«Министерство образование РК»
Выполнил: Русанов.И.А.
Проверила:Абдулдаева Э.Н.
«Аксукент 2001»
Наиболее
ярким представителем казахской поэ-
зии ХVIII века был Бухар - жырау Калкаманов
(1668-1781). Сведений о
его биографии сохранилось
мало. Отец его Калкаман
был одним из походным
войнов-батыров в далёкое
беспокойное время. Судя
по содержанию
сохранившихся произведений Бухар
жырау в юности и
молодости отличался от своих
сверстников
замечательными качествами, склоно-
стью к импровизации. Он
был одним из приблежён-
ных хана Тауке
(1680-1718), которыё многое сделал
для укрепления Казахского
ханства.
В своей
многолетней жизни Бухару-жырау при-
шлось быть свидетелем и
участником многих собы-
тий и перемен в жизни
казахского народа. Вместе с
ним он был свидетелем
феодальной раздробленнос-
ти, межплеменных
междоусобиц, познал власть
казахских ханов, султанов,
их политику и др.
Основные
темы в произведениях Бухара-жырау
неустроенность жизни
народа, сложность взаимо-
отношений ханской власти
с народом, межродовые
распри, призыв к единению
сил для укрепления
ханства и борьбы с
иноземными захватчиками, вос-
певание отважных
батыров ( «Пожелание», «Ах,
времечко, ты, время»,
«Перед падением»,«Абылай»,
«Сверкающий красками
цветок», «Гибнет высокая
гора», «Оплакивание хана
Аблая» и др.).
Ах, времечко, ты время,
Дождись,
попробуй, помощи!
Не сваты, а прислужники.
Не сваты, а двурушники.
О, время, что замешано,
На лести и подачках!..
Век злобы и наживы…
О, время, все ты рушишь!..
Время мчится – во «вчера»,
Так о чём же говоришь?
Стало быть, пришла пора.
Бухар
–жырау был под воздействием идиологов
ханской ставки, которые
пропагандировали идею
преданности ханской
власти, поэтому как предста-
витиль своего времени,
верил в «хорошего хана».
Певцы феодальной знати персонировали
свои чая-
ния сильной ханской власти
в образе Аблай-хана.
В образе
Аблая Бухар пытался создать образ
Щедрого и справедливого
хана. Отражая семиднев-
ную битву казахов с
войском Галдан-Церена, поэт с
удовольствием повествует о
победе казахских дру-
жин, а хана Аблая называет
духом и знаменем этой
победы. Он видит в Аблае
символ мощи, ума, добро-
ты и человечности.
Такой
способ изображения характерен и для
русского фольклора эпохи
феодализма.«Свообразие
художественной системы
фольклора эпохи в целом
заключается в том, что
царь как носитель идеи гос-
ударственности и власти
выступает чаще всего в
идеализированном образе
«хорошего царя» (Иван IV, Петр I ),
который оказывается защитником на-
рода и его союзником в
борьбе с врагами»
Надо отметить,что Бухар-жырау не всегда восх-
валял Аблая. Были времена,
когда он в лицо гово-
рил грозному хану правду о
его недостатках, ошибо-
чных решениях, напоминал
ему, что он выходец из
неимущих.
Бухар
верно истолковывает значения добросо-
седских отношений с
Россией, подвергает критике
попытку Аблая вести с
Россией войну:
Ты, с русским воюя, Аблай,
Вражды к степям родным не вызывай,
С народом не живи ты во вражде.
(Перевод Вл. Цыбина.)
Бухар -
жырау разделяет стремление казахов жить с Россией в мире и призывает хана
не проти-
вится воле собственного
народа.
Бухар-жырау
внес весомый вклад в развитии
традиционной
дидактической поэзии казахов. В ряде произведений этого рода («Что луне
после сол-
нца?». «Прежнему врагу не
быть другом», он затра-
гивает вопросы этики,
единства.
В других
толгау поэт воспевает любовь челове-
ка к жизни, его оптимизм и
веру в грядущее, тягу к
знаниям, стремления узнать
тайны вселенной.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |