Античные воззрения на мир Платонова Э.Е. Свое существование человек видел в продолжении того миропорядка, который установил великий и могущественный создатель. Он это делал осознанно, пытаясь умилостивить и приобщиться к могущественной силе, чтобы иметь возможность властвовать над миром как она. Имитируя различные силы природы, поведение животных, человек пытался достичь единства с той неведомой силой, которая представлялась ему в виде животных, а проявления ее
могущества и власти в стихиях. Всю свою жизнь человек пытался подстроить под те циклы природы, которые видел. Но при этом в сознании человека проявлялось одно качество, с которым на протяжении тысячелетий человек нещадно боролся. Свобода - это то качество в душе человека, которое отделило его от окружающего, сказало ему, что он иной, нежели все другие существа на земле. Чтобы стереть это различие, человек полностью подчинил свой образ жизни природным циклам, создал различные
обряды, которые имитировали природные циклы и вообще любые проявления природы, чтобы слиться с ней, убрать это различие, которое отделяло его от окружающего. Понимание того, что человек может строить свою жизнь по иному, чем все окружающее, побудило его создать множество обрядов подтверждающих единство с природой. Человек как будто понимал, что живет не так, как другие живые организмы, которым не требовалось этого
подтверждения они просто жили. Человек же имитировал все природные процессы в своей жизни, а это значит, что он не только таким образом отгораживал себя некоторой неестественностью, имитацией, но и создавал творил свой собственный мир. Именно в первых обрядах человек закладывал законы своего существования, создавал мир, смыслы в котором были подобны силам, приобщившись к которым можно управлять миром. Стремление достичь единства постепенно преобразовалось в сознании человека в поиски счастья и одновременно
в желание управлять миром, быть подобным творцу всего. А пути достижения его заключались в приобщении к силам и смыслам окружающего мира. Искусственное создание ситуации, имитация - это первый творческий процесс человека. Идеи о счастье и образы его были связаны в сознании человека со смыслами существования окружающего, которые человек пытался превратить в законы для себя и неукоснительно им следовать, лишая себя свободы.
Появление образов, укрепляющих в сознании человека эти смыслы и это единство, ознаменовало собой первый творческий процесс и начало культуры и цивилизации. Символы, заключающие в себе основы смыслов существования и единства человека и окружающей среды, стали удерживать его в рамках установившихся законов, чтобы сознание этих смыслов крепко держало человека в обществе и содействовало приобщению к могуществу сил, правящих миром.
Общественные формации, как продолжение природных иерархий, лишили человека свободы, подчиняя его непреложным законам вселенной и общественным законам, которые продолжали законы мира. Античные представления о творчестве, великих загадках и смыслах мира, символов, заключающих их, понятия рока и свободы, и связанной с этим трагедией человека и общества - все это берет начало именно в мифе и мифологическом мировоззрении. Культура человека стала складываться из обрядов, имитирующих стихийные
явления, служащих приобщению к жизни космоса и к его силе. У разных народов она складывалась в прямой зависимости от климатических условий, так как именно стихии диктовали человеку образ его жизни. Культура греков, разумеется, не исключение, и как все другие имеет свои особенности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока, преимущественно Египта и Вавилонии, но мировоззрение и культура греков значительно отличаются
от известных им путей развития философии, искусства и социально-политических отношений. Это отличие заключено в их мировосприятии, в их отношению к миру. У народов Востока мир - эта иллюзия, смутная реальность, быстротечность которой незаметна для человека. Верховный бог - это бестелесное, аморфное существо, дремлющее на своем небесном ложе, а жизнь - суть его дрема и сновидения. Достичь подобного состояния - верх добродетели и счастья.
Сознание греков не могло смириться с тем, что жизнь - это пустая бессмысленная цикличность, наполненная лишь маленькими житейскими радостями, и человек в ней, как малая песчинка, малая его часть, подвержен ей, и смысл его существовании отсутствует или сокрыты в этом круговороте. Греки определили для себя другое положение человека в мире. Осознание своей исключительности среди живущего в мире, и одновременно единство со всем, представило
иную картину бытия. Единые законы бытия для всего живого в мире, способность человека понять их, выделило человека среди других живых организмов, возможность создания своей собственной жизни, своей собственной реальности, поставило человека в особое положение. Могущество единства мира и человека, понимающего это - создали совершенно иные представления человека о мире. Созерцания совершенства создали в сознании человека единую картину бытия, в которой человек
имеет исключительное положение, которое позволяет ему достигнуть вершин совершенства и стать подобен богам. Этими дерзостными мечтами наполнена вся культура ранней античности (см. Приложение 2). В великих поэмах Гомера человек и мир предстают как два противостоящих начала, противоборство которых заключается в совершенстве одного и дерзости постигнуть это другого. Космос - так назвал человек мир, гармонию которого он уподобил музыке, красоту - совершенным формам
бытия. Гомер считается отцом всей античной культуры. Все, что описывал Гомер, и что представлялось потомкам как выдумка, миф, стало реальностью в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половине XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века. Большинство современных ученых считает, что
Гомер жил в VIII веке до н. э. В Ионии - на западном побережье Малой Азии или на одном из близлежащих островов. События, которые описывает Гомер, относятся к 1200 году до н. э. Троянской войне предшествует множество других войн. В начале II тысячелетия до н. э. на балканском полуострове появились племена греков-ахейцев. Возникают города, которые стали бороться за главенство.
К середине XV до н. э. начинаются завоевательные войны, ахейцы снаряжают в соседние страны за море большие армии. В числе многих завоеваний был и остров Крит - главный центр древнейшей, догреческой культуры юго-восточного района Средиземноморья (который, по мнению современных ученых, считается мифической Атлантидой). Троада (Троя) на северо-западе Малой Азии постоянно привлекала внимание ахейцев.
К главному городу Илиону или Трое постоянно снаряжались походы. Самый крупный поход, собравший почти всю ахейскую мощь стал именоваться Троянской войной, которая оказалась кануном крушения ахейской культуры. Вскоре на Балканах появились другие племена - дорийцы такие же дикие, какими тысячу лет назад были сами ахейцы. Они до основания разрушили их города и культуру.
На месте рабовладельческого государства вновь появилась родовая община, забывалось искусство и письменность. Забывалось прошлое, цепь событий разрушалась и отдельные звенья обращались в предания-мифы. Мифы о героях и мифы о богах стали предметом поклонения, говорящих о былой силе и культуре нации. Эти мифы переплетались и возникали целые циклы мифов, восстанавливающие связь событий своим собственным мифическим способом. « Илиада » повествует об одном эпизоде последнего, десятого, года
Троянской войны. Гнев Ахиллеса, самого могучего героя, оскорбленного верховным предводителем ахейцев, Микенским царем Агамемноном, чуть было не принес поражение ахейцам. Отказавшись участвовать в сражениях, Ахиллес наблюдал за битвой из своей палатки. Он видел, что троянцы брали вверх. И лишь когда троянцы погнали противника почти до самого лагеря и стали поджигать их корабли, тогда Ахиллес разрешает вступить в бой своему другу
Патроклу. Патрокл погибает, Ахиллес вступается за друга и убивает Гектора, сильнейшего героя Трои, сына царя Приама. « Одиссея » повествует о возвращении домой на Итаку после троянской войны царя Одиссея. Разгневанный бог моря Посейдон словами Одиссея о силе человека перед силой бога, чинит на пути его всевозможные препятствия. Афина помогает ему и его сыну
Телемаху, который отправляется на поиски отца. Одиссей возвращается на Итаку и наводит порядок в собственном доме, где женихи его жены много лет разоряют его дом. К тому времени, как создаются « Илиада » и « Одиссея » античный философ и историк Гесиод создает « Теогонию » - систему мифов, которые дают представление о его начале, его периодах, законах, то есть своего рода первые научные знания о мире.
Поэмы Гомера - становятся некоторым кодексом морали и нравственности на многие века вперед. Поведение героев Гомера стали каноном для всех греков (если хочешь, чтоб о твоих деяниях сохранилась память в песне - будь как мудрые и доблестные гомеровские герои). В поэмах Гомера воспевается доброта и человечность, только благодаря которым побеждают герои. Поэмы становятся не только каноном поведения, а также источником знаний о мире.
Но эти знания проистекают не из космогонии (историй о сотворении мира и богов), а из общечеловеческой морали. Призыв к доброте, осуждение жестокости, справедливость, которую должны блюсти люди, живя во взаимной любви, будучи кроткими, приветливыми и благодушными основа поэм Гомера. Космос и бытие Понятие «космос» - это понятие о мире, которое возникло в период ранней античности. Космос - это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее хаосу упорядоченностью
и красотой. Понимание великой гармоничной сложной и слаженной системы мира преобразовалось в желание свой мир, общественное устройство, уподобить этому великому порядку и именно этим путем достигнуть того же совершенства и величия космоса, чтобы остаться в вечности. Продолжением космоса, его иерархии, которая представлялась человеку от разницы и меры проявления различных сил природы, он сделал устройство государственности.
Законы, устанавливаемые в государстве, были подобны тому союзу различных сил природы, которые, как представлялось человеку, имели свои области воздействия на мир и людей, имели границы своих действий, подчиняясь самому могущественному и мудрому. Правитель государства всегда воспринимался наместником или одной из ипостасей, образов верховного бога. Именно поэтому власть правителя всегда считалась как данная свыше. Он - как одно из проявлений верховного бога, был проводником божественной силы.
Правитель мира и правитель людей, как и миры большой и малый - космос и государство, были одновременно слиты, так как один являлся продолжением другого, и разделены, так как это единство нуждалось в его подтверждении и удерживалось государственными законами. Параллельно с формированием государственности в ранний период античности стала полным ходом складываться другая сторона культуры, которые мы ныне называем цивилизацией.
Культура и цивилизация - это понятия, на первый взгляд, одного порядка, но разница их ощутима. Она заключается в том, что культура в более узком представлении воспринимается как все области деятельности человека, существующие вне материального бытового применения, то есть не направленные на комфортность условий жизни и труда, познание мира для утверждения в нем своих законов. Она имеет чисто эстетический характер, включает в себя исключительно различные области искусство и
другой творческой деятельности. А цивилизация - это тоже область деятельности, но направленная на комфорт и на познание, которое человек намеревается использовать в целях утверждения своего господства на земле. Иными словами, цивилизация, в отличие от культуры, несет в себе все практические стороны деятельности человечества. Такого разделения первоначально не существовало, оно сформировалось лишь впоследствии, когда возникло разделение языков искусства и науки, вавилонская башня которых распалась, потеряв связующий
первоначальный смысл своего существования. Культура, в своих ранних стадиях становления, считалась материальной и направленной на улучшений условий труда и комфорт человека, одновременно с этим она была призвана давать представление о мире и его красоте, приобщать к ней. На найденных археологами предметов быта мы видим орнаменты, в которых угадываются неведомые растения и животные. Бытовые предметы и приспособления для облегчения труда не ограничивались простой функциональностью,
они призваны были рассказывать человеку о мире. Впоследствии, с одной стороны, творчество человека, определенное религиозными воззрениями, развивалось только как попытка отразить свое мировосприятие окружающего мира, с другой - как развитие концепций существования космоса, создание различных систем знаний, способствующих этому. Во времена античности те первые основы цивилизации не стали для человека единственным проявлением культуры и творческого стремления понять и познать смысл окружающего.
Культура, включающая все области деятельности, была единым и неотъемлемым началом поисков смысла человека в мире, и ее различие языков не воспринимались человеком как отдельные отрасли в разных степенях необходимые для жизни и деятельности человека. Все было равно необходимо человеку, ибо все говорило ему о миропорядке и устройстве космоса - и искусства, и наука (Приложение 3). Их развитие зависело от глубокого религиозного сознания античного человека.
Единое мироощущение красоты космоса, соразмерности миропорядка, меры как исходного принципа существования жизни, было подлинным выражением совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем» полагал античный философ Демокрит. «Ничего слишком!» - гласит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера становится основополагающей всех вещей, категорией, существующей в философской, политической, эстетической и этической культуре.
Космологизм греческой культуры - это самая главная основа «греческого чуда», по словам известного любителя античности и археолога Генриха Шлимана, который, следуя гомеровским повествованиям, обнаружил свои удивительные находки самой ранней эпохи античности. Именно космологизм в сознании человека являлся для него самым главным принципом жизни. Космос - вся его величина и силы, соотносятся с душой человека, а физические явления и все в окружающем мире с его телом. Язык, отражающий эти отношения, вырабатывался человеком
как единый. Человек не разделял буквальное изображение бога в живописи от символического изображения циклов его жизни в геометрии, и знакового описания его действительности в арифметике, считая эти изображения различными сторонами одного и того же явления. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |