Реферат по предмету "Психология"


Специфика взаимосвязи внутриличностных конфликтов и суицидального поведения

--PAGE_BREAK--Основная часть
1.     Личностные проблемы, проблемы суицида и его причины в мировой литературе

1.1.        
Проблема суицида и внутриличностных конфликтов в современной психологической литературе

         Проблема взаимосвязи внутриличностного конфликта и суицида активно разрабатывается в зарубежной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определённой психологической школы.

          В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определённые желания, другая отклоняет их.[1]В теории К. Юнга внутриличностный конфликт – это регресс на более низкий уровень психики, то есть он происходит в сфере бессознательного.[2]

          В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория. В основе конфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данного направления – А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.

          Когнитивная психология рассматривает данную проблему через когнитивный диссонанс. Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

          В рамках бихевиоризма данная проблема трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания. В работах необихевиористов конфликт определяется как фрустрация, то есть реакция на препятствие.[3]

          В большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты. Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

          Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.[4]

          Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина. В. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности.[5]Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом.

          Таким образом, внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Часто результатом внутриличностных конфликтов может стать суицид.     

          Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на



намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации.                     

         Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Можно предположить, если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Владимир Маяковский в своей предсмертной записке, как известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил”.[6]

          Ещё менее уместны упрёки, обращённые к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело – анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их – во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

          При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособности воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющих задуманный план насилия, — это феномен болезни сознания, для характеристики, которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.

           “В моей смерти прошу винить…” По уровню самоубийств Россия вышла на одно из первых мест в мире. Масштаб этой цифры ужасает: в 1998 году в России добровольно расстались с жизнью около 66 тысяч человек.[7]Разумеется, каждая человеческая трагедия неповторима. Но в этих тысячах трагедий есть некие закономерности, которые помогают лучше понять состояние общества в целом. Закономерности эти предмет серьёзных научных исследований.

          Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.

          В социальной психологии эта проблема изучается как социальная патология.

Особенно отчётливо это можно проследить на примере творчества Э. Дюркгейма.

          В социологическом этюде “Самоубийство” общие основания методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом. Смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся “вне” индивида. Сами же социальные факты следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее.

          Так же эта проблема была рассмотрена в рамках социологического, анатомо-антропологического, психиатрического и психологического подходов. В них были разработаны различные представления о детерминации самоубийств.[8]

          Представители анатомо-антропологической концепции придерживаются идеи структурно-морфологических и психофизиологических причин самоубийства.[9]Важную роль играет неблагоприятная наследственность.

          Представители социологической концепции считали, что главные причины самоубийства усматриваются в социально-политических и экономических факторах, степени социальной интеграции индивида и воздействии на него социальных норм.[10]

          Психопатологическая концепция И. Гвоздева и Д. Эскироль, оказала сильное влияние на утверждение в общественном сознании представлений о психической патологии любого суицидента, что до последнего времени снижало эффективность научно-практической разработки проблемы самоубийства.

          Более поздние исследования психологов и психиатров (Л. Баллах, Н. Конончук, А. Ратинов, О. Ситковская, С. Семичёв) выявили наличие определённой связи между характерологическими чертами личности и склонностью к суицидальным действиям в кризисных ситуациях.

         Более гибкой объяснительной моделью суицидального поведения является концепция, согласно которой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). Данный подход продуктивно развивается в последние годы.[11]

          Подводя итоги данному пункту, можно с уверенностью сказать, что проблема суицидального поведения до сих пор является нерешённой в современной психологии. Существует много концепций, освещающих данную проблему, но все они не раскрывают причины данного поведения человека полностью. Некоторые концепции представляют на данный момент лишь исторический интерес, другие же ещё не полностью разработаны, как, например, концепция микросоциального конфликта.













1.2.        
Личностные проблемы и суицидальное поведение

         Обыденное представление о том, что к суицидальному поведению склонны люди с нарушениями функционирования психики, опровергается данными науки. Исследования показывают, что более 80% лиц из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. По данным Московского НИИ психиатрии, на учёте в психоневрологических диспансерах состояли около 20% суицидентов и только 8-9% нуждались в специализированной медицинской помощи.[12]

          Однако люди с пугающей частотой добровольно уходят из жизни. Только в России ежегодно фиксируется несколько десятков тысяч завершённых суицидов, что в 1,5-2 раза больше числа погибших от насильственных преступлений. В 2000 году в России добровольно ушли из жизни 56,9 тыс. человек. Соотношение суицид – попытка составляет 1:10, т. е. один завершённый суицид приходится примерно на десять попыток.[13]Следовательно, у нас в стране ежегодно около полумиллиона человек пытаются покончить жизнь самоубийством. Каковы причины такого поведения человека?

          В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.[14]Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

          К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе – семейной, дружеской или профессиональной;





дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность и т.д.). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.

          Суицидальное поведение включает различные формы активности, служащие деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Содержанием суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения её важнейших жизненных потребностей. Центральную роль в возникновении такой ситуации играют следующие конфликты: Обусловленные спецификой трудовой деятельности и межличностного взаимодействия: неудачи в выполнении конкретных задач, межличностные конфликты с коллегами по работе, служебные конфликты с начальниками или подчинёнными; обусловленные спецификой семейных взаимоотношений: неразделённая любовь, измена любимого человека, развод, тяжёлая болезнь или смерть близких; связанные с антисоциальным поведением человека: страх уголовной ответственности; боязнь позора; обусловленные состоянием здоровья: психические заболевания; хронические соматические заболевания; физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостаток), половая несостоятельность; обусловленные материально-бытовыми трудностями.[15]

         Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта.[16]Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. Существенный момент при этом – наличие уязвимых психических структур. Склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера.



          Исследования показывают, что 30% суицидентов воспитывались в неблагополучных семьях, у 27,4% среди ближайших родственников были самоубийцы (девиантное поведение как одна из моделей выхода из трудной ситуации) и около 16% уже пытались покончить с собой.

          Делая вывод из выше сказанного, в современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Центральную роль в возникновении суицидального кризиса личности могут играть конфликты, обусловленные спецификой трудовой деятельности, семейных отношений, связанные с асоциальным поведением человека, обусловленные состоянием здоровья или материально-бытовыми трудностями. Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта. Непременным условием для этого служит особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой.





























2.Характеристика суицидального поведения и внутриличностных конфликтов, способы коррекции суицидов.

2.1. Анализ компонентов суицидального поведения

Суицидальное поведение имеет внешний и внутренний планы, которые в единстве образуют относительно устойчивую, целостную и типологически своеобразную структуру, отражающую индивидуальность суицидента и тип его личностного кризиса.[17]Психологическая ситуация представляет собой взаимосвязь мотива структуры суицидальных, аффективных, ориентировочных дальнего поведения и исполнительных компонентов деятельности и общения личности в условиях кризисной ситуации.

Мотивационный компонент включает суицидальные побуждающие и смыслообразующие мотивы в форме социальных установок, ситуационных мотивационных тенденций и относительно устойчивых ценностных ориентаций. Важнейшая характеристика этого компонента – наличие внутриличностного конфликта смыслообразующих мотивов, исключающего их одновременную реализацию.

Выделяют пять типов суицидального поведения (пять типов ведущих мотивов: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция).[18]Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид.

В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения, в более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания  и отказа.[19]







Протестное и призывное суицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.

Аффективный компонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации.[20]К ним относятся: быстро протекающие острые аффекты, динамично развивающиеся аффективные состояния; устойчивое депрессивное состояние; состояние фрустрации большой интенсивности, переживания непереносимости конфликтной ситуации, тягостного ожидания негативных последствий совершенного проступка, тревоги перед потерей социального статуса, страха перед необходимостью принимать на себя ответственность.

Ориентировочный компонент представляет собой блок когнитивной (познавательной, интеллектуальной) деятельности по анализу социальной ситуации, осознанию уровня её кризисности, принятию суицидального решения, формированию суицидальных целей, планированию и совершению соответствующих действий.[21]Он включает кроме того Я-образ суицидента, а также образ личностно значимой психотравмирующей ситуации – сложившихся взаимоотношений с окружающими, особенностей своей внутригрупповой социально-психологической роли и т.п.

Таким образом, исполнительный компонент структуры суицидального поведения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающие ориентировочному и аффективному компонентам. Они проявляются в форме суицидальных высказываний или же суицидальных действий. Такие действия отражают психологию суицидента, приводя к завершённому суициду или оставаясь его попыткой.







2.2. Характеристика этапов внутриличностного конфликта и суицидального поведения

Динамика внутриличностного конфликта включает предпозиционный и суицидальный этапы.[22]Предпозиционный этап определяется исключительно высокой психической напряжённостью суицидента, его повышенной активностью по выходу из сложившегося внутриличностного конфликта. Но эта активность не сопровождается суицидальными действиями. По мере того как исчерпываются варианты разрешения конфликта, порождается мысль о его абсолютной неразрешимости. Показательны в этом смысле рассуждения Н.А. Бердяева:>.[23]Он перестаёт видеть смысл в жизни всего мира, всё окрашивается для него в тёмный цвет безнадёжной бессмыслицы, всё осмысленное вытесняется>>.

Истощение психологической защиты снижает порог чувствительности к социальным раздражителям. Суициденты ощущают невыносимость существования в сложившихся условиях и предположительно констатируют отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве ещё блокируются механизмом защиты. Базовые жизненные потребности ещё сохраняются.

Переходу к суицидальному этапу способствует дополнительная психотравматизация. На фоне этих состояний возникают суицидальные мысли, а позднее – и обдумывание способы суицида. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.







Существует демонстративно – шантажное суицидальное поведение.[24]Его личностный смысл состоит в оказании психологического давления на окружающих с целью изменения трудной ситуации в благоприятную для суицидента сторону. Человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и предпринимает для этого меры предосторожности. Поэтому демонстративно-шантажное суицидальное поведение отличается особой структурой и динамикой.

Мотивационная сфера представлена следующим образом.[25]Сохраняются витальные мотивы, гипертрофированы мотивы социального одобрения, сильны мотивы избегания трудностей. Вытеснение мотива долга обуславливает стремление снять с себя ответственность за поиск конструктивных форм социального поведения. Сильна мотивация наказания обидчика любой ценой, привлечения внимания окружающих к своим трудностям.

Аффективная сфера представляет собой инфантильное чувство жалости к себе, переживание обиды и ненависти к фрустрировавшим обстоятельствам, негативное отношение к необходимости принять самостоятельное решение.

Ориентировочная сфера. Оценка своих возможностей как недостаточных приводит к выводу о необходимости привлечь внимание окружающих к решению своих проблем путём суицидальной попытки. Время, условия и средства суицидальной попытки оцениваются с позиции её безусловной безопасности. Выделяется круг потенциальных >.

Исполнительная сфера. Демонстративный характер попытки проявляется в высказываниях угрожающего суицидального плана. Воздействие на окружающих оказывается жестикуляцией, мимикой и позой. Суицидальная попытка носит организованный характер, отвечающий разработанному с точки зрения безопасности плану.







Таким образом, суицид относится к крайне деструктивному выходу из внутриличностного конфликта.

Психологическая структура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных, аффективных, ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности и общения личности в условиях кризисной личностной ситуации. Динамика суицидального выхода из внутриличностного конфликта включает предпозиционный и суицидальный этапы.

2.3. Психокоррекция суицидального поведения.

Интегральные свойства личности, которые включают в себя ряд уровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально мотивационный, поведенческий, могут явиться ориентирами для дифференцированных подходов в психотерапии кризисных состояний, в том числе и суицидальных.[26]Определяя характер помощи, направленной на выход суицидента из кризисного состояния, необходимо учитывать, что  ключевым пунктом для выбора приёмов психотерапевтического воздействия служит оценка психического состояния суицидента. Поэтому конкретные формы оказания такой неотложной кризисной помощи во многом отличаются от традиционной > психотерапии.

Исходя из того, что самосознание суицидента отличается эгоцентризмом (человек погружён в свои мучительные страдания), психотерапевтическая работа с ним на начальном этапе требует директивного стиля. В отличие от обычной психотерапевтической работы необходимо, чтобы психотерапевт дал анализ кризисной ситуации, конкретные рекомендации, убедил пациента в том, что их нужно выполнять. В силу дезадаптации и инфантилизма пациент сам ищет руководства, хочет быть >. Когда наметился выход из кризиса, психотерапевт должен сменить позицию на недирективную, иначе у пациента может появиться соблазн > ответственность, переложить на психотерапевта заботу о разрешении его жизненных проблем.



Для снижения аутоагрессии работа психотерапевта должна быть направлена на разрушение крайне негативного отношения суицидента к себе, а значит, на самоутверждение в кризисной ситуации. Основное здесь внимательно проанализировать его жизнь, помочь > вытесненные в силу пессимистической установки моменты, когда он в противоположность  теперешнему состоянию проявлял решительность, силу воли, добивался успеха. Нужно обратить внимание на положительные свойства его личности. Это поможет преодолеть  и, связанное  с  аутоагрессией  чувства  вины  по  отношению  к близким людям.

Стержнем первой беседы с суицидентом должно стать убеждение пациента пока не решать стоящий перед ним вопрос о жизни, о прекращении борьбы и др. Такая стратегия направлена на разрушение пессимистической личностной установки на перспективы выхода из кризиса.  Не следует отвергать любую позицию пациента, это вызовет протест и недоверие  к психотерапевту.  Необходимо предоставить суициденту возможность ослабить эмоциональное напряжение, болезненные переживания посредством длительного рассказа о своей жизни, о причинах кризисной ситуации. Роль психотерапевта здесь сводится к доверительной позиции сочувственного понимания. В ходе рациональной терапии больному помогают проанализировать его кризисную ситуацию  (из-за дезадаптации ему трудно это сделать самостоятельно). Цель анализа – получить информацию и поколебать пессимистическую установку, показать её беспочвенность. Здесь может помочь уверенная, оптимистическая позиция психотерапевта. Наиболее сложной для психотерапевтической коррекции является паранойяльность суицидента. Почти все суициденты обнаруживают паранойяльность не как свойство характера, а как характеристику суицидального состояния. Поэтому важна работа по переключению внимания, мыслей и действий пациента с мучительной проблемы, которая носит для него сверхценный характер, на другие вопросы, мотивы, ценности. Они должны обладать положительной эмоциональной окраской. Состояние дезадаптации может явиться и благоприятным фоном для расшатывания >, для их коррекции.

Оно может сделать людей более внушаемыми, что позволит применять гипносуггестивные методы психотерапии.

Психотерапевту важно изучить иерархию мотивов, выделить ведущий мотив суицидального поведения.[27]Такое дифференцирование  мотивов  даёт  ключ  к выбору форм психотерапевтического воздействия, к прогнозу сроков выхода из кризиса. Дифференцирование мотивов даёт возможность более точно подходить к выбору методик психотерапевтического воздействия. По-разному  следует оценивать личность суицидента и оказывать помощь, если мы имеем дело с суицидальной реакцией протеста или с реакцией капитуляции перед жизнью, когда почти полностью подавлены витальные мотивы. Тут нужна аналитическая работа, поскольку сам пациент плохо осознаёт истинный мотив собственного суицидального поведения.

Итак, ориентирами для определения конкретных форм и приёмов психотерапевтической  коррекции  суицидального поведения являются интегральные  свойства личности суицидента, которые включают в себя ряд уровней психической  деятельности:  когнитивный,  эмоционально-мотивационный и поведенческий.

















    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.