Понятие, значение и основные этапы развития нотариата в Республике Беларусь
В системе правоохранительных юрисдикционных органов особое место занимает нотариат, удостоверяющий сделки и имеющие правовое значение факты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), а также совершающий иные, предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия.
Назначение нотариата, таким образом, в юридическом оформлении и подтверждении правильности, законности договоров и других сделок или подлинности бесспорных обстоятельств, имеющих значение для защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В отличие от суда, предметом рассмотрения которого являются гражданские споры, нотариат занимается бесспорными делами. Нотариальное производство отличается от гражданского процесса и тем, что оно осуществляется единолично, без состязательности и публичности, но при строгом соблюдении закона.
Выполняя свои функции по удостоверению сделок, свидетельствованию верности копий документов, обеспечивая исполнение бесспорных обязательств, нотариат способствует предупреждению правонарушений, укреплению законности, охране гражданских прав. Обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданскими или отдельными должностными лицами, нотариусы сообщают об этом для принятия мер учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору. При сомнении в подлинности представленных документов нотариус вправе задержать их и направить на экспертизу.
Появление нотариата в нашей стране, как и других странах мира, было вызвано общественными потребностями и, в первую очередь, необходимость защиты частной собственности, которая многие века признавалась священной и неприкосновенной. Историю нотариата обычно начинают с Древнего Рима. Само название этого правового института происходит от латинского слова “nota”, что означает стенографический знак, которым в античные времена удостоверяли сделки.
Наибольшее развитие нотариат получил в условиях капиталистического общества, поскольку он является неотъемлемой частью рыночной экономики.
Дореволюционный нотариат с победой Октябрьской революции прекратил свою деятельность. Нотариальные действия в первые годы Советской власти выполняли местные органы государственного управления и созданные при них нотариальные отделы и подотделы, а также народные судьи.
С переходом к новой экономической политике и развитием гражданского оборота роль нотариата существенно возросла. Необходимо было усилить государственный контроль за законностью сделок, не допускать злоупотребления правом, обхода закона. В этой связи 15 октября 1921 года Наркомат юстиции БССР предложил организовать при уездных бюро юстиции нотариальные отделы. Нотариальный отдел создавался также в Минске при Наркомюсте БССР.
В январе 1922 г. в республике после ликвидации уездных бюро юстиции были учреждены должности уездных народных нотариусов. Общее руководство уездными народными нотариусами осуществлялось нотариальным подотделом Наркомата юстиции БССР. Это дает основание считать 1922 г. годом учреждения нотариата в республике. 6 марта 1925 г. постановлением Президиума ЦИК БССР было утверждено первое Положение о государственном нотариате БССР, которое подробно регламентировало организацию нотариата и порядок совершения нотариальных действий. На Наркомат юстиции возлагалось издание инструкций и циркуляров по применению этого Положения. Вопросы организации нотариата регулировались также Положениями о судоустройстве БССР.
Единообразная структура нотариальных органов в масштабе Союза ССР была установлена Основами судоустройства СССР и союзных республик 1924 г. (ст. 18).
Принципиальное значение для развитие нотариата в союзных республиках имело постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. “Об основных принципах организации государственного нотариата”. Этот общесоюзный акт определял задачи, основные принципы построения и деятельности нотариальных органов, обеспечивая их организационное единство и одинаковый порядок выполнения нотариальных действий во всех союзных республиках.
На основе указанного постановления ЦИК и СНК БССР утвердили новое Положение о государственном нотариате БССР, введенное в действие с января 1927 г. В последующие годы законодательство о нотариате неоднократно обновлялось. Уточнялись компетенция нотариата, совершенствовались его организация и порядок выполнения нотариальных действий, повышались требования к кандидатам на должности нотариусов.
Ликвидация Минюста БССР в 1960 г. привела к передаче руководства нотариатом областным судам и Верховному Суду БССР. В соответствии со ст. 11 Положения о государственном нотариате БССР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета БССР от 12 января 1967 г.) сеть и штаты государственных нотариальных контор утверждались Верховным Судом БССР. Председатель этого суда назначал и освобождал от должности старших нотариусов. Нотариусы назначались председателями областных судов. Однако осуществление судами несвойственных для них функций было временным явлением и с восстановлением органов юстиции в 70-м году указанные прерогативы были вновь отнесены к компетенции Министерства юстиции БССР и его отделов на местах.
Повышение роли нотариата в условиях экономического и социального развития, совершенствования государственного и хозяйственного управления нашло отражение в общесоюзном Законе о государственном нотариате от 19 июля 1973 г. и принятом на основе его 30 апреля 1974 г. Законе о государственном нотариате БССР.
В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата, имеющего своей задачей обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций, охрану собственности, значительно возрастает. Увеличивается и объем нотариального обслуживания, особенно в сфере предпринимательства. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариальном обслуживании в порядке эксперимента в г. Минске, а позднее и в областных центрах и ряде крупных городов республики в 1993 г. и последующих годах была допущена частная нотариальная практика.
Как показала жизнь, частная нотариальная деятельность себя оправдала: повысилась производительность труда и культура обслуживания, техническая оснащенность, появились новые рабочие места. Вместе с тем эксперимент выявил и некоторые недостатки в функционировании этого правового института, в частности, незаконное обогащение частных нотариусов за счет обращения в свою пользу государственной пошлины; неоказание бесплатных нотариальных услуг лицам, имеющим соответствующие льготы; отсутствие действенного контроля за их работой. В связи с этим Декретом Президента Республики Беларусь № 12 от 3 мая 1997 г. “О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь” с мая 1997 г. была приостановлена выдача лицензий на право осуществления частной нотариальной деятельности до принятия соответствующего решения главой государства. Декретом был также установлен срок действия таких лицензий – пять лет, в том числе и на ранее выданные.
Конституционный Суд Республики Беларусь своим решением от 23 января 1998 г., признав конституционность введения в республике частной нотариальной практики, обязал частных нотариусов добровольно или в судебном порядке возвратить государству неправомерно полученные средства, т.е. государственную пошлину, полученную ими за оказание нотариальных услуг с 1995 г. по 1997 г.
В условиях перехода к многоукладной экономики возникла настоятельная необходимость в реформировании института нотариата, введения в Республике Беларусь нотариата латинского типа, наиболее эффективного и экономически выгодного в европейских условиях. Это дало бы нам возможность со временем вступить (как это сделала Россия) в Международный союз латинского нотариата, основанного в 1948 г. и насчитывающего 69 национальных объединений частных нотариусов, а, следовательно, использовать опыт, накопленный мировым сообществом, войти в единое правовое пространство, способствующее развитию рыночных отношений и сбалансировано обеспечивающим как государственные, так и частные интересы в гражданско-правовой сфере.
Суть так называемого свободного латинского нотариата в том, что нотариус является лицом свободной профессии, т.е. независим при исполнении своих функций, и одновременно он представитель официальной власти, действует от имени государства. Составленные нотариусом латинской школы документы обладают полной юридической силой и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Он консультирует клиента при заключении контрактов и выполнении иных нотариальных действий, разъясняет их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения ими нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла причинить вред их интересам. Нотариус же англосаксонской системы права занимается лишь заверением документов, подтверждающих аутентичность подписи. Нотариус -государственный служащий пользуется меньшим доверием у населения и инвесторов, менее активен и оперативен, чем частный нотариус латинской школы.
Латинский нотариат – это эффективный правоприменительный и правозащитный институт, который выполняет функцию предупредительного правосудия, т.е. позволяет не доводить дело до суда, путем устранения или снижения вероятности возникновения споров, является надежным механизмом прав и законных интересов защиты участников гражданско-правовых отношений.
Международные стандарты в организации нотариата содержатся в Резолюции Европейского парламента “Нотариат в Европейском Сообществе” АЗ-0422/93.
2 февраля 2000 г. Указом Президента Республики Беларусь № 38 утверждено Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь, которым усовершенствовано правовое регулирование функции и деятельности нотариата.
В Положении, в частности, указывается, что правовую основу деятельности нотариата (нотариальной деятельности) в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящее Положение, другие акты законодательства (ст. 3).
Порядок осуществления нотариальной деятельности консульскими должностными лицами определяется Консульским уставом Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. № 82.
Актами законодательства могут предусматриваться особенности осуществления нотариальной деятельности нотариусами, занимающимися частной нотариальной деятельностью.
Задачи и организация нотариата
Согласно Положению о нотариате и нотариальной деятельности нотариат – это система, включающая государственные органы и должностных лиц, которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем осуществления нотариальной деятельности (ст. 1).
Систему нотариата в Республике Беларусь образуют:
нотариусы;
уполномоченные должностные лица (руководитель, его заместитель, секретарь или член исполкома) местных исполнительных и распорядительных органов в населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор (нотариусов);
соответствующие должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь, совершающие нотариальные действия для граждан Республики Беларусь, находящихся за границей;
нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой.
Для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, создания для них максимальных удобств действующее законодательство (ст. 186 и 1047 Гражданского Кодекса Республики Беларусь) наделяет правом совершать некоторые нотариальные действия (удостоверение доверенности и завещаний) ряд должностных лиц лечебных, военных учреждений, ИТУ и др., а именно: главных врачей, их заместителей по медицинской части или дежурных врачей этих больниц, госпиталей и других лечебных учреждений, а также начальников госпиталей, директоров или главных врачей домов для престарелых и инвалидов, начальников экспедиций, мест лишения свободы и т.д.
Однако, поскольку преимущественно нотариальной деятельностью занимаются нотариусы государственных нотариальных контор, для совершения нотариальных действий в районах, городах, Министерством юстиции образуются государственные нотариальные конторы.
В городе Минске и областях (в городах, являющихся областными центрами) одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. Она совершает наиболее ложные нотариальные действия и осуществляет методическое руководство государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы.
Реестр государственных нотариальных контор ведет Министерство юстиции. Оно же утверждает штаты этих контор в пределах установленной для них штатной численности и выделенных на эти цели средств.
Управление государственной нотариальной конторой осуществляет заведующий, который решает вопросы организации ее работы. Заведующий имеет право совершать все нотариальные действия в качестве государственного нотариуса.
На должность государственного нотариуса может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства.
Назначение на должность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности впервые, после трехлетнего перерыва в работе, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий в качестве нотариуса, и в иных случаях, предусмотренных законодательством, допускается при соблюдении следующих дополнительных условий:
· прохождение стажировки в качестве стажера нотариуса сроком до одного года (при назначении на должность после соответствующего перерыва в работе – до 6 месяцев);
· сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, образованной Министерством юстиции.
Порядок прохождения стажировки, выдачи и аннулирования соответствующего свидетельства, а также образование и деятельности квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, компетенция этой комиссии определяется Министерством юстиции (ст. 13 Положения).
Лицо, впервые приступающее к работе государственного нотариуса, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
“Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю, что буду добросовестно исполнять обязанности нотариуса, защищать государственные интересы, права и законные интересы граждан и юридических лиц, хранить тайну нотариальных действий, всегда и везде беречь чистоту высокого звания нотариуса”.
Государственный нотариус подписывается под текстом присяги. Текст присяги, хранится в его личном деле.
Порядок принесения присяги определяется Министерством юстиции.
Согласно ст. 15 указанного положения заведующий государственной нотариальной конторы назначается на должность и освобождается от должности начальником управления юстиции местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с Министерством юстиции, а заведующий первой государственной нотариальной конторой.
Министерством юстиции, как правило, по представлению соответствующего управления юстиции;
Назначение на другие должности в государственной нотариальной конторе и освобождение от этих должностей осуществляется управлением юстиции местного исполнительного и распорядительного органа.
Руководство нотариатом осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции местных исполнительных и распорядительных органов, другими государственными органами в пределах их компетенции.
Управления юстиции местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют непосредственный контроль за: исполнением служебных обязанностей нотариусами; правильностью совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами, а также за правильностью удостоверения завещаний и доверенностей другими должностными лицами, которые наделены правом совершать определенные нотариальные действия.
Должностные лица органов юстиции, уполномоченные на осуществление указанного контроля, имеют право знакомиться со сведениями и документами, касающимися исполнения нотариусами служебных обязанностей, совершаемых (совершенных) нотариальных действий, расчетов с гражданами и юридическими лицами, а также другими необходимыми документами.
Органы юстиции (Министерство юстиции и их управления на местах) и другие уполномоченные государственные органы рассматривают также жалобы, не связанные с законностью нотариальных действий или с отказом в их совершении (нарушение сроков совершения таких действий, несоблюдение установленных часов приема, грубое отношение к гражданам и т.п.).
Жалобу на неправильное совершение нотариального действия или неправильный отказ в его совершении заинтересованное лицо имеет право подать в районный (городской) суд по месту нахождения соответствующей государственной нотариальной конторы (рабочего места нотариуса), местного исполнительного и распорядительного органа в 10-дневный срок. Также жалобы, рассматриваются в суде в порядке производства, возникающих из административно-правовых отношений, однако условие отсутствия спора о праве гражданском.
Как уже ранее отмечалось, в Республике Беларусь действуют также и частные нотариусы. Всего Министерством юстиции с февраля 1993 г. было выдано 144 лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью. После издания Декрета Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. лицензии не выдавались и по состоянию на 5.02.99 г. в республике насчитывается 78 частных нотариусов. Их правовой статус регламентирован Положением о порядке выдачи лицензий на право занятия частной нотариальной деятельностью и проведение эксперимента этого вида деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Министерством юстиции Республики Беларусь 25 января 1994 г. и зарегистрированным в реестре Государственной регистрации за № 188/12 от 27 января 1994 г. (с изменениями и дополнениями).
Согласно Положению лицензия на право занятия частной нотариальной деятельностью может быть выдана гражданину Республики Беларусь, постоянно проживающему в том городе, в котором проводится эксперимент – частной нотариальной деятельности, имеющему высшее юридическое образование и опыт работы в качестве нотариуса не менее одного года, а также прошедшему собеседование на предмет знания нотариальной деятельности в соответствующей Комиссии Министерства юстиции. Лицензия не могла быть выдана гражданину, признанному в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, ранее судимому за умышленные преступления, уволенному из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Решение об отказе в выдаче лицензии и об аннулировании ее могло быть обжаловано в суд в течение 30 дней со дня вынесения решения. Лицензия может быть аннулирована Министерством юстиции при нарушении частным нотариусом законодательства, регулирующего нотариальную деятельность.
После выдачи лицензии частный нотариус должен был получить регистрационное свидетельство в Управлении юстиции облисполкома (Мингорисполкома) и в течение трех месяцев начать нотариальную деятельность. Частный нотариус работает индивидуально или может объединиться с одним, двумя или более частными нотариусами, создав нотариальное бюро. Частный нотариус должен иметь свою печать, а также удостоверительный штамп и бланки нотариальных документов, открыть расчетный счет и другие счета (в том числе и валютный) для хранения денежных средств.
Частный нотариус может совершать все виды нотариальных действий, предусмотренные ст. 13 Закона Республики Беларусь “О государственном нотариате”, за исключением:
выдачи свидетельств о праве на наследство;
выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе пережившему супругу;
наложения и снятия запрещения отчуждения недвижимого имущества, в том числе земельного участка.
Вместе с тем Министерство юстиции вправе разрешить частному нотариусу совершать все виды нотариальных действий без исключения. Частный нотариус имеет право совершать любые нотариальные действия, для которых не предусмотрено определенное место их совершения. Нотариальные действия, для которых установлено определенное место их совершения, частный нотариус совершает в том регионе, на который ему выдана лицензия на осуществление этого вида деятельности.
Частный нотариус обязан иметь рабочее помещение для надлежащего обслуживания физических и юридических лиц, которое должно быть открыто для приема в рабочие дни не менее шести часов.
Профессиональным объединением частных нотариусов является Белорусская нотариальная Палата, осуществляющая методическое руководство и контроль за их деятельностью. Общее государственное руководство частными нотариусами, как и государственными нотариальными конторами, осуществляет Министерство юстиции и его Управления на местах.
Таким образом, нотариат в Республике Беларусь, являясь особым правовым институтом, включает: государственные нотариальные конторы; органы местной власти на местах, где нет нотариусов; консульские учреждения за рубежом, а также нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой. Кроме того, как указывалось выше, некоторые нотариальные действия разрешается совершать уполномоченным должностным лицам лечебных, военных учреждений, ИТУ и др.
Компетенция нотариата
В компетенцию нотариата входит совершение следующих нотариальных действий:
1) удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенностей и т.д.)
2) принятие мер к охране наследственного имущества и управлению им;
3) выдача свидетельств о праве на наследство;
4) выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
5) наложение и снятие запрещения отчуждения жилого дома (части дома), квартиры, дачи, садового домика, гаража, земельного участка и т.д.);
6) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;
7) свидетельствование подлинности подписи на документах;
8) свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
9) удостоверение факта нахождения гражданина в живых;
10) удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;
11) удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенном на фотографической карточке;
12) удостоверение время предъявления документов;
13) передача заявлений граждан и юридических лиц, другим гражданам и юридическим лицам;
14) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;
15) совершение исполнительной надписи;
16) совершение протестов векселей;
17) предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;
18) принятие на хранение документов.
Законодательством на нотариат может быть возложено совершение и иных нотариальных действий и оказание различных технических услуг, например, составление проектов сделок и заявлений, изготовление копий документов и выписок из них, перевод документов с одного языка на другой и т.п. Закон гарантирует соблюдение тайны о совершенном нотариальном действии. Справки о совершенных нотариальных действиях и документах выдаются только гражданам и организациям, по поручению или в отношении которых выполнялись эти действия, а также по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.
Как правило нотариальные действия совершаются в помещении нотариальной конторы. Однако в отдельных случаях допускается их совершение и на дому у заинтересованных лиц, в больнице и т.д., если граждане, для которых осуществляются эти нотариальные действия, по уважительной причине (болезнь, инвалидность и т.п.) не могут явиться в нотариальную контору или соответствующий исполком местного Совета.
За совершение нотариальных действий с заинтересованных лиц взимается государственная пошлина, поступающая в доход государства.
Частный нотариус за совершение нотариальных действий взимает государственную пошлину и нотариальный тариф. Государственная пошлина взимается по ставкам, предусмотренным для государственных нотариальных контор, и полностью поступает в государственный бюджет. Размер ставок нотариального тарифа установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 1998 г. № 1206 “Об утверждении ставок нотариального тарифа, взимаемого частными нотариусами за совершение нотариальных действий и за оказание нотариальных услуг, связанны с их совершением”. Нотариальный тариф после уплаты налогов поступает в доход частного нотариуса. Законодательством предусмотрены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины. Освобождение от уплаты нотариального тарифа не установлено.
Юридическая служба предприятия (объединения)
Как указывается в преамбуле Типового Положения о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь, утвержденного Министерством юстиции Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. № 371, в условиях строительства демократического правового государства, развития предпринимательства и осуществления деятельности предприятий различных форм собственности, предоставления хозяйственной самостоятельности государственным предприятиям и объединениям, углубления развития и изменения экономических отношений в Республике Беларусь значительно возрастает роль правовой работы как организующей и координирующей деятельности по применению действующего законодательства в сфере гражданского оборота. Организация и ведение правовой работы на предприятии (объединении) возлагается на юридическую службу.
Юридическая служба предприятия (объединения) – это самостоятельные подразделения – юридические отделы (бюро) либо специалисты-юристы: главные (ведущие) юрисконсульты, юрисконсульты, заместители руководителя по правовым вопросам.
Правовое обслуживание предприятий (объединений) возможно также на договорных началах адвокатами, юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности.
Возложение на юридическую службу иных, не связанных с правовой работой и не предусмотренных в Положении обязанностей, не разрешается.
Основными задачами юридической службы являются:
обеспечение законности в деятельности предприятия (объединения);
активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия (объединения);
защита имущественных прав и законных интересов предприятия (объединения);
обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на предприятии (объединении) локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противоречащих действующему законодательству, принятие мер к их отмене в установленном порядке.
В соответствии с основными задачами юридическая служба предприятия (объединения) выполняет следующие основные функции:
организует правовое обеспечение работы предприятия (объединения) в условиях рыночной экономики;
участвует в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов предприятия (объединения), регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия (объединения) в условиях хозрасчета; по согласованию с руководством привлекает к участию в этой работе должностных лиц и специалистов других подразделений предприятия (объединения);
контролирует соблюдение установленного на предприятии (объединении) порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий; совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия (объединения), изучает условия и причины возникновения непроизводительных расходов, состояния числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготавливает материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товароматериальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы;
проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия (объединения) проектов приказов и других документов нормативного характера, визирует их;
подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов предприятия (объединения);
осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных нормативных актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия (объединения), а в случае противоречия их законодательству вносит предложения об их отмене;
принимает меры по улучшению использования правовых средств для укрепления хозяйственного расчета и самофинансирования, внедрению прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышения роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их выполнение;
оказывает правовую помощь структурным подразделениям предприятия (объединения) при установлении экономических и научно-технических связей с предприятиями и организациями других стран.
Юридическая служба предприятия (объединения) участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводственных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц. Она ведет систематизированный учет поступающих на предприятие (объединение) и издаваемых им нормативных актов; участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, визирует проекты договоров (контрактов); анализирует практику заключения и исполнения хозяйственных договоров и представляет руководителю предприятия (объединения) предложения по устранению выявленных недостатков, а также ведет претензионную и исковую работу, представляет в установленном порядке интересы предприятия (объединения) в судах, органах государственного управления при рассмотрении правовых вопросов; осуществляет методическое руководство исковой работой, если она ведется другими структурами подразделениями данного предприятия (объединения); анализирует состояние претензионной и исковой работы, предпринимая меры по устранению недостатков в деятельности предприятия, выявленных при рассмотрении хозяйственных споров.
В компетенцию указанной службы входит также дача (при необходимости) правового заключения по документам на списание материальных ценностей; участие в организации и проведении пропаганды правовых знаний, информации работников предприятия (объединения) о действующем законодательстве, разъяснение практики его применения; дача заключений, консультаций по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия (объединения). При обнаружении нарушений законности в деятельности предприятия (объединения) юридическая служба докладывает об этом его руководителю для принятия необходимых мер по их предупреждению и устранению.
Юридическая служба имеет право:
проверять соблюдение действующего законодательства в структурных подразделениях предприятия (объединения);
получать от должностных лиц в порядке, установленном на предприятии (объединении), документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей, причем, все должностные лица обязаны незамедлительно представлять эти документы по требованию юридической службы;
привлекать по согласованию с руководством предприятия (объединения) работников других подразделений для подготовки проектов локальных нормативных актов и других документов, а также для осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее обязанностями;
участвовать в работе высшего органа управления предприятия (объединения).
Юридическая служба предприятия (объединение) подчиняется непосредственно руководителю предприятия (объединения). Ее структура и количественный состав утверждается руководителем предприятия (объединения).
На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. На должность юрисконсульта назначаются (принимаются на работу) лица, имеющие высшее юридическое образование, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших учебных заведений по специальности правоведение.
Руководитель юридической службы назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия (объединения). На него возлагаются такие обязанности как создание необходимых условий для работы этой службы, повышение квалификации работников службы, обеспечение оргтехникой, юридической литературой и справочными материалами, предоставление соответствующих помещений. Руководитель юридической службы несет и всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на службу задач и функций.
Оказание юридических услуг по лицензиям
нотариат юридическая служба лицензия
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 1991 г. № 386, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 и Положением о порядке выдачи и использования лицензии на право оказания юридических услуг, утвержденном Министерством юстиции Республики Беларусь 27 августа 1998 г. в стране появилась и действует еще одна форма оказания юридических услуг – оказание услуг по лицензиям субъектами хозяйствования.
Следует сразу отметить, что указанные услуги не включают частную нотариальную деятельность, профессиональную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах.
К юридическим услугам, на оказание которых необходимо получение лицензии в соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, относятся:
участие в подготовке приказов, инструкций, договоров и других правовых документов, связанных с деятельностью субъектов хозяйствования, в том числе по их регистрации;
дача консультаций и разъяснений физическим и юридическим лицам по различным отраслям права, в том числе по регистрации и деятельности оффшорных компаний;
участие в подготовке необходимых документов для заключения договоров между субъектами хозяйствования;
подбор материалов, составление проектов нормативных актов, исковых заявлений, жалоб, связанных с рассмотрением споров в хозяйственных судах, а также подготовка жалоб в прокуратуру и иные государственные органы.
Лицензия на право оказания вышеперечисленных юридических услуг может быть выдана:
юридическому лицу, внесенному в Реестр государственной регистрации Республики Беларусь, в штате которого имеется не менее 2-х юристов с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения;
гражданину, зарегистрированному в качестве предпринимателя, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения;
гражданину, не занимающему предпринимательской деятельностью, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения.
Вместе с тем лицензия на право оказания юридических услуг не может быть выдана:
юридическому лицу, в штате которого имеются признанные в установленном порядке недееспособные работники, оказывающие юридические услуги;
гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; или уволенные из правоохранительных или других органов, предприятий, организаций за виновные действия;
юридическому лицу, в уставе которого отсутствует вид деятельности – оказание юридических услуг.
Лицензия на право оказания юридических услуг выдается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Комиссии по вопросам выдачи лицензий на право оказания юридических услуг этого министерства и заявления лица, изъявившего желание заниматься указанным видом деятельности. Лицензия на право оказания юридических услуг выдается сроком на пять лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Срок действия лицензии может быть продлен на пять лет. За выдачу и продление лицензии взимается установленная плата. Передача другому лицу лицензии не допускается.
Решение о выдаче лицензии или ее продление принимается Министерством юстиции в течение 30 дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Важно отметить, что в выдаче лицензии может быть отказано в случаях наличия в представленных документах недостоверной информации или, если в представленных документах либо в результате собеседования не подтверждается необходимая профессиональная подготовка заявителя или его возможность обеспечения оказания юридических услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства. Лицензия или решение об отказе в ее выдачи (продлении0 выдаются в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего решения. Повторное заявление о выдаче лицензии на данный вид деятельности может быть подано в Министерство юстиции не ранее 6 месяцев со дня отказа в ее выдаче. Получение лицензии физическими и юридическими лицами осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня принятия решения о ее выдаче. При наличии уважительных причин срок выдачи лицензии может быть продлен Министром Юстиции или его заместителем.
Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии выносится Комиссией, оформляется в письменном виде и подписывается председателем Комиссии. В решении об отказе в выдаче (продлении) лицензии должны быть указаны причины отказа. Решение Комиссии по вопросу профессиональной непригодности заявителя, выявленной в результате собеседования, является окончательным и обжалованию не подлежит. Отказ в выдаче (продлении) лицензии по другим основаниям может быть обжалован в суд или хозяйственный суд в течение 30 дней со дня вынесения решения.
По установленным основаниям (ст. 3 п.п. 1, 2 Положения) может быть приостановлено действие лицензии, т.е. Министерством юстиции запрещается осуществление данного вида деятельности до возобновления срока действия лицензии.
Основаниями для приостановления действия лицензии являются:
несообщение в 10-дневный срок Министерству юстиции об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, а также об изменении юридического адреса (места жительства – для физического лица) лицензиата или места оказания юридических услуг;
несообщение в 10-дневный срок в Министерство юстиции об открытии филиалов, отделений, представительств, оказывающих юридические услуги;
приостановление государственными органами деятельности юридического или физического лица в соответствии с действующим законодательством;
непредставление физическим лицом нотариально удостоверенной копии свидетельства предпринимателя в месячный срок со дня получения лицензии на право оказания юридических услуг;
нарушение порядка рекламирования деятельности по оказанию юридических услуг;
однократное грубое нарушение физическим или юридическим лицом норм осуществления деятельности по оказанию юридических услуг;
подача физическим лицом, имеющим лицензию, заявления о его поступлении на службу в государственный аппарат:
наличие других оснований, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами Министерства юстиции Республики Беларусь по вопросам лицензирования юридических услуг.
Лицензиат, получивший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в установленный срок представить в Министерство юстиции документальное подтверждение устранения нарушения, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии. Срок, на который приостанавливается действие лицензии, включается в общий срок ее действия. Лицензия, действие которой приостановлено, сдается лицензиатом в Министерство юстиции в 10-дневнывй срок со дня принятия такого решения. Решение о приостановлении действия лицензии на право оказания юридических услуг может быть обжаловано в суд или хозяйственный суд в 30-дневный срок со дня его принятия.
Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет и аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг по следующим основаниям:
заявление физического или юридического лица об аннулировании лицензии;
осуждение лица, имеющего лицензию, за умышленное преступление и вступления приговора в законную силу;
признание лица в установленном порядке ограниченно дееспособным или недееспособным;
неустранение нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии;
осуществление деятельности по оказанию юридических услуг в период приостановления действия лицензии;
передача лицензии (или ее копии) другому физическому лицу или юридическому лицу;
создание препятствий уполномоченным должностным лицам в осуществлении проверки деятельности по оказанию юридических услуг;
ликвидация (реорганизация) юридического лица или прекращение предпринимательской деятельности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
не осуществление деятельности по оказанию юридических услуг более шести месяцев;
не предоставление отчета о результатах деятельности по оказанию юридических услуг в установленный срок;
не получение лицензии в срок, предусмотренным указанным Положением;
не представление физическим лицом заявления и приостановление действия лицензии на право оказания юридических услуг в 30-дневнй срок со дня его поступления на службу в государственный аппарат;
наличие других уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством.
Аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг производится приказом Министра юстиции, о чем лицензиат обязан немедленно уведомить своих клиентов, а также сдать лицензию в Министерство юстиции в течение 10 дней со дня издания приказа. Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд или в хозяйственный суд в течение 30 дней со дня принятия такого решения. Заявление субъекта хозяйствования или гражданина о повторной выдачи лицензии на право оказания юридических услуг может быть подано в Министерство юстиции не ранее, чем через год со дня принятия решения о ее аннулировании.
Комиссия Министерства юстиции Республики Беларусь по выдачи лицензий на право оказания юридических услуг состоит не менее чем с пяти человек. Ее персональный состав утверждается приказом Министром юстиции. При отсутствии председателя или его заместителя их обязанности исполняет по решению Министра юстиции один из членов Комиссии.
В обязанность Комиссии входит: рассмотрение заявлений и прилагаемых к ним документов физических и юридических лиц; проведение собеседования с целью подтверждения необходимой профессиональной подготовки у физических и юридических лиц для последующего оказания юридических услуг в соответствии с требованиями законодательства; вынесение решения о выдачи либо отказе в выдачи лицензии на право оказания юридических услуг физическим и юридическим лицам. Решение по результатам собеседования принимается Комиссией путем открытого голосования простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов, при равенстве голосов окончательное решение принимает председатель Комиссии. При разногласии среди членов Комиссии по результатам собеседования о профессиональной подготовке претендента Министр юстиции вправе предложить ему пройти повторное собеседование на последующем заседании Комиссии. При неявке без уважительных причин на собеседование два раза Комиссия вправе не рассматривать, а в последствии аннулировать заявления и прилагаемые к ним документы физических и юридических лиц о выдаче лицензии. Окончательное решение по вопросам Комиссии входит в компетенцию Министра юстиции.
Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, должны создать все необходимые условия для надлежащего обслуживания граждан и организаций. В соответствии с Кодексом законов о труде они могут нанимать технических работников и вспомогательный персонал. Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, по результатам своей деятельности за год обязаны представлять отчет Министерству юстиции. Контроль за деятельностью юридических и физических лиц по оказанию ими юридических услуг, соблюдению действующего законодательства, а также Положения о них осуществляется Министерством юстиции и управлениями юстиции облисполкомов (Мингорисполкома).
В случае оказания юридических услуг без лицензии физические и юридические лица несут установленную законодательством ответственность.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |