Реферат по предмету "Государство и право"


Правовая защита конкуренции как необходимой предпосылки рыночной экономики

Оглавление





1. Понятие и законодательное регулирование
конкуренции



2. Ограничение монополистической деятельности



3. Ограничение недобросовестной конкуренции Законом "О
рекламе"



Список используемой литературы







1. Понятие и законодательное
регулирование конкуренции



Конкуренция является необходимой предпосылкой
рыночной экономики. Конкуренция - это борьба между производителями продукции за
наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов
своей деятельности. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба
за потребителя, за удовлетворение его потребностей, борьба за рынок, успех которой
зависит от цены и качества товаров.



В условиях свободной конкуренции рост
доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация производства
и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рынка. Поэтому на поддержку
конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное
законодательство.



В России первым антимонопольным актом
стал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках"[1].



Этим Законом определены организационные
и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции. Он направлен на обеспечение условий для создания
и эффективного функционирования товарных рынков.



В дальнейшем в этой области принимается ряд законов: Закон РФ
от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"[2];
Федеральные Законы от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе"[3];
от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях"[4];
от 27.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции"[5].



 



2. Ограничение монополистической деятельности



Антиподом конкуренции является монополия.
Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному
законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации
и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или
устранение конкуренции.



Виды монополистической деятельности
определяются субъектным составом ее участников - хозяйствующих субъектов, государственных
органов и органов местного самоуправления.



Монополистическая деятельность хозяйствующих
субъектов
в зависимости от числа участников может быть индивидуальной и коллективной.



Индивидуальная монополистическая
деятельность
проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим
положением на рынке. Антимонопольным законодательством такое злоупотребление запрещено.
Злоупотребления могут проявляться в виде:



• изъятия товаров из обращения, целью
или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке, либо
повышение цен;



• навязывания контрагенту условий договора,
не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;



• включение в договор дискриминирующих
условий;



• создания препятствий доступу на рынок
другим хозяйствующим субъектам;



• нарушения установленного нормативными
актами порядка ценообразования;



• установления монопольно высоких (низких)
цен;



• сокращения или прекращения производства
товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной
возможности их производства;



• необоснованного отказа от заключения
договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки
соответствующего товара.



Такие действия в исключительных случаях могут быть признаны правомерными,
если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том
числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.



Коллективная монополистическая деятельность
проявляется в виде



соглашений (согласованных действий)
хозяйствующих субъектов,



ограничивающих конкуренцию.



В зависимости от субъектного состава
различают:



соглашения (согласованные действия)
конкурирующих



субъектов, имеющих (могущих иметь) в
совокупности долю на рынке



определенного товара более 35%. Эти
соглашения (согласованные действия) могут быть направлены на:



1) установление (поддержание) цен, скидок,
надбавок;



2) повышение, снижение или поддержание
цен на аукционах и торгах;



3) раздел рынка по территориальному
принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо
по категориям продавцов или покупателей (заказчиков);



монопольный недобросовестная конкуренция законодательный



4) ограничение доступа на рынок или
устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных
товаров или их покупателей;



5) отказ от заключения договоров с определенными
продавцами или покупателями (заказчиками);



соглашение неконкурирующих хозяйствующих
субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его
поставщиком или покупателем (заказчиком).



Кроме того, объединениям коммерческих
организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается координировать
предпринимательскую деятельность коммерческих организаций, которая может иметь своим
результатом ограничение конкуренции. Монополистическая деятельность федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации
и органов местного самоуправления также может быть индивидуальной и коллективной.



Формами проявления индивидуальной
деятельности
являются акты или действия государственных органов и органов местного
самоуправления. По объекту различают акты или действия, направленные на ограничение
самостоятельности хозяйствующих субъектов, например, указания хозяйствующим субъектам
о первоочередной поставке товаров определенной категории покупателей; на введение
дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов (запрет продажи товаров
одного региона в другом регионе); на создание благоприятствующих условий деятельности
отдельным хозяйствующим субъектам (льготы, ставящие их в преимущественное положение
по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара)
и др.



Коллективная деятельность осуществляется
в форме соглашений или согласованных действий. Запрещается заключение соглашений
государственных органов и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами,
если это может привести к ограничению конкуренции. Целями подобных соглашений может
быть поддержание, повышение или снижение цен, раздел рынка, ограничение доступа
на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.



К виду монополистической деятельности
можно отнести и участие должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления
в предпринимательской деятельности. Таким должностным лицам запрещается: заниматься
самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности организации;
самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций,
вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товариществ
а и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.



Наряду с названными формами проявления
монополистической деятельности предусматриваются также меры недопущение недобросовестной
конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих
субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности,
которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим
субъектам - конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.



Примерный перечень недобросовестной
конкуренции:



• распространение ложных, неточных или
искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту
либо нанести ущерб его деловой репутации;



• введение потребителей в заблуждение
относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества
товара;



некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или
реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;



продажа товаров с незаконным использованием
результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;



получение, использование, разглашение
научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой
тайны, без согласия ее владельца.



К недобросовестной конкуренции следует
также отнести:



• подкуп потенциальных покупателей, с
тем чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;



• выяснение производственных или коммерческих
тайн конкурента через шпионаж или подкуп его служащих;



• неправомерное использование или раскрытие
ноу-хау конкурента;



• бойкотирование торговли другой фирмы
для противодействия или недопущения конкуренции;



• демпинг, т.е. продажу своих товаров
по цене ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить
ее.



Следует иметь в виду, что этот перечень
недобросовестной конкуренции нельзя считать исчерпывающим. В каждом конкретном случае
антимонопольный орган, оценивая действия субъекта, должен исходить из общего определения
понятия "недобросовестная конкуренция".



 



3. Ограничение недобросовестной конкуренции Законом
"О рекламе"



Ряд ограничений недобросовестной конкуренции
устанавливается Федеральным законом "О рекламе". Реклама представляет
собой комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенных производителей
и продавцов. В современном мире рекламная деятельность достигла огромных масштабов,
на нее тратится в среднем 3-6% стоимости сбываемых товаров, а по некоторым видам
продукции - до 20-30%'.



Каждая торговая организация, приступая
к рекламной кампании, определяет ее конкретные цели. Реклама товара призвана решать
задачи стимулирования его сбыта, ускорения товарооборота, формирования потребности
в товаре, побуждения к приобретению именно данного товара, помощи потребителю в
выборе товаров; она имеет своей целью также стремление сделать потребителя постоянным
клиентом.



Законом определены требования к рекламе,
которые можно подразделить на специальные и общие.



Специальные требования относятся
к рекламе:



• распространяемой с помощью радиовещания,
телевидения, периодических изданий, размещения на транспортных средствах и почтовых
отправлениях;



• распространяемой в городских, сельских
поселениях и на других территориях, т.е. к наружной рекламе;



• отдельных видов товаров - алкогольных
напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств, изделий медицинской



техники, оружия;



• отдельных видов услуг - финансовых,
страховых, инвестиционных и др.;



• представляющей общественные и государственные
интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальная реклама).



Общими требованиями к рекламе
являются следующие:



1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная
реклама и недостоверная реклама не допускаются.



2. Недобросовестной признается реклама, которая:



1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися
в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими
продавцами;



2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том
числе конкурента;



3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена
данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под
видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен
или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара,
в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения,
а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;



4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии
с антимонопольным законодательством.



3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие
действительности сведения:



1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в
обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими
продавцами;



2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе,
составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об
условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия
или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке,
сроках службы, сроках годности товара;



3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности
их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;



4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок,
тарифов и других условиях приобретения товара;



5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;



6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;



7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности
и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации
товара;



8) о правах на использование официальных государственных символов
(флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;



9) об официальном или общественном признании, о получении медалей,
призов, дипломов или иных наград;



10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно
объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;



11) о результатах исследований и испытаний;



12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю
рекламируемого товара;



13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;



14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного
товара;



15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса,
игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок
на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте
и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;



16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари,
в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных
на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам
проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике
информации об основанных на риске играх, пари;



17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии
с федеральными законами;



18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг
заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена
таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;



19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;



20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.



4. Реклама не должна:



1) побуждать к совершению противоправных действий;



2) призывать к насилию и жестокости;



3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать
безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;



4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся
рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.



5. В рекламе не допускаются:



1) использование иностранных слов и выражений, которые могут
привести к искажению смысла информации;



2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами
государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными
лицами;



3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции,
а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;



4) использование образов медицинских и фармацевтических работников,
за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной
гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические
работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических
выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной
в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;



5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием
тканей эмбриона человека;



6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние
на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе
лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского
назначения и медицинской техники.



6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных
и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы,
национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина,
официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов,
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного
наследия.



7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной
информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования,
если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.



7.1 В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные
показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно
могут быть указаны в иностранной валюте.



8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке
утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения,
не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.



9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио
- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть
рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на
их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок
(двойной звукозаписи) и иными способами.



10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных
для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования,
школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.



11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны
соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования
гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской
Федерации.







Список используемой литературы



1. Нормативно-правовые акты:



1.1 Закон РФ от 07.02.92. № 2300-1 "О защите прав потребителей"
// Ведомости РФ. - 1992. - № 15. - Ст.766.



1.2 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №16. - ст.449



1.3 Федеральный Закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №12.
- ст.1232



1.4 Федеральный Закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 1995. - №34. - ст.3426



1.5 Федеральный Закон от 27.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции"
// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №31 (ч.1) - ст.3434



2. Учебники и учебные пособия



2.1 Андреева Л.В. Коммерческое право России: Учебник для студентов юридических
вузов - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009.



2.2 Коммерческое право: Учебник для студентов вузов / Под ред.М. М.
Рассолова и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.



2.3 Назаров И.В. Коммерческое право Российской Федерации: Учебное пособие
- Ростов н/Д: Феникс, 2008.



2.4 Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник - 2-e изд. - М.:
Зерцало, 2009.



2.5 Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник - 3-e изд., перераб. и
доп. - М.: Высш. обр., 2009.



2.6 Трунина Е.В. Коммерческое право: Учебное пособие
- 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Fourth Amendment And Katz Essay Research
Реферат Формування асортименту, контроль якості та організація торгівлі напівкопченими ковбасними виробами
Реферат Политическое положение Ирана и Ирака в 90-е годы в контексте внешней политики США
Реферат Анализ деятельности мо учителей математики и физики моу сош №7 за III четверть 2010-2011 учебного год
Реферат Понятие трудового договора
Реферат Работа одноконтурной САУ при использовании непрерывного и цифрового регуляторов, реализующих П-, ПИ- и ПИД- закон регулирования
Реферат Организация противоэпизоотических мероприятий на Шалинской районной ветеринарной станции
Реферат Великобритания во внешней политике Монголии особенности сотрудничества и перспективы развития
Реферат Учение И. Канта о государстве и праве. Связь права и этики
Реферат Cheers A Semiotic Analysis By Berger Essay
Реферат Нефтеперерабатывающий завод "Уфанефтехим" как источник загрязнения среды обитания
Реферат Генно-модифицированные организмы Классификация трансгенных растений по признакам
Реферат Послеоперационная вентральная грыжа история болезни
Реферат Генератор числовой последовательности
Реферат Автор книги, журналист делового еженедельника «Секрет фирмы», провел несколько месяцев, наблюдая будни одного из самых ярких российских предпринимателей владельца компании «Евросеть» Евгения Чичваркина