ориентацию помог бы анализ «сырых» данных, но тогда это будут уже не просто сведения, а полученное на их основе знание.
Информация как порождение бурно прогрессирующей техники и информационно-коммуникативных технологий побуждает рассматривать журналистику исключительно в системе массовых коммуникаций, где циркулируют так называемые информационные продукты, но не плоды творческой познавательной и духовно-созидательной деятельности человека.
Информация как знание, т.е. систематизированное отражение свойств объективной действительности, соотносится с журналистикой размышлений, анализа, поиска взаимосвязей между разрозненными фактами. Пресса выступает в качестве средства познания мира и орудия самопознания в руках общества и человека.
Информация как явление духовной жизни, как «приращение» интеллектуального и нравственного потенциала человека наполняет собой такую журналистику, которая выражает и усиливает этот потенциал – на уровне отдельной личности, нации, той или иной цивилизации и т.п. В данном понимании она тесно взаимодействует наукой, художественным творчеством, моральной сферой культуры. В действительности все названные качества информации (а также и другие, не названные нами) так или иначе проявляются в прессе. Социальная практика вообще не знает стерильно чистых образов, в ней, как правило, смешиваются разнородные черты одного и того же явления. Тем не менее всегда находится господствующая тенденция, которую и предстоит выбирать «конструкторам» журналистики будущего».
1.2. Журналистская информация
Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь торговля не может заместить науку, а экономика – духовное творчество.
Несомненно, что журналистская информация является социальной. Более того, по степени своей значимости и распространенности она, может быть, «самая социальная». Неслучайно в США в 1990-е оды открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и политические, и прочие известия. Если ограничиться утверждением о тематической пестроте, то исчезнет критерий смысловой значимости публикуемых материалов. В самом деле, почему иногда спортивные новости выносятся на первые полосы газет, тогда как обычное их место – на последней? Почему об одних встречах президента говорится подробно, а о других – короткой строкой? Почему некоторые сообщения о «плохих» событиях профессионалы и аудитория считают хорошей репортерской работой? Особенности прессовых сообщений надо искать в других измерениях, не связанных напрямую с тематикой. Основная особенность журналистской информации заключается в том, что ее социальная, «человеческая» сущность предстает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обострения идейных политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций. Уже в 30-х годах прошлого столетия исследователям прессы было ясно, что «новость – чисто общественная категория. Сам по себе факт новостью не является... Как отец вне отношения к сыну есть просто человек, так и факт вне отношения к читателю и к другому факту есть просто событие». [6, с. 90]
На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и полезности, и общественной значимости материалов. Но в деятельности прессы идеологическое и управленческое начала переплетаются нерасторжимо, они просто не существуют друг без друга. В науке принято говорить о духовно-практической природе журналистского творчества – именно так, одним сложным словом обозначается единство двух названных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение на две группы черт, присущих журналистской информации, носит в значительной мере условный, систематизирующий характер.
Вдуховном отношении она характеризуется идейной насыщенностью и заостренностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности, находящиеся, как правило, в тесной связи с текущими событиями. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности. Впрочем, любое выступление от первого лица несет в себе явную или косвенную оценку. Вот тому пример. В своем романе «Бесы» Ф. Достоевский заявляет: «Как хроникер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события в точном виде... и не виноват, если они покажутся невероятными». Но всякий, кто читал роман, знает, что трудно выстроить более пристрастное, идеологически напряженное произведение, чем «Бесы». Про журналистику еще определеннее, чем про литературу, можно сказать, что она служит как бы увеличительным стеклом при выражении социальных взглядов, эмоций и суждений, даже если оценочность тщательно маскируется под объективность. Соответственно идеологизируются и отношения, которые складываются вокруг и по поводу СМИ.
Однако уже при изучении данной темы надо обратить внимание на то, что его нельзя понимать как простой и «плоский». С одной стороны, любое исходящее от человека сообщение о социальных явлениях принципиально не может существовать без какого-либо «следа» взаимоотношений между людьми. С другой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов совсем не обязательно выражается в грубой тенденциозности, подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и честность публициста как раз и проявляются, кроме прочего, в умении соединить достоверность сообщения с его личностной интерпретацией.
Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто актуальны. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативностью, т.е. с быстротой реакции на события. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать так называемые трудные вопросы, возникающие у населения, – вот ее суть. Далее, слово прессы обращено к массовой аудитории – и в этом его отличие, например, от устного общения, более характерного для межличностной коммуникации. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250 – 300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные требования профессионально-творческого порядка. Хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель.
В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного развития – достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса. С точки зрения методики труда данное качество имеет первостепенную важность. «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды... Журналист без фактов, как калека без костыля... Самому себе не верит без фактов и фактоидов», – такой автопортрет нарисовал ветеран газеты «Известия» Ст. Кондратов. [5, с. 115]
В связи с тем, что многих студентов привело в журналистику увлечение литературным творчеством, надо провести отчетливую границу между репортерским и художническим подходами к сбору фактов. В рассказе о зарубежной командировке писатель Д. Гранин вспоминал, что вместе с ним путешествовала опытная журналистка. Она постоянно вела записи в своем блокноте и впоследствии на их основе издала документальную книгу. Сам Гранин «начисто забыл многие важные сведения и факты»: его интересовало лишь то, что осталось в памяти, не воспоминания, а образ увиденного. Но если расчет на память сам по себе не является для корреспондента предосудительным поступком, то искажение действительности в угоду авторской фантазии идет вразрез с законами и этикой журналистики. Из уст кинорежиссера С. Соловьева, снявшего фильм о Тургеневе, не странно слышать следующие признания: «Я был во французском имении Тургенева, и оно на меня не произвело ни малейшего впечатления. В Чехии мы нашли куда более убедительное для легенды место». Для корреспондента подобное сочинение «легенд» приравнивается к профессиональному греху.
Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий. Репортеры нередко указывают дорогу и объекты внимания специалистам, ученым, художникам, способным более обстоятельно разобраться в новых явлениях. Индикатором оперативности служит использование в текстах СМИ таких слов, как «вчера», «сегодня» и «завтра». Поэтому, в частности, многие деловые люди начинают рабочий день с того, что просматривают свежую прессу и знакомятся с выпусками новостей по радио или телевидению.
Журналистике присуща особая краткость материалов. Экономное использование площади и времени обусловлено и технологией производства информационной продукции, где строго задаются форматы публикаций, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления материалов СМИ. «Это не роман – места мало, времени мало, читают на ходу», – так писатель В. Шукшин определял жанровое своеобразие рассказа. Но рядом с прессой даже небольшой литературный рассказ выглядит как «роман». Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики. «В "Последних известиях" две минуты это подвал в газете, четыре минуты – полоса», – образно говорил создатель радиопрограммы «Маяк» Ю. Летунов. Иначе невозможно добиться тематической универсальности каждого выпуска и отразить в нем весь мир.
Одновременно журналистика отличается аналитичностью взгляда на события. В усилении исследовательского начала заключен важный резерв повышения эффективности и влиятельности современной прессы. На журналисте лежит огромная ответственность за верное осмысление и точную систематизацию, трактовку лавины разнообразных фактов. К ней в полной мере относятся слова писателя Л. Леонова, который как-то заметил, что литераторам надо интересоваться наукой, учиться у нее точности мысли и языка, ведь каждое произведение – это «операция на мозге». Проникновению в глубину явлений способствует регулярность прессовой информации. Изо дня в день пополняя знания и представления аудитории по вопросам ее бытия, журналисты дают ей комплексное видение предметов общественного интереса, помогают ощущать ее причастность к огромному социальному миру. Неслучайно, например, один из видных политиков современности Дж. Андреотти в течение сорока лет вел персональную колонку в итальянской газете «Эуропео», несмотря на занятость государственными делами: регулярное обращение к читателям незаменимо по силе своего воздействия.
Многоплановые характеристики прессовой информации совмещаются благодаря профессиональному мастерству работников редакций. Нельзя понять специфику и социальную значимость журналистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение. «Новаторы никогда не стареют. Стареют подражатели, эпигоны... – писал о ничем не заменимой ценности творчества художник и критик Ю. Анненков. – Если кто-нибудь начнет сегодня писать картины, как Леонардо да Винчи, он будет смешон, что, однако, ничуть не уменьшит свежести Леонардо». Профессионально выполненные публикации в прессе тоже несут на себе приметы личности автора – его интеллекта, одаренности, психического состояния, даже пола и возраста. Вот почему, в частности, мастеров пера коробит, когда плоды их творческого труда именуют не произведениями, а, в духе торгово-рыночной конъюнктуры, информационными продуктами.
С другой стороны, журналистские публикации в значительной мере являются результатом коллективных усилий, а то и индустриальной обработки текстов. В редакциях многих стран, особенно на американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер. Корреспондент «Литературной газеты» И. Хуземи попала на стажировку в Аргентину. Там она с удивлением наблюдала за распределением функций между редакционными сотрудниками: репортер только собирает факты и в устной форме доносит их до хроникера, тот пишет, не имея права высказывать личное мнение, редактору дозволена некоторая толика оценок, и лишь узкий круг ответственных редакторов пользуется привилегией выражать мнение газеты в редакционных статьях. Российской прессе традиционно ближе иная форма отношений журналиста с действительностью – здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка событий. В своих истоках она близка к художественному творчеству, и по отношению к ней будут справедливы слова Л. Толстого: «Произведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник... Из этих трех основных условий... главное – последнее: без него, без любви к предмету, нет произведения искусства». Впрочем, ни редактору, ни корреспонденту нельзя навязать ни какое-либо понимание профессии, ни тот или иной стандарт организации производства. Журналистика – свободная профессия, и в ней каждый делает выбор методики труда самостоятельно.
Итак, журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.
2. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК МАССОВОЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
2.1. Массовая информация
Термин информация произошел от латинского слова «informatio» – «сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных». Информация – это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты всех рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация – «результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель». [1, с. 12]
Е. Прохоров выделяет три понимания термина «информация» в журналистике. В узком понимании этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность кратких некомментированных сообщений). В широком понимании информация – это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размер шрифта, интонации диктора или комментатора. Т. е. к событийной информации добавляется комментированная информация, а к содержательному уровню – формальный уровень. Третье понимание – специальное. Информация рассматривается как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием. [6, с. 31]
Журналистика имеет дело с «массовой информацией». Необходимо разобраться, почему инструментом журналистики является массовая информация, какой смысл заложен в определение «массовая». Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В отечественной теории журналистики принято ставить знак равенства между массой и аудиторией (Е. Прохоров). Тем не менее, в мировой науке еще на заре зарождения коммуникативистики, в 30-е г. XX в. «массу» определяли как «спонтанно возникающую коллективную группировку», требующую определенной организации, в том числе и при помощи СМИ (Г. Блумер). Противопоставлялось безликой «массе» понятие публики. Под публикой понималась совокупность индивидов, которые в отличие от массы как таковой, осознают свои интересы, активно включены в процесс их реализации и обладают своим прилюдно выражаемым мнением. Отсюда пошло английское выражение «public opinion», которое обозначает не общественное мнение в целом, как часто его переводят у нас, а мнение публики, т. е. активной части масс.
Массовая информация, в отличие от специализированной информации, «общезначима и общедоступна», она играет «роль духовного моста между представителями разных социальных общностей»1. Массовая информация предполагает: во-первых, направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории; во-вторых, соответствие информационным потребностям массы; в-третьих, доступность аудитории в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения всей массой; в-пятых, стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам; в-шестых, открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей массы.
Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. По образному выражению Г. Лазутиной, массовое сознание играет роль «камеры эталонов» при освоении вновь поступающей информации. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики. Потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности удовлетворяется при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах.
Существует потребность в самоопределении общественного мнения. Позитивному или негативному реагированию общества на изменения условий существования способствуют аналитические тексты, комментарии, содержащие различные мнения о происходящем.
Потребность в распространении решений, принимаемых государственными управленческими институтами с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям обслуживают публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления – как информационные, так и аналитические.
Поддержание нужного жизненного тонуса общества (такого психофизического состояния людей, при котором в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к действиям), по мнению Г. Лазутиной осуществляется за счет текстов развлекательного характера. Однако следует заметить, что в силу различных причин – политического, экономического характера, в зависимости от конкретного государственного устройства, стоящие за средствами массовой информации кукловоды при помощи манипулятивной пропаганды могут поддерживать в обществе и настроения ложного оптимизма, идиллического незнания или нагнетать истерию, атмосферу страха и подавленности.
Потребность в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, который способствует согласованности общественных практических действий находит отражение в публикациях, которые утверждают специфические групповые ценности – национальные, профессиональные, возрастные и т. д. Справочные, рекламные и эпистолярные материалы в СМИ служат для удовлетворения еще одной потребности в оказании помощи членам общества при возникновении у них проблем делового или частного характера.
2.2. Три этапа массово-информационного процесса
Схематично массово-информационный процесс можно изобразить следующим образом:
Ж
Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информации, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам. В действительности, далеко не вся переданная журналистом информация оказывается принятой, и, тем более, сообразно замыслу журналиста освоенной. В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих.
1. Из информационной насыщенности текста, т. е. наличия в нем большого объема потенциальной информации.
2. Из высокой информативности текста, т. е. максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что и означает его высокую реальную эффективность.
Журналисты должны добиваться высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в практической деятельности. Эти правила формулируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией.
В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической, синтактической, прагматической.
Семантика текста – это характер его отношений с действительностью (что и как отображено).
Синтактикатекста – это характеристика его внутренней структуры (как организован текст).
Прагматикатекста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).
Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированностьаудитории.
Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.
Стопроцентная, полностью соответствующая реальному положению вещей информированность – это, конечно, положение из области фантастики. На пути информированности стоит множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при отображении действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда защиты гласности в 2001 г. на территории России было официально зафиксировано 180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты напроизводство аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ограничение прав на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях; 21 случай отказа от печатания и распространения газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста тиража. [9, с. 75]
Но, тем не менее, в каждом тексте журналист должен видеть шаг к основной цели своей деятельности – повышению информированности аудитории.
Вернемся к трем этапам массово-информационной деятельности и соответствующим аспектам «текстовой деятельности» журналиста – семантике, синтактике и прагматике. Они не постепенны, не изолированы друг от друга. Но на первый план выступает прагматический аспект. Если текст ненаходит контакта с аудиторией, то бессмысленно говорить, насколько качественно он организован или каких важных проблем касается.
Для прагматической ценности материала журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие требования.
1. Текст должен обладать таким свойством, как небанальность,т. е. должен содержать оригинальность сведений. Проявления небанальности различны: это и новизна информации, наличие сведений, ранее неизвестных аудитории; это и углубление, систематизация уже известной информации; это и новая интерпретация уже имеющихся данных. Необходимо заметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и совершенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных знаний, она не будет воспринята аудиторией должным образом.
2. Следующее требование к тексту – его декодируемость,доступность сообщения для понимания. Журналист должен учитывать языковую стихию аудитории. Некоторые молодежные издания, например, излишне усердствуют в стремлении соответствовать манере общения своих читателей, пытаясь копировать современный сленг. Журналисту должен быть известен «код культуры» аудитории, т. е. уровень ее образованности. В период резкого социального расслоения нельзя не учитывать социальную позицию аудитории.
Требование релевантности (от англ. «relevant» – уместный, относящийся к делу) подразумевает ценность, значимость сведений для аудитории.
Свойством релевантности в наибольшей мере обладают тексты, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Интерес обычно руководит поиском информации интерес, а потребности проявляются не так остро.
3. В семантическомплане выделяют четыре структурных компонента или четыре вида информации: дескриптивная (d), пре-скриптивная (р), валюативная (v) и нормативная (п).
D (от лат. «descriptio» – «описание») – описание окружающего мира. Это опора всего текста, и, в принципе, всей журналистики, которая, как известно, опирается на факты.
Р (от лат. «prescriptio» – «предписание») – информация, содержащая «социальный идеал» журналиста, как, по его мнению, должно обстоять дело.
V (от лат. «valeo» – «ценность») – информация, содержащая оценку факта, ситуации или лица.
N (от лат. «norma» – «норма») – рекомендации журналиста к действиям в той или иной обстановке, в той или иной ситуации.
Следовательно, схематично журналисткий текст как система (S) будет выглядеть следующим образом: S (d, p, v, n). Такое обозначение – своеобразный каркас любого произведения, который облачен в плоть из конкретных фактов, оценок, рекомендаций.
Синтактическийаспект – это размещение рассмотренных выше элементов структурных компонентов в конкретном тексте.
Их набор может быть как полным S (d, p, v, n), так и предельно редуцированным. Например, схема хроникальной заметки – S (d). Так же изучение синтактики текста предполагает анализ с точки зрения интенсивности расположения элементов: сбалансированное наличие элементов S (d, p, v, n), акцентированное наличие элементов S (d, d, d, n); и с точки зрения порядка их развертывания, например: S (d, v), S (d, p, v, n), S (p, d, v).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности.
Журналистике присуща особая краткость материалов. Экономное использование площади и времени обусловлено и технологией производства информационной продукции, где строго задаются форматы публикаций, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления материалов СМИ.
Журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.
Журналистика имеет дело с «массовой информацией».
Массовая информация, в отличие от специализированной информации, «общезначима и общедоступна», она играет «роль духовного моста между представителями разных социальных общностей».
Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы.
Журналисты должны добиваться высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в практической деятельности. Эти правила формулируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией.
Журналист должен точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированностьаудитории.
Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В. Социальная информация. – М., 1994. С. 12.
2. Багдикян Б. Монополия средств информации. – М., 1987. – 325 с.
3. Законодательство и практика масс-медиа. – 2007. № 1. С. 4, 9.
4. Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В. Д. Попова. – М., 2003. – 230 с.
5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник. – М., 2004. – 455 с.
6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов / С.Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 318 с.
7. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник. – М., 2003. –
328 с.
8. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник. – М.: Аспект-Пресс, , 2007. – 450 с.
9. Социальное функционирование журналистики / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2006. – 298 с.
10. Свитич Л. Г. Профессия: журналист: Учебное пособие (Часть 1. Специфика журналистской профессии). – М., 2003. – 344 с.
11. Шишкин Н.Э. Основы журналистики: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 136 с.
12. Юзвишин И.И. Информациология, или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. – М., 1996. – 326 с.
Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 2-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 336 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |