Практически каждый шаг в деятельности следователя связан с принятием решений, от своевременности которых во многом зависит успех расследования. Однако психологами справедливо подмечено, что решение само по себе не является началом деятельности, а представляет собой результат обширной предварительной работы мозга12. Поэтому, исследуя теорию принятия решений, необходимо вовлекать в сферу исследования не только стадию непосредственного принятия решения, но и стадию так называемого "предрешения", которая формирует и предопределяет его направленность. Именно на стадии предрешения субъекту необходимо осознать и отобразить в сознании окружающую обстановку и учесть все обстоятельства, способные оказать на нее влияние. Поэтому одним из первых этапов принятия решения следует считать осознание и анализ ситуации, сложившейся к определенному моменту.
Аналогично в процессе расследования конкретного преступления еще до принятия какого-либо решения следователю необходимо познать следственную ситуацию, а для этого - воссоздать ее в сознании для последующего мысленного исследования, анализа и оценки, т. е. создать мысленную модель реальной ситуации.
В общих чертах суть ситуационного моделирования как метода познания и разрешения следственных ситуаций может быть сведена к следующему. В ходе расследования различных преступлений возникает огромное множество разнообразных следственных ситуаций, требующих от следователя их анализа и разрешения. Вместе с тем, как известно, следователь может принять не бесконечное, а лишь ограниченное число вполне конкретных решений. С учетом этого процесс ситуационного моделирования предполагает упорядочение большого количества следственных ситуаций в однотипные классы. Указанная задача является вполне реальной, несмотря на то, что любая конкретная следственная ситуация строго индивидуальна в силу влияния на нее большого числа связей и отношений. Ситуации, встречающиеся в следственной практике, нужно разбить на ряд классов, а при необходимости и подклассов, количество которых будет определяться числом возможных следственных решений.
В аспекте ситуационного подхода деятельность следователя по принятию решений можно определить как мысленное творческое сопоставление конкретной следственной ситуации с типовой. В случае, если эти ситуации однотипны, предлагаемый алгоритм по разрешению типовой ситуации может быть использован для ситуации конкретной.
Ситуационное моделирование в расследовании преступлений требует соблюдения ряда условий: систематического накопления информации о ситуации; знания типовой ситуационной структуры; а также обязательного учета субъективных и объективных факторов, способных изменить ситуацию. Представляется, что следственная ситуация детерминирована такими факторами, как наличие и характер имеющейся в распоряжении следователя доказательственной и непроцессуальной информации, что обусловлено спецификой криминальной ситуации и ее способностью оставлять следы в окружающей среде; интенсивность процессов исчезновения доказательств; характер источников информации (их надежность, полнота); наличие или отсутствие данных о подозреваемом; вмешательство в процесс расследования посторонних лиц и т.д.
Важное значение в моделировании следственных ситуаций приобретает и фактор времени. Связанные с ним закономерности довольно часто играют важную роль в выборе той или иной альтернативы при принятии тактического решения следователем. Некоторые элементы следственной ситуации, такие как, к примеру, возможность утраты доказательств, погодные условия, опасность сговора участников, сокрытие похищенного - воздействуют на решения следователя именно в связи с временными факторами. Для описания подобных факторов С.И.Цветков, например, предлагает использовать термин тактические сроки13.
Разумеется, мы перечислили субъективные и объективные факторы общего характера, при анализе же конкретной следственной ситуации необходимо выявлять факторы частного (индивидуального) характера.
Общую процедуру использования ситуационного моделирования для познания и разрешения следственных ситуаций можно представить следующим образом.
I этап. Построение модели следственной ситуации (осознание и анализ ситуации).
1. Восприятие информации о ситуации.
2. Фильтрация полученной информации по признакам относимости и допустимости в уголовном процессе.
3. Систематизация информации согласно структуре соответствующего типа ситуации.
4. Определение "пробелов" (незаполненных информацией структурных элементов ситуации), их заполнение посредством получения соответствующих дополнительных сведений.
5. Учет объективных и субъективных факторов, способных существенно повлиять на динамику ситуации.
II этап. Модельные эксперименты (типизация ситуации, выработка решения).
1. Обобщение ситуации посредством абстрагирования от несущественных для исследования признаков.
2. Типизация ситуации в соответствии с принятой классификацией.
3. Отыскание соответствующих типовых программ.
4. Определение ряда альтернативных решений по управлению ситуацией.
5. «Проигрывание» решений на модели, оценка полученных результатов.
6. Выбор оптимального решения из числа допустимых.
Рассмотрим более детально содержание каждого этапа ситуационного моделирования. Так, в ходе производства расследования уголовного дела следователю периодически необходимо оценивать особенность сложившейся ситуации для ее наиболее эффективного использования или воздействия на нее для изменения в благоприятном для следствия направлении.
Проведенное нами интервьюирование следователей показало, что в уяснении сущности простых ситуаций у них не возникает каких-либо трудностей, однако при анализе сложных следственных ситуаций складывается несколько иное положение. Так, 34 % опрошенных заявило, что в процессе анализа подобных ситуаций им сложно учесть все определяющие ситуацию факторы в совокупности, во взаимосвязи, в результате чего происходит (иногда и существенное) упущение из виду важной информации; 27% опрошенных видят трудности в неумении скомпоновать имеющуюся информацию. В целом 76% следователей в процессе принятия решения определяют вид следственной ситуации интуитивно, «на глазок», вследствие чего восприятие ситуации не всегда бывает адекватным, а принятые решения - оптимальными.
Полагаем, что использование ситуационного моделирования - верный путь в преодолении таких трудностей, поскольку его процедура предусматривает сбор и анализ информации ситуации в соответствии с типовой структурой того или иного ее класса. А это позволяет в свою очередь обеспечить полный охват вниманием следователя различных аспектов ситуации и одновременно способствует группировке информации о ней.
Как мы отметили, в структуре следственной ситуации можно выделить компоненты информационного, процессуально-тактического, психологического и материально-технического характера.
Информация, необходимая для моделирования информационного компонента следственной ситуации, - практически та же, которая кладется в основу модели криминальной ситуации. Однако, несмотря на то, что в обоих случаях речь идет о расследуемом событии, в каждом из них сведения о преступлении изучаются с различных позиций. Моделирование криминальной ситуации решает задачу поэтапной мысленной реконструкции ситуации и процесса ее развития. В отличие от этого, информационный компонент следственной ситуации отражает то, в какой степени и каким образом происходит реконструкция криминальной ситуации: какая информация о преступлении и в каком объеме имеется в исходной следственной ситуации, какие необходимые для расследования сведения отсутствуют, если принятая типовая версия справедлива. Как реализовать имеющуюся в распоряжении следователя информацию для поиска недостающей, какие противоречия имеются в полученных данных?
При ситуационном моделировании следует учитывать динамический характер ситуации. В ходе расследования следователь по мере необходимости проводит различные следственные действия, обращается к данным криминалистических учетов, использует возможности оперативно-розыскной деятельности, помощь общественности. В результате возникает (и соответственно моделируется у следователя в сознании) качественно новая следственная ситуация, имеющая более полную информационную базу.
Информация, составляющая процессуально-тактический компонент следственной ситуации, характеризует состояние производства по уголовному делу: какие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия на момент оценки следственной ситуации уже проведены, какая конкретно мера пресечения выбрана в отношении подозреваемого, какие тактические приемы были применены следователем, степень эффективности их использования.
Информация, составляющая психологический компонент следственной ситуации, должна объединять в себе: а) личностные характеристики отдельных участников процесса (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), их психологические особенности, моральные и иные качества; б) особенности взаимоотношений участников процесса между собой, их отношение к расследуемому событию, к следователю, к самому факту расследования.
При изучении взаимодействия участников процесса между собой следователю особо тщательно следует выяснять: нет ли со стороны обвиняемого (подозреваемого), его родственников и друзей влияния на потерпевшего или свидетелей посредством уговоров или, наоборот, путем запугивания.
Так, например, при расследовании изнасилования, совершенного обвиняемым Д., упущение следователем из виду отмеченных обстоятельств отрицательно повлияло на сложившуюся в середине расследования благоприятную следственную ситуацию. Следователь построил мысленную информационную модель криминальной ситуации, выяснил все обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию, однако не успел их закрепить должным образом.
Между тем параллельно со следствием свою деятельность осуществляла и противоборствующая сторона: родственники обвиняемого Д. в ходе неоднократных визитов к потерпевшей С. и ее родителям при помощи уговоров и различного рода подношений убедили С. изменить ранее данные ею показания. К этому моменту ситуация расследования оказалась предельно усложненной, хотя следователь вполне мог заранее предотвратить ее негативную трансформацию.
Информация организационно-управленческого характера, составляющая одноименный компонент следственной ситуации, отражает стратегическую и информационную стороны расследования, результаты взаимодействия с УР, иными службами, включая психологические особенности взаимодействия с ними следователя, поскольку, как доказано психологами, личностные взаимоотношения между работниками коллектива или взаимодействующих коллективов значительно предопределяют выполнение ими своих служебных обязанностей.
После систематизации имеющейся в распоряжении следователя информации о ситуации в соответствии с вышеназванными ее компонентами и детального их анализа возникает следующий этап ситуационного моделирования - типизация ситуации.
Процесс типизации ситуации всегда требует ее «усреднения», проводимого посредством отвлечения от частностей, выдвижением на первый план ситуационных признаков группового характера. Следственная практика показывает, что при анализе ситуаций расследования можно выделить задачи, требующие своего осмысления и разрешения, присутствующие одновременно в информационном, в психологическом и в тактическом компонентах ситуации. Однако тип ситуации будет предопределяться уровнем сложности и необходимостью первостепенного разрешения возникающей в ней той или иной задачи. В зависимости от приоритетного получения сигнала о наличии требующей разрешения проблемы в том или ином компоненте ситуации и определяется ее тип.
Анализируя ситуацию с проблемой (то есть с задачей, требующей решения) в информационном компоненте, определив, что на первый план в ней выступает задача получения недостающего следователю знания о преступлении и лице, его совершившем, а также задача отыскания таких знаний в ходе анализа модели ситуации, следует отнести такую ситуацию к познавательному типу.
Если же анализ модели ситуации выявит трудности, обусловленные конфликтом между следователем и проходящими по делу лицами, либо состоящие в том, что расследование затруднено спецификой взаимоотношений отдельных участников уголовного процесса между собой, то в этом случае ситуацию можно отнести к разряду конфликтных.
При возникновении трудностей в организации, планировании процесса расследования, в управлении им (первостепенно "подает сигнал" о своей неразрешенности организационно-технический компонент) появляются ситуации организационно-управленческого типа.
При мысленном анализе отдельных следственных ситуаций, в процессе выработки тактического решения изучение возможной альтернативы решений может выявить и так называемые "рисковые" позиции следователя. Такого рода ситуации мы определим как ситуации тактического риска, поскольку появляются они при наличии проблем организационно-тактического характера, при "сигнале" тактического компонента.
Особо детального рассмотрения требует этап "разрешения" следственных ситуаций, поэтому мы рассмотрим его особенности отдельно по каждому типу ситуаций.
Разрешение ситуаций познавательного типа посредством использования моделирования
В ситуациях познавательного типа первоочередного разрешения требуют задачи в их информационном компоненте. Для ситуаций этого типа характерно полное или частичное отсутствие информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, а также об источниках получения такой информации. Анализ следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев ситуации познавательного типа возникают на первоначальном этапе расследования, хотя могут появляться и на последующих его этапах.
На первоначальном этапе расследования преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности, органы предварительного расследования располагают, как правило, весьма незначительной информацией о лицах, совершивших деяние, в силу самых различных причин: либо преступники предприняли меры к сокрытию и уничтожению следов, или же имеется большой разрыв во времени между совершением преступления и его обнаружением и т.д.
В таких условиях крайне остро стоит вопрос о получении новой информации. Решение этой проблемы связано с установлением системы закономерных связей между личностью и средой ее формирования и обитания, между иными элементами преступной деятельности и свойствами преступника.
Методика разрешения следственных ситуаций познавательного типа разрабатывается на основе комплексного подхода, где определяющее значение приобретает единая система следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в которых имеет место взаимообусловленность, направленная на разрешений ситуации.
Мысленное моделирование способствует оптимизации выявления подлежащих первостепенному разрешению задач и осмыслению самой проблемной ситуации. Для этой цели необходимо построение информационной модели криминальной ситуации, методические основы построения которой мы достаточно подробно описали в предыдущем разделе работы. Распределение имеющейся в распоряжении следователя информации о преступлении в соответствии с типовой структурой модели позволяет определить: а) нет ли в имеющихся данных противоречий; б) сведения о каких именно компонентах криминальной ситуации пока отсутствуют.
По формуле: "дано: а, b, с ...........; требуется определить (найти) х, у......." можно определить сущность, основное содержание проблемы.
Однако для того, чтобы перейти к осмыслению проблемной ситуации, в указанную формулу необходимо внести дополнительные данные, а именно: условия, в которых требуется определить искомое. Эти условия - есть не что иное, как "состояние" других компонентов следственной ситуации (психологического, процессуально-тактического, материально-технического): материальные ресурсы, возможности следователя, процессуальное состояние расследования, психологические особенности участников уголовного процесса и т.д. Таким образом в сознании следователя постепенно выстраивается модель проблемной ситуации, помогающая определить неизвестное по делу или найти пути его поиска.
Проиллюстрируем сказанное примером из следственной практики. В прокуратуру г. Калининграда поступило сообщение от гр. Л. о том, что его сын, гуляя с друзьями на окраине города, в овраге около ручья обнаружил части расчлененного трупа человека. Проведенный осмотр места происшествия позволил определить следующее. В 1 км от мотеля "Балтика", расположенного за городской чертой, на берегу ручья обнаружена наполовину завернутая в полиэтиленовую пленку грудная клетка человека, а в 330 м вверх по ручью также были найдены останки человека. Присутствующий при осмотре трупа судебный медик предположительно установил, что это труп молодой женщины возраста 25-30 лет16.
Итак, на первоначальном этапе расследования описанную выше исходную следственную ситуацию можно диагностировать как ситуацию познавательного типа. Для адекватного осознания проблемы данной криминальной ситуации построим ее информационную модель, расположив имеющуюся информацию о преступлении в соответствии с типовой модельной структурой, определив известное и неизвестное. Кроме того, построив модель исходной следственной ситуации, взвесим все возможности следователя.
Дано: потерпевшая - женщина 30-35 лет, замужем (на правой руке имеется обручальное кольцо из желтого металла); действия преступника: умышленное убийство с последующим расчленением трупа.
Требуется установить: личность потерпевшей; личность убийцы; время и место совершения преступления; его цель и мотив; механизм совершения преступления.
Необходимые действия следователя: проведение судебно-медицинской экспертизы трупа; проверка заявлений о без вести пропавших лицах; использование данных криминалистических учетов; проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий.
Для разрешения ситуаций познавательного типа необходимо предварительное рациональное ранжирование проблем, подлежащих разрешению. В приведенном нами примере первостепенной задачей будет являться установление личности потерпевшей, которая может быть решена посредством проведения тактической операции, состоящей из комплекса следственных действий: проведения судебно-медицинской экспертизы трупа, проверки заявлений о без вести пропавших, предъявления для опознания трупа родственникам, допроса родных и знакомых, соседей потерпевшей.
Работа с информационной моделью криминальной ситуации (ее исследование, эксперименты) во многом способствует непосредственному разрешению ситуаций познавательного типа, логическому "выведению" недостающих знаний о преступнике.
Для отдельного вида преступлений характерна повторяемость исходных следственных ситуаций, обусловленная однотипностью криминальных ситуаций (те же способы совершения, сокрытия), что позволяет типизировать следственные ситуации и разработать алгоритмы расследования.
Существенное значение имеет использование для этой цели криминалистических характеристик соответствующего вида преступления, типовых версий. Результаты практической проверки версий должны быть сопоставлены с уже имеющейся информацией.
Разрешение ситуаций организационно-управленческого типа
Если в ситуациях познавательного типа все сложности обусловлены недостатком информации о преступлении, то в ситуациях организационно-управленческого типа все трудности обусловлены, как правило, дисбалансом в системе «расследование».
Как предупредить появление организационно-неупорядоченых ситуаций, как грамотно разрешить их? Имеющиеся в криминалистике на сей счет рекомендации направлены, главным образом, на совершенствование процесса организации и планирования расследования традиционно принятыми средствами
Обосновывая наше теоретическое предположение по поводу того, что моделирование есть средство оптимального планирования, покажем роль ситуационного моделирования в познании и разрешении ситуаций организационно-управленческого типа.
К настоящему времени в криминалистической науке уже утвердилось понятие информационной модели расследуемого события, однако разработка концепции построения информационной модели процесса расследования находится лишь в стадии становления. Какова методика построения и исследования индивидуальной модели процесса расследования? Думается, в основе ее построения должны лежать типовые программы расследования, являющиеся точкой пересечения положительного практического опыта расследования и оптимальных научных изысканий. Однако использование типовых программ расследования эффективно лишь в тех случаях, когда они построены на ситуационной основе18.
Для осознания конкретной следственной ситуации можно построить ее информационную модель, отвлекаясь от частностей, определить тип ситуации. И затем применить типовую программу расследования для соответствующей ситуации.
Следует подчеркнуть, что типовую программу следователь должен применять не автоматически, строго следуя всем ее пунктам, а творчески, приспосабливая ее для конкретного процесса расследования. Если ранее для определения типа следственной ситуации ему следовало отвлекаться от частностей, то в ходе построения индивидуальной модели расследования необходимо как раз и учитывать все эти частности, всю индивидуальность конкретного преступления и процесса его расследования.
Процесс ситуационного моделирования может быть оптимизирован посредством использования средств вычислительной техники, безусловно, при условии интерактивного взаимодействия мышления следователя и возможностей искусственного интеллекта.
К примеру, при разрешении ситуации управленческого типа использование компьютера целесообразно на заключительных этапах ситуационного моделирования. Следователь самостоятельно анализирует конкретную следственную ситуацию, сопоставляя отраженные в его сознании информационные, тактические, материальные ресурсы с непосредственной целью управленческого характера и определяет характер ситуации. Отвлечение от ее индивидуальных особенностей дает возможность определить тип ситуации.
Компьютерный этап моделирования начинается с введения данных об исследуемой ситуации, который осуществляется путем ответов на альтернативные вопросы. В оперативную память компьютера направляется запрос на поиск описания типовой следственной ситуации, которая была бы однотипна модели, построенной следователем. После этого начинается автоматический поиск оптимального варианта разрешения такой ситуации. В конечном итоге на запрос следователя выдается адаптированная для данной ситуации типовая программа расследования. Причем чем детальнее описана ситуация, тем конкретнее выдаются рекомендации.
Полученная при помощи компьютера типовая программа расследования не может рассматриваться в качестве конечного продукта ситуационного моделирования. На завершающем этапе ситуационного моделирования предложенные рекомендации надо приспособить к конкретным признакам исследуемой следственной ситуации, а на этой основе создать индивидуальную программу ее разрешения.
Моделирование конфликтных ситуаций как один из способов их предупреждения и разрешения
К основным задачам следователя в конфликтных ситуациях можно отнести:
* адекватное осознание ситуации, верное определение сути конфликта;
* проникновение в планы соперника или в его уже реализованные намерения, результаты которых следователю пока неизвестны;
* маскировка своей информационно-тактической позиции;
* рефлексивное управление соперничающей стороной, процессом принятия ею своих, но фактически вынужденных и предопределенных решений19.
Именно ситуационное моделирование помогает решить названные задачи в комплексе. Причем необходимо, чтобы модель следственной ситуации не только отражала наличный конфликт, но и в некоторых случаях предвосхищала его кульминацию, позволяя следователю корректировать ситуацию наилучшим для него образом.
Процесс разрешения конфликтных ситуаций имеет и свои особенности. Следователь не ограничится построением одной лишь модели. Необходимо, во-первых, смоделировать личность противоборствующей в конфликте стороны; во-вторых, моделированию подлежит и сама конфликтная ситуация для определения предмета возникающего конфликта. Изучение указанных моделей позволяет выработать необходимые тактические или иные приемы по управлению ситуацией, например, использование различных видов убеждения, принуждения, компромисса с одной из сторон или обоюдного.
Для разрешения конфликтных ситуаций весьма эффективен метод рефлексивного управления, применение которого предполагает умение мыслить и за себя и за противоборствующую сторону. Сущность рефлексивного подхода к анализу конфликтных ситуаций состоит в том, что предметом изучения для исследователя являются модели ситуаций и сторон (в психологии - игроков), создаваемые ими самими. При таком подходе противники в конфликте имитируют рассуждения и решения друг друга и строят рефлексивные модели, включающие как собственное представление о реальной ситуации, о своих и противника целях и стратегиях, так и представление, которое может иметь противник о ситуации, целях и стратегии своих собственных и противостоящей стороны.
В процессе расследования обвиняемый всегда располагает достоверным знанием о всех деталях совершения преступления, то есть в его сознании имеется достоверная модель криминальной ситуации. Следователь же в процессе познания и доказывания фактов преступной деятельности располагает не достоверной, а вероятностной моделью преступления, в отдельных деталях которой имеются пробелы или недостоверные знания.
И поэтому при рефлексивном подходе у следователя возникает необходимость в оперировании уже тремя моделями: собственной моделью расследуемого события; моделью личности обвиняемого; моделью предполагаемого обвиняемым знания следователя об объеме и качестве собранных доказательств.
Исследование этих моделей позволяет выработать соответствующие тактические приемы, которые бы способствовали возможной корректировке представлений обвиняемого об объеме собранных следователем доказательств в нужном для следствия направлении.
В целом для конфликта характерны крайне противоположные интересы следователя и противостоящей ему стороны. В силу этого часто не только следователь, но и обвиняемый заранее моделируют линию своего поведения. В ситуациях, когда обвиняемый пытается интерпретировать происшедшее событие в выгодном для себя положении, в его сознании одновременно сосуществуют два варианта развития события, две его модели - "истинная" модель в действительности имевшего место события и "ложная" модель, придуманная обвиняемым заранее и детализируемая им в процессе дачи показаний. Следует учитывать, что изложение обвиняемым показаний на базе "ложной" модели затруднено, поскольку ему постоянно приходится удерживать в памяти все крупные и мелкие детали такой модели. Кроме того, практика показывает, что довольно часто элементы "ложной" и "истинной" моделей переплетаются в сознании допрашиваемого, создавая реальные предпосылки для проговорки. Некоторые тактические приемы, именуемые в литературе прошлых лет "следственными хитростями", как раз и рассчитаны на подобный эффект.
При использовании "следственных хитростей" обязателен учет степени рефлексии преступника, которую можно определить путем анализа его субъективных психофизиологических возможностей: темперамента, быстроты реакции, остроты восприятия и др. В противном случае преступник может и разгадать следственную хитрость. Аналогичный случай довольно удачно описан писателем Ф.М.Достоевским.
«...Порфирий Петрович разговаривает в Раскольниковым:...вот в чем дело-с, вся суть-с: проходя тогда по лестнице... позвольте: ведь Вы в восьмом часу были-с?» - В восьмом, - отвечал Раскольников, неприятно почувствовав, в ту же секунду, что мог бы этого и не говорить, - Так проходя-то в восьмом часу-с, по лестнице, не видали ль хоть вы, во втором-то этаже, в квартире-то отворенной - помните? - двух работников или хоть одного из них? Они красили там, не заметили ли? Это очень, очень важно для них... - Красильщиков? Нет, не видал... - медленно и как бы роясь в воспоминаниях отвечал Раскольников, в тот же миг напрягаясь всем существом своим и замирая от муки поскорее бы выгадать, в чем именно ловушка, и не просмотреть бы чего? - Нет, не видал, да и квартиры такой отпертой что-то не заметил... а вот в четвертом этаже (он уже вполне овладел ловушкой о торжествовал) так помню, что чиновник один переезжал из квартиры...
- Да ты что ж, - крикнул вдруг Разумихин, как бы опомнившись и сообразив, - да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а он ведь за три дня там был? Ты что спрашиваешь?20
Как мы видим, использование "следственных хитростей" всегда предполагает превосходство следователя в рефлексии. Более того, рефлексивный анализ должен помогать следователю создавать "сценарии" возможного как преступника, так и своего поведения, рассчитанные на различные ситуации.
Разрешение ситуаций тактического риска
Моделирование ситуаций тактического риска тесно соприкасается с моделированием конфликтных ситуаций. Ситуации тактического риска характеризуются тем, что процесс их разрешения усложнен неопределенностью выбора: при отсутствии решения со стопроцентной гарантией успеха следователь тем не менее должен выбрать оптимальный вариант разрешения ситуации.
Применение моделирования позволяет учесть все влияющие на ситуацию факторы. А "проигрывание" на модели всех реально возможных решений позволяет прогнозировать и все возможные их исходы и при необходимость отказаться от риска, если вероятность успеха в ситуации минимальна, а величина сил и затрат максимальна. К примеру, явно не во всем подготовленная попытка задержания преступника может закончиться гибелью участников операции.
Структуру модели ситуации тактического риска мы представляем в виде совокупности следующих компонентов.
1. Цели действий следователя, его намерения.
2. Информация об оперирующей стороне (следователе и лицах, выполняющих задание), ее возможностях средствах, способах действий, обстановке.
3. Информация о противоборствующей стороне (подозреваемом или обвиняемом с негативной позицией, недобросовестных свидетелях, потерпевших), ее возможностях и предполагаемых способах действий21.
Этапы моделирования ситуаций тактического риска также несколько специфичны. Их можно представить в виде следующих операций:
а) определение цели тактического воздействия;
б) учет сил и средств информационных ресурсов каждой из сторон;
в) соотношение цели и средств;
г) исчерпывающая разработка всех возможных способов действий;
д) «проигрывание» их на модели, определение исходов решений;
е) анализ полученных результатов, выбор действий с наименьшим риском.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |